Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА'

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РЕСУРСЫЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫЬ / СТУДЕНТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / EMOTIONAL WELL-BEING / SOCIAL WELL-BEING / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / RESOURCES OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT / STUDENTS / PEDAGOGICAL COLLEGE / PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микляева А.В., Рудыхина О.В.

В статье представлены результаты исследования уровня психологического здоровья студенток - будущих педагогов в контексте анализа ресурсов образовательной среды колледжа и вуза. В качестве индикаторов психологического здоровья рассматривались показатели эмоционального, социального и психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микляева А.В., Рудыхина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION ENVIRONMENT RESOURCES AS A FACTOR OF THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS GETTING A PROFESSION TEACHER

The article presents the study of psychological health of students - future teachers in the context of the analysis of the educational environment of college and university. Indicators of emotional, social and psychological well-being were considered as indicators of psychological health.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК, ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА»

5. Талой, Н. Ю. Технология дизайн-мышления как средство психолого-педагогического сопровождения учебной практики студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н. Ю. Галой,

И. А. Горбенко // Проблемы современного образования. — 2018. — № 6. — С. 35—42.

6. Жукова, В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» /В. Ф. Жукова //Известия ТПУ. — 2012. — № 6. — URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-psihologicheskaya-gotovnost.

7. Корнева, Л. В. Квазипрактика как основа формирования профессиональной компетентности будущих педагогов / Л. В. Корнева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2013. — № 32. — С. 193—197.

8. Особенности психологической готовности студентов Приднестровья к психолого-педагогической деятельности / Ю. И. Щербаков, В. Ю. Могилевская, Э. В. Лихачева, И. В. Кондратенко // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-pridnestrovya-k-psihologo-pedagogicheskoy-deyatelnosti.

9. http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/104-correction-games/1429-sbomik-p.

РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК,

ПОЛУЧАЮЩИХ ПРОФЕССИЮ ПЕДАГОГА *

А. В. МИКЛЯЕВА, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) a.miklyaeva@gmail.com

О. В. РУДЫХИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) olga.rudykhina@yandex.ru

В статье представлены результаты исследования уровня психологического здоровья студенток — будущих педагогов в контексте анализа ресурсов образовательной среды колледжа и вуза. В качестве индикаторов психологического здоровья рассматривались показатели эмоционального, социального и психологического благополучия.

* Статья подготовлена в рамках работы по гранту РФФИ № 17-29-02438/17 «Психологические, социальные и средовые ресурсы здоровья учащихся разных ступеней образования в современной России», 2017—2019 годы.

The article presents the study of psychological health of students — future teachers in the context of the analysis of the educational environment of college and university. Indicators of emotional, social and psychological well-being were considered as indicators of psychological health.

Ключевые слова: психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, социальное благополучие, психологическое благополучие, ресурсы образовательной среды, студентки, педагогический колледж, педагогический вуз

Key words: psychological health, emotional well-being, social well-being, psychological well-being, resources of educational environment, students, pedagogical college, pedagogical university

Исследования показывают, что психологическое здоровье студентов часто оказывается хуже, чем у населения в целом. Это объясняется актуализацией разнообразных рисков взросления.

Здоровье является одной из ключевых характеристик личностного потенциала, и от его показателей в значительной степени зависит продуктивность профессиональной самореализации человека. В настоящее время проблематика здоровья становится весьма актуальной в связи с констатируемыми тенденциями его нарушения у различных социальных групп, особенно у молодых людей, получающих профессиональное образование: исследования показывают, что психологическое здоровье студентов часто оказывается хуже, чем у населения в целом [8]. Это объясняется актуализацией разнообразных рисков взросления: увеличением учебных нагрузок, появлением финансовых проблем, изменениями в системе эмоциональной поддержки и т. д.

Сегодня исследование феномена «здоровье» носит междисциплинарный характер, охватывая разные уровни функционирования человека и формируя холистический подход к здоровью. Как отмечают Н. А. Антонова, К. Ю. Ерицян и Л. А. Цветкова, «за последнее столетие концепт здоровья претерпел эволюцию: от рассмотрения здоровья с точки зрения свободы от болезней, далее через функциональное определение здоровья как способности человека адекватно функционировать в своих

основных социальных ролях, до расширенного рассмотрения здоровья через его позитивные аспекты, такие как счастье, социальное и эмоциональное функционирование, качество жизни и общее благополучие» [1, с. 70].

В контексте холистического подхода к здоровью актуально изучение не только физического, но и психологического здоровья, которое рассматривается как интегративное понятие, имеющее поуров-невое строение, ядерным элементом которого является психическое здоровье, и обозначающее совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности и между человеком и обществом [3].

Один из наиболее авторитетных современных подходов к проблеме психологического здоровья в контексте его позитивных аспектов предложен К. Кейес. Он интегрировал гедоническую и эвде-моническую трактовки благополучия и рассмотрел континуум психологического здоровья как синдром, описываемый тремя основными симптомами:

3 эмоциональным благополучием, определяемым общей удовлетворенностью жизнью;

3 социальным благополучием, отражающим удовлетворенность социальными отношениями и реализацией своего потенциала в социуме;

3 психологическим благополучием, основывающимся на ощущении осмысленности жизни [6].

Согласно подходу, предложенному ЮНИСЕФ, одним из важнейших источников благополучия человека наряду с индивидуальными и межличностными ресурсами являются средовые ресурсы, которые определяют контекст жизнедеятельности человека [7]. Эти ресурсы специфичны для разных сфер социальной активности молодых людей и для разных этапов образования [3]. Однако вопрос о влиянии конкретных характеристик образовательной среды на психологическое здоровье молодых людей остается открытым.

В нашем исследовании этот вопрос изучался на материале обследования девушек, получающих профессиональное педагогическое образование в организациях среднего и высшего образования. Целью исследования стало изучение их психологического здоровья и его взаимосвязи с характеристиками образовательной среды.

Выборку исследования составили 177 студенток в возрасте 17—19 лет, из них 76 обучающихся педагогического колледжа Санкт-Петербурга в возрасте 17,51±0,68 лет и 101 студентка РГПУ им. А. И. Герцена (далее — вуз) в возрасте 18,21±0,41 лет. Включение в выборку только девушек обусловлено тем, что в структуре контингента учебных заведений педагогической направленности юноши составляют менее 10%.

Для оценки психологического здоровья использовалась краткая версия методики «The Mental Health Continuum», с помощью которой оценивалось эмоциональное, социальное и психологическое благополучие респондента [9]. Диапазон возможных оценок составляет 0—15 для параметра «эмоциональное благополучие», 0—25 — для параметра «социальное благополучие», 0—20 — для параметра «психологическое благополучие», 0—70 — для суммарного показателя.

Характеристики образовательной среды изучались с помощью методик «Вовлеченность в образовательный процесс» (диапазон оценок 9—36) [5] и «Удовлет-

воренность образовательным учреждением» (8—32) [там же], а также анкетирования, в ходе которого оценивались безопасность образовательной среды (1— 10), ощущение возможности влиять на среду (1—4), удовлетворенность профессиональным выбором (1—3).

Доступность ресурсов помощи и поддержки в лице куратора академической группы, психолога, социального педагога, медицинского работника и медиатора оценивалась с помощью анкеты (диапазон оценок 1—4).

Для статистической обработки данных использовались корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции г — Спирмена), сравнительный анализ (и— критерий Манна — Уитни, приводится стандартизированное значение 2), регрессионный анализ — все это было реализовано с помощью программы Statistica 12.0.

Результаты исследования показали, что для большинства респондентов характерны средний и высокий уровни благополучия, что позволяет охарактеризовать уровень психологического здоровья студенток, составивших нашу выборку, как удовлетворительный. Достоверных различий между выборками обучающихся колледжа и вуза обнаружено не было. Суммарные показатели благополучия учащихся колледжа в 14 % случаев могут быть квалифицированы как «очень высокие», в 31 % — «существенно выше среднего», в 32 % — «несколько выше среднего», в 16% — «несколько ниже среднего», в 7 % —«существенно ниже среднего». В выборке студенток вуза «очень высокие» показатели составили 9 %, «существенно выше среднего»—33%, «несколько выше среднего» — 29 %, «несколько ниже среднего» — 14 %, «существенно ниже среднего» —11% и «очень низкие» — 4 %. Однако в результате сравнительного анализа параметров благополу-

Результаты исследования показали, что для большинства респондентов характерны средний и высокий уровни благополучия, что позволяет охарактеризовать уровень психологического здоровья студенток как удовлетворительный.

чия было обнаружено статистически значимое различие по показателю «эмоциональное благополучие», означающее, что общая удовлетворенность жизнью является более выраженной у обучающихся колледжа по сравнению со студентками вуза (см. таблицу 1). Данный результат согласуется с данными А. А. Мускатина [3], в работе которого выявлено, что сту-

денты педагогического вуза по фактору личностной тревожности превосходят учащихся педагогического колледжа. Дополняет полученные данные установленное различие по параметру удовлетворенности образовательной организацией: он имеет достоверно более высокие значения у студенток колледжа по сравнению со студентками вуза (см. таблицу 2).

Таблица 1

Показатели психологического здоровья студенток педагогических вуза и колледжа

Параметры Педагогический колледж Педагогический вуз г Р <

Эмоциональное благополучие 11,18 ±3,28 9,83±3,80 2,43 * 0,02

Социальное благополучие 14,71±6,15 14,32±6,30 0,45 0,66

Психологическое благополучие 20,47±6,35 19,18±7,74 0,66 0,51

Благополучие (суммарный) 46,37±14,15 43,33±16,71 1,06 0,29

* — значимое различие между выборками

Таблица 2

Показатели удовлетворенности образовательной средой

Параметры Педагогический колледж Педагогический вуз г Р <

Удовлетворенность образовательной организацией 28,42±2,38 27,30±2,50 3,01 * 0,01

Оценка безопасности образовательной среды 5,75±0,59 5,74±0,64 0,10 0,92

Оценка возможности влиять на образовательную среду 3,08±0,65 3,07±0,59 0,38 0,7

Вовлеченность в образовательный процесс 21,58±1,31 21,39±1,45 1,19 0,23

Удовлетворенность профессиональным выбором 2,25±0,90 2,21 ±0,97 0,09 0,92

* — значимое различие между выборками

Было обнаружено, что в целом студентки довольно высоко оценивают доступность помощи куратора (3,34 в выборке обучающихся колледжа и 3,15 — вуза) и медицинских работников (3,01 и 2,66 соответственно); наименее доступной является помощь медиатора (1,41 и 1,5 соответственно). При этом учащиеся колледжа более высоко по сравнению со студентками вуза оценивают доступность помощи психолога (2,88 и 1,96; Z =4,03; р <0,01) и социального педагога (2,7 и

1,84; Z =3,74; р <0,01). Однако дальнейший анализ показал, что доступность помощи не является важным фактором психологического здоровья студенток.

В результате корреляционного анализа в выборке студенток колледжа выявлено, что суммарный показатель благополучия имеет значимую положительную связь с удовлетворенностью образовательной организацией (г = 0,44) и оценкой возможности оказывать влияние на образовательную среду (г =0,3). Также их

удовлетворенность образовательной организацией положительно связана с отдельными параметрами благополучия: эмоциональным (г =0,42), социальным (г =0,41), психологическим (г = 0,38). В выборке студенток вуза обнаружены сходные корреляционные взаимосвязи: удовлетворенность образовательной организацией имеет положительные связи с суммарным показателем благополучия (г = 0,47) и его отдельными параметрами: эмоциональным (г =0,46), социальным (г =0,47), психологическим (г = ,036). Помимо этого, удовлетворенность профессиональным выбором положительно связана с суммарным показателем благополучия (г = 0,49) и его эмоциональным (г = 0,43), социальным (г = = 0,45), психологическим (г = 0,39) аспектами. В обеих выборках показатели эмоционального, социального и психологиче-

ского благополучия, а также суммарный показатель благополучия связаны тесными корреляционными связями (0,78 < га <0,97).

Для определения факторов, оказывающих наибольшее влияние на общий показатель благополучия, были построены регрессионные модели для его суммарных показателей.

В результате мы установили, что существенное влияние на уровень благополучия у студенток колледжа и вуза оказывает показатель удовлетворенности образовательной организацией, но в первом случае он имеет ключевое значение, в то время как на благополучие студенток вуза также влияют удовлетворенность профессиональным выбором и ощущение безопасности образовательной среды (см. таблицу 3).

Таблица 3

Регрессионные модели для суммарных показателей благополучия студенток вуза и колледжа

Параметры анализа ь * егг. о1 Ь ** В егг. о1 Ь t Р

Колледж (г2Ас11 = 0,21; F (10,65) = 2,94, р <, 00; Std. еггог of estimate: 12,61

Удовлетворенность образовательной организацией 0,32 0,13 1,88 0,79 2,44 0,02

Вуз (г2м. = 0,32; F (10,90) = 5,82, р <, 00; Std. еггог of estimate: 13,73

Удовлетворенность образовательной организацией 0,45 0,12 2,99 0,83 3,6 0

Оценка безопасности образовательной среды - 0,23 0,09 - 5,86 2,35 - 2,49 0,01

Удовлетворенность профессиональным выбором 0,37 0,1 6,38 1,69 3,78 0

* — стандартизированный регрессионный коэффициент

** — стандартное отклонение от регрессионного коэффициента

Установлено, что благополучие студенток — будущих педагогов, являющееся индикатором их психологического здоровья, тесно связано с ресурсами образовательной среды, а именно — с удовлетворенностью ею. При этом студентки колледжа по сравнению со студентками вуза оценивают ресурсы образовательной среды более высоко. Это можно объяснить спецификой организации СПО, которая отличается от вузовской как большей степенью регламентации образовательного

процесса, что сближает ее со школой, так и направленностью на передачу студентам практических знаний для освоения ими определенной специальности в течение относительно короткого срока. Возможно, эти условия оказывают положительное влияние на ощущение благополучия учащимися колледжа: они не только чувствуют преемственность условий обучения со школьными, но и осознают свою перспективу после окончания учебного заведения. Вероятно, организа-

Обучение в колледже привлекает студентов, осознающих свои профессиональные интересы и нацеленных на практическую деятельность; учащиеся вуза ориентированы на освоение знаний из области будущей профессии и заинтересованы в самопознании.

ция СПО способствует более комфортному переходу от обучения к профессиональной реализации и более высокому уровню психологического здоровья студенток прежде всего в аспекте эмоционального благополучия, в то время как обучающиеся вуза, сталкиваясь с более существенными изменениями в собственной жизни, не всегда испытывают удовлетворенность ими.

Отдельного осмысления заслуживает набор переменных, оказывающих влияние на благополучие студенток вуза. Их сочетание может свидетельствовать о наличии у обучающихся внутриличност-ного противоречия. С одной стороны, у них возрастает удовлетворенность своим профессиональным выбором, что можно объяснить благотворным влиянием формирования профессиональной идентичности на их психоэмоциональное состояние. С другой стороны, у получающих высшее образование начинает снижаться удовлетворенность реализацией своих потребностей в условиях образовательной среды. Можно предположить, что это обусловлено отсутствием достаточного объема практико-ориентиро-ванных занятий и видов деятельности в процессе обучения, в рамках которых они могли бы отрабатывать получаемые знания. Неслучайно в своей работе С. В. Чернобровкина, обсуждая проблему освоения позиции взрослого студентами колледжа и вузов, обнаружила у последних большую степень по срав-

нению с учащимися колледжа выраженности симптомов кризиса, отражающего переход от периода юности к ранней взрослости [5]. При этом такие симптомы у студентов вуза начинают проявляться по мере возрастания их интер-нальности, по степени выраженности которой они превосходят студентов колледжа [там же].

Учитывая сказанное и полученные результаты, можно предположить, что обучение в педагогическом колледже в большей степени привлекает студентов, осознающих свои профессиональные интересы и нацеленных на практическую деятельность, в то время как учащиеся педагогического вуза ориентированы на основательное освоение знаний из области будущей профессии и, возможно, в большей степени заинтересованы в самопознании. В этой связи мы полагаем, что у обучающихся вуза период формирования профессиональной идентичности будет иметь нелинейный характер и проходить сложнее по сравнению со студентами колледжа, что может сопровождаться кризисными переживаниями и оказывать влияние на уровень психологического здоровья учащихся.

Таким образом, результаты данного исследования позволяют не только констатировать взаимосвязь различных аспектов благополучия студенток педагогических колледжа и вуза с оценкой ресурсов образовательной среды, но и обнаруживают качественные различия средовых ресурсов, необходимых девушкам для поддержания и укрепления психологического здоровья в период обучения педагогической профессии.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Антонова, Н. А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение / Н. А. Антонова, К. Ю. Ерицян, Л. А. Цветкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2018. — № 187. — С. 170—178.

2. Мускатин, А. А. Особенности становления характера студентов педагогического вуза и педагогического колледжа / А. А. Мускатин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2008. — Т. 2. — № 2. — С. 27—34.

3. Психосоциальные ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях / Е. В. Ивлев, А. В. Микляева, О. А. Кожемякина, О. В. Рудыхина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2017. — № 186. — С. 19—31.

4. Чернобровкина, С. В. Кризис юности у студентов как кризис взросления /С. В. Чернобровкина // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2014. — № 1. — С. 24—31.

5. Школьный климат: концепция и инструмент измерения / Д. А. Александров, В. А. Иванюшина,

Д. К. Ходоренко, К. А. Тенишева ; лаборатория социологии образования и науки НИУ ВШЭ ШЭ — Санкт-Петербург. — М. : ИД Высшей школы экономики, 2018. — 103 с.

6. Keyes, C. L. M. The mental health continuum: From languishing to flourishing in life / C. L. M. Keyes // Journal of Health and Social Behavior. — 2002. — № 43. — P. 207—222.

7. Lippman, L. H. Positive indicators of child well-being: A conceptual framework, measures and methodological issues / L. H. Lippman , K. A. Moore , H. Mcintosh // Applied Research in Quality of Life. — 2011. — № 6 (4). — P. 425—449.

8. Stock, C. Differences in health complaints between university students from three European countries / C. Stock, N. Kucuk, I. Miseviciene [etc.] // Preventive Medicine. — 2003. — № 37. — P. 535—543.

9. Zemojtel-Piotrowska, M. Mental Health Continuum-Short Form: The structure and application for cross-cultural studies / M. Zemojtel-Piotrowska, J. Piotrowski, E. N. Osin [etc.] // Journal of Clinical Psychology. — 2018. — 74 (6). — P. 1034—1052.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Е. А. БУЛАТОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры истории, философии, педагогики и психологии ННГАСУ bulatova_ea@mail.ru

В статье приводятся результаты исследования динамики личностного потенциала студентов ННГАСУ первого года обучения. Автор приходит к выводам о некотором его снижении к концу первого курса, а также о том, что развитие социального взаимодействия в учебных группах обеспечивает осмысленное отношение студентов к жизни и способствует росту личностного потенциала.

The article reflects the results of researching the dynamic of a personal potential of the first-year students of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. The author concluded that there is some decrease to the end of the first year and that a development of the social interaction in the study groups provides a cognitive attitude to life and contributes the growth of a personal potential.

Ключевые слова: личностный потенциал, жизнестойкость, вовлеченность, интерналъностъ, осмысленность жизни

Key words: personal potential, resiliency, involvedness, internality, meaningfulness of life

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.