Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПЕДАГОГ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коршунова Ольга Валентиновна, Солдатова Галина Викторовна

Теоретический анализ проблемы свидетельствует, что психологическое благополучие педагогов является важным фактором, определяющим качество образовательного процесса. Целью исследования было получение данных об актуальном состоянии психологического благополучия педагогов общеобразовательных учреждений. Задача исследования - определение ориентиров для оказания психологической помощи педагогических работников. В результате анализа полученных данных было установлено, что педагоги характеризуются средним уровнем психологического благополучия. Значительная часть педагогов не удовлетворена многими параметрами своего состояния. Наиболее проблемными зонами психологического благополучия педагогов являются низкая оценка качества сна, своего здоровья и переживание беспокойства. Важными индикаторами психологического благополучия педагогов являются: эмоционально насыщенная жизнь, хорошее настроение и состояние здоровья. Практическая значимость полученных данных состоит в разработке программ, направленных на оптимизацию психического и физического состояния педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The problem of psychological well-being of teachers is highly significant in social terms. However, it is poorly understood in empirical terms. The purpose of this study was to obtain data on the actual psychological well-being of teachers of General education institutions to determine the guidelines for providing psychological support to this contingent. 75 teachers of educational institutions of Saint Petersburg took part in the study. The comparison group consisted of 55 future teachers. The "scale of subjective well-being" A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche was used in the adaptation of M. V. Sokolova. The data obtained showed that teachers have an average level of psychological well-being. A significant part of teachers are not satisfied with many parameters of their condition. The most acute problems are: low assessment of the quality of sleep, their health, and the experience of anxiety. The most important indicators of psychological well-being of teachers are the experience of an emotionally rich life, good mood and good health. It is necessary to develop programs aimed at optimizing the mental and physical condition of teachers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

«счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Результаты исследования показали, что распределение ценностей у мальчиков и девочек отличается, и по некоторым имеются значимые различия, что следует учитывать при подборе различных педагогических воздействий в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова, А.В. Анализ современных зарубежных исследований личностных особенностей в рамках психогенетики / А.В. Баранова, Л.Н. Каращук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. - 2017. № 1 (16). - URL : http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=246 (дата обращения: 01.06.2020).

2. Зауторова, Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория / Э.В. Зауторова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - № 4. - URL : https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-kategoriya-2 (дата обращения: 02.06.2029).

3. Низовских, Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование личностного саморазвития / Н.А. Низовских. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 405 с.

4. Колиниченко, И.А. Исследования идентичности и морального развития личности в современной психологии : монография - Пятигорск : [б. и.], 2015. - 130 с.

5. Синельников, А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи / А.Б. Синельников // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2011. -№1. - С. 145-158.

6. Дмитриева, М.Н. Методика обучения математике студентов гуманитарных специальностей вузов в контексте интенсификации обучения : дис. ... канд. пед. наук / Дмитриева Мария Николаевна. - Тула, 2011. - 214 с.

REFERENCES

1. Baranova A.V. and Karashchuk, L.N. (2017), "Analysis of modern foreign studies of personality traits in the framework of psychogenetics", Personality in the changing world: health, adaptation, development: network journal, No.1 (16), available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=246 (accessed 01.06.2020).

2. Zautorova, E.V. (2010), "Personal value orientations as an interdisciplinary category", Russian Journal of Education and Psychology, No.4, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-kategoriya-2 (accessed 01.06.2020).

3. Nizovskikh, N.A. (2014), Man as the author of himself: a psychosemantic study of personal self-development, Direct-Media, Berlin, Moscow.

4. Kolinichenko, I.A. (2015), Research of identity and moral development of personality in modern psychology, monograph, Pyatigorsk.

5. Sinelnikov, A.B. (2011), "Value orientations of Russian and European youth", Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science, No. 1, pp. 145-158.

6. Dmitrieva, M.N. (2011), Methods of teaching mathematics to students of humanities specialties of universities in the context of the intensification of training, dissertation, Tula.

Контактная информация: dmitrm05@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 159.942.22

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ольга Валентиновна Коршунова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического об-

разования

Аннотация

Теоретический анализ проблемы свидетельствует, что психологическое благополучие педагогов является важным фактором, определяющим качество образовательного процесса. Целью исследования было получение данных об актуальном состоянии психологического благополучия педагогов общеобразовательных учреждений. Задача исследования - определение ориентиров для оказания психологической помощи педагогических работников. В результате анализа полученных данных было установлено, что педагоги характеризуются средним уровнем психологического благополучия. Значительная часть педагогов не удовлетворена многими параметрами своего состояния. Наиболее проблемными зонами психологического благополучия педагогов являются низкая оценка качества сна, своего здоровья и переживание беспокойства. Важными индикаторами психологического благополучия педагогов являются: эмоционально насыщенная жизнь, хорошее настроение и состояние здоровья. Практическая значимость полученных данных состоит в разработке программ, направленных на оптимизацию психического и физического состояния педагогов.

Ключевые слова: психологическое благополучие, педагог.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p382-386

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEACHERS OF EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS

Olga Valentinovna Korshunova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Abstract

The problem of psychological well-being of teachers is highly significant in social terms. However, it is poorly understood in empirical terms. The purpose of this study was to obtain data on the actual psychological well-being of teachers of General education institutions to determine the guidelines for providing psychological support to this contingent. 75 teachers of educational institutions of Saint Petersburg took part in the study. The comparison group consisted of 55 future teachers. The "scale of subjective well-being" A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche was used in the adaptation of M. V. Sokolova. The data obtained showed that teachers have an average level of psychological well-being. A significant part of teachers are not satisfied with many parameters of their condition. The most acute problems are: low assessment of the quality of sleep, their health, and the experience of anxiety. The most important indicators of psychological well-being of teachers are the experience of an emotionally rich life, good mood and good health. It is necessary to develop programs aimed at optimizing the mental and physical condition of teachers.

Keywords: psychological well-being, teacher.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое благополучие личности - относительно новый объект для научных исследований. Тем не менее, интерес к нему постоянно возрастает. Это связано с тенденцией гуманизации всех сторон общественной жизни. В настоящий момент ценностью считается не только жизнь каждого отдельного человека, но и ее качество, выражающееся, в том числе, и в уровне психического его комфорта.

На данный момент состояние проблемы психологического благополучия всех участников образовательного процесса находится в начальной стадии разработки. Несмотря на то, что психологическое благополучие педагога постулируется как крайне важная социальная проблема [1, 2, 3, 4], уровень его эмпирической изученности остается крайне низким. Зачастую исследователей больше волнует вопрос факторов психологического благополучия, чем его фактического состояния. Различные авторы отмечают, что от психологического благополучия педагога зависит степень его профессионализма [1, 2, 4],

отношение к участникам образовательного процесса, самому себе (в аспекте оценки своего профессионализма) и своей профессиональной деятельности [3]. «Психологическое благополучие учителя, лежащее в основе его психологической культуры и предполагающее его способность быть автором своей судьбы, делать осмысленный выбор, мобилизуя свои психологические ресурсы, дает ему возможность пробудить в учениках интерес к самопознанию и самоопределению, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные отношения, наделить их способностью делать собственную жизнь предметом рефлексивного преобразования» [2, С. 92]. Отмечается, что психологическое благополучие имеет особое значение для самих педагогов, т. к. оно акцентирует его внимание на смысле жизни и смысле профессиональной деятельности, помогает совершенствоваться в своей профессии [1]. В то же время, столь высокая значимость психологического благополучия педагогов пока не нашла должного выражения ни в эмпирическом, ни в методическом отношениях.

Целью исследования было получение эмпирических данных о психологическом благополучии педагогов общеобразовательных учреждений в современных условиях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании использовалась «Шкала субъективного благополучия», разработанная в 1988 году французским психологом А. Перуэ-Баду с коллегами (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche) и адаптированная М.В. Соколовой [5]. Она представляет собой анкету шкального типа (7-балльная шкала). Респонденты должны выбрать свою оценку каждого предлагающегося признака психологического благополучия. Это вариант экспресс-диагностики психологического благополучия личности (6 шкал, 17 частных показателей). В исследовании приняли участие 75 педагогов общеобразовательных организаций разного возраста. Группу сравнения составили 55 студентов-магистрантов (будущих педагогов). Полученные данные обрабатывались посредством методов математической и вариационной статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с определенными для российской выборки нормативами [5], педагоги характеризуются средним уровнем психологического благополучия.

Наиболее высокий уровень выраженности выявлен у показателя наличия социальной поддержки, низкий - у самооценки здоровья.

Пор ряду показателей обнаружены некоторые различия между выборками педагогов и магистрантов, однако они не достигают достоверного уровня значимости (таблица 1). На уровне тенденции педагоги внушают меньше опасений в отношении психического здоровья. Однако их физическое здоровье находится в гораздо худшем положении (значение можно интерпретировать как близкое к низкому уровню).

Таблица 1 - Особенности психологического благополучия педагогов

Показатели психологического благополучия Педагоги X±o Магистранты X±o

1. Отсутствие психической астении 4,3±1,7 4,7±1,6

2. Отсутствие признаков психических нарушений 4,1±1,6 3,5±1,5

3. Позитивное настроение 4,3±1,6 4,9±1,5

4. Наличие социальной поддержки 5,4±1,2 5,1±1,3

5. Самооценка здоровья 3,3±1,7 4±1,1

6. Удовлетворенность повседневной деятельностью 4,3±1,5 4,4±1,6

Интегральный показатель 4,3±1,5 4,4±1,4

Также имеет большое значение анализ частных показателей психологического благополучия педагогов (таблица 2).

В зоне высокой выраженности находятся показатели оценок: отсутствия рабочего стресса, возможности обратиться за помощью к окружающим, отсутствия потребности в одиночестве и рассеянности.

Таблица 2 - Частные признаки психологического благополучия педагогов

Признаки психологического благополучия X ±о баллы Уровень выраженности V % Уровень вариативности

1. Хорошее настроение 4±1,5 средний 38,4 высокая

2. Отсутствие рабочего стресса 5,1±1,6 высокий 31,3 средняя

3. Возможность обратиться за помощью 5,1±1 высокий 19,6 низкая

4. Хороший сон 3,9±1,7 средний 43,5 высокая

5. Отсутствие скуки 4,1±1,6 средний 40 высокая

6. Отсутствие ощущения одиночества 5,7±1,1 высокий 19,2 низкая

7. Ощущение хорошего здоровья 3,5±1,6 средний 45,7 высокая

8. Удовольствие от контактов с близкими 5,3±1,1 высокий 22 низкая

9. Отсутствие беспокойства 3,4±2 средний 55,5 высокая

10. Отсутствие трудностей с пробуждением 4,7±1,7 средний 36,1 высокая

11. Оптимизм в отношении будущего 4,6±1,3 средний 28,2 средняя

12. Стремление к автономности 4±1,6 средний 40 высокая

13. Симпатия к повседневной деятельности 4±1,5 средний 40 высокая

14. Отсутствие чрезмерной чувствительности 4±1,9 средний 47,5 высокая

15. Ощущение себя в хорошей форме 3,1±1,6 ниже среднего 51,6 высокая

16. Отсутствие потребности в одиночестве 5±1,8 высокий 36 высокая

17. Отсутствие рассеянности 5,1±1,6 высокий 31,3 средняя

Интегральный показатель 4,3±1,5 средний 34 средняя

Относительно низкая выраженность выявлена в отношении оценок показателей: ощущения себя «в хорошей форме», своего здоровья и отсутствия беспокойства.

Особый интерес представляет показатель оценки педагогами качества своего сна (как наиболее физиологический и, следовательно, труднорегулируемый). При невысоких значениях, он характеризуется значительной вариативностью, что свидетельствует о том, что довольно большая часть педагогов недовольна качеством своего сна.

По целому ряду частных показателей психологического благополучия были обнаружены высокие коэффициенты вариации. Это свидетельствует о том, что некоторая часть педагогов испытывает определенные психологические сложности (неудовлетворенность своим настроением, здоровьем, физической формой, повседневной деятельностью, а также переживание скуки, беспокойства, чрезмерной чувствительности и потребности в одиночестве).

С помощью корреляционного анализа получено достаточно много связей показателей психологического благополучия педагогов, что свидетельствует о его сильной инте-грированности, внутренней целостности.

Интегральный показатель психологического благополучия педагогов оказался тесно связанным с отсутствием переживания скуки, хорошим настроением, ощущением хорошего здоровья (р <0,01), отсутствием трудностей с пробуждением, потребности в одиночестве и симпатией к повседневной деятельности (р <0,05).

Показатель высокого качества сна педагогов связан с хорошем настроением, отсутствием ощущения одиночества и беспокойства (р<0,01), ощущением себя в хорошей форме, отсутствием потребности в одиночестве и рассеянности (р<0,05).

ВЫВОДЫ

Результаты исследования показывают ряд тенденций:

- большинство педагогов общеобразовательных учреждений характеризуются средним уровнем психологического благополучия (наибольший ресурс представляет высокий уровень социальной поддержки);

- наиболее «проблемными зонами» психологического благополучия педагогов являются: качество сна, оценка своего здоровья и переживание беспокойства;

- высокая вариативность ряда показателей свидетельствует, что определенная часть педагогов испытывает определенные психологические сложности (неудовлетворенность своим состоянием);

- интегральный уровень психологического благополучия педагогов в наибольшей степени зависит от частных оценок показателей отсутствия скуки, своего настроения и здоровья.

В целом, определенная часть педагогов нуждается в психологическом сопровождении (с опорой на улучшение самочувствия).

ЛИТЕРАТУРА

1. Воюшина, Е.А. Психологическое благополучие педагогов с разным стажем педагогической деятельности (поколенческий аспект) / Е.А. Воюшина, М.И. Постникова // «Герценовские чтения»: психологические исследования в образовании. - 2019. - Вып. 2. - С. 842-850

2. Ермолаева, М.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - Вып. 3. - С. 92-97

3. Заусенко, И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис.....канд. психол. наук / Заусенко Ирина Викторовна. - Екатеринбург, 2012. - 18 с.

4. Жданова, Н.Е. Исследование психологического благополучия педагогов / Н.Е. Жданова, О.В. Мухлынина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 2. - С. 14-17

5. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия: руководство / М.В. Соколова. - 2-е изд. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика»,, 1996. - 42 с.

REFERENCES

1. Voyushina, E. A. and Postnikova, M.I. (2019), "Psychological well-being of teachers with different experience of pedagogical activity (generational aspect)", Journal of Herzen readings: psychological research in education, No. 2, pp. 842-850.

2. Ermolaeva, M. V. (2017), "Psychological well-being of the teacher in the context of his psychological culture", Bulletin of the Tver state University. Series Pedagogy and psychology, No.3, pp. 92-97.

3. Zausenko, I.V. (2012), Personal determinants ofpsychological well-being of a teacher, dissertation, Ekaterinburg.

4. Zhdanova, N.E. (2019), "Research of psychological well-being of teachers", Professional education and labor market, No. 2. pp. 14-17.

5. Sokolova, M.V. (1996), Scale of subjective well-being: guide, Yaroslavl.

Контактная информация korshynova-olga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.08.2020

УДК 159.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЖЕНЩИН С БЕРЕМЕННОСТЬЮ ЭКО

Анна Владимировна Силаева, аспирант, Национальный исследовательский Томский

государственный университет

Аннотация

Статья посвящена изучению и сравнению показателей психического здоровья, психологического благополучия женщин со спонтанной и ЭКО беременностью. Выборка исследования включала 174 женщины с беременностью ЭКО и 334 женщины с естественным зачатием (группа сравнения) в период третьего триместра беременности. В исследовании применялись психодиагностические методики: клиническая шкала для самооценки раздражительности, депрессии и тревоги; шкала привязанности матери к плоду; шкала супружеских отношений; самооценка здоровья. Обнаружено, что женщины с естественным зачатием значимо чаще (p<0,05) отмечали симптомы раздражительности, направленной на окружающих. Женщины с беременностью посредством ЭКО имели значимо (p<0,01) более высокий уровень пренатальной привязанности к плоду. Обнаружены предикторы пренатальной привязанности: в группе ЭКО супружеские отношения, наполненные теплотой, любовью и поддержкой, а также отсутствие симптомов депрессии в период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.