Научная статья на тему 'РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА'

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА»

3. Маркина Н.С. Реализация идей личностно - ориентированного обучения: обобщение опыта работы. - электронный ресурс, режим доступа: noginsk-14sch.edusite.rюDswMedia/markma.doc дата обращения 12. 12 2012

4.Холодкова И.В. Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе электронный ресурс: режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vospitanie-kultury-povedeniya-v-nachalnoy-shkole дата обращения 09.11.2012

5.Хузиахметова Т. В. Ключевые компетенции младших школьников как интегри-рованная характеристика нового качества образования -электронный ресурс: 74333s007.edusite.ru/.. ./klyuchevyiekompetenciimladshixshkol-nikovka

Манакова О.С. заведующий кафедрой общей инженерии Бузулукский гуманитарно-технологический инстиут (филиал)

Оренбургского государственного униврситета

Россия, г. Бузулук РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНЖЕНЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА

Профессия инженера прошла долгий путь становления, отвечая потребностям развития общества на каждом витке его истории, но всегда основой инженерной деятельности было преобразование ресурсов Земли на пользу человеку. Анализ этого пути, представленный в работах Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохова, В.В.Кондратьев, В.Г. Иванов, М.А. Розова [1, 2, 3, 4, 5], позволяет выделить XXI век как новую фазу развития инженерной компетентности. Наш век характеризуют тенденции, потребовавшие реформирования квалификаций инженерного корпуса, изменения содержания, форм и средств инженерного образования. В этой связи представлены следующие вопросы, обеспечивающие решение задач исследования:

- ресурсосбережение как инвариантный компонент инженерной компетентности и его отражение в содержании уровневого инженерного образования;

- актуальная структура инженерной компетентности будущего бакалавра технических направлений подготовки и ее представление во ФГОС ВПО и профессиональных стандартах отраслей промышленности;

- инновационные аспекты ресурсосбережения (бережливые технологии) и мотивация будущих бакалавров к их освоению в образовательном процессе вуза.

Следует отметить, что инженерная деятельность в начале XX века все более востребована обществом. Подготовка инженерных кадров в РФ ведется в 555 вузах, где обучается около 1,6 млн. студентов, из них около 1 млн. на бюджетных местах. В США программы подготовки бакалавров

технического направления реализуют около 3200 и университетов. Инженерная деятельность стала предметом исследования философия и приобрела глубокие социальные смыслы, в том числе и в связи с проблемой ресурсосбережения. Инженерная деятельность в философской интерпретации соотносится с преобразованием мира и понятиями биосфера, ноосферы, инфосферы, техносферы.

Биосфера - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни».

Ноосфера (П.Тейяр де Шарден [6], Э. Лерц, В.И. Вернадский) - это высшая стадия развития биосферы, обусловленная развитием знаний человечества.

Инфосфера - это совокупность информации, информационных объектов, информационных процессов, информационной инфраструктуры (электро- и радиосвязь, средства передачи, тиражирования, хранения, воспроизведения, визуализации и обработки информации).

Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека, она включает в себя техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу и охватывает уже околоземный космос.

Техносфера - область действительности, для которой характерно применение техники. Техносфера принимает участие в трансформации природной среды, приводит к перестройке земной поверхности через техническое конструирование. Инженерная деятельность в этом философском представлении создает техносферу как искусственную оболочку Земли, воплощающую человеческий труд, организованный научно-техническим разумом. Исследования техносферы, представленные в трудах зарубежных и отечественных ученных Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохова, Х.Ленка, Л. Мэмфорда, Н.Н. Моисеева, А. Печчеи, Э. Тоффлер, В.М. Розина, В.С. Степина, М. Хайдеггера, П.К. Энгельмейера определяют многообразие техносферы как результата инженерной деятельности. На этой стадии развития человечество познает законы природы и совершенствует технику, что позволяет людям оказывать определяющее влияние на ход земных процессов, менять окружающий мир во всем многообразии биологических видов, осваивает Космос, а главное, изменять окружающую действительность своей осознанной деятельностью.

В техносферу включаются промышленные и жилые зоны, транспорт и магистрали, культурные объекты и бытовые зоны, установки производства энергии, зоны отдыха и другие объекты, созданные человеком на основе природных ресурсов с помощью техники и существующие благодаря преобразованию этих ресурсов техникой. В XXI веке созданная человеком за

один год так называемая «техномасса» в десять раз больше биомассы (суммарный вес диких живых организмов в текущем году).

Все перечисленные новообразования, связанные с деятельностью человека, определяют взаимодействие «ИНЖЕНЕР - РЕСУРСЫ» для всех видов инженерного труда. Научная общественность в этой связи определяет проблемы ресурсов Земли как приоритетное направление исследований в обеспечении баланса «ресурсы природы - биосфера - человек». (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема преобразования ресурсов в процессе инженерной деятельности В экономике, геополитике и социологии все более преобладает новый тип структурирования национального хозяйства: по отношению отрасли к ресурсам. Швейцарский экономист и географ Г. Беш выделяет только три значимых отрасли национальных экономик: первичная (добыча природных ресурсов), вторичная (обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства: наука, управление). Такая дифференциация становится основой просчета оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и последствия их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу [7]. Биологи прогнозируют все более значимую проблему «гуманизации техносферы», суть которой состоит в ориентации инженерной деятельности на максимальную эксплуатацию природных ресурсов путем непродуманного, некомплексного и антигуманного воздействия на природу. Таким образом, глобальную остроту приобретает проблема ресурсосбережения.

Использованные источники: 1. Федоров, И.Б. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы / И.Б. Федоров // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. -С.3-11.

2. Федоров, И.Б. Становление технонауки: от Гаспара Монжа до нанотехнологий / И.Б. Федоров, Н.Г. Багдасарьян // Вестник РАН. - 2013. - Т. 83, № 11. - С. 1040-1045.

3. Степин, В.С. Философия науки и техники: учебное пособие / В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А Розов. - М.: Изд-во: Гардарики, 1999. - 400 с.

4. История науки и техники: учебно-методическое пособие / Под ред. Ткачева А.В. - СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. - 143 с.

5. Djakonov G.S., Ivanov V.G., Kondratyev V.V. The Concept of Preparation of Engineering Shots in the Field of Chemical Technologies / G.S. Djakonov, V.G. Ivanov, V.V. Kondratyev // 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning and 41st International Conference on Engineering Pedagogy. - Villach, Austria, 2012

6. Тейяр де Шарден. Феномен человека / Тейяр де Шарден. — М.: Наука, 1987. - 250 с.

7. Ляшенко, И.А. Институциональное регулирование ресурсосбережения в контексте устойчивого развития / И.А.Ляшенко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 219-223.

Марченко Ю.А. студент 3 курса Салимова Г. А., к.э.н.

доцент

ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа РОЛЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в настоящее время перед нашим обществом особенно остро стоят проблемы социальной помощи. В результате происходящих социально-экономических и политических перемен, в нашей жизни появились такие явления, как безработица, нищенство, профессиональная и жизненная неустроенность многих слоев населения. Чтобы поддержать их, человечество стремится помогать малоимущим, не состоятельным людям. Такую безвозмездную помощь принято называть благотворительностью.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается [3].

Основной чертой благотворительности является добровольный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.

Так как вопрос о благотворительности стоит во всем мире, британская международная благотворительная организация Charities Aid Formation с 2010 года проводит исследования в данной области, вводится такое определение как «Индекс благотворительности».

Всемирный индекс благотворительности (The World Giving Index (WGI)) — это комбинированный показатель, который измеряет достижения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.