ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА DIGITAL ECONOMY
Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 22-33. Economic Systems. 2024;17(3(66)):22-33.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 339.162
DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-22-33
Ресурсный потенциал маркетплейсов в национальной экономической системе России
Леонид Сергеевич Орлов
Банк России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Целью научной статьи является теоретическое рассмотрение некоторых научно-прикладных особенностей формирования новой формы розничных и мелкооптовых продаж в национальной экономической системе России на основе поступательного перехода к современным приоритетам потребления и постепенно трансформирующегося жизненного уклада, и технологических способов организации делового оборота. Эти особенности связаны с постановкой важнейших задач исследования, заключающихся в представлении ретроспективы и общего анализа классификационной модели электронной коммерции и торговли, а также разнообразных факторов, подтверждающих специфику и влияние организационной формы маркетплейсов на развитие уровня потребления отдельных слоев населения, качество торгового обслуживания и взаимодействие с органами власти по определенным критериям: степени прозрачности налоговых поступлений в бюджет, информационного сотрудничества с государственными регулирующими структурами на местах, соблюдению норм санитарного благополучия, перспективам пространственного развития данной формы продаж и т. д.
Связанные с задачами исследования основные положения можно представить в следующем виде: переход к новой национальной экономической системе, основанный на кардинальных геополитических изменениях, имеющих объективную основу, и в силу объективных причин усложнение решения ряда социальных задач требует на современном этапе изучения и анализа развития потребительского рынка и новых организационных форм продажи товаров как важнейшего внутреннего фактора, оказывающего влияние на дальнейшее функционирование всего социального комплекса России и уровень народного благосостояния. Постановка данной парадигмы основывается на приоритетах национальных целей развития, определяемых в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
© Орлов Л.С., 2024
до 2030 года и на перспективу до 2036 года», во многом определяющих рассмотрение национальной системы с точки зрения структурного содержания отдельных организационных составляющих, в данном случае элементов, формирующих потребительский рынок.
Результаты исследования, имеющие на данном этапе фундаментально-прикладное значение, основанное на рассмотрении некоторых особенностей новых организационных элементов построения современного каркаса потребительского рынка и формирования отдельных предложений по их совершенствованию, могут использоваться в практической работе органов регулирования и контроля торговой деятельности, а также в учебном процессе среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: мировая экономическая система; потребление материальных благ и услуг, национальные цели развития, электронная коммерция, клиентоцентричность, маркетплейсы, экономическое пространство России
Для цитирования: ОрловЛ.С. Ресурсный потенциал маркетплейсов в национальной экономической системе России // Экономические системы. 2024. Том 17, № 3 (66). С. 22-33. DOI 10.29030/2309-2076-2024-17-3-22-33.
Original article
The resource potential of marketplaces in the national economic system of Russia
Leonid S. Orlov
Bank of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The purpose of the scientific article is a theoretical consideration of some scientific and applied features of the formation of a new form of retail and small wholesale sales in the national economic system of Russia on the basis of a progressive transition to modern consumption priorities and a gradually transforming lifestyle, and technological ways of organizing business turnover. These features are related to the formulation of the most important research tasks, which consist in presenting a retrospective and general analysis of the classification model of e-commerce and trade, as well as various factors confirming the specifics and influence of the organizational form of marketplaces on the development of the consumption level of certain segments of the population, the quality of trade services and interaction with authorities according to certain criteria: the degree of transparency of tax revenues to the budget, information cooperation with local government regulatory agencies, compliance with the norms of sanitary well-being, prospects for the spatial development of this form of sales, etc.
The main provisions related to the research tasks can be presented in the following form: the transition to a new national economic system based on cardinal geopolitical changes with an objective basis, and for objective reasons, the complication of solving a number of social problems, requires at the present stage the study and analysis of the development of the consumer market and new organizational forms of selling goods as the most important internal factor which has an impact on the further functioning of the entire social complex of Russia and the level of national
welfare. The formulation of this paradigm is based on the priorities of the national development goals defined in the Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2024, No. 309 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036», which largely determine the consideration of the national system in terms of the structural content of individual organizational components, in particular in this case, the elements that form the consumer market.
The research results, which are of fundamental and applied importance at this stage, based on the consideration of some features of new organizational elements of building a modern framework of the consumer market and the formation of individual proposals for their improvement, can be used in the practical work of regulatory and control bodies of trade activities, as well as in the educational process of secondary vocational and higher education.
Keywords: world economic system; consumption of material goods and services, national development goals, e-commerce, customer-centricity, marketplaces, economic space of Russia
For citation: Orlov L.S. The resource potential of marketplaces in the national economic system of Russia. Economic Systems. 2024;17(3(66)):22-33. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-202417-3-22-33.
Введение
Современная мировая экономическая система в нынешнем восприятии может быть представлена сложной многовекторной моделью, в основе которой отмечены важнейшие экономические законы, среди них социальный тренд имеет особое значение. В своей совокупности данный императив формирует достаточно прочный фундамент, уходящий корнями в вещественную форму потребления материальных благ и услуг, несмотря на значительные глобальные изменения в сердцевине каркаса, наблюдаемого в последние годы. В общих чертах фундамент этих изменений базируется на постепенной трансформации к кардинально изменяющейся системе внешних политических, экономических, социальных, управленческих и иных приоритетов на этапе долгосрочного межгосударственного взаимодействия.
Данная трансформация связана с геополитическими факторами, основанными на приоритетах полицентричного социально-экономического развития и сопряженности политических взглядов отдельных государств, оказывающими влияние и на становление новых фундаментальных основ в подавляющем большинстве национальных экономических систем. Во всяком случае ранее известная теоретическая база сейчас в очередной раз приобретает наиболее приемлемые формы для современной интерпретации, причем это возможно на многих уровнях: нынешняя эпоха трансформируется в различных направлениях, но главный вектор - приоритет осознания многообразия социально-экономических направлений общественного развития. Думается, хотя и не сразу, но все же данная пара-
дигма в обозримой перспективе должна способствовать продвижению к более высокому социальному уровню для целого ряда государств.
Как было отмечено выше, социальные приоритеты остаются в числе важнейших задач на этапе практически любой общественной трансформации. И в этом, по мнению автора, главное отличие от ранее происходивших трансформаций революционного масштаба, зачастую игнорирующих первоочередные потребности населения и общества в целом. Особенность нынешнего этапа для России, в основе которого лежат необратимые тектонические геополитические изменения, заключается в том, что уже в обозримом будущем должны быть сформированы и обозначены стратегически значимые черты экономического развития, в первоочередном порядке основанные на национальных приоритетах и ресурсах, в том числе в вопросах социальной политики. Начиная с 2018-2020 гг. фундаментальной основой данного процесса следует считать национальные цели развития и прямую ориентацию народнохозяйственного комплекса на реализацию системы нацпроектов [1, 2].
В данном случае главной задачей деятельности государства и развития всей экономической системы является «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» [2], что дает основания рассматривать потребительский рынок в качестве одного из важных составляющих обеспечения задач, поставленных перед всей социальной сферой России. По оценкам экспертов, основанных на данных Росстата, отрасли торговли, общественного (внедомашнего] питания и сферы многочисленных услуг, формирующие базовые условия для удовлетворения потребностей населения, в настоящее время обеспечивают создание около 15% валового внутреннего продукта (ВВП] страны. В данном случае речь можно вести о многофункциональном потребительском комплексе в будущей национальной экономической системе Российского государства. При этом необходимо использовать наиболее эффективные для населения и бизнеса механизмы, способы, формы на этапе продвижения многочисленных товаров и услуг к населению.
Авторские исследования подтверждают актуальность ранее сформулированных в ряде научных прогнозов перспектив продвижения новых форм торговли на рынке товаров и услуг, существенно отличных от организации традиционных продаж: переформатирование происходит более ускоренными темпами, чем это можно было прогнозировать еще 10-15 лет назад и серьезным драйвером которых стали пандемийные ограничения и изменения в поведении целого ряда групп потребителей [3, 4]. Рассматриваемые вопросы снижения темпов развития традиционных форм продаж в пользу электронных форматов и их структуризация сформулированы под различным научно-прикладным аспектом в работах целого ряда авторов, многие из которых до недавнего времени не были известны публичной аудитории. Среди них О.Д. Андреева, Е.А. Боркова, Н.В. Быст-рова, А.Н. Далакова, Г.Г. Иванов, В.В. Жукова, С.Н. Лапшина, М.Л. Калужский, А.Д. Келехсаева, О.А. Кобелев, К.Б. Костин, В.А. Коржов, А.Л. Коданина, А.К. Кочиева, К.А. Максимова, А.Ф. Никишин, М.В. Огородова, М.В. Прохорова, Р.Р. Салихова,
А.В. Соколов, П.В. Шендрик и др. [3-12]. В данных публикациях нашли отражение правовой, организационно-экономический аспекты деятельности электронной торговли, в особенности маркетплейсов, и характерные отличия взаимодействия этого сектора с населением и регулирующими органами. Немаловажное значение для процесса познания широкой аудиторией пользующейся спросом сферы продаж имеют популярные интернет-ресурсы [13-15].
Основная часть
В соответствии с обозначенной тематикой рассмотрим ключевые отличия таких понятий, как электронная коммерция и электронная торговля, по сути, определяющих фундаментальную основу современных форм интернет-продаж. Здесь целесообразно представить в общем виде авторскую классификационную модель электронных форм продаж на рынке товаров и услуг. На основе изучения многочисленных источников и осмысления содержания структурного оформления данной классификации представим общую схему указанной модели следующим образом.
Определение базового контура современных онлайн-продаж связано с понятием «электронная коммерция». Можно отметить, что это всеобъемлющая сфера электронных транзакций и многочисленных операций, представленных различными отраслями, функционирование которых основано на цифровой экономике. Понятие коммерции, в частности электронной, включает значительные объемы деловых операций, масштаб которых постоянно возрастает. Среди них следует отметить торговые и финансовые операции, обмен информацией в электронном формате, продвижение маркетинговых услуг в онлайн-режиме, интернет-банкинг и т. д. Объем только розничных продаж посредством электронной торговли в 2024 г. оценивается более чем в 6,3 трлн долл. США, а уже в 2027 г. составит почти 8,0 трлн долл. США, из которых свыше 70% приходится на Китай и США. Совокупные транзакции других видов электронной коммерции оценить достаточно сложно. И все же некоторые представления о масштабе электронной торговли имеются: в 2023 г. общая стоимость мирового фондового рынка достигла 111 трлн долл. США, что свидетельствует о потенциальном размере общего базового актива для проведения биржевых торговых операций.
Особый интерес в силу своей массовой популяризации занимает электронная торговля товарами и услугами, представленная несколькими известными бизнес-моделями [16]: классические интернет-магазины, первые из которых начали функционировать в России в конце 1990-х гг. и неплохо зарекомендовавшие себя среди разнообразной аудитории покупателей; омниканальные компании, ориентированные на предельно эффективную клиентоцентричность и сопровождение потенциального покупателя вплоть до совершения покупки; сфера трансграничной торговли, в силу целого ряда объективных причин заметно снизившая привлекательность и обороты; и, наконец, система маркетплейсов, оборот которых в настоящий период составляет более половины всех розничных продаж электронных форматов.
Темпы развития системы маркетплейсов, устойчивая популярность у населения и обозначившиеся некоторые проблемы потребовали разработки проекта специального федерального закона [17]. Выход на подобный уровень общественного признания позволяет также позиционировать данную электронную форму продаж в качестве современного технологического сегмента национальной экономической системы, способствующего удовлетворению потребностей населения на основе использования новых подходов в обслуживании.
Несмотря на наблюдаемую множественность определений маркетплейсов как сферы электронной торговли, можно сформулировать некоторую общую теоретико-практическую позицию, заключающуюся в следующем: маркетплейс -это посредническая торговая площадка на основе интернет-платформы, предоставляющая потребителю информацию об отдельных продуктах или услугах третьих лиц. В России данное направление развивается не более двух десятков лет, однако темпы развития свидетельствуют о дальнейших перспективах этой формы продаж.
Применительно к электронной торговле продавцы товаров и покупатели используют также понятие «агрегатор», характеризующее, скорее всего, технологическое сопровождение информации о товарах или услугах, представители которого не привлекаются к рыночной сделке, таким образом принимая важное, однако лишь косвенное участие в процессе электронной торговли. В связи с этим вполне приемлемо мнение П.В. Шендрика [4]: «Агрегатор... является лишь посредником между покупателем и продавцом, он не является участником сделки» (допустим, сайт-площадка «Авито» и др.].
В настоящее время в России сложилась явная олигополия (несовершенная конкуренция], когда, по существу, два крупнейших маркетплейса формируют свыше 80% розничных продаж электронной торговли. В 2023 г. удельный вес в общем обороте продаж можно представить в следующей последовательности: Wildberries - 47%, Ozon - 34,4%, «Яндекс Маркет» - 8,1%, «Мегамаркет» - 6,9%, «Сима ленд» - 1,8%, другие - 1,8% [13]. Аналогичные пропорции отмечаются и по числу поступивших заказов, а также по темпам прироста объемов продаж и посещению сайтов компаний. Тем не менее некоторые изменения в плане возрастания объемов деятельности других известных маркетплейсов постепенно будут способствовать повышению конкуренции на внутреннем российском рынке: с 2020 по 2023 г. продажи на платформе Wildberries возросли в 5 раз, а на «Яндекс Маркет» - более чем в 8 раз [13], что, бесспорно, свидетельствует о популярности этой относительно новой технологической формы розничных продаж среди населения.
Перспективы развития маркетплейсов и всей электронной торговли для различных групп потребителей во многом связаны с решением задач по повышению качества обслуживания. В значительной степени это будет связано и с повышением устойчивости данной сферы потребительского сектора в национальной экономической системе России. Здесь налицо несколько составляющих, на наш взгляд, критически значимых для дальнейшего роста объемов продаж. К этим
условиям можно отнести нацеленность на решение запросов клиентов, так называемое дальнейшее повышение клиентоцентричности данной отрасли услуг, формирование новых моделей взаимодействия с покупателями с учетом технологических новшеств, развитие новых направлений финансовых услуг на основе взаимодействия с банковским сектором, нацеленность на пространственное развитие, иными словами, активный «поход в регионы».
В нынешнем трансформирующемся мирохозяйственном укладе и быстро меняющейся ситуации на локальных рынках важно также не упустить возможность экспорта собственных услуг через национальные площадки и их аналоги за рубежом. Это касается и деятельности маркетплейсов как представителей относительно нового технологического направления в системе электронной торговли. Можно с выгодой использовать объективно наметившееся расчленение оформленного в предыдущие годы в транснациональном формате рынка мировой торговли, требующего в настоящий период значительных конструктивных изменений: в данном случае начинает активно происходить формирование новых центров политического и экономического притяжения. Сущностный формат многих ранее созданных региональных объединений, в своей основе базировавшихся на политических интересах ведущих государств и экономических интересах крупнейших транснациональных корпораций, уже давно не соответствуют потребностям национальных рынков. В этой связи целесообразно использовать экспортные возможности российских маркетплейсов и других электронных форматов для подготовленной зарубежной экспансии.
Сначала акцент должен быть сделан на рынок ЕАЭС, главным образом граничащих с нашей страной Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (протяженность общей сухопутной границы с этими государствами достигает 8456,5 км], для чего имеются соответствующие возможности через налаженные логистические цепочки, сортировку товаров, повышающие эффективность выхода на конечного потребителя [16]. Далее просматривается постепенный тренд в сторону приобретателей услуг в других странах СНГ, а затем, возможно, и в ряде дружественных государств.
Важным звеном в повышении эффективности электронной торговли и, в частности, маркетплейсов можно считать предоставление каналов для реализации товаров, поступающих по параллельному импорту. Принимаемые в отношении многих государств внешнеэкономические санкции в полной мере подтверждают необходимость переосмысления современного этапа мирового экономического развития и внедрения механизмов, повышающих защиту национального потребительского рынка, но также в определенной степени открывающих доступность к высоким технологиям, поставка которых в ряде случаев происходит по схеме параллельного импорта [18]. Современная электронная торговля в определенной степени способствует минимизации социально-экономических рисков по сокращению ассортиментных потребительских позиций для населения, предоставляя различные площадки для доставки товаров, поступающих по параллельному импорту, тем самым упрощая их приобретение для конечных потребителей.
Прогнозируемый экономический рост в отдельных сегментах бизнеса сферы торговли и услуг в гораздо большей степени, чем ранее, зависит от возможности освоения новых территориальных рынков как на двусторонней основе, так и через использование раннее сложившихся контактов в формате международных экономических объединений, о чем упоминалось выше. При этом способы завоевания этих рынков и стимулирование внешнего спроса могут быть чрезвычайно разнообразны, а иногда не всегда объяснимы с точки зрения классических подходов. Такие выводы в целом характерны и для системы маркет-плейсов, учитывая их гибкость и маневренность к различного рода изменениям конкурентной среды.
Для формирующейся национальной экономической системы на современном этапе мировой трансформации особое значение приобретает решение социальных проблем, в последние 15 лет в нашей стране относимых к разряду первостепенных. Известно, что ранее их положительный тренд рассматривался, как правило, через призму макроэкономической стабильности и сопутствующего ей экономического роста, и это, действительно, определяет главенствующую парадигму в решении социальных задач. Однако сейчас важно иметь в виду и процессы преобразования форм торговли применительно к технологическому статусу современного общества и новым запросам относительно требований к удобству на этапе обслуживания: разнообразию ассортимента, транспортной и пешеходной доступности пунктов выдачи заказов (ПВЗ), упрощенной системе платежей и т. д. Маркетплейсы как новая форма продаж в целом справляются с этим задачами.
Тем не менее разработанный для рассмотрения проект федерального закона о торговле через маркетплейсы [17] дает основания полагать, что имеющиеся вопросы по отдельным направлениям дальнейшего развития этой формы продаж, включая взаимодействие между участниками цепочки доставки товаров конечным потребителям, а также с государством и населением, будут урегулированы. Этому должны способствовать процесс обсуждения законопроекта и взвешенное взаимодействие различных заинтересованных сторон: правительства страны, Банка России, Торгово-промышленной палаты РФ, а также Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), ряда других общественных организаций и объединений предпринимателей. В указанном документе просматривается желание наладить договорную взаимосвязь между правообладателем маркет-плейсов, продавцами товаров и собственниками пунктов выдачи заказов (ПВЗ), но, кроме того, сделать всю схему делового оборота более прозрачной для государства и понятной для потребителей, в особенности для устранения чрезмерной волатильности цен товаров для конечных потребителей [17].
Построение новой экономической системы национального развития, кроме перехода к политике многополярного мира, связано также с необходимостью устранения заметного отставания насыщенной разнообразными ресурсами России от темпов роста новаций для повышения качества торгового обслуживания населения, включая различные формы продаж и сопутствующих услуг, предоставляемых на региональном уровне. Постепенно привлекательность маркет-
плейсов, их потенциальный ресурс возрастают в региональном тренде, однако ситуация продолжает оставаться достаточно проблемной для малых городов и сельских населенных пунктов страны.
В 2024 г., по оценке экспертов, в России использование мобильного интернет-ресурса в общем интернет-трафике составляет 42,7%, а в структуре мирового потребления - около 60%. Именно через данный мобильный ресурс, как правило, осуществляется взаимодействие населения с системой заказа товаров и услуг через маркетплейсы. Здесь присутствуют вполне объективные сдерживающие факторы, связанные с размерами пространства, крайне сложной доступностью отдельных мест проживания населения, их удаленностью от центров формирования заказов и т. д. Предположительно в течение ближайших нескольких лет данная проблема будет успешно решена.
Кроме пространственных проблем, важным элементом ограничения процесса продвижения различных видов электронной торговли является возрастная структура населения в сельской местности и сложившиеся предпочтения в выборе организационных способов обслуживания на этапе реализации запросов отдельных социальных групп, в частности устойчивый приоритет традиционной формы продаж. Данные обстоятельства являются сдерживающим фактором развития электронной торговли в сельских регионах, в том числе через участие в процессе приобретения товаров посредством маркетплейсов.
Современное и будущее осознание необходимости подобной социальной трансформации в национальной системе России связано также с выполнением условий для решения двух взаимосвязанных задач, в первую очередь на региональном уровне. Имеются в виду: 1] рост денежных доходов населения, сопутствующих покупательской активности, более высоким требованиям потребителей, с одной стороны, и повышению качества обслуживания представителями бизнеса - с другой; 2] приемлемая цифровая технологическая доступность для оказания различного рода услуг в электронном формате в пределах экономического пространства России.
Положительное восприятие рынком подобного рода условий оказывает влияние на устойчивую динамику розничного оборота и, следовательно, повышение уровня народного потребления, отмечаемого в 2023-2024 гг. [19, 20]. Перспективы дальнейшего совершенствования деятельности системы маркетплейсов в значительной степени определяются именно этими условиями поступательного развития всей электронной торговли.
Заключение
В настоящей статье представлены важнейшие отличительные характеристики активно продвигающегося современного сегмента электронной коммерции - сферы так называемых маркетплейсов, раскрываются их перспективы и положительное влияние на развитие потребительского рынка и торговли в экономической системе России. В данном случае можно свидетельствовать о формировании новой устойчивой формы организации розничных продаж для
будущих поколений. Данный вывод подтверждается высокими темпами прироста этого сектора интернет-торговли и положительным влиянием на общий показатель развития товарооборота в последние годы. Однако необходимо отметить, что имеются вполне очевидные проблемы в вопросе доступности данного вида интернет-ресурсов в пределах национального пространства и продвижения вглубь территории страны, проблемы устранения чрезмерной ценовой волатильности, а также необходимость повышения уровня обслуживания на основе урегулирования отдельных организационных вопросов во взаимоотношениях с собственниками пунктов выдачи заказов. Важным фактором достижения устойчивой легитимности действующей сферы маркетплейсов можно считать предвидение «узких» мест в налоговой сфере и купирование возможных рисков. Этому будет способствовать принятие федерального законодательного акта о торговле через маркетплейсы.
Список источников
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 09.05.2024).
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309. URL: https://docs.cntd.ru/document/1305894187 (дата обращения: 09.05.2024).
3. Маглинова Т.ГГ Электронная коммерция и торговля // Eœnomy and Business: Theory and Practice. 2022. Vol. 8 (90). P. 153-156.
4. Шендрик П.В. Теоретические основы функционирования маркетплейсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 10 (124). С. 1-8.
5. Андреева О.Д. Роль маркетинга в решении проблем развития мобильной электронной коммерции // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 3. С. 15-27.
6. Быстрова Н.В., Максимова К.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика. 2018. Т. 1, № 7 (33). С. 86-90.
7. Салихова Р.Р. Особенности внедрения элементов электронной торговли традиционными розничными торговыми сетями // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 685-692.
8. Дун Сихуэй. Роль электронной коммерции в международной торговле // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 278-283.
9. Кочиева А.К., Далакова А.Н. Омниканальность как драйвер развития онлайн- и оф-лайн-торговли // Eœnomy and Business: Theory and Practice. 2020. Vol 6 (64). Р. 153-157.
10. Прохорова М.В., Коданина А.Л. Организация работы интернет-магазина. 2-е изд, пе-рераб. и доп. М. : ИТК «Дашков и К°»г 2023. 332 с.
11. Коржов В.А. Современное состояние мирового рынка электронной коммерции: оценка и тенденции развития // Экономические науки. 2023. № 5 (222). С. 48-53.
12. Келехсаева А.Д. Правовое регулирование трансграничной торговли // Частноправовые (цивилистические) науки. 2023. № 10 (103). С. 103-106.
13. https://www.inclient.ru/marketplaces-stats/?ysclid/....82743510 (дата обращения: 09.05.2024).
14. https://Journal.Tinkoff.ru/marketplace (дата обращения: 09.05.2024).
15. https://translated.turbopages.org.....6693а293... (дата обращения: 09.05.2024).
16. Задача компаний - достучаться до каждого уголка нашей страны. URL: https:// iz.ru/1707632/elizaveta-gritcenko/zadacha-kompanii-dostuchatsia-do-kazhdogo-ugolka-nashei-strany (дата обращения: 09.05.2024).
17. Новый проект о торговле через маркетплейсы внесен в Госдуму. URL: https://www. consultant.ru/legalnews/24750 (дата обращения: 09.05.2024).
18. О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы : постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506. URL: https://docs.cntd.ru/document/350112635 (дата обращения: 09.05.2024).
19. Федеральная служба государственной статистики : сайт. URL: https//rosstat.gov.ru (дата обращения: 09.05.2024).
20. Совещание по экономическим вопросам. 26 августа 2024 г. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/74935 (дата обращения: 09.05.2024).
References
1. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 : Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2018 No. 204. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575. (In Russ.).
2. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036 : Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309. URL: https://docs.cntd.ru/document/1305894187. (In Russ.).
3. Maglinova T.G. E-commerce and trade. Economy and Business: Theory and Practice. 2022;8(90):153-156.
4. Shendrik P.V. Theoretical foundations of the functioning of marketplaces. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = International Scientific Research Journal. 2022;10(124):1-8. (In Russ.).
5. Andreeva O.D. The role of marketing in solving the problems of the development of mobile e-commerce. Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin. 2014;(3):15-27. (In Russ.).
6. Bystrova N.V., Maksimova K.A. Electronic commerce and prospects for its development. Innovacionnaya ekonomika = Innovative economy. 2018;1(7(33)):86-90. (In Russ.).
7. Salikhova R.R. Features of the introduction of e-commerce elements by traditional retail chains. Ekonomika, predprinimatel'stvo i parvo = Economics, entrepreneurship and law. 2019;9(4):685-692. (In Russ.).
8. Dong Sihui. The role of e-commerce in international trade. Ekonomika isocium = Economics and Society. 2020;(4(71)):278-283. (In Russ.).
9. Kochieva A.K., Dalakova A.N. Omnichannel as a driver of online and offline trade development. Economy and Business: Theory and Practice. 2020;6(64)):153-157.
10. Prokhorova M.V., Kodanina A.L. Organization of the online store. 2nd ed., reprint. and additional. Moscow : РТС «Dashkov & Co.», 2023. 332 р. (In Russ.).
11. Korzhov V.A. The current state of the global e-commerce market: assessment and development trends. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences. 2023;(5(222)):48-53. (In Russ.).
12. Kelekhsaeva A.D. Legal regulation of cross-border trade. Chastnopravovye (civilisticheskie) nauki = Private law (civil) sciences. 2023;(10(103)):103-106. (In Russ.).
13. https://www.inclient.ru/marketplaces-stats /?ysclid/....82743510. (In Russ.).
14. https://Journal.Tinkoff.ru/marketplace. (In Russ.).
15. https://translated.turbopages.org.....6693а293 .../ (In Russ.).
16. The task of companies is to reach every corner of our country. URL: https://iz.ru/1707632/ elizaveta-gritcenko/zadacha-kompanii-dostuchatsia-do-kazhdogo-ugolka-nashei-strany (In Russ.).
17. A new draft on trading through marketplaces has been submitted to the State Duma. URL: https://www.consultant.ru/legalnews/24750. (In Russ.).
18. On goods (groups of goods) in respect of which certain provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the protection of exclusive rights to the results of intellectual activity expressed in such goods and the means of individualization with which such goods are marked cannot be applied : Decree of the Government of the Russian Federation No. 506 dated 03/29/2022. URL: https://docs.cntd.ru/document/350112635. (In Russ.).
19. Federal State Statistics Service: website. URL: https//rosstat.gov.ru. (In Russ.).
20. Meeting on economic issues. August 26, 2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/74935. (In Russ.).
Информация об авторе / Information about the author
Л.С. Орлов - начальник отдела надзора за субъектами рынка цифровых финансовых активов Банка России.
L.S. Orlov - the head of the supervision Department for the subjects of the digital financial assets market of the Bank of Russia.
Статья поступила в редакцию 04.08.2024; одобрена после рецензирования 18.08.2024; принята к публикации 25.08.2024.
The article was submitted 04.08.2024; approved after reviewing 18.08.2024; accepted for publication 25.08.2024.