Научная статья на тему 'РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ НА БАЗЕ СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРОВ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ'

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ НА БАЗЕ СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРОВ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ДОСУГОВЫЙ КОМПЛЕКС (СДЦ) / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ КОМПЛЕКС (КДЦ) / ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА / ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ / ДОСУГ / МАСШТАБНОСТЬ ЗАСТРОЙКИ / КОМПЛЕКСНОСТЬ ЗАСТРОЙКИ / ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горовой Ф.Ф.

По доступным литературным и фотографическим источникам проведён ретроспективный анализ основных древнегреческих общественных зданий, а также проанализированы архитектурные пространственные и планировочные решения и особенности формирования современных спортивно-досуговых центров (СДЦ) на базе культурно-досуговых центров (КДЦ). СДЦ, как частный случай КДЦ, является уникальным сооружением, подчиняющимся единым принципам формирования, выявленным на основе зарубежного проектирования КДЦ в городской застройке, являющимся точкой притяжения населения, отличающимся разнообразием функциональной составляющей в составе многоуровневых, физически единых пространств, с преобладанием функции, являющейся специализацией центра, приспособленных к проведению досуга населения и адаптированных к потребностям маломобильных групп населения. Сделан вывод о необходимости разработки аналогичных проектов ТПК для отечественного опыта проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS AND REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCE IN DESIGNING SPORTS AND LEISURE CENTERS IN URBAN DEVELOPMENT BASED ON SPORTS CENTERS AND CULTURAL AND LEISURE CENTERS

Based on available literary and photographic sources, a retrospective analysis of the main ancient Greek public buildings was carried out, as well as architectural spatial and planning solutions and features of the formation of modern sports and leisure centers (SDC) on the basis of cultural and leisure centers (KDC) were analyzed. SDC, as a special case of KDC, is a unique structure that obeys uniform principles of formation, identified on the basis of foreign design of KDC in urban development, is a point of attraction of the population, characterized by a variety of functional components as part of multi-level, physically unified spaces, with a predominance of function, which is a specialization of the center, adapted to the leisure of the population and adapted to the needs of low-mobility groups of the population. It is concluded that it is necessary to develop similar TPC projects for domestic design experience.

Текст научной работы на тему «РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПОРТИВНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ НА БАЗЕ СПОРТИВНЫХ ЦЕНТРОВ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ»

Ретроспективный анализ и обзор зарубежного опыта

проектирования спортивно-досуговых центров в городской застройке на базе спортивных центров и культурно-досуговых центров

Аннотация: По доступным литературным и фотографическим источникам проведён ретроспективный анализ основных древнегреческих общественных зданий, а также проанализированы архитектурные пространственные и планировочные решения и особенности формирования современных спортивно-досуговых центров (СДЦ) на базе культурно-досуговых центров (КДЦ). СДЦ, как частный случай КДЦ, является уникальным сооружением, подчиняющимся единым принципам формирования, выявленным на основе зарубежного проектирования КДЦ в городской застройке, являющимся точкой притяжения населения, отличающимся разнообразием функциональной составляющей в составе многоуровневых, физически единых пространств, с преобладанием функции, являющейся специализацией центра, приспособленных к проведению досуга населения и адаптированных к потребностям маломобильных групп населения. Сделан вывод о необходимости разработки аналогичных проектов ТПК для отечественного опыта проектирования.

Ключевые слова: спортивно-досуговый комплекс (СДЦ), культурно-досуговый комплекс (КДЦ), городская застройка, точка притяжения, досуг, масштабность застройки, комплексность застройки, тенденции проектирования, градостроительные тенденции, планировочные тенденции, инженерно-технические тенденции.

Спортивно-досуговый центр (далее СДЦ), равно как и культурно-досуговый центр (далее КДЦ), является учреждением, в котором происходит культивирование и развитие положительной культурно--досуговой среды, отвечающей социокультурным потребностям общества.

Досуг, как социальное явление, исторически восходит к каменному веку и появлению первых человеческих объединений [1], позволяющих не только выживать, но и развиваться. С развитием технологическим, духовным и социальным, у человека, как индивида, появилось время для досуга и праздника, и именно праздник в своей сложности и многогранности находит свое отражение в функционале современных досуговых центров, а именно: коммуникативная, регулятивная, компенсаторная, эмоционально психологическая и нравственно-воспитательная функции [2]. С развитием

Ф.Ф. Горовой Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2022/7654

цивилизации человечество стало строить специализированные сооружения для проведения досуга.

Первые известные прототипы СДЦ и КДЦ появились в Древней Греции в эпоху эллинизма и были светскими монофункциональными зданиями. К подобным сооружениям, в первую очередь, относятся залы собраний народных представителей и городского совета, экклесиастерии (рис. 1, рис. 2.) и булевтерии (рис. 3.), соответственно, их планировка была основана на амфитеатрах и переработана из открытого сооружения для массового нахождения зрителей, вписанного в окружающий ландшафт, в отдельно стоящее здание для ограниченного числа лиц [3,4].

Рис.1. Экклесиастерий (зал собраний народных представителей). Разрез, реконструкция интерьера [3].

0 Юм

1_I_■

Рис.2. Экклесиастерий. План [3].

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2022/7654

-зона ожидания, рекреационная ■зона

Рис.3. Булевтерий. Разрез, план [3]

На планировках данных сооружений видно наличие достаточно сложной сети вертикальных коммуникаций, соединяющих многоуровневые пространства основных функциональных объёмов сооружений, наблюдается рассредоточенность входов/выходов, позволяющая не создавать аварийных ситуаций, важно отсутствие опор по середине сооружения, что позволяет сделать вывод о применении передовых на то время технологий строительства большепролетных пространств.

Широко были распространены гимнасии (рис. 4), палестеры - самые близкие прообразы современных КДЦ и СДЦ. Основной их функцией было развитие горожанина как физически, так и духовно, согласно древнегреческой философии. Изначально гимнасием называли ровную площадку для занятий спортом, обсаженную тополями для создания тени, впоследствии площадку стали обносить галереей и отдельными

М Инженерный вестник Дона, №5 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2022/7654

помещениями для специализированных занятий, после список занятий был расширен и был пополнен таким предметами, как литература, музыка, философия [5].

■рекреационная зона

■зона вспомогательных помещений

■основная функциональная зона

Рис.4. Гимнасий. План, реконструкция [3].

На плане гимнасия видно, что здание имеет одно большое открытое пространство, несущее основную нагрузку при занятиях гимнастикой и выступлениях философов и ораторов, обрамлённое портиками-галереями, создающими промежуточное пространство между открытой частью сооружения и закрытой, включающей в себя как вспомогательные помещения, так и залы для проведения занятий. Сами по себе портики являются важным элементом здания. Они представляют собой буферную и рекреационную область, разделяющую функциональные зоны сооружения, в некоторых случаях являющуюся дополнительными площадями для занятий.

Стоит также отметить социальную ценность гимнасиев и палестер. Эти сооружения, наравне с агорами (площадями для собраний), экклесиастериями и булевтериями, амфитеатрами и стадионами, были

важными центрами научной и социальной жизни населения города, в котором находились, а также близлежащих поселений. Именно в их стенах происходило обучение детей письму и счёту, происходило их физическое и духовное развитие, обучение военному ремеслу и прочим предметам, необходимых свободному человеку. Важно то, что обучение было платным и могло продолжаться до вполне зрелого возраста, готовность же платить за образование в течение многих лет указывает на осознание важности образования и естественную потребность в зданиях и сооружениях, где это происходит централизованно, под присмотром опытных наставников и учителей.

Амфитеатры (рис. 5.) являлись важной частью массовой древнегреческой культуры и изначально были религиозными сооружениями, посвящёнными Дионису, а так как религия и аппарат государственного управления имели тесную связь, представления и сами амфитеатры находились под патронажем властей полиса. Амфитеатры служили целям просвещения и развлечения народа, единения различных групп и слоёв населения, благодаря величине этих сооружений и удобству размещения в них большого количества человек. Со временем, влияние религии на представления утрачивалось, начали освещаться важные политические решения и события государственной жизни. Эти сооружения - прототипы современных театральных залов и/или помещений, являющихся составными частями многофункциональных зданий и сооружений.

Функционально амфитеатр можно разделить на 3 части. Он имеет две основные функциональные зоны, тесно взаимосвязанные между собой, не имеющие смысла друг без друга. Первая - орхестра - место выступления, вторая - зрительские места. Третья зона была вспомогательной и называлась скена - помещения для переодевания актёров, впоследствии начала играть роль декорации.

........- -орхестра, основная функциональная зона I

-скена, вспомогательная функциональная юна -места дм зрителей, основная функциональная тона 2 Ратвитая система вертикальных свячен

Рис. 5. Амфитеатр. План , фото [3].

Анализ существующих СДЦ и КДЦ показывает функциональную и идейную близость именно к древнегреческим аналогам светских учреждений, с поправкой на требования и тенденции развития современной общественной архитектуры и сооружений данной типологии, в частности.

Тенденции в проектировании СДЦ и КДЦ можно разделить на три группы.

1. Градостроительные тенденции.

2. Планировочные тенденции.

3. Инженерно-технические тенденции.

С градостроительной точки зрения, строительство КДЦ или СДЦ создаёт точку притяжения для населения близлежащих районов или усиливает уже существующую, что подразумевает наращивание мощностей транспортной инфраструктуры, создание дополнительных парковочных мест.

Важным и естественным критерием и тенденцией удачного градостроительного решения при выборе места застройки для КДЦ и СДЦ является "уместность" именно этого сооружения именно в этом месте.

Здания данной типологической группы должны быть построены в местности, которая испытывает дефицит застройки культурно-бытового характера.

Благодаря своему образу оно должно привлекать посетителей, его функциональное содержание должно отвечать реалиям местности, в которой оно построено, а также иметь возможность меняться совместно с этими реалиями. В противном случае сооружение будет нерентабельно и бесполезно, что впоследствии отрицательно скажется на образе города, так как если сооружение бесполезно, то на его содержание не выделяются деньги, и оно ветшает и разрушается.

К градостроительным тенденциям нужно отнести сомасштабность окружающей застройке или местности, то есть сооружение должно отвечать масштабу окружающей застройки, если оно находится в плотной городской среде, или местности, если участок проектирования находится за городом или в рекреационной зоне. Это в принципе одна из важнейших задач архитектора - сохранить "ткань" пространства единым целым (в противоположность созданию "лоскутного одеяла"). Особенно важной эта задача становится при работе в плотной застройке современных российских городов наподобие Ростова-на-Дону, где рядом друг с другом могут стоять здания абсолютно разных эпох.

Отличными примерами соответствия градостроительным тенденциям, уместности, сомасштабности окружающей застройке и природе, создания точки притяжения являются "Спортивный центр в Кэмпбелле" архитектурного бюро Steven Holl Architects (рис. 6.) и "Шанхайский восточный спортивный центр" архитектурного бюро gmp (рис. 7.),

соответственно.

Спортивный центр в Кэмпбелле окружает массовая жилая застройка, имеющая чёткие членения в массах и постоянный ритм проёмов, застройка в целом не имеет резких перепадов по этажности. Центр сомасштабен окружающей застройке, в первую очередь, за счёт правильной посадки на участок (с учетом особенностей углового участка здание посажено на угол квартала по линии застройки) и правильно подобранных габаритов, во-вторых, за счёт расположения самих витражей относительно друг друга, ритма импостов и стоек витражей [6].

Здания Шанхайского восточного спортивного центра находятся в рекреационной зоне, в непосредственной близости от реки Хуанпу на территории бывшей промзоны. Сомасштабность достигается благодаря разбиению комплекса на отдельные объемы, заглублению его внутрь рекреационной зоны, большое количество и размеры витражей делают объёмы не такими массивными, а волнообразные формы сооружений не только отсылают к основной специализации спортивного центра (водные виды спорта), но и удачно сочетаются с окружающей растительностью [7].

Рис.6. Спортивный центр в Кэмпбелле Рис.7. Шанхайский восточный Архитектурное бюро Steven Holl спортивный центр архитектурное

Architects [6]. бюро gmp [7].

К группе планировочных тенденций (тенденции, влияющие на

архитектурно-художественный образ сооружения, отвечающие за организацию пространства, функциональное наполнение сооружения) следует отнести нижеследующие позиции.

Создание единого коммуникативного узла - необходимость в проектировании сооружений культурно-бытовой направленности. Он позволяет не «множить сущности», дублируя входные группы для посетителей, заинтересованных в разных функциях сооружения.

Грамотно спроектированный узел распределяет потоки людей, не сталкивая их, связывает сооружение по вертикали и горизонтали, создаёт интересные внутренние пространства.

Как и большинство современных общественных зданий, сооружения, соответствующие типологической группе КДЦ и СДЦ, стремятся к полифункциональному содержанию, чему способствует свободная планировка сооружения. При этом можно разделить функции на две категории - основную и дополнительную. К примеру, сооружение заявлено как спортивно-досуговое, отсюда следует, что основная функция - спорт, спортивные и тренажёрные залы, бассейны и т.д. Дополнительно идут лекционные залы и клубные комнаты, кафе (как место общения, что является фундаментом развития духа человека), ведь спорт - не только культура тела, но и культура духа. Для иллюстрации планировочных тенденций рассмотрим культурный центр Eemhuis, архитектурное бюро Neutelings Riedijk (рис. 8.) [8]. На поэтажных планировках (рис.9.) и разрезах мы можем увидеть единый коммуникативный узел на все четыре уровня и атриумное пространство, располагающееся в пределах трех уровней из четырех. Атриум играет важную роль в объёмно-пространственной композиции данного сооружения, его остекление нивелирует массивность сооружения, добавляет иллюзорную лёгкость, заставляет брутальные объёмы четвертого уровня "парить". Функциональный центр этого КЦ - школа искусств - занимает

четвертый уровень, что отражено в объёмно-пространственной композиции, сразу заметно, что этот уровень особенный, важнейший в здании.

Рис.8. Культурный центр Eemhuis, архитектурное бюро Neutelings

[8].

Рис.9. Культурный центр Eemhuis. Поэтажные планировки [8].

Планировка здания свободная, ограниченная внешними ограждающими конструкциями и конструктивными элементами жёсткости.

Можно заметить характерный для зданий и сооружений подобной типологии большой процент рекреационных пространств, где происходят коммуникативные процессы между посетителями. Они также берут на себя связующую роль между основными функциональными блоками.

Важной тенденцией и составляющей любого сооружения является доступность здания для маломобильных групп населения, позволяющая людям с приобретёнными или врождёнными травмами, ограничивающими их возможности, полноценно пользоваться сооружениями.

Планировочно для этого организовывают пандусы как снаружи здания, так и внутри, устраивают вход в здание на уровне земли, предусматриваются пожаробезопасные зоны для инвалидов и универсальные кабины санузлов, делают тактильные надписи и покрытия, устанавливают интерактивные информационные стэнды и т.д.

Главной тенденцией инженерно-технологического характера является стремление к энергетическому самообеспечению зданий. Следование ей делает сооружение независимым и самодостаточным от таких сетей, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение. Соответственно, строительство и эксплуатация здания становится на порядок дешевле и экологичнее. Для этого используются такие инженерные сооружения, как солнечные батареи, тепловые насосы, ветрогенераторы различных конфигураций.

Примером использования альтернативной энергетики можно считать здание Strata Tower. Три мощных турбины на высоте 148 метров постоянно перерабатывают энергию ветра в электричество и обеспечивают 8% всего энергопотребления здания [9].

Также, при применении определённых материалов и приспособлений

возможно использовать тепловую энергию, выделяемую посетителями, для отопления помещений, а их кинетическую энергию трансформировать в электроэнергию (динамо-машины на дверях и на пешеходных путях).

Важное место в инженерно-технических тенденциях занимает энергосбережение, начиная от использования энергосберегающих спецкрасок [10] и заканчивая написанием специальных программ, контролирующих расход энергии, способных обеспечивать снижение потребления электрической и тепловой энергии.

Следующей тенденцией и важнейшей целью инженерно-технологического оснащения зданий и сооружений в целом, и СДЦ или КДЦ, в частности, является стремление к максимальной безопасности посетителей при аварийных обстоятельствах. Для этого разрабатываются новые системы анализа воздуха, системы оповещения, вентиляции и пожаротушения. В горных районах и областях с повышенной сейсмической активностью на здания устанавливают демпферные системы.

Важное место среди инженерно-технологических тенденция занимает обеспечение максимального комфорта посетителей, начиная с обеспечения требуемой температуры воздуха, кондиционирования, заканчивая лифтами, эскалаторами и траволаторами.

Все эти тенденции можно наблюдать в современных аналогичных объектах.

СДЦ по своей сути должен быть современном аналогом функциональной смеси гимнасия, амфитеатра и экклесиастерия, где человек в соответствии со своими интересами может развиваться в двух главных направлениях - физическом и духовном, а также участвовать в общественных процессах и коммуницировать с людьми.

Выявленные в ходе анализа зарубежного опыта проектирования особенности, можно активно применять в отечественной проектной деятельности, эффективно решая сложившиеся проблемы.

Литература

1. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов. Москва: Издательский дом МГУКИ, 2007. 479 с.

2. Основные признаки и функции праздника. // studopedia.ru. URL: studopedia.ru/17_10934_osnovnie-priznaki-i-funktsii-prazdnika.html.

3. Маркузон В.Ф., Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры. Архитектура Античного мира. Греция и Рим. Том 2. Москва: Стройиздат, 1973. 712 с.

4. Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма. // antique.totalarch.com. URL: antique.totalarch.com/gha_grece/5/6.

5. Зарапин Р.В. В афинских школах и гимнасиях. // interneturok.ru. URL: interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/vozvyshenie-afin-v-5-veke-do-n-e-i-rastsvet-demokratii/v-afinskih-shkolah-i-gimnasiyah-variant-2-zarapin-r-v

6. Линии в пространстве. // archi.ru . 2013. URL: archi.ru/world/48035/linii-v-prostranstve

7. Плавательный спорткомплекс на воде. // archi.ru. 2011. URL: archi.ru/world/35409/plavatelnyi-sportkompleks-na-vode.

8. Culture House Eemhuis / Neutelings Riedijk Architects. // archdaily.com. 2014. URL: archdaily.com/495483/culture-house-eemhuis-neutelings-riedijk-architects.

9. Strata SE1/BFLS. // archdaily.com. 2010. URL: archdaily.com/70142/strata-se1-bfls.

10. Бухмиров В.В., Гаськов А.К., Экспериментальное исследование тонкопленочных энергосберегающих покрытий на основе полых микросфер

// II Международная научно-практическая конференция «Современные научные достижения металлургической теплотехники и их реализация в промышленности», Екатеринбург: УрФУ, 2018. С. 37-40.

References

1. Zharkova A.D., Chizhikova V.M. KuFturno-dosugovaya deyateFnosf: Uchebnik dlya vuzov [Cultural and leisure activities: Textbook for universities]. Moskva: Izdatelskij dom MGUKI, 2007. 479 p.

2. Osnovnye priznaki i funkcii prazdnika [The main signs and functions of the holiday]. URL: studopedia.ru/17_10934_osnovnie-priznaki-i-funktsii-prazdnika.html.

3. Markuzon V.O., Mixajlov B.P. Vseobshhaya istoriya arxitektury. Arxitektura Antichnogo mira. Greciya i Rim. Tom 2[General history of architecture. Architecture of the Ancient world. Greece and Rome]. Moskva: Strojizdat, 1973. 712 p.

4. Obshhestvennye sooruzheniya v arxitekture Drevnej Grecii e poxi ellinizma [Public buildings in the architecture of Ancient Greece of the Hellenistic era]. URL: antique.totalarch.com/gha_grece/5/6.

5. Zarapin R.V. V afinskix shkolax i gimnasiyax [In Athenian schools and gymnasiums]. URL: interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/vozvyshenie-afin-v-5-veke-do-n-e-i-rastsvet-demokratii/v-afinskih-shkolah-i-gimnasiyah-variant-2-zarapin-r-v

6. Linii v prostranstve [Lines in space]. 2013. URL: archi.ru/world/48035/linii-v-prostranstve

7. Plavatelnyj sportkompleks na vode [Swimming sports complex on the water]. 2011. URL: archi.ru/world/35409/plavatelnyi-sportkompleks-na-vode.

8. Culture House Eemhuis. Neutelings Riedijk Architects. archdaily.com. 2014. URL: archdaily.com/495483/culture-house-eemhuis-neutelings-riedijk-architects.

9. Strata SE1/BFLS. // archdaily.com. 2010. URL: archdaily.com/70142/strata-se1-bfls.

10. Buxmirov V.V., Gaskov A.K. II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Sovremenny'e nauchnye dostizheniya metallurgicheskoj teplotexniki i ix realizaciya v promyshlennosti»[ II International Scientific and Practical Conference "Modern scientific achievements of metallurgical heat engineering and their implementation in industry"]:,

Ekaterinburg: ОТИ, 2018. рр. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.