Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал России: проблемы и перспективы'

Ресурсный потенциал России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7950
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ / РОССИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тагавердиева Динара Сабировна, Джабраилова Хадижат Шамильевна

В данной работе рассматривается влияние ресурсного потенциала на характер экономического развития России. Несмотря на активный рост в 2000-е годы, эффект ресурсного изобилия негативно отражается на качестве современного экономического роста в стране: наблюдаются большие структурные, социальные и территориальные диспропорции, низкая конкурентоспособность по многочисленным товарам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал России: проблемы и перспективы»

Ресурсный потенциал России: проблемы и перспективы.

Аннотация: В данной работе рассматривается влияние ресурсного потенциала на характер экономического развития России. Несмотря на активный рост в 2000-е годы, эффект ресурсного изобилия негативно отражается на качестве современного экономического роста в стране: наблюдаются большие структурные, социальные и территориальные диспропорции, низкая конкурентоспособность по многочисленным товарам.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, голландская болезнь, Россия, экономическое развитие. Tagaverdieva D.S., Dzhabrailova Kh.Sh. RESOURCE POTENTIAL OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS Abstract: In this paper discusses the impact of the resource potential on the nature of economic development of Russia. Despite the rapid growth in 2000-ies, the effect of resource abundance negative impact on the quality of modern economic growth in the country: there are large structural, social and territorial disparities, the low competitiveness on numerous products.

Key words: resource potential, Dutch disease, Russia, economic development.

Несмотря на активную экономическую динамику в 2000-е годы, эффект ресурсной избыточности не совсем положительно сказывается на качественных параметрах экономического роста в стране: наблюдаются значительные территориальные, структурные и социальные диспропорции, понижается международная конкурентоспособность по многим товарам.

Основной смысл теории «ресурсного проклятия» или иначе говоря, «парадокса изобилия» состоит в том, что ресурсное богатство стран, несмотря на наши обычные представления и понятия, приводит к замедлению экономического развития страны. Термин «проклятие ресурсов» впервые был введен Ричардом Аути в 1993г. На примере стран-экспортеров нефти доказал, что страны, богатые природными ресурсами имели более низкий экономический рост, чем страны, которые не располагали таким богатством. Происходило это по одной простой причине: страны были не в состоянии рационально использовать это богатство для развития своей экономики.

Вопреки всеобщему мнению, результаты многих исследований не доказывают, что страны, обеспеченные ресурсами, жили бы намного лучше в отсутствие изобилия природных богатств. «Ресурсное проклятие» - это негативное воздействие структуры экономики не на уровень экономического развития страны, а на темпы экономического роста. Это говорит о негативном влиянии не самих природных ресурсов, а их доминирования в хозяйстве.

Таким образом, можно говорить о неоднозначном воздействии ресурсного изобилия на экономическое развитие и экономический рост. Большее число стран, богатых природными ресурсами, используют их менее эффективно, чем другие виды капитала. Заметим, что «ресурсное проклятие» наблюдается в основном в странах с неразвитыми экономическими и политическими институтами. В этих странах ресурсное изобилие приводит к задержке проведения многих реформ, а впоследствии и разрушению имеющихся институтов [1, с. 4].

.Влияние изобилия природных ресурсов на экономическое развитие проявляется и в симптомах так называемой «голландской болезни». Этот термин представляет собой такое явление, при котором большие доходы от экспорта природных ресурсов оказывают отрицательное влияние на развитие остальных секторов экономики. При этом повышается номинальный и реальный обменные курсы национальной валюты и заработная плата в добывающих отраслях, что приводит к снижению конкурентоспособности на рынках других отраслей, занимающихся экспортом.

Стоит отметить, что «голландская болезнь» затрагивает страны с различным уровнем развития политической системы и экономики. К таким странам можно отнести Великобританию, Нидерланды, Канаду, Норвегию, Австралию. Но в основном этому недугу подвержены развивающиеся страны и страны с формирующейся экономикой.

В связи с высокой изменчивостью цен на ресурсы, проблема «голландской болезни» и «ресурсного проклятия» обретают все большую значимость для России. В этом вопросе Россия очень похожа с Казахстаном. Обе эти страны имеют не маленькую территорию и большие запасы полезных ископаемых. Развитие их экономики многие годы шло в одинаковом направлении. После обретения

229

Тагавердиева Динара Сабировна

К.э.н., доцент ДГИНХ

Джабраилова Хадижат Шамильевна

Студентка ДГИНХ..

независимости Казахстан на протяжении всего переходного периода повторял элементы российской экономической политики, в том числе и ошибочные. В результате эффективность рыночных реформ в этих странах была близкой, хотя некоторые реформы в Казахстане были успешнее, чем в России.

По запасам энергетических ресурсов Россия занимает одно из первых мест в мире. В нашей стране представлены почти все элементы таблицы Менделеева. Россия играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28% природного газа, нефти - 12% (таблица 1), апатитов - 55%, алмазов -26%, никеля - 22%, каменных солей - 16%, железной руды - 14%, цветных и редких металлов - 13%, каменного угля - 12% [3, с. 52].

Также в России есть немало дефицитных видов минерального сырья такие, как, марганцевые руды, хромовые, урановые, титановые руды, а также цирконий, бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья. Их дефицит обусловлен отсутствием на территории России крупных месторождений.

Таблица 1.

Запасы, добыча и экспорт нефти и газа в России и других странах, 2011г._

Страна Запасы Добыча Экспорт

Млрд . тонн доля в ми-мире, % на душу населения, млн. тонн доля в ми-мире, % на душу населения млн тон н доля в ми-мире, % на душу населения

Россия 52,2 12,1 368 1078 15,4 7,6 509 17,6 3,6

Казахстан 5,6 1,3 339 116 1,7 7 61 2,1 3,7

Туркменистан 22,0 5,1 4304 64 0,9 12,6 42 1,4 8,1

Катар 25,7 6,0 13743 176 2,5 94,2 132 4,5 70,4

ОАЭ 18,5 4,3 2343 197 2,8 25,0 121 4,2 15,3

Сауд. Аравия 43,9 10,2 1563 609 8,7 21,7 360 12,4 12,8

Иран 50,6 11,7 676 376 5,4 5,0 135 4,6 1,8

Венесуэла 51,3 11,9 1751 158 2,3 5,4 77 2,7 2,6

Канада 28,2 6,5 818 312 4,5 9,0 168 5,8 4,9

Мир 430,9 100 35 7000 100 0,1 290 1 100 0,4

По данной таблице можно сделать единственный вывод: наша страна занимает лидирующее место по запасам, добыче и экспорту нефти и газа, но, тем не менее, Россию нельзя назвать развитой страной. Она все еще находится на стадии развития, несмотря на свое богатство природными ресурсами. Так почему же это происходит и как с этим бороться?

Во многих политико-экономических моделях предполагается, что ресурсы государства распределяются между рентой, которая присваивается правящим классом, и финансированием общественных благ. Такие решения зависят от того, насколько власть в своих действиях подчинена обществу. В случае полной демократии масштабы присвоения ренты сильно ограничены. Для авторитарного режима главным является рента, а общественные блага, в лучшем случае, рассматриваются как средства создания ренты.

Но даже в случае автократии конфликт интересов общества и правящего класса не противоречив. Возникают некоторые общие интересы, так как необходимые массам общественные факторы производства полезны и элитам, ведь они расширяют «налоговую базу», а следовательно, и возможность обогащения элит. Но такая гармония интересов наблюдается не долго, ведь в бюджет поступает лишь определенная часть прироста налоговой базы, которая создается общественными благами, а остальная его часть не представляет для неподотчетного режима особого интереса.

Россия находится на 133-м месте среди 144 стран по уровню защиты прав собственности, а по индексу верховенства закона (на протяжении 2000-х годов) она находилась среди 20% стран с наиболее низкими значениями этого показателя. Все эти данные лишь подтверждают то, что переход контроля над институтами от олигархов к политическим элитам не дал никакого улучшения институтов. Со всем этим резко возросли масштабы коррупции - рейтинг предотвращения коррупции в России упал с 40-60% в конце 1990-х годов до 15% в конце 2000-х годов [2, с. 27].

.Существует мнение, что суррогатом демократии может стать наделенность правящего класса рыночными активами. В этом случае восстанавливается обратная связь между обществом и государственным сектором с одной стороны, и государством - с другой. Элиты при этом становятся не чисто «политическими», а в какой то мере «бизнес-элитами» и поэтому становятся более чувствительными к качеству институтов. Присутствие правящего класса в частном секторе создает стимул для снижения налогов и улучшения институтов, но не потому что это повысит демократическую поддержку режима, а лишь потому, что правящий класс сможет получить более высокую отдачу на собственные активы.

«Ресурсное проклятие» проявляется в искажении структуры экономики, в макроэкономической изменчивости, а также в ухудшении качества институтов и государственного управления. Между институтами и природными ресурсами могут возникать как взаимозаменяемые, так и взаимодополняемые отношения. С одной стороны, изобилие ресурсов может частично компенсировать недостатки институтов и повысить благосостояние даже при неэффективном использовании ресурсов. С другой стороны, при сильных институтах доходы от природных ресурсов инвестируются в человеческий капитал и инфраструктуру, создавая тем самым предпосылки для устойчивого развития. При слабых институтах сырьевой бум усугубляет диспропорции в экономике, а возникающие при этом потери либо сокращают, либо и вовсе сводят на нет выгоды от ресурсного изобилия. Может повыситься привлекательность борьбы за ренту и это становится центром притяжения предпринимательской энергии и человеческого капитала. Признаками такой тенденции в России стал резкий рост чиновничества, а также большая популярность государственного управления и юриспруденции среди студентов российских ВУЗов.

Как показал проведенный нами анализ, в России в той или иной степени имеют место эффекты ресурсной избыточности. В ее экономике наблюдаются определенные симптомы «голландской болезни» и признаки «ресурсного проклятия». В стране еще не достаточное внимание уделяется повышению конкурентоспособности несырьевых отраслей, требуется активизировать инновационную деятельность.

Экономическое развитие России можно охарактеризовать как зависящее от сырьевого экспортного сектора. Следовательно, можно сказать, что сильна подверженность колебаниям цен на энергоресурсы, а значит и «голландской болезни». Экономическая активность за пределами добывающих отраслей невысокая.

Условия для преодоления «ресурсного проклятия» и «голландской болезни» в России могут быть созданы только в результате целенаправленной, а главное, постоянной работы по реструктуризации ее экономики. Причем в краткосрочной и среднесрочной перспективе даже небольшие шаги по реализации структурной политики способны дать больший положительный эффект, чем огромные инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Важно реализовать целый комплекс мер, направленных на преодоление региональных и социальных диспропорций.

Опыт последних 20 лет заставляет сомневаться в возможности «модернизации сверху» российских институтов и экономики. Перспективы совершенствования российских институтов следует связывать с ростом гражданской культуры. Это позволит обществу стать более активным субъектом институциональных преобразований в стране.

Литература

1. Ясин Е., Акиндинова Л., Якобсон Л. Состоится ли новая модель экономического роста в России? // Вопросы экономики. 2013. № 5. С. 4-10

2. Аузан А., Кельибетова К. Социокультурная формула экономической модернизации // Вопросы экономики. 2012. № 5. С. 38-46

Алиев Т. Казахстан: «ресурсное проклятие» или «голландская болезнь»? // Вопросы экономики. 2012. № 4. С. 120-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.