Научная статья на тему 'Электронное правительство и региональные антикоррупционные практики на современном этапе политической модернизации России (на примере Волгоградской области)'

Электронное правительство и региональные антикоррупционные практики на современном этапе политической модернизации России (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ELECTRONIC GOVERNMENT / POLITICAL MODERNIZATION / ANTICORRUPTION PRACTICES / VOLGOGRAD OBLAST / FEDERAL PROGRAMS / STATE SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агалин Дмитрий Сергеевич

Статья представляет собой исследование региональных процессов политической модернизации в рамках административной реформы. Приоритетным направлением внутренней политики РФ является борьба с коррупцией. На примере Волгоградской области автор освещает основные моменты внедрения современных систем управления (создание «электронного правительства» и многофункциональных центров оказания услуг населению), подчеркивая необходимость подкрепления антикоррупционной деятельности в регионе законодательной базой как на уровне субъекта Федерации, так и на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article corresponds to research of regional process of political modernization under administrative reform. Russia"s Internal Policy priority direction is the fight against the corruption. Based on the example of Volgograd Oblast the author shows the principal details of modern control systems implementation (creation of «Electronic government» and Multifunctional Centers for rendering of services to people), stressing the need for Anticorruption Support in the Regional level as well as the level of the Federal Subject.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и региональные антикоррупционные практики на современном этапе политической модернизации России (на примере Волгоградской области)»

© Д.С. Агалин, 2008

УДК 323(470.45)

ББК 66.3(2Рос-4Вог). 124

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Д. С. Агалин

Статья представляет собой исследование региональных процессов политической модернизации в рамках административной реформы. Приоритетным направлением внутренней политики РФ является борьба с коррупцией. На примере Волгоградской области автор освещает основные моменты внедрения современных систем управления (создание «электронного правительства» и многофункциональных центров оказания услуг населению), подчеркивая необходимость подкрепления антикоррупционной деятельности в регионе законодательной базой как на уровне субъекта Федерации, так и на федеральном уровне.

Ключевые слова: электронное правительство, политическая модернизация, антикоррупционные практики, Волгоградская область, федеральные программы, государственные услуги.

Политическая модернизация - одна из самых сложных проблем в современной истории России. Несмотря на то что ее реализация началась еще в 1991 г., она и сегодня является одной из приоритетных в государственной политике. Модернизация системы управления в нашей стране реализуется посредством административной реформы, основными целями которой являются:

-повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Для достижения этих целей были конкретизированы следующие задачи:

- внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

-разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

- оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

-повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

- формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления [4].

С приходом к власти новой администрации курс на проведение модернизации системы управления был продолжен, однако приоритетным направлением внутренней политики была объявлена борьба с коррупцией. Предложенный президентом Д.А. Медведевым Национальный план противодействия коррупции [5] во многом оправдал ожидания российских специалистов и экспертов в данной области. И в целом он структурно учитывает те пожелания научного сообщества, которые выдвигались к концепции.

Предложенный президентом Д.А. Медведевым Национальный план противодействия коррупции, а также внесенный им в Государственную думу проект Федерального закона «О противодействии коррупции» устанавливают основные принципы противодействия коррупции, масштабы и характер которой представляют угрозу безопасности Российской Федерации, а также правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [11].

Разработка и принятие нового антикоррупционного законодательства является неотъемлемой частью проводимой в нашей стране политической модернизации в рамках административной реформы, согласно которой противодействие коррупции является одним из приоритетных направлении ее реализации.

Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации [4], необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления и существенно замедляющей экономическое развитие субъектов Российской Федерации.

Именно поэтому Правительством РФ были разработаны программы противодействия коррупции на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти [12; 13]. Федеральная программа - это система, позволяющая контролировать исполнение региональных программ и отслеживать исполнение задач в федеральных органах власти. Регио-

нальные программы более детально разработаны, и их основными целями являются:

- снижение уровня коррупции при исполнении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям;

- устранение причин и условий, порождающих коррупцию в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Одним из направлений данной реформы является активная реализация задачи по оптимизации функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах их деятельности.

В рамках этой задачи реализуется проект «Создание на территории г. Волжского Волгоградской области государственного учреждения “Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг населению”». Согласно проекту, основными целями и задачами его реализации являются: повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг; снижение уровня коррупции и повышение общественного доверия к деятельности исполнительных органов власти на территории Волгоградской области [7].

Многофункциональные центры (далее -МФЦ) организуются по принципу «одного окна», который предусматривает централизованное предоставление социальных выплат и услуг, быстрое обслуживание клиентов. Модель «одного окна» позволяет почти наполовину сэкономить время клиента, избавляя от утомительных хождений по кабинетам для сбора всевозможных документов и справок. В территориальных управлениях социальной защиты населения Суровикинского района и г. Волжского уже достигнуты неплохие результаты. Так, введена единая форма заявления, с помощью которой можно обратиться сразу за несколькими видами социальных выплат, унифицированы личные дела граждан, сократились сроки рассмотрения и обработки документов. Кроме того, принцип «одного окна» способствует более четкому контролю над средствами, а также позволяет максимально эффективно ис-

пользовать людские ресурсы, исключая дублирование действий и операций [9].

Кроме того, в Волгоградской области разработана и прошла региональный конкурс программа «Повышение качества государственных услуг путем создания МФЦ». Это уже полноценный план создания и реализации системы МФЦ в регионе, созданный с учетом уже имеющегося опыта. Согласно данной программе, в рамках деятельности указанных центров должны оказываться государственные услуги населению следующих государственных ведомств и служб:

- услуги (функции), связанные с социальной поддержкой граждан, - Росздрав, Ро-сархив, Рособрнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- услуги (функции), связанные с определением гражданско-правового статуса граждан, - ФМС России, Росрыболов-ство, Росморречфлот, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- услуги (функции), связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, - ФМС России, Росрегистрация, Роспотребнадзор, Росохранкультура, Рос-культура, Росприроднадзор, Росводре-сурсы, Роснедра, Россельхознадзор, Ро-странснадзор, Россвязь, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Росгидромет, ФСФР России, Ростехнадзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- услуги (функции), связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество (включая земельные участки), - Роснед-вижимость, Росрегистрация, Росимущество, Рослесхоз, Росприроднадзор, Рос-водресурсы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления [8]. Электронные технологии МФЦ должны

быть составной частью электронных технологий «электронного правительства». Это, прежде всего, системы управления электронными документами (IDM - Integrated

Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, включающие в себя систему обслуживания граждан (массовая обработка заявок от граждан, поступающих через абонентские пункты МФЦ или Интернет) и систему ведения дел [система класса «Record Management» (RM), позволяющая организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел]. В перспективе возможно создание полноценной системы управления информационными ресурсами [ECM на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management)] [7].

Таким образом, внедрение системы МФЦ в регионе позволит сократить не только временные и материальные затраты граждан и государства, модернизировать региональную систему государственного управления и предоставления государственных услуг, но и существенно снизить уровень коррупции в результате сведения к минимуму общения чиновников и граждан.

Как говорится в пресс-релизе ИВК, «в последние годы коррупция в России приобрела системный характер, выражающийся в том, что:

- государственная политика и процесс принятия решений в области государственного управления находятся под влиянием частных интересов, находящихся либо непосредственно у власти, либо вблизи власти;

- доходы от “административной ренты”, то есть доходы, связанные с получением дополнительных неформальных платежей за выполнение государственных функций, составляют основную часть дохода чиновников;

- коррупционное поведение не встречает общественного неодобрения и считается допустимым и приемлемым;

- исполнительная власть активно вмешивается в деятельность субъектов предпринимательской деятельности и извлекает из такого вмешательства значительные дополнительные внебюджетные доходы» [10, с. 2].

Именно поэтому необходима модернизация системы управления со стороны государ-

ства. Одним из приоритетных направлений такой модернизации является решение проблемы коррупции в системе государственных заказов. Это одна из задач, которая должна решаться в рамках создания системы так называемого «электронного правительства». В процессе реализации федеральной программы «Электронная Россия» в Волгоградской области и Волгограде были созданы специальные Интернет-порталы: «Государственный заказ Волгоградской области» [2] и «Муниципальный заказ г. Волгограда» [6], на которых размещаются государственные заказы, проводятся конкурсы и аукционы. При разработке данных систем, прежде всего, учитывался опыт Санкт-Петербурга и его электронной системы государственного заказа [3]. Однако система по-прежнему несовершенна, и если на областном уровне стараются придерживаться основных стандартов электронной системы государственного заказа, то на муниципальном уровне данная система обеспечивает лишь информационную функцию.

При оценке эффективности модернизации системы управления и создания полноценной системы заказов следует учитывать несовершенство механизма распределения бюджетных средств через государственные заказы и закупки, где вплоть до последнего времени царили закрытость и бесконтрольность, порождающие безудержную коррупцию. В связи с тем, что Волгоградская область - это не только крупный промышленный центр, активно участвующий во внешнеэкономической торговле, но еще и пограничный регион, реформирование системы таможенных органов является неотъемлемой частью модернизации системы управления. Применение межведомственных информационных ресурсов позволит организовать работу таможенных органов по принципу «одного окна» и «одной остановки». Планируется разработать межведомственные планы реализации концепции, включая межведомственный план борьбы с коррупцией [15]. Новая система выгодна и для таможни. С ее помощью можно решить проблемы недостоверного декларирования и борьбы с коррупцией [16].

Тем не менее все вышеупомянутые меры не смогут эффективно внедряться в условиях отсутствия на федеральном и регио-

нальном уровне антикоррупционного законодательства. Закон «О противодействии коррупции» был внесен в Волгоградскую областную думу работниками прокуратуры в октябре 2008 г. для дальнейшего рассмотрения парламентариями региона. В основе законопроекта, утверждает Л. Кондратьев, первый заместитель прокурора области, - законодательный опыт нескольких регионов России и собственные наработки прокуратуры. При этом региональный проект не противоречит федеральному законодательству [14].

Законопроект, который прокуратура предложила рассмотреть областным депутатам, будет регламентировать основные принципы противодействия коррупции и меры по ее профилактике. В его рамках предусмотрено создание Комиссии по противодействию коррупции в Волгоградской области, в состав которой должны войти представители областной думы, должностные лица органов исполнительной власти области, представители правоохранительных органов и общественные деятели [1]. Принятие антикоррупционных законов Волгоградской области, по мнению прокуратуры, будет «реально способствовать повышению уровня борьбы с коррупцией, поднятию престижа государственной и муниципальной службы и повышению ответственности чиновников различных уровней власти» [17].

Таким образом, антикоррупционная деятельность в регионе помимо введения системы «электронного правительства» должна быть подкреплена законодательной базой как на уровне субъекта Федерации, так и на федеральном уровне. Но для успешного принятия подобных законов должна состояться консолидация политической элиты по данному вопросу. А политические игры должны отойти на второй план.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В Волгоградской области приняли закон «О противодействии коррупции». - Режим доступа: http://noth-eft.ru/?q=node/2157.

2. Государственный заказ Волгоградской области : интернет-портал. - Режим доступа: http:// www.gz-volga.ru/pls/kea/mu-nicipal.html.

3. Государственный заказ Санкт-Петербурга : интернет-портал. - Режим доступа: http://www.gz-spb.ru/pls/ceip/main.html.

4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах от 25 октября 2005 г. № 1789-р. - Режим доступа: http:// www.donland.ru/administration/admin_reforma/ konzep_admin_ reforma.doc.

5. Медведев, Д. А. Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. / Д. А. Медведев. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/t-ext/ docs/2008/07/204857. shtml.

6. Муниципальный заказ г Волгограда : интернет-портал. - Режим доступа: http://zakaz.volgadmin.ru/.

7. Областная целевая программа «Повышение качества государственных и муниципальных услуг путем создания сети МФЦ на территории Волгоградской области» на 2008-2011 годы. - Режим доступа: http://www.iund-research.ru/files/ProgMFC.doc.

8. Областная целевая программа повышения качества государственных услуг путем создания МФЦ. - Режим доступа: http://www.volgafin.ru/ DesktopModules/ViewDocument.aspx?-DocumentID =1274.

9. «Одним окном» по бюрократии! // Волгоградская правда. - 2007. - 2 нояб. (№ 207). - С. 2.

10. Пресс-релиз Индекса восприятия коррупции по результатам 2008 г. // Трансперенси Интернешнл. -

Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/doc/ CPI%202-008_Russia_press_0100-0_279.pdf.

11. Проект Федерального закона «О противодействии коррупции». - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/art-icles/corrupt2.shtml.

12. Программа противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации на 2007-2010 гг. -Режим доступа: http://www.ar.gov.ru/com-mon/img/ uploaded/anticorrupt/Antikorr-Cubekt.doc.

13. Программа противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти на 2008-2011 гг. - Режим доступа: http://www.ar.gov.ru/ common/img/uploaded/anticormpt/Antikorr-FOIVdoc.

14. Прокуратура против коррупции // Интер. -2008.- 23 окт. (№42). - С. 4.

15. Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития таможенных органов Российской Федерации» от 14.12 2005 г. № 2225-р. - Режим доступа: http://www.prof-cons.ru/doc 59470.html.

16. Электронное декларирование - уже реальность! - Режим доступа: http://www.tamognia.ru/ news/customs/2005/06/16/news_2-903.html.

17. Ященко, В. Прокуратура Волгоградской области инициировала создание комиссии по борьбе с коррупцией / В. Ященко. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/ 1231324.html.

ADMINISTRATIVE REFORM AND REGIONAL ANTICORRUPTION PRACTICES AT THE MODERN STAGE OF RUSSIAN POLITICAL MODERNIZATION (BY VOLGOGRAD REGION EXAMPLE)

D.S. Agalin

The article corresponds to research of regional process of political modernization under administrative reform. Russia’s Internal Policy priority direction is the fight against the corruption. Based on the example of Volgograd Oblast the author shows the principal details of modern control systems implementation (creation of «Electronic government» and Multifunctional Centers for rendering of services to people), stressing the need for Anticorruption Support in the Regional level as well as the level of the Federal Subject.

Key words: electronic government, political modernization, anticorruption practices, Volgograd oblast, federal programs, state services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.