Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА'

РЕСУРСЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное пространство / семья с ребенком-инвалидом / теория Пьера Бурдье / виды капитала / social space / disabled child’s family / Pierre Bourdieu’s theory / capital types.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курникова Мария Владимировна

Актуальность и цели. Социальное пространство семьи с ребенком-инвалидом нуждается в отдельном анализе. Согласно теории П. Бурдье, социальное пространство – это комбинация капиталов, которыми чаще всего обладают или не обладают семьи, а также субъективных представлений, поведения и паттернов практической деятельности индивидуумов. Цель работы – выявление ресурсов для коррекции социального пространства в условиях сложной жизненной ситуации через диагностику распределения отдельных видов капитала: материального, социального и культурного членов семьи ребенка-инвалида. Материалы и методы. Оценивалась структура социального пространства и достаточность ресурсов в различных видах капитала: материальном, социальном, культурном у матерей, отцов и сиблингов в семьях, имеющих ребенкаинвалида, методом анкетирования (n = 352). Контрольную группу составили члены семей со здоровым ребенком (n = 374). Результаты. Наличие в семье ребенка-инвалида не меняет качественную структуру социального пространства и репертуар социальных полей, но существенно ограничивает интенсивность их использования для приобретения соответствующих видов капитала для членов семьи. Материальный капитал характеризуется отсутствием излишков финансовых ресурсов. В структуре социального капитала доминируют профессиональные контакты, прирост социальных связей редуцирован и смещен в сторону родственников. Культурный капитал находится в поле полученного ранее образования, и динамика его накопления слабая. Ресурсами для коррекции социального пространства членов семей с ребенком-инвалидом являются следующие: наличие мотивации матерей и сиблингов к получению образования; готовность родителей проводить свое свободное время с ребенком-инвалидом; дефицит сетевой коммуникации родителей с общественными организациями, благотворительными фондами, волонтерскими движениями, государственными учреждениями социальной поддержки. Выводы. Коррекция социального пространства семьи с ребенком-инвалидом возможна путем формирования активной деятельности в системе «ребенок-родитель» посредством расширения связей членов семьи с государственными учреждениями оздоровительной и физкультурной направленности, общественными и благотворительными организациями, волонтерскими и экологическими движениями, реализующими активные рекреационные и образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курникова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES FOR CORRECTING SOCIAL SPACE OF DISABLED CHILD’S FAMILY

Background. The social space of a family with a disabled child needs a separate analysis. According to the theory of P. Bourdieu, social space is a combination of capitals that families most often possess or do not possess, as well as subjective representations, behavior, and patterns of practical activity of individuals. The aim of the work is to identify resources for the correction of social space in a difficult life situation through the diagnosis of certain capital type distribution of the disabled child family members. Materials and methods. The assessment of the social space structure and the adequacy of resources in various types of capital: material, social, cultural in mothers, fathers, and siblings in families with a disabled child, by the survey method (n = 352). The control group consists of family members with a healthy child (n = 374). Results. The presence of a disabled child in the family does not change the qualitative structure of the social space and the repertoire of social fields, but significantly limits the intensity of their use for acquiring the appropriate capital types for family members. The material capital is characterized by a lack of surplus financial resources. The structure of social capital is dominated by professional contacts, the growth of social ties is reduced and shifted towards relatives. The cultural capital is in the field of previously acquired education and the dynamics of its accumulation are weak. Resources for correcting the social space of family members with a disabled child are the availability of motivation for mothers and siblings to receive an education; the willingness of parents to spend their free time with a disabled child; lack of network communication between parents and public organizations, charitable foundations, volunteer movements, government social support institutions. Conclusions. The correction the family with a disabled child social space is possible through the formation of vigorous activity in the “parent-child” system by expanding the ties of family members with government health and fitness institutions, public and charitable organizations, volunteer and environmental movements that implement active recreational and educational programs.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА»

УДК 316.356.2

DOI 10.21685/2072-3016-2020-2-7

М. В. Курникова

РЕСУРСЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Аннотация.

Актуальность и цели. Социальное пространство семьи с ребенком-инвалидом нуждается в отдельном анализе. Согласно теории П. Бурдье, социальное пространство - это комбинация капиталов, которыми чаще всего обладают или не обладают семьи, а также субъективных представлений, поведения и паттернов практической деятельности индивидуумов. Цель работы - выявление ресурсов для коррекции социального пространства в условиях сложной жизненной ситуации через диагностику распределения отдельных видов капитала: материального, социального и культурного членов семьи ребенка-инвалида.

Материалы и методы. Оценивалась структура социального пространства и достаточность ресурсов в различных видах капитала: материальном, социальном, культурном у матерей, отцов и сиблингов в семьях, имеющих ребенка-инвалида, методом анкетирования (п = 352). Контрольную группу составили члены семей со здоровым ребенком (п = 374).

Результаты. Наличие в семье ребенка-инвалида не меняет качественную структуру социального пространства и репертуар социальных полей, но существенно ограничивает интенсивность их использования для приобретения соответствующих видов капитала для членов семьи. Материальный капитал характеризуется отсутствием излишков финансовых ресурсов. В структуре социального капитала доминируют профессиональные контакты, прирост социальных связей редуцирован и смещен в сторону родственников. Культурный капитал находится в поле полученного ранее образования, и динамика его накопления слабая. Ресурсами для коррекции социального пространства членов семей с ребенком-инвалидом являются следующие: наличие мотивации матерей и сиблингов к получению образования; готовность родителей проводить свое свободное время с ребенком-инвалидом; дефицит сетевой коммуникации родителей с общественными организациями, благотворительными фондами, волонтерскими движениями, государственными учреждениями социальной поддержки.

Выводы. Коррекция социального пространства семьи с ребенком-инвалидом возможна путем формирования активной деятельности в системе «ребенок-родитель» посредством расширения связей членов семьи с государственными учреждениями оздоровительной и физкультурной направленности, общественными и благотворительными организациями, волонтерскими и экологическими движениями, реализующими активные рекреационные и образовательные программы.

Ключевые слова: социальное пространство, семья с ребенком-инвалидом, теория Пьера Бурдье, виды капитала.

© Курникова М. В., 2020. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

M. V. Kurnikova

RESOURCES FOR CORRECTING SOCIAL SPACE OF DISABLED CHILD'S FAMILY

Abstract.

Background. The social space of a family with a disabled child needs a separate analysis. According to the theory of P. Bourdieu, social space is a combination of capitals that families most often possess or do not possess, as well as subjective representations, behavior, and patterns of practical activity of individuals. The aim of the work is to identify resources for the correction of social space in a difficult life situation through the diagnosis of certain capital type distribution of the disabled child family members.

Materials and methods. The assessment of the social space structure and the adequacy of resources in various types of capital: material, social, cultural in mothers, fathers, and siblings in families with a disabled child, by the survey method (n = 352). The control group consists of family members with a healthy child (n = 374).

Results. The presence of a disabled child in the family does not change the qualitative structure of the social space and the repertoire of social fields, but significantly limits the intensity of their use for acquiring the appropriate capital types for family members. The material capital is characterized by a lack of surplus financial resources. The structure of social capital is dominated by professional contacts, the growth of social ties is reduced and shifted towards relatives. The cultural capital is in the field of previously acquired education and the dynamics of its accumulation are weak. Resources for correcting the social space of family members with a disabled child are the availability of motivation for mothers and siblings to receive an education; the willingness of parents to spend their free time with a disabled child; lack of network communication between parents and public organizations, charitable foundations, volunteer movements, government social support institutions.

Conclusions. The correction the family with a disabled child social space is possible through the formation of vigorous activity in the "parent-child" system by expanding the ties of family members with government health and fitness institutions, public and charitable organizations, volunteer and environmental movements that implement active recreational and educational programs.

Keywords: social space, disabled child's family, Pierre Bourdieu's theory, capital types.

Введение

Социологическая наука трактует семью как важнейший социальный институт, подверженный структурным и функциональным изменениям. Наличие здоровых и успешных детей традиционно считается критерием качества жизни семьи [1]. Здоровье, психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка является важной потребностью, влияющей на структуру социального пространства семьи. По данным Росстата, на 1 августа 2019 г. в Нижегородской области проживают около 12 000 семей с ребенком-инвалидом [2]. Установление у ребенка особенностей развития и инвалидности всегда инициирует у родителей мощное стрессовое состояние и затрагивает все уровни функционирования семьи: физиологический, личностный, уровень межличностной и социальной интерактивности [3, 4]. Эмпирический опыт исследователей социального пространства семей с ребенком-инвалидом

показывает, что совокупность обстоятельств остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более разнообразный кругозор и диапазон интересов. Положительные результаты достигаются при выполнении условий, обеспечивающих возможность постепенного расширения пространства общения и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром [5].

Концепцию для изучения ресурсов, которыми обладает человек или социальная группа, предложил Пьер Бурдье. Согласно его теории, социальное пространство есть совокупность и распределение отдельных видов капитала, а также совокупность систем мнений, оценок и представлений индивидов и групп. Социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях и подчиняются сходным обусловленностям. Отсюда они имеют все шансы иметь сходные диспозиции интересов, а следовательно, и сходные практики, т.е. непосредственные действия, коммуникации, акты мышления и т.д. [6]. Действуют агенты с использованием разного рода капиталов: экономического - финансы, собственность; культурного - образование, знание, профессия; социального - происхождение, сеть отношений и связей [7].

Таким образом, социальное пространство - это комплекс отношений, объединяющих или разделяющих индивидов на категории, представители которых в большей или меньшей степени взаимодействуют друг с другом и имеют схожий образ жизни. Характеристики, образующие социальное пространство, следует представлять себе не как пассивные свойства, а как активно действующие силы [8]. Следовательно, имея представление об образе жизни и предпочтениях, доминирующих коммуникациях, степени обладания различными видами капитала, паттернах мышления и поведения представителей той или иной социальной группы, мы сможем дать характеристику социального пространства [9] и определить индикаторы воздействия для его преобразования.

Социальное пространство семьи с «особым» ребенком связано в основном с организациями системы образования, здравоохранения, некоммерческими партнерами и другими социально ориентированными структурами [10]. Данные структуры, согласно концепции Пьера Бурдье, характеризуются как поля и места накопления социальных связей и обогащения социального капитала. Социальный капитал семьи реализуется через проявление ценностных ориентаций членов семьи и представляет собой сочетание реальных или потенциальных ресурсов, аффилированных с устойчивой сетью реципрокных отношений знакомства и аддикции, т.е. социальными связями. Объем социального капитала, по П. Бурдье, зависит от размера сети связей, которые семья (или индивидуум) может эффективно мобилизовать, и от объема капитала (экономического, культурного или символического), которым владеет непосредственное окружение семьи [11]. Воспроизводство социального капитала предполагает непрекращающуюся работу по установлению социальных связей, непрерывные серии обменов, в ходе которых эти связи постоянно утверждаются и подтверждаются [12]. Увеличивая количество и качество структур определенного класса, условий существования для членов семьи с ребенком-инвалидом, создавая условия необходимости проявления семей-

ной и сетевой коммуникации, возможно воздействовать на активность членов семьи и моделировать стиль жизни и социальное пространство данной категории семей [13, 14].

Цель данного исследования - выявление ресурсов для коррекции социального пространства семьи с ребенком-инвалидом в условиях сложной жизненной ситуации через характеристику распределения отдельных видов капитала: материального, социального и культурного всех членов семьи.

Материалы и методика

Группу исследования составили члены семей (п = 352), имеющих ребенка-инвалида, проживающих на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, из них матери п = 216, отцы п = 106, сиблинги старше 14 лет п = 30. Средний возраст детей-инвалидов - 9,26 ± 5,2 лет. Группу контроля составили члены семей (п = 374) со здоровым ребенком: матери п = 236, отцы п = 86, сиблинги старше 14 лет п = 52. Средний возраст здоровых детей - 10,0 ± 2,9 лет. Результаты ответов сравнивались с использованием критерия х2, статистически значимыми принимали отличия при p < 0,05.

Опрос осуществлялся методом анкетирования, индикаторами определения достаточности ресурсов в различных видах капитала были выбраны «возможность кардинально улучшить свой имущественный статус» (материальный капитал), «наличие хобби и друзей», «интенсивность расширения коммуникативных контактов и их репертуар» (социальный капитал и социальные связи), «мотивация к самосовершенствованию через образование и культуру» (культурный капитал), «связь с ближайшим окружением социально ориентированных институтов общества» (диагностика наиболее доступных точек взаимодействия с данной категорией семей).

Результаты и обсуждение

Социальное положение родителей детей-инвалидов представлено преобладанием доли служащих среди матерей и рабочих среди отцов - половина респондентов. Треть всех анкетируемых среди матерей - рабочие, среди отцов - служащие. В группе контроля чаще отмечены отцы- и матери-предприниматели, а в группе исследования - матери-домохозяйки, осуществляющие непосредственный уход за ребенком-инвалидом, и некоторая доля отцов, не имеющих работы на момент анкетирования (табл. 1).

Для оценки достаточности материальных ресурсов нами проанализированы ответы на вопрос о материальном положении семьи («Есть ли у Вас реальная возможность изменить какие-либо материальные условия жизни (сменить квартиру, купить дачу, дом, сменить машину и т.д.)?»). По уровню материального положения считают свою семью обеспеченной и имеют ресурсы для повышения уровня материального комфорта не более 20 % всех опрошенных родителей исследуемой группы, в семьях со здоровым ребенком положительно ответили на этот вопрос 41,6 % ^ < 0,001). Подавляющее большинство семей с ребенком-инвалидом (80 %) живут в условиях поддержания существующего материального положения и тратят все имеющиеся средства только на обеспечение насущных потребностей.

Таблица 1

Социальное положение родителей

Показатели Группа исследования, в процентах Группа контроля, в процентах Р

Социальное положение матери

Рабочая 25,1 26,4 0,758

Служащая 61,3 58,2 0,508

Домохозяйка 11,6 6,7 0,077

Предприниматель 1,0 6,5 0,003

Прочее 1,0 2,2 0,305

Социальное положение отца

Рабочий 43,6 44,1 0,913

Служащий 49,5 47,5 0,849

Предприниматель 2,1 7,1 0,080

Безработный 4,8 1,3 0,099

Наличие и объем социального капитала, согласно теории П. Бурдье, напрямую связаны с сетью социальных связей индивидуума, его коммуникативных контактов и их интенсивности. Для определения особенностей данного капитала нами были заданы вопросы, «где и как часто заводите знакомства и приобретаете друзей», «откуда берете информацию о событиях», «появились ли новые друзья за последний год», «как часто вы ходите в гости или принимаете гостей».

Большинство социальных контактов родителей обеих групп расположены в профессиональной сфере и в сфере собственного образования -39,8 % матерей группы исследования (80,5 % матерей группы контроля, р < 0,001), 54,7 % отцов группы исследования (74,4 % отцов группы контроля, р = 0,005). Ограничивают себя только друзьями детства и не нуждаются в новых социальных связях около 27 % матерей детей-инвалидов (12,7 % матерей в группе контроля, р < 0,001) и 20 % отцов детей-инвалидов (25,6 % отцов контрольной группы, р = 0,341). Расширение сети коммуникаций через хобби и социальные сети используют только 14,8 % матерей и 12,6 % отцов исследуемой группы (16,9 и 20,9 % в группе контроля соответственно), различия между группами статистически не значимы. При этом матери детей-инвалидов, в отличие от матерей здоровых детей, в качестве мест для социальных контактов дополнительно указали в единичных случаях «уличные детские площадки», «физкультурный клуб», «больница», «общественные организации».

Интенсивность расширения новых дружеских социальных контактов у обоих родителей детей-инвалидов оказалась сходной по структуре и распределилась следующим образом: практически никогда или очень редко заводят новые знакомства около 60 % отцов и матерей (в группе контроля этот показатель составил 38,6 %, р = 0,001); все-таки иногда знакомятся 32 % (44,5 % в группе контроля, р = 0,002); постоянно расширяют дружеские связи только 8,0 % родителей группы исследования (13,1 % в группе контроля;

p = 0,041). Незначительная часть респондентов контрольной группы (3,8 %) не ответила на данный вопрос. Таким образом, родители детей-инвалидов обнаружили более замкнутый образ жизни в сфере коммуникаций и сниженный уровень социального взаимодействия с другими людьми с целью приобретения новых знакомых и друзей. При этом доля различных социальных полей (работа, образование, хобби, друзья детства), используемых для расширения репертуара коммуникаций, является аналогичной с родителями здоровых детей. Большинство семей расширяют свои социальные связи и заводят новые знакомства на работе или в процессе собственного обучения. Родители детей-инвалидов, причем матери в большей степени, чем отцы, пассивны в расширении сети знакомых и друзей в рамках профессионального социального поля, более склонны общаться только «с друзьями детства», чем родители здоровых детей.

Родители детей-инвалидов в большинстве (75,5 %), также как и родители здоровых детей (83,9 %), черпают информацию о внешних событиях в основном через средства массовой информации. Поддерживают ежедневный вербальный контакт с ближайшим окружением для обсуждения текущих событий с сотрудниками, соседями, родственниками, знакомыми 23,8 % родителей группы исследования (37,8 % в группе контроля,p < 0,001). Не интересуются новостями только 4,8 % родителей детей-инвалидов, 5,5 % родителей здоровых детей. Родители детей-инвалидов реже заводят друзей, чем родители здоровых детей. Появились друзья за последний год только у половины матерей (в контрольной группе этот показатель составил 66,9 %, p < 0,001) и у трети отцов (в контрольной группе 58,1 %, p = 0,005).

Поддерживают личные контакты, встречаются с друзьями и родственниками либо по праздникам, либо без повода около 70 % родителей детей-инвалидов и более 90 % родителей здоровых детей. Никогда не ходят в гости и не принимают гостей около 30 % родителей детей-инвалидов (6,6 % в контрольной группе, p < 0,001).

Культурный капитал индивидуума, согласно концепции П. Бурдье, является совокупностью образования, культурного развития и степени включенности в культурную жизнь общества. Культурный капитал является матрицей практической деятельности человека, базой и резервом для восприятия своего жизненного сценария, образа мышления, поведения, эмоциональных оценок внешних условий. Большинство родителей обеих групп отметили высшее и среднее специальное образование (97,8 % в группе исследования и 98,4 % в группе контроля); только полное среднее - в единичных случаях. Желание повысить свою квалификацию или уровень образования для получения новой профессии выказали 41,7 % матерей группы исследования (57,6 % матерей группы контроля, p < 0,001) и 22,6 % отцов в группе исследования (23,3 % в группе контроля). Более чем половина матерей и отцов детей-инвалидов (60,25 и 58,5 % соответственно) имеют хобби или другие самостоятельные занятия и увлечения по интересам для проведения свободного времени и репертуар их расширился за последний год у трети родителей (33,3 % матерей и 35,8 % отцов). В контрольной группе родителей ответы на данные вопросы распределились аналогичным образом, и статистические значимые различия между группами семей не выявлены.

Все семьи, независимо от состояния здоровья детей, обнаружили крайне низкое стремление к активному накоплению культурного капитала. Посещают театральные премьеры, художественные выставки, читают новые книги лишь 15,7 % матерей и 5,7 % отцов группы исследования (13,5 и 11,6 % в группе контроля соответственно). Но если в семьях со здоровым ребенком большинство родителей (63,5 %) участвуют в культурной жизни пассивно, посещают данные мероприятия «за компанию, когда позовут знакомые», то в семьях с ребенком-инвалидом этот показатель составил менее 40 %. Совсем не занимаются своим культурным развитием и не смогли вспомнить, когда последний раз были на каком-либо соответствующем мероприятии, треть матерей детей-инвалидов (в контрольной группе 11,0 %, р < 0,001) и более половины отцов детей-инвалидов (в контрольной группе 32,6 %, р < 0,001). Большое значение для накопления культурного и социального капиталов имеет ресурс свободного времени и мотивация к его использованию на свое развитие (табл. 2).

Таблица 2

Показатели ресурса свободного времени и мотивация к его использованию

Показатель Группа исследования, в процентах Группа контроля, в процентах Значение р

Ответы матерей

Свободного времени достаточно 12,0 11,0 0,735

Свободного времени очень мало 67,6 77,1 0,024

Свободного времени нет 20,4 11,9 0,014

Желание проводить все свободное время с ребенком 59,3 69,5 0,024

Желание иногда проводить свое свободное время с ребенком 36,2 26,3 0,024

Желание тратить свое свободное время только на себя 4,5 0,0 -

Нет ответа 0,0 4,2 -

Ответы отцов

Свободного времени достаточно 1,9 30,2 0,001

Свободного времени очень мало 69,8 58,2 0,093

Свободного времени нет 28,3 11,6 0,001

Желание проводить все свободное время с ребенком 50,0 50,0 1,000

Желание иногда проводить свое свободное время с ребенком 50,0 50,0 1,000

Желание тратить свое свободное время только на себя 0,0 0,0 -

Наличие в семье ребенка-инвалида не влияет на субъективные ощущения свободного времени у матерей. Матери в обеих группах единодушно от-

мечают недостаточность свободного времени или его отсутствие и хотят проводить все или почти все свое свободное время с ребенком. Выявлена незначительная тенденция увеличения доли матерей детей-инвалидов, которые хотели бы выделять некоторое количество времени на собственные интересы или тратить свое свободное время только на себя. Можно предположить, что наличие определенной доли матерей, не желающих проводить свое дефицитное и долгожданное свободное время с ребенком, свидетельствует либо о круглосуточном непрерывном контакте в системе «мать-ребенок», либо об эмоциональном выгорании и усталости матери. Тем не менее процент таких матерей в общей совокупности респондентов малозначителен.

Отцы детей-инвалидов считают себя более загруженными ежедневными делами и испытывают дефицит свободного времени, чем отцы здоровых детей (см. табл. 2). Все респонденты хотели бы проводить свое свободное время «полностью с ребенком» (50,0 %) или «частично с ребенком» (50,0 %), и никто из отцов не выразил желания совсем исключить из своего свободного времени общение с ребенком, при этом наличие или отсутствие у ребенка дефектов развития не является значимым фактором.

Уровень доверия родителей к социальным институтам, деятельность которых направлена на поддержание семьи в тяжелой жизненной ситуации, мы определяли путем анализа ответов на вопрос «Если Вы нуждаетесь в поддержке, откуда Вы ожидаете помощь и доверяете ли ей?», и они распределились следующим образом. Наибольшая степень доверия и взаимной помощи принадлежит родственным связям (более половины респондентов в обеих группах). Поддержку от государственных структур и учреждений ожидают только 12,6 % группы исследования (4,1 % родителей группы контроля, p < 0,001). Склонны больше взаимодействовать с друзьями 9,5 % родителей детей-инвалидов и 10,0 % родителей здоровых детей, а полагаются только на собственные силы 14,7 % родителей детей-инвалидов и 15,3 % родителей здоровых детей. Совсем отсутствуют или минимальны связи родителей обеих групп с общественными организациями и благотворительными фондами (от 4,4 % в группе исследования до 0,0 % в группе контроля).

Что касается сиблингов, то взятые нами ограничения по возрасту выборки (старше 14 лет) не позволили сформировать однозначного и статистически значимого результата из-за малого количества респондентов (п = 30 в группе исследования и п = 52 в группе контроля). В целом ответы братьев и сестер показали, что основным полем их социальных контактов является образование и интернет-сеть (73,3 % в группе исследования и 65,3 % в группе контроля); в расширении дружеских связей они постоянно активны (66,6 % в группе исследования и 73,1 % в группе контроля ), регулярно ходят в гости без повода (73,3 % в группе исследования и 57,7 % в группе контроля), имеют хобби (73,3 % в группе исследования и 88,5 % в группе контроля) и достаточное количество свободного времени, которое подавляющее большинство респондентов (100 % в группе исследования и 65,4 % в группе контроля) лишь частично готовы проводить с братом (сестрой), не зависимо от наличия у него инвалидности. Выявлена некая тенденция в более активном стремлении к накоплению культурного капитала у сиблингов детей-инвалидов. Они более ориентированы на получение образования, желают продолжать обучение, получать следующие ступени образования 80,0 % братьев (сестер), и

только 19,2 % сиблингов здоровых детей хотят учиться дальше. Сиблинги детей-инвалидов активнее, чем дети из семей со здоровым ребенком, посещают, «если пригласят за компанию», театральные постановки, концерты, художественные выставки (86,6 % в группе исследования и 42,3 % в группе контроля).

Выводы

В целом исследование показало, что независимо от состояния здоровья ребенка особенностью социального пространства современной российской семьи является ориентация на узкий круг родных и близких; социальный капитал формируется и функционирует в основном в локальных сетях, при низком уровне институционального доверия. Культурный капитал редуцирован и находится в поле полученного ранее образования. Родители в основном пассивны и не мотивированы на обогащение своего культурного и интеллектуального потенциала.

Наличие в семье ребенка-инвалида деформирует социальное пространство членов его семьи во всех полях - экономическом, интеллектуальном, физическом. Материальный капитал представлен отсутствием престижного имущества и собственности. Подавляющее большинство семей не имеют излишков финансов, которые позволили бы им улучшить свое материальное положение. В структуре социального капитала доминируют профессиональные контакты и «контакты детства». Прирост социальных связей обеднен, и практически не используется резерв таких доступных социальных полей, как «вербальные контакты с ближайшим окружением», «общественные и благотворительные организации», «физкультурные учреждения», связанные с данными полями интернет-сообщества. Родители детей-инвалидов показали практически полную изоляцию от культурной жизни общества. При этом матери детей-инвалидов несколько в большей доле, чем матери здоровых детей, испытывают потребность в получении дополнительного образования. Семья с ребенком-инвалидом, так же как и семья со здоровым ребенком, имеет прочные связи с родственным окружением, практически не пользуется услугами общественных организаций, благотворительных фондов и волонтерских движений, но немного больше ориентирована на государственные учреждения социальной поддержки. Сиблинги ребенка-инвалида более мотивированы на получение качественного образования, чем их сверстники в семье со здоровым ребенком, а в остальном распределение ответов соответствует ожидаемым результатам формирования социального и культурного капитала современных подростков.

В целом воспитание ребенка-инвалида не меняет качественную структуру социального пространства и репертуар социальных полей (работа, образование, хобби, друзья детства) членов семьи, но существенно ограничивает интенсивность их использования для приобретения соответствующих видов капитала.

Таким образом, выявленными ресурсами для коррекции социального пространства членов семей с ребенком-инвалидом являются:

- мотивация матерей и сиблингов к получению образования;

- готовность большинства родителей проводить свое свободное время с ребенком-инвалидом;

- наличие дефицита связей всех членов семьи детей-инвалидов с общественными и благотворительными организациями, государственными учреждениями социальной поддержки в качестве перспективы выстраивания тематических сетевых коммуникаций.

Данные ресурсы возможно направить на формирование процессов совместной активной деятельности в системе «ребенок-родитель» в учреждениях физкультурной и оздоровительной направленности, волонтерских и экологических движениях, некоммерческих общественных организациях, социальных сетях, реализующих активные рекреационные и образовательные программы, для роста и расширения социальных связей и накопления социального капитала данной категории семей.

Библиографический список

1. Щекина, И. В. Система сигнальных показателей и индикаторов благополучия семей с детьми / И. В. Щекина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. -2015. - № 1. - С. 58-64.

2. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.gks.ru/fol der/13964 (дата обращения: 03.10.2019).

3. Алиева, Н. Ф. Специфика социально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н. Ф. Алиева, Н. А. Кошелюк // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы : сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений имени Б. И. Лившица : в 2 ч. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический ун-т, 2014. - Ч. 2. - С. 7-12.

4. Ярская- Смирнова, Е. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Ярская-Смирнова. - Саратов : Изд-во СГТУ, 1997. - 272 с.

5. Боктаева, Л. Ф. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида / Л. Ф. Боктаева // Опыт и инновации в педагогике и психологии. - 2015. - № 3. - С. 10-15.

6. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. - С. 44-59.

7. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В. В. Радаев ; пер. с англ. Р. А. Громовой, М. С. Добряковой, с фр. О. И. Кирчик, с нем. А. Ф. Филиппова. -Москва : РОССПЭН, 2004. - 674 с.

8. Докторович, А. Б. Социальная активность и динамические социальные поля / А. Б. Докторович // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2009. - № 4. - С. 159-168.

9. Жеребин, В. М. Социальное пространство и социальная идентификация респондента / В. М. Жеребин // Народонаселение. - 2015. - № 3 (69). - С. 105-116.

10. Абашина, А. Д. От теории социологии к пониманию «инвалидности» / А. Д. Абашина // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2014. - № 6. - С. 94-98.

11. Silva, E. Gender, home and family in cultural capital theory / E. Silva // The british journal of sociology. - London, 2005. - Vol. 56, № 1. - P. 83-103.

12. Блок, М. Социальный капитал: к обобщению понятия / М. Блок, Н. А. Головин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12, Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 4. - С. 99-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Давлетшина, Д. М. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как процесс жизнедеятельности на современном этапе / Д. М. Дав-летшина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2. - С. 113-119.

14. Лещенко, А. М. Сетевая коммуникация как условие накопления и реализации социального капитала / А. М. Лещенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 8. - С. 240-245.

References

1. Shchekina I. V. Novaya nauka: Opyt, traditsii, innovatsii [New science: experience, tradition, innovation]. 2015, no. 1, pp. 58-64. [In Russian]

2. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: https://www.gks.ru/folder/13964 (accessed Oct. 03, 2019). [In Russian]

3. Alieva N. F., Koshelyuk N. A. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sotsiume: teoriya, praktika, perspektivy: sb. nauch. tr. VI Mezhdunar. sotsial'no-pedagogicheskikh chteniy imeni B. I. Livshitsa: v 2 ch. [Social and pedagogical activity in society: theory, practice, prospects: proceedings of the VI International social and pedagogical readings named after B. I. Lifshitz]. Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy un-t, 2014, part 2, pp. 7-12. [In Russian]

4. Yarskaya-Smirnova E. Sotsiokul'turnyy analiz netipichnosti [Sociocultural analysis of atypicality]. Saratov: Izd-vo SGTU, 1997, 272 p. [In Russian]

5. Boktaeva L. F. Opyt i innovatsii v pedagogike i psikhologii [Experience and innovation in pedagogy and psychology]. 2015, no. 3, pp. 10-15. [In Russian]

6. Burd'e P. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii [Journal of sociology and social anthropology]. 1998, vol. 1, no. 2, pp. 44-59. [In Russian]

7. Burd'e P. Zapadnaya ekonomicheskaya sotsiologiya: Khrestomatiya sovremennoy klas-siki [Western economic sociology: the Reader of modern classics]; transl. from English by R. A. Gromova, M. S. Dobryakova, from French O. I. Kirchik, from German A. F. Filippov. Moscow: ROSSPEN, 2004, 674 p. [In Russian]

8. Doktorovich A. B. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18, Sotsiologiya i politolo-giya [Bulletin of Moscow University. Series 18, Sociology and politology]. 2009, no. 4, pp. 159-168. [In Russian]

9. Zherebin V. M. Narodonaselenie [Population]. 2015, no. 3 (69), pp. 105-116. [In Russian]

10. Abashina A. D. Sotsiologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo [Sociology in the modern world: science, education, creativity]. 2014, no. 6, pp. 94-98. [In Russian]

11. Silva E. The british journal of sociology. London, 2005, vol. 56, no. 1, pp. 83-103.

12. Blok M., Golovin N. A. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12, Psikholo-giya. Sotsiologiya. Pedagogika [Bulletin of Saint Petersburg University. Series 12, Psychology. Sociology. Pedagogy]. 2015, no. 4, pp. 99-111. [In Russian]

13. Davletshina D. M. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts]. 2019, no. 2, pp. 113-119. [In Russian]

14. Leshchenko A. M. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy [Scientific issues of humanitarian research]. 2011, no. 8, pp. 240-245. [In Russian]

Курникова Мария Владимировна

кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры, Институт реабилитации и здоровья человека, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23)

E-mail: mkurnikova@yandex.ru

Kurnikova Mariya Vladimirovna Candidate of medical sciences, associate professor, head of the sub-department of adaptive physical education, Institute of rehabilitation and human health, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (23 Gagarina avenue, Nizhny Novgorod, Russia)

Образец цитирования:

Курникова, М. В. Ресурсы для коррекции социального пространства членов семьи ребенка-инвалида / М. В. Курникова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 2 (54). -С. 59-70. - БОТ 10.21685/2072-3016-2020-2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.