Научная статья на тему 'Проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в Республике Крым'

Проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2061
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / НЕЙТРАЛИЗАТОРЫ / ПРИСАДКА / POLLUTION / AIR / CATALYST / NEUTRALIZER / ADDITIVE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ничкова Лариса Александровна, Сигора Галина Анатольевна, Хоменко Тамара Юрьевна

ЦЕЛЬ. Влияние автотранспорта на окружающую среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов с отработанными газами двигателей внутреннего сгорания. Цель работы: проанализировать проблемы и рассмотреть задачи, которые необходимо решить для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Крымского региона от передвижных источников. МЕТОДЫ. Использовались данные официальной статистики. В 2016 г. Крым посетило 5 млн 573,5 тысячи туристов, 41% из них прибыли автотранспортом. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлено, что интенсивность движения автотранспорта на территории Крымского региона за 2014-2016 гг. выросла в три раза. Это обусловлено тем, что в условиях блокады основная масса товаров завозится грузовыми автомобилями через Керченский паром. Также выбросы от автотранспорта выросли в связи с развитием курортно-рекреационной отрасли полуострова. ВЫВОДЫ. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Крымского региона от передвижных источников. На экологический контроль поставлены воздухоохранные мероприятия на предприятиях химической отрасли, направленные на совершенствование технологий производства, а также проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования и наладка аспирационных систем и пылегазоочистных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ничкова Лариса Александровна, Сигора Галина Анатольевна, Хоменко Тамара Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ENVIRONMENTAL POLLUTION BY ROAD TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

PURPOSE. Effects of motor transport on the environment are emissions in the atmosphere of toxic substances containing exhaust gases of combustion engines. The article aims to analyze problems and solve tasks to reduce emission of pollutants in the atmospheric airf rom mobile sources in the Crimean region. METHODS. Official statistics data were used. In 2016, 5 million 573,5 thousand tourists visited the Crimea, 41% of them used motor transport. RESULTS. It was identified that traffic intensity in the Crimean region for 2014-2016 has increased by three times. It is due to the fact that under blockage conditions, the bulk of goods is delivered by trucks through the Kerch ferry. One more reason is development of resort and recreational area of the peninsula. CONCLUSIONS. Measures required for reducing emissions of pollutants in the atmospheric air of the Crimean region from mobile sources were analyzed. Air protection measures in chemical enterprises aim to improve production technologies, perform scheduled preventive equipment maintenance activities and adjust aspiration systems and dust and gas cleaning facilities.

Текст научной работы на тему «Проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в Республике Крым»

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

Оригинальная статья / Original article УДК 504.054

ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

© Л.А. Ничкова1, Г.А. Сигора2, Т.Ю. Хоменко3

Севастопольский государственный университет,

Российская Федерация, 299001, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Гоголя, 14.

РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Влияние автотранспорта на окружающую среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов с отработанными газами двигателей внутреннего сгорания. Цель работы: проанализировать проблемы и рассмотреть задачи, которые необходимо решить для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Крымского региона от передвижных источников. МЕТОДЫ. Использовались данные официальной статистики. В 2016 г. Крым посетило 5 млн 573,5 тысячи туристов, 41% из них - прибыли автотранспортом. РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлено, что интенсивность движения автотранспорта на территории Крымского региона за 2014-2016 гг. выросла в три раза. Это обусловлено тем, что в условиях блокады основная масса товаров завозится грузовыми автомобилями через Керченский паром. Также выбросы от автотранспорта выросли в связи с развитием курортно-рекреационной отрасли полуострова. ВЫВОДЫ. Рассматриваются задачи, которые необходимо решить для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Крымского региона от передвижных источников. На экологический контроль поставлены воздухоохранные мероприятия на предприятиях химической отрасли, направленные на совершенствование технологий производства, а также проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования и наладка аспирационных систем и пылегазоочистных сооружений.

Ключевые слова: загрязнение, атмосферный воздух, нейтрализаторы, присадка.

Формат цитирования: Ничкова Л.А., Сигора Г.А., Хоменко Т.Ю. Проблемы загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом в Республике Крым // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 4. С. 26-37.

ISSUES OF ENVIRONMENTAL POLLUTION BY ROAD TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA L.A. Nichkova, G.A. Sigora, T.Y. Khomenko

Sevastopol National University,

14, Gogolya St., Sevastopol, Republic of Crimea, 299001, Russian Federatian.

ABSTRACT. PURPOSE. Effects of motor transport on the environment are emissions in the atmosphere of toxic substances containing exhaust gases of combustion engines. The article aims to analyze problems and solve tasks to reduce emission of pollutants in the atmospheric airf rom mobile sources in the Crimean region. METHODS. Official statistics data were used. In 2016, 5 million 573,5 thousand tourists visited the Crimea, 41% of them used motor transport. RESULTS. It was identified that traffic intensity in the Crimean region for 2014-2016 has increased by three times. It is due to the fact that under blockage conditions, the bulk of goods is delivered by trucks through the Kerch ferry. One more reason is development of resort and recreational area of the peninsula. CONCLUSIONS. Measures required for reducing emissions of pollutants in the atmospheric air of the Crimean region from mobile sources were analyzed. Air protection measures in chemical enterprises aim to improve production technologies, perform scheduled preventive equipment

Ничкова Лариса Александровна, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Техносферная безопасность», e-mail: prohvatilov12@mail.ru

Nichkova Larisa Aleksandrovna, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, head of the Technosphere Safety Department, e-mail: prohvatilov12@mail.ru

2Сигора Галина Анатольевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Техносферная безопасность», e-mail: sigora1@yandex.ru

Sigora Galina Anatolyevna, Candidate of Biology, Associate Professor of the Technosphere Safety Department, e-mail: sigora1@yandex.ru

3Хоменко Тамара Юрьевна, ассистент кафедры «Техносферная безопасность», e-mail: tamara_homenko93@mail.ru

Homenko Tamara Yurevna, Assistant Teacher of the Technosphere Safety Department, e-mail: tamara_homenko93@mail.ru

/fH^

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

кил

maintenance activities and adjust aspiration systems and dust and gas cleaning facilities. Keywords: pollution, air, catalyst, neutralizer, additive

For citation: Nichkova L.A., Sigora G.A., Khomenko T.Y.. Issues of environmental pollution by road transport in the Republic of Crimea. XXI century. Technosphere Safety. 2017, vol. 2, no. 4, pp. 26-37. (In Russian)

Введение

Воздействие человека на окружающую природную среду увеличивается по мере развития цивилизации, промышленности и транспорта. На сегодняшний день транспорт и сопутствующая ему инфраструктура значительными темпами загрязняют воздух, почву и подземные воды. Атмосферный воздух - один из основных жизненно важных элементов природной среды. Для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека необходимо сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха.

Влияние автотранспорта на окружающую среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов с отработанными газами двигателей внутреннего

сгорания. В качестве основных загрязнителей, поступающих в атмосферный воздух, чаще всего превышающих предельно допустимую концентрацию, являются: оксид углерода, диоксиды серы и азота, углеводороды, фенол, формальдегид, пары бензина, технических масел, мазута. Кроме газообразных веществ, выбрасывается также большое количество сажи, тонко-истертой резины (от стирания резины колес об асфальтовое покрытие) [1].

Цель работы: проанализировать проблемы и рассмотреть задачи, которые необходимо решить для сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Крымского региона от передвижных источников.

Методы

Автомобильные дороги общего пользования составляют основу транспортной инфраструктуры Республики Крым, имеют большое значение для курортно-рекреационной отрасли, поскольку в большинстве случаев являются единственным средством транспортной связи с курортными, культурно-историческими и природными объектами полуострова.

По официальной статистике, в 2016 г. Крым посетило 5 млн 573,5 тысячи туристов. Если сравнить с предыдущими периодами, то ежегодный прирост очевиден: в 2014 г. - 3,8 млн, в 2015 - 4 млн 598 тыс. туристов [2]. Из общего числа отдыхающих за 2016 г. в Крым прибыли:

- 42,5% - паромной переправой;

- 41% - автотранспортом;

- 16,5% - др. видами транспорта.

Популярный всегда железнодорож-

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ный транспорт сейчас недоступен, и, скорей всего, пока Керченский мост не будет достроен, вряд ли получится серьезно увеличить турпоток в Крым.

В 2016 г. пассажиропоток Международного аэропорта «Симферополь» составил 5 млн 201 тысячу 522 человека, что на 3,5% больше показателей за аналогичный период предыдущего года. В 2016 г. открылось пять новых направлений полетов: Калуга, Орск, Салехард, Чульман, Ярославль. Всего совершали перелеты 21 авиакомпании по 56 направлениям. Наиболее востребованными стали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар.

Кроме того, в августе 2016 г. аэропортом «Симферополь» было установлено два исторических рекорда. Так, в период с 1 по 31 августа пассажиропоток составил

ISNN 2500-1582

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

983 тысячи 465 человек, что является рекордным месячным показателем. А 8 августа поставлен суточный рекорд по обслуживанию пассажиров за всю историю Международного аэропорта - 36 тысяч 942 человека [3].

Железнодорожное сообщение осуществлялось через Керченский пролив поездом «Москва - Симферополь - Москва». С другими городами России и Украины сообщение отсутствовало.

Самым популярным и доступным видом передвижения по Крыму является автомобильный транспорт. Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности. Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Крыму составляет 6 266,8 км. В том числе:

- автодороги государственного значения - 1 822,8 км;

- международные - 521,0 км;

- национальные - 195,7 км;

- региональные - 467,5 км;

- территориальные - 638,6 км;

- автодороги местного значения - 4

444 км;

- областные - 216 км.

В структуру дорожного комплекса Республики Крым входят 349 мостов и путепроводов общей протяженностью 8 388

погонных метров [4].

Интенсивность движения автотранспорта на территории Республики Крым за 2014-2016 гг. увеличилась в три раза. Помимо возросшего количества личного автотранспорта, в условиях блокады основная масса товаров завозится грузовыми автомобилями через Керченский паром.

В 2016 г. пассажиропоток Керченской паромной переправы, которая связывает Крым с материковой Россией, вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Паромы совершили рейсы согласно расписанию и по фактической погоде. Объемы перевозок превысили показатели за всю историю работы Керченской паромной переправы. Так, к концу 2016 г. объем перевозок в обоих направлениях составил:

- 5,8 млн пассажиров (рост на 26,0% по сравнению с 2015 г.);

- 1,29 млн ед. легковых автомобилей (рост на 28,4%);

- 47,5 тыс. ед. автобусов (рост на 13,6%);

- 285,3 тыс. ед. грузового транспорта (рост на 41,9%) [5].

Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс также сопровождается негативным последствием - отрицательным воздействием на окружающую среду. Его последствия сказываются не только на нынешнем поколении, но могут повлиять на состояние и здоровье последующих, если уже сегодня не будут приняты серьезные превентивные меры по улучшению безопасности техносферы.

Результаты и их обсуждение

В 2010 г. в Крыму эксплуатировалось 59 830 тысяч автомобилей при нормативе: 30 тысяч автомобилей на действующие дороги. По данным за 2016 г., на полуострове насчитывалось около 650 тысяч автомобилей на шесть тысяч километров

автомобильных дорог.

В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится до 80% выбросов вредных веществ, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах и

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

кил

курортах. Данные по годовому количеству выбросов от автомобильного транспорта приведены на рис. 1.

Загрязнение автотранспортом увеличивается летом из-за приезда отдыхающих, при этом выбрасывающийся в воздух формальдегид долго сохраняется в приземном слое. Особенно неблагополучная ситуация наблюдается в Керчи, Армянске, Красноперекопске.

В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26-30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу 700 кг/год угарного

газа, 40 кг/год диоксида азота, 230 литров несгоревших углеводородов, 2-5 кг/год твердых веществ [6].

Кроме того, в атмосферу поступает много соединений свинца из-за применения этилированного бензина. Выбросы от сгорания топлива разных систем приведены в табл. 1.

Доля общих выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Республики Крым поступает от передвижных транспортных средств. В табл. 2 представлены объемы выбросов загрязняющих веществ от отдельных видов транспорта региона за 2014 г. [7].

угарный газ (кг/год)

иоксид азота (кг/год)

несгоревшие углаводороды (литров)

твердые вещества (кг/год)

Рис. 1. Выбросы в атмосферу от автомобильного транспорта (кг/год) Fig. 1. Emissions from road transport (kg/year): carbon monoxide - (700); nitrogen dioxide - (40); not burned down hydrocarbons - (2301); solid substances - (3,5 kg/year)

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

в

vö/

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

Выбросы от сгорания топлива разных систем Combustion emissions from different systems

кил

Таблица 1 Table 1

Состав выбросов / Structure of emissions Система сгорания, кг/т / Combustion system, kg/t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карбюраторный двигатель / Carburator engine Дизель / Diesel

Оксид углерода / Carbon oxide 395 9

Оксид азота / Nitrogen oxide 20 33

Оксид серы / Sulfur oxide 1,55 6,0

Углеводороды / Hydrocarbons 34 20

Органические кислоты, альдегиды / Organic acids, aldehydes 1,4 6,1

Твердые частицы (дым) / Solid particles (smoke) 2,0 16

Таблица 2

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных видов автотранспорта предприятий Крыма в 2014 г. (тыс. т)

Table 2

The volume of emissions of polluting substances into atmospheric air from certain types _of motor transport enterprises of the Crimea in 2014 (thousand tons)_

Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность/ Auxiliary and additional transport activity Железнодорожный транспорт/ Railway transport Водный транспорт/ Water transport Деятельность воздушного и космического транспорта / Activities of air and space transport Прочий транспорт / Other transport means

0,215 0,386 0,029 0,001 0,316

В Крыму, кроме транспорта, зарегистрированного в Республике, большой вклад в общий объем выбросов вносят транзитные транспортные потоки, что значительно увеличивает выбросы в атмо-

сферу. Динамика выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками за 2000-2016 гг. приведена в табл. 3.

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

кил

Таблица 3

Динамика выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными

источниками за 2000-2016 гг.

Table 3

Dynamics of pollutant emissions from stationary and mobile sources for 2000-2016

Годы / Years Всего / In total Выбросы в атмосферу, тыс. т / Emissions in the atmosphere, thousand t Плотность выбросов в расчете на 1 кв. км, кг / Density of emissions per 1 sq.km, kg Объем выбросов в расчете на 1 человека, кг / Volume of emissions counting on 1 person, kg

В том числе / Including

Стационарными источниками / Stationary sources Передвижными источниками / Mobile sources

2000 123,39 33,47 89,92 4731,1 58,3

2005 125,356 35,109 90,247 4806,6 63,3

2006 123,213 34,191 89,022 4724,42 63,5

2007 148,342 33,779 114,563 5687,788 78,891

2008 155,2 31,146 124,054 5950,800 78,891

2009 137,4 26,363 111,0 5277,809 83,268

2010 141,5 32,4 109,1 5424,0 72,0

2011 130,054 32,867 97,187 4986,57 56,24

2012 137,806 32,723 105,083 3016,842 40,06

2013 130,354 26,552 103,802 4998,070 56,297

2014 20,547* 20,547 ** 787,815* 10,404*

2015 22,824* 22,824 ** 875,120* 11,557*

2016 31,374* 31,374 ** 1202,9* 16,407*

* - сведения только по стационарным источникам / data only on stationary sources;

** - сведения отсутствуют в связи с тем, что территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Крым не представил данные по передвижным источникам за 2014-2016 гг. (статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) в РФ не учитывает передвижные источники выбросов) / data are absent [8].

По информации, предоставленной Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода и взвешенные вещества.

В 2015 г. доля проб атмосферного воздуха городских поселений с превышением гигиенических нормативов в среднем по Республике Крым составила 0,6%, что выше, чем в 2014 г. (0,42%). За предыдущие 5 лет данный показатель колебался от 0,15% до 1,46%. В 2015 г. проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам, в зоне влияния промышленных предприятий не зарегистриро-

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ш*

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

вано. В 2014 г. удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составил 0,66%. Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов у автомагистралей в городских поселениях в среднем по Республике Крым в 2015 г. составила 4,8%, что выше, чем в 2014 г. (1,55%). Превышения ПДК регистрировались только по оксиду углерода на автомагистралях городов Симферополь, Алушта, Саки.

В 2016 г. число исследованных проб атмосферного воздуха в целом в городах и сельских населенных пунктах Республики Крым составило 7525. По результатам зарегистрировано 54 пробы с превышением ПДК, что составляет 0,7% от числа исследованных проб (показатель по Российской Федерации в 2015 году - 1,1%). В городах показатель доли проб с превышением ПДК составил 0,7%, в сельских поселениях -1,13%.

Превышения ПДК в 2016 г. на стационарных постах зарегистрированы в г. Евпатории по взвешенным веществам (2 пробы из 252, или 0,79%). В г. Симферополе превышения ПДК регистрировались по оксиду углерода на автомагистралях в районах жилой застройки (39 проб из 280-ти исследованных на окись углерода, или 13,9%). В г. Саки зарегистрированы 2 пробы по оксиду углерода из 106-ти от общего числа исследованных проб (1,06%). По количеству проб, исследованных на этот ингредиент, доля превышений ПДК составила 8,3%. Кратность превышений предельно допустимых концентраций по оксиду углерода не превысила 2-х ПДК.

В городе федерального значения Севастополе в 2016 г. всего было исследовано 1304 пробы на следующие ингредиенты: взвешенные вещества; серы диоксид; углерода оксид; азота диоксид; углеводороды, в т.ч. ароматические (бензол, толуол, ксилол); формальдегид; серная кислота и

другие. На маршрутных и подфакельных постах исследовано 522 пробы, на автомагистралях в зоне жилой застройки - 48 проб. В этих контрольных точках, помимо основных загрязняющих веществ, исследовались ароматические и алифатические углеводороды. Превышений ПДК по результатам исследований проб в городе федерального значения Севастополе не установлено. В сельских поселениях, относящихся к Севастополю, исследовано 30 проб, из них 2 с превышением ПДК по оксиду углерода [9].

В соответствии с информацией, предоставленной Межрегиональным

управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, на рис. 2 и 3 приведены данные по атмосферному воздуху с превышением гигиенических нормативов и с превышением ПДК (%) соответственно.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя - источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4-5 раз. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца (тетраэтил-свинцом). Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу за срезом выхлопной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине [10].

ISNN 2500-1582

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

6,00//

5,00/

4,00/

3,00//

2,00/

1,00//

2014

2015

0,00%

Городские поселения Зона влияния У автомагистралей в

промпредприятий городских поселениях

Рис. 2. Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов по информации, предоставленной Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю; слева и посередине на диаграммах - в 2014 г., справа - в 2015 Fig. 2. Percentage of atmospheric air tests exceeding the hygienic standards according to the information provided by the Interregional Department of the Federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare in the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol; on the left and in the middle of the charts - in 2014, on the right - in 2015; the chart first on the left - city settlements; in the middle - impact zone industrial enterprises; on the right - in highways in city settlements

2

1,5

0,5

Доля проб атмосферного воздуха с превышением ПДК (%)

1,82

2010 2011 2012 2013 2014

2015

2016

Рис. 3. Доля проб атмосферного воздуха с превышением ПДК (%), по годам Fig. 3. Percentage of atmospheric air tests exceeding the maximum concentration limit (%), by years

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

1

0

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

KÖM

Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами; загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта; шумовое загрязнение; потеря городского жизненного пространства (до 50% площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции).

Автомобильный транспорт негативно влияет на природу в целом и на фауну в частности. Это выражается в загрязнении природной среды и дорог, разрушении мест проживания животных, рассечении дорогами сезонных и суточных участков животных, столкновении последних с транспортными средствами. Автомобильные дороги иногда преграждают традиционные пути миграции животных, отделяя места их проживания от мест питания, нарушая тем самым экологическое равновесие в природе.

Население больших городов Крыма, где сконцентрирована основная масса транспортных средств, претерпевает существенное шумовое давление. Шум, создаваемый транспортными средствами, является величиной, состоящей из шума работы двигателей, трения колес о проезжую часть, трения тормозных колодок, хлопанья дверей, звуковых сигналов, аэродинамических особенностей глушителей и т.д. На уровень шума влияют покрытия проезжей части и массив зеленых насаждений.

При этом допустимый шум уличного движения составляет в дневное время 50, а ночью - 40 дБ. Общий уровень шума в жилых помещениях не должен превышать днем 40 дБ, а ночью - 30 дБ.

В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящих к загрязнению окружающей среды, специалисты все чаще обращаются к идее создания «чистого» автомобиля.

Экологически чистым транспортом в

Крыму являются троллейбусы. Они курсируют в городах и между ними, например, троллейбусный маршрут Симферополь -Алушта - Ялта.

Значительно улучшить состав выхлопных газов можно с помощью различных добавок к топливу. Ученые разработали присадку, которая снижает содержание сажи в выхлопных газах на 60-90% и канцерогенных веществ - на 40%.

В последнее время на нефтеперерабатывающих предприятиях страны широко внедряется процесс каталитического риформинга низкооктановых бензинов. В результате можно выпускать неэтилированные, малотоксичные бензины. Использование их снижает загрязненность атмосферного воздуха, увеличивает срок службы автомобильных двигателей, сокращает расход топлива.

Также большое внимание придается разработке устройств снижения токсичности - нейтрализаторов, которыми можно оснастить современные автомобили. Способ каталитического преобразования продуктов сгорания заключается в том, что отработавшие газы очищаются, вступая в контакт с катализатором. Одновременно происходит дожигание продуктов неполного сгорания, содержащихся в выхлопе автомобилей. Нейтрализатор крепят к выхлопной трубе, и газы, прошедшие через него, выбрасываются в атмосферу очищенными. Одновременно устройство может выполнять функции глушителя шума. Эффект от использования нейтрализаторов достигается внушительный: при оптимальном режиме выброс в атмосферу оксида углерода уменьшается на 70-80%, а углеводородов - на 50-70%.

Для сокращения выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха Крымского региона необходимо выполнить ряд задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развивать транспортную инфраструктуру (строительство объездных дорог)

vÊb

ISNN 2500-1582

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

ilMLI

кил

и совершенствовать организацию движения (создание предпосылок к ограничению въезда личного транспорта, разгрузка основных магистралей города путем строительства дублеров транспортных направлений);

- развивать общественный транспорт, в том числе электротранспорт (трамвай, троллейбус);

- уменьшить количество автомобилей, которые не обеспечены нейтрализаторами, путем оснащения действующих автомобилей нейтрализаторами;

- использовать новые типы силового оборудования, с малыми выбросами вредных веществ, благодаря чему снизятся шумовые характеристики работы двигателя;

- заменить конструкции рабочих процессов технологии производства автомобилей с целью понижения токсичности отработанных газов;

- использовать альтернативное топливо или заменить характеристики используемого топлива (спирты, природный газ);

- использовать автобусы и другие виды муниципального транспорта с выбро-

сами загрязняющих веществ, которые соответствуют ЕВРО-4;

- поэтапно перейти к реализации на территории региона моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками;

- создать и внедрить единую систему контроля качества моторного топлива;

- совершенствовать системы эксплуатации и экологического контроля автотранспортных средств;

- формировать сеть придорожных зеленых полос [7].

Ущерб от загрязнения воздуха достиг крупных масштабов, поэтому в аспектах охраны окружающей среды данная проблема становится первоочередной. Негативные последствия атмосферного загрязнения выражаются не только в ухудшении здоровья человека, но и в поражении посевов, природной растительности, в усилении коррозии металлических конструкций, разрушении зданий и сооружений. Ухудшение местных климатических условий за счет загрязненности воздуха в определенной степени способствует снижению рекреационного потенциала Крыма [11].

Заключение

Для решения проблемы оздоровления воздушной среды населенных пунктов в Республике Крым проводятся планировочные мероприятия, ведется строительство объездных дорог и транспортных развязок, совершенствуются схемы движения автотранспорта.

Так, в 2017 г. началось строительство трассы «Таврида», которая соединит Керчь, где строится мост через Керченский пролив, с Симферополем и Севастополем. Это будет четырехполосная дорога первой технической категории протяженностью 237,5 км с расчетной скоростью движения до 120 км/ч. Ее пропускная способность

должна достичь 43 тыс. автомобилей в сутки. От Керчи дорога пройдет недалеко от сел Батальное, Луговое, затем уйдет на Владиславовку, там строители проложат дорогу в Кировском и Белогорском районах. Новая автомобильная дорога обеспечит транспортную связь Симферополя с западными районами и территорией Краснодарского края и позволит разгрузить уличную сеть населенных пунктов от движения большегрузного и транзитного транспорта.

Планировочные мероприятия также активно проводились в 2014-2017 годах. На экологический контроль поставлены воздухоохранные мероприятия на пред-

Том 2, № 4 2017 Vol. 2, no. 4 2017

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

35

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

KÖM

приятиях химической отрасли, направленные на совершенствование технологий производства, а также проведение плано-

во-предупредительных ремонтов оборудования и наладка аспирационных систем и пылегазоочистных сооружений.

1. Муровский С.П., Муровская А.С. Воздействие автомобильного транспорта на загрязнение атмосферного воздуха Феодосии // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2011. № 27. С. 119-125.

2. Бондаренко Н.Ю. О состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/Doklad_o_sostojanii_i_ohr ane_okruzhajushhej_sredy_Respubliki_Krym_v_2015.p df (15.07.2017).

3. РИА Крым [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.ria.ru/society/20170111/1108694044.html (15.07.2017).

4. Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. URL:

http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237161.pdf (15.07.2017).

5. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за 2016 год [Электронный ресурс]. URL:

http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/analiz_SE/ma cro/macro_2016(2). pdf (15.07.2017).

6. Экология [Электронный ресурс]. URL: http://ru-ecology.i nfo/term/76884/ (15.07.2017).

кии список

7. Марченко С.Н. Состояние атмосферного воздуха в Республике Крым // Человек - природа - общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2015. № 1. С. 83-86.

8. Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://meco.rk. gov.ru/rus/file/proekt-gosudarstvennoj-programmy-respubliki-krym-okhrana-okruzhayushhej-sredy-i-racionalnogo-ispolzovaniya-prirodnykh-resursov-respubliki-krym-na-2018-2020-gody.pdf (15.07.2017).

9. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://82.rospotrebnadzor.ru/s/82/files/documents/Gosd oklad/146529.pdf (15.07.2017).

10. Гухман Г. Воздействие транспортного комплекса на окружающую среду / Энергия: экономика, техника, экология. М.: Наука, 1999. С. 42-45.

11. Крым: территория «зеленой экономики» [Электронный ресурс]. URL:

http://crimeagreeneconomy.ru/images/data/gallery/4_74

43_Doklad_Krim_territoriya_zelenoy_ekonomiki.pdf

(15.07.2017).

1. Murovsky S.P., Murovskaya A.S. Impact of the motor transport on air pollution in Feodosiya. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta [Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University]. 2011, no. 27, pp. 119-125. (In Russian).

2. Bondarenko N.Yu. O sostoyanii i okhrane okruzhay-ushchei sredy na territorii Respubliki Krym v 2015 godu [About the state and environmental protection in the territory of the Republic of Crimea in 2015]. Available at: http://meco.rk.gov.ru/rus/file/Doklad_o_sostojanii_i_ ohrane_okruzhajushhej_sredy_Respubliki_Krym_v_201 5.pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian).

3. RIA Krym [RIA Crimea]. Available at: http://crimea.ria.ru/society/20170111/ 1108694044.html (accessed 15 July 2017). (In Russian).

4. Razvitie transportno-dorozhnogo kompleksa Respu-bliki Krym na 2015-2017 gody [Development of a transport and road system of the Republic of Crimea for 2015-2017]. Available at:

http://rk. gov.ru/rus/file/pub/pub_237161.pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian).

5. Itogi sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym za 2016 god [Results of social and economic development of the Republic of Crimea for 2016]. Available at:

http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/analiz_SE/ma cro/macro_2016(2).pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian).

6. Ekologiya [Ecology]. Available at: http://ru-ecology.info/term/76884/ (accessed 15 July 2017). (In Russian).

7. Marchenko S.N. A condition of atmospheric air in the Republic Crimea. Chelovek - priroda - obshchestvo: teoriya i praktika bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, ekologii i valeologii [Person - Nature - Society: theory and practice of health and safety, ecology and valeolo-gy]. 2015, no. 1, pp. 83-86. (In Russian).

8. Okhrana okruzhayushchei sredy i ratsional'nogo ispol'zovaniya prirodnykh resursov Respubliki Krym na

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ ОПАСНОСТЕЙ HARARD MANAGEMENT AND MONITORING

KÖM

2018-2020 gody [Environmental protection and rational use of natural resources of the Republic of Crimea for 2018-2020]. Available at:

http://meco.rk.gov.ru/rus/file/proekt-gosudarstvennoj-programmy-respubliki-krym-okhrana-okruzhayushhej-sredy-i-racionalnogo-ispolzovaniya-prirodnykh-resursov-respubliki-krym-na-2018-2020-gody.pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian). 9. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Respublike Krym i gorode federal'nogo znacheniya Sevastopole v 2016 godu [About the state of sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in the Republic of Crimea and federal city Sevastopol in 2016]. Available at:

Критерий авторства

Ничкова Л.А., Сигора Г.А., Хоменко Т.Ю. обладают равными авторскими правами и несут равную ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила 17.10.2017

http://82.rospotrebnadzor.rU/s/82/files/documents/ Gosdoklad/146529.pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian).

10. Gukhman G. Vozdeistvie transportnogo kompleksa na okruzhayushchuyu sredu / Energiya: ekonomika, tekhnika, ekologiya [Influence of the transport system on the environment / Energy: economy, equipment, ecology]. Moscow: Science Publ., 1999, pp. 42-45. (In Russian).

11. Krym: territoriya «zelenoi ekonomiki» [Crimea: territory of the "green economy"]. Available at: http://crimeagreeneconomy.ru/images/data/gallery/4_74 43_Doklad_Krim_territoriya_zelenoy_ekonomiki.pdf (accessed 15 July 2017). (In Russian).

Authorship criteria

Nichkova L.A., Sigora G.A., Khomenko T.Y. have equal authors' rights and responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

Received on 17 October 2017

ШЖ

Ш/

Том 2, № 4 2017 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Vol. 2, no. 4 2017 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.