Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ" ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ" ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ" / ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ирина Валерьевна

В статье рассматривается вопрос применения информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, осуществляющими противодействие преступлениям в сфере реализации национальных проектов. Предлагается обзор информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет» и ее компоненте - подсистеме управления национальными проектами. Обозначаются недостатки и предлагаются пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESOURCES OF THE "ELECTRONIC BUDGET" SYSTEM FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF COUNTERING CRIMES IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS

The article deals with the issue of the use of information contained in the state integrated information system for public finance management «Electronic Budget» by the divisions of economic security and anti-corruption of the internal affairs bodies engaged in countering crimes in the implementation of national projects. An overview of the information contained in the «Electronic Budget» system and its component - the subsystem of national project management is proposed. Disadvantages are identified and ways to eliminate them are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ "ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ" ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

И. В. Григорьева, кандидат юридических наук

РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

THE RESOURCES OF THE «ELECTRONIC BUDGET» SYSTEM FOR INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF COUNTERING CRIMES IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS

В статье рассматривается вопрос применения информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, осуществляющими противодействие преступлениям в сфере реализации национальных проектов. Предлагается обзор информации, содержащейся в системе «Электронный бюджет» и ее компоненте — подсистеме управления национальными проектами. Обозначаются недостатки и предлагаются пути их устранения.

The article deals with the issue of the use of information contained in the state integrated information system for public finance management «Electronic Budget» by the divisions of economic security and anti-corruption of the internal affairs bodies engaged in countering crimes in the implementation of national projects. An overview of the information contained in the «Electronic Budget» system and its component — the subsystem of national project management is proposed. Disadvantages are identified and ways to eliminate them are proposed.

В последние годы в бюджетных отношениях стал активно применяться такой информационно-телекоммуникационный ресурс как государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — система «Электронный бюджет»), разработанная Министерством финансов Российской Федерации для управления государственными и муниципальными финансами.

Необходимость в разработке этой системы вызвана происходящими реформами в сфере управления общественными финансами, в результате которых появились новые требования к информации о деятельности публично-правовых участников бюджетных отношений. Эти требования состоят в достижении определенного уровня автоматизации соответствующих функций и процессов, и этот уровень характеризуется следующим:

1) с помощью информационных технологий установление взаимосвязи между сведениями об исполнении бюджета и результатами деятельности участников сферы государственного управления;

2) удаленное взаимодействие участников бюджетного процесса;

3) исключение дублирования операций по вводу и обработке сведений;

4) обеспечение открытости бюджетных данных для заинтересованных пользователей.

Для приведения в соответствие этим требованиям, а также для повышения эффективности и результативности бюджетных расходов создан объединенный информационный ресурс — система «Электронный бюджет». В концепции создания и развития данной системы определены цель, задачи, основные направления, принципы создания и развития системы «Электронный бюджет» [3]. После чего соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано реализовывать бюджетные правоотношения с использованием системы «Электронный бюджет» и ее сервисных подсистем [1].

В связи с этим как информационный ресурс система «Электронный бюджет» стала использоваться и подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими противодействие преступным посягательствам на бюджетные средства при реализации национальных проектов. Данная система новая и для ее применения в

правоохранительной деятельности необходимо изучение ее возможностей и функционала.

В сети Интернет система «Электронный бюджет» располагается по электронному адресу www.budget.gov.ru, ресурс работает в режиме реального времени. В разделах системы «Электронный бюджет» есть ссылки к информации других официальных сайтов:

- информации сайта www.gasu.gov.ru о государственных и муниципальных учреждениях, об их выполнении государственных и муниципальных заданий, об использовании имущества, за ними закрепленного;

- тинформации сайта www.zakupki.gov.ru о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

- информации сайта www.torgi.gov.ru о конкурсах и аукционах на право заключения договоров;

- информации сайта www.gosuslugi.ru о государственных и муниципальных услугах.

Система «Электронный бюджет» содержит информацию о финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных участников бюджетных отношений, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся получателями бюджетных средств, а также физических лиц, взаимодействующих с участниками бюджетного процесса [3].

Однако следует обратить внимание, что не ко всей информации системы «Электронный бюджет» имеется открытый доступ широкого круга пользователей. Данная система предоставляет информацию в ее открытой и закрытой частях.

В открытой части возможно ознакомиться с нормативной, статистической и аналитической информацией по управлению общественными финансами.

В закрытой части хранится и обрабатывается информация централизованных и сервисных подсистем системы «Электронный бюджет». Доступ к закрытой части и функциям централизованных и сервисных подсистем данной системы осуществляется через «личный кабинет» и только для пользователей, имеющих соответствующие полномочия и сертификаты ключей электронной подписи.

В связи с объявлением Президентом России в 2018 и 2020 годах новых национальных и стратегических задач [5, 6] система «Электронный бюджет» дополнена подсистемой Управления национальными проектами (далее — подсистема УНП), с помощью которой рекомендовано реализовывать национальные и федеральные проекты [2].

Подразделения органов внутренних дел имеют возможность в случае получения электронного ключа и доступа к подсистеме УНП ознакомиться с ее информацией, которая могла бы быть полезна для выявления, пресечения и документирования преступлений, совершаемых при реализации национальных проектов.

Так, в подсистеме УНП, или по-другому ее называют «информационной системой проектной деятельности», формируются, проходят согласование (одобрение), утверждение и представление информация и документы, разрабатываемые субъектами подсистемы в ходе проектной деятельности, при этом документы подписываются усиленной квалификационной электронной подписью лиц, уполномоченных действовать от имени органа управления проектной деятельностью [2]. Этим к тому же обеспечивается и одна из задач системы «Электронный оборот» — внедрение юридически значимого электронного документооборота в финансово-хозяйственную деятельность организаций сектора государственного управления. Данная функциональность является важным моментом, так как для документирования преступлений сотрудникам подразделений органов внутренних дел необходима юридическая значимость документов и, соответственно, их способность являться доказательствами.

В подсистеме УНП содержатся следующие сведения:

- куратор, руководитель и администратор проекта;

- стадия и срок реализации проекта;

- цель и задачи проекта, которые должны соответствовать задачам Указа [5];

- соисполнители, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, согласующие паспорта национального проекта в подсистеме бюджетного планирования;

- федеральные проекты, связанные с национальным проектом;

- результаты проекта, направления расходов, ответственный исполнитель, дата достижения; реализация проекта регионами, распределение бюджета по субъектам в паспорте федерального проекта;

- источники финансирования, в том числе федеральных проектов, связанных с национальным проектом;

- дополнительное текстовое описание к разделам проекта, влияние федеральных проектов на достижение целей и показателей национального проекта;

- сопоставление результатов паспорта национального проекта и направлений расходов.

В подсистеме предусмотрен мониторинг ошибок. Различия между сведениями автоматически отмечаются индикатором для принятия мер органом управления проекта [4].

Таков общий обзор проектирования и объема сведений в подсистеме УНП системы «Электронный бюджет», которыми может воспользоваться сотрудник органа внутренних дел в своей служебной деятельности.

В ходе исследования эффективности применения подсистемы УНП системы «Электронный бюджет» органами внутренних дел при выявлении, пресечении и документировании преступле-

ний в бюджетной сфере нами был проведен опрос специалистов — действующих сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, осуществляющих противодействие преступным посягательствам на бюджетные средства при реализации национальных проектов. Были опрошены 258 сотрудников подразделений ЭБиПК регионального уровня 85 субъектов Российской Федерации и подразделений ЭБиПК управлений на транспорте 3 федеральных округов.

Перед анкетируемыми были поставлены вопросы, касающиеся степени эффективности применения ими подсистемы УНП системы «Электронный бюджет» при выявлении, пресечении и документировании преступлений, связанных с бюджетными средствами. По итогам опроса сделан вывод, что эффективность применения подсистемы по противодействию данного вида преступлениям составляет примерно 40%.

Как показал опрос, система «Электронный бюджет», в том числе ее подсистема УНП, содержит сведения, которые оказываются полезными в осуществлении противодействия преступным посягательствам на государственные бюджетные средства.

Среди положительных сторон подсистемы УНП и системы «Электронный бюджет» в целом опрошенными сотрудниками отмечается то, что эти сведения могут использоваться:

- для мониторинга финансирования и реализации мероприятий, проводимых в рамках программ, национальных и региональных проектов;

- для получения общей информации о расходовании бюджетных средств;

- при анализе информации в сфере закупок, контрактов, заключенных в рамках национальных проектов;

- в совокупности с иными сведениями и базами данных.

Однако при этом опрошенными сотрудниками отмечаются и недостатки подсистемы УНП, связанные с объемом информационных ресурсов данной подсистемы и системы «Электронный бюджет» в целом:

- с помощью подсистемы УНП возможно обладание только общедоступными сведениями;

- она используется, в основном, для получения справочных сведений и не содержит значимой информации;

- несвоевременность и неполнота сведений, что не позволяет в полной мере задействовать подсистему УНП для противодействия преступлениям в бюджетной сфере;

- фактическое отсутствие информации о конкретных исполнителях государственных контрактов, оплате контрактов и документов по исполнению, что не позволяет контролировать исполнение контрактов;

- несовершенство предоставления данного сервиса и ограниченный функционал;

- отсутствует необходимая информация для планирования и реализации мероприятий, направленных на защиту бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов;

- отсутствие всех паспортов национальных проектов.

Возможности устранения недостатков, по мнению опрошенных сотрудников подразделений, заключаются в следующем: необходимо расширить объем информации, содержащейся в подсистеме УНП, актуализировать информацию, добавить вышеуказанные необходимые для работы сведения, изменить функционал программы, провести семинары-совещания сотрудников правоохранительной системы с участием финансовых органов для обсуждения возможностей совершенствования подсистемы УНП и системы «Электронный бюджет» в целом.

Также отмечается проблема технического характера подсистемы УНП и всей системы «Электронный бюджет»: возникает сложность в поиске необходимой информации, система загружается длительное время. Устранить данный недостаток, по мнению опрошенных сотрудников, возможно упрощением системы поиска, созданием подразделов по районам, субъектам, конкретным структурным подразделениям (департаментам).

Таким образом, для эффективного задействования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе ее компонента — подсистемы управления национальными проектами, подразделениями органов внутренних дел при осуществлении противодействия преступлениям в сфере реализации национальных проектов необходимо устранение указанных недостатков, расширение объема содержащихся в системе сведений и функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» : постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации : постанов-

ление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 № 1288 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Об одобрении Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 1275-р // СПС «КонсультантПлюс».

4. Руководство пользователя по формированию и согласованию национальных проектов в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Версия 2019.05 [Электронный ресурс]. — URL: www.minfin.gov.ru.

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента России от 07.05.2018 № 204 // СПС «КонсультантПлюс».

6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // СПС «КонсультантПлюс».

REFERENCES

1. O gosudarstvennoj integrirovannoj infor-macionnoj sisteme upravleniya obshchestvennymi finansami «Elektronnyj byudzhet» : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.06.2015 # 658 // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.10.2018 # 1288 // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Ob odobrenii Koncepcii sozdaniya i razvitiya gosudarstvennoj integrirovannoj informacionnoj sistemy upravleniya obshchestvennymi finansami «Elektronnyj byudzhet» : rasporyazhenie Pravitel'st-va Rossijskoj Federacii ot 20.07.2011 # 1275-r // SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Rukovodstvo pol'zovatelya po formirovaniyu i soglasovaniyu nacional'nyh proektov v podsisteme upravleniya nacional'nymi proektami gosudarstven-noj integrirovannoj informacionnoj sistemy uprav-leniya obshchestvennymi finansami «Elektronnyj byudzhet». Versiya 2019.05 [Elektronnyj resurs]. — URL: www.minfin.gov.ru.

5. O nacional'nyh celyah i strategicheskih za-dachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Rossii ot 07.05.2018 # 204 // SPS «Konsul'tantPlyus».

6. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.07.2020 # 474 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Григорьева Ирина Валерьевна. Преподаватель кафедры оперативно-технических мероприятий органов внутренних дел. Кандидат юридических наук.

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.

E-mail: giv2190@mail.ru

Россия, 142007, Домодедово, ул. Пихтовая, 3.

Grigorieva Irina Valeryevna. Lecturer of the chair of Operational and Technical Measures of the Internal Affairs Bodies. Candidate of Law.

All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

E-mail: giv2190@mail.ru

Work address: Russia, 142007, Domodedovo, Pihtovaya Str., 3.

Ключевые слова: система «Электронный бюджет»; подсистема управления национальными проектами; подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел; противодействие преступлениям в бюджетной сфере.

Key words: «Electronic budget» system; subsystem of national project management; divisions of economic security and anti-corruption of the internal affairs bodies; countering crimes in the budgetary sphere.

УДК 343

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.