Научная статья на тему 'Ресурсосберегающие технологии для комбинированных источников энергии'

Ресурсосберегающие технологии для комбинированных источников энергии Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
314
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТРОВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ / ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / WIND POWER STATIONS / DIESEL POWER STATIONS / INTERNAL COMBUSTION ENGINES / POLLUTANTS / ANTHROPOGENIC LOAD / RESOURCE CONSERVATION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Соснина Елена Николаевна, Маслеева Ольга Владимировна, Дарьенков Андрей Борисович, Шумский Никита Васильевич

ВВЕДЕНИЕ. Экологически чистое производство характеризуется снижением выбросов в окружающую среду, ресурсосбережением и рациональным обращением с отходами. Экономичный режим работы автономных ветро-дизель-электрических станций может быть достигнут путем построения их на базе Д-Г переменной частоты вращения. ЦЕЛЬ исследования провести экологическое сравнение двух вариантов: традиционной работы двигателя при числе оборотов 3000 об./мин и при использовании системы управления. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Авторы рассмотрели основные токсичные вещества, образуемые в процессе сгорания, определили оптимальные режимы потребления для двигателей, рассчитали сокращение расхода топлива, снижение антропогенного влияния и эмиссии парниковых газов. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Регулирование мощности двигателя способствует уменьшению расхода топлива, что приведет к значительному сокращению эмиссии парниковых газов при процессах добычи нефти и производства бензина, потребления свежей воды из источника и объема сточных вод, расхода электроэнергии и образования отходов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Широкое применение устройств регулирования мощности системы двигатель-генератор будет способствовать увеличению эффективности энергоресурсопотребления, снизит антропогенное влияние на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Соснина Елена Николаевна, Маслеева Ольга Владимировна, Дарьенков Андрей Борисович, Шумский Никита Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES FOR COMBINED ENERGY SOURCES

INTRODUCTION. Cleaner production is characterized by reducing emissions into the environment, resource saving and smart waste management. The economical operation of autonomic wind-diesel power plants can be due to their construction based on the variable speed basis of a motor-generator. PURPOSE. The purpose of the research is to compare the traditional engine operation at a speed of 3000 rev./min and the operation when using a control system. MATERIALS AND METHODS. The authors analyzed the main toxic substances resulted from combustion, determined optimal engine consumption modes, calculated fuel consumption reduction and decrease in anthropogenic impact and greenhouse gas emissions. RESULTS AND DISCUSSION. Power control helps reduce fuel consumption and greenhouse gas emissions when producing oil and gasoline, consumption of fresh water, waste water and power, waste production. CONCLUSION. The widespread use of power control devices of the engine generator system will increase the efficiency of energy and resource consumption, reduce the anthropogenic impact on the environment.

Текст научной работы на тему «Ресурсосберегающие технологии для комбинированных источников энергии»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Оригинальная статья / Original article УДК: 533.6.011.6

РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ КОМБИНИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

© Е.Н. Соснина*, О.В. Маслеева*, А.Б. Дарьенков*, Н.В. Шумский*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

РЕЗЮМЕ. ВВЕДЕНИЕ. Экологически чистое производство характеризуется снижением выбросов в окружающую среду, ресурсосбережением и рациональным обращением с отходами. Экономичный режим работы автономных ветро-дизель-электрических станций может быть достигнут путем построения их на базе Д-Г переменной частоты вращения. ЦЕЛЬ исследования - провести экологическое сравнение двух вариантов: традиционной работы двигателя при числе оборотов 3000 об./мин и при использовании системы управления. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Авторы рассмотрели основные токсичные вещества, образуемые в процессе сгорания, определили оптимальные режимы потребления для двигателей, рассчитали сокращение расхода топлива, снижение антропогенного влияния и эмиссии парниковых газов. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Регулирование мощности двигателя способствует уменьшению расхода топлива, что приведет к значительному сокращению эмиссии парниковых газов при процессах добычи нефти и производства бензина, потребления свежей воды из источника и объема сточных вод, расхода электроэнергии и образования отходов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Широкое применение устройств регулирования мощности системы двигатель-генератор будет способствовать увеличению эффективности энерго- ресурсопотребления, снизит антропогенное влияние на окружающую среду.

Ключевые слова: ветровые электростанции, дизельные электростанции, двигатели внутреннего сгорания, вредные вещества, антропогенная нагрузка, ресурсосбережение.

Формат цитирования: Соснина Е.Н., Маслеева О.В., Дарьенков А.Б., Шумский Н.В. Ресурсосберегающие технологии для комбинированных источников энергии // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. Т. 1. № 4. С. 54-72.

RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES FOR COMBINED ENERGY SOURCES E.N. Sosnina, O.V. Masleeva, A.B. Daryenkov, N.V. Shumskii

Nizhny Novgorod State Technical University RE Alekseeva, 24, Minin st., Nizhny Novgorod, 603950, Russia.

ABSTRACT. INTRODUCTION. Cleaner production is characterized by reducing emissions into the environment, resource saving and smart waste management. The economical operation of autonomic wind-diesel power plants can be due to their construction based on the variable speed basis of a motor-generator. PURPOSE. The purpose of the research is to compare the traditional engine operation at a speed of 3000 rev./min and the operation when using a control system. MATERIALS AND METHODS. The authors analyzed the main toxic substances resulted from combustion, de-

*Соснина Елена Николаевна, доктор технических наук, профессор кафедры «Электроэнергетика, электроснабжение и силовая электроника», e-mail: [email protected]

Sosnina Elena, Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Electric Power Engineering, Power Supply and Power Electronics Department, e-mail: [email protected]

*Маслеева Ольга Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Производственная безопасность, экология и химия», e-mail: [email protected]

Masleeva Olga, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Industrial Safety, Ecology and Chemistry Department, e-mail: [email protected]

*Дарьенков Андрей Борисович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Электрооборудование, электропривод и автоматика», e-mail: [email protected]

Darenkov Andrey, Candidate of Engineering Sciences, Head of the Electrical Equipment, Electric Drive and Automatics Department, e-mail: [email protected]

*Шумский Никита Васильевич, магистрант кафедры «Электроэнергетика, электроснабжение и силовая электроника», e-mail: shumskii.n@gmailcom

Shumskii Nikita, a master-degree student of the Electric Power Engineering, Power Supply and Power Electronics Department, e-mail: shumskii.n@gmailcom

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

termined optimal engine consumption modes, calculated fuel consumption reduction and decrease in anthropogenic impact and greenhouse gas emissions. RESULTS AND DISCUSSION. Power control helps reduce fuel consumption and greenhouse gas emissions when producing oil and gasoline, consumption of fresh water, waste water and power, waste production. CONCLUSION. The widespread use of power control devices of the engine generator system will increase the efficiency of energy and resource consumption, reduce the anthropogenic impact on the environment. Keywords: wind power stations, diesel power stations, internal combustion engines, pollutants, anthropogenic load, resource conservation

For citation: Sosnina E., Masleeva O., Daryenkov A., Shumskii N. Resource-saving technologies for combined energy sources. XXI century. Technosphere safety. 2016, vol. 1, no. 4, pp. 54-72. (In Russian).

Введение

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

шж

Человек на протяжении веков использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов. Долгое время эта деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу, и лишь в конце прошлого столетия изменения биосферы под воздействием антропогенного влияния привлекли внимание ученых и природоохранных организаций: от промышленной революции, когда начался переход от ручного труда к машинному, и в первой половине 20 века изменения нарастали как снежный ком.

Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек постоянно наращивал темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращалась ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Например, деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса, направленная на благо всей страны, приводит к техногенному воздействию на окружающую природную среду. Именно поэтому на ТЭК во многом ложится основная тяжесть решения важнейшей задачи сохранения окружающей природной среды в Российской Федерации и ведение экологически чистого производства.

Постановлением правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» [1], одной из целей которой является снижение общей антропогенной нагрузки на окружа-

ющую среду на основе повышения экологической эффективности экономики, что станет возможным в том числе за счет внедрения самых передовых систем нормирования негативного экологического воздействия.

Согласно паспорту государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» [2], целью программы является надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами, повышение эффективности и экологичности их использования.

Из документов видно, что сегодня государство начало беспокоиться об экологической безопасности, надежности энергоснабжения и повышении эффективности использования природных ресурсов. Однако существенным препятствием на пути повышения энергоэффективности является удаленность большей части территории от Единой энергетической системы России. Около 70% территории страны охватывает зона децентрализованного электроснабжения. Электроснабжение многих объектов удаленных территорий Дальнего Востока, Сибири, Севера России осуществляется на основе местных источников на органическом топливе, состоящих преимущественно из дизель-генераторных (Д-Г) электростанций. Таких насчитывается более 50 тыс. с суммарной установленной мощностью около 17000 МВт и с расходом топлива около 6 млн тонн условного топлива в год. Однако относительно высокая стоимость дизельного топлива и сложность его транспортиров-

ISNN 2500-1582

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

ки в труднопроходимых местах часто вызывают перебои с доставкой. Вместе с этим, отсутствие других источников энергии является причиной частых нарушений электроснабжения потребителей, что идет вразрез с приведенными выше государственными программами.

Эффективным решением проблемы низкой надежности электроснабжения удаленных территорий является применение возобновляемых источников энергии. Децентрализованные районы Дальнего Востока, Сибири, Севера России являются перспективными для ветроэнергетики. Широкое использование ветроэнергетики в России позволило бы использовать экономический потенциал, эквивалентный 13-15 млн т у.т. В России к 2020 году предполагается увеличение более чем в 80 раз установленной мощности ветровых электростанций. Объем вырабатываемой ими электроэнергии должен увеличиться в 136 раз [3]. В настоящее время применение ветро-дизель-электрических станций (ВДЭС) в России составляет: Камчатская (16 МВт), Воркутинская (2,4 МВт), Таймырская (3 МВт), Ямальская (з МВт), Яр-Сале (1,9 МВт), Амдермская (0,66 МВт), Курильская (0,9 МВт), Кунаширская (0,19 МВт).

Однако использование в системе электроснабжения только ветроустановок не позволит обеспечить гарантированное электроснабжение потребителей. Для экономии дизельного топлива и выполнения условий надежного электроснабжения потребителей перспективно применение гибридных ветроэлектростанций, в состав которых входят ветроустановки и Д-Г (ВДЭС). Использование ВДЭС позволит по меньшей мере вдвое сократить завоз топлива, перейти частично или полностью на

Материал и методы

Образование токсичных веществ -продуктов неполного сгорания и оксидов

электронагрев воды, резко сократить вырубку лесов, улучшить экологическую обстановку за счет уменьшения вредных выбросов в атмосферу и сохранения лесных угодий.

Присутствующие на рынке ВДЭС имеют ряд недостатков, наиболее важным из которых является повышенный расход топлива ДВС, входящего в состав электростанции. Поэтому актуальной задачей является разработка современных ВДЭС, отличающихся от существующих высоким уровнем энергоэффективности.

Как правило, системы Д-Г, входящие в состав ВДЭС, работают на долевых режимах с нагрузкой в диапазоне от 30 до 70% номинальной и характеризуются постоянной частотой вращения вала. Известно, что для обеспечения оптимального, с точки зрения потребления топлива, режима работы ДВС, необходимо регулирование его частоты вращения в зависимости от мощности нагрузки в соответствии с много-параметровой характеристикой ДВС. Следовательно, экономичный режим работы автономных электростанций может быть достигнут путем построения их на базе Д-Г переменной частоты вращения [4-7].

Управление режимом работы Д-Г переменной частоты вращения выполняется с помощью задатчика экономичного режима, который при отсутствии многопара-метровой характеристики автоматически вычисляет значение оптимальной частоты для текущего значения мощности нагрузки в данный момент времени при условии меняющихся внешних (температура, давление, влажность атмосферного воздуха) и внутренних условий работы ДВС (износ, марка и качество топлива).

исследования

азота в цилиндре двигателя в процессе сгорания происходит различными путями.

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

шж

Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими в предпламенный период и в процессе сгорания - расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания.

К токсичным компонентам отработавших газов относятся: оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа [8, 9].

Причиной образования оксида углерода и частично углеводородов является неполное сгорание углерода (массовая доля которого в бензинах достигает 85%) из -за недостаточного количества кислорода. Поэтому концентрации оксида углерода и углеводородов в отработавших газах возрастают при обогащении смеси. Некоторое количество СО может образовываться в пристеночных слоях смеси или вследствие диссоциации СО2 при высоких температурах.

Углеводороды состоят из исходных или распавшихся молекул топлива. Их содержание увеличивается при обогащении или при обеднении смеси, что объясняется повышенным количеством непрореагиро-вавшего топлива из-за избытка воздуха и пропусков воспламенения в отдельных цилиндрах. Образование углеводородов происходит также из-за того, что у стенок камеры сгорания температура газов недостаточно высока для сгорания топлива, поэтому здесь пламя гасится и полного сгорания не происходит.

Оксиды азота. В реакции образования оксида азота может участвовать как азот, содержащийся в топливе, так и азот атмосферного воздуха. Оксид азота образуется как во фронте пламени, так и в продуктах сгорания, т.е. за фронтом пламени. Поскольку температура за фронтом пламени выше, то именно в зонах, где топливо сгорает в первую очередь, образуется большее количество NO.

Основная доля образовавшихся в камере сгорания СО окисляется до СО2, не

выходя за пределы камеры. Окисление СО в СО2 происходит в выпускной трубе и в нейтрализаторах отработавших газов.

Оксид углерода при вдыхании легко проникает в кровь [10, 11]. Там он вступает во взаимодействие с гемоглобином (НЬ) эритроцитов, образуя карбоксигемоглобин (НЬСО), не способный к транспорту кислорода. Общемозговые нарушения выражаются в жалобах на головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Психические нарушения могут выражаться нарушением памяти с дезориентацией во времени и месте, зрительными, слуховыми галлюцинациями. Нарушение функции сердечнососудистой системы: отмечаются признаки гипоксии миокарда и нарушения коронарного кровообращения.

Оксид азота подобно СО способен присоединяться к гемоглобину крови, образуя нестойкое нитрозосоединение, которое не способно обратимо связывать кислород.

Диоксид азота раздражает легкие и слизистые оболочки, в больших концентрациях вызывает отек легких, понижает кровяное давление. Отравление начинается с легкого кашля, головной боли, иногда рвоты, раздражения слизистой оболочки глаз.

Оксиды азота при контакте с влажной поверхностью легких образуют азотную кислоту, что приводит к отеку легких. Из оксидов азота в крови образуются нитраты и нитриты, которые вызывают расширение сосудов и снижение давления.

Первые признаки отравления углеводородами - головная боль, сонливость, ослабление внимания, рвота, замедление пульса и снижение давления. На поражение легких после отравления углеводородами указывают кашель, рвотные движения и удушье. Наиболее опасны проявления кардиотоксического действия отравления. При остром отравлении углеводородами наблюдается угнетение ЦНС, возможно развитие комы и эпилептических припадков.

Согласно гигиеническим требовани-

ISNN 2500-1582

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

ям, установлены предельно допустимые концентрации (ПДК, мг/м3) вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух. ПДК - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе, которая не оказывает вредного воздействия на организм человека, т.е. концентрация вредного вещества не должна превышать ПДК.

Предельно допустимые концентрации приняты согласно ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и санитарно-гигиенические характеристики загрязняющих веществ представлены в табл. 1. При проведении расчетов загрязнения атмосферы для углеводородов используется ОБУВ по керосину (код 2732).

Исходя из того, что при регулировании частоты вращения ДВС в зависимости от мощности нагрузки в соответствии с многопараметровой характеристикой ДВС

можно добиться экономичного режима работы автономных электростанций, целью работы является экологическое сравнение двух вариантов режима работы ДВС:

- традиционный: при работе двигателя при числе оборотов 3000 об./мин;

- при использовании системы управления, которая обеспечивает оптимальный режим работы двигателя, изменяя число оборотов при изменении мощности нагрузки.

Экологическая оценка проводилась по следующим параметрам:

- расход топлива;

- концентрация оксида углерода;

- концентрация углеводородов;

- расход электроэнергии при добыче, транспортировке и переработке нефти;

- расход водопотребления и водо-отведения при добыче и переработке нефти;

- образование отходов.

Таблица 1

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Table 1

Maximum allowable pollutants concentrations (MAC) in the ambient air of populated areas

№ код / code Наименование вещества / Substance name Формула / Formula о Величина ПДК (мг/м3) / The MAC value (mg/m3) Класс опасности/ Hazard Class

максимально разовая / maximum one time concentration среднесуточная / MAC daily average

521 Углерод оксид / Carbon monoxide СО 5 3 4

2732 Углеводороды / Hydrocarbons CH 1,2 - -

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

шж

Измерения проводили с помощью газоанализатора Инфракар М.

Газоанализаторы Инфракар М предназначены для измерения объемной доли оксида углерода (СО), углеводородов, диоксида углерода (СО2), кислорода (О2) в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Принцип действия датчиков объемной доли (СО, СО2, углеводородов) - оптико-абсорбционный.

Расход топлива измерялся штихпробером ШПБ-10-15 с оптическими датчиками ИК диапазона.

Все испытания проведены в соответствие с ГОСТ 18508-73 на типовые испытания ДВС. Все измерения текущих рабочих параметров и выходных показателей ДВС проводились на прогретом двигателе.

Снижение расхода топлива приводит не только к уменьшению загрязнения окружающей природной среды, но и к уменьшению потребления природных ресурсов, что в свою очередь снижает расход электроэнергии при процессе добычи нефти и производства бензина, образования отходов, потребления воды и сброса сточных вод.

Снижение расхода электроэнергии было рассчитано исходя из величин удельных расходов электрической энергии при добыче, транспортировке и переработке нефти [12].

Снижение расхода водопотребления и водоотведения было рассчитано исходя из значений средних удельных расходов воды и количества сточных вод при добыче и переработке нефти [13].

Снижение образования отходов было рассчитано исходя из значений удельных показателей образования отходов при первичной переработке нефти и очистке бензина [14].

Максимальные значения приземных концентраций вредных веществ, опасные скорости ветра рассчитывают в соответствии с ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

веществ, содержащихся в выбросах предприятий».

Расчет эмиссии парниковых газов был выполнен в соответствии с методикой «Пересмотренные Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК», которые включают методологии по сжиганию топлива, индустриальным процессам, сельскохозяйственным почвам, изменению землепользования и лесному хозяйству, отходам. При расчете учитывались следующие парниковые газы: углекислый газ, закись азота и метан. Для расчета использовали модуль «Энергетика».

При расчете эмиссии парниковых газов учитывается потенциал глобального потепления для каждого вещества. Потенциал глобального потепления (ПГП) оценивает радиационное (разогревающее) воздействие молекулы парникового газа относительно двуокиси углерода, осредненное за выбранный период времени после эмиссии.

Потенциал глобального потепления для парниковых газов составляет:

- двуокись углерода (СО2) ПГП = 1;

- метан (СН4) ПГП = 21;

- закись азота (N20) ПГП = 310.

Снижение выбросов парниковых газов было рассчитано исходя из удельных показателей эмиссии парниковых газов при добыче, транспортировке и переработке нефти [15].

В качестве объекта исследования использовались: бензиновый генератор SDMO HX 3000, оснащенный одноцилиндровым искровым двигателем с воздушным охлаждением HONDA GX-200, и бензиновый двигатель ВАЗ 21114-100026080 с каталитическими нейтрализаторами. Заявленные производителем рабочие параметры установок приведены в табл. 2.

В качестве моторного топлива использовался товарный неэтилированный бензин марки Регуляр-92.

...■|---f, ЮМ I, №4 ÍM ID AAI DEI\. ICAnUuWCrnH/l DCOUIIAunUUID ISNN 2500 1582

J Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY "

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Таблица 2

Технические параметры двигателей

Table 2

_Specifications of engines_

Страна-производитель / Manufacturing country Япония/Japan Россия / Russia

ДВС / Explosion engine HONDA GX-200 ВАЗ 21114-100026080 / VAZ 21114-100026080

о Рабочий объем двигателя, см3 / о Cubic capacity, cm3 196 1500

Мощность, кВт / Engine rcapacity, kWt 3.0 60

Л Рабочая частота вращения, мин-1 / Rotational frequency, min-1 3000 125

Число фаз / Number of pfase 1 1

Напряжение номинальное, В / Rated voltage, V 230 230

Расход топлива, л/ч / Fuel consumption, l/h 1.2 270 г/кВт*ч

Результаты проведенных исследований

На первом этапе были проведены экспериментальные исследования для определения оптимальных режимов ДВС при вариациях частоты его вращения от 2550 до 3720 об./мин в полном диапазоне возможных нагрузок от 0,4 до 3,13 кВт для двигателя HONDA GX-200 и от 1200 до 3800 об./мин в полном диапазоне возможных нагрузок от 2 до 53 кВт для двигателя ВАЗ 21114-100026080. Моделирование нагрузки агрегата выполнялось прямым подключением электрогенератора к рези-сторной сборке с плавной регулировкой электрического сопротивления. Электрические параметры регистрировались непосредственно на клеммах нагрузочного устройства.

На всех измеряемых точках нагрузочных характеристик регистрировался часовой расход топлива, ток и напряжение на

нагрузке, температура отходящих газов, а также концентрации токсичных компонентов СО, СН,%.

Экспериментальные исследования отражены комплектом моторных характеристик, включающих в себя нагрузочные характеристики для семи скоростных режимов, внешнюю скоростную характеристику и характеристику холостого хода.

Путем обработки указанных выше характеристик для двигателя HONDA GX-200 и ВАЗ 21114 были построены многопа-раметровые поля удельного расхода топлива и коэффициента использования теплоты сгорания топлива (рис. 1 и 2).

Способ подбора оптимального режима (сочетание мощности и частоты вращения) выбран по критерию эксплуатационной экономичности (линия максимальной экономичности на рис. 1 и 2).

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

т

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

ШЖ

к/

Рис. 1. Многопараметровые поля удельного расхода топлива и коэффициента использования теплоты сгорания топлива двигателя HONDA GX-200, обозначения сверху вниз: Линия максимальной экономичности; Граница поля допуска по экономичности; Предельная граница по коэффициенту использования мощности (правая); Линия оптимального коэффициента использования мощности

Fig. 1. Multiparameter field of specific fuel consumption and a fuel combustion heat use ratio for HONDA GX-200, from top downward: Maximum profitability line; Field level limit based on the profitability; Limit border based on the power efficiency ratio (right); Line of optimum power efficiency ratio

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Согласно экспериментальным исследованиям для двигателя HONDA GX-200 в штатной комплектации, применение системы управления в зоне малых нагрузок можно ожидать экономию топлива около 5% (109 кг/год); на нагрузках, близких к номинальной, при работе на 3150-3170 об./мин возможно повышение экономичности до 15% (570 кг/год).

Для двигателя ВАЗ 21114, согласно экспериментальным полям удельных расходов при широкой вариации частоты мотора в пределах 1500-3500 об./мин, также возможна оптимизация потребления топлива в процессе регулирования мощности электрогенератора. В табл. 3 приведены

данные по сокращению расхода топлива при переходе с режима при стандартной частоте 3000 об./мин и на режиме при изменении частоты.

Используя удельные расходы, было рассчитано уменьшение величин образования отходов, потребления и сброса вод, расхода электроэнергии при полученных величинах сокращения расхода топлива для двигателя. Результаты расчета снижения антропогенного воздействия источника энергии при использовании системы управления для двигателей HONDA GX-200 и ВАЗ 21114 приведены в таблицах 4 и 5.

flA3211l4t'iVh" I SCO см- стандартам втмосоеоа

П, МОП '

Рис. 2. Многопараметровые поля удельного расхода топлива и коэффициента использования теплоты сгорания топлива двигателя VAZ 21114 Figгку 2. Multiparameter fields of specific fuel consumption and fuel combustion heat use ratio

for VAZ 21114

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Таблица 3

Сокращение расхода топлива для двигателя ВАЗ 21114

Table 3

_Fuel consumption reduction for VAZ 21114_

Мощность, кВт / Squirrel, kWt Расход топлива, кг/час / Fuel consumption, kg/h Сокращение расхода топлива, кг/час / Fuel consumption reduction, kg/h

При 3000 об./мин / 3000 R.M.P. При изменении частоты / Frequency control

45 11,7 11,7 0

40 10,32 10,32 0

35 9,24 8,75 0,49

30 8,64 7,8 0,84

25 7,875 6,55 1,325

20 7,2 5,36 1,84

15 6,9 4,2 2,7

Таблица 4

Снижение антропогенного воздействия источника энергии при использовании системы управления для двигателя HONDA GX-200

Table 4

Reducing the anthropogenic impact from an energy source when using an engine control _system for HONDA GX-200_

Снижение величины / Value reduction При снижении расхода топлива, кг / Due to fuel consumption reduction, kg/h

Сокращение расхода топлива, кг/час / Fuel consumption reduction, kg/h 109 570

Образования отходов, кг / Waste production, kg 0,001 0,006

о Свежая вода из источника, м3 / о Fresh water, m3 392 2052

о о Сточные воды, м3 / Wastewater, m3 49 257

Расход электрической энергии, кВт*ч / Electric energy consumption, kWh 19 98

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Таблица 5

Снижение антропогенного воздействия источника энергии при использовании системы управления для двигателя ВАЗ 21114

Table 5

Reducing the anthropogenic impact from an energy source when using an engine control _system for VAZ 21114_

Снижение величины / При снижении расхода топлива, кг /

Value reduction Due to fuel consumption reduction, kg/h

Сокращение расхода топлива, кг/час / Fuel consumption reduction, kg/h 4292 7358 11607 16118 23652

Образования отходов, кг / Waste production, kg 0,043 0,074 0,116 0,161 0,237

Свежая вода из источника, м3 / о Fresh water, m3 15451 26489 41785 58025 85147

Сточные воды, м3 / Wastewater, m3 1931 3311 5223 7253 10643

Расход электрической энергии, кВт*ч / Electric energy consumption, kWh 738 1265 1995 2771 4066

Исходными данными для экологических расчетов являются результаты экспериментальных исследований. На рис. 3 и 4 показаны изменения концентрации оксида

4.5

4

О 1 1,5 2 2,5 3 3,5

Мощное ! ь, K'B l

Рис. 3. Изменение концентрации оксида углерода в отработанных газах для различных частот

вращения в зависимости от мощности двигателя HONDA GX-200, сверху вниз Figure 3. Changes in carbon monoxide concentration in exhaust gases for different rotational frequencies depending on the squirrel of HONDA GX-200 engine, from top downward

углерода в отработанных газах для различных режимов работы (мощности и частоты вращения) для двигателя HONDA GX-200 и ВАЗ 21114 соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

6

О 10 20 30 40 50 60

1

Momiiocib, kB i

Рис. 4. Изменение концентрации оксида углерода в отработанных газах для различных частот вращения в зависимости от мощности двигателя ВАЗ 21114, слева направо Fig. 4. The changing of carbon monoxide concentration in the exhaust gases for different speeds depending on the power VAZ 21114, from left to right

Для двигателя HONDA GX-200 концентрации оксида углерода имеют минимальное значение вблизи максимальной мощности для данной частоты вращения.

Для двигателя ВАЗ 21114 концентрации оксида углерода имеют максимальное значение вблизи максимальной мощности для данной частоты вращения. На остальных мощностях концентрация оксида углерода близка к нулю (находится в пределах обнаружения измерительного прибора).

Исходя их концентраций оксида углерода и углеводородов, температуры выхлопных газов и объема газовоздушной смеси (ГВС) были рассчитаны массы вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в единицу времени; данные приведены в

табл. 6 и 7 для двигателей HONDA GX-200 и ВАЗ 21114 соответственно.

Расчеты уровня загрязнения атмосферного воздуха были проведены для климатической зоны г. Нижний Новгород. Основные расчетные климатические характеристики, необходимые для расчетов приземных концентраций вредных веществ, приняты по СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».

При расчетах для двигателя HONDA GX-200 было принято, что двигатель находится в контейнере, который имеет дымовую трубу с высотой Н = 2 м и диаметром трубы D = 0,1 м. Результаты расчета максимальных приземных концентраций показаны на рис. 5 для оксида углерода и на рис. 6 - для углеводородов.

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Таблица 6

HONDA GX-200

Table 6

Input data for calculating air emissions for HONDA GX-200_

3000 об./мин / 3000 R.M.P.

Мощность, кВт / Engine rated brake power, kWt 0,92 1,21 1,54 1,76 2,15 2,37

Объем ГВС, м3/сек / Gas-air mixture volume, m3/s 0,00184 0,00191 0,00219 0,00253 0,00358 0,00431

Температура ГВС, оС / Gas-air mixture temperature, оС 640 650 660 700 740 780

Масса СО, г/сек / CO weight, g/s 0,0100 0,0145 0,0181 0,0191 0,0235 0,0174

Масса СН, г/сек / CH weight, g/s 3,93E-05 2,90E-05 2,43E-05 2,19E-05 3,97E-05 8,66E-05

Оптимальный режим / An optimal mode

Мощность, кВт / Engine rated brake power, kWt 0,72 0,91 1,21 1,54 1,76 2,4

Объем ГВС, м3/сек / Gas-air mixture volume, m3/s 0,00163 0,00170 0,00191 0,00219 0,00253 0,00368

Температура ГВС, оС / Gas-air mixture temperature, оС 560 560 650 660 700 740

Масса СО, г/сек / CO weight, g/s 0,0215 0,0216 0,0145 0,0181 0,0191 0,0118

Масса СН, г/сек / CH weight, g/s 2,21 E-05 2,31 E-05 2,90E-05 2,43E-05 2,19E-05 1,51E-04

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

Таблица 7

Исходные данные для расчета выбросов в атмосферный воздух

для двигателя ВАЗ 21114

Table 7

Input data for calculating air emissions for VAZ 21114_

3000 об./мин / 3000 R.M.P.

Мощность, кВт / Engine rated brake power, kWt 44,8 44,16 41,6 37,44 31,68 25,44 19,52

Объем ГВС, м3/сек / Gas-air mixture volume, m3/s 0,0422 0,0420 0,0381 0,0338 0,0286 0,0245 0,0203

Температура ГВС, оС / Gas-air mixture temperature, оС 0,79 0,65 0,43 0,14 0 0 0

Масса СО, г/сек / CO weight, g/s 5,8E-05 7,6E-04 9,1 E-04 1,0E-03 0 0 0

Оптимальный режим / An op timal mode

Мощность, кВт / Engine rated brake power, kWt 45 40 35 30 25 20 15

Объем ГВС, м3/сек / Gas-air mixture volume, m3/s 0,0406 0,0358 0,0304 0,0271 0,0227 0,0186 0,0146

Температура ГВС, оС / Gas-air mixture temperature, оС 0,760 0,409 0,588 0,381 0,613 0,351 0

Масса СО, г/сек / CO weight, g/s 5,62E-05 0,00085 4,38E-05 0,000488 1,55E-05 3,13E-05 0

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

шж

к/

1,2

ч

о

ч

О

U 0,8

а

а &

в 0,6

и

В -

е

И

§ 0,4

§ 0,2

и

■опт ■3000 ПДК

0,5

1,5

Мощность, кВт

2,5

Рис. 5. Максимальные концентрации углеводородов для двигателя HONDA GX-200 Fig. 5. Maximum carbon monoxide concentrations for HONDA GX-200

Рис. 6. Максимальные концентрации углеводородов для двигателя HONDA GX-200 Fig. 6. Maximum hydrocarbons concentrations for HONDA GX-200 engine

f6f vöy

Том 1, № 4 2016 Vol. 1, no. 4 2016

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

1

0

1

2

т

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

ШЖ

При расчетах для двигателя ВАЗ 21114 было принято, что двигатель находится в контейнере, который имеет дымовую трубу с высотой Н=10 м и диаметром

к/

трубы D = 0,3 м. Результаты расчета максимальных приземных концентраций показаны на рис. 7 для оксида углерода и на рис. 8 - для углеводородов.

Рис. 7. Максимальные концентрации оксида углерода для двигателя ВАЗ 21114 Figure 7. Maximum carbon monoxide concentrations for VAZ 21114 engine

Рис. 8. Максимальные концентрации углеводородов для двигателя ВАЗ 21114 Fig. 8. Maximum carbon monoxide concentrations for VAZ 21114

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

На основе величин сокращения расхода топлива был выполнен расчет сокращения суммарной эмиссии парниковых газов в пересчете на тонну СО2-экв в процессе эксплуатации, при добыче нефти, ее транспортировке и переработке. В табл. 8 и

табл. 9 представлены результаты расчета уменьшения суммарной эмиссии парниковых газов в пересчете на тонну СО2-экв для двигателей HONDA GX-200 и ВАЗ 21114.

Таблица 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HONDA GX-200

Table 8

The results of greenhouse gases emission reduction calculation for HONDA GX-200

Расход топлива, кг / Fuel consumption, kg Сокращение эмиссии парниковых газов в пересчете на кг СО2экв, при / Reducing greenhouse gas emissions in terms of kg CO2 eq

Добыча нефти / Oil production Транспортировка / Transportation Нефтехимические производства/ Petrochemical production Эксплуатация / Exploitation Всего / Total

109 0,12 0,03 0,03 352 352,2

570 0,60 0,18 0,18 1836 1837,0

Таблица 9

Результаты расчета сокращения эмиссии парниковых газов

для двигателя ВАЗ 21114

Table 9

The results of greenhouse gases emission reduction calculation for VAZ 21114_

Расход топлива, кг / Fuel consumption, kg Сокращение эмиссии парниковых газов в пересчете на кг СО2экв, при / Greenhouse gas emission reduction in terms of kg CO2 eq

Добыча нефти / Oil production Транспортировка / Transportation Нефтехимические производства/ Petrochemical production Эксплуатация / Exploitation Всего / Total

0 0 0 0 0 0

0 0 0 0 0 0

4292 4,55 1,37 1,37 13792 13799

7358 7,80 2,35 2,35 23643 23656

11607 12,30 3,71 3,71 37294 37314

16118 17,09 5,16 5,16 51789 51816

23652 25,07 7,57 7,57 75995 76035

Заключение

Расчеты выбросов вредных веществ показали, что:

- максимальные концентрации оксида углерода и углеводородов в рассматриваемом диапазоне мощностей не пре-

вышают ПДК;

- при применении системы управления для двигателя HONDA значительное снижение концентрации СО происходит на малых мощностях, на остальных отличает-

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

ся незначительно. Снижение концентрации СН происходит на мощностях, близких к номинальной, на остальных отличается незначительно;

- для двигателя ВАЗ 21114 концентрации СО отличаются незначительно при мощностях ниже номинальной, а на средних и малых мощностях применение системы управления приводит к увеличению концентрации СО. Это возможно из-за необеспечения оптимального состава смеси на всех режимах с вариацией частоты, поскольку для богатых смесей концентрация СО будет значительно выше, а для бедных - практически стремится к нулю. Значи-

Библиогра

1. Охрана окружающей среды (на 2012-2020 годы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.prirodnadzordv.ru (04.05.2016).

2. Энергоэффективность и развитие энергетики [Электронный ресурс]. URL: http://www.minenergo.gov.ru (04.05.2016).

3. Федоров О.В., Дарьенков А.Б. Энергосберегающая политика. М.: КНОРУС, 2015. 294 с.

4. Khvatov O.S., Dar'enkov A.B. Power plant based on a variable-speed diesel generator. Russian Electrical Engineering. March 2014, Volume 85, Issue 3, pp. 145-149.

5. Dar'enkov A.B., Erofeev V.I. Semiconducting inverter generators with minimal losses. 2014 International conference on informatics, networking and intelligent computing (INIC-2014), China, pp. 227-230.

6. Дарьенков А.Б., Хватов О.С., Юрлов Ф.Ф., Усов Н.В. Определение экономической эффективности дизель-генераторных электростанций с переменной частотой вращения вала // Вестник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. 2014. № 3. С. 64-68.

7. Патент № 2412513, Российская Федерация. Автономная электростанция переменного тока / Дарьен-

тельное снижение концентрации СН происходит на мощностях, близких к номинальной, на средних частотах приводит к увеличению концентрации, а на малых мощностях отличается незначительно.

Расчеты выбросов парниковых газов показали, что:

- экономия расхода топлива приведет к снижению эмиссии парниковых газов для всех этапов технологической цепочки;

- основной вклад в снижение эмиссии парниковых газов вносит этап эксплуатации, которому и надо уделять в дальнейшем основные внимание.

ши список

ков А.Б., Хватов О.С. 2011, Бюл. № 5.

8. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.

9. Филиппов А.З. Токсичность отработавших газов тепловых двигателей. Киев: Вища школа. Головное издательство, 1980. 160 с.

10. Вредные химические вещества. Справочник / под общей ред. В.А. Филова. Л.: Химия, 1989. 646 с.

12. Вредные вещества в промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей. Изд. 7-е, пер. и доп. В трех томах. Том 3. Неорганические и элементорганические соединения. Л.: Химия, 1977. 608 с.

13. Справочник по проектированию электрических сетей / Под ред. Д.Л. Файбисовича. М.: ЦН ЭНАС, 2006. 175 с.

14. Укрупненные нормы водопотребления и водоот-ведения для различных отраслей промышленности. М.: Стройиздат, 1978. 590 с.

15. Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления [Электронный ресурс]. URL: www.gosthelp.ru/text/ (13.05.2016).

References

1. Okhrana okruzhayushchei sredy (na 2012-2020 gody) [Environmental Protection, 2012-2020]. Available at: http: //www.prirodnadzordv.ru (accessed 04 May 2016).

2. Energoeffektivnost' i razvitie energetiki [Energy efficiency and energy development]. Available at: http://www.minenergo.gov.ru (accessed 04 May 2016).

3. Fedorov O.V., Dar'enkov A.B. Energosberegayush-chaya politika [Energy policy]. Moscow, KNORUS Publ., 2015, 294 p. (In Russian).

4. Khvatov O.S., Dar'enkov A.B. Power plant based on

a variable-speed diesel generator. Russian Electrical Engineering. March 2014, Volume 85, Issue 3, pp. 145-149.

5. Dar'enkov A.B., Erofeev V.I. Semiconducting inverter generators with minimal losses. 2014 International conference on informatics, networking and intelligent computing (INIC 2014), China, pp. 227-230.

6. Dar'enkov A.B., Khvatov O.S., Yurlov F.F., Usov N.V. Opredelenie ekonomicheskoi effektivnosti dizel-generatornykh elektrostantsii s peremennoi chastotoi vrashcheniya vala [Determining the cost-effectiveness

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION

of diesel generator power plants with variable shaft speed], Vestnik AGTU, 2014, no. 3. pp. 64-68. (In Russian).

7. Dar'enkov A.B., Khvatov O.S. Avtonomnaya el-ektrostantsiya peremennogo toka [Autonomous power plant of alternating current]. Patent RF, no. 2412513, 2011.

8. Zvonov V.A. Toksichnost' dvigatelei vnutrennego sgoraniya [Toxicity of internal combustion engines], Moscow, Mashinostroenie Publ., 1981, 160 p. (In Russian).

9. Filippov A.Z. Toksichnost' otrabotavshikh gazov teplovykh dvigatelei [The toxicity of engine exhaust gas heat], Kiev, Vishcha shkola, Golovnoe izdatel'stvo Publ., 1980, 160 p. (In Russian).

10. Vrednye khimicheskie veshchestva. Spravochnik / pod obshchei red. V.A. Filova [Hazardous chemicals. Directory under general ed. V.A. Filova], Leningrad,

Критерии авторства

Соснина Е.Н., Маслеева О.В., Дарьенков А.Б., Шум-ский Н.В. имеют на статью равные права и несут равную ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 10.10.2016

Khimiya Publ., 1989. 646 p. (In Russian).

12. Neorganicheskie i elementorganicheskie soedineni-ya [Inorganic and elementorganic connection], vol. 3, Leningrad, Khimiya Publ., 1977. 608 p. (In Russian).

13. Spravochnik po proektirovaniyu elektricheskikh setei [Guide to the design of electrical networks], Moscow, TsN ENAS Publ., 2006. 175 p. (In Russian).

14. Ukrupnennye normy vodopotrebleniya i vodoot-vedeniya dlya razlichnykh otraslei promyshlennosti [Enlarged water consumption and wastewater standards for various industries], Moscow, Stroiizdat Publ., 1978, 590 p. (In Russian).

15. Sbornik udel'nykh pokazatelei obrazovaniya ot-khodov proizvodstva i potrebleniya [The collection of specific indicators of waste production and consumption]. Available at: www.gosthelp.ru/text/ (accessed 13 May 2016).

Authorship criteria

Sosnina E.N., Masleeva O.V., Daryenov A.B., Shumskii NV. Have equal author's rights and responsibility for plagiarism.

Conflict interest

The authors declare no conflict of interest.

Received on 10.10.2016

Том 1, № 4 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 1, no. 4 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.