Научная статья на тему 'Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации'

Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
760
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ИНВАЛИДНОСТЬ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / YOUTH / DISABILITY / RESOURCE POTENTIAL / SOCIAL PRACTICES / SELFREALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Галина Владимировна

Статья посвящена актуальной для социологической науки проблеме ресурсного потенциала представителей ювенальной инвалидности и практик его реализации. Автор указывает, что в нашей стране молодые люди с инвалидностью не только объект воспитания, образования, социализации, но и субъект общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего страны. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-13-51003а/С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article deals with an urgent problem for the sociology of the resource potential of juvenile members of disability and its practical implementation. The author points out that in our country, young people with disabilities not only the object of education, education, socialization, and the subject of social reproduction that defines the progressive development of the country's future. This article was prepared with financial support from RHF, grant № 11-13-51003a / S.

Текст научной работы на тему «Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации»

УДК 316.6-056.24

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ И ПРАКТИКИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Жигунова Г алина Владимировна,

доцент кафедры социальной работы и теологии, кандидат философских наук, доцент Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск, Россия

Galina-zhigunova@yandex. ru

Статья посвящена актуальной для социологической науки проблеме ресурсного потенциала представителей ювенальной инвалидности и практик его реализации. Автор указывает, что в нашей стране молодые люди с инвалидностью - не только объект воспитания, образования, социализации, но и субъект общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего страны. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 11-13-51003а/С.

Ключевые слова: молодежь; инвалидность; ресурсный потенциал; социальная практика; самореализация.

RESOURCE POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIESHEALTH AND PRACTICES OF ITS IMPLEMENTATION Galina Zhigunova,

assistant professor of social work and theology,

PhD, Associate Professor

Murmansk State Technical University, Murmansk, Russia Galina-zhigunova@yandex. ru

Article deals with an urgent problem for the sociology of the resource potential of juvenile members of disability and its practical implementation. The author points out that in our country, young people with disabilities - not only the object of education, education, socialization, and the subject of social reproduction that defines the progressive development of the country's future. This article was prepared with financial support from RHF, grant № 11-13-51003a / S.

Keywords: youth; disability; resource potential; social practices; selfrealization.

Социально-экономическая стабилизация и дальнейший подъем экономики в России возможен только при условии опоры на социальные силы общества, способные вносить свой вклад в развитие страны. К таким социальным силам, прежде всего, относится молодое поколение.

В целом на протяжении последних 15 лет в России ухудшается демографическая ситуация. Рост детской заболеваемости, инвалидности, смертности, распространение наркотической, алкогольной зависимости, снижение рождаемости приводят к тому, что ежегодно наша страна теряет около 700000 человек. Этот негативный процесс сопровождается снижением и таких качественных характеристик человеческого капитала, как здоровье, образовательный и интеллектуальный ресурс [1, с. 118].

В 90-е гг. ХХ века сформировались негативные тенденции ухудшения здоровья населения, которые имеют и будут иметь долговременные последствия. В России каждое последующее поколение обладает худшим потенциалом здоровья, чем предыдущее, причем болезни и нездоровье интенсивно перемещаются в сторону детства [2, с. 329]. За 1989-2009 гг. численность детей до 16 лет сократилась на 13,141 млн, а их доля во всем населении снизилась с 24,5 до 16,1%. Высокие темпы падения рождаемости сформировали отрицательную демографическую волну, последствием которой будет невосполнимый демографический провал в молодых группах трудоспособного и фертильного возрастов [2, с. 328]. Существующие

показатели рождаемости после некоторого повышения сегодня только на 73% обеспечивают уровень простого воспроизводства населения и совершенно недостаточны для выхода из демографического кризиса [2, с. 327]. В структуре численности трудоспособного населения демографы прогнозируют значительные неблагоприятные изменения в ближайшие десятилетия. По среднему варианту прогноза Росстата в ближайшие годы численность трудоспособного населения будет сокращаться на 1 млн и более человек в год [2, с. 329]. Это означает, что все последующие годы на протяжении длительного периода будет идти значительное снижение трудового потенциала не только за счет сокращения его численности, но и за счет старения возрастной структуры трудоспособного населения. Сокращение численности населения трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения приведет к росту демографической нагрузки и увеличит число иждивенцев в расчете на одного трудоспособного.

Все это указывает на необходимость использования внутренних ресурсов населения. Нельзя списывать со счетов лиц с нарушениями здоровья, инвалидов, а следует использовать их потенциал.

В нашей стране молодые люди с инвалидностью традиционно рассматривались лишь как объект воспитания, образования, социализации, без учета того факта, что молодежь - это и субъект общественного воспроизводства, определяющий прогрессивное развитие будущего социума. Молодое поколение является ближайшим репродуктивным, интеллектуальным, экономическим, социальным, политическим и культурным резервом общества. Потому можно сказать, что здоровая молодежь - самый ценный капитал общества и государства, и задачи по сохранению и улучшению здоровья можно рассматривать как фактор, влияющий на национальную безопасность страны.

Ресурсный потенциал общества включает в себя население страны, обладающее качествами и свойствами, позволяющими воздействовать на развитие социума. К таким качествам относятся способности, знания, здоровье, определенный уровень культуры и т. д. Человеческий потенциал включает в

себя биологический, социальный и духовно-нравственный компоненты (см. рис.).

Рис. Структура человеческого потенциала

Все составляющие человеческого потенциала базируются на врожденных и формируемых качествах и свойствах человека в процессе социализации. Однако молодое поколение с врожденными и приобретенными патологиями в большинстве случаев не соответствует «норме» ни в биолого-физиологическом, ни в социальном, ни в духовно-культурном аспектах. Не имея возможности полноценно функционировать в обществе, молодые люди оказываются за «бортом» социальной жизни.

Инвалиды - это лица, утратившие лишь какую-либо функциональную способность, но не обязательно являющиеся немощными во всех жизненных проявлениях. Среди них много по-настоящему талантливых людей, способных принести обществу немалую пользу, но чтобы они могли реализовать себя в полной мере, важно признавать за ними особые человеческие права и создать условия для их реализации.

По свидетельству специалистов, в настоящее время «потребность инвалидов молодого возраста в общении, получении образования, в создании

семьи, получении жилья, быть востребованным в обществе, в полной мере не реализуется» [3, с. 21]. Около 70% инвалидов молодого возраста желали бы заниматься культурной, творческой, досуговой деятельностью. «Люди с ограниченными возможностями, - отмечает в этой связи социальный педагог реабилитационно-оздоровительного отделения для ослабленных детей и детей-инвалидов ГОУСОССЗН «Мончегорский КЦСОН» Е.П. Родичева, - хотят развивать и реализовывать свои способности не меньше, чем здоровые. Они мечтают о хорошем образовании, о собственном заработке, о достойной и независимой жизни, о возможности самоутвердиться в среде здоровых людей» [4, с. 40].

Каким образом реализуют себя дети- и молодые инвалиды в повседневной жизни? Какие социальные практики осуществляют? Ответы на эти вопросы позволят составить представление о степени вовлеченности лиц с инвалидностью в общественные связи и отношения, понять, в какой мере они используют свой потенциал и осуществляют вклад в социально-экономическое развитие страны.

С целью выявления ресурсного потенциала и социальных практик его реализации среди молодых инвалидов в январе-мае 2011 г. было проведено пилотажное социологическое исследование с помощью метода полуструктурированного интервью по блокам: «моя учеба», «мое любимое занятие, увлечения», «мой круг общения», «моя семья», «моя профессия», «мои мечты», «мои планы на будущее». Всего опрошено 16 человек от 18 до 29 лет. Респонденты имели тяжелые психоневрологические заболевания.

Интервью с молодыми инвалидами показало, что лица с инвалидностью считают себя такими же людьми, как и все, или более талантливыми. Почти все они увлекаются различными видами ручного труда: рисуют, плетут из бисера, вышивают и многое другое. Так, Дмитрий, 29 лет, увлекается рисованием, следит за своим здоровьем, телом, для чего ежедневно выполняет физические упражнения с гантелями. Гордится своими достижениями и считает себя талантливым человеком. Ежедневно приходит в отделение дневного

пребывания, чтобы заниматься любимым делом, - рисованием, - и на этом поприще хочет добиться успехов, стать известным художником. Он никогда не работал, потому деятельность в данном отделении рассматривает как свою трудовую деятельность, и относится к ней очень ответственно.

Максим, 21 год. Ежедневно его приводит мама в клуб молодых инвалидов «Надежда», где он с удовольствием выполняет кропотливую работу по изготовлению настоящих шедевров: из бисера, бумаги, нитей и т. д. Яна, 27 лет, является совершенно несамостоятельной, без помощи взрослых она не может ориентироваться в пространстве, адекватно оценивать и реагировать на различные явления общественной жизни. Тем не менее, она с удовольствием занимается работой в центре дневного пребывания для молодых инвалидов: вышивает, плетет из бисера, изготавливает поделки. Алена, 22 года, как и Яна, имея сложное психоневрологическое заболевание, не может обойтись без помощи родителей, но с их помощью посещает два культурно-досуговых учреждения - Центр дневного пребывания и Дом детского творчества, занимаясь вышиванием и пением.

Несмотря на тяжелые заболевания, эти молодые люди имеют возможность самореализации и достигать значительных успехов. В качестве примера показательны отзывы учащихся средних общеобразовательных учреждений на творческие работы молодых инвалидов социально-благотворительного клуба родителей и детей-инвалидов г. Мурманска «Надежда», который посещают дети, подростки и молодые люди с заболеваниями психоневрологического профиля и ограниченным интеллектом. «Работы превосходны! - пишет один из учеников. - Никогда не думал, что дети способны на такие чудеса». «Такие работы сделает не каждый обычный человек», - указывает следующий школьник. «Это работы профессионалов...», - читаем в другом месте. Эти и подобные им впечатления показывают, что на лиц с инвалидностью нельзя смотреть как на бесполезных иждивенцев. Дети с указанными заболеваниями, несмотря на тяжелые нарушения, могут часами заниматься кропотливой работой, и творчество - это всего лишь одна из сфер, где молодые люди могут

себя реализовать. Однако эта деятельность в силу объективных причин не поставлена на коммерческую основу, и выполняется только для личного удовольствия.

Из опрошенных молодых инвалидов всего лишь четыре человека имели работу - неквалифицированную, низкооплачиваемую и кратковременную. Это работа дворника, грузчика и - кратковременно - автомеханика. В частности, Олег (20 лет), - имеет неполное среднее образование, есть небольшой опыт работы дворником, но мечтает устроиться на интересную и

высокооплачиваемую работу, с заработной платой в двадцать - тридцать тысяч рублей. Основное время проводит в клубе, где занимается ручным трудом, или дома. Любит слушать музыку, кататься на лыжах. Он достаточно самостоятелен в своих передвижениях, но редко бывает за пределами клуба и дома.

Владимир, 25 лет. Обучался в обычной школе, после чего - в

профессионально-техническом училище. Некоторое время после окончания ПТУ работал, но из-за проблем со здоровьем вынужден был уволиться. Сейчас стоит на бирже труда. Считает себя обычным человеком, мечтает найти работу, интересно проводить время. Друзей у него нет, для общения он приходит в клуб для молодых инвалидов.

Константин, 28 лет. Учился в специальной школе-интернате.

Профессионального образования не имеет, но довелось работать грузчиком. Никогда не было друзей, и именно для этих целей посещает Центр. Дома во время отсутствия родителей любит смотреть мультфильмы, помогает с уборкой помещения и выполняет задания, которые ему задает мама: решает примеры и читает. Мечтает стать монахом, еженедельно посещает православный храм и считает себя «хорошим мальчиком».

Сергей, 20 лет. Обучался всего два года в образовательном учреждении, потом не позволило здоровье. Любит гулять по городу, ездить в городском транспорте, и свободно это делает без сопровождения взрослых. Посещает магазины, храм, навещает знакомую девушку. Еще он рисует и поет караоке.

Довелось работать дворником, в частности, он убирал снег во дворе. Мечтает о создании своей семьи и о здоровье.

Основная часть опрошенных, за исключением трех человек, работать не хочет. Ряд из них понимают, что не смогут в силу отсутствия здоровья и необходимых навыков. Так, Алена, 22 года. С 5 класса училась во вспомогательной школе, профессионального образования не имеет, работать, понимает, что не может, и уже не хочет. Юлия, 24 года, в образовательных учреждениях не училась, о работе не задумывалась, ни к чему.

Николай, 24 года. Нигде не учился, не работал, но, наоборот, хочет найти работу, хотя бы мыть автомобили.

Сергей, 27 лет. Обучался в школе-интернате. Никогда не работал, но очень мечтает об этом. Особенно о работе в охране.

Таня, 22 года. Закончила 9 классов в специальном коррекционном образовательном учреждении. Любит вышивать, слушать музыку, смотреть кинофильмы. Хотела бы работать, да не берут.

Из всех опрошенных только два человека понимает, что имеет сложности со здоровьем, которые не позволяют ему вести нормальный образ жизни. Особенно показательно в этом отношении интервью Виталия, 25 лет. Обучался в специальной школе-интернате, профессии не имеет. Ведет, по его мнению, активный образ жизни, имеет много друзей и считает, что одному в жизни быть нельзя, без поддержки близких и родных людей. Огорчает отношение правительства и окружающих людей, которые воспринимают его как слабого и ущербного, да еще невозможность трудовой занятости и создания семьи из-за трудностей ее содержания. Хотя создать семью хочет и даже есть девушка (с инвалидностью), с которой дружит 9 лет. Цель человека, - полагает Виталий, -самосохранение. Еще нужно «посадить дерево» - создать семью, «построить дом» - создать в семье порядок и уют, и тогда уже можно «родить ребенка». Очень многое зависит от родителей, особенно в деле воспитания детей с инвалидностью. Его отец, пока был жив, часто его бил, но он не держит зла, потому что во многом благодаря этому, по его мнению, имеет стойкий

характер, «стержень». Считает, что инвалид не должен давать себя в обиду, тогда его не будут дразнить («Сила не в кулаках, а в мозгах»). Убежден, что инвалидность - это лишь внешнее проявление особенностей человека, и человек с инвалидностью - самый обычный индивид, и сам себя инвалидом потому не считает.

Игорь, 23 года. Любит петь, писать стихи. Мечтает о «хорошей» жизни, быть здоровым и мудрым. У него много друзей среди посещающих клуб. Игорь достаточно активен, он много гуляет по городу, ездит на транспорте, ходит в магазины. Мечтает побывать в Иерусалиме стать священником. Вполне осознает свой статус, но не согласен с ним. Он часто чувствует негативное отношение окружающих, и его это обижает. В детстве его брат часто говорил Игорю, что он больной, но Игорь никогда не соглашался с этим, и не считает себя «каким-то другим». В этой связи молодой человек полагает, что инвалиды должны быть наравне со здоровыми в правах, должны иметь не только возможность трудиться, но и свободно выбирать род занятий.

Многие молодые люди (12 чел.) самостоятельно ходят в магазины, гуляют на улице, ездят в городском транспорте.

Сергей. Очень любит плести из бисера, петь, гулять. Причем может гулять совершенно один. Дома помогает маме, ходит в магазины, еженедельно посещает богослужения православной церкви.

Николай. Не любит находиться дома, стремится больше бывать на прогулке. Часто один, иногда с девушкой-инвалидом.

Эльдар, 18 лет. Обучался всего 4 года в школе, больше не посещал в виду здоровья. Но это не мешает ему заниматься спортом, гулять с друзьями, ходить в библиотеку, посещать праздничные мероприятия. Все его друзья - инвалиды, вне клуба он большее время проводит в семье. Дома помогает родителям, иногда ходит в магазин.

В обществе данные молодые люди являются большей частью «ландшафтом» - людьми второго плана. Они занимают в большей мере позицию наблюдателей, «созерцателей» окружающего, нежели активных

участников социальных взаимодействий. Об этом свидетельствуют слова Дмитрия: «Окружающие люди, за пределами отделения дневного пребывания, со мной не общаются, - рассказывает он, - но я привык, и поэтому все свое внимание посвящаю своим животным - кошке и собаке».

Основное большинство опрошенных считает, что ведет обычный образ жизни, и мечтает о семье, детях, путешествиях, достижениях. Причем, притязания зачастую несоизмеримы с возможностями их здоровья. В частности, Дима мечтает о «Мерседесе», доме в Подмосковье, создании своей семьи, хочет побывать в Париже. Он никогда не задумывался, сможет ли он когда-либо получить водительские права, и на какие средства он будет содержать свой дом, семью.

Алексей, 23 года. До 8-го класса учился в обычной школе, пока не начались серьезные проблемы со здоровьем. Долгое время посещает Центр дневного пребывания, где занимается вышиванием. Нигде больше он не бывает. Кроме сверстников в центре, общается также со знакомой пожилой женщиной, проживающей по соседству, скрашивая ее досуг и помогая с покупками в магазинах. Считает, что ведет самый обычный образ жизни, как и все люди. Он мечтает о любимой девушке и семье. Своей жизнью доволен, и поводов для огорчения не видит («Солнце, небо - столько предлогов для радости!»).

Сергей. Никогда не был в кинотеатре. Мечтает о путешествиях и своей семье, детях.

Алена. Общается и дружит только с инвалидами. Есть друг (инвалид), за которого мечтает выйти замуж и родить ребенка. Алена помогает с уборкой жилья, ходит в магазин с родителями. В жизни все устраивает и потому Алена ничего менять в ней пока не хочет.

Юля. Любит смотреть телепередачи, слушать музыку, гулять (с собакой), ходить в магазины. Вспоминает, как маленькой довелось побывать в кино, и мечтает сходить еще. Очень нравится один парень из того же клуба для

инвалидов, который она посещает. Мечтает иметь свою семью, выйти замуж, но детей пока не хочет (рано).

Николай. Он мечтает научиться танцевать брейк-данс и побывать в Санкт-Петербурге.

Максим. Считает себя верующим человеком и мечтает служить Богу.

Другие жизненные сценарии наполнены отсутствием каких-либо планов и стремлений. Так, Яна. Она не имеет общения со сверстниками за пределами отделения, но жизнью довольна. Ни к чему иному она не стремится.

С другой стороны, эти молодые люди целями днями предоставлены сами себе, за исключением трех-четырех часов в день, когда заняты творческой, досуговой или иной деятельностью в отделениях дневного пребывания или общественных организациях. Сами опрошенные рады возможности посещать данные организации, быть при деле, иметь общение друг с другом и быть востребованными таким образом. У данных лиц часто нарушены речь, координация движений, имеются двигательные ограничения и т.п. Однако в своей среде их понимают и принимают. В жизни этих людей основополагающими являются семья и друзья, посещающие одно с ними учреждение. Являясь в большинстве случаев талантливыми, способными, усидчивыми людьми, эти молодые люди могли бы приносить пользу обществу, выполняя работу, требующую сосредоточенности, кропотливого труда и усидчивости.

Литература

1. Манецкая Т.И. Молодежь как стратегический ресурс развития современного российского общества // Школа молодого патриота: материалы I Всероссийского молодежного форума, 4-7 октября 2010 г. / отв. ред. С.А. Марков. - Краснодар: Традиция, 2010. - С. 118 - 121.

2. Соболева С.В., Чудаева О.В. Демографический потенциал России как стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности // Проблемы национальной безопасности России в ХХ-ХХ1 вв.: уроки истории и

вызовы современности: материалы межд. науч.-практ. конф., 27-31 мая 2011 г. / отв. ред. С.А. Марков. - Краснодар: Традиция, 2011. - С. 327-329.

3. Викторова Е.Е. Социальная поддержка детей-инвалидов и их семей в Мурманской области // Социальная работа. - 2008. - № 3. - С. 18 - 21.

4. Родичева Е.П. Профориентация подростков с ограниченными возможностями // Социальная работа. - 2008. - № 3. - С. 40 - 41.

Рецензент:

Васильева В.Н., доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры Связей с общественностью и лингвистики Мурманского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.