®
www.volsu.ru
УДК 323.3 ББК 63.3
РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ МИНИМИЗАЦИИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАКТИК В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 1
Сергей Анатольевич Панкратов
Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии,
Волгоградский государственный университет
polit@volsu.ru
просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье анализируется ход и результаты реализации учеными Волгоградского государственного университета научно-исследовательского проекта «Инновационные ресурсы и технологии противодействия коррупционным практикам в административно-политическом пространстве Волгоградской области: региональная специфика минимизации модернизационных рисков и угроз», выполненного в рамках регионального конкурса РГНФ «Волжские земли в истории, культуре России».
Ключевые слова: Волгоградская область, грант РГНФ, коррупция, антикоррупционные практики, ресурсы противодействия, политические технологии.
Коллективом кафедры политологии и научно-исследовательского центра (НОЦ) «Модернизация многомерного социально-политического пространства Волгоградской области» Волгоградского государственного университета на протяжении 2014-2015 гг., в два логически взаимосвязанных между собой этапа, реализовывался в рамках регионального конкурса РГНФ «Волжские земли в истории, культуре России» научно-исследовательский проект «Инновационные ресурсы и технологии противодействия коррупционным практикам в административно-политическом пространстве Волгоградской области: региональная специфика минимизации модернизацион-<м ных рисков и угроз».
•< Условно реализацию проекта и получен-^ ные результаты можно разделить на несколько групп: теоретико-методологические; мето-дико-эмпирические; информационно-обобща-^ ющие; прикладные; информационно-коммуни-© кативные; проектно-перспективные.
На первом этапе в 2014 г. были получены результаты теоретических и эмпирических исследований: анкетный опрос населения; фокусированные интервью с ведущими акторами антикоррупционной политики в Волгоградской области, а также с экспертами и представителями политической элиты о состоянии и эффективности организационно-технических мероприятий по минимизации коррупционных практик в регионе. В результате обработки полученной информации были обоснованы индикативные показатели антикоррупционной политики, соответствующие функциональной специфике политического режима Волгоградской области. Проведенный контент-анализ материалов СМИ позволил выявить технологии формирования средствами массовой информации социокультурной среды, содержащей элементы нетерпимости к коррупционным практикам, а также интерпретировать практический опыт внедрения инновационных технологий по минимизации уровня коррупции в регионе.
На втором этапе реализации проекта были собраны и обработаны статистические данные Росстата и Волгоградстата, позволяющие выявить тенденции распространения коррупционных практик и факторов противодействия. Проведен в рамках политологического дискурса сравнительный анализ типичных и специфических коррупционных практик, характерных для субъектов РФ, в том числе Волгоградской области. Разработаны и обсуждены на заседании исследовательского коллектива с привлечением практических работников инновационные ресурсы и технологи минимизации проявлений коррупции в Волгоградском регионе. Разработаны региональная модель реализации антикоррупционной политики, отвечающей критериям эффективного и безопасного развития Волгоградской области, а также программа взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по совершенствованию антикоррупционной политики в Волгоградском регионе.
Региональная модель реализации антикоррупционной политики понимается как сложный комплекс динамически связанных элементов, основными характеристиками которых выступают: целевые - повышение качества жизни населения посредством обеспечения доступности административно-управленческих услуг для разных социальных групп и развития доступной управленческой инфраструктуры, нивелирующей асимметричность политико-правового пространства; социально-политические, выражающиеся в институцио-нализации электронного правительства региональной власти, направленной на производство качественных управленческих услуг, а также развитие социального партнерства власти и институтов гражданского общества; культурно-образовательные: формирование профессиональной и гуманитарной компетентности управленческих кадров и потребительской компетентности как средства реализации административно-ответственных антикоррупционных практик.
При этом структурными элементами предложенной региональной модели реализации антикоррупционной политики Волгоградской области выступают: органы государственной власти и муниципального управления, ин-
ституты гражданского общества, призванные осуществлять государственно-общественное управление и контроль за качеством административно-политических услуг; акторы антикоррупционной политики - чиновники-управленцы, медиаторы, эксперты, посредники и потребители административных услуг, интеракции которых способствуют конструированию антикоррупционных практик ответственного взаимодействия; формы реализации управленческих услуг, обусловленные стратификационной структурой, пространственно-территориальной спецификой регионального административно-политического пространства. Эффективность реализации антикоррупционной политики возможна при условии гармонизация социально-правовых отношений в регионе в сфере удовлетворения услуг разными социальными группами, когда система органов управления изначально будет рассматриваться как институт заботы о гражданине.
В рамках второго этапа реализации проекта была разработана и обсуждена программа взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по совершенствованию региональной антикоррупционной политики. Под программой взаимодействия основных акторов по совершенствованию региональной антикоррупционной политики понимается добровольно, осознанно разработанный и принятый алгоритм специфической деятельности, направленный на минимизацию различных видов и форм коррупционного поведения. Программа конкретизируется в зависимости от принятой региональной модели реализации антикоррупционной политики. При этом учитывается специфика сложившегося регионального политического режима, доминирующие позитивные и негативные факторы модернизационных преобразований, уровень легитимности органов власти, развитость публичной политики.
Обработка и оценка результатов проведенных теоретических и эмпирических исследований позволили подготовить к публикации материалы, содержащие итоги реализации проекта, в том числе статьи в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК Минобрнауки РФ, а также выступить с сообщениями на международных, всероссийских и региональных научных конференциях в
160
С.А. Панкратов. Ресурсы и технологии минимизации коррупционных практик
Астрахани, Волгограде, Казани, Краснодаре, Москве, Омске, Ростове-на-Дону, Саратове, Суздале, в том числе на I Съезде Российского общества политологов «Национальные интересы России: глобальные приоритеты, политические стратегии и перспективы», VII Всероссийском конгрессе политологов. Результаты проекта прошли верификацию и обсуждение на рабочих встречах с ведущими политологами, представляющими различные федеральные округа РФ в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский государственный университет), Пятигорске (Пятигорский государственный лингвистический университет), Москве (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова), Ростове-на-Дону (филиал РАНХиГС).
Таким образом, проект реализовывался, с одной стороны, как имеющий фундаментальный характер, то есть предполагает дальнейшее концептуальное осмысление коррупции в системе глобальных и региональных рисков и угроз в рамках политологического дискурса, а с другой стороны, как поисковый и приклад-
ной, то есть предусматривает разработку инновационных социально-политических технологий противодействия коррупционным практикам в конкретном субъекте РФ - Волгоградской области. Реализация данного проекта способствовала развитию политической науки в Волгоградском регионе в рамках решения задач приоритетного направления и критической технологии - нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, а также привлечению молодежи к научной деятельности и закреплению ее в рамках социально-экономического и научно-образовательного пространства Волгоградской области.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ №2 14-13-34008 «Инновационные ресурсы и технологии противодействия коррупционным практикам в административно-политическом пространстве Волгоградской области: региональная специфика минимизации модернизационных рисков и угроз».
RESOURCES AND TECHNOLOGIES OF CORRUPTION PRACTICES MINIMIZATION IN THE VOLGOGRAD REGION: REGIONAL RESEARCH PROJECT
Sergey Anatolyevich Pankratov
Doctor of Sciences (Politics), Professor, Head of Department of Political Science, Volgograd State University polit@volsu.ru
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article examines the progress and results of the Volgograd State University scientific research project "Innovative resources and technologies countering corruption practices in the administrative and political space of the Volgograd area: the regional specificity of modernization risks and threats minimization", conducted in the framework of the regional contest of Russian Humanitarian Science Foundation "Volga land in the history and culture of Russia".
Key words: Volgograd region, Russian Humanitarian Science Foundation grant, corruption, anti-corruption practices, countering resources, political technologies.