Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / Республика Тыва / приграничные районы / пространственное развитие / фонд развития / территориальная политика / region / Republic of Tyva / border areas / spatial development / development fund / territorial policy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балакина Галина Фёдоровна

В статье анализируется уровень развития приграничных районов Тувы: Монгун-Тайгинского, Овюрского, Тес-Хемского, Тере-Хольского и Эрзинского кожуунов. Рассматривается динамика социальных (численности населения, доходов и заработной платы, инвестиций в основной капитал, поголовья скота, ввод жилья, миграционные процессы) и экономических показателей (объём выпуска обрабатывающих производств, поголовье скота и производство мяса, инвестиций в основной капитал). Развитие социально-экономических процессов в указанных районах исследуется на основе применения методов системного анализа, сравнения и группировки. Для анализа использованы данные официальной статистики, информация органов управления республики. Сделан вывод, что наметившаяся тенденция оттока населения из приграничных территорий республики является неблагоприятной и не отвечает задачам стратегического развития страны. Предлагается создание в Республике Тыва фонда развития приграничных районов, который бы формировался за счёт отчислений из Фонда развития предпринимательства, республиканских целевых программ, федерального и республиканского бюджетов и активизации выполнения стратегий (программ) развития приграничных кожуунов, принятых в 2018 г., предусматривающих реализацию перспективных мероприятий до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE BORDER AREAS OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article analyzes the level of development of the border regions of Tuva: Mongun-Taiga, Ovyur, Teshem, Tere-Khol and Erzin kozhuuns. The dynamics of social (population, income and salaries, investments in fixed assets, livestock, housing commissioning, migration processes) and economic indicators (the volume of output of manufacturing industries, livestock and meat production, investments in fixed assets) are considered. The development of socio-economic processes in these areas is studied on the basis of the application of methods of system analysis, comparison and grouping. For the analysis, the data of official statistics and information of the republic's governing bodies were used. It is concluded that the emerging trend of population outflow from the border territories of the republic is unfavorable and does not meet the objectives of the country's strategic development. It is proposed to create a fund for the develop-ment of border areas in the Republic of Tyva, which would be formed at the expense of deductions from the Entrepreneurship Development Fund, republican target programs, federal and republican budgets and to activate the implementation of strategies (programs) for the development of border kozhuuns adopted in 2018, providing for the implementation of promising measures until 2030.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ.

ПСИХОЛОГИЯ [ECONOMICS. SOCIOLOGY. PSYCHOLOGY]

УДК: 338.2

DOI: 10.24412/2658-4441-2021-3-35-42

Г.Ф. БАЛАКИНА

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В статье анализируется уровень развития приграничных районов Тувы: Монгун-Тайгинского, Овюрского, Тес-Хемского, Тере-Хольского и Эрзинского кожуу-нов. Рассматривается динамика социальных (численности населения, доходов и заработной платы, инвестиций в основной капитал, поголовья скота, ввод жилья, миграционные процессы) и экономических показателей (объём выпуска обрабатывающих производств, поголовье скота и производство мяса, инвестиций в основной капитал). Развитие социально-экономических процессов в указанных районах исследуется на основе применения методов системного анализа, сравнения и группировки. Для анализа использованы данные официальной статистики, информация органов управления республики. Сделан вывод, что наметившаяся тенденция оттока населения из приграничных территорий республики является неблагоприятной и не отвечает задачам стратегического развития страны. Предлагается создание в Республике Тыва фонда развития приграничных районов, который бы формировался за счёт отчислений из Фонда развития предпринимательства, республиканских целевых программ, федерального и республиканского бюджетов и активизации выполнения стратегий (программ) развития приграничных кожуунов, принятых в 2018 г., предусматривающих реализацию перспективных мероприятий до 2030 г.

Ключевые слова: регион, Республика Тыва, приграничные районы, пространственное развитие, фонд развития, территориальная политика.

Табл. 3. Библ. 15 назв. С. 35-42.

Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН: Проект № 121031500210-2 «Возможности и перспективы стратегического развития приграничных регионов (на примере Республики Тыва)»

G.F. BALAKINA

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS (Kyzyl, Russia) DEVELOPMENT OF THE BORDER AREAS OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article analyzes the level of development of the border regions of Tuva: Mongun-Taiga, Ovyur, Teshem, Tere-Khol and Erzin kozhuuns. The dynamics of social (population, income and salaries, investments in fixed assets, livestock, housing commissioning, migration processes) and economic indicators (the volume of output of manufacturing industries, livestock and meat production, investments in fixed assets) are considered. The development of socio-economic processes in these areas is studied on the basis of the application of methods of system analysis, comparison and grouping. For the analysis, the data of official statistics and information of the republic's governing

bodies were used. It is concluded that the emerging trend of population outflow from the border territories of the republic is unfavorable and does not meet the objectives of the country's strategic development. It is proposed to create a fund for the development of border areas in the Republic of Tyva, which would be formed at the expense of deductions from the Entrepreneurship Development Fund, republican target programs, federal and republican budgets and to activate the implementation of strategies (programs) for the development of border kozhuuns adopted in 2018, providing for the implementation of promising measures until 2030.

Keywords: region, Republic of Tyva, border areas, spatial development, development

fund, territorial policy.

Tables 3. References 15. P. 35-42.

Важной составляющей политики управления социально-экономическими процессами в современных государствах является регулирование территориального развития: размещение производительных сил, создание транспортных коридоров, соотношение регионов-доноров и территорий, отстающих по параметрам развития социальной сферы и экономики. В настоящее время в России реализуется Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. (Стратегия..., 2019), которая представляет собой документ перспективного развития страны и её регионов, увязывающий приоритеты и инструменты регулирования развития территорий. Данная Стратегия основана на качественном анализе территориальных сдвигов, диспропорций в размещении производительных сил страны, тенденций в развитии агломераций (Зубаревич, 2019, с. 144; Кузнецова, 2019, с. 156).

Одним из приоритетов пространственного развития России является учёт роли геополитических вопросов, предполагающий решение проблем безопасности страны и развитие приграничных территорий как стратегически значимых. То есть, развитие приграничных территорий играет существенную роль в обеспечении безопасности страны, и контроль динамики показателей относится к приоритетам пространственного развития России. В Республике Тыва к приграничным относятся пять административных районов (кожуунов): Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тес-Хемский, Те-ре-Хольский и Эрзинский. В статье исследована динамика социально-экономических процессов в указанных районах на основе применения методов системного анализа, сравнения и группировки. Для анализа использованы данные официальной статистики, информация органов управления республики.

1. Особенности экономического и социального развития приграничных

районов Тувы

Суммарная численность населения приграничных территорий Тувы составляет 32,3 тыс. чел. или 10 % численности населения республики (табл. 1). Наиболее населёнными являются Тес-Хемский и Эрзинский кожууны, наименее — Тере-Хольский.

Таблица 1. Динамика численности населения приграничных районов Республики Тыва в 2005-2020 гг. (на начало года, чел.)*

Кожууны 2005 2011 2021 2021 в % к 2005 2021 в % к итогу

Монгун-Тайгинский 6123 5642 6168 100,7 19,1

Овюрский 7815 7010 7067 90,4 21,8

Тес-Хемский 9074 8154 8694 95,8 26,9

Тере-Хольский 1832 1875 2045 111,6 6,3

Эрзинский 8414 8293 8381 104,7 25,9

Итого по пригр. кожуунам 33 258 30 974 32 355 97,9 100,0

Примечание.* Республика Тыва. Кожууны и города..., 2011, с. 9; Кожууны и города... 2015, с. 10; Социально-экономическое., 2021; Численность.: Электрон. ресурс.

В 2009 г. в приграничных районах произведено 0,3 % республиканского объёма продукции обрабатывающих производств, число которых составляло 5 % от общего количества по Туве (табл. 2). Здесь производилось 15,2 % валовой продукции сельского хозяйства, содержалось более одной трети поголовья овец и коз. В 2009 г. на рассматриваемой территории проживало 10,8 % населения, оборот розничной торговли составил лишь 5,1 % от общереспубликанского показателя. Несмотря на то, что данный показатель несколько увеличился за последнее десятилетие, тем не менее, он остаётся несоизмеримо низким. Жители приграничных кожуунов вынуждены за большинством покупок, в особенности за товарами длительного пользования, ездить за сотни километров в города и другие населённые пункты Тувы.

Таблица 2. Удельный вес приграничных районов Республики Тыва в основных социально-экономических показателях в 2009 и 2020 гг. (в процентах к общереспубликанскому показателю)*

Год Кожууны Число организаций по виду деятельности «Обрабатывающие производства» Инвестиции в основной капитал Поголовье МРС Производство скота и птицы на убой в живом весе Оборот розничной торговли

2009 Монгун-Тайгинский 0,5 0,1 6,9 3,6 0,8

Овюрский 2,0 0.2 13,9 6,3 2,0

Тес-Хемский 1,5 0,1 5,3 0,8 0,3

Тере-Хольский 0,5 0,1 0,3 3,5 0

Эрзинский 0,5 0,0 8,6 2,0 2,0

Итого по пригр. кожуунам 5,0 0,5 35,0 16,2 5,1

2020 Монгун-Тайгинский 1,9 0,3 6,0 4,2 0,8

Овюрский 1,9 0,2 12,7 5,9 2,0

Тес-Хемский 1,0 0,1 2,9 5,7 0,9

Тере-Хольский 1,0 - 0,5 1,1 0,3

Эрзинский 2,9 0,1 9,9 8,5 2,0

Итого по пригр. кожуунам 8,7 0,7 32.0 25,4 6,0

Примечание.* Республика Тыва. Кожууны и города..., 2011, с. 8-9; Кожууны и города... 2015, с. 10; Социально-экономическое..., 2021; Численность.: Электрон. ресурс.

Вследствие недостаточной инвестиционной привлекательности уровень инвестиций в основной капитал (0,5-0,7 % от объёма инвестиций по Туве) крайне низок, что несоизмеримо ни с долей населения приграничных территорий в численности региона, ни с вкладом в производство ряда отраслей. Такая ситуация с инвестициями приводит к снижению уровня и качества услуг населению, включая образование и здравоохранение. Во многих населённых пунктах данной территории школы, больницы, клубы, библиотеки работают в зданиях, построенных в 1930-1940-е годы методом народной стройки. Уровень ввода жилья, составляющий 5,2-6,8 % от общереспубликанского показателя, также значительно ниже доли населения приграничных кожуунов в населении региона. Это свидетельствует о снижении уровня обеспеченности жильём при существенно низком уровне его благоустройства.

Анализ показал, что, несмотря на существующее отставание уровня доходов, заработной платы от средних по Туве показателей, сложилась положительная тенденция опережающего роста средней заработной платы в приграничных кожуунах по сравнению со среднереспубликанским показателем (табл. 3). На это влияют два разнонаправленных фактора: районные коэффициенты, повышающие сумму заработной платы и структура экономики данных территорий. То есть, увеличение зарплаты достигается за счёт надбавок в районах Крайнего Севера (Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский). Уровень среднего заработка снижается вследствие высокого удельного веса занятых в сельском хозяйстве, где традиционно доходы существенно ниже средних. Вследствие низкого уровня заработной платы, отставания развития сферы услуг и торговли наблюдается миграционный отток из приграничных кожуунов в другие

районы республики и за её пределы. На фоне постоянного роста численности населения Тувы, которое увеличилось за 2009-2020 гг. на 4,2 %, население приграничных кожуунов сократилось на 2,1 %. Так, в Монгун-Тайгинском и Овюрском кожуунах за 2019-2020 гг. численность населения уменьшилась из-за отрицательного сальдо миграции на 121 чел., а в Эрзинском — на 82. При этом снижение численности населения происходит и в относительном выражении: удельный вес населения приграничных районов в численности населения региона за 2005-2021 гг. уменьшился с 10,8 до 9,7 %.

Таблица 3. Динамика заработной платы и численности работников в приграничных районах Республики Тыва в 2009 и 2020 гг.*

Кожууны 2009 2020 Средняя зарплата в 2020 г. в % к 2009 г.

Средняя номинальная начисленная зарплата, р. в мес. Численность работников организаций, чел. Средняя номинальная начисленная зарплата, р. в мес. Численность работников организаций, чел.

Монгун-Тайгинский 12292,7 1355 36982,0 1111 300,8

Овюрский 10019,2 1567 32819,1 1310 328,2

Тес-Хемский 10365,0 1594 30344,9 1461 292,8

Тере-Хольский 14521,0 262 71294,7 407 491,0

Эрзинский 10491,8 1410 32129,1 1239 306,2

Итого по пригр. кожуунам 11537,9 6188 40714,0 5528 352,9

Всего по Республике Тыва 16709,4 65830 45079,6 64279 269,8

В % к показателю по РТ 69,1 9,4 90,3 8,6 130,7

Примечание.* Республика Тыва. Кожууны и города., 2011, с. 9; Кожууны и города. 2015, с. 54-58; Социально-экономическое., 2021; Численность.: Электрон. ресурс.

Практически отрицательное сальдо миграции в рассматриваемых кожуунах равняется цифрам прироста населения. Отток происходит вследствие низкого уровня доходов и недостаточного развития сферы потребительских и социальных услуг. Уровень средней заработной платы в 2005 г. был ниже среднереспубликанского на 30 %, в 2020 г. такое значительное отставание в Тес-Хемском и Эрзинском кожуунах сохранилось. В Тере-Хольском кожууне за счёт выплаты северных надбавок к зарплате работникам районов Крайнего Севера этот показатель в 2020 г. превысил средний по республике в 1,6 раза, что привело к росту населения кожууна на 11,6 %.

Уровень безработицы в приграничных кожуунах выше среднего по республике. В 2005 г. при среднем по Туве уровне зарегистрированной безработицы 5,8 % в приграничных районах фиксировалось 8,5-10,5 % зарегистрированных безработных от числа трудоспособных жителей; в 2014 г. республиканский показатель составил 3,3 %, а в рассматриваемых районах — от 3,7 % в Монгун-Тайгинском до 8,4 % в Те-ре-Хольском; в 2020 г. — соответственно 18,0 и 20,5 %.

Другими словами, особенностями жизни населения приграничных кожуунов Тувы являются отдалённость от промышленных центров региона при низкой транспортной доступности, отсутствие городов и крупных населённых пунктов, слабая обеспеченность социальными благами и услугами, крайне низкий уровень благоустройства жилищного фонда, не соответствующее современным стандартам развитие торговли и бытового обслуживания, низкий уровень доходов и заработной платы, высокий по сравнению со средним по республике уровень безработицы. Специфика экономических процессов состоит в преобладании занятости сельскохозяйственным трудом преимущественно в личных подсобных хозяйствах, разведение овец и коз при снижении доли поголовья мелкого рогатого скота (МРС) в общереспубликанском поголовье, низкой инвестиционной привлекательности, недостаточном развитии обрабатывающих производств. Положительной тенденцией в развитии приграничных районов Тувы, кроме отмеченной выше по опережающему росту зарплаты, можно назвать относительное равновесие природных и антропогенных систем, что свидетельствует

о сохранении здесь восстановительного потенциала природных экосистем (Чупикова и др., 2020, с. 63).

2. Направления совершенствования развития приграничных территорий Социально-экономические процессы в Республике Тыва отличаются территориальной неоднородностью, в ряде случаев существенной. Поэтому перед органами управления стоит задача регулирования развития не только региона в целом, но и отдельных территориальных объектов региональной системы, в частности приграничных территорий (Балакина, Мамаш, 2010, с. 50). Такое регулирование в Туве формируется и совершенствуется. Так, в Стратегии развития Республики Тыва до 2020 г. были изложены принципы зонирования территории республики и специализация сложившихся хозяйственно-экономических зон, которые в этом документе названы макрорайонами (О Проекте ..., 2007, с. 43-45). К сожалению, в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года раздел, посвящённый проблемам регулирования территориального развития, не сформирован. Хотя в различных разделах Стратегии до 2030 г. упоминаются некоторые аспекты управления развитием территорий (Балакина, 2019, с. 28). Так, среди основных задач, решение которых необходимо для достижения стратегической цели, указывается «выравнивание уровней социально-экономического положения административных районов (кожуу-нов) республики и сложившихся хозяйственно-экономических зон» (О Стратегии., 2018). По информации Отдела экономического анализа территориального развития Министерства экономики Республики Тыва, приоритетами регулирования развития районов являются по аналогии с федеральной стратегией пространственного развития: развитие агломераций; совершенствование социально-экономических процессов в приграничных кожуунах; формирование «опорных пунктов», или «точек роста».

В Туве принято распоряжение правительства о перечне мероприятий по развитию приграничных кожуунов, в котором предусмотрены меры по расширению приграничного сотрудничества с соседними районами Монголии, развитию сельского хозяйства (создание сельхозпредприятий по выращиванию скота местных пород и переработке мясной продукции, реконструкции оросительных систем, приобретении сельскохозяйственной техники, укреплении кормовой базы), развитию земельных и имущественных отношений (Об утверждении., 2019). Однако данный документ ни в коей мере не может заменить необходимую перспективную программную проработку по развитию приграничных территорий республики.

Территориальная политика региона предполагает реализацию приоритетов стимулирования развития приграничных территорий как стратегически важных, сокращению числа районов, отстающих по социально-экономическим показателям, сохранению устойчивости системы расселения и контроль динамики показателей, или меняющееся со временем сочетание стимулирующей и выравнивающей политики (Зу-баревич, 2016, с. 152). Целью территориальной политики Тувы необходимо определить выравнивание доступа жителей республики к социальным услугам, развитие приграничных территорий для недопущения снижения численности их населения как посредством активизации природно-ресурсного потенциала, так и за счёт поддержки со стороны республиканского бюджета. Для совершенствования социально -экономических процессов в приграничных кожуунах Тувы и финансового обеспечения реализации перспектив их развития нам представляется целесообразным создание в Республике Тыва фонда развития приграничных районов, который бы формировался за счёт отчислений из Фонда развития предпринимательства, республиканских целевых программ, федерального и республиканского бюджетов.

Другим возможным направлением совершенствования развития приграничных территорий может стать активизация выполнения стратегий (программ) развития приграничных кожуунов, принятых в 2018 г., предусматривающих реализацию перспективных мероприятий до 2030 г., придание этим программам приоритетного статуса. При формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год важно предусматривать ряд мероприятий по совершенствованию дорожной сети, транспортного

обеспечения, повышению стабильности энергообеспечения, строительству и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц, библиотек, клубов, спортивных сооружений), развитию торговли и общественного питания, возрождению деятельности потребительской кооперации на приграничных территориях. Необходимо стимулировать здесь развитие туризма (этнографического, экстремального, горного), создание новых предприятий, внедрение новых инструментов стимулирования товаропроизводителей и агентов приграничной торговли. Также можно определить приграничную территорию республики как зону приоритетного стратегического развития.

Выводы:

1. Территориальная политика развития Республики Тыва находится в стадии формирования. Сокращение численности населения в приграничных районах Тувы не соответствует поставленной государством задаче поддержания устойчивости системы расселения на территории РФ и является неблагоприятной тенденцией, требующей целенаправленного регулирования для её нивелирования.

2. Целесообразна разработка и реализация стратегического документа: концепции, стратегии или комплекса мероприятий по управлению развитием приграничных территорий Республики Тыва, что крайне важно ввиду их географического положения. Целью территориальной политики Тывы должно быть выравнивание доступа жителей республики к социальным услугам, развитие приграничных территорий для недопущения снижения численности их населения как посредством активизации природно-ресурсного потенциала, так и за счёт поддержки со стороны республиканского бюджета. Инструментами территориальной политики может стать реализация программ (стратегий) развития кожуунов, зон, специализированный фонд развития приграничных районов.

Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН: Проект № 121031500210-2 «Возможности и перспективы стратегического развития приграничных регионов (на примере Республики Тыва)».

ЛИТЕРАТУРА

Балакина Г.Ф. Стратегические направления развития Республики Тыва в перспективе до 2030 года // Природные ресурсы, среда и общество: Электрон. науч. журн. [Электрон. ресурс]. -2019. - Вып. 2. - С. 25-32. - Режим доступа: http: //tikopr.tikopr-journal.ru/images/2019/02/ART/2-2019 Balakina.pdf, свободный.

БалакинаГ.Ф., МамашЕ.А. Проблемы формирования территориальных кластеров Республики

Тыва // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 41 (176). - С. 48-55. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопр. экономики. - 2019. - № 1. - С. 133-145. Зубаревич Н.В. Эволюция приоритетов региональной политики России // Вопр. географии. -2016. - № 141. - С. 151-165.

Кожууны и города Республики Тыва: Стат. сб. - Кызыл: Тывастат, 2015. - 304 с.

Кузнецова О.В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития // Вопр. экономики. - 2019. - № 1. - С. 146-157. О Проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года: Пост. Прав. РТ от 04.04.2007 г. № 442. - Кызыл, 2007. - 147 с.

Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по социально-экономическому развитию приграничных территорий Республики Тыва на 2019-2021 годы: Расп. Прав. Республики Тыва от 26.04.2019 г. № 211-р. - Кызыл, 2019.

Республика Тыва в цифрах в 2020 году: Стат. сб. [Электрон. ресурс]. - 2021. - Режим доступа: https://krasstat. gks.ru/folder/45 814, свободный.

Республика Тыва. Кожууны и города: Стат. сб. - Кызыл: Тывастат, 2011. - 246 с. Социально-экономическое положение Республики Тыва в 2020 году: Доклад № 1.37.2РТ [Электрон. ресурс]. - Кызыл: Красстат, 2021. - 98 с. - Режим доступа: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/SsUbZSPp/1%2037%202РТ%2012.pdf, свободный.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г.: Распоряжение Прав. РФ от 13.02.2019 г. № 207-р [Электрон. ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201902150042,. свободный.

Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года: Пост. Прав. Республики Тыва от 24.12.2018 г. № 638 [Электрон. ресурс]. - 2018. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1700201812280002. свободный.

Численность населения Республики Тыва [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://krasstat.gks.ru/folder/28037. свободный.

Чупикова С.А., Ойдуп Т.М., МонгушБ.С. ГИС анализ эколого-хозяйственного баланса кожуунов Республики Тыва // Природные ресурсы. среда и общество: Электрон. науч. журн. [Электрон. ресурс]. - 2020. - Вып. 3 (7). - С. 59-66. - Режим доступа: http://tikopr.tikopr-journal.ru/images/2020/03/ART/09.pdf. свободный.

REFERENCES

Balakina G.F. Strategicheskiye napravleniya razvitiya Respubliki Tyva v perspektive do 2030 goda [Strategic development directions of Tyva Republic in 2030 perspective]. Prirodnyye resursy, sreda i obshchestvo = Natural resources, environment and society: Electronic scientific journal, 2019, vol. 2 (2), pp. 25-32. Available at: http://tikopr.tikopr-journal.ru/images/2019/02/ART/2-2019 Balakina.pdf. (In Russ.)

Balakina G.F., Mamash Ye.A. Problemy formirovaniya territorial'nykh klasterov Respubliki Tyva [Problems of the formation of territorial clusters of the Republic of Tyva]. Regional'naya ekonomi-ka: teoriya i praktika = Regional economy: theory and practice, 2010, no. 41 (176), pp. 48-55. (In Russ.)

Chislennost' naseleniya Respubliki Tyva [The population of the Republic of Tyva]. Available at: https://krasstat.gks.ru/folder/28037. (In Russ.)

Chupikova S.A., Oydup T.M., Mongush B.S. GIS-analiz ekologo-khozyaystvennogo balansa ko-zhuunov Respubliki Tyva [GIS-analysis of ecological and economic balance for kozhuuns of the Republic of Tyva]. Prirodnyye resursy, sreda i obshchestvo = Natural resources, environment and society: Electronic scientific journal, 2020, vol. 3 (7), pp. 59-66. Available at: http://tikopr.tikopr-journal.ru/images/2020/03/ART/09.pdf. (In Russ.)

Kozhuuny i goroda Respubliki Tyva: Stat. sbornik [Kozhuns and the cities of the Republic of Tuva]. Kyzyl, Tyvastat, 2015, 304 p. (In Russ.)

Kuznetsova O.V. Problemy vybora prioritetov prostranstvennogo razvitiya [Problems of choosing the priorities of spatial development]. Voprosy ekonomiki = Problems of Economics, 2019, no. 1, pp. 146-157. (In Russ.)

O Proyekte Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tyva do 2020 goda: Post-anovlenie Pravitelstva Respubliki Tyva ot 04.04.2007 g. № 442 [The Draft Strategy of Social and Economic Development ofthe Republic of Tyva until 2020]. Kyzyl, 2007, 147 p. (In Russ.)

Ob utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty») po sotsial'no-ekonomicheskomu razvitiyu prigranichnykh territoriy Respubliki Tyva na 2019-2021 gody: Rasporyazheniye Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 26.04.2019 g. № 211-r [The approval of the action plan ("road map") for the socio-economic development of the border areas of the Republic of Tuva for 2019-2021]. Kyzyl, 2019. (In Russ.)

Respublika Tyva v tsifrakh v 2020 godu. Stat. sbornik. [Republic of Tuva in numbers in 2020]. 2021. Available at: https://krasstat.gks.ru/folder/45814. (In Russ.)

Respublika Tyva. Kozhuuny i goroda: Stat. sbornik [Tyva Republic. Kozhuuns and Cities: Statistical Collection]. Kyzyl, Tyvastat, 2011, 246 p. (In Russ.)

Sotsial'no-ekonomicheskoye polozheniye Respubliki Tyva v 2020 godu: Doklad. № 1.37.2RT [Socioeconomic situation of the Republic of Tuva in 2020]. Kyzyl, Krasstat, 2021, 98 p. Available at: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/SsUbZSPp/1%2037%202RT%2012.pdf. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Strategiya prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2025 g. Rasporyazheniye Prav. RF ot 13.02.2019 g. № 207-r [The strategy of spatial development of the Russian Federation until 2025]. 2019. Available at: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201902150042. (In Russ.)

Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tyva do 2030 goda: Postanovlenie. Pravitelstva Respubliki Tyva ot 24.12.2018 g. № 638 [Strategy of socio-economic development of the

Republic of Tuva until 2030]. 2018. Available at: https://krasstat.gks.ru/storage/mediabank/SsUbZSPp/1%2037%202PT%2012.pdf. (In Russ.)

Zubarevich N.V. Evolyutsiya prioritetov regional'noy politiki Rossii [Evolution of the priorities of the regional policy of Russia]. Voprosy geografii = Questions of geography, 2016, no. 141, pp. 151165. (In Russ.)

Zubarevich N.V. Strategiya prostranstvennogo razvitiya: prioritety i instrumenty [Spatial development strategy: priorities and tools]. Voprosy ekonomiki = Problems of Economics, 2019, № 1, pp.133-145. (In Russ.)

УДК: 314.04, 332.05

DOI: 10.24412/2658-4441-2021-3-42-46

Ш.Ч. СОЯН

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье дан статистический анализ продолжительности жизни населения Республики Тыва как одного из важнейших показателей качества и уровня жизни населения. Проведён сравнительный анализ продолжительности жизни населения Сибирского федерального округа. Наименьший показатель продолжительности жизни отмечен в Республике Тыва. По прогнозу ожидается постепенный прирост продолжительности жизни населения Тувы.

Ключевые слова: продолжительность жизни населения, уровень жизни, качество жизни, Республика Тыва. Табл. 5. Библ. 6 назв. С. 42-46.

Sh.Ch. SOYAN

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB AS (Kyzyl, Russia) LIFE EXPECTANCY AS AN INDICATOR OF THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

The article presents a statistical analysis of the life expectancy of the population of the Republic of Tyva as one of the most important indicators of the quality and standard of living of the population. A comparative analysis of the life expectancy of the population of the Siberian Federal District is carried out. The lowest indicator of life expectancy is recorded in the Republic of Tyva. According to the forecast, a gradual increase in the life expectancy of the population of Tuva is expected. Keywords: life expectancy, standard of living, quality of life, Republic of Tyva. Tables 5. References 6. P. 42-46.

Одним из важнейших показателей уровня социально-экономического развития страны в целом и отдельных её регионов, а также индикатором качества жизни населения является продолжительность жизни населения.

Продолжительность жизни — это интервал между рождением и смертью, равный возрасту смерти. Она зависит от многих факторов: доходов граждан, образа жизни, наследственности, качества питания, развития здравоохранения, уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.