Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) В БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) В БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) / PRINCIPLE OF TRANSPARENCY (OPENNESS) / LEGAL REGULATION / BUDGETARY CONTROL LEGAL RELATIONS / BUDGETARY CONTROL / FORMS AND METHODS FOR IMPLEMENTING OF TRANSPARENCY (OPENNESS)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожушко Светлана Валерьевна

В статье рассматриваются правовые основы реализации принципа прозрачности (открытости), как принципа бюджетного права при осуществлении бюджетного контроля, обусловленные специфическим содержанием бюджетно-контрольных отношений. Сделан вывод о том, что требование прозрачности (открытости) пронизывает всю систему правовых актов, регулирующих деятельность органов и должностных лиц по проведению бюджетного контроля. Аргументируется выполнение рассматриваемым принципом функции «дорожной карты». Реализация принципа прозрачности (открытости) обеспечивает использование понятной и доступной терминологии в публикуемых документах, прозрачность процедуры принятия решений по итогам проверок, информирование общественности об их результативности, и в целом - задает вектор функционирования уполномоченных органов и их должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY (OPENNESS) IN THE BUDGETARY-CONTROL LEGAL RELATIONS

In the article considered the legal basis for the implementation of the principle of transparency (openness) as a principle of budget law in the implementation of budgetary control, due to the specific content of budgetary-control relations. It is concluded that the requirement of transparency (openness) permeates the entire system of legal acts regulating the activity of authorities and officials in conducting budget control. It is argued the execution by the principle under review of the “road map”. The implementation of the principle of transparency (openness) ensures the use of clear and accessible terminology in published documents, transparency of the decision-making procedure based on the results of inspections, informing the public about their effectiveness, and in general - sets the vector of functioning of authorized bodies and their officials.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) В БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ»

8. О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган: Информационное письмо ФНС России от 9 февраля 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 5 марта 2019 г.)

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) // Российская газета. 2002. 27 июля.

10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Российская газета. 2002. 20 ноября.

11. Определение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 июня 2017 г. по делу № 2А-3304/2017 // Сайт «СудАкт» [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 9 марта 2019 г.)

12. Определение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 марта 2017 г. по делу № 2А-1235/2017 // Сайт «СудАкт» [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 9 марта 2019 г.)

13. Горбачева С.В. Самозащита прав по российскому законодательству. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2QQ5. С. 11.

References and resources

1. Komarova L.V. Sotsial'noye regulirovaniye makrolokal'nykh geoekonomicheskikh sistem: dis. ... d-ra filos. nauk. Krasnodar, 2Q12. S. 5.

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2Q14. 4 avgusta. № 31. St. 4398.

3. Nikiforova Ye.V., Seredintsev S. Zashchita prav sub"yektov finansovykh pravootnosheniy v dosudebnom i sudebnom poryadke // Issledovaniye innovatsionnogo potentsiala obshchestva i formirovaniye napravleniy yego strategicheskogo razvitiya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet. 2Q13. S. 213.

4. Fomin V.A. Zashchita narushennykh prav sub"yektov byudzhetnogo prava: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2QQ6. S. 9.

5. Tikhon Ye.A. Prezident Rossiyskoy Federatsii - garant prav i svobod cheloveka i grazhdanina: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2QQ6. S. 1Q.

6. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 153-154. 1998. 12 avgusta.

7. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 148-149. 1998. 6 avgusta.

8. O soderzhanii zhaloby, podavayemoy v nalogovyy organ: Informatsionnoye pis'mo FNS Rossii ot 9 fevralya 2Q11 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs] URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 5 marta 2Q19 g.)

9. Arbitrazhnyy protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyulya 2002 g. № 95-FZ (red. ot 25 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 137. 2QQ2. 27 iyulya.

1Q. Grazhdanskiy protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyabrya 2002 g. № 138-FZ (red. ot 27 dekabrya 2Q18 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 220. 2002. 20 noyabrya.

11. Opredeleniye Novgorodskogo rayonnogo suda Novgorodskoy oblasti ot 29 iyunya 2017 g. po delu № 2A-33Q4/2Q17 // Sayt «SudAkt» [Elektronnyy resurs] URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 9 marta 2Q19 g.)

12. Opredeleniye Angarskogo gorodskogo suda Irkutskoy oblasti ot 27 marta 2017 g. po delu № 2A-1235/2Q17 // Sayt «SudAkt» [Elektronnyy resurs] URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 9 marta 2Q19 g.)

13. Gorbacheva S.V. Samozashchita prav po rossiyskomu zakonodatel'stvu: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. N.Novgorod, 2QQ5. S. 11.

ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Assistant Professor, Department of Administrative and Financial Law, Northern Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).

УДК 347.73

КОЖУШКО С.В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) В БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Ключевые слова: принцип прозрачности (открытости), правовое регулирование, бюджетно-контрольные правоотношения, бюджетный контроль, формы и способы реализации прозрачности (открытости).

В статье рассматриваются правовые основы реализации принципа прозрачности (открытости), как принципа бюджетного права при осуществлении бюджетного контроля, обусловленные специфическим содержанием бюджетно-контрольных отношений. Сделан вывод о том, что требование прозрачности (открытости) пронизывает всю систему правовых актов, регулирующих деятельность органов и должностных лиц по проведению бюджетного контроля. Аргументируется выполнение рассматриваемым принципом функции «дорожной карты». Реализация принципа прозрачности (открытости) обеспечивает использование понятной и доступной терминологии в публикуемых документах, прозрачность процедуры принятия решений по итогам проверок, информирование общественности об их результативности, и в целом - задает вектор функционирования уполномоченных органов и их должностных лиц.

KOZHUSHKO, S.V.

LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY (OPENNESS) IN THE

BUDGETARY-CONTROL LEGAL RELATIONS

Keywords: principle of transparency (openness), legal regulation, budgetary control legal relations, budgetary control, forms and methods for implementing of transparency (openness).

In the article considered the legal basis for the implementation of the principle of transparency (openness) as a principle of budget law in the implementation of budgetary control, due to the specific content of budgetary-control relations. It is concluded that the requirement of transparency (openness) permeates the entire system of legal acts regulating the activity of authorities and officials in conducting budget control. It is argued the execution by the principle under review of the "road map". The implementation of the

principle of transparency (openness) ensures the use of clear and accessible terminology in published documents, transparency of the decision-making procedure based on the results of inspections, informing the public about their effectiveness, and in general - sets the vector of functioning of authorized bodies and their officials.

Принцип прозрачности (открытости) как принцип, обеспечивающий правовое регулирование правоотношений по раскрытию бюджетной информации, определяется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (ст. 28, 36) [1]. Хотя указанный принцип формально не закреплен как принцип бюджетного права, по существу и своей правовой природе он является таковым [2, с. 120-124]. Значение принципа прозрачности (открытости), как принципа бюджетного права, заключается в том, что он позволяет обеспечить большую степень информированности общества об эффективности контроля расходования бюджетных средств, осуществляемого органами публичной власти. В этой связи, актуальным является рассмотрение правовых основ реализации принципа прозрачности (открытости) как принципа бюджетного права при осуществлении бюджетного контроля, обусловленных специфическим содержанием бюджетно-контрольных отношений.

Анализ законодательных, программных и иных правовых актов, в нормах которых закрепляются и регламентируются полномочия органов публичной власти в сфере бюджетного контроля, позволил определить основные формы и способы реализации исследуемого принципа применительно к бюджетно-контрольной деятельности.

Таблица 1

Формы и способы реализации принципа прозрачности (открытости) в бюджетно-контрольной

деятельности

Нормативные правовые акты Формы реализации принципа прозрачности (открытости) Способы реализации принципа прозрачности (открытости) Орган, обязанный реализовывать принцип прозрачности (открытости)

Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти [3]. Опубликование отчетов и докладов о лучшей практике развития «Бюджета для граждан»; Проведение мероприятий; составление рейтингов. - посредством сети «Интернет», в том числе в социальных сетях (открыты официальные представительства Министерства в сетях Вконтакте (323 подписчика на конец 2017 г.), Instagram (2974 подписчика на конец 2017 г.), Youtube, Twitter (265 публикаций в 2017 г., 150 публикаций в 2016 г.) и т.д.)[4]. - посредством организации форумов, Всероссийских недель финансовой грамотности для детей и молодежи, конкурсов «Бюджет для граждан» и «Открытые государственные финансовые данные BudgetApps». - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Министерство финансов Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ст. 36, 266.1,268.1, 269.1, 269.2, 145, 149, 152, 158, 160.1 и др.)[1]. Опубликование и размещение информации о бюджете и бюджетной деятельности. - в СМИ; - в сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти (в том числе ГАБС, ГРБС) [4], внебюджетные фонды РФ и внебюджетные фонды субъектов РФ, Счетная палата и КСО в пределах своих полномочий, и др.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»(ст. 18-26) Общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения, общественные - в сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц; - в СМИ. Субъекты общественного контроля (организатор общественного обсуждения).

[5]. (публичные) слушания

Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (ст. 11 )[6]. - заседания палат, парламентские слушания - в сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц; - в иных СМИ. Государственная Дума РФ, комитеты Совета Федерации, Счетная палата РФ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ст. 31) [7]. Опубликование отчета о результатах работы Счетной палаты РФ; обсуждение отчета. -- в сети «Интернет» (на официальных сайтах и иных интернет ресурсах); - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц; - в СМИ(может создавать собственные СМИ, издает бюллетень Счетной палаты, являющийся ее официальным информационным изданием). Счетная палата РФ.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»(ст. 19)[8]. Опубликование сведений и информации о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. - в сети «Интернет» - в официальных изданиях; - в СМИ. Контрольно-счетные органы субъектов или муниципальных образований.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28, ст. 29, ст. 30) [9]. - Публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, конференции. - в сети «Интернет» (на сайтах представительных органов местного самоуправления [10], информационных системах, на официальных сайтах муниципального образования [11]) - имеют право обнародовать данную информацию в ином порядке [12]. Органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении публичных слушаний.

Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092«О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (раздел 4) [13]. Опубликование отчетов о результатах проведения контрольных мероприятий. - в сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Федеральное казначейство.

Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 [14], определяющее порядок мониторинга оценки качества финансового менеджмента ГАСФБ, ГРБС, ГАДБ, ГАИФДБ; Приказ Минфина России от 13 апреля 2009 г. № 34н[15]. Опубликование отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента. - посредством сети «Интернет». Министерство финансов Российской Федерации.

Регламент Счетной палаты Российской Федерации (ред. от 07.09.2017)(ст. 57)[16]. Сообщения; публикации, семинары и лекции в иных организациях, в том числе зарубежных; размещение фото- и видеоинформации о деятельности Счетной палаты; организация научных конференций и иных экспертных мероприятий и т.д. - устное освещение деятельности Счетной палаты РФ и ее основных результатов инспекторами и сотрудниками Счетной палаты РФ (в том числе предоставление информации по запросам); - в информационно-правовых системах; - в СМИ; - в печатных изданиях (бюллетень Счетной палаты,«Российская газета», «Ведомости»«РБК», и др.); - заседания Коллегии с участием общественности; - размещение информации в Счетная палата РФ.

помещениях, занимаемых Счетной палатой и т.д.

Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 01.03.2017) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» [171. Опубликование таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации Российской Федерации. - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц; - в сети «Интернет». Минфин России и финансовые органы субъектов и муниципальных образований.

Приказ Минфина России от 23.12.2014 № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» [18]. Размещение Сводного реестра том числе в форме открытых данных. - в сети «Интернет» - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Федеральное казначейство РФ.

Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 № 155н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности» [19]. Опубликование отчетов по бюджетам - посредством сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Федеральное казначейство, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Письмо Минфина России от 31.05.2016 № 02-07-08/31424 [20]. Размещение информации для проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования контрольно-счетными органами. - в сети «Интернет»; - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц. Финансовый орган, главный администратор (администратор) бюджетных средств, получатель бюджетных средств, получатель субсидий из бюджета, организации -поставщики товаров, работ, услуг получателям бюджетных средств.

Методические рекомендации по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации го сударственных программ [21]. Размещение Сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ. - в документарном печатном виде для отдельных органов государственной власти и должностных лиц; - в сети «Интернет». Министерство экономического развития РФ.

«Стандарт информационного сопровождения реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (п. 2.3, п. 3.3 ) [22]. Мероприятия по презентации лучших практик информационного сопровождения; Размещение информации о контрольной деятельности - Конференции, семинары, круглые столы; -посредством сети «Интернет», том числе с использованием социальной сети Facebook [23]. Органы исполнительной власти и их должностные лица

Как видно из представленной таблицы, основной объем полномочий по реализации принципа прозрачности (применительно к федеральному уровню публичной власти)

принадлежит Счетной палате РФ, Минфину РФ, Федеральному казначейству и их территориальным подразделениям.

Наиболее распространенными формами реализации исследуемого принципа являются: опубликование и размещение информации в предусмотренных законом местах, устное обсуждение отчетов, проведение массовых мероприятий, а способами - размещение информации и сведений о контрольно-бюджетной деятельности органов власти и их должностных лиц в сети «Интернет» (причем расширяется спектр используемых социальных сетей и размещённых на них официальных страничек органов государственной власти, осуществляющих бюджетный контроль), публикация информации в печатных изданиях, проведение семинаров, лекций, конференций и т.д.

Также следует отметить дополнение ассортимента форм и способов реализации принципа прозрачности новыми по содержанию элементами и приёмами: фото- и видео-фиксацией, проведением конкурсов, общественной экспертизой, общественным мониторингом, и т.д.

Данная тенденция обусловлена тем, что «Развитие гражданского общества и развитие информационных технологий - это объективные факторы, которые влияют на содержание законодательства любого современного государства...» [24, с. 25], в нашем случае - на правовые основы реализации одного из принципов бюджетного права.

Применительно к сфере бюджетного контроля значение принципа прозрачности (открытости) заключается в том, что его реализация обеспечивает использование понятной и доступной терминологии в публикуемых документах, прозрачность процедуры принятия решений по итогам проверок, информирование общественности о их результативности, и в целом - задает вектор функционирования уполномоченных органов и их должностных лиц. Таким образом, принцип прозрачности (открытости), являясь правовым регулятором, определяет поведение участников соответствующих отношений и предопределяет их развитие, то есть выполняет функцию «дорожной карты» при проведении бюджетного контроля.

Литература и источники

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3823.

2. Бочкарева Е.А., Кожушко С.В. Принципы бюджетного права и бюджетной системы: понятие и соотношение // Право и практика. 2017. № 1.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 03.02.2014. № 5. ст. 547.

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ: [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfm.ru/ (дата обращения: 30.05.2019 г.).

5. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. № 30 (Часть I). ст. 4213.

6. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О парламентском контроле» // Собрание законодательства РФ. 13.05.2013. № 19. ст. 2304.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. ст. 1649.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»// Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. ст. 903.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. ст. 3822.

10. Решение Ставропольской городской Думы от 28.06.2006 № 77 (ред. от 20.12.2017) «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе»: [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 30.05.2019).

11. Решение Городской Думы г. Новочеркасска от 30.03.2018 № 285 (ред. от 01.02.2019) «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Город Новочеркасск» // Новочеркасские ведомости. Официальный выпуск № 7. 04.04.2018.

12. Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 28.11.2014 № 84 (ред. от 28.03.2019) «О публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (вместе с «Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым») [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 30.05.2019).

13. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 27.08.2016) «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере») // Собрание законодательства РФ. 09.12.2013. № 49 (часть VII). ст. 6435.

14. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (ред. от 24.03.2018) «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета

государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» // Собрание законодательства РФ. 24.03.2014. № 12. ст. 1290.

15. Приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34н (ред. от 16.05.2016) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 35. 31.08.2009 (прил. 1 - 14 к Положению не приводятся) (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2009 № 13962).

16. Регламент Счетной палаты Российской Федерации (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013г. № 3ПК, ред. от 21.07.2016г. // СПС КонсультантПлюс.

17. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 01.03.2017) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс).

18. Приказ Минфина России от 23.12.2014 № 163н (ред. от 27.11.2017) «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 42. 19.10.2009.

19. Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 № 155н «Об утверждении Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по формированию бюджетной отчетности» // СПС КонсультантПлюс.

20. Письмо Минфина России от 31.05.2016 № 02-07-08/31424 // СПС КонсультантПлюс.

21. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации:[Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-osushchestvleniiu-kontrolja-za-polnotoi-i-dostovemostiu/ (дата обращения: 30.05.2019).

22. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017); Стандарт информационного сопровождения реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности (утв. протоколом заседания проектного комитета от 12.09.2017 № 61(11)) // СПС КонсультантПлюс.

23. Контроль и надзор. Реформа контрольно-надзорной деятельности: [Электронный ресурс] // URL: https://www.facebook.com/control.rf/ (дата обращения: 30.05.2019).

24. Бочкарева Е.А. Информатизация и развитие общественной инициативы как механизмы защиты субъектов финансово-контрольных отношений // Финансовое право. 2018. № 11.

References and resources

1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 15.04.2019)// Sobraniye zakonodatel'stva RF, 03.08.1998, №31, st. 3823.

2. Bochkareva Ye.A., Kozhushko S.V. Printsipy byudzhetnogo prava i byudzhetnoy sistemy: ponyatiye i sootnosheniye// Pravo i praktika. 2017. №1.

3. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 30.01.2014 № 93-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii otkrytosti federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti» // Sobraniye zakonodatel'stva RF, 03.02.2014.№ 5. st. 547.

4. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov RF: [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.minfin.ru/ (data obrashcheniya: 30.05.2019 g.).

5. Federal'nyy zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 27.12.2018) «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii» // Sobraniye zakonodatel'stva RF». 28.07.2014.№ 30 (Chast' I). st. 4213.

6. Federal'nyy zakon ot 07.05.2013 № 77-FZ (red. ot 03.08.2018) «O parlamentskom kontrole» //Sobraniye zakonodatel'stva RF». 13.05.2013.№ 19. st. 2304.

7. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 41-FZ (red. ot 07.02.2017) «O Schetnoy palate Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop.) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 08.04.2013.№ 14. st. 1649.

8. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 № 6-FZ (red. ot 27.12.2018) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnykh organov sub"yektov Rossiyskoy Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniy» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 14.02.2011. № 7. st. 903.

9. Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 01.05.2019) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 06.10.2003.№ 40. st. 3822.

10. Resheniye Stavropol'skoy gorodskoy Dumy ot 28.06.2006 № 77 (red. ot 20.12.2017) «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke organizatsii i provedeniya publichnykh slushaniy v gorode Stavropole»: [Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 30.05.2019).

11. Resheniye Gorodskoy Dumy g. Novocherkasska ot 30.03.2018 № 285 (red. ot 01.02.2019) «Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i provedeniya publichnykh slushaniy v munitsipal'nom obrazovanii «Gorod Novocherkassk» // Novocherkasskiye vedomosti. Ofitsial'nyy vypusk № 7. 04.04.2018.

12. Resheniye Simferopol'skogo gorsoveta Respubliki Krym ot 28.11.2014 № 84 (red. ot 28.03.2019) «O publichnykh slushaniyakh v munitsipal'nom obrazovanii gorodskoy okrug Simferopol' Respubliki Krym» (vmeste s «Polozheniyem o publichnykh slushaniyakh v munitsipal'nom obrazovanii gorodskoy okrug Simferopol' Respubliki Krym») [Elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 30.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.11.2013 № 1092 (red. ot 27.08.2016) «O poryadke osushchestvleniya Federal'nym kaznacheystvom polnomochiy po kontrolyu v finansovo-byudzhetnoy sfere» (vmeste s «Pravilami osushchestvleniya Federal'nym kaznacheystvom polnomochiy po kontrolyu v finansovo-byudzhetnoy sfere») // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 09.12.2013.№ 49 (chast' VII). st. 6435.

14. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 17.03.2014 № 193 (red. ot 24.03.2018) «Ob utverzhdenii Pravil osushchestvleniya glavnymi rasporyaditelyami (rasporyaditelyami) sredstv federal'nogo byudzheta (byudzheta gosudarstvennogo vnebyudzhetnogo fonda Rossiyskoy Federatsii), glavnymi administratorami (administratorami) dokhodov federal'nogo byudzheta (byudzheta gosudarstvennogo vnebyudzhetnogo fonda Rossiyskoy Federatsii), glavnymi administratorami (administratorami) istochnikov finansirovaniya defitsita federal'nogo byudzheta (byudzheta gosudarstvennogo vnebyudzhetnogo fonda Rossiyskoy Federatsii) vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita i o vnesenii izmeneniya v punkt 1 Pravil osushchestvleniya vedomstvennogo kontrolya v sfere zakupok dlya obespecheniya federal'nykh nuzhd, utverzhdennykh postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 10 fevralya 2014 g. № 89» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 24.03.2014.№ 12. st. 1290.

15. Prikaz Minfina Rossii ot 13.04.2009 № 34n (red. ot 16.05.2016) «Ob organizatsii provedeniya monitoringa kachestva finansovogo menedzhmenta, osushchestvlyayemogo glavnymi administratorami sredstv federal'nogo byudzheta» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. № 35. 31.08.2009 (pril. 1 - 14 k Polozheniyu ne privodyatsya) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.05.2009 № 13962).

16. Reglament Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii (utv. postanovleniyem Kollegii Schetnoy palaty RF ot 07.06.2013g. № 3PK, red. ot 21.07.2016g. // SPS Konsul'tantPlyus.

17. Prikaz Minfina Rossii ot 01.07.2013 № 65n (red. ot 01.03.2017) «Ob utverzhdenii Ukazaniy o poryadke primeneniya byudzhetnoy klassifikatsii Rossiyskoy Federatsii» // SPS Konsul'tantPlyus).

18. Prikaz Minfina Rossii ot 23.12.2014 N° 163n (red. ot 27.11.2017) «O Poryadke formirovaniya i vedeniya reyestra uchastnikov byudzhetnogo protsessa, a takzhe yuridicheskikh lits, ne yavlyayushchikhsya uchastnikami byudzhetnogo protsessa» // Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti. № 42. 19.10.2009.

19. Prikaz Minfina RF ot 31.12.2008 № 155n «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal'nogo kaznacheystva po ispolneniyu gosudarstvennoy funktsii po formirovaniyu byudzhetnoy otchetnosti» // SPS Konsul'tantPlyus.

20. Pis'mo Minfina Rossii ot 31.05.2016 № 02-07-08/31424 // SPS Konsul'tantPlyus.

21. Zakony, kodeksy i normativno-pravovyye akty rossiyskoy federatsii : [Elektronnyy resurs] // URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-osushchestvleniiu-kontrolja-za-polnotoi-i-dostovernostiu/ (data obrashcheniya: 30.05.2019).

22. Pasport prioritetnoy programmy «Reforma kontrol'noy i nadzornoy deyatel'nosti (prilozheniye k protokolu prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proyektam ot 21.12.2016 № 12) (red. ot 30.05.2017); Standart informatsionnogo soprovozhdeniya realizatsii prioritetnoy programmy «Reforma kontrol'noy i nadzornoy deyatel'nosti (utv. protokolom zasedaniya proyektnogo komiteta ot 12.09.2017 № 61(11)) // SPS Konsul'tantPlyus.

23. Kontrol' i nadzor. Reforma kontrol'no-nadzornoy deyatel'nosti: [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.facebook.com/control.rf/ (data obrashcheniya: 30.05.2019).

24. Bochkareva Ye.A. Informatizatsiya i razvitiye obshchestvennoy initsiativy kak mekhanizmy zashchity sub"yektov finansovo-kontrol'nykh otnosheniy // Finansovoye pravo. 2018. № 11.

КОЖУШКО СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА - преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала Российского государственного университета правосудия (yp-sv@mail.ru).

KOZHUSHKO, SVETLANA V. - Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar).

УДК 347.73

КОСЯН М.А.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕР АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, общественный финансовый контроль, общественный контроль, финансово-контрольные полномочия, финансовые правоотношения.

В статье рассматривается вопрос о возможности участия граждан в осуществлении общественного финансового контроля с целью выявления и предупреждения коррупционных действий. Приводятся аргументы о необходимости участия общественных объединений в осуществлении финансово-контрольных мероприятий органами государственной власти, как способа антикоррупционного воздействия. Для четкого понимания сущности общественного финансового контроля требуется законодательное закрепление понятия, нормативного определения специальных методов проведения общественного финансового контроля. Необходима разработка регламента антикоррупционного поведения должностных лиц, осуществляющих финансовый контроль, а также инструкции по информированию правоохранительных иных компетентных органов о выявленных фактах коррупционного поведения.

KOSYAN, M.A.

PUBLIC FINANCIAL CONTROL IN THE SYSTEM OF MEASURES OF ANTI-CORRUPTION POLICY OF

THE STATE

Keywords: corruption, anti-corruption policy, public financial control, public control, financial-control powers, financial legal relations.

In the article considered the issue on the possibility of citizen participation in the implementation of public financial control in order to identify and prevent corruption actions. It given an arguments on the necessity of participation of the public associations in the implementation of financial-control events by state authorities as a method of anti-corruption impact. For a clear understanding of the essence of public financial control requires legislative consolidation of the concept, the normative definition of special methods of public financial control. It is necessary to develop regulations for anti-corruption behavior of officials exercising financial control, as well as instructions for informing law enforcement and other competent authorities about the revealed facts of corrupt behavior.

Борьба с коррупцией - одна из важнейших и основных целей любого государства. Для выполнения этой задачи в Российской Федерации разработаны соответствующие правовые основы осуществления единой государственной антикоррупционной политики, реализация которой невозможна без взаимодействия всех органов государственной власти, а также общественных объединений, иных некоммерческих организаций.

Действующее национальное законодательство, на наш взгляд, не содержит четкого легального определения понятия «коррупция». В актах международного значения, например, в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г. Документ вступил в силу 1 ноября 2003 года. Россия в Конвенции не участвует) дается следующая формулировка: «коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.