Научная статья на тему 'Роль и возможности информационно-коммуникационных технологий в системе противодействия коррупции'

Роль и возможности информационно-коммуникационных технологий в системе противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1363
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES ANTI-CORRUPTION SOFTWARE SYSTEMS / PREVENTION OF CORRUPTION VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Голоманчук Эйда Владимировна, Борисова Анна Сергеевна

В настоящей статье дается характеристика направлений использования информационно-коммуникационных технологий в сфере противодействия коррупции в современных условиях, исследуется как практический аспект указанного процесса, так и перспективы его совершенствования. Авторы проводят системный анализ регионального опыта применения технологий в механизме реализации антикоррупционной политики, выявляют проблемы и определяют особенности, используемых органами исполнительной власти программных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафурова Ольга Анатольевна, Голоманчук Эйда Владимировна, Борисова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION

This paper describes the trends in the use of information and communication technologies in the field of combating corruption in modern conditions, examines both the practical aspect of this process and the prospects for its improvement. The authors conduct a systematic analysis of regional experience in the use of technology in the implementation of anti-corruption policy, identify problems and determine the features of the software used by the executive authorities.

Текст научной работы на тему «Роль и возможности информационно-коммуникационных технологий в системе противодействия коррупции»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

УДК 342.5

Астафурова О.А.1 Голоманчук Э.В.2 Борисова А.С.3

роль и возможности информационно-коммуникационных технологий в системе противодействия коррупции4

Аннотация. В настоящей статье дается характеристика направлений использования информационно-коммуникационных технологий в сфере противодействия коррупции в современных условиях, исследуется как практический аспект указанного процесса, так и перспективы его совершенствования. Авторы проводят системный анализ регионального опыта применения технологий в механизме реализации антикоррупционной политики, выявляют проблемы и определяют особенности, используемых органами исполнительной власти программных комплексов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, противодействие коррупции, программные комплексы, профилактика коррупционных нарушений.

Astafurova O. Golomanchuk E. Borisova A.

THE ROLE AND POSSIBILITIES OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION

Abstract. This paper describes the trends in the use of information and communication technologies in the field of combating corruption in modern conditions, examines both the practical aspect of this process and the prospects for its improvement. The authors conduct a systematic analysis of

1 Астафурова Ольга Анатольевна, кандидат технических наук, заведующая кафедрой информационных систем и математического моделирования, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, e-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru, т. 8(8442)73-09-79

Olga Astafurova, Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Head of the Department of Information Systems and Mathematical Modeling, Volgograd Institute of Management, Branch of RANEPA, Volgograd, e-mail: astoa@vlgr.ranepa.ru, tel.: 8(8442)73-09-79

2 Голоманчук Эйда Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, e-mail: golomanchukav@ mail.ru, т. 8(8442)24-17-21

Eida Golomanchuk, Ph.D. in Law, Associate Professor of Constitutional and Administrative Law, Volgograd Institute of Management, Branch of RANEPA, Volgograd, e-mail: golomanchukav@mail.ru, tel.: 8(8442)24-17-21

3 Борисова Анна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и математического моделирования, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, e-mail: borisova-as@mail.ru, т. 8(8442)73-09-79

Anna Borisova, Ph.D. in Economics, Associate Professor of Information Systems and Mathematical Modeling, Volgograd Institute of Management, Branch of RANEPA, Volgograd, e-mail: borisova-as@mail.ru, tel.: 8(8442)73-09-79

4 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16119 «Формирование антикоррупционной среды в органе государственной и муниципальной власти путем внедрения информационно-аналитической системы «Методика и тактика противодействия коррупции для государственных и муниципальных служащих».

regional experience in the use of technology in the implementation of anti-corruption policy, identify problems and determine the features of the software used by the executive authorities.

Keywords: information and communication technologies, anti-corruption, software systems; prevention of corruption violations.

Практичность и эффективность существования и деятельности государства как системы, целостного «организма», состоит в прямой взаимосвязи со строгим и упорядоченным функционированием всех его структур, созданных для реализации полномочий государства, - органов власти. Коррупция на уровне любой из подсистем государства нарушает нормальный порядок их функционирования, неизбежно приводит к сбоям в работе всего государственного «организма» и препятствует достижению целей государства.

Рассмотрим тенденцию привлечения к ответственности за коррупционные проступки в динамике. Так, на территории Российской Федерации выявлено нарушений законодательства в области противодействия коррупции: в 2017 г. - 245,635; в 2018 г. - 231,115 [1]. В данном случае прослеживается тенденция снижения количества, выявленных нарушений законов в данной сфере, а именно на 5,9 %. При этом в региональном аспекте на территории Волгоградской области за период 2018 года было выявлено более 3,6 тысячи нарушений закона в области противодействия коррупции, уровень показателей за 2017 год составляет 3 639 нарушений закона [2], что позволяет нам судить о том, что уровень остался неизмененным и какая-либо тенденция на снижение количества нарушений не выявлена.

Одним из основных направлений деятельности по противодействию коррупции в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации является работа со сведениями о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах), представляемых государственными гражданскими служащими.

Органами исполнительной власти Волгоградской области в целях повышения эффективности антикоррупционных механизмов используется программный комплекс «Запросная система ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предприни-

мателей) и ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц)». В частности, посредством электронного доступа к указанному ресурсу осуществляются проверки государственных гражданских служащих и граждан, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, на предмет осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, участия в управлении коммерческими и некоммерческими организациями, а также выявления случаев конфликта интересов.

Программой противодействия коррупции в Волгоградской области на 2018-2020 годы в рамках мероприятий по повышению эффективности деятельности органа Волгоградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений предусмотрено обеспечение доступа работников отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений управления по вопросам государственной службы и кадров аппарата Губернатора Волгоградской области к информационному продукту международной информационной группы «Интерфакс» - системе СПАРК-Р.

Данная система предназначена для проверки организациями надежности своих контрагентов, достоверности сведений, предоставляемых ими. В аппарате Губернатора Волгоградской области предполагается использовать систему СПАРК-Р для выявления признаков аффилированности, т.е. связи между государственными гражданскими служащими и лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области, и различными компаниями и иными физическими лицами. При этом система отражает не только современное состояние связей, но и их наличие в прошлом, что позволяет с большей точностью устанавливать возможные нарушения.

Правительством Тульской области разработано автономное приложение для проверки

представляемых государственными служащими сведений о доходах. Порядок использования данного приложения предполагает внесение в электронную базу персональных данных государственных гражданских служащих, а также информации о его имущественном положении. Для запуска процесса анализа и проверки сведений о доходах необходимо проска-нировать QR-код, расположенный в нижнем левом углу бумажного экземпляра представляемой служащим справки, форма которой заполнена в специализированной программе «Справки-БК». При сканировании приложение автоматически считывает содержащуюся в справке информацию о лице и сопоставляет с имеющимися в электронной базе персональными данными. В случае расхождения этих сведений приложение выдаёт результат проверки справки «Проверка не пройдена» и указывает, какие именно из сравниваемых данных не совпадают. Такая ситуация возникает, например, при замене документа, удостоверяющего личность, когда изменяется его номер, либо при изменении фамилии женщины в связи с замужеством.

После проверки персональных данных государственного гражданского служащего происходит переход к следующему этапу, на котором приложением сопоставляются сведения о доходах лица за предыдущий и текущий отчетный периоды и также указывает на расхождения и, кроме того, на обоснованность данных расхождений. Например, в 2017 году государственный гражданский служащий не имел в собственности недвижимости, а в справку о доходах за 2018 год внёс информацию о собственной квартире, при этом отразив её приобретение в разделе «Расходы» и указав источник получения средств на осуществление данной сделки.

В Республике Татарстан разработана Единая информационная кадровая система, которая призвана обеспечить оперативность получения информации о кадровом составе органа исполнительной власти, проведение анализа кадрового состава, унификацию кадровых процедур, передачу и обновление данных в режиме online. В число функциональных возможностей данной системы входят: ведение

кадрового делопроизводства, в том числе работа с персональными данными и личными делами сотрудников, ведение реестра служащих органа исполнительной власти, учёт кадрового резерва, формирование различных отчётов, в том числе статистических, а также антикоррупционные функции.

Антикоррупционная работа в Единой информационной кадровой системе сводится к заполнению справок о доходах в электронном виде, фиксации и ведению истории имущественного положения государственного гражданского служащего, внесению сведений об осуществлении служащим иной оплачиваемой деятельности, а также о проводимых в отношении него служебных проверках и их результатах, о заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, основаниях таких заседаний и принятых по итогам решений.

Кадровая система, внедренная в Республике Татарстан, имеет безусловных преимуществ по сравнению с разработкой коллег из Тульской области. В частности, единство данной информационной системы позволяет осуществлять мониторинг личной информации о государственном гражданском служащем и производить автоматическое обновление персональных данных для заполнения формы справки о доходах, а также учитывать при проверке представленных сведений о доходах иную оплачиваемую деятельность, осуществляемую служащим. В свою очередь программный продукт, используемый Правительством Тульской области предоставляет гораздо больше возможностей для антикоррупционной деятельности.

Для автоматизации процесса тестирования государственных гражданских служащих департамента специальных мероприятий Ямало-Ненецкого автономного округа используется «Система тестирования INDIGO». Эта электронная система позволяет осуществлять организацию тестирования, конкурсов и олимпиад, проводить опросы, определять профессиональный уровень служащих.

С целью внедрения дистанционных методов проверки уровня знаний государственных

служащих в комитете тарифного регулирования Волгоградской области с помощью системы MS Outlook через программу «Календарь» периодически проводится тестирование государственных гражданских служащих на знание антикоррупционного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе. В ходе тестирования в течение рабочего дня от сотрудника кадровой службы на персональный компьютер каждого служащего приходят «письма-опросы» с различными вариантами ответов. Результаты тестирования аккумулируются, анализируются и учитываются при проведении аттестации государственных гражданских служащих, при определении перспектив карьерного роста и т.п.

Мы предлагаем создать и апробировать в органах государственной власти Волгоградской области информационно-аналитическую систему, содержащую данные по следующим направлениям:

• нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе,

• практические особенности противодействия коррупции,

• памятки и методические рекомендации по противодействию коррупции,

• презентации,

• видео-лекции и видео-уроки,

• психологические тесты (диагностика склонности к коррупции и иным деви-антным отклонениям в поведении);

• тесты на знание нормативно-правового регулирования противодействия коррупции;

• тренинги.

В разрабатываемый нами программный продукт войдёт составленная на основе широкого круга теоретико-практических источников база данных, тренинговый и тестовый блок, включающий, как обучение государственных служащих, так и метрические способы оценки их знаний и компетенций, а также блок с дополнительными материалами, в котором будут размещены нормативные и консультационные данные.

Предлагаемая разработка не имеет анало-

гов, как по структуре информационно-аналитической системы, так и по содержащимся в ней сведениям и будет обладать возможностями тиражирования.

В настоящий момент в структуру разрабатываемой в рамках данного исследования информационно-аналитической системы включены четыре составляющих: информационная, тренинговая, тестирующая и аналитическая.

• Информационная подсистема представляет собой обширную базу знаний по исследуемой тематике, которая позволяет не только ознакомиться со справочным контентом, но и производить запросы по интересующим пользователя вопросам противодействия коррупции. Данная подсистема также содержит комплекс визуальных материалов (инфографика, видео-лекции и видео-уроки), целью которого является быстро и четко преподнести государственным служащим информацию о корректном поведении в случае возникновения различных рабочих ситуаций [3-6].

• Тренинговая подсистема включает в себя методики проведения тренингов по противодействию коррупции, а также комплекс обучающих видеоматериалов.

• Тестирующая подсистема позволяет проводить оценку знаний государственных служащих по исследуемой тематике и выявлять психологические предпосылки коррупционных действий у государственных служащих. Комплекс тестов основан на многолетнем опыте работы по противодействию коррупции и разработан с учетом не только правовых аспектов, но и психологических факторов.

Для тестирующей подсистемы на языке СИ# созданы программные продукты, позволяющие после подгрузки вопросов теста проводить тестирование на знание нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и психологических тестов, отличающихся методикой расчета результатов теста. В планах создание еще одной-двух тестирующих оболочек. Все тестирующие программные продукты будут работать в двух режимах: обучающем и итогового тестирования. На все созданные программные продукты планируется получить авторские свидетельства.

• Аналитическая подсистема будет включать возможности мониторинга, анализа планирования и прогнозирования ключевых показателей антикоррупционных процессов с последующей визуализацией результатов и формированием отчетности. Подсистема позволит проводить анализ статистических данных, содержащих результаты прохождения тестирования, выявлять слабые места в знаниях государственных служащих в области противодействия коррупции и корректировать их обучение.

Прототипами рассматриваемой информационно-аналитической системы можно назвать следующие разработки авторов статьи: информационно-аналитическая система историко-культурной тематики «Населенные места Волгоградской области в XVI - начале XXI вв.» [7, 8]; информационно-аналитическая система в интересах экономики региона, позволяющая имитировать динамику поступлений и расходов бюджета, системы местных бюджетов [9, 10] (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010611102 «Модель исполнения местных бюджетов» № 2010616884); информационно-аналитическое сопровождение реализации проектов электронного правительства регионов Юга России [11].

Внедрение системы позволит отказаться от обработки информации в ручном режиме, снизит вероятность ошибок при обработке данных и подготовке аналитических справок.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования информационно-аналитической системы, как для единоразового обучения и

тестирования в области противодействия коррупции, так и для систематического проведения аттестации государственных служащих, а также для анализа антикоррупционной среды на основе системы показателей, отражающих практическую реализацию мер противодействия коррупции, выявления психологических предпосылок коррупционных действий у государственных служащих, построения прогностических зависимостей.

Предлагаемая информационно-аналитическая система является принципиально новым инструментом в области подготовки и переподготовки государственных служащих (в том числе и юридических кадров), позволяющим не только проводить обучение и тестирование с использованием современных информационных технологий, но и проводить аттестацию, анализировать полученные результаты, вносить необходимые коррективы в практическую деятельность государственных и муниципальных органов по противодействию коррупции.

Подводя итог, отметим, что эффективное противодействие коррупции возможно лишь при консолидации усилий всех элементов общества, а не только государственной волей. Роль системы высшего образования, особенно институтов и филиалов Президентской Академии, невозможно переоценить, поскольку это не только возможность формирования изначально антикоррупционного мышления у будущих служащих, но и постоянное взаимодействие науки и практики, в результате которого выявляются и устраняются многие недочёты и пробелы.

библиографический список

1) Данные представлены на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ ЫИрвУ^епрюс. gov.ru. Документ «Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г.» (дата обращения: 11 апреля 2019 г.).

2) Данные представлены на официальном сайте Прокуратуры Волгоградской области Ыйрв:// volgoproc.ru. Документы, касающиеся результатов работы за 2017-2018 гг. (Раздел Противодействие коррупции, Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация) (дата обращения: 13 апреля 2019 г.).

3) Голоманчук Э.В. Сущность и особенности денежного поведения государственных служащих и его соотношение с коррупционными правонарушениями // Противодействие корруп-

ции: государственная политика и гражданское общество сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 103-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25355137.

4) Голоманчук Э.В, Рожнова А.В. Особенности кадровой работы государственных органов в аспекте противодействия коррупции// Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 107-109. URL: https ://elibr ary. ru/i tem.asp ?id=25355137.

5) Голоманчук Э.В., Гулян И.Н. Исторические корни коррупции // Студенческая молодежь в научно-исследовательском поиске. VI сборник трудов молодых исследователей, школьников и студенчества. 28 февраля 2014 г. под ред. канд. экон. наук, доцента Ш.Н. Гатиятулина (фил.) МГЭИ. Волгоград, 2014. С. 55-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23782633.

6) Голоманчук Э.В. Методика преподавания учебной дисциплины «Антикоррупционная политика» // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: матер. внутривуз. научно-методич. конференции (Волгоград, 26 сентября 2013 г.) / редкол.: И.О. Тюменцев [и др.]. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014. С. 231-235.

7) Астафурова О.А., Шведов Е.Г. Информационно-аналитическая система «История населенных мест Волгоградской области в XVI - начале XXI вв.» // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. 2015. № 3. С. 77-81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25011574.

8) Астафурова О.А., Иванова Т.Б., Клейтман А.Л., Тюменцев И.О., Харламов М.П., Шведов Е.Г. «База данных «История населенных мест Волгоградской области в 16 начале 21 вв.» // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика.

2013. № 2 (10). С. 37-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21884706

9) Астафурова О.А., Сальникова Н.А. Моделирование системы управления муниципальными финансами // Известия Волгоградского государственного технического университета.

2014. Т. 21. № 12 (139). С. 80-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22028535.

10) Астафурова О.А., Сальникова Н.А. Формирование требований к информационной системе на основе моделирования бизнес-процессов. // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 6 (163). С. 91-95. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24334286

11) Борисова А.С. Информационно-аналитическое сопровождение реализации проектов электронного правительства регионов Юга России [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. URL: http://www.onlinescience. ru/userfiles/file/ m0lsu5vpsrsxuogvtbxnimggzfkbl1vk.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.