Научная статья на тему 'Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике'

Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1146
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / INTERNET / INFORMATION TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGICAL PRACTICE / WORK DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щукин А.С., Чупров Л.Ф.

В статье обсуждаются проблемы, которые возникли при использовании сетевого общения и информационных технологий в психологической практике. Авторы выделяют ряд вопросов, по которым необходимо преодолеть иллюзии в использовании информационных технологий. Намечены наиболее перспективные направления работы психолога с использованием Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK COMMUNICATIONS AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN PSYCHOLOGICAL PRACTICE

In article problems which have arisen at use of network dialogue and information technologies in psychological practice are discussed. Authors allocate some question on which it is necessary to overcome illusions in use of information technologies. The most perspective directions of work of the psychologist with Internet use are planned.

Текст научной работы на тему «Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике»

Sabanin P. V. Model' dejatel'nosti psihologa po razvitiju kognitivnyh processov v uslovijah sovremennoj shkoly / P. V. Sabanin // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3-4, 2014. - S. 45-51.

© П.В. Сабанин, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —

УДК 004.9:378

РЕТИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Щукин А.С. (Санкт-Петербург), Чупров Л.Ф. (Черногорск, Россия), Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.

Резюме. В статье обсуждаются проблемы, которые возникли при использовании сетевого общения и информационных технологий в психологической практике. Авторы выделяют ряд вопросов, по которым необходимо преодолеть иллюзии в использовании информационных технологий. Намечены наиболее перспективные направления работы психолога с использованием Интернета.

Ключевые слова: Интернет, информационные технологии, психологическая практика, направления работы.

Перед психологическим сообществом последние полтора десятка лет стоит задача использования своих методов работы в сетевой (рети-альной, от лат. rete — сеть) коммуникации [3], отражающей современный, высокий уровень использования для коммуникации между людьми компьютерных информационных технологий (IT). Условия задачи отнюдь не являются статическими, сформулированными в середине 90-х. Напротив, из-за высоких темпов развития области IT почти ежегодно меняются средства и характер общения людей через IT.

Если для психологов-теоретиков существует время для глубокого анализа парадигмы профессиональной коммуникации, то для практических

психологов такой возможности нет. Им уже сегодня приходится иметь дело с меняющейся картиной коммуникации между клиентами и с клиентами [6].

Развитие ИТ на первых порах было воспринято психологами и педагогами с энтузиазмом. В виде прожектов были предложены разные формы дистанционного обучения и психологической работы, в том числе и в процессе обучения детей со специальными образовательными потребностями. При этом психологи и педагоги однобоко восприняли сам термин «дистанционный». Не всем и не сразу стало понятно, что «отдаленный», значит «отдаляющий».

К концу 90-х термин ЭВМ (электронная вычислительная машина) начал исчезать из нормативных документов, технической документации и публикаций РФ - его заменил термин ПК (персональный компьютер). Следом в технической научной литературе стал набирать популярность другой термин ВМ (вычислительная машина). Очень быстро мощность компьютерных устройств и скорость передачи данных между ними стали настолько высокими, а цена настолько приемлемой, что названные термины перестали отражать суть устройств. Компьютеры начинают называться узлами, станциями, точками доступа (доступа к данным и другим людям). Мы считаем, что некая ключевая веха находится в районе 2005 года, когда мощнейший на тот момент из широко распространенных процессоров Intel Pentium 4 перестал наращивать свою тактовую частоту. Развитие получила технология многоядерных процессоров, что значительно удешевило мощные процессоры Intel Pentium 4. Коммуникационные системы также значительно увеличили скорость передачи данных. С этого момента в РФ открылась возможность широкому кругу потребителей строить стабильные коммуникационные связи через IT (электронная почта, чаты, сайты знакомств, персональные сайты, деловые форумы, далее - социальные сети).

Примерно с этого времени следует говорить о массовой информационной технологии, включающей средства коммуникации (ИТК).

Круг проблем, которые выявляются в ходе нашего анализа психологической деятельности последних лет в РФ, представлен ниже:

• До сих пор нет единого мнения в отношении того, является ли данный вариант коммуникации лишь разновидностью общения, к которой одинаково применимы все положения теории общения как деятельности, или это совершенно новый вариант общения, требующий углубленного дополнительного теоретического осмысления;

• Возможно, что дело в восприятии конкретной ИТК, в ее месте в массовом сознании потребителя, а не в потенциальных возможностях технологий. Например, коммутационный (стационарный), а также мобильный телефон не сильно изменил природу человека и методический багаж психолога, если изменил вообще;

• Недостаточно разработаны педагогические и социально-психологические аспекты данной проблемы применительно к реализации собственно содержания, технологии использования «Всемирной паутины» для психолого-педагогического сопровождения и психологической помощи респондентам сети Интернет;

• Эффект реального присутствия персоны в Интернет привел, по всей видимости, к определенной аутентичности личности вне сети и в ее пределах. Удаление личного профайла воспринимается как нечто не возможное. Потеря доступа к личной странице воспринимается почти, как потеря возможности говорить;

• Ранее неудобство от общения испытывали люди с нарушениями функций речи, застенчивые или замкнутые. Сейчас сложности возникают у людей с высокой потребностью к живому общению, людей эмоциональных. Поскольку общаясь через компьютер, без присутствия в кругу живых людей, чрезвычайно сложно реализовать такую потребность;

• До сети Интернет (какой мы ее знаем сейчас) существовала менее известная, но довольно широко распространенная сеть Фидонет [4]. Там ретиальная коммуникация была весьма специфической, поскольку сеть считалась уделом малообщительных людей из компьютерной области. Это был особый вид ИТК и коммуникации как таковой, но психологические исследования на эту тему широко не известны.

С другой стороны, проблематику применения ИТК с технической точки зрения можно описать следующими тезисами:

• Люди не обучаются общаться в библиотеках или когда используют Интернет как библиотеку знаний. Они получают там информацию. Виток развития (во временном или географическом смысле) ИТК, прежде всего отвечающей за предоставление информации по запросу, а не межличностное общение, вовсе не обязательно должен обуславливать изменение принципов коммуникации;

• До широкого распространения социальных сетей, основной целью попадания в Интернет навязывалось общение в чатах и форумах. Когда старшее поколение познавало Интернет с помощью своих детей, им как раз разъяснялась подобная цель. Можно предположить, что сейчас родители узнают от детей про Интернет именно со стороны пользования социальными сетями, участиями в сообществах, коммуникации с его членами, а не только с родственниками и друзьями. Современные онлайн игры с миллионами игроков и возможностью общения (в том числе голосового) между игроками - также пример ретиальной коммуникации;

• Интернет 90-х, 00-х и 10-х - это разные виды средств связи, разные принципы и особенности общения. Сегодня, например, можно констатировать - чат «умер». Его полностью вытеснили социальные сети. Такая же участь может постигнуть ^-клиенты;

• Не произошло развитие средств полноценной виртуальной реальности (кибер-шлем, перчатки). В литературе начала 2000-х такие технические средства соседствовали в каталогах аппаратных средств рядом с мышами и клавиатурами. И вот уже почти 15 лет никакого развития эта область не получила. Люди неосознанно желают большего погружения в мир ИТК. Заменой технических виртуальных средств погружения в Интернет стали программные средства. Укрепился статус понятия «личной страницы», стал усиливаться перенос реальной личности в Интернет - сначала создание персональных сайтов, а потом и личных страниц социальных сетей. Не акцентируя внимания на технической стороне проблемы информационной сетевой коммуникации, рассмотрим ее возможности психологов в информационной Сети:

1. Обмен информацией непрофессионального и личного характера.

2. Обмен информацией профессионального характера.

3. Методическая взаимопомощь.

4. Выполнение совместных проектов через сеть.

5. Сеть, как аналог профессионального объединения специалистов-психологов.

6. Использование Интернет-ресурсов для психологической работы в

сети.

7. Психолого-педагогическое просвещение населения.

8. Психологическое консультирование.

Современный среднестатистический психолог - это человек, владеющий ИТК (электронная почта, использование Web-форумов как площадок для общения, социальных сетей для эффекта присутствия в Интернет) не хуже специалиста другой области. Он также обменивается информацией профессионального характера с клиентами и коллегами. Более того, он публикует краткие сообщения, статьи и другие материалы в Интернете. Такой работе способствует факт, что электронная публикация становится равноправным видом научной публикации, по сравнению с традиционной формой на бумажном носителе - такая фиксации научных данных более управляема и контролируема самим автором материала. Автор имеет все права не только на окончательное оформление материала, но и на многих ресурсах на последующую правку текста. Поэтому наш среднестатистический психолог чувствует силу в подобных средствах передачи информации.

Быстрота публикации в электронном виде (на электронных конференциях) существенно облегчает библиографический поиск, позволяет не только оперативно получать и распространять научную и методическую информацию, но и сравнительно легко устанавливать научные и профессиональные контакты, получать сведения об смежных исследованиях.

Интернет расширил границы взаимодействия между специалистами и сделал это взаимодействие более тесным и быстрым во временном аспекте. Некоторый опыт такой методической взаимопомощи имеется и у одного из авторов данного материала [5].

Довольно трудно быть объективным в оценке Интернета как платформы для методической взаимопомощи. В поисковиках, электронном виде легко найти большинство инструментов ресурсного обеспечения деятельности психолога (проще говоря, психодиагностических методик и тестов), но при внимательном рассмотрении нетрудно прийти к выводу, что пользоваться ими, почерпнутыми из Интернета, может только неспециалист. По этой причине следует особо рассмотреть в отдельном исследовании психодиагностический контрафакт в Интернете.

Нет необходимости дополнительно комментировать вопрос о разобщенности специалистов, оказывающих психологические услуги населению, изучающих отдельные психологические вопросы. Размышляя по этому поводу в рамках обсуждения своего материала по теме «Психология и общество» Т.Ю. Базаров высказывает весьма продуктивную мысль: «Возможно, что для разных психологов это будут разные сообщества. Для одних - профессиональный союз (профсоюз психологов), для других про-

фессиональная гильдия, для третьих - ассоциация, а для четвертых -профессиональная сеть» [1].

Психологи широко используют Интернет-ресурсы для своей работы в сети. На отдельных Интернет-ресурсах уже в настоящее время ведется активная психологическая работа по сбору и обработке демоскопической информации. Педагоги-психологи, социологи, социальные психологи проводят массовые опросы, анкетирование, участвуют в составлении словарей и энциклопедий по психологии. Достоверность Интернет-опросов вызывает множество вопросов, поскольку, трудно установить интервюеру контроль за респондентами.

Вопрос эффективного использования Интернет-ресурсов в психологии в настоящее время уже настолько актуален, что создаются отдельные творческие группы, например, проектная группа «Психологические исследования в Интернете» (Г.С. Чучкова, А.С. Науменко) при HR-Лаборатории «Гуманитарные технологии» (профессор А.Г. Шмелев).

Некоторый опыт по совместному проведению исследований двумя специалистами, находящимися на значительном расстоянии реализован как научное сообщение (Л.Ф. Чупров, В.И. Распопов, 2009) [7].

В то же время, должно быть развеяно опасение психолога, что работа с клиентами через Интернет ограничивает общение со всеми слоями и группами общества. Конечно, не все пользуются Интернетом, но и не все люди в принципе обращаются к психологам. В чем тогда существенное отличие отказа от Интернета и отказа от психологического консультирования?

Согласно [2], «доля пользователей Интернета в современной России в 2 раза превышает число тех, кто не применяет Интернет-коммуникацию» (данные на 2013 год). Из этого же источника узнаем, что чаще и активнее всего Интернетом пользуются люди с высшим образованием, из культурных, экономически обеспеченных слоев российского общества. Если делать предположение, что Интернет-коммуникация какая-то не отдельная форма общения, противоречащая типичной межличностной форме коммуникации, то это означает, что самые адекватные, успешные, образованные люди выбирают не типичную форму общения. Что само по себе вызывает сомнения. Удаленные от центров города и села сегодня во многом обеспечены доступом в Интернет. Речь не идет только о домашних компьютерах и смартфонах, но и о компьютерном оборудовании школ и других учебных заведений.

Главное предположение авторов [2]: «на современном этапе, фактор вовлеченности в Интернет-коммуникацию не только отражает процессы социальной эксклюзии (социального исключения), но, вероятно, и усиливает их». Иначе говоря, становится не так важно: живет ли человек в городе или в деревне, как то пользуется ли он Интернетом для общения.

Быть может психологу вовсе не обращать внимания на Интернет, как на способ общения с клиентами? Такое предположение выглядит несостоятельным. Ретиальная коммуникация неосознанно, но активно познавалась среднестатистическим пользователем Интернет в России в конце 90-х, начале 00-х лет. Самые известные ИТК того времени: клиенты, ^С-чаты и пр. Они были ориентированы на массовое общение (игры с большим количеством участников, повседневное дружеское и деловое общение). Указанное явление не управлялось психологическим сообществом или Правительством, а являлось естественным этапом развития российского общества.

Следует отметить, что широта пользования Интернетом не отражает вовлечение большого числа людей в ретиальную коммуникацию, т.е. не полностью отражает качество общения. Представители разных культурных слоев общества общаются в различных Интернет-группах, сообществах. Приходится предположить, что некоторые группы пользователей и вовсе не используют Интернет как средство коммуникации.

Наконец, подойдем формально к вопросу коммуникации в ИТ, сформулировав две следующие гипотезы.

Гипотеза 1. Использование ИТК для обмена информацией между двумя и более пользователями не рассматривается как альтернативный способ коммуникации. Иначе говоря, факт применения ИТК не приводит к образованию обратных связей в цепочке «Отправитель - ИТК - Получатель».

Гипотеза 2. Информационная технология с коммуникационной функцией (техническое или логическое средство) предоставляет возможность реализовать потребность в коммуникации, причем степень восприятия такой коммуникации как межличностной определяется индивидуально.

Заключение.

Практика показала, что далеко не все варианты психологической работы с клиентом могут быть адаптированы под 1Т. За последние годы произошла своеобразная метанойя (греч. JEтavola, «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление»). Многие техники, рассчитанные под непосредственный контакт с клиентом оказались невозможными для рабо-

ты с использованием 1Т, к сожалению, было упущено время по созданию и разработке таких направлений, как психолого-педагогическое просвещение в Интернете.

В чистом виде ретиальная коммуникация не является приоритетным видом деятельности в ИТК. Более того, наблюдается и регрессная тенденция. Некоторые люди, которые несколько лет активно пользовались социальными сетями, постепенно перестают относиться к этому инструменту, как к средству общения. Они лишь выкладывают там контент (фото и видео, селфи), назначают встречи, хранят актуальный список контактной информации. Непосредственного онлайн общения уже не происходит.

Эффективность помощи через Интернет сильно зависит от того конкретного метода, которым пользуется специалист. Если он работает в рамках телесно-ориентированной терапии, то его возможности сведены до минимума, если работает в NLP и эриксоновском гипнозе, то он теряет часть своих возможностей, тоже самое и в гештальдт-терапии, а вот в когнитивной (или рациональной) психокоррекции - работать вполне можно. Для психологического просвещения же имеются огромные возможности в реализации его форм и средств.

Не стоит размышлять только лишь об однократном изменении принципов работы (коммуникации) психолога с клиентами и коллегами в связи с появлением сети Интернет. Эта сеть очень изменчива и интенсивно развивается, меняясь из года в год до неузнаваемости. Корректнее говорить о разных типах сети Интернет в разные временные отрезки. Стало быть, следует ожидать целый ряд изменений в принципах коммуникации психолога, если речь всё-таки идет о выделении Интернет коммуникации в отдельный вид работы.

Естественно, что вид коммуникационного Интернета меняется, так или иначе, меняя общение между людьми. Значит правильнее ставить вопрос: «как именно использовать Интернет в психологической работе», а не «использовать или не использовать его». С какого-то момента видоизменение самого Интернета может достигнуть такого этапа развития, когда коммуникация посредством него не будет отличаться от коммуникации вне ИТК. Психологические приемы могут и должны развиваться вне зависимости интенсивности использования ИТК при коммуникации.

Литература:

1. Базаров Т.Ю. Психология и общество: Комментарии // HR-Лаборатория "Гуманитарные технологии" НТ^^Е - [Электронный ресурс] — (режим доступа: http://cabinet1.ht.ru/site/ -

http://cabinet1 .ht.ru/infolane/index.php?act=bloggers&run=tbazarov&ont opic=1230399416-5706 ) - (дата обращения: 25.05.09).

2. Бродовская Е.В., Шумилова О.Е. Российские пользователи и непользователи: соотношение и основные особенности // Мониторинг общественного мнения, 3 (115), май-июнь 2013 http://www.bizhit.ru/2013_115_2-Brodovskaya_Shumilova.pdf.

3. Брудный А. А. Коммуникация и семантика // Вопросы философии, N 4, 1972.

4. Пузырев В. Компьютерная сеть FIDONet для начинающих и не только. М., 1999. 192 с.

5. Чупров Л. Ф. Азбука психодиагностики (консультация в «Сетевом методическом объединении психологов образования») // Сетевое методическое объединение психологов образования. - [Электрон. ресурс]. - режим доступа: http://www.it-

n.ru/communities.aspx?cat_no=108743&d_no=120893&ext=Attachment.aspx?I d=41665.- 26-04-2009. - То же: http://leo-chuprov.narod.ru/azbuka_PD.html (дата обращения: 25.05.09).

6. Чупров Л. Ф. Ретиальная коммуникация практического психолога // Психологический журнал Л.Чупрова. [Электрон. ресурс]. - режим доступа: http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html.- май 27, 2009.

7. Чупров Л.Ф., Распопов В.И. Методика «Словесные субтесты» для дошкольников и опыт региональной апробации // Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс]. http://leo-chuprov.narod.ru/metodikaSSCh.html (дата обращения: 25.05.09).

Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnaja tehnologija v psihologicheskoj praktike/ A.S. Shhukin, L.F. Chuprov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3-4, 2014. - S. 51-59.

© А.С. Щукин, Л.Ф. Чупров, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.