Научная статья на тему 'Оценка канцерогенного риска здоровью населения г. Чита от воздействия аэротоксикантов'

Оценка канцерогенного риска здоровью населения г. Чита от воздействия аэротоксикантов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / КАНЦЕРОГЕНЫ / КАНЦЕРОГЕННЫЙ РИСК / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ATMOSPHERIC POLLUTION / CARCINOGENS / CARCINOGENIC RISK / HUMAN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Звягинцева Ольга Юрьевна, Звягинцев Владимир Викторович

В течение 20 лет г. Чита Забайкальского края характеризуется индексом загрязнения атмосферы в диапазоне от 14 до 23, что оценивается как высокий и чрезвычайно высокий уровень загрязнения. Это ведет к росту числа случаев преждевременной смерти вследствие развития сердечно-сосудистых, респираторных и онкологических заболеваний. Целью исследования являлась оценка структуры заболеваемости населения города и величины канцерогенного риска. Объектами анализа были канцерогенные риски здоровью взрослого трудоспособного населения, возникающие как результат загрязнения приземного слоя атмосферы на территории г. Чита. Оценка экологической нагрузки на атмосферу г. Чита по саже и бенз(а)пирену произведена на основе систематизации результатов собственных исследований и данных, опубликованных в официальных источниках. Исходными данными для расчета количества выбросов служили: количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по участку автотрассы за единицу времени; нормы расхода топлива автотранспортом; значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от транспорта в зависимости от вида горючего; степень канцерогенных рисков, оцененных в соответствии с принятыми методиками. Выполнен анализ экологической нагрузки по саже, бенз(а)пирену и формальдегиду на атмосферу, создаваемую улично-дорожной сетью г. Читы. Определены нагрузки на население при вдыхании загрязненного воздуха. Установлено, что наиболее высокий риск развития онкопатологии у одного индивидуума (индивидуальный риск) в г. Чита за анализируемый период создается от содержания в воздухе сажи и формальдегида и относится к третьему диапазону вероятность более 1 случая на каждые 10000 населения. Риск от бенз(а)пирена относится к четвертому диапазону, при этом следует учитывать, что бенз(а)пирен, мигрируя в различные среды, может поступать в организм различными путями и суммарный эффект соответственно возрастает. Расчет величины популяционного риска показывает, что ежегодно возможно возникновение от 86 до 113 дополнительных к фоновому уровню случаев онкопатологии, обусловленных только присутствием во вдыхаемом воздухе бенз(а)пирена, сажи и формальдегида. Данная величина риска не приемлема для населения, что требует разработки и внедрения мероприятий, обеспечивающих улучшение качества воздушного бассейна и экологической ситуации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Звягинцева Ольга Юрьевна, Звягинцев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CARCINOGENIC HARM TO HEALTH OF THE CHITA POPULATION BY INFLICTED BY AEROTOXICANTS

For 20 years, Chita in the Trans-Baikal Territory has been characterized by an atmospheric pollution index varying from 14 to 23 which is a high and extremely high level of pollution. This increases the number of cases of premature death due to development of cardiovascular, respiratory and oncological diseases. The purpose of the study is to assess the structure of diseases of the population of the city and carcinogenic risks. The research objects were carcinogenic risks to the health of the adult working-age population caused by pollution of the surface layer of the atmosphere in Chita. The environmental load on the atmosphere of Chita for soot and benz (a) pyrene was assessed by systematizing the results of own researches and data published in official sources. The initial data for calculating the amount of emissions were the number of vehicles of different types passing through the section of the highway per time unit; fuel consumption rates for motor vehicles; the value of empirical coefficients determining the emission of harmful substances from transport depending on the type of fuel; the degree of carcinogenic risks assessed in accordance with accepted methods. Analysis of the environmental load for soot, benz (a) pyrene and formaldehyde on the atmosphere created by the road network of Chita was carried out. The loads on the population were determined by inhalation of polluted air. It was established that the highest risk of oncopathology in one individual (individual risk) in Chita for the analyzed period is created by soot and formaldehyde and belongs to the third range the probability is more than 1 case for every 10,000 population. The risk of benzo (a) pyrene belongs to the fourth range. Benzo (a) pyrene migrating to different environments can enter the body in various ways increasing the total effect. The calculation of the population risk indicates that annually there are 86-113 cases of oncopathology. They are additional to the background level caused by the presence of benzo (a) pyrene, soot and formaldehyde in the inhaled air. This level of risk is not acceptable for the population, which requires development and implementation of measures to improve air quality and environmental situation in general.

Текст научной работы на тему «Оценка канцерогенного риска здоровью населения г. Чита от воздействия аэротоксикантов»

Оригинальная статья / Original article УДК 614.72: 616

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-4-67-74

ОЦЕНКА КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ г. ЧИТА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОТОКСИКАНТОВ

© О.Ю. Звягинцева1, В.В. Звягинцев2

Забайкальский государственный университет,

672039, Российская Федерация, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.

РЕЗЮМЕ: В течение 20 лет г. Чита Забайкальского края характеризуется индексом загрязнения атмосферы в диапазоне от 14 до 23, что оценивается как высокий и чрезвычайно высокий уровень загрязнения. Это ведет к росту числа случаев преждевременной смерти вследствие развития сердечно-сосудистых, респираторных и онкологических заболеваний. Целью исследования являлась оценка структуры заболеваемости населения города и величины канцерогенного риска. Объектами анализа были канцерогенные риски здоровью взрослого трудоспособного населения, возникающие как результат загрязнения приземного слоя атмосферы на территории г. Чита. Оценка экологической нагрузки на атмосферу г. Чита по саже и бенз(а)пирену произведена на основе систематизации результатов собственных исследований и данных, опубликованных в официальных источниках. Исходными данными для расчета количества выбросов служили: количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по участку автотрассы за единицу времени; нормы расхода топлива автотранспортом; значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от транспорта в зависимости от вида горючего; степень канцерогенных рисков, оцененных в соответствии с принятыми методиками. Выполнен анализ экологической нагрузки по саже, бенз(а)пирену и формальдегиду на атмосферу, создаваемую улично-дорожной сетью г. Читы. Определены нагрузки на население при вдыхании загрязненного воздуха. Установлено, что наиболее высокий риск развития онкопатологии у одного индивидуума (индивидуальный риск) в г. Чита за анализируемый период создается от содержания в воздухе сажи и формальдегида и относится к третьему диапазону - вероятность более 1 случая на каждые 10000 населения. Риск от бенз(а)пирена относится к четвертому диапазону, при этом следует учитывать, что бенз(а)пирен, мигрируя в различные среды, может поступать в организм различными путями и суммарный эффект соответственно возрастает. Расчет величины попу-ляционного риска показывает, что ежегодно возможно возникновение от 86 до 113 дополнительных к фоновому уровню случаев онкопатологии, обусловленных только присутствием во вдыхаемом воздухе бенз(а)пирена, сажи и формальдегида. Данная величина риска не приемлема для населения, что требует разработки и внедрения мероприятий, обеспечивающих улучшение качества воздушного бассейна и экологической ситуации в целом.

Ключевые слова: загрязнение атмосферы, канцерогены, канцерогенный риск, здоровье населения

Информация о статье: Дата поступления 22 октября 2018 г.; дата принятия к печати 22 ноября 2018 г.; дата онлайн-размещения 28 декабря 2018 г.

Для цитирования: Звягинцева О.Ю., Звягинцев В.В. Оценка канцерогенного риска здоровью населения г. Чита от воздействия аэротоксикантов. XXI век. Техносферная безопасность. 2018;3(4):67-74. DOI: 10.21285/18143520-2018-4-67-74

Звягинцева Ольга Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры техносферной безопасности, e-mail: olya-zww@mail.ru

Olga Yu. Zvyagintseva, Cand. of Biological Sc., Associate Professor of the Technosphere Safety Department

2Звягинцев Владимир Викторович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой техносферной безопасности, e-mail: zww-eco@mail.ru

Vladimir V. Zvyagintsev, Cand. of Eng. Sc., Head of the Technosphere Safety Department

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ASSESSMENT OF CARCINOGENIC HARM TO HEALTH OF THE CHITA POPULATION BY INFLICTED BY AEROTOXICANTS

Olga Yu. Zvyagintseva, Vladimir V. Zvyagintsev

Transbaikal State University,

30 Aleksandro-Zavodskaya, 672039, Chita, Russian Federation

ABSTRACT: For 20 years, Chita in the Trans-Baikal Territory has been characterized by an atmospheric pollution index varying from 14 to 23 which is a high and extremely high level of pollution. This increases the number of cases of premature death due to development of cardiovascular, respiratory and oncological diseases. The purpose of the study is to assess the structure of diseases of the population of the city and carcinogenic risks. The research objects were carcinogenic risks to the health of the adult working-age population caused by pollution of the surface layer of the atmosphere in Chita. The environmental load on the atmosphere of Chita for soot and benz (a) pyrene was assessed by systematizing the results of own researches and data published in official sources. The initial data for calculating the amount of emissions were the number of vehicles of different types passing through the section of the highway per time unit; fuel consumption rates for motor vehicles; the value of empirical coefficients determining the emission of harmful substances from transport depending on the type of fuel; the degree of carcinogenic risks assessed in accordance with accepted methods. Analysis of the environmental load for soot, benz (a) pyrene and formaldehyde on the atmosphere created by the road network of Chita was carried out. The loads on the population were determined by inhalation of polluted air. It was established that the highest risk of oncopathology in one individual (individual risk) in Chita for the analyzed period is created by soot and formaldehyde and belongs to the third range - the probability is more than 1 case for every 10,000 population. The risk of benzo (a) pyrene belongs to the fourth range. Benzo (a) pyrene migrating to different environments can enter the body in various ways increasing the total effect. The calculation of the population risk indicates that annually there are 86-113 cases of oncopathology. They are additional to the background level caused by the presence of benzo (a) pyrene, soot and formaldehyde in the inhaled air. This level of risk is not acceptable for the population, which requires development and implementation of measures to improve air quality and environmental situation in general.

Keywords: atmospheric pollution, carcinogens, carcinogenic risk, human health

Information about the article: Received October 22, 2018; accepted for publication November 22, 2018; available online December 28, 2018.

For citation: Zvyagintseva O.Yu., Zvyagintsev V.V. Assessment of carcinogenic harm to health of the Chita population inflicted by aerotoxicants. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2018;3(4): pp. 67-74. (In Russ.) DOI: 10.21285/1814-3520-2018-4-67-74

Введение

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязнение воздуха является одним из основных факторов риска для здоровья, связанных с окружающей средой. В 2016 г. загрязнение атмосферного воздуха в городах и сельских районах привело к 4,2 млн случаев преждевременной смерти в мире, что было вызвано воздействием загрязнителей, приводящих к развитию сердечно- сосудистых, респираторных и онкологических заболеваний. По-

стоянно возрастающие потребности человечества в энергии сопровождаются сжиганием все больших объемов углеводородов, что приводит к обострению экологической ситуации в биосфере и формированию высоких рисков нарушения здоровья человека.

Неблагополучная экологическая ситуация в столице Забайкальского края -г. Чита, связанная с загрязнением воздушного бассейна, сохраняется более 20 лет.

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

Величина индекса загрязнения атмосферы за этот период достигала значений от 14 до 23, что оценивается как высокий и чрезвычайно высокий уровень загрязнения [1]. В

связи с этим вопросы оценки канцерогенного риска здоровью населения города от воздействия аэротоксикантов являются актуальными.

Материалы и методы

С целью определения степени воздействия загрязнителей, содержащихся в атмосферном воздухе, являющихся канцерогенными для человека по классификации МАИР, было применено руководство P 2.1.10.1920-04 [2]. В расчетах использовались данные наблюдений Государственной службы мониторинга загрязнения атмосферы (ГСМЗА). Изучены литературные источники и данные Регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга ФБУЗ «Центр гигиены

и эпидемиологии в Забайкальском крае». Для определения выбросов от автотранспорта использовалась методика [3]. Исходными данными для расчета количества выбросов служили: количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по участку автотрассы за единицу времени; нормы расхода топлива автотранспортом; значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от транспорта в зависимости от вида горючего.

Результаты и их обсуждение

Ежегодно в атмосферу города поступает до 40 тыс. т газодымовых выбросов, большая часть которых обусловлена объектами теплоэнергетического комплекса, работающими на угле, поэтому максимальные концентрации примесей регистрируются в холодный период года, чему способствуют региональные климатические и географические особенности. Ежегодно возрастают выбросы автомобильного транспорта, преимущественно за счет транспортных средств индивидуальных владельцев. Все это затрудняет проведение учета объемов и осуществление систематического контроля за составом отработавших газов, эффективностью работы системы очистки образующихся газодымовых отходов. Для выявления концентраций загрязнений, поступающих от автотранспорта, движущегося по улично-дорожной

сети г. Читы, авторами настоящей статьи в 2016 г. были проведены исследования структуры и интенсивности движения автотранспорта [4], которые показали, что максимальная концентрация загрязнений, поступающих от автотранспортных средств, распределяется в нижней части Читино-Ингодинской впадины - центре города. Большую долю транспортного городского потока составляют легковые автомобили (рисунок).

По кратности превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) преобладающими выбросами от автотранспорта являются концентрации формальдегида и бенз(а)пирена. Выбросы этих загрязнителей сконцентрированы в основном в центральной части города, особенно вдоль автодорог.

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

■ Легковые ■ Грузовые «Автобусы

Структура интенсивности движения автотранспорта

по улично-дорожной сети г. Чита (зима 2016 г.) The structure of Chita road traffic intensity (for winter 2016)

Число превалирующих загрязнителей воздушного бассейна в г. Чита представлено в табл. 1 [1]. Из перечня контролируемых загрязнителей наиболее часто превышают среднегодовые или максимальные в течение года ПДК диоксид азота, фенол, сажа, формальдегид и бенз(а)пирен, а также взвешенные вещества.

Наиболее значимыми являются:

- бенз(а)пирен, концентрация которого в зимние месяцы (декабрь, январь) в отдельные дни достигала 61 ПДК в 2015 г. и 46-49 ПДК - в 2016 и 2017 гг.;

- взвешенные вещества, максимальные уровни достигали 21 и 27 ПДК;

- сажа - до 5,7 и 5,5 ПДК;

- фенол - до 8,5 и 3,3 ПДК,

- оксид углерода - до 4,6 ПДК в 2015 г. и 2 ПДК - в 2016 и 2017 гг. [1].

Увеличение концентрации бенз(а)-пирена в воздушном бассейне, кроме традиционных стационарных и передвижных источников, в весенне-летнее время может быть связано с лесными пожарами и интенсивной задымленностью атмосферы, что также повышает среднегодовое значение концентрации этого вещества. Пожароопасный период в крае продолжается с апреля по октябрь и во многом объясняется климатическими особенностями региона: малоснежная зима; ранний сход снежного покрова, связанный с его выдуванием и испарением; практическое отсутствие осадков в весенний период; сильные ветры, выдувающие остатки влаги из почвы [5].

70

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

РИСКОЛОГИЯ RISKOLOGY

Таблица 1

Среднегодовые концентрации и превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Чита в 2015-2017 гг.

Table 1

Annual average concentrations and pollutant MPC level increase in the atmospheric air of

Chita for 2015-2017

Загрязняющее вещество 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Среднегодовая концентрация, мг/м3 Кратность превышения ПДК Кратность превышения ПДК максимальной концентрации Среднегодовая концентрация, мг/м3 Кратность превышения ПДК Кратность превышения ПДК максимальной концентрации Среднегодовая концентрация, мг/м3 Кратность превышения ПДК Кратность превышения ПДК максимальной концентрации

Взвешенные вещества (пыль) 0,256 1,7 21,0 0,1980 1,3 27,6 0,2000 1,3 9,0

Диоксид серы 0,015 0,3 0,5 0,0157 0,3 0,6 0,0130 0,3 0,56

Оксид углерода 1,2 0,4 4,6 1,0367 0,3 2,0 0,9314 0,3 2,1

Диоксид азота 0,046 1,2 2,1 0,0344 0,9 1,2 0,0260 0,7 0,9

Оксид азота 0,028 0,5 0,8 0,0143 0,2 0,8 0,0130 0,2 0,9

Сероводород 0,0016 - 4,3 0,0017 - 3,1 0,0040 - 18,8

Фенол 0,0036 0,7 8,5 0,0038 0,6 3,3 0,0048 0,8 3,1

Сажа 0,046 0,9 5,7 0,0334 0,7 5,5 0,0370 0,7 3,1

Формальдегид 0,0103 1,0 1,8 0,0083 0,8 1,4 0,0093 0,9 1,3

Бенз(а)пирен 11,4 (нг/м3) 11,4 61,1 9,0 (нг/м3) 9,0 46,2 9,8 (нг/м3) 9,8 49,7

Для оценки экологической ситуации и управления ею в настоящее время применяется методика расчета рисков для здоровья человека и компонентов экосистем от воздействия как отдельных загрязнителей, так и комплекса вредных веществ, присутствующих в окружающей среде. Риск для здоровья человека от воздействия загрязнителей - это вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека, воз-

никновения у следующих поколений различных вариантов нарушений здоровья. Поступая в окружающую среду из различных источников, токсиканты способны мигрировать в различные среды, проникать в организм человека через кожу, с продуктами питания и водой. Определение степени влияния загрязненности атмосферного воздуха на здоровье населения основывается на ингаляционном пути проникновения

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

РИСКОЛОГИЯ RISKOLOGY

токсикантов. Это наиболее опасный путь, поскольку вредные вещества сразу всасываются дыхательным трактом и попадают в кровеносное русло, при этом токсическая доза накапливается за короткий промежуток времени. К сожалению, у человека нет альтернативных источников загрязненному воздуху, как это может быть в отношении воды или пищевых продуктов.

Высокий уровень загрязненности воздушного бассейна в г. Чита на протяжении длительного времени является значимым компонентом, нарушающим здоровье населения. В структуре заболеваемости таких возрастных групп, как дети до 14 лет, подростки 15-17 лет, лица 18 лет и старше,

с диагнозом, установленным впервые в жизни, первое ранговое место принадлежит болезням органов дыхания* [6].

Из числа контролируемых веществ бенз(а)пирен, формальдегид и сажа являются канцерогенами, в том числе повышают риск возникновения злокачественных новообразований при поступлении в организм ингаляционным путем.

Оценка риска канцерогенных и неканцерогенных эффектов осуществляется в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 [6]. Результаты расчетов индивидуального канцерогенного риска для здоровья населения г. Чита представлены в табл. 2.

Индивидуальный канцерогенный риск для здоровья населения Individual carcinogenic risk to public health

Таблица 2 Table 2

Вещество SFi LADC, мг/м3* CR (индивидуальный канцерогенный риск)**

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Бенз(а)пирен 3,9 0,0000114 0,000009 0,0000098 0,000013 (1,3-10-5) 0,00001 (1 ■ 10-5) 0,000011 (1,1 ■ 10-5)

Сажа 0,0155 0,046 0,0334 0,037 0,00018 (1,8 ■ 10-4) 0,00013 (1,3 10-4) 0,00015 (1,5 ■ 10-4)

Формальдегид 0,046 0,0103 0,0083 0,0093 0,00014 (1,4 10"4) 0,00011 (1,1 ■ 10-4) 0,00012 (1,2 10-4)

PCRa (популяционный риск) 113 86 98

*1_АйС - средняя концентрация вещества в исследуемом объекте окружающей среды за весь период усреднения экспозиции воздуха, мг/м ; **СР - вероятность развития рака у индивидуума на всем протяжении жизни.

Звягинцева О.Ю. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения г. Чита: автореф. дисс. канд. биолог. наук: 03.02.08. Улан-Удэ, 2014. 132 с. / Zvyagintseva O. Yu. The impact of air pollution on the health of the population of Chita: dissertation abstract. ... Cand. of Biological Sc.: 03.02.08. Ulan-Ude, 2014. 132 p.

72'"

Л

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

Таким образом, наиболее высокий риск развития онкопатологии у одного индивидуума (индивидуальный риск) в г. Чита за анализируемый период создается от содержания в воздухе сажи и формальдегида и относится к третьему диапазону - вероятность более 1 случая на каждые 10000 населения. Риск от бенз(а)пирена относится к четвертому диапазону, при этом следует учитывать, что бенз(а)пирен, мигрируя в различные среды, может поступать в организм другими путями и суммарный эф-

фект соответственно возрастает. Расчет величины популяционного риска показывает, что ежегодно возможно возникновение от 86 до 113 дополнительных к фоновому уровню случаев онкопатологии, обусловленных только присутствием во вдыхаемом воздухе бенз(а)пирена, сажи и формальдегида. Данная величина риска не приемлема для населения и требует разработки и внедрения мероприятий, обеспечивающих улучшение качества воздушного бассейна и экологической ситуации в целом.

Выводы

Приоритетные аэротоксиканты, содержащиеся в воздушном бассейне г. Чита, создают высокие риски для заболеваемости населения болезнями органов дыхания. Бенз(а)пирен, формальдегид и сажа, наиболее часто превышающие предельно допустимые концентрации, поступая ингаляционным путем, создают высокий риск

возникновения новообразований системы органов дыхания. В сложившейся экологической ситуации необходимо повысить качество мониторинга, усилить контроль за качеством очистки промышленных и транспортных выбросов, разрабатывать и внедрять дополнительные мероприятия по охране воздушного бассейна города.

Библиографический список

1. Экологическая ситуация в Забайкальском крае [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов Забайкальского края. URL: http://xn--h1aakfkgb.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--plai/action/ohrana-okrujayushchey-sredy/ekologicheskaya-situaciya-v-zabaykalskom-krae/ (20.08.2018).

2. Р 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду; утв. и введено в действие первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 05.03.2004 г. [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:

http://docs.cntd.ru/document/1200037399 (20.08.2018).

3. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранс-

портных предприятий (расчетным методом); утв. Министерством транспорта РФ 28.10.1998 г. [Электронный ресурс] // Докипедия. URL: http://dokipedia.ru/document/5158654 (20.05.2018).

4. Клюев К.Н., Мартемьянов В.А., Звягинцев В.В., Звягинцева О.Ю. Исследование выбросов автотранспорта по улично-дорожной сети г. Читы // Вестник ВСГУТУ. 2017. № 2 (65). С. 42-46.

5. Ванчиндоржин Б., Звягинцев В.В. Трансграничные пожары Монголии и России (на примере Забайкальского края) // Техносферная безопасность Байкальского региона: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Чита, 01-18 сентября 2017 г.). Чита: Изд-во ЗГУ, 2017. С. 184-188.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Забайкальском крае в 2016 году: государственный доклад [Электронный ресурс] // Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае. URL:

http://cge.megalink.ru/?page_id=2165 (20.08.2018)

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

References

1. Ekologicheskaya situatsiya v Zabaikal'skom krae [Ecological situation in the Trans-Baikal Krai]. Available at: http://xn--h1aakfkgb.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/action/ohrana-okrujayushchey-sredy/ekologicheskaya-situaciya-v-zabaykalskom-krae/ (accessed 20 August 2018).

2. R 2.1.10.1920-04. Rukovodstvo po otsenke riska dlya zdorov'ya naseleniya pri vozdeistvii khimicheskikh veshchestv, zagryaznyayushchikh okruzhayushchuyu sredu [R 2.1.10.1920-04. Guidelines for assessing the risk to public health when exposed to chemicals polluting the environment]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200037399 (accessed 20 August 2018).

3. Metodika provedeniya inventarizatsii vybrosov zagryaznyayushchikh veshchestv v atmosferu dlya avto-transportnykh predpriyatii (raschetnym metodom) [Inventory methodology for emission of pollutants into the atmosphere for road transport enterprises (using a calculation method)]. Available at: http://dokipedia.ru/document/5158654 (accessed 20 August 2018).

Критерии авторства

Звягинцева О.Ю., Звягинцев В.В. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

4. Klyuev K.N., Martem'yanov V.A., Zvyagintsev V.V., Zvyagintseva O.Yu. Studies on motor vehicle emissions on the street-road network in Chita. Vestnik VSGUTU [Bulletin of the VSSUTU]. 2017, no. 2 (65), pp. 42-46. (In Russian).

5. Vanchindorzhin B., Zvyagintsev V.V. Transgranich-nye pozhary Mongolii i Rossii (na primere Za-baikal'skogo kraya) [Transboundary fires of Mongolia and Russia (case study of the Trans-Baikal Krai)]. Sbonik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Tekhnosfemaya bezopasnost' Baikal'skogo regiona" [Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference "Techno-spheric security of the Baikal region"]. Chita: ZGU Publ., 2017, pp. 184-188. (In Russian).

6. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Zabaikal'skom krae v 2016 godu: gosudarstvennyi doklad [On the state of sanitary and epidemiological well-being of the population in the Trans-Baikal Krai in 2016: the state report]. Available at: http://cge.megalink.ru/?page_id=2165 (accessed 20 August 2018).

Authorship criteria

Zvyagintseva O.Yu., Zvyagintsev VV declare equal participation in obtaining and processing scientific results and are equally responsible for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

74

J.

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.