Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-296-302 EDN: https://elibrary.ru/phoeev NIION: 2003-0059-7/23-936 MOSURED: 77/27-003-2023-07-135
Ресурсы совладания со стрессом студентов — будущих менеджеров
Михаил Федорович Секач1, Людмила Николаевна Кулешова2
'■2 Российский новый университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются представления о ресурсах совладания со стрессом студентов — будущих менеджеров. Установлено преобладание ресурсов, связанных с эмоционально-ориентированными стратегиями совладания со стрессами, у большинства студентов. В их деятельности наиболее представлены ресурсы совладания со стрессами: установление отношений с людьми, ожидание социальной поддержки, ожидание практической и эмоциональной помощи коллег, идентификация себя с успешными профессионалами. Также их отличают: склонность к эмоциональным переживаниям, к самообвинению, к самоуспокоению и убеждению себя в правоте. Эмоциональная саморегуляция данных студентов — будущих менеджеров связана с анализом и оценкой переживаемых эмоций и эмоционально-ценностных состояний.
Представления о ресурсах совладающего поведения, связанных с преобладанием проблемно-ориентированных стратегий, характерны для трети студентов данной группы. В исследовании выделены используемые ими ресурсы совладания со стрессами: распределение времени, продумывание последовательности и целесообразности действий, контроль ситуации, поиск необходимой информации, опора на собственный опыт решения аналогичных проблем. К ресурсам совладания со стрессом также могут быть отнесены проявления образного мышления, творческого воображения, особенности Я-концепции и представлений о себе как субъекте будущей деятельности.
Успешность деятельности часто переживается ими в виде праксических и гностических эмоций. Выявлен высокий уровень интеллектуализации их эмоциональной сферы.
У некоторых студентов преобладают ресурсы, связанные со стратегиями, ориентированными на избегание. К их числу относятся стратегии: не вникать в ситуации, связанные с профессиональными стрессами, отдалиться от подобных ситуаций, не думать о коррекции своих профессиональных планов, избегать ситуаций, предполагающих проявления интеллектуальной активности. Как установлено, в их жизни особое значение имеют такие стратегии: забота о собственном благополучии и жизнестойкости, планирование досуга, общение с друзьями. В беседе они отстаивали идеи о целесообразности традиционных моделей управления и авторитарных принципов, отрицали необходимость выстраивания гармоничных отношений с клиентами. У них преобладают гедонистические эмоции. Я-концепция противоречива.
В связи с этим в вузе осуществляется психокоррекционная работа, в которой особое внимание уделяется системе тренингов, способствующих осознанию имеющихся проблем и развитию личности студента как субъекта будущей профессиональной деятельности, что связано с формированием ресурсов совладания со стрессом, необходимых для успешного выполнения деятельности менеджера.
Ключевые слова: стресс, совладание со стрессом, менеджер, профессиональная деятельность, психодиагностика, психокоррекция, гедонистические эмоции, праксические эмоции, гностические эмоции, Я-концепция
Для цитирования: Секач М. Ф., Кулешова Л. Н. Ресурсы совладания со стрессом студентов — будущих менеджеров // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 7. С. 296-302. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-296-302. EDN: PHOEEV.
Original article
Resources of coping with stress of students — future managers
Michael F. Sekach1, Ludmila N. Kuleshova2
1-2 Russian New University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Perceptions of resources of coping with stress of students — future managers are considered. The predominance of resources associated with emotionally-oriented strategies for coping with stress has been established in the majority of students. In their activities, stress management resources are most represented: establishing relationships with people, expecting social support, expecting practical and emotional help from colleagues, identifying oneself with successful professionals. They are also distinguished by a tendency to emotional experiences, self-blame, self-complacency and self-belief. The emotional self-regulation of these students — future managers is associated with the analysis and assessment of the emotions and emotional-value states experienced.
Ideas about the resources of coping behavior associated with the predominance of problem-oriented strategies are typical for a third of students in this group. The study highlights the resources they use to cope with stress: time allocation, thinking through the sequence and expediency of actions, controlling the situation, searching for necessary information, relying on their own experience in solving similar problems. The resources of coping with stress can also include manifestations of imaginative thinking, creative imagination, features of the Self-concept and ideas about oneself as a subject of future activity.
© Секач М. Ф., Кулешова Л. Н., 2023
The success of their activities is often experienced by them in the form of praxic and gnostic emotions. A high level of intellectua-lization of their emotional sphere was revealed.
For some students, resources related to avoidance-oriented strategies predominate. These include strategies: not to delve into situations related to professional stress, to distance oneself from such situations, not to think about correcting one's professional plans, and to avoid situations involving manifestations of intellectual activity. As it is established, such strategies are of particular importance in their lives: taking care of their own well-being and resilience, planning leisure time, communicating with friends. In the conversation, they defended the ideas of the expediency of traditional management models and authoritarian principles, and denied the need to build harmonious relationships with customers. They are dominated by hedonistic emotions. The self-concept is contradictory.
In this regard, psychocorrective work is carried out at the university, in which special attention is paid to the training system that promotes awareness of existing problems and the development of the student's personality as a subject of future professional activity, which is associated with the formation of stress management resources necessary for the successful performance of the manager's activities.
Keywords: stress, coping with stress, manager, professional activity, psychodiagnostics, psychocorrection, hedonistic emotions, practical emotions, gnostic emotions, Self-concept
For citation: Sekach M. F., Kuleshova L. N. Resources of coping with stress of students — future managers. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(7):296-302. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-7-296-302. EDN: PHOEEV.
Проблема совладания со стрессом, связанная с эффективностью профессиональной деятельности менеджера, активно изучается в современной психологии, о чем свидетельствуют многие монографии, статьи и другие научные труды [1; 8; 9]. Становление личности и деятельности менеджера является сложным и длительным процессом, одним из этапов профессионализации выступает период обучения в вузе, связанный с формированием личности студента, как субъекта профессиональной деятельности. Важную роль могут иметь программы обучения студентов — будущих менеджеров, ориентированные на формирование ресурсов совладания с профессиональным стрессом.
В связи с этим важное значение имеет изучение особенностей совладания со стрессом, которые могут рассматриваться студентами на лекциях и семинарах в образовательном процессе вуза и в дальнейшем способствовать успешному разрешению стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности менеджера. Однако, несмотря на возрастание требований к творческому потенциалу и креативности личности особенности ресурсов совладания со стрессом у студентов — будущих менеджеров выявлены недостаточно полно, что определяет актуальность данного исследования.
Специфика деятельности современного менеджера обусловлена влиянием многих факторов [3; 4; 10]. В современный период важное значение придается способности менеджера разрабатывать модели управления, направленные на повышение конкурентоспособности и эффективности компаний. Новые модели управления, в отличие от традиционных, основанных на принципах авторитарного контроля и администрирования, более ориентированы на учет
потребностей и запросов клиентов, на управление взаимоотношениями с членами трудового коллектива и с потребителями услуг компании [10; 11; 13]. Поэтому важны не только умения и компетенции менеджера, проявляющиеся в поиске и анализе необходимой информации, но и умение общаться с коллегами и клиентами. Важную роль имеет ресурсный потенциал менеджера, связанный с умениями совладания со стрессом, с трудными ситуациями, которые могут возникать в профессиональной деятельности и общении [5; 6]. Обогащение ресурсов совладающего поведения может способствовать успешным действиям менеджера не только в привычных обстоятельствах, но и в изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, связанных со стрессами и способами совладания с ними.
Термин «стресс», введенный Г. Селье, вначале обозначал неспецифическую реакцию организма в ответ на требования среды и рассматривался как общий адаптационный синдром [1]. Как отмечает Т. Л. Крюкова, в настоящее время стресс понимается как явление, связанное со стрессовыми состояниями, возникающими под влиянием стрессоров [7]. Выделяются многие разновидности стресса: социогенный, техногенный, психологический, профессиональный, природнообусловленный, аутогенный и другие [11; 12; 13]. Психологический стресс рассматривается как «функциональное, психическое состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями субъективного состояния, психического статуса и поведения человека, возникшими в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы [2, с. 26]. Как подчеркивает В. А. Бодров, стресс может рассматриваться в качестве «продукта когнитивных процессов, образа мыс-
лей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегиям поведения, их адекватного выбора», что помогает осознать индивидуальные особенности переживания стресса, определяемого не только силой стрессора, но и особенностями имеющихся у человека ресурсов [12, с. 26]. Установлено, что ресурсы совладающего поведения могут рассматриваться как копинг-реакции, копинг-действия, ко-пинг-стратегии, копинг-стили, связанные с мыслями, чувствами, переживаниями человека [12, с. 125].
Ресурсы совладающего поведения также могут рассматриваться как индивидуальные и средовые средства, условия, возможности, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии, и которые человек может актуализировать и осознанно использовать при необходимости в целях совладания с трудной жизненной ситуацией [12, с. 316]. В зависимости от уровня субъектной регуляции, преобладающего или одновременного действия диспозицион-ного, ситуационного, социокультурного и регулятивного факторов, структурные компоненты совладающего поведения могут проявляться в эмоциональной, когнитивной или поведенческой сферах [12, с. 316]. В связи с этим рассматриваются особенности развития ресурсов совладания со стрессом, обусловленные влиянием уровня их осознанности, системной организации, а также изменчивости иерархии и возможностей компенсируемости [12].
Как подчеркивает В. А. Бодров, следует различать объективно наблюдаемые и регистрируемые ре-сурсоподобные свойства процесса преобразования информации и ресурсы как гипотетическую переменную. Для объяснения данной переменной в психологических исследованиях используются различные термины, в том числе «ресурсы». Вопрос о том, что скрывается за проблемой ресурсов совладания со стрессом, каков онтологический статус, по мнению В. А. Бодрова, является одним из центральных и недостаточно разработанных в изучении психологии стресса и возможностей совладания с ним [12].
В связи с этим объектом исследования выступают ресурсы совладающего поведения. Предмет исследования: особенности представлений о ресурсах совладания со стрессом студентов — будущих менеджеров. Цель исследования заключается в изучении особенностей представлений о ресурсах совладания со стрессом студентов — будущих менеджеров, вы-
явленных в период их обучения в вузе. Обследованный контингент: студенты — будущие менеджеры; 47 человек; 2-й курс; возраст от 19 до 23 лет.
Методы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты. Использованы: опросник «Копинг — поведение в стрессовых ситуациях (КПСС-Kiss), подготовленный Н. С. Эндлером и Дж. А. Паркером, адаптированный Т. Л. Крюковой [6]; тест — анкета «Эмоциональная направленность» (Б. И. До-донов) [5], тест «Измерение уровня самоактуализации личности» (модификация Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза) [3]. Обработка полученных результатов производилась с помощью статистического пакета STADIA 8.0
Результаты исследования. Проблема совладания со стрессом рассматривалась нами в связи с осознанием студентами личных ресурсов, с их представлениями о самоэффективности в решении проблем, связанных с деятельностью современного менеджера. Значительное влияние на представления студентов о ресурсах совладающего поведения оказали особенности восприятия ими себя как субъекта профессиональной деятельности, характеризующегося определенными личностными качества и индивидуальными особенностями. На лекциях и семинарах, рассматривая ситуации профессиональной деятельности и продумывая вопросы о возможностях их анализа, связанного с имеющимися ресурсами совладания со стрессом, студенты учились следовать принципу «минимум затрат и максимум выгоды», помогающему реалистично представить особенности деятельности менеджера.
На представления студентов о ресурсах совладающего поведения и возможностях их адекватного применения, как замечено нами, оказали влияние знания студентов о традиционных и новых моделях управления компаниями. В исследовании также замечено проявление индивидуально своеобразных подходов студентов к пониманию ситуаций и возможностей не только адаптивного, но и неадаптивного влияния ресурсов совладания со стрессом на деятельность менеджера. В связи с этим мы учитывали данные, представленные в исследованиях В. А. Бодрова, согласно которым: использование ресурсов совладающего поведения может привести к разным последствиям, в том числе и к непредсказуемым; стратегия «стремление к успеху» полезна, но может нанести вред в определенных ситуациях;
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
имеются незначительные стрессоры, игнорирование которых может являться лучшей стратегией [2]. Поэтому особенности имеющихся ресурсов совладания со стрессами рассматривались на занятиях с учетом того, что стратегия может быть целесообразна в определенных обстоятельствах, но возможны и неблагоприятные долгосрочные последствия. На семинарских занятиях особое внимание уделялось анализу практических ситуаций, разработке творческих проектов, направленных на повышение эффективности деятельности менеджера и конкурентоспособности компании.
На разных этапах обсуждения на семинарах рассматриваемых проблем студенты часто опирались на разные ресурсы совладания со стрессом, что было обусловлено особенностями преобладающих у них копингов. В связи с этим установлено, что у большинства студентов выявлено преобладание ресурсов, связанных с эмоционально-ориентированными стратегиями совладающего поведения (60 %). Представления о ресурсах совладающего поведения, связанных с преобладанием проблемно-ориентированных стратегий, характерны для части студентов (28 %). У некоторых студентов преобладают ресурсы, связанные со стратегиями, ориентированными на избегание (12 %).
Студенты, у которых выявлены ресурсы совла-дающего поведения, связанные с преобладанием эмоционально-ориентированных стратегий, чаще рассматривали собственные коммуникативные умения, способность устанавливать отношения с окружающими, использовать социальную поддержку, а также идентифицировать себя с успешными профессионалами. Преодоление стресса, по их мнению, связано с оказанием помощи окружающими, практической и эмоциональной поддержки коллегами в сложной ситуации профессиональной деятельности. Студенты данной группы отмечали, что, помогая другим, они испытывают чувство гордости и удовлетворения, воспринимаемые ими как доказательства самоценности или превосходства над другими. Исследование показало, что эмоциональная саморегуляция у многих студентов данной подгруппы связана с оценкой испытываемых ими эмоций, эмоционально-ценностных переживаний, которые также рассматриваются ими как ресурсы совладающего поведения. Также студентам подгруппы присуща склонность к переживаниям, связанным с необходи-
мостью анализа новых и неожиданных ситуаций, которые могут проявиться в деятельности менеджера. В подобных ситуациях они склонны использовать способы совладания со стрессом: самообвинения по поводу излишне эмоционального отношения к проблеме, чувство жалости, связанное с неумением изменить ситуацию или свое отношение к ней и др. Однако, у студентов данной группы, как показали беседы, беспокойство по поводу несфор-мированности умений рационального подхода к стрессовым ситуациям, обычно сменяется самоуспокоением, убеждением себя в пользе приобретаемого на учебных занятиях опыта творческого использования ресурсов совладающего поведения в целях подготовки к выполнению деятельности.
Студенты, отметившие преобладание у себя ресурсов, связанных с проблемно-ориентированным копингом, больше внимания уделили описанию когнитивных способностей. Они подчеркивали, что стремление лучше распределять время, продумывать целесообразность и последовательность действий, а также опираться на свой опыт решения аналогичных проблем может рассматриваться как имеющийся у них ресурс совладающего поведения. Контроль ситуации, связанный со стремлением определить курс действий и придерживаться его, также многими рассматривался как ресурс совладающего поведения. Студенты выделяли и положительно оценивали имеющуюся у них интеллектуальную привычку сосредоточиться на проблеме, вникнуть в ее суть, а также обратиться к поиску необходимой информации в случае необходимости.
Студенты, у которых установлено преобладание ресурсов профессионально-ориентированного ко-пинга, чаще испытывали праксические и гностические эмоции. Праксические эмоции проявлялись как радостное возбуждение, эмоциональный подъем, увлеченность и чувство гордости, вызванные ходом работы и успешными ее результатами. Гностическая эмоциональная направленность сопровождалась удовлетворением, вызванным осознанием сути явления, что воспринималось студентами — будущими менеджерами как подтверждение гипотез, высказанных ими при обсуждении проблем.
Нами отмечен высокий уровень интеллектуализации их эмоциональной сферы, проявляющийся во включении в структуру ресурсов совладающего поведения образного мышления, творческого вообра-
жения, позитивной Я-концепции как интегративной системы представлений о себе, а также системы ценностей и этических принципов. В исследовании также установлено развитие у многих студентов данной подгруппы чувства долга, ответственности и склонности испытывать радость от успехов в деятельности и общении, связанные со стремлением личности к самоутверждению. Так, многие студенты данной группы подчеркивали свои умения использовать сложную и непредвиденную ситуацию в качестве доказательства своей способности ее успешно разрешить. Для них важна способность выйти победителями из стрессовой ситуации, замеченной их сверстниками, что показывает их восприятие собственной интеллектуальной успешности в контексте самоутверждения в студенческой группе.
Студенты, у которых выявлено преобладание стратегий избегающего поведения, отмечали нередко появляющееся у них на занятиях желание не вникать в стрессы, связанные с профессиональными ситуациями. Они подчеркивали, что в подобных ситуациях у них появляется стремление отдалиться от ситуаций, связанных с поиском эффективных путей развития организаций, а также от коррекции собственных профессиональных планов. По мнению многих студентов данной группы такое поведение способствует избеганию нежелательных ситуаций и изменению своего отношения к проблеме. Как показали беседы, многие студенты данной группы отстаивают целесообразность традиционных моделей управления, связанных с преобладанием авторитарных подходов в организации деятельности компании. Также преобладали негативные суждения о необходимости гармоничных отношений с клиентами, являющимися потребителями услуг. К числу ресурсов совладающего поведения многие студенты данной группы, прежде всего, относили заботу о своем благополучии и жизнестойкости. В связи с этим они отмечали, что в сложных ситуациях, возникающих при обсуждении проблем, связанных с ресурсами совладающего поведения, а также при подготовке курсовых работ, они нередко стремятся переключиться на заботу о себе, стараются «быть на людях», смотреть фильмы, ходить в гости, звонить друзьям. Также, по их мнению, преодолению стрессовых ситуаций могут способствовать возникающие у них мысли о собственной исключительности. Общение с теми людьми, чей жизненный опыт им ин-
тересен, многими студентами данной подгруппы рассматривается как полезный ресурс совладаю-щего поведения, важный в деятельности современного менеджера.
В ходе бесед отдельные студенты данной группы высказывали сомнения в правильности профессионального выбора. Нами установлено, что Я-концеп-ция, основанная на личностных и профессионально важных качествах, у ряда студентов отличается противоречивостью. У многих выявлен низкий уровень развития способности к саморегуляции и контролю своих эмоций. В основе Я-концепции находятся качества, способствующие не только достижению успеха в будущей профессиональной деятельности, но и избеганию возможных неудач. Студенты данной подгруппы нередко отмечали наличие таких ресурсов совладающего поведения, которые предполагают избегание интеллектуальной активности и переоценку ими своих профессиональных выборов. Как установлено нами, избегающее поведение личности нередко связано с гедонистическими эмоциями, проявляющимися в беззаботности и веселье, представлениями о безопасности и безмятежности жизни, и с наслаждениями непринужденной обстановкой, отдыхом, вкусной едой и др. Как установлено В. А. Бодровым, использование стратегии «избегания» в определенных ситуациях может увеличивать психологические трудности в деятельности менеджера, но такая стратегия может быть иногда полезна в неконтролируемых обстоятельствах [2].
Психодиагностический этап исследования сопровождался психокоррекцией, связанной с представлениями студентов о собственных ресурсах совладающего поведения, которые могут актуализироваться и развиваться в образовательном процессе вуза. Для этого была разработана программа исследования, предполагающая обучение студентов — будущих менеджеров адаптивным стратегиям преодоления профессиональных стрессов, связанным с их представлениями об имеющихся ресурсах совла-дающего поведения. Нами учитывался тот факт, что психологический стресс может иметь не только отрицательные, но и положительные последствия, проявляющиеся в повышении выносливости, росте мастерства и чувства собственного достоинства, увеличении количества ресурсов совладания для использования в стрессогенных ситуациях. Ресурсы совладающего поведения способствуют преодоле-
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
нию стресса адекватными способами, связанными с прогнозированием вероятной эффективности деятельности менеджера в условиях использования стратегий проблемно-ориентированного, эмоционально-ориентированного, или ориентированного на избегание копинга.
Выводы. Важную роль имеют представления студентов о себе как субъектах профессиональной деятельности, о собственных личностных качествах, которые рассматриваются ими как ресурсы совладаю-щего поведения, связанного со способностью преодолевать влияние профессиональных стрессов.
На выбор ресурсов совладающего поведения студентов — будущих менеджеров, влияют многие особенности, прежде всего их личностные качества, связанные с восприятием себя как субъектов управленческой деятельности.
У большинства студентов выявлено преобладание ресурсов, связанных с эмоционально-ориентированными стратегиями совладающего поведения. Представления о ресурсах совладающего поведения, связанных с преобладанием проблемно-ориентированных стратегий, характерны для части студентов. У некоторых студентов преобладают ресурсы, связанные со стратегиями, ориентированными на избегание.
В процессе обучения в вузе реализована программа тренинговой работы со студентами, способствующая более глубокому осознанию возможностей и условий формирования ресурсов совладающего поведения со стрессовыми ситуациями, что является важным звеном в профессиональной подготовке студентов — будущих менеджеров.
Использование представлений о собственных ресурсах совладания со стрессом может способствовать разработке программ обучения студентов адаптивным стратегиям преодоления стресса в деятельности менеджера, что и определяет задачи дальнейшего научного исследования.
Список источников
1. Актуальный взгляд на природу и пути преодоления жизненных трудностей: моногр. / под общ. ред. А. С. Огнева. М. : Изд. «Спутник+», 2021.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Изд. Пер Сэ, 2006.
3. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. М. : Изд. ^«Аспект-Пресс», 2001.
4. Брунер Р. Ф., Икер М. Р. и др. Мастер делового администрирования. М., 2011.
5. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М. : Изд. Педагогика, 1987.
6. Крюкова Т. Л. Методы совладающего поведения. Кострома : Изд. КГУ им.Н.А. Некрасова, 2010.
7. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. Кострома : Изд. КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004.
8. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. Л. : Изд. «Медицина», 1970.
9. Проблемы и достижения современной стрес-сологии: моногр. / под. общ. ред. А. С. Огнева. М. : Изд. «Спутник+», 2020.
10. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж : Модэк,1996.
11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : Изд. «Школьная пресса», 2000.
12. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сер-гиенко. М. : Изд. «Институт психологии РАН», 2011.
13. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М. : Изд. ^«Аспект-Пресс», 2007.
References
1. An up-to-date view of nature and ways to overcome life's difficulties: monograph. / ed. by A. S. Ognev. M. : Publishing house«Sputnik +», 2021.
2. Bodrov V. A. Psychological stress: development and overcoming. M. : Ed. Per Se, 2006.
3. Bolotova A. K., Makarova I. V. Applied psychology. M. : Publishing house «Aspect-Press», 2001.
4. Bruner R. F., Iker M. R. et al. Master of Business Administration. M., 2011.
5. Dodonov B. I. Emotions as value. M. : Publishing house. Pedagogy, 1987.
6. Kryukova T. L. Methods of coping behavior. Kostroma : Ed. KSU named after N. A. Nekrasov, 2010.
7. Kryukova T. L. Psychology of coping behavior. Kostroma : Ed. N. A. Nekrasov KSU, 2004.
8. Lazarus R. S. Theory of stress and psychophysiological research // Emotional stress / Ed. by L. Levi. L. : Publishing house «Medicine», 1970.
9. Problems and achievements of modern stresso-logy: monograph. / General ed. by A. S. Ogneva. M. : Publishing house «Sputnik+», 2020.
10. Pryazhnikov N.S. Professional and personal 12. Stress, burnout, coping in a modern context / self-determination. Voronezh : Modek, 1996. Ed. by A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. M. : Publis-
11. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psychology of hing house «Institute of Psychology of the Russian Aca-human development. The development of subjective rea- demy of Sciences», 2011.
lity in ontogenesis. M. : Publishing house «School press», 13. Shadrikov V. D. Mental development of a per-
2000. son. M. : Publishing house «Aspect-Press», 2007.
Информация об авторах
М. Ф. Секач — профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета, доктор психологических наук, профессор;
Л. Н. Кулешова — профессор кафедры общей психологии и психологии труда Российского нового университета, доктор психологических наук, профессор.
Information about the authors
M. F. Sekach — Professor of the Department of General Psychology and Labor Psychology of the Russian New University, Doctor of Psychological Sciences, Professor;
L. N. Kuleshova — Professor of the Department of General Psychology and Labor Psychology of the Russian New University, Doctor of Psychological Sciences, Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 13.11.2023; одобрена после рецензирования 28.11.2023; принята к публикации 13.12.2023.
The article was submitted 13.11.2023; approved after reviewing 28.11.2023; accepted for publication 13.12.2023.
l-> T r)
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психология
служебной деятельности
Учебник Второе издание
ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2-е изд., перераб. и доп. Учебник. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Цветков В. Л. и др.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.