Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожушко Светлана Валерьевна

В статье проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия органов исполнительной власти по реализации принципа транспарентности бюджетного права, выявлены некоторые проблемы его реализации. Показано, что в связи с процессами цифровизации экономических и иных сфер общественных правоотношений, реализация субъектами публичной власти принципа транспарентности бюджетного права все чаще осуществляется посредством опубликования бюджетной информации на их официальных Интернет-ресурсах. Тем не менее, реализация принципа транспарентности отличается фрагментарностью, обусловленной несовершенством правового регулирования информационного пространства. Автор считает, что информация, обосновывающая внесение изменений в бюджетную роспись, должна быть доступна на той же странице, на которой публикуется сводная бюджетная роспись бюджета. В связи с этим, следует внести соответствующие изменения в Порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY IN THE BUDGETARY ACTIVITIES OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES

The article analyzes the normative legal acts regulating the powers of the executive authorities to implement the principle of transparency of budget law, identifies some problems of its implementation. It is shown that in connection with the processes of digitalization of economic and other spheres of public legal relations, the implementation of the principle of transparency of budget law by public authorities is increasingly carried out through the publication of budget information on their official Internet resources. Nevertheless, the implementation of the principle of transparency is fragmented due to the imperfection of the legal regulation of the information space. The author believes that the information justifying changes in the budget list should be available on the same page on which the consolidated budget list of the budget is published. In this regard, appropriate changes should be made to the Procedure for posting and providing information on the single portal of the budgetary system of the Russian Federation "Electronic budget".

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

9. Масленников М.Я. Перспективы формирования правовой отрасли российского административно-процессуального права // Правовая наука и реформа юридического образования. Вып. 14. Воронеж, 2002.

10. Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. М., 2008.

11. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1984.

12. Демин А.А. Теория административного процесса: соотношение материального и процессуального права // Юридический процесс: реформа процедур управления, законодательной деятельности и судебной власти. Воронеж, 1996.

13. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.

14. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.

15. Лория В.А. Административно-процессуальная деятельность и виды административных производств // Советское государство и право. 1978. № 1.

16. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979.

17. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2008. 1S. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005.

19. Система обеспечения законодательной деятельности / Законопроект № 1025680-7 [Электронный ресурс] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1025680-7 (дата обращения: 02.03.2021).

20. Федеральный закон от 17.02.2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1446204/(дата обращения: 02.03.2021).

21. Принятие поправок в досудебный порядок обжалования решений ИФНС - АГК «Деловой профиль» [Электронный ресурс] - URL: https://delprof.ru/press-center/law-news/v-3-chtenii-prinyaty-popravki-v-dosudebnyy-poryadok-obzhalovaniya-resheniy-ifns/ (дата обращения: 02.03.2021).

22. Уточнение порядка обжалования налоговых решений [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/news/144б574/ (дата обращения: 02.03.2021).

References and Sources

1. Administrativnyy protsess: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyam podgotovki «Yurisprudentsiya» i «Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye» I V.V. Volkova, O. V. Ziborov, S. M. Zyryanov [i dr.]. б-ye izd., pererab. i dop. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2021.

2. Chernykh P.Ya. Istoriko-etimologicheskiy slovar' russkogo yazyka: V 2 t. 3-ye izd. M., 1999. T. 1.

3. Yelistratov A.I. Administrativnoye pravo. M.-L., 1929.

4. Trofimova I.A. Administrativnyye protsedury v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti: uchebnoye posobiye. M.: RGUP, 2020.

5. Salishcheva N.G. O problemakh formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii instituta administrativnoy protsedury. Izbrannoye. M.: RAP, 2011.

6. Salishcheva N., Abrosimova Ye.O. problemakh formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii instituta administrativnoy protsedury II Konstitutsionnoye pravo: Vostochno-yevropeyskoye obozreniye. 2002. № 4.

7. Bakhrakh D.N., Renov E.N. Proizvodstvo po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh. M., 19S9.

S. Kotyurgin S.I. Ponyatiye, printsipy i formy administrativno-protsessual'noy deyatel'nosti militsii. Omsk, 1973.

9. Maslennikov M.Ya. Perspektivy formirovaniya pravovoy otrasli rossiyskogo administrativno-protsessual'nogo prava II Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. Vyp. 14. Voronezh, 2002.

10. Administrativnoye pravo Rossii: Uchebnik I Pod red. P.I. Kononova, V.YA. Kikotya, I.SH. Kilyaskhanova. M., 200S.

11. Salishcheva N.G. Administrativnyy protsess v SSSR. M., 19S4.

12. Demin A.A. Teoriya administrativnogo protsessa: sootnosheniye material'nogo i protsessual'nogo prava II Yuridicheskiy protsess: reforma protsedur upravleniya, zakonodatel'noy deyatel'nosti i sudebnoy vlasti. Voronezh, 199б.

13. Shergin A.P. Administrativnaya yurisdiktsiya. M., 1979.

14. Sorokin V.D. Administrativno-protsessual'noye pravo. M., 1972.

15. Loriya V.A. Administrativno-protsessual'naya deyatel'nost' i vidy administrativnykh proizvodstv // Sovetskoye gosudarstvo i pravo. 1978. №1.

16. Yusupov V.A. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' organov upravleniya. M., 1979.

17. Bakhrakh D.N., Rossinskiy B.V., Starilov YU.N. Administrativnoye pravo: Uchebnik dlya vuzov. M., 200S. 1S. Tikhomirov Yu.A. Administrativnoye pravo i protsess. M., 2005.

19. Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti / Zakonoproyekt № 1025680-7 [Elektronnyy resurs] - URL: https:IIsozd.duma.gov.ruIbillI1025680-7 (data obrashcheniya: 02.03.2021).

20. Federal'nyy zakon ot 17.02.2021 g. № 6-FZ «O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» II Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU [Elektronnyy resurs] - URL: https:IIwww.garant.ruIhotlawIfederalI1446204I(data obrashcheniya: 02.03.2021).

21. Prinyatiye popravok v dosudebnyy poryadok obzhalovaniya resheniy IFNS - AGK «Delovoy profil'» [Elektronnyy resurs] - URL: https:II delprof. ruIpress-centerIlaw-newsIv-3-chtenii-prinyaty-popravki-v-dosudebnyy-poryadok-obzhalovaniya-resheniy-ifnsI (data obrashcheniya: 02.03.2021).

22. Utochneniye poryadka obzhalovaniya nalogovykh resheniy [Elektronnyy resurs] - URL: https:IIwww.garant.ru/newsI1446574I (data obrashcheniya: 02.03.2021).

ВАСИЛЬЕВА ЕВГЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) VASILYEVA, EVGENIYA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar) (vasileva_e80@mail.ru)

УДК 342:347.73 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-3-37-43

КОЖУШКО С.В.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ТРАНСПАРЕНТНОСТИ В БЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Ключевые слова: субъекты публичной власти, органы исполнительной власти, принципы бюджетного права, принципы бюджетной системы, принцип транспарентности, бюджетный процесс.

В статье проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие полномочия органов исполнительной власти по реализации принципа транспарентности бюджетного права, выявлены некоторые проблемы его реализации. Показано, что в связи с процессами цифровизации экономических и иных сфер общественных правоотношений, реализация субъектами публичной власти

принципа транспарентности бюджетного права все чаще осуществляется посредством опубликования бюджетной информации на их официальных Интернет-ресурсах. Тем не менее, реализация принципа транспарентности отличается фрагментарностью, обусловленной несовершенством правового регулирования информационного пространства. Автор считает, что информация, обосновывающая внесение изменений в бюджетную роспись, должна быть доступна на той же странице, на которой публикуется сводная бюджетная роспись бюджета. В связи с этим, следует внести соответствующие изменения в Порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

KOZHUSHKO, S.V.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY IN THE BUDGETARY ACTIVITIES

OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES

Key words: public authorities, executive authorities, principles of budget law, principles of the budget system, the principle of transparency, budget process.

The article analyzes the normative legal acts regulating the powers of the executive authorities to implement the principle of transparency of budget law, identifies some problems of its implementation. It is shown that in connection with the processes of digitalization of economic and other spheres of public legal relations, the implementation of the principle of transparency of budget law by public authorities is increasingly carried out through the publication of budget information on their official Internet resources. Nevertheless, the implementation of the principle of transparency is fragmented due to the imperfection of the legal regulation of the information space. The author believes that the information justifying changes in the budget list should be available on the same page on which the consolidated budget list of the budget is published. In this regard, appropriate changes should be made to the Procedure for posting and providing information on the single portal of the budgetary system of the Russian Federation "Electronic budget".

Публичная бюджетная деятельность государства является разновидностью его публичной финансовой деятельности и определяется через триаду действий: аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Неотъемлемым элементом публичной бюджетной деятельности является бюджетный процесс, который представляет собой, согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), регулируемую правовыми актами Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю их исполнения, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Бюджетный процесс включает в себя стадии, каждая из которых представляет собой совокупность процессуальных действий, связанных ближайшей целью [2, с.3 31]. В науке финансового права стадию бюджетного процесса обоснованно определяют, как регулируемый нормами бюджетного права самостоятельный и завершенный этап деятельности участников бюджетного процесса, связанный с образованием, распределением и использованием бюджета как финансово-правового и финансово-планового акта [3]. Считаем справедливым разделение бюджетного процесса на четыре стадии: 1-я - составление проекта бюджета; 2-я - рассмотрение и утверждение проекта бюджета; 3-я - исполнение бюджета; 4-я - составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Отдельными авторами выделяются также финансовый контроль и мониторинг в бюджетном процессе [4, с. 309-359, 590; 5, с. 160-161, 317; 6-8], что соответствует структуре части III БК РФ.

Важно отметить, что каждая из стадий, прежде всего, сориентирована на «закон (решение) о бюджете» или их проекты [9, с. 87].

Бюджетный процесс строится на основе общеправовых принципов бюджетного права, среди которых следует выделить принцип транспарентности бюджетного права. Рассматриваемый принцип нашел свое документальное закрепление в статье 36 БК РФ - принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы, предусматривающий обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, бюджетов, информации о процессе рассмотрения, утверждения бюджетов, а также иных сведений о бюджетах, обеспечение доступа к информации, размещенной в сети Интернет на едином портале бюджетной системы РФ, стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации за исключением секретных статей [1]. Ввиду отсутствия значимых отличий в этимологическом значении терминов «прозрачность», «открытость», «транспарентность» будем рассматривать их как синонимичные [10].

Принципы бюджетной системы, с точки зрения систематизации бюджетного права, как подотрасли, являются принципами подинститута бюджетной системы. Значение принципов бюджетной системы, в том числе и принципа транспарентности, при отсутствии иных, имеющих документальное закрепление правовых регуляторов бюджетных правоотношений, вышло за рамки

указанного правового образования и стало актуальным для бюджетного права в целом [11]. Принцип транспарентности пронизывает всю бюджетную деятельность: его реализация заметна на всех уровнях бюджетной системы и на всех стадиях бюджетного процесса - от составления проекта закона (решения) о бюджете до контрольных и отчетных процедур.

В связи с ограниченным объемом статьи, рассмотрим некоторые особенности и проблемы реализации принципа транспарентности бюджетного права субъектами публичной власти на стадиях исполнения бюджета и составления отчетности о его исполнении - одних из наиболее важных и ответственных стадий бюджетного процесса. Реализация принципа транспарентности на стадии исполнения бюджетов означает полноту предоставления информации о ходе их исполнения [12].

Бюджетная роспись является одним из важнейших документов, который составляется и ведется финансовыми органами в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) устанавливает порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, кассового плана исполнения федерального бюджета, а также утверждения (изменения), доведения (отзыва) лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета (ст.6, ст. 165 БК РФ). В условиях активно протекающих процессов цифровизации экономических и иных сфер общественных правоотношений, реализация субъектами публичной власти принципа транспарентности бюджетного права все чаще осуществляется посредством опубликования бюджетной информации на их официальных Интернет-ресурсах.

Так, согласно п. 10 Порядка размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (Порядок размещения и предоставления информации), в целях обеспечения транспарентности и общедоступности сведений, составляющих сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств, оператор системы «Электронный бюджет» обязан в течение одного рабочего дня со дня формирования (изменения) такой информации обработать и подготовить ее для публикации, а опубликовать в течение двух рабочих дней [13].

Операторы системы «Электронный бюджет» поименованы в Приказе Минфина России от 30.06.2016 № 101н «О функциях и полномочиях операторов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» [14]. В их числе названы: Министерство финансов Российской Федерации - в части централизованных подсистем; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местные администрации - в части сервисных подсистем (п. 2 Приказа).

Анализ информации, размещенной на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», не позволяет установить соблюдение или не соблюдение вышеуказанных требований. Открыв страничку с данными о бюджетных ассигнованиях по расходам бюджета, можно увидеть дату публикации страницы, но не имеется возможности просмотреть документы, подтверждающие необходимость изменения (актуализации) такой информации на указанную дату [15].

Аналогичная ситуация складывалась и до вступления в силу новой редакции Порядка размещения и предоставления информации. Так, согласно п. 4 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, Минфин России систематически, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен был размещать на официальном сайте ведомства в рубрике «Федеральный бюджет», подрубрике «Бюджетная роспись», сводную роспись на первое число месяца, следующего за отчетным [16]. Обратившись к информации, размещенной на сайте ведомства, можно обнаружить соблюдение установленных требований в отношении сроков размещения рассматриваемой информации, как до вступления в силу новой редакции, так и в настоящее время. Однако документов, подтверждающих внесение изменений (актуализацию) такой информации не размещено [17], что представляется не соответствующим российскому бюджетному правовому регулированию (п.2.1 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [18, с. 100].

На наш взгляд, для эффективной реализации принципа транспарентности бюджетного права и обеспечения легитимизации всего бюджетного процесса, информация, обосновывающая внесения изменений в бюджетную роспись, должна быть доступна на той же странице, на которой публикуется сводная бюджетная роспись бюджета. В связи с изложенным представляется необходимым внести соответствующие изменения в Порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».

Порядком размещения и предоставления информации устанавливаются и иные требования по размещению информации о ходе исполнения бюджета Минфином России, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, а также операторами системы «Электронный бюджет» и операторами единого портала. Например, устанавливаются требования по размещению порядка формирования и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной сметы казенных учреждений, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений и т.д. При этом предусмотрены различные возможности размещения бюджетной информации: в виде гипертекстовой формы, в форме инфографики и другие.

Вышеизложенное свидетельствует о расширении электронных (цифровых) способов реализации принципа транспарентности органами исполнительной власти в сети интернет. Данный факт следует оценить положительно. Поскольку, в этом случае, расширяются и возможности для получения бюджетной информации широкой общественностью, от чего напрямую зависит эффективность реализации бюджетно-правового принципа транспарентности.

Обратим внимание на еще один немаловажный Интернет-ресурс - «Открытые данные России» [19]. На указанном сайте так же, как и на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» можно найти сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период [20].

В целях обеспечения открытого доступа к определенным сведениям [21], в т.ч. доступа к информации о деятельности Минфина России и подведомственных ему организаций, утвержден Регламент. Заметим, что за формирование и ведение реестра наборов открытых данных, актуализацию наборов открытых данных, формирование и ведение паспортов наборов открытых данных Минфина России и их размещение на информационных ресурсах Минфина России для общего доступа отвечает Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России (Департамент информационных технологий) [22].

Положения Регламента о прекращении актуализации набора открытых данных представляются спорными в части тех данных, к которым отсутствуют обращения пользователей информационных ресурсов. С точки зрения правоприменения, указанная информация находит подтверждение в официальной публикации администратора службы технической поддержки сайта «Открытые данные России»: «Информационная полезность набора исходит из потенциально заинтересованной аудитории (оценивается показателями просмотров и скачиваний)» [23].

В целях обеспечения транспарентности обязательным является предоставление своевременной, полной, актуальной информации о ходе исполнения бюджетов в открытом доступе (п. 2 ст. 36 БК РФ). В связи с этим, полагаем, необходимо определить в Регламенте «срок хранения» информации о ходе исполнения бюджетов, подлежащей актуализации.

Важное значение для исполнения бюджетов бюджетной системы имеет деятельность такого субъекта публичной власти как Федеральное казначейство, которое составляет и ведет кассовый план исполнения федерального бюджета [24]. Формирование соответствующих документов и обмен ими (за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) между Федеральным казначейством Российской Федерации и Минфином России, участниками процесса прогнозирования, Счетной палатой Российской Федерации и другими субъектам бюджетного процесса осуществляется с использованием информационных систем в форме электронных документов с удостоверением усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного лица). Перечень и порядок передачи такой информации определяются соглашениями об информационном взаимодействии [25].

Анализ информации, размещенной на официальном сайте Федерального казначейства [26], показал, что сроки представления сведений, необходимых для составления кассового плана, не нарушаются. В состав сведений, размещенных на сайте Федерального казначейства, входят ежемесячные сведения, ежеквартальные сведения и годовые сведения и отчеты. Вся информация сгруппирована по уровням бюджетной системы и видам бюджетов и включает в себя:

- информацию об исполнении бюджетов;

- сводную информацию по бюджетным и автономным учреждениям;

- статистику государственных финансов РФ;

- показатели, характеризующие эффективность управления государственным имуществом;

- витрину данных информационно-аналитической системы Федеральное казначейство Российской Федерации;

- сведения об использовании выделяемых бюджетных средств.

Надо отметить, что последние три блока содержательно не наполнены, а некоторые другие блоки (например - статистика государственных финансов РФ) хотя и размещаются на русском и английском языках, однако имеют разрыв во времени (один документ касается 2014 года, а следующий - уже 2017 года [27]). Как видим, налицо незавершенность процессов по формированию способов, обеспечивающих реализацию принципа транспарентности в деятельности Федерального казначейства. Для решения этой проблемы необходима «ревизия» и унификация правового регулирования полномочий Федерального казначейства Российской Федерации в сфере реализации транспарентности бюджетных данных как на федеральном, так и на ведомственном уровнях. При этом важно прописать конкретные способы, виды, сроки, перечни объема сведений информации публикуемых данных.

В заключение следует отметить, что реализация принципа транспарентности бюджетного права на стадиях исполнения бюджета и составления отчетности о его исполнении органами исполнительной власти отличается фрагментарностью, обусловленной усложненным ведомственным регулированием и недостаточностью правового регулирования информационного пространства. В этой связи, полагаем возможным использовать предложенные выше рекомендации по совершенствованию бюджетного правового регулирования в целях повышения качества реализации рассматриваемого принципа и качества публичной бюджетной деятельности органов исполнительной власти.

Литература и источники

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 12.07.2021) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: курс лекций. Саратов, 1995.

3. Актуальные проблемы финансового права: монография / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.

4. Комягин Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.

5. Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР». 2002.

6. Мартыненко В.Е. Правовое регулирование бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации: на примере Санкт-Петербурга: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.

7. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани; 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.

8. Комягин Д.Л. Бюджетное право: учебник для вузов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.

9. Бочкарева Е.А. Правовая модель сбалансированной бюджетной системы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.

10. Кожушко С.В. Принцип транспарентности бюджетной системы // Журнал юридических исследований. 2021. Т. 6. № 2. С. 89-98.

11. Бочкарева Е.А., Кожушко С.В. Принципы бюджетного права и бюджетной системы: понятие и соотношение // Право и практика. 2017. №1. С. 120-124.

12. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / С.А. Васильев, Е.Ю. Грачева, Е.Н. Дорошенко и др.; отв. ред. В.И. Фадеев. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 208 с.

13. Приказ Минфина России от 28.12.2016 № 243н (ред. от 05.10.2020) «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2017 № 46620) // СПС КнсультантПлюс (дата обращения: 28.07.2021)

14. Приказ Минфина России от 30.06.2016 № 101н «О функциях и полномочиях операторов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (вместе с «Положением о функциях и полномочиях операторов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2016 № 43097) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 35. 29.08.2016.

15. Сводная бюджетная роспись бюджета. [Электронный ресурс] // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». Бюджет. URL: http://budget.gov.ru/ (дата обращения: 28.07.2021).

16. Приказ Минфина России от 23.11.2011 № 159н (ред. от 26.10.2015) «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2011 № 22421) (Документ утратил силу) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Нормативная и правовая информация. URL: https://minfin.gov.ru/ru/legislation/ (дата обращения: 28.07.2021).

17. Бюджетная роспись [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/ (дата обращения: 28.07.2021); Сводная бюджетная роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период: расходы [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/OpenData/771016S360-BA_expense/ (дата обращения: 28.07.2021).

18. Ахметова Н.А. Принцип прозрачности в деятельности органов государственной власти как основной фактор предупреждения коррупции // Вестник Волгоградского государственного университета. 2006. № 5.

19. Data.gov.ru. Открытые данные России [Электронный ресурс] // URL: https://data.gov.ru/ (дата обращения: 28.07.2021).

20. Просмотр данных - Сводная бюджетная роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период [Электронный ресурс] // Data.gov.ru. Открытые данные России. URL: https://data.gov.ru/opendata/resource/fa9ffab1-353e-4f0c-9e14-bf9740a76a7#2/0.0/0.0 (дата обращения: 28.07.2021).

21. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 20.04.2017) // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5832; Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» (ред. от 20.11.2018) // СЗ РФ. 2013. № 30 (Ч. II). Ст. 4107; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных» (ред. от 24.03.2018) // СЗ РФ. 2013. № 30 (Ч. II). Ст. 4128 и др.

22. Приказ Минфина России от 31.12.2014 № 625 «Об утверждении регламента формирования, актуализации и принятия решения о прекращении актуализации наборов открытых данных Министерства финансов Российской Федерации» // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.07.2021).

23. Вопросы публикации открытых данных [Электронный ресурс] // Data.gov.ru. Открытые данные России. URL: https://data.gov.ru/voprosy-publikacii-otkrytyh-dannyh (дата обращения: 28.07.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Приказ Минфина России от 09.12.2013 № 117н «О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» (ред. от 11.12.2020) // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2021).

25. Соглашение об информационном взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства (заключено в г. Москве 16.05.2014) (ред. от 05.02.2016) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.07.2021); Соглашение об информационном взаимодействии между Управлением Федерального казначейства по г. Москве и Контрольно-счетной палатой Москвы от 09.04.2012 [Электронный ресурс] // URL: http://moscow.roskazna.ru/upload/iblock/3c4/92.113906. soglashenie_ob_informacionnom_vzaimodejstvii.pdf (дата обращения: 29.07.2021).

26. Исполнение бюджетов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 29.07.2021).

27. Статистика государственных финансов РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального Казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/statistika-gosudarstvennykh-finansov-rf/ (дата обращения: 29.07.2021).

References and Sources

1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 12.07.2021) // SZ RF. 1998. № 31. St. 3823.

2. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lekcij. Saratov, 1995.

3. Aktual'nye problemy finansovogo prava: monografiya/ L.L. Arzumanova, N.M. Artemov, O.V. Boltinova i dr.; otv. red. E.Yu. Gracheva. M.: NORMA, INFRA-M, 2016. 20S s.

4. Komyagin D.L. Byudzhetnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2017.

5. Kucherov I.I. Byudzhetnoe pravo Rossii: kurs lekcij. M.: AO «Centr YurInfoR». 2002.

6. Martynenko V.E. Pravovoe regulirovanie byudzhetnogo processa v sub"ekte Rossijskoj Federacii: na primere Sankt-Peterburga: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb., 2006.

7. Finansovoe pravo: uchebnik dlya bakalavrov I B.G. Badmaev, A.R. Batyaeva, K.S. Bel'skij i dr.; pod red. I.A. Cindeliani; 3-e izd. M.: Prospekt, 2016. 656 s.

S. Komyagin D.L. Byudzhetnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2017.

9. Bochkareva E.A. Pravovaya model' sbalansirovannoj byudzhetnoj sistemy v Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2014.

10. Kozhushko S.V. Princip transparentnosti byudzhetnoj sistemy II Zhurnal yuridicheskih issledovanij. 2021. T. 6. № 2. S. 89-9S.

11. Bochkareva E.A., Kozhushko S.V. Principy byudzhetnogo prava i byudzhetnoj sistemy: ponyatie i sootnoshenieII Pravo i praktika. 2017. №1. S. 120-124.

12. Institut gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v sovremennom prave Rossijskoj Federacii: monografiya I S.A. Vasil'ev, E.Yu. Gracheva, E.N. Doroshenko i dr.; otv. red. V.I. Fadeev. M.: NORMA, INFRA-M, 2016. 20S s.

13. Prikaz Minfina Rossii ot 28.12.2016 № 243n (red. ot 05.10.2020) «O sostave i poryadke razmeshcheniya i predostavleniya informacii na edinom portale byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 05.05.2017 № 46620) // SPS Knsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 2S.07.2021)

14. Prikaz Minfina Rossii ot 30.06.2016 № 101n «O funkciyah i polnomochiyah operatorov gosudarstvennoj integrirovannoj informacionnoj sistemy upravleniya obshchestvennymi finansami «Elektronnyj byudzhet» (vmeste s «Polozheniem o funkciyah i polnomochiyah operatorov gosudarstvennoj integrirovannoj informacionnoj sistemy upravleniya obshchestvennymi finansami «Elektronnyj byudzhet») (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.08.2016 № 43097) // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. № 35. 29.08.2016.

15. Svodnaya byudzhetnaya rospis' byudzheta. [Elektronnyj resurs] II Edinyj portal byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii «Elektronnyj byudzhet». Byudzhet. URL: http:IIbudget.gov.ruI (data obrashcheniya: 2S.07.2021).

16. Prikaz Minfina Rossii ot 23.11.2011 № 159n (red. ot 26.10.2015) «Ob utverzhdenii Poryadka sostavleniya i vedeniya svodnoj byudzhetnoj rospisi federal'nogo byudzheta i byudzhetnyh rospisej glavnyh rasporyaditelej sredstv federal'nogo byudzheta (glavnyh administratorov istochnikov

finansirovaniya deficita federal'nogo byudzheta)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.11.2011 №2 22421) (Dokument utratil silu) [Elektronnyj resurs] // Oficiarnyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. Normativnaya i pravovaya informaciya. URL: https://minfin.gov.ru/ru/legislation/ (data obrashcheniya: 28.07.2021).

17. Byudzhetnaya rospis' [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budj_rosp/ (data obrashcheniya: 28.07.2021); Svodnaya byudzhetnaya rospis' federal'nogo byudzheta na tekushchij finansovyj god i planovyj period: raskhody [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii. URL: https://minfin.gov.ru/0penData/7710168360-BA_expense/ (data obrashcheniya: 28.07.2021).

18. Ahmetova N.A. Princip prozrachnosti v deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti kak osnovnoj faktor preduprezhdeniya korrupcii // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. N2 5.

19. Data.gov.ru. Otkrytye dannye Rossii [Elektronnyj resurs] // URL: https://data.gov.ru/ (data obrashcheniya: 28.07.2021).

20. Prosmotr dannyh - Svodnaya byudzhetnaya rospis' federal'nogo byudzheta na tekushchij finansovyj god i planovyj period [Elektronnyj resurs] // Data.gov.ru. Otkrytye dannye Rossii. URL: https://data.gov.ru/opendata/resource/fa9ffab1-353e-4f0c-9e14-bf9740a76a7#2/0.0/0.0 (data obrashcheniya: 28.07.2021).

21. Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 №2 8-FZ (red. ot 30.04.2021) «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya» // SZ RF. 2009. N2 7. St. 776; Postanovlenie Pravitel'stva Rossij skoj Federacii ot 24 noyabrya 2009 g. № 953 «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» (red. ot 20.04.2017) // SZ RF. 2009. №2 48. St. 5832; Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 2013 g. N2 583 «Ob obespechenii dostupa k obshchedostupnoj informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet» v forme otkrytyh dannyh» (red. ot 20.11.2018) // SZ RF. 2013. № 30 (CH. II). St. 4107; Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 2013 g. №2 1187-r «O Perechnyah informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov, organov mestnogo samoupravleniya, razmeshchaemoj v seti «Internet» v forme otkrytyh dannyh» (red. ot 24.03.2018) // SZ RF. 2013. № 30 (CH. II). St. 4128 i dr.

22. Prikaz Minfina Rossii ot 31.12.2014 №2 625 «Ob utverzhdenii reglamenta formirovaniya, aktualizacii i prinyatiya resheniya o prekrashchenii aktualizacii naborov otkrytyh dannyh Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii» // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 25.07.2021).

23. Voprosy publikacii otkrytyh dannyh [Elektronnyj resurs] // Data.gov.ru. Otkrytye dannye Rossii. URL: https://data.gov.ru/voprosy-publikacii-otkrytyh-dannyh (data obrashcheniya: 28.07.2021).

24. Prikaz Minfina Rossii ot 09.12.2013 №2 117n «O Poryadke sostavleniya i vedeniya kassovogo plana ispolneniya federal'nogo byudzheta v tekushchem finansovom godu» (red. ot 11.12.2020) // Dokument opublikovan ne byl. SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10.07.2021).

25. Soglashenie ob informacionnom vzaimodejstvii Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii i Federal'nogo kaznachejstva (zaklyucheno v g. Moskve 16.05.2014) (red. ot 05.02.2016) // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 29.07.2021); Soglashenie ob informacionnom vzaimodejstvii mezhdu Upravleniem Federal'nogo kaznachejstva po g. Moskve i Kontrol'no-schetnoj palatoj Moskvy ot 09.04.2012 [Elektronnyj resurs] // URL: http://moscow.roskazna.ru/upload/iblock/3c4/92.113906.soglashenie_ob_ informacionnom_vzaimodejstvii.pdf (data obrashcheniya: 29.07.2021).

26. Ispolnenie byudzhetov [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (data obrashcheniya: 29.07.2021).

27. Statistika gosudarstvennyh finansov RF [Elektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Federal'nogo Kaznachejstva. URL: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/statistika-gosudarstvennykh-finansov-rf/ (data obrashcheniya: 29.07.2021).

КОЖУШКО СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) (yp-sv@mail.ru). KOZHUSHKO, SVETLANA V. - Senior Lecturer of the Department of administrative and financial law of the North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (sv@mail.ru).

УДК 343.01 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-43-48

САВИН П.Т.

О ПОЗИТИВНОМ НАЧАЛЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Ключевые слова: права и свободы, высшая ценность, уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая доктрина.

В статье рассматриваются вопросы предназначения уголовного права и его особой правовой природы. Автор обосновывает точку зрения о заведомо ошибочном восприятии гражданами уголовного закона исключительно в контексте карательного и превентивного воздействия на лиц, преступающих уголовно-правовой запрет. В статье представлено мнение о позитивном начале уголовного права, которое характеризуется именно защитой прав и свобод человека, а также находит свое отражение в регламентации уголовным законом вариантов социально-полезного поведения. Обоснован вывод о том, что учение о позитивном начале в уголовном праве не только имеет право на существование, но должно стать неотъемлемой частью правовой доктрины.

SAVIN, P.T.

ON THE POSITIVE BEGINNING IN CRIMINAL LAW Key words: rights and freedoms; the highest value; criminal law; criminal law; criminal-legal doctrine.

The article considers the issues of the purpose of criminal law and its special legal nature. The author substantiates the point of view about the deliberately erroneous perception of the criminal law by citizens exclusively in the context of punitive and preventive influence on persons who violate the criminal law prohibition. The article presents an opinion on the positive beginning of criminal law, which is characterized precisely by the protection of human rights and freedoms, and is also reflected in the regulation of socially useful behavior options by the criminal law. The conclusion is substantiated that the doctrine of the positive principle in criminal law not only has the right to exist, but should become an integral part of the legal doctrine.

Уголовное право имеет непосредственную связь с целым рядом научных дисциплин. Так философия формирует и обеспечивает методологическую основу уголовного права как науки. Бесспорна роль логики в творческом процессе ученых криминологов. Конституционное право во многом определяет объект уголовно-правовой охраны. Данную мысль можно развивать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.