УДК 338.48 УДК 379.85
РЕСУРСЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ
Кузнецова В.С.
Студент магистратуры Высшей школы туризма и гостеприимства
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Научный руководитель
Киреева Ю.А.
Канд. пед. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние этнографического туризма в Мурманской области, выявлены основные проблемы развития данного вида туризма в Мурманской области. Особое внимание автор уделил факторам, сдерживающих развитие данного вида туризма в рассматриваемом регионе. Этнографический туризм в Мурманской области — это не только путешествие по историческим и культурным местам, но и возможность познакомиться с бытом, традициями и обычаями коренных малочисленных народов Севера, и их образом жизни. В последние годы этнографический туризм стал одной из самых динамично развивающихся отраслей туризма в мире. В регионе проживают более 30 этнических групп, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера. Рассмотрено распоряжение Правительства Российской Федерации, в котором утвержден перечень мест традиционного проживания народов Севера и на основании данных мест выделены признаки, определяющие этнографический туризм.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, этнографический туризм, Мурманская область
Этнографический туризм - это вид культурно-познавательного туризма, целью которого является посещение этнографических мест, связанных с бытом того или иного народа, проживающих или проживавших на определенной территории. Такой вид туризма привлекает туристов подлинностью жизни этносов, народными традициями, обрядами, устным народным творчеством и культурой. Возросший интерес заключается в самоидентификации, поиску и изучению своих этнических корней в современном унифицированном мире [2].
В таблице 1 представлена трактовка понятия «этнографический туризм» различными авторами.
Таблица 1 - Трактовка понятия «этнографический туризм»
№ п/п Автор Определение «этнографический туризм»
1 Аванесова Г.А., Воронкова Л.П. [11] Одна из разновидностей культурно-познавательного туризма, связанная с посещением объектов традиционных культур, национальных деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами
2 Биржаков М.Б. [1] Подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена
3 Моралева Н.В., Ледовских Е.Ю. [8] Сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристской достопримечательностью
4 Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. [10] Одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой
5 Кабушкин Н.И. [4] Знакомство с традиционным бытом местного населения
6 Туризм: словарь (под редакцией Морозова М.А.) [12] Вид туризма, нацеленный на знакомство с объектами традиционных культур (обычаи и традиции народов мира, этнографические деревни, центры народных промыслов)
Независимо от направления и вида этнографического туризма, в процессе
формирования соответствующего турпродукта, особое внимание необходимо уделить пакету услуг тура, формируемого на начальных этапах. Под этнографическим туром понимается комплекс специфических туристских услуг, связанных с посещением этнографических объектов (одного или нескольких), включающий в себя услуги по перевозке, размещению, питанию туристов, а также экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие сопутствующие услуги, связанные с основной целью путешествия. Пакет услуг тура в рамках этнографического туризма состоит из основных и дополнительных услуг, направленных на удовлетворение потребности туристов в посещении этнографического центра, а также знакомство с культурой и традициями народов различных регионов.
Специалистами определены основные направления этнографического туризма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Направления этнографического туризма
В свою очередь, этнографический туризм может подразделяться на виды (рисунок
Рисунок 2 - Виды этнографического туризма
Можно выделить следующие особенности рынка этнографического туризма [5]:
1. Большая часть этнографических туров, представленных на рынке это туры выходного дня или отдельные туристско-экскурсионные программы продолжительностью от 8 до 12 часов.
2. Для рынка этнографического туризма малые фактические объемы.
3. Специалисты отмечают неэластичность спроса на этнографические туры по
цене.
4. Этнографические туры представляют наибольший интерес для иностранных туристов, особенно тех, кто приехал в Россию впервые.
5. Основные потребители этнографических туров — это туристы среднего возраста, а также предпенсионного и пенсионного возраста.
6. Для ряда этнографических туров характерна сезонность, связанная с датами организации и проведения праздников в конкретном регионе.
На территории Российской Федерации проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. Этнографический туризм особо перспективен в России, этому способствует географическое положение нашей страны между Европой и Азией. Богатая история, войны, переселения народов, языковое и культурное разнообразие, традиции, верования являются причинами для развития именно этого вида туризма. И особого внимания в данном вопросе заслуживают регионы Русской Арктики, сохраняющие неповторимый этнический колорит коренных малочисленных народов Севера. Арктика сегодня становится всё более привлекательной для экологического и этнографического туризма
[3].
В Русской Арктике живут свыше 30 коренных малочисленных народов Севера. Численность этносов достигает до 30 тыс. чел. Они сохранили свои древние способы выживания в суровых условиях, способности традиционного возделывания земли, особую культуру и умение жить в гармонии с окружающей средой. Не секрет, что этнографический туризм является весьма популярным в Северных странах, таких, как Норвегия, Канада, США, а точнее Аляска. Многие европейцы путешествуют на север Норвегии с целью полюбоваться полярным сиянием, познакомиться с культурой и бытом саамов. И совсем другая ситуация, за российским полярным кругом. Мурманская область граничит со Скандинавскими странами, и на сегодняшний день, этнографический туризм развивается достаточно активно, но, несмотря на это, до сих пор не получил широкого распространения. В то же время данное направление имеет большое будущее в России и на Севере России считается одним из самых перспективных [2].
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Мурманской области проживало 1825 представителей 17 национальностей, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (таблица 1).
Таблица 1 - Численность представителей национальностей, относящихся к коренным
малочисленным народам Российской Федерации, проживающих в Мурманской области
№ п/п Национальная принадлежность Численность, чел.
1 Саамы 1599
2 Ненцы 149
3 Вепсы 82
4 Абазины и нагайбаки 7
5 Шорцы и эвенки 5
6 Ижорцы 4
7 Манси, чукчи и эвены 3
8 Бессермяне, кеты, коряки, кумандинцы 2
Наиболее многочисленными в группе народностей стали саамы. Саамы- коренные жители Кольского полуострова, которые по результатам переписи насчитывалось больше всех. Они обитают на землях собственных предков, сохраняя самобытный уклад жизни и осознают себя самостоятельной этнической общностью. Ведущими видами традиционной хозяйственной деятельности саамов Мурманской области считаются оленеводство, охотничий промысел, рыболовство, сбор дикорастущих растений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631 -р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В соответствии с данным перечнем в Мурманской области районами проживания коренных малочисленных
народов Севера являются: Ковдорский район, Кольский район, Ловозерский район,
Мурманская область, как еще ее называют Арктическими воротами России, знаменита местами, связанными с древними верованиями народа саамов, тайной древней Гипербореи и старинными поморскими сёлами с уникальным деревянным зодчеством. В каждом районе региона есть свои значимые объекты, которые отражают самобытность этносов, проживающих или проживавших на данной территории [9].
Ковдорский район расположен на юго-западе Кольского полуострова. В основе названия лежит саамское слово «кувт (куфт)», что в переводе означает «змея». Испокон веков в этих местах обитали коренные жители — саами.
Ковдор называют столицей Гипербореи. Гиперборея — легендарная северная страна в древнегреческой мифологии и наследующей её традиции, место обитания народа гипербореев. Миф о гипербореях считается частным случаем относящийся к различным культурам фантастических представлений о народах, живущих на окраинах, лишённым определенной исторической сущности.
Каждый год согласно с древними традициями в селе Ёна проходят фестиваль «Бабинский погост приглашает», уникальные уличные представления: гиперборейский Новый год, фестиваль «Медвежий угол», этнофестиваль «Гиперборея». Гости фестивалей могут принять участие в национальных саамских играх, отведать блюда национальной саамской кухни, посетить тематические поляны, покататься на байдарках, совершить эко-тур «По следам Куйвы», а в завершении собраться у костра единения народов.
Следующий район - Кольский. Он расположен в северо-западной части Мурманской области. На юго-западе граничит с Финляндией, на севере — омывается Баренцевым морем. Кольский район — это 34 населенных пункта, отличающихся самобытностью и неповторимым культурным наследием.
В древние времена здесь жили поморы — вольные рыбаки и охотники. В Кольском районе сохранились уникальные объекты культуры федерального и регионального значения. Поклонный крест, воздвигнутый в XVII веке на берегу Кольского залива, является самым древним деревянным памятником в заполярном крае.
Для людей, увлеченных загадочной культурой и бытом саамов, или саами, как их тоже принято называть, большой интерес представляют традиционные Саамские игры в Лопарской. Такие как, национальные состязания по метанию аркана на хорей, прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета и женский саамский футбол.
Далее идет Ловозерский район, занимающий треть территории Мурманской области, расположен в центральной и северо-восточной части Кольского полуострова, обладает разнообразным рельефом с многообразием природных ландшафтов.
Ловозерский район интересен тем, что он является землей плотного проживания саамов. Колорит району добавили переселявшиеся сюда с 1880 года северные оленеводы — коми (коми-ижемцы).
Специфичным для района является тот факт, что села, возникшие до революции, создавались оленеводами и рыболовами, и сегодня местное население не изменило своих традиционных занятий.
Ежегодно в районе проводятся традиционные праздники коренных жителей севера. Программа праздников обширна, самобытна и зрелищна: гонки на оленьих и собачьих упряжках, лыжные гонки, соревнования по национальным видам спорта, выступления фольклорных коллективов. В районе находится официальная резиденция саамского Деда Мороза - Мунь Каллсы (рисунок 4).
Рисунок 4 - Саамский Дед Мороз - Мунь Каллса
Удивительным по своей грозной северной красоте и величию является озеро Сейдозеро, издавна служившее предметом поклонения саамов. В хорошую погоду здесь открываются ошеломляющие виды на наскальное изображение Куйвы (рисунок 5).
Живописная природа, чистейшие реки и озера, серебристо-серые горы, завораживающие своей красотой, самобытный народ с традиционными промыслами и уникальной культурой придают особый колорит Ловозерскому району, и это все является его визитной карточкой.
И последний район - Терский. Расположен на юге Кольского полуострова и омывается водами Белого моря. Как показали археологические раскопки, Терский берег был обитаем еще многие тысячелетия назад. В XV веке на берегу появились поморские селения.
Благодаря рыболовству местные жители выживали многие столетия. Поморы заготавливали и продавали семгу и с уважением называли ее «царь-рыба». Сейчас активно развивается спортивное рыболовство, морская и озерная рыбалка. Каждый год проводятся спортивные соревнования. В марте проводятся соревнования по подледному лову «Рыбья морда». В середине июня в Умбе проходит Поморская гребная регата — соревнования на традиционных поморских лодках — карбасах и подъездках.
В Терском районе находится комплекс наскальных изображений (рисунок 6) на островах озера Канозеро (ГУ-ГГ тыс. до н. э.), которую получил всемирную известность своими петроглифами. А в этнографическом музее культуры и быта поморов можно узнать о жизни поморов.
Рисунок 6 - Комплекс наскальных изображений в Терском районе научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 17. 2023 / №2
Рисунок 5 - Наскальное изображение Куйвы
Массовые праздники - это основа событийного туризма в районе. Каждый год на Терском берегу проходит Праздник поморской козули для любителей народного творчества, который отражает многовековое наследие уклада и культуры поморов. Козуля — древняя обрядовая фигурка из ржаного теста, приносящий счастье оберег. Один раз в три года проходит Международный фестиваль фольклора, который собирает песенников и народных мастеров с северо-запада России и из приграничных государств.
Другие районы, которые не представлены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631 -р также имеют этнографические признаки и объекты, связанные с проживанием коренных народов Севера.
В то время как на территории Мурманской области находятся достаточное количество аттрактивных мест, объектов и мероприятий, связанных с проживанием коренных малочисленных народов Севера, существуют и сдерживающие факторы развития этнографического туризма [13].
Первым что хотелось бы выделить - это транспортная доступность. Из-за неравномерного развития транспортной и инженерной инфраструктуры малодоступны объекты культурно-познавательного и этнографического туризма, за счет этого наблюдается удорожание туров для туристов среднего класса вследствие высоких цен на вертолетное сообщение.
На территории Мурманской области нет объектов, которые входят в состав культурного наследия ЮНЕСКО, в отличии от Республик Карелии и Архангельской области, где расположены комплекс Кижи и Соловецкий монастырь. Но здесь находится большое количество неосвоенных туристских мест, таких как археологические памятники (наскальные рисунки, лабиринты, места стоянок древних людей), памятники, связанные с саамской культурой (кладбища, часовни, церкви, священные камни, озера, горы), памятники поморской истории (тони, обетные кресты, летние промысловые становища, кладбища, часовни и церкви).
Еще одним из сдерживающих факторов можно выделить слабый маркетинг региона [7]. Отслеживается слабое развитие информационной среды и информированность об имеющихся предложениях. В стратегических и программных документах нет закрепленных положений о формировании туристского бренда, маркетингового продвижения туристского потенциала региона на внутреннем и внешнем рынке, отсутствие четкой сегментации целевого туриста. В добавок не проводятся кампании по продвижению положительного туристского имиджа Мурманской области в средствах массовой информации.
На основе этого можно сделать вывод, что этнографический туризм является перспективным направлением Мурманской области, но существуют проблемы, которые
сдерживают развитие данного вида туризма в регионе [6]. Из-за сложных природных и экономических условий Крайнего Севера, развитие туристской инфраструктуры затруднено и туры в отдаленные регионы становятся недоступными для человека со среднестатистической зарплатой. У региона есть сильные соседи-конкуренты, которые имеют знаменитые точечные объекты, более удобную транспортную доступность и эффективную маркетинговую компанию. Это означает, что слабые стороны нужно превращать в сильные и делать на них упор в составлении Стратегии развития туризма в регионе.
Литература
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Изд-во «Герда», 2007. - 192 с.
2. Голубчиков, С. Н. Перспективы развития этнографического туризма в Арктике (на примере Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа) / С. Н. Голубчиков, Е. Е. Плисецкий, В. Ш. Хетагурова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 4. - С. 72-78. - DOI 10.12737/14534. - EDN UYNALB.
3. Грушенко, Э. Б. Культурное и природное наследие как основа для развития экологического и этнографического туризма на Европейском Севере России / Э. Б. Грушенко // Арктика и Север. - 2013. - № 10. - С. 48-51. - EDN PVEPQD.
4. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. - Мн.: Новое знание, 2002. -
409 с.
5. Киреева, Ю. А. Туроперейтинг этнографических туров / Ю. А. Киреева // Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в России и в мире: Сборник публикаций по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 06 декабря 2020 года. - Москва: ООО "Издательство "Спутник+", 2021. - С. 2537. - EDN PMVEFH.
6. Киреева, Ю. А. Этнографические центры на территории Российской Федерации и их роль в развитии туризма / Ю. А. Киреева, С. В. Ешин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2021. - Т. 15, № 1. - С. 15-22. - EDN MHMTAV.
7. Макарова, Д. Д. Формирование туристских дестинаций / Д. Д. Макарова // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. - 2015. - № 5. - С. 107-110. - EDN UDLGVD.
8. Моралева Н.В. Организация этнографического и аборигенного туризма: учебное пособие - М.: Библиотека коренных народов Севера, 2008. - 43 с.
9. Поспелова, С. В. Ресурсы развития этнического туризма на территории арктической части России / С. В. Поспелова, Э. Р. Кутыева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 3-3(66). - С. 211-214. - DOI 10.24412/2500-1000-2022-3-3-211-214. - EDN XYKNBK.
10. Сундуев Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. - № 4. - С. 53-56
11. Туризм. Гостеприимство. Сервис: словарь-справочник / Г. Аванесова, Л. Воронкова, В. Маслов, А. Фролов. - М.: Аспект Пресс, 2002. -367 с.
12. Туризм: словарь / под ред. д-ра экон.наук, проф. М.А. Морозова. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 300 с. - (Библиотека словарей ИНФРА-М)
13. Analysis of the Current State of Ecotourism in Murmansk Region / Yu. A. Kireeva, A. L. Zolkin, E. P. Panova [et al.] // International Scientific and Practical Conference "Sustainable development of environment after Covid-19" (SDEC 2021), Novosibirsk, 07 января 2021 года. - Novosibirsk: Atlantis Press, 2021. - P. 154-159. - DOI 10.2991/assehr.k.220106.027. - EDN DIUAJM.