Научная статья на тему 'РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Тыва / приграничный район / ресурсный потенциал / население / площадь / средняя заработная плата / приграничное положение / Tuva Republic / border region / resource potential / population / area / average salary / border situation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кылдыгай Ай-Кыс Чамдаловна

Современная экономика рассматривает приграничные территории как потенциальные «точки роста» с перспективами и условиями интенсивного развития для преодоления их периферийности. В данной статье автором предпринята попытка рассмотрения ресурсного потенциала приграничных районов Республики Тыва, непосредственно граничащих с территорией Монголии: Монгун-Тайгинского, Овюрского, Тере-Хольского, Тес-Хемского, Эрзинского районов. На основе проведенного анализа были выявлены демографический, экономический и природно-ресурсный потенциалы приграничных территорий республики (чем обширнее площадь территории, тем больше природных ресурсов). Для оценки демографического потенциала рассмотрены доля населения приграничных районов в населении региона, в качестве экономического потенциала — доля средней номинальной заработной платы в приграничных районах в процентах от республиканского уровня, и природно-ресурсный потенциал определялся как доля площади приграничных районов в процентах от площади региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE POTENTIAL OF THE BORDER REGIONS OF THE REPUBLIC OF TUVA

The modern economy considers the border territories as potential “points of growth” with prospects and conditions for intensive development, in order to overcome their periphery. In this article, the author attempts to consider the resource potential of the border regions of the Republic of Tyva, directly bordering the territory of Mongolia: Mongun-Taiga, Ovyur, Tere-Khol, Teshem, Erzya districts. Based on the analysis, the demographic, economic and natural resource potentials of the border territories of the republic were identified. (the larger the area of the territory, the more natural resources) To assess the demographic potential, the share of the population of border areas in the population of the region is considered, as an economic potential — the share of average nominal wages in border areas as a percentage of the republican level, and a natural resource potential, was determined as the share of the area of border regions area.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 332.1 (571.52):314.17 DOI 10.14258/epb202355

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА1

А. Ч. Кылгыдай

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

Современная экономика рассматривает приграничные территории как потенциальные «точки роста» с перспективами и условиями интенсивного развития для преодоления их периферийности. В данной статье автором предпринята попытка рассмотрения ресурсного потенциала приграничных районов Республики Тыва, непосредственно граничащих с территорией Монголии: Монгун-Тайгинского, Овюрского, Тере-Хольского, Тес-Хемского, Эрзинского районов. На основе проведенного анализа были выявлены демографический, экономический и природно-ресурсный потенциалы приграничных территорий республики (чем обширнее площадь территории, тем больше природных ресурсов). Для оценки демографического потенциала рассмотрены доля населения приграничных районов в населении региона, в качестве экономического потенциала — доля средней номинальной заработной платы в приграничных районах в процентах от республиканского уровня, и природно-ресурсный потенциал определялся как доля площади приграничных районов в процентах от площади региона.

Ключевые слова: Республика Тыва, приграничный район, ресурсный потенциал, население, площадь, средняя заработная плата, приграничное положение.

RESOURCE POTENTIAL OF THE BORDER REGIONS OF THE REPUBLIC OF TUVA

A. Ch. Kylgyday

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS (Kyzyl, Russia)

The modern economy considers the border territories as potential "points of growth" with prospects and conditions for intensive development, in order to overcome their periphery. In this article, the author attempts to consider the resource potential of the border regions of the Republic of Tyva, directly bordering the territory of Mongolia: Mongun-Taiga, Ovyur, Tere-Khol, Teshem, Erzya districts. Based on the analysis, the demographic, economic and natural resource potentials of the border territories of the republic were identified. (the larger the area of the territory, the more natural resources) To assess the demographic potential, the share of the population of border areas in the population of the region is considered, as an economic potential — the share of average nominal wages in border areas as a percentage of the republican level, and a natural resource potential, was determined as the share of the area of border regions area.

Keywords: Tuva Republic, border region, resource potential, population, area, average salary, border situation.

Исследования приграничного развития имеют особое стратегическое значение для Российской Федерации. Приграничные территории могут выступать как точками межкультурного и социально-экономического взаимодействия, так и рычагом давления со стороны недружественных интересов, и даже местом потенциального вторжения. Неслучайно в Стратегии

пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. одной из главных задач названа неблагоприятная геополитическая ситуация в мире [1, с. 432-433].

Периферийные приграничные регионы, как правило, развиваются значительно медленнее других, а получить дополнительные возможности они могут только при наличии возможно-

1 Статья подготовлена по плану НИР ТувИКОПР СО РАН, Проект № 121031300230-2.

сти взаимодействия с регионами сопредельных стран. Для них очень важна активизация приграничного сотрудничества, которая может придать импульс региональному развитию и уменьшить отставание по отношению к центральным регионам [2, 3].

Республика Тыва (Тува) — периферийный приграничный субъект Сибирского федерального округа Российской Федерации. На юге и юго-востоке Тувы проходит граница с Монголией протяженностью 1313 км.

Тува представляет собой слаборазвитый регион при ведущей роли сельского хозяйства, слабом развитии промышленности, строительства и транспорта, отсутствии железнодорожного выхода в другие регионы страны, со сложными климатическими условиями, с низким уровнем жизни населения и высокой безработицей.

В Туве к приграничным, непосредственно выходящим к государственной границе, относятся пять районов:

Монгун-Тайгинский район — высокогорный, отдаленный, труднодоступный регион. Экономика основана на животноводстве и специализируется на овцеводстве и разведении яков. Из-за суровых климатических условий здесь не развито растениеводство. В районе имеются предварительно оцененные месторождения полезных ископаемых (свинца, цинка, кобальта, молибдена, серебра и золота), но из-за их небольших размеров спрос на них в ближайшее время отсутствует. Интерес представляют Монгун-Тайгинское месторождение гипса, используемое для производства строительных материалов и украшений, и Мугур-Аксынское месторождение суглинков, используемое для производства кирпича марки «200». Данный район богат минеральными водами. Наиболее известны среди местного населения горячие источники Ала-Тайга и Аспаты [4, с. 16].

Овюрский район расположен в юго-западной части Тувы. Его основное производственное направление — животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, яки, свиньи). Район располагает значительными природными ресурсами. На территории района расположена гора Дус-Даг (соляная гора), у юго-восточной окраины которой открытым способом добывается соль. Запасов Дус-Дагского месторождения хватило бы всей стране на двадцать лет при разработке только единственного этого месторождения. Известны месторождения железной руды, кирпичных глин. Овюрский район богат минеральными источниками. Наиболее известный — слабоминерализованный источник Улаатай, воды которого не имеют аналогов среди минеральных лечебно-питьевых и лечебно-столовых вод, известных в СНГ [4, с. 8].

Тере-Хольский район находится на юго-востоке республики. Климат района резко континентальный. Здесь развито животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, лошади, яки). Сельскохозяйственные культуры не выращиваются в силу сложных природных условий. Тере-Хольский район богат природными ресурсами (золото, алюминиевые руды, залежи глины для производства кирпича). В местечке Эми добывает золото артель «Ойна». Разведано новое месторождение золота у истока р. Балыктыг. Район богат также минеральными водами (Тарыс, Бояй, Поштей, Ак-Торгун, Ёлду). Наиболее известны горячая минеральная вода Тарыс и радоновые источники Бояй, Поштей. Аналогом источника Тарыс являются Горячинские гидротермы Прибайкалья, Гагринские и Серно-водск-Кавказские минеральные воды, термальные воды месторождения Сайхан-Хульджи в Монголии [4, с. 4].

Тес-Хемский район расположен в юго-восточной части республики. Климат на территории Тес-Хемского региона резко континентальный — холодная продолжительная зима и короткое жаркое лето, весной сильные ветра и засуха, которые не очень благоприятны для выращивания сельскохозяйственных культур. В районе традиционно развито отгонное животноводство (разводятся крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды). Район располагает значительными запасами полезных ископаемых. Некоторые из них оценены с той или иной степенью достоверности, другие еще требуют полноценной оценки для определения их рентабельности и целесообразности использования. Наиболее готовыми к использованию минеральными ресурсами можно считать многие объекты минерально-строительного комплекса (камни облицовочные, мраморизованные известняки и мраморы, глины и суглинки для керамзита, для кирпича, поделочные камни (нефрит).

На территории района имеются соленые и грязевые озера (оз. Дус-Холь, Шара-Нур), рапа и грязь которых используются для лечения различных заболеваний. Район богат минеральными источниками (Дуктуг-Дыт (Мохнатая лиственница), Бай-Даг, Ужарлыг, Суг-Бажы, Куран, Буланныг), которые являются излюбленными местами отдыха населения региона в летнее время.

Эрзинский район находится в юго-восточной части Республики Тыва. Экономика района основана на животноводстве: природные условия на территории Эрзинского района позволяют наряду с основным направлением — овцеводством заниматься разведением крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Регион известен месторождениями редких полиметаллических руд (же-

лезо, алюминий, литий, тантал, ниобий, золото). В верхнем течении реки Нарын артель «Ойна» ведет добычу золота. Район богат минеральными источниками (Алдын Уургай, Качык, Ак Хайыра-кан, Кок Молдурга), солеными, целебными озерами (Бай-Хол, Дус-Хол). На озере Дус-Хол добывают соль.

Для обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств на территории в трех приграничных районах Республики Тыва расположены таможенные посты: в Тес-Хемском районе — двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Шара-Сур», в Эр-зинском районе — ДАПП «Цаган-Толгой», в Овюр-ском районе — ДАПП «Хандагайты», где сегодня ведется реконструкция пункта пропуска.

Расширение торгово-экономических отношений между Россией и Монголией и обустройство российско-монгольской границы привели к модернизации таможенной службы, в том числе к внедрению новых информационных технологий, обновлению пунктов пропуска на границе до соответствия современным стандартам.

Приграничное положение территории является ресурсом для развития экономики, а приграничное сотрудничество дает импульс экономическому развитию приграничных регионов, обладающих в большинстве значительным потенциалом, хотя и относятся к регионам с более низким уровнем развития [10, с. 16].

Для оценки ресурсного потенциала приграничного региона Республики Тыва были рассмотрены демографический, экономический и природно-ре-сурсный потенциалы: Монгун-Тайгинского, Овюр-

Активное развитие внешнеэкономических связей обусловливает динамичное развитие структуры, обслуживающей участников внешнеэкономической деятельности, что позволяет избежать многих проблем развития торгово-экономических отношений не только с монгольским, но и с китайским бизнесом, которому сегодня приходится завозить в республику товары и оборудование для совместных производств кружными путями, через другие сопредельные регионы и страны [5].

Для повышения эффективности внешней торговли таможенная служба осваивает принятые в мировом сообществе современные методы управления и работает над совершенствованием применяемых таможенных режимов и таможенных процедур, над созданием условий для комфортного обслуживания участников товарообращения в таможенных зонах [6].

Приграничные районы Тувы — это обширная малозаселенная территория, богатая разнообразными природными ресурсами [7, с. 111].

В приграничных районах республики находятся 26 сельских поселений с населением 32355 человек, это 9,7% от населения республики (табл. 1).

ского, Тес-Хемского, Эрзинского районов. В качестве демографического потенциала определялась доля приграничных районов в численности населения региона, в качестве оценки экономического потенциала — доля средней номинальной заработной платы в приграничных районах в процентах от республиканского уровня, а в качестве природ-но-ресурсного потенциала — доля площади приграничных районов от площади региона (чем обширнее площадь территории, тем больше природных ресурсов) (табл. 2).

Таблица 1

Приграничные районы Республики Тыва

Площадь, кв. км Население, чел., в 2021 г. Средняя номинальная начисленная заработная плата, руб. в месяц, в 2020 г.

Монгун-Тайгинский 4414,2 6168 36982,0

Овюрский 4522,5 7067 32819,1

Тес-Хемский 6687,2 8694 30344,9

Тере-Хольский 10050 2045 71294,7

Эрзинский 11081,4 8381 32129,1

Итого по приграничным кожуунам 36755,3 32355 40714,0

Республика Тыва 168603,6 330368 45079,6

Источник: составлено автором [8, 9].

Таблица 2

Удельный вес приграничных районов Республики Тыва в общереспубликанских показателях, %

Площадь Население в 2021 г. Средняя номинальная начисленная заработная плата в 2020 г.

Монгун-Тайгинский 2,6 1,9 82 (-18)

Овюрский 2,7 2,1 72,8 (-27,2)

Тес-Хемский 4,0 2,6 67,3 (-32,7)

Тере-Хольский 6,0 0,6 158,2 (+58,2)

Эрзинский 6,6 2,5 71,3 (-28,7)

Итого по приграничным кожуунам 21,9 9,7 90,3 (-9,7)

Источник: составлено автором.

По структуре ресурсного потенциала (табл. 2) приграничные районы республики можно разделить на следующие условные группы: с высоким экономическим потенциалом; с высоким природ-но-ресурсным потенциалом; с высоким демографическим потенциалом.

Эрзинский и Тере-Хольский районы, занимающие ведущее место по величине площади занимаемой территории среди приграничных районов Тувы, отнесены к группе с высоким природно-ре-сурсным потенциалом. Преобладающими по демографическому потенциалу являются Тес-Хемский, Эрзинский. В группу с высоким экономическим потенциалом с высокой средней заработной платой, по сравнению с остальными приграничными районами вошли Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский районы, где высокая заработная плата достигается за счет надбавок как районам Крайнего Севера [11] (в связи с суровыми климатическими условиями Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский районы отнесены к районам Крайнего Севера). Овюрский район, где наблюдаются средние показатели, обладает средним потенциалом.

Тем не менее каждый приграничный район Тувы, как правило, в той или иной степени вносит весомый вклад в ресурсный потенциал республики, выступающий важным фактором, характеризующим в целом приграничный регион в геополитическом пространстве.

Приграничное расположение дает дополнительные бонусы, которых нет у отдаленных от границы территорий, такие как импортно-экспортные операции, привлечение внешних инвесторов для социально-экономического развития [12, с. 32].

В стратегии территориального развития России приграничные территории и далее будут играть важную роль, поскольку они — «точки роста» экономического сотрудничества между странами. Важно, насколько эффективно и рационально будет использован ресурсный потенциал для дальнейшего социально-экономического развития приграничного региона — Республики Тыва. Выгодное географическое положение и богатый ресурсный потенциал делают Республику Тыва привлекательной для иностранных инвесторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дорошенко С. В., Посысоева К. А. Эконометрическая оценка стратегических факторов развития приграничных регионов России // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 2. С. 431-444.

2. Глазырина И. П., Колесникова А. В., Монич И. П. Развитие приграничной экономики: динамика в период роста и первые итоги кризиса // Экономика природопользования. 2010. № 1. С. 20-34.

3. Межевич Н. М., Ткачев С. А. Приграничное сотрудничество: новое положение в системе факторов регионального развития Северо-Запада России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. 2017. № 1. С. 69-74.

4. Аракчаа К. Д. Слово об аржаанах Тывы. М., 1995. 24 с.

5. Благодаря Монголии Тува станет ближе для Китая. URL: http://www.unuudur.com/?p = 6568 (дата обращения: 16.10.2023).

6. Кузнецова А. И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М., 2006. 454 с.

7. Ойдуп Т. М. Природно-ресурсный потенциал приграничных территорий Республики Тывы // Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран (проблемы и предпосылки устойчивого развития) / отв. ред. П. Я. Бакланов, А. К. Тулохонов. Новосибирск, 2010. С. 107-111.

8. Кожууны и города Республики Тыва. Стат. сб. Кызыл, 2015. 304 с.

9. Население Республики Тыва: численность, крупные города 2021. URL: http://www.statdata.ru/ naselenie/respubliki-tyva (дата обращения: 27.09.2022).

10. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.

11. Районы Крайнего Севера. Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих» // КонсультантПлюс. Версия Проф. электрон. данных. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_400590/474039aee907f288e22a7220e62dca5df8eda065/ (дата обращения: 16.10.2023).

12. Потаев В. С., Атанов Н. И., Субанаков Г. Ю., Цыпенов Д. Д. перспективы развития российско-монгольского приграничного сотрудничества // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 1. С. 29-39.

REFERENCES

1. Doroshenko S. V., Posysoeva K. A. Econometric assessment of strategic development factors in the development of border regions of Russia. Economy of Region. 2021. No. 17 (2). Pp. 431-444.

2. Glazyrina I. P., Kolesnikova A. V., Monich I. P. Development border economy: dynamics during the period of growth and first results crisis. Environmental Economics. No. 1. 2010. Pp. 20-34.

3. Mezhevich N. M., Tkachev S. A. Cross-border cooperation: new position in the system of regional development factors North-West Russia. Corporate governance and innovative development of the Northern economy. 2017. No. 1. Pp. 69-74.

4. Arakchaa K. D. A word about the Arzhaans Tuva. Moscow, 1995. 24 p.

5. Thanks to Mongolia, Tuva will become closer to China. URL: http://www.unuudur.com/?p = 6568 (date of access: 16.10.2023).

6. Kuznetsova A. I. Infrastructure: Issues of theory, methodology and applied aspects of modern infrastructure development. Geoeconomic approach. M., 2006. 454 p.

7. Oidup T. M. Natural resource potential of the border territories of the Republic of Tyva. Near-border and transboundary territories of the Asian Russia and the contiguous countries (problems and prerequisites of the sustainable development) / ed. P. Ya. Baklanov, A. K. Tulokhonov. Novosibirsk, 2010. Pp. 107-111.

8. Kozhuuns and cities of the Republic of Tuva. stat. Sat. Kyzyl, 2015. 304 p.

9. Population of the Republic of Tuva: number, large cities 2021. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/ respubliki-tuva (date of access: 27.09.2022).

10. Granberg A. G. Strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to implementation. Voprosy Ekonomiki. 2001. No. 9. Pp. 15-27.

11. Regions of the Far North. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 16, 2021 N 1946 «On approval of the list of regions of the Far North and localities equated to regions of the Far North, for the purpose of providing state guarantees and compensation for persons working and living. Consultant Plus. Version Prof. electronic data. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400590/474039aee 907f288e22a7220e62dca5df8eda065/ (date of access: 16.10.2023).

12. Potaev V. S., Atanov N. I., Subanakov G. Yu., Tsypenov D. D. prospects for the development of Russian-Mongolian cross-border cooperation. Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2020. No. 1. Pp. 29-39.

Поступила в редакцию: 17.10.2023.

Принята к печати: 15.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.