Научная статья на тему 'Ресурсы проактивного совладающего поведения'

Ресурсы проактивного совладающего поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2817
819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОАКТИВНОЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / PROACTIVE COPING BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старченкова Елена Станиславовна

Статья посвящена изучению психологических ресурсов проактивного совладающего поведения. Рассмотрены концепция проактивного копинг-поведения, уровни его реализации. Проанализированы современные теории ресурсов. Приведены данные эмпирических исследований взаимосвязи проактивных копинг-стратегий с различными психологическими ресурсами личности (личностными свойствами, способностью к антиципации, эмоционально-волевыми качествами, оптимизмом, временной перспективой, отношением ко времени, смысло-жизненными ориентациями и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological resources of proactive coping behavior

The article is devoted to the study of psychological resources of proactive coping behavior. Based on the analysis оf the modern theories, it considers the concept of proactive coping behavior and the levels of its realization. The data of empirical research to study the relationship between proactive coping strategies and different psychological resources were presented (personality characteristics, the ability to anticipate, emotional and volitional characteristics, optimism, time perspective, the attitude towards the time, the meaning of life-orientations, etc.).

Текст научной работы на тему «Ресурсы проактивного совладающего поведения»

УДК 159.99

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1

Е. С. Старченкова

РЕСУРСЫ ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время отмечается большой интерес к проблеме совладающего поведения, преодоления человеком стрессов и трудностей в процессе его личностного и профессионального развития. Совладающее поведение представляет собой особую форму реализации активности личности, в которой проявляются ее общие, специфичные и индивидуальные характеристики во взаимодействии с трудными жизненными ситуациями [1].

Процессы совладающего поведения в рамках системного подхода включают в себя различные уровни совладания с жизненными трудностями. Мы выделяем следующие уровни совладания: реактивный, антиципаторно-превентивный, проактивный [2]. Проактивный уровень совладающего поведения связан с постановкой и достижением личностно значимых целей в отдаленном будущем, а также с предвосхищением возможных преград для их достижения. Он предполагает прогнозирование и формирование отдаленного, относительно неопределенного будущего во всей сложности, многомерности и многовариантности жизненного пути [3].

Основные отличительные черты проактивного совладающего поведения состоят в том, что оно интегрирует планирование и превентивные стратегии с проактивной саморегуляцией достижения целей; связывает проактивное достижение целей с идентификацией и использованием социальных ресурсов; использует проактивное эмоциональное совладание для саморегуляции в процессе достижения целей [4]. Преимуществом проактивного совладания является обнаружение стрессоров на ранней стадии, что обусловливает меньшее расходование ресурсов на борьбу с ними, а следовательно, ресурсы остаются доступными для других видов деятельности.

Проактивное совладающее поведение представляет собой многомерный конструкт, который включает в себя совокупность различных типов копинг-поведения. К ним относятся, прежде всего, целеполагание и проактивная саморегуляция по достижению поставленных целей, а также формирование и накопление необходимых ресурсов. Рефлексивное совладание включает в себя оценку возможных стрессоров, анализ проблем и имеющихся ресурсов, генерирование предполагаемого плана действий, прогноз вероятного исхода деятельности и выбор способов ее выполнения. Большое значение имеет стратегическое планирование как процесс создания продуманного, це-леориентированного плана действий. Превентивное совладание представляет собой предвосхищение потенциальных стрессоров и подготовку действий по нейтрализации их негативных последствий. Важными аспектами проактивного совладания являются поиск инструментальной поддержки (информации, советов, обратной связи) и эмоциональной поддержки (сочувствия и понимания).

С точки зрения проактивного совладания, вопросы аккумуляции, перераспределения, расходования ресурсов важны для понимания того, каким образом человек планирует достижение личностно значимых целей. Эффективное использование имеющихся ресурсов, накопление ресурсов для будущего помогает оптимизировать

© Е. С. Старченкова, 2012

и сбалансировать их расходование, результатом чего является более высокая стрессо-устойчивость личности.

Поскольку проактивное совладающее поведение является целеориентированным, и значимые цели субъективно расположены в достаточно отдаленном будущем, имея отношение к личностному росту, профессиональному самосовершествованию, построению жизненного пути и т. п., то данный тип совладания способствует регуляции насущных состояний человека тем, что снижает уровень психической напряженности за счет продуманного накопления, перераспределения, комбинирования ресурсов. Будучи проактивным, человек рассматривает происходящие с ним жизненные события в определенной временной перспективе. Поэтому он готов отсрочить, отложить немедленное удовлетворение своих потребностей в пользу достижения будущих целей. Учитывая вышесказанное, в рамках концепции проактивного совладания целесообразно выделить особую копинг-стратегию, ориентированную на аккумуляцию, консервацию, перераспределение и инвестирование ресурсов, как внутренних, так и внешних — ресурсно-инвестиционный копинг. Проактивное совладающее поведение и ресурсно-инвестиционный копинг взаимодополняют друг друга и интегрируются в единый процесс совладания с различными трудными ситуациями в жизненном пространственно-временном континууме.

Ресурсы являются теми внутренними и внешними возможностями и средствами личности, мобилизация которых позволяет ей реализовать программы и стратегии поведения для предвидения и преодоления трудных жизненных ситуаций. Например, Г. Селье выделял два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например, после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психо-энергетических (адаптационных) ресурсов, то организм не попадает в состояние предболезни. Согласно Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет «глубокой» адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация «глубокой» адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессовой ситуации и израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение «глубоких» ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма [5].

В. А. Бодров выделяет следующие виды ресурсов [6].

1. Личностные ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессогенных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность» (оценка собственных возможностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса) и другие.

2. Психологические ресурсы определяются когнитивными, психомоторными, эмоциональными, волевыми и другими возможностями человека обеспечить решение проблемы и контролировать эмоции.

3. Профессиональные ресурсы — это необходимый уровень знаний, навыков, умений, опыта для решения задач в трудной ситуации.

4. Социальные ресурсы преодоления стресса отражают уровень социальной и моральной поддержки, жизненные ценности, самоуважение, контроль доверия (вера в себя, уверенность), межличностные отношения и т. д.

5. Физические ресурсы отражают состояние физического и психического здоровья, функциональных резервов организма.

6. Материальные ресурсы определяются уровнем финансового, жилищного и другого обеспечения.

Комплекс личностных, психологических, профессиональных и физических ресурсов составляет единый личный ресурс человека.

Согласно наиболее известной теории «сохранения ресурсов» (COR-теория), предложенной С. Е. Хобфоллом [7], ресурсы включают в себя объекты, состояния, личные характеристики, энергетические характеристики, которые либо сами по себе ценны для выживания (прямо или косвенно), либо служат средствами достижения поставленных целей. Люди стараются получить, сохранить, защитить свои ресурсы и использовать их наилучшим способом. Важным принципом данной теории ресурсов является то, что люди должны инвестировать собственные ресурсы в целях их сохранения, они стремятся восстановить потраченные ресурсы и приобрести новые. В соответствии с ресурсной моделью стресс возникает:

1) в ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов;

2) в ситуациях фактической потери ресурсов;

3) при отсутствии условий для адекватного восполнения ресурсов.

Дальнейшим этапом развития теории «сохранения» ресурсов стала разработка концепции, в которой представлено сочетание селекционных, оптимизационных и компенсационных стратегий, необходимых для успешного развития человека в различных сферах жизнедеятельности (SOC-модель). Согласно SOC-модели [8], успешное развитие личности в течение жизни включает в себя выбор определенных сфер жизни, на которых человек сосредоточивает свои ресурсы, оптимизацию собственного потенциала развития и компенсацию возможных и реальных потерь.

Селективная стратегия раскрывает механизм выбора целей. Выбор значимых личных целей дает направление индивидуальному развитию путем концентрации ресурсов на определенных сферах жизни и выстраивания поведения через ситуации и время. Для продвижения к поставленным целям, необходимы соответствующие и достаточные ресурсы, их эффективное использование и комбинирование. Стратегия оптимизации направлена на приобретение и распределение необходимых ресурсов, развитие новых навыков, интенсификацию усилий для достижения поставленных целей, выбор наиболее оптимальной стратегии продвижения к ним. Когда ресурсы уменьшаются или утрачиваются (например, вследствие болезни, кризиса, старения и др.), необходимыми становятся компенсационные стратегии для того, чтобы избежать снижения саморегуляции в отношении достижений.

Согласно SOC-модели, люди выбирают те сферы жизни, которые наиболее важны для них. Они оптимизируют свои ресурсы и помощь других людей, которые облегчают успех в этих сферах, и компенсируют потери в них для того, чтобы адаптироваться к биологическим, психологическим и социально-экономическим изменениям в своей жизни и создать благоприятную среду успешного долговременного жизненного развития.

В наших исследованиях было показано, что в трудных ситуациях при активном расходовании ресурсов (например, во время мирового экономического кризиса 2008 года) люди активно включаются в деятельность по минимизации ресурсных потерь и приобретению новых ресурсов. Для изучения взаимосвязи ресурсов, синдрома выгорания и проактивного совладания были использованы методики: «Оценка потерь и приобретений» (С. Е. Хобфолл в адаптации Н. Е. Водопьяновой и М. Штейн), «Профессиональное выгорание» (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова), опросник «Проак-тивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченко-вой). Переживание потери ресурсов у служащих (п = 81) отрицательно коррелировало с проактивным совладающим поведением (р < 0,05). Таким образом, резкое уменьшение ресурсов блокирует возможность включения проактивного поведения, поскольку в первую очередь возникает необходимость срочного восстановления утраченных ресурсов, а накопление ресурсов является начальной фазой реализации проактивного совладания. Только аккумулировав необходимое их количество, можно двигаться в направлении реализации значимых целей. Переживание потери ресурсов положительно коррелировало с симптомами профессионального выгорания. Чем значительнее была потеря ресурсов, тем больше у респондентов было выражено эмоциональное истощение (р < 0,01), что можно рассматривать как следствие утраты ресурсов и общей асте-низации. Также с потерей ресурсов усиливались циничные установки респондентов к окружающим (реципиентам и коллегам) и предмету своего труда (р < 0,05) и увеличивалась редукция профессиональных достижений (р < 0,05). В целом эти данные подтверждают гипотезу о том, что цикличная потеря ресурсов без их адекватного восполнения приводит к развитию или усилению профессионального выгорания.

Для изучения временных аспектов проактивного совладания у специалистов со-циономических профессий (п = 120) были использованы методики: «Проактивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченковой) и «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман и соавт.). Лица с высоким уровнем проактивного совладания воспринимали настоящее время как активное, напряженное, структурированное, наполненное разнообразными событиями и положительно эмоционально окрашенное, что говорит об удовлетворенности настоящим временем. Отношение к будущему времени у лиц с проактивным совладающим поведением можно охарактеризовать как активное, оптимистичное, яркое, интересное. Наиболее высокими являются оценки по показателю ощущаемости времени, то есть оно кажется близким, открытым, что говорит о чувстве реализации личности во времени. Субъективно будущее представлено как наличествующее в ближайшей перспективе. Можно предположить, что оно обладает сильным мотивационным потенциалом в настоящем времени, где деятельность уже детерминирована будущими событиями, важными целями, которые ставит для себя личность, представляя темпоральную неразрывность и интеграцию событий. Таким образом, для личности с проактивным стилем совладающего поведения будущее превращается в актуальное, тем самым увеличивая ее временные возможности (ресурсы). Интересным представляется тот факт, что в отношении прошлого времени различия обнаружены не были.

Проактивное совладание тесно связано с целеполаганием и целедостижением во временной перспективе развития личности. Личность, обладающая временной перспективой, продлевает настоящее, вбирая в него будущее, превращая его в мотивационное пространство. Для изучения взаимосвязи временной перспективы, антиципационных

способностей личности и проактивных копинг-стратегий у врачей (п = 58) нами были использованы: «Методика мотивационной индукции» (Ж. Нюттен), опросник «Про-активное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченко-вой), тест антиципационной состоятельности (В. Д. Менделевич).

Согласно когнитивно-мотивационной теории временной перспективы Ж. Нют-тена, временная перспектива означает интеграцию прошлого, настоящего и будущего в психологическом жизненном пространстве индивида [9]. Перспектива будущего возникает из мотивационных процессов целеполагания и выступает показателем того, в какой степени и каким образом ожидаемое хронологическое будущее становится частью жизненного пространства. Перспектива будущего определяется как приобретенная личностная характеристика, которая формируется в результате мотивационного целеполагания.

Методика мотивационной индукции позволяет оценить протяженность временной перспективы и содержательную наполненность образа будущего. Временная перспектива у респондентов была связана преимущественно с «открытым настоящим» и «неопределенным будущим». То есть испытуемые в основном концентрировались на настоящем, а будущее представало для них в неопределенной форме, в нем отсутствовали четкие, отдаленные во времени цели. Опыт нашей практической работы со взрослыми людьми показывает обедненность их временной перспективы, которая в большинстве случаев ограничивается 1-3 годами. Анализ содержательной характеристики временной перспективы показал, что наиболее выраженные мотивационные устремления испытуемых касались аспектов самореализации, развития отдельных сторон личности, совершенствования в профессиональной сфере и, что интересно, ожидания действий, активности по отношению к ним со стороны других людей (например, проявления любви, симпатии, уважения, признания).

Результаты корреляционного анализа показали, что представленность во временной перспективе возрастного периода от 55 и более лет положительно коррелировала с такими копинг-стратегиями, как проактивное совладание (р < 0,05), стратегическое планирование (р < 0,05), рефлексивное совладание (р < 0,01). Перспективная рефлексия также положительно коррелировала с возрастным периодом 35-55 лет (р < 0,05). Таким образом, наличие отдаленных целей (средний возраст респондентов составил 30 лет) связано со включением целого спектра копинг-стратегий, способствующих их достижению. Чем чаще испытуемые концентрировались на настоящем и обращались к прошлому, тем меньше в структуре совладающего поведения были выражены такие стратегии, как превентивное (р < 0,01) и рефлексивное совладание (р < 0,05). Ограниченность представлений о будущем приводит к тому, что респонденты его не планируют, а следовательно, не готовятся к возможным препятствиям, в частности, не принимают превентивных мер. В то же самое время при такой временной ориентации больше были выражены такие копинг-стратегии как обращение за эмоциональной (р < 0,01) и инструментальной (р < 0,05) поддержкой, а также избегание (р < 0,05).

Антиципационная состоятельность (прогностическая компетентность), представляет собой способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственно реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. Результаты исследования показали, что личностно-ситуативная прогностическая компетентность положительно коррелирует с проактивной (р < 0,01) и рефлексивной (р < 0,05) копинг-стратегиями. Таким образом,

способность предвидеть поступки других людей и варианты развития событий связана с активным целеполаганием и саморегуляцией по достижению поставленных целей, анализом проблем и имеющихся ресурсов, прогнозом эффективности поведенческих альтернатив. Временная антиципационная состоятельность была положительно связана с проактивным (р < 0,01), рефлексивным (р < 0,05) и превентивным (р < 0,05) совла-данием. Способность к распределению и адекватному планированию своего времени способствует проявлению проактивных копинг-стратегий, ориентированных на будущее, позволяя разумно, целесообразно распределять действия по целедостижению и ресурсы во временной перспективе.

Проактивное совладающее поведение обеспечивается и определенными личностными ресурсами. В зарубежных исследованиях было показано, что личностные особенности играют большую роль в использовании проактивных копинг-стратегий. С. Оувенханд, Д. Т. Риддер и О. М. Бенсинг изучали личностные характеристики, которые способствуют включению проактивных копинг-стратегий в случае потенциальных изменений в трех основных жизненных сферах: в области здоровья, социальных отношений и материального положения [10]. Оказалось, что люди склонны использовать проактивное совладание в ситуации ухудшения здоровья чаще, чем в других сферах. Результаты показали, что такие личностные характеристики, как временная ориентация на будущее и, в меньшей степени, целевая ориентация, были взаимосвязаны с проактивным совладанием во всех трех стрессовых ситуациях (в области здоровья, социальных контактов и материального положения). Люди, ориентированные на будущее, прилагали больше усилий для предупреждения негативных изменений в своей жизни.

В прогнозировании и формировании собственного будущего большое значение имеют психологические характеристики личности, определяющие устойчивость мотивации при реализации проактивного стиля жизни. В нашем исследовании для изучения взаимосвязи эмоционально-волевых качеств личности и проактивного совла-дающего поведения (п = 62) были использованы следующие методики: вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Г. С. Никифоров, В. К. Васильев, С. В. Фирсова), методика самооценки организованности (Е. П. Ильин), опросник для оценки уровня настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман и соавт.) и опросник «Проактивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченковой).

Результаты исследования показали, что проактивное совладающее поведение связано с эмоционально-волевыми качествами личности. Проактивная копинг-стратегия положительно коррелировала с уровнем общего самоконтроля (р < 0,05), а также с его составляющими: самоконтролем в эмоциональной сфере (р < 0,05) и самоконтролем деятельности (р < 0,01), а также с настойчивостью (р < 0,05). То есть для реализации проактивного совладания важным является умение контролировать эмоции, проявлять настойчивость в достижении своих целей, воплощать их в реалистические планы и доводить деятельность до конца.

Такие копинг-стратегии как рефлексивное совладание и стратегическое планирование также показали положительные связи с настойчивостью (р < 0,05) и высоким уровнем самоконтроля, как общего (р < 0,05), так и всех его составляющих — самоконтроля эмоций (р < 0,05), самоконтроля деятельности (р < 0,05), в отличие

от проактивной стратегии, самоконтроля в социальной сфере (р < 0,05). Это говорит о том, что особенности социального окружения принимаются во внимание при построении предварительного плана копинг-действий. Превентивное совладание, которое включает в себя предвосхищение препятствий и подготовку действий по их нейтрализации, требует включения широкого спектра активности в разных направлениях и, видимо, поэтому обеспечивается всеми волевыми качествами — высоким уровнем самоконтроля во всех сферах (р < 0,05), а также настойчивостью (р < 0,05) и организованностью (р < 0,05). Такие индивиды стараются учесть и взять под контроль все возможные варианты развития событий, тщательно упорядочивают, планируют и реализуют деятельность по достижению своих жизненных целей, пытаясь найти оптимальное решение при минимальном расходовании времени и средств.

Высокий уровень невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, безынициативность, раздражительность, зависимость). В нашем исследовании уровень невротизации был отрицательно взаимосвязан с такими копинг-стратегиями как проактивное совладание (р < 0,05), превентивное совладание (р < 0,05) и стратегическое планирование (р < 0,05). Выраженная эмоциональная возбудимость, по-видимому, является серьезным барьером для реализации целого комплекса проактивных копинг-стратегий, включающих в себя целеполагание, целедостижение во временной перспективе развития личности, планирование жизненной стратегии.

Таким образом, развитые волевые качества и эмоциональная стабильность являются важной основой проактивного совладающего поведения, которая позволяет выдерживать то постоянное мотивационное напряжение, которое им создается, и поддерживает избирательную активность личности в достижении отдаленных во времени значимых целей.

Для изучения взаимосвязи личностных особенностей и совладающего поведения у служащих (п = 117) нами были использованы методики: 16-факторный личностный опросник PF (Р. Кеттелл), методика УСК (уровень субъективного контроля, Е. Ф. Ба-жин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд), методика «Шкала оптимизма и активности» (Н. Е. Водопьянова, М. Штейн) и опросник «Проактивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченковой). Результаты исследования показали, что для реализации проактивного совладающего поведения важным свойством личности является общительность (фактор А, р < 0,05), прежде всего за счет умения обратиться за социальной поддержкой. Проактивная копинг-стратегия была отрицательно взаимосвязана с тревожностью (фактор О, р < 0,05), которая, по нашему мнению, выступает сдерживающим фактором для актуализации проактивного поведения. Тревожность была также отрицательно связана с рефлексивной копинг-стратегией, то есть тревожность мешает перспективной рефлексии, сужает видение будущего за счет аффективной напряженности, концентрации на пугающем, тревожном, полном трудностей настоящем.

Стратегическое планирование было положительно связано с эмоциональной устойчивостью (фактор С, р < 0,05), самоконтролем (фактор Q3, р < 0,01) и отрицательно — с экспрессивностью (фактор F, р < 0,05). Таким образом, эмоционально устойчивые, зрелые люди с высоким уровнем самоконтроля более способны к построению детального плана действий по достижению целей, в то время как импульсивность

и беспечность приводят к тому, что человек предпочитает не думать о будущем, пускает дела на самотек, не хочет концентрироваться на детальном планировании жизненной стратегии. В некоторых наших исследованиях превентивная копинг-стратегия либо не показывала связей с личностными чертами, либо положительно коррелировала с эмоциональной устойчивостью (фактор С, р < 0,05). Превентивное совладание включает в себя широкий спектр возможных типов поведения (поддержание здорового образа жизни, работу с ресурсной базой, включая накопление денежных средств, формирование социальных связей и др.), следовательно, оно может обеспечиваться и разными личностными ресурсами. Однако умение прогнозировать и предпринимать действия до возникновения возможных проблем должно обеспечиваться высокой стрессо-устойчивостью, работоспособностью и эмоциональной стабильностью.

Что касается социальной поддержки, то стратегия поиска эмоциональной поддержки положительно коррелировала с тревожностью (фактор О, р < 0,01), общительностью (фактор А, р < 0,01), чувствительностью (фактор I, р < 0,05), мечтательностью (фактор М, р < 0,05). Таким образом, за эмоциональной поддержкой чаще склонны обращаться общительные, тревожные, мягкие, непрактичные люди.

Интересным представляется тот факт, что за инструментальной поддержкой (советами, информацией, практической помощью и т. п.) чаще обращаются экстерналы по сравнению с интерналами (р < 0,05). В целом за социальной поддержкой (как эмоциональной, так и инструментальной) реже обращаются подозрительные, недоверчивые (фактор L, р < 0,05), эмоционально устойчивые (фактор С, р < 0,05), доминантные (фактор Е, р < 0,05) люди, а также испытуемые с интернальным локусом контроля (р < 0,05). Что касается подозрительности, то полученные данные являются ожидаемыми, поскольку такая черта личности будет мешать разделению чувств, переживаний и проблем с другими людьми. Особое внимание следует обратить на то, что ответственные, уверенные в себе и независимые люди реже обращаются за инструментальной и эмоциональной поддержкой, предпочитая решать свои проблемы самостоятельно. Тем самым они лишают себя возможности находить необходимые для более быстрого и эффективного разрешения ситуации ресурсы в своем окружении, что препятствует реализации проактивного совладания.

Гипотеза о прямой связи оптимизма и проактивных копинг-стратегий не подтвердилась, что также было обнаружено в зарубежных исследованиях при использовании других методик измерения оптимизма [10, 11]. Более того, в нашем случае, взаимосвязь между проактивной копинг-стратегией и оптимизмом была опосредована тревожностью. Проактивное совладание отрицательно коррелировало с тревожностью (фактор О, р < 0,05), а тревожность положительно коррелировала с оптимизмом (р < 0,05). Лица с более высоким уровнем тревожности характеризовались более высоким уровнем оптимизма и низким уровнем проактивности. Это может объясняться тем, что оптимизм представляет собой генерализованные позитивные ожидания, и вера в «благоприятное будущее» (как способ отвлечения и ухода от трудностей в настоящем) блокирует деятельность, направленную на проактивные усилия.

Для построения жизненной стратегии существенное значение имеет понимание смысла своей жизни человеком. Смысл жизни определяется как «концентрированная описательная характеристика наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [12]. Общая концепция жизни человека, его отношение к ней и к миру

в значительной степени актуализируются в практической жизнедеятельности через формирование смысложизненных ориентаций личности. В исследовании взаимосвязи смысложизненных ориентаций и проактивного совладающего поведения у представителей социономических профессий (п = 65) были использованы методика «Тест смыс-ложизненных ориентаций» (СЖО в адаптации Д. А. Леоньтева) и опросник «Проак-тивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченковой). Результаты исследования показали, что проактивная копинг-стратегия положительно связана с такими смысложзненными ориентациями как «Цели в жизни» (р < 0,05), «Локус контроля Я» (р < 0,01), «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (р < 0,01). Проактивные индивиды характеризуются осмысленностью жизни, своего будущего, наполненностью его целями. Стратегическое планирование также было связано с ориентацией «Цели в жизни» (р < 0,05), поскольку наличие лич-ностно значимых целей у проактивного человека способствует осмысленному планированию их достижения во временной перспективе.

«Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» также была положительно связана со стратегическим планированием (р < 0,01), рефлексивной ко-пинг-стратегией (р < 0,01) и превентивной копинг-стратегией (р < 0,01). То есть про-активные копинг-стратегии связаны с удовлетворенностью прожитой частью жизни, ощущением ее продуктивности и осмысленности. Проактивные индивиды сами контролируют происходящее в их жизни, берут на себя ответственность за происходящее с ними.

Проактивное совладающее поведение способствует построению человеком осознанной стратегии жизненного развития и тесно связано с самореализацией личности. Можно предположить, что проактивный стиль жизни взаимосвязан с высоким уровнем субъективного благополучия и социально-психологической адаптированностью. Для изучения взаимосвязи субъективного благополучия, социально-психологической адаптированности и проактивного совладающего поведения у служащих (п = 106) нами были использованы: методика «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд в адаптации А. К. Осницкого), Шкала субъективного благополучия (А. Перрудэ-Баду, Г. Мендельсон, Ж. Чич в адаптации М. В. Соколовой) и опросник «Проактивное совладающее поведение» (Э. Грингласс и соавт. в адаптации Е. С. Старченковой).

Лица с высокими показателями проактивного совладающего поведения оказались более социально-психологически адаптированными (р < 0,05). Результаты исследования показали отсутствие корреляционной взаимосвязи между проактивной копинг-стратегией и уровнем субъективного благополучия. Такие копинг-стратегии как рефлексивное (р < 0,05) и превентивное совладание (р < 0,05) отрицательно коррелировали с ощущением субъективного благополучия. Можно говорить о том, что предвосхищение потенциальных стрессоров, анализ возможных преград, прогноз вероятного развития событий связаны с ощущением субъективного неблагополучия. Действительно, поиски смысла жизни, формулирование целей своего развития в сознании человека и связанные с ними сомнения могут сопровождаться дискомфортными состояниями, ощущением напряжения и переживанием неблагополучия. По прошествии времени человек то, что вызывало напряжение и дискомфорт в процессе достижения личност-но значимой цели, переоценивает: негативное (трудности достижения) в позитивное (удовлетворенность результатом достижения). Именно эти моменты напряженного

поиска оптимального решения, сомнения в правильности выбора с течением времени могут восприниматься как наиболее продуктивные, результативные и благополучные. Эту особенность можно было бы назвать эффектом отсроченного благополучия [13], так как прошлое в восприятии человека оказывается более полным, счастливым, если в нем можно отметить большее, по сравнению с настоящим, количество значимых событий (пусть даже сопряженных с определенными трудностями). Полученные данные отражают переживание мотивационного напряжения, свойственное проактивному совладающему поведению.

Таким образом, для реализации проактивного совладающего поведения большое значение имеют разнообразные ресурсы человека, а также понимание того, как именно, с помощью каких стратегий, осуществляется их накопление, перераспределение и расходование на пути построения жизненной стратегии. Результаты наших исследований показали, что переживание потери ресурсов в течение трудных периодов жизни связано с ощущением общего истощения и блокирует реализацию проактивного поведения, поскольку все силы человек направляет на восполнение утраченных ресурсов.

Важными личностными ресурсами проактивного совладающего поведения являются те качества, которые обеспечивают устойчивость мотивации и способность к организации будущего. К ним относятся временная ориентация на будущее и целевая ориентация как способность ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Про-активное копинг-поведение обеспечивается определенным симптомокомплексом личностных свойств. Ему способствуют общительность, которая обеспечивает большую доступность ресурсов социальной поддержки, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, настойчивость, организованность, а препятствуют — тревожность и беспечность. Особое внимание следует обратить на то, что ответственные, уверенные в себе и независимые люди реже обращаются за инструментальной и эмоциональной поддержкой, что сужает возможности реализации проактивного поведения.

Регулятивная роль будущего в процессе деятельности связана с антиципацией, способностью предвидеть, предвосхищать и прогнозировать развитие ситуации. По нашим данным, высокий уровень антиципации, прежде всего личностно-ситуативная и временная антиципационная состоятельность, способствуют активизации таких ко-пинг-стратегий как проактивное, рефлексивное и превентивное совладание.

Высокий уровень проактивного совладания был связан с положительным восприятием личностью настоящего и будущего времени. Будущее время превращается в актуальное, расширяя мотивационное пространство и временные ресурсы личности. Протяженная временная перспектива и наличие отдаленных личностно значимых целей включает целый спектр проактивных копинг-стратегий, а ориентация на настоящее и прошлое приводит к отказу от превенции и перспективной рефлексии и к использованию избегания. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что люди с высоким уровнем проактивного совладающего поведения характеризуются наличием целей в будущем, которые придают их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Также им свойственно представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами. Они удовлетворены прожитой частью жизни, ощущают ее продуктивность и осмысленность и являются более социально-психологически адаптированными.

Литература

1. Знаков В. В. Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации // Материалы международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения» / под ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюковой. Кострома, 2007. С. 35-37.

2. Старченкова Е. С. Концепция проактивного совладающего поведения / Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 2. Ч. 1. 2009. С. 198-206.

3. Старченкова Е. С. Проактивное совладающее поведение в построении жизненных стратегий // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 12. СПб., 2008. С. 40-50.

4. Greenglass E. R. Proactive coping // Beyond coping: Meeting goals, vision, and challenges / ed. by E. Frydenberg. London: Oxford University Press, 2002. P. 37-62.

5. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. 122 с.

6. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.

7. Hobfoll S. E. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1988. Vol. 44. P. 513-524.

8. Freund A. M., Baltes P. B. Life-management strategies of selection, optimization, and compensation: measurement by self-report and construct validity // Jornal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82. P. 642-662.

9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

10. Ouwehand C., de Ridder D. T., Bensing J. M. Individual differences in the use of proactive coping strategies by middle-aged and older adults // Personality and Individual Differences. 2008.

11. Carver C. S., Scheier M. F. Origins and functions of positive and negative affect: A control-process view / Psychological Review. 1990. Vol. 97. Р. 19-35; Vol. 45. P. 28-33.

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 486 с.

13. Шамионов P. M. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 2004. 180 с.

Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.