6.120100 "Мiстобудування". Харшв: ХНАМГ, 2007. 175 с.
15. Булах I. В. Аналiз наукових дослщжень в аспекп архитектурно-мiстобудiвного проектування зaклaдiв охорони здоров'я. Науковий вгсник будгв-ництва. Харшв, 2018. Т. 93. № 3. С. 29-36.
16. Булах I. В. Передумови художньо-естетич-ного формування архитектурного середовища л^-вальних зaклaдiв. Науковий вгсник будгвництва. Харшв, 2018. Т. 94. № 4. С. 9-14.
17. Булах I. В. Проблемне поле завдань реор-гашзацд мереж дитячих л^вальних зaклaдiв Украши. Мгстобудування та територгальне пла-нування. Кшв, 2017. № 63. С. 45-51.
18. Булах I. В. Передумови реоргашзацп мереж! дитячих лшувальних заклащв Украши. Су-часнг проблеми архгтектури та м1стобудування. Кшв, 2017. № 47. С. 444-450.
19. Булах I. В. Ландшафт i вода, як основа су-часних свгтових тенденцш в проектуванш медич-них зaклaдiв. Сучаснг проблеми архтектури та мгстобудування. Кшв, 2016. № 46. С. 392-396.
20. Булах I. В. Сучасний закордонний досвщ проектування енергоефективних лжарень (досввд Сшгапура). Сучаснг проблеми архгтектури та мгстобудування. Кшв, 2018. № 50. С. 332-440.
21. Bulakh I. The main trends in organization of architectural environment of medical institutions. Web of Scholar. Warszawa, 2018. № 5 (23). Vol. 1. С. 59-62.
22. Bulakh I. V. Analysis of scientific research in the field of architectural and urban designing of chil-
dren healing institutions. Colloquium-journal. Warszawa, 2018. № 10 (21). Vol. 7, С. 5-8.
23. Bulakh I. V. Influence of environmental factor on projecting health care in Ukraine. Colloquium-journal. Warszawa, 2018. № 13 (24). Vol. 1, С. 9-11.
24. Булах I. В. Архiтектурно-мiстобудiвна мережа заклащв охорони здоров'я Киева. 1нтернаука. 2018. Кшв, № 14 (54). С. 11-13.
25. Булах I. В. Центр реабштацп i релаксацп для учаснишв бойових дш. Проблеми теорИ та icmopii архтектури Украши. Одеса, 2018. № 18. С. 207-213.
26. Булах I. В. Проектування сучасних дитячих лшувальних заклащв з урахуванням вторичного контексту оточуючого архитектурного середовища мют (досввд Великобритании European network for academic integrity. The development of technical sciences: problems and solutions: Conference Proceedings. (Brno, April 27-28, 2018). Brno: Baltija Publishing, 2018. Р. 187-190.
27. Булах I. В. Символiзацiя художшх образiв у мютобудуванш. Сьогодення та тенденци ро-звитку. Мiстобудування та територiальне пла-нування. Кшв, 2014. № 51. С. 24-30.
28. Булах I. В. Символiзацiя художшх образiв сучасного архитектурного середовища. Сучаст проблеми архтектури та мктобудування. Кшв, 2014. № 36. С. 11-16.
29. Булах I. В. Символ i символiзацiя у теоре-тичних дослщженнях. Сучаст проблеми архтектури та мiстобудування. Кив, 2009. № 22. С. 37-62.
УДК 691.2
Ерофеев А.В.
Михайлов В.А.
Земцов Е. С.
Тамбовский Государственный Технический Университет РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НАТУРАЛЬНОГО КАМНЯ
Erofeev A. V.
Mikhailov V.A.
Zemtsov E.S.
Tambov State Technical University
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF OF A NATURAL STONE APPLICATION
Аннотация
Натуральный камень в строительстве зданий и сооружений используется с древнейших времен до настоящего времени. Однако на разных исторических этапах интенсивность его использования, функциональное назначение было различным. В работе представлен исторический обзор изменения функционального назначения натурального камня от конструктивного (использовался в древности в качестве несущих конструкций) до декоративного (используется в настоящее время в качестве отделочного материала).
Abstract
Natural stone in the construction of buildings and structures has been used from ancient times untill the present. However, at different historical stages, the intensity of its use, the functional purpose was different. The paper presents a historical review of changes in the functional purpose of natural stone from constructive (used in ancient times as bearing structures) to decorative (currently used as a finishing material).
Ключевые слова: природный камень, ретроспективный анализ, малые архитектурные формы, архитектурные стили, сооружение.
Key words: natural stone, retrospective analysis, small architectural forms, architectural styles, construction.
Камень на протяжении всей истории человечества, наряду с деревом, является одним из самых популярных строительных материалов. Его применение для сооружения жилища началось с появлением человечества. Однако на разных историче-
ских этапах развития человечества его функциональное назначение изменялось. Ретроспективный анализ применения натурального камня в строительстве позволит выявить объективные и субъективные предпосылки появления искусственного камня [1].
Рисунок 1 - Общий вид пещер
Итак, натуральный камень, как один из базовых материалов в строительстве, начал применяться для сооружения жилищ с появлением человечества. Изначально люди сами из камня ничего не возводили, а только пользовались естественными укрытиями, созданными самой природой. Наиболее популярными укрытиями такого типа являются пещеры (рисунок 1), которые первобытные люди использовали в качестве жилища еще 2 миллиона лет назад.
В связи с тем, что естественные обиталища не могли удовлетворить всем нуждам древних людей, а также начали появляться первые строительные инструменты из древесины, камней и костей животных начинается процесс обустройства жилища. В этот период времени (примерно 75-60 тыс. лет назад) началось мощение жилых площадок камнем и возведение древних оград. Примеры такого использование камня показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Древняя стоянка Ла Ферасси
При переходе от кочевого к оседлому образу жизни начали возводиться не только жилища, но и первые сооружения культового назначения, получивших название мегалитов. Мегалиты - это сооружения из огромных каменных глыб. К ним относятся менгиры, дольмены и кромлехи. Менгиры по сути являются первыми каменными памятниками в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня. Дольмены же одни из первых
каменных сооружений, которые имеют как внутреннее пространство, так и внешний объем (рисунок 3). Кромлех представляет собой ряд поставленных вертикально в землю продолговатых камней, которые образуют одну или несколько окружностей. Назначение первых сооружений из природного камня до сих пор до конца не установлено, и вызывает большое количество споров в среде специалистов [2].
Рисунок 3 - Древний дольмен
Во времена, когда в Европе возводили дольмены в Египте начали возводить сооружения невероятных объёмов и размеров, которые все своим весом принижали людей перед божествами и императором. Самые известные - это пирамиды. Самой древней считается пирамида Джосера (рисунок 4), построенная архитектором Имхотепом в период с
2667 по 2648 гг. до н. э. И так в этот период времени натуральный камень начинает выполнять не только несущую, но и декоративную функцию.
Также начали изготавливать скульптуры с более детальной проработкой внешнего вида. Таким образом, в древнем Египте впервые начали применять камень в качестве облицовочного материала.
Рисунок 4 - Пирамида Джосера
Позже в эпоху железного века с появлением первых железных строительных инструментов и более точной обработки камня начали возводиться жилища из мелких камней с последующей обмазкой глиной, которые раскинулись
современной Англии и Африки. Ярким представителем такой постройки является Большой храм Зимбабве, длина наружной стены по периметру, которого составила 300 м, а высота 9 м (Рисунок 5).
Рисунок 5 - Большой храм Зимбабве
Массово каменное строительство для постройки сооружений начали применять в V—IV вв. до н. э на территории древней Греции и Рима, где с помощью обыкновенного камня возводились не только сооружения сложных архитектурных форм, но и создавались скульптуры с мельчайшими деталями. Так же начали применять малые архитектурные формы, такие как ордера, пилястры и карнизы.
В этот период времени наибольшую популярность приобретает каменная стоечно-балочная система. Однако данный вид конструкции не позволяла создавать требуемые на том периоде развития
объемы и пролеты. Поэтому от применения натурального камня постепенно начинают отказываться, заменяя его бетоном. Природному камню в этот период времени отводится роль облицовочного декоративного материала. Архитектура Античности развивалось семимильными шагами вплоть до 235-285 годов н. э. И стало угасать вместе с распадом римской империи. Ярчайшими представителями данного периода являются Акрополь и т.д. (рисунок 6).
Рисунок 6 - Акрополь
С наступление смутных времен и потерей технологий строительства античности происходит деградации архитектуры. Строительство возвращаться к камню как конструкционному материалу. В связи с началом феодальных войн возросла потребность в укрепленных сооружениях, в которых
главная несущая роль отводится камню. Яркими представителями этой эпохи являются многочисленные замки, раскиданные по всей территории современной Европе (рисунок 7).
Рисунок 7 - Замок Гогенцоллерн
С приходом XV века и сменой феодального общественного устройства на буржуазный строй начинается возрождение наследия античности. Наблюдается кардинальное изменения в философии, литературе, живописи и конечно строительстве. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы. Сложная пропорция средневековых зданий
сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы (рисунок 8). Архитектура снова становится ордерной.
Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что камень начинает
применяться только при фундаментальном строительстве храмов и светских сооружений.
Рисунок 8 - Санкт-Марко
В середине XVIII веке происходит промышленная революция и технологии начинают развивать огромными шагами вперед. Происходит возрождения технологий античности, появляться новые материалы такие как бетон, портландцемент, римский цемент. И камень массово начинает использоваться как отделочный материал, а также и в малых архитектурных формах. В то время очень популярными стилями считались барокко и классицизм. Для барокко характерны контрастность,
напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. А черты классицизма в архитектуре черпают свои мотивы в традициях античности, олицетворением которой стал фасад греческого храма или римского сооружения с портиком, колоннадами, треугольным фронтоном, расчленение стен пилястрами, карнизами - элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты и меандры, бусы и ионики (Рисунок 9).
Рисунок 9 - государственный Эрмитаж
Вплоть до Октябрьской революции и смены режима в стране архитектура и строительство развивается в общем векторе, заложенном в 18-19 веках, естественно с небольшими видоизменениями и отклонениями. Однако с приходом к власти большевиков происходит коренное переосмысление идеалов во всех сферах жизни, в том числе и в строительстве: на первый план выходят функционализм, от всех буржуазных излишеств отказываются. В начале 30-х годов 20 века в архитектуре
окончательно складывается и начинает преобладать неоклассика, отличительными чертами которого являлись (рисунок 10):
- ансамблевая застройка улиц и площадей;
- синтез архитектуры, скульптуры и живописи;
- разработка традиций русского классицизма;
- использование архитектурных ордеров;
- барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся, а также на темы триумфа и регалий власти;
- оптимистический настрой всего произведе-
ARCHITECTURE/ <<Ш^ШетУМ~ЛШ®Ма[1>>#]](Ш1)),2(0]9 - использование мрамора, гранита, бронзы,
ния;
ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров; нависающие объёмы.
Рисунок 10 - Здание МГУ
С 1955 года в архитектуре России начинаться смутные времена: выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС [3], которое одномоментно завершает эпоху советского монументального классицизма (рисунок 11). С зданий, которые уже строились в приказном порядке убиралось максимальное количество архитектурного декора, если это
было технически возможно. Были и более серьезные случаи, когда из-за таких пересмотров строительство зданий останавливалось и возобновлялось по пересмотренным проектам через годы. Натуральный камень в этот период времени практически не применялся в строительстве.
Рисунок 11 - Гостиница «Россия»
В современном мире от камня как от несущего случаях его применяют чаще всего при реконструк-материала отказались полностью. Только в редких ции памятников истории. Сейчас в основном ему
отводиться роль декоративного материала, в облицовки интерьеров и экстерьеров, а также в создании малых архитектурных форм [4].
Таким образом, натуральный камень за свою многовековую историю прошел путь от несущего до отделочного материала. Однако в настоящее время из-за ряда объективных и субъективных причин его пытаются заменить искусственным камнем, даже в роли облицовочного материала.
Список литературы
1. Дранников Р.Н., Данилов В.М, Михайлов В.А. Искусственное старение и имитация как основные способы придания внешнего вида малым архитектурным формам. Эл. Современное состояние и перспективы развития строитель-
ной науки: материалы студенческой конференции: 19 апреля 2018, г. Тамбов. Под общей ред. Ерофеева А.В. - Рассказово: Изд-во «Звездопад», 2017
2. Erofeev A.V., Popov V.V., Mikhailov V.A. Historical development of the natural stone from a structural element to an element of decoration. The world of science without borders conference proceedings. 2018 Издательство: Издательство федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тамбовский государственный технический университет"
3. Центральный Комитет КПСС Совет Министров СССР Постановление От 4 ноября 1955 г. N 1871 Об устранении излишеств в проектировании и строительстве