Научная статья
Б01: 10.15593/2224-9354/2024.2.16 УДК 330.45/.47:004.77
Н.П. Паздникова, А.С. Малухин
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ: ТРЕНДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Цифровая трансформация экономики, протекающая в последние годы, демонстрирует абсолютно новые возможности для региональной и мировой экономики. Цель статьи - исследовать тенденции и будущие возможности развития электронной коммерции в условиях диджитализации бизнеса. Для логичного исследования были изучены подходы к дефинициям электронная коммерциализация, под которой авторы понимают способ торговли, осуществляемый с использованием информационных систем, и диджитализация - процесс трансформации обычного бизнеса посредством внедрения новейших цифровых технологий. Рассмотрена и проанализирована актуальная статистика за последние пять лет мировой и региональной экономики в сфере электронной торговли по ключевым показателям: численность населения территории, количество интернет-пользователей, доля продаж онлайн-операций в общем объеме продаж страны, объемы электронной розничной продажи, доля электронной коммерции в розничных продажах, доход от розничной электронной коммерции основных игроков, ключевые маркетплейсы. Определены основные тенденции, с которыми сталкиваются онлайн-магазины, бизнес, покупатели и другие участники рынка электронной коммерции. К ключевым тенденциям авторы относят следующие: постоянный рост конкуренции между мировыми игроками, странами и регионами внутри страны, быстрое развитие и диджитализация технологий, изменение постоянно растущего потребительского спроса и изменение востребованности секторов онлайн-операций, лидерство по объемам продаж в сети Интернет принадлежит Китаю и другие тенденции. Авторами обобщены основные тренды и тенденции современного диджитализированного рынка электронной торговли, построена и охарактеризована мировая и региональная динамика е-коммерции за последние пять лет.
Ключевые слова: электронная коммерция, диджитализация, мировая и региональная экономика, ритейл, онлайн-платформа, маркетплейс.
Последнее десятилетие демонстрирует значительное увеличение объемов электронной коммерции во всем мире. В связи с появлением пандемии С0УГО-19 электронная коммерция стала еще более актуальной, и покупки, продажи товаров, услуг через интернет все сильнее стали набирать обороты в силу удобства и эффективности. Именно диджитализация бизнеса и популяри-
© Паздникова Н.П., Малухин А.С., 2024 Паздникова Наталья Павловна - д-р экон. наук, профессор кафедры государственного управления и истории ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», профессор кафедры предпринимательства и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, е-mail: [email protected].
Малухин Алексей Станиславович - студент кафедры предпринимательства и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь, е-mail: [email protected].
зация онлайн-платформ открывают новые возможности как для покупателей, так и для продавцов. Кроме того, диджитализация позволяет осуществлять торговлю в условиях расширенной географии и временного интервала.
По мнению многих экспертов, современная электронная коммерция - это не просто возможность покупать или продавать товары, услуги в интернете, но это еще и реальный бизнес, который направлен на получение доходов и удовлетворение потребностей клиентов.
Многие российские эксперты и ученые развитие электронной коммерции отражают в своих трудах. В частности, Л.Л. Нескороженная и Ю.О. Шкригун большое внимание уделяют дефиниции «электронная коммерция», которую отождествляют с «электронной торговлей»[1, с. 18; 2, с. 320]. Такое же мнение было представлено и у первопроходца в исследовании данной темы - Дэвида Козье [3].
Однако Л.П. Гаврилов определяет электронную коммерцию как «коммерческие сделки, обладающие стандартизацией и базирующиеся на инновационных информационных технологиях» [4, с. 234].
И.Б. Стукалова в своих трудах наибольшее внимание уделяет исследованию основных тенденций и угроз е-коммерции. По мнению автора, должна присутствовать определенная иерархия взаимосвязанных понятий «электронный бизнес» - «электронная коммерция» - «электронная торговля» [5, с. 39]. Близкого мнения придерживается и М.А. Медведева [6, с. 56].
А.Ю. Засенко сосредоточился на проблеме интеграции России в мировой рынок электронной коммерции [7, с. 8].
Таким образом, исследования дефиниции «электронная коммерция» стали проводиться в конце XX столетия и продолжаются по сей день. Однако единых суждений относительно экономической сущности данной категории нет.
Отметим, что достаточно подробные исследования проводили отдельные частные компании и аналитические группы: «Activate» [8], «Statista» [9], «We Are Social UK» [10]. По данным отчетам упомянутых групп, большинство потребителей ожидают, что они сохранят свои расходы на технологии и средства массовой информации, а взрослые с домашним хозяйством (с доходами выше 100 тыс. долл.) увеличат свои расходы. Это доказывает возрастающие потребности людей в электронной коммерции в будущем. Кроме того, рост ежедневного времени, проводимого с технологиями и средствами массовой информации, с момента всплеска заболеваемости COVID-19 сохранился и будет расти (рис. 1).
Будущая востребованность электронной коммерции очевидна и четкое понимание данного термина позволит осуществлять электронную торговлю без особых рисков. Поэтому в российской практике многие обращаются к ГОСТ Р 51303-2013. В данном документе электронная коммерция рассматривается как электронная торговля и дается следующее трактование термина: «... форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных процедур» [11].
Рис. 1. Средняя ежедневная внимательность технологий и СМИ на одного взрослого в возрасте 18+, ч
Следовательно, несмотря на достаточное количество трудов, связанных с исследованиями указанной проблематики, требуется дальнейшее углубление отдельных аспектов, поскольку рынок электронной коммерции постоянно развивается быстрыми темпами и требования к участникам постоянно меняются.
Целью исследования является изучение основных тенденций развития глобальной электронной коммерции в условиях диджитализации и анализ структуры мирового рынка е-торговли.
Так, термин «электронная коммерциализация» широко употребляется в научной литературе. Однако большинство специалистов склоняются к тому, что электронная коммерция (e-commerce) - это отношения, возникающих при совершении сделок в отношении товаров и услуг, осуществляемые с использованием информационно-телекоммуникационных систем и направленные на получение прибыли для бизнеса.
Процесс трансформации обычного бизнеса посредством внедрения новейших цифровых технологий (диджитализация) обусловлен быстротой развития технологий и ростом популярности интернета. При этом условия диджита-лизации бизнеса таковы, что диджитализация рассматривается прежде всего как ключевой фактор изменений в сфере труда и производства. И надо четко представлять те этапы, которые нужно пройти при цифровой трансформации: анализ ситуации, анализ конкурентов, проектирование целевого бизнес-процесса, использование готовых решений. Кроме того, надо представлять те инструменты, которые будут использоваться из всего многообразия имеющихся: облачные сервисы, программы для удаленного управления проектами, виртуальные АТС системы, СИМ-системы и др.
Рассматривая же особенности использования е-коммерции в развитых странах, можно заметить, что данное развитие основано на увеличении операций, проводимых онлайн, на существенном росте количества онлайн-покупателей, на
использовании предприятиями новейших технологий, на модернизации IT, на внедрении электронных денег, а также на существенном росте использования мобильных устройств при осуществлении различных операций.
Важные факторы развития и эффективности деятельности участников электронной коммерции - это уровень интернет-доступа, логистическая налаженность процесса доставки, удобства предлагаемых сервисов и др.
Согласно отчету о состоянии цифровой сферы «Digital 2023», подготовленного компаниями We Are Social и Hootsuite, по состоянию на октябрь 2023 г. население мира превысило 8,01 млрд чел. Из них интернет-пользователей насчитывается 5,16 млрд чел., т.е. 64,4 % всего населения мира сейчас подключено к интернету [12] (рис. 2).
Рис. 2. Число интернет-пользователей, млрд чел.
В 2022 г. доля интернет-пользователей составляла 62,5 % (или 5,06 млрд чел.), что доказывает рост мировой онлайн-торговли.
При этом большая доля продаж в мире приходится на онлайн-операции в секторах медиа, спортивных товаров, электроники, мебели, а также одежды, средств личного ухода, еды, напитков.
В связи с ростом интернет-пользователей растут и объемы электронной розничной торговли.
Динамика мировой розничной электронной коммерции представлена на рис. 3.
Так, в 2022 г. розничные онлайн-продажи в мире составили 5,42 трлн долл. В то же время в 2023 г., по прогнозу немецкой статистической компании 81аЙБ1а, их прогнозное значение будет около 5,9 трлн долл. [13].
Кроме того, по данным платформы Б1аЙ81а, в 2022 г. доля электронной коммерции в общем объеме глобальных розничных продаж составляла 20 % и в 2023 г. - 23 % (рис. 4).
020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202025302020202020202020202020202020202020202
Рис. 3. Объемы электронной розничной продажи, млрд долл. США
Рис. 4. Доля электронной коммерции в розничных продажах, %
Относительно российского объема электронной розничной продажи: по данным РАЭК, объем интернет-торговли в России за 2023 г. вырос на 35 % в сравнении с 2022 г. и достиг 15,4 трлн руб. В перечень самых популярных категорий электронных продаж вошли: мебель и товары для дома (16,7 %), одежда и обувь (15,3 %), продукты питания (12,2 %), товары для красоты и здоровья (8,1 %) [14].
В целом российские тенденции развития онлайн-торговли близки к мировым. Однако именно основные мировые игроки закладывают тренды электронной коммерции и влияют на правила торговли для целых континентов и стран.
В тройку стран-лидеров в 2022-2023 гг. по доле торговли вошли Китай, Южная Корея и Великобритания (рис. 5).
Безусловным лидером интернет-продаж является Китай. Его показатели в 2022-2023 гг. достаточно внушительны: численность населения превышает 1 млрд 425 млн чел., проникновение интернета 73 %, доля интернет-торговли
31023002029153902331023002029102320231238948539102320231238923539102322390238923300202322390238923300202322390233102300202912390233102300202912332023123892353912332023123
11,7 % от ВНП страны, доля электронной коммерции в целом торговли Китая составляла 55,6 %, объем интернет-торговли 2, 135 трлн долл.
Рис. 5. Топ-10 стран с самым высоким процентом розничных электронных продаж в 2022-2023 гг., %
По объему интернет-торговли Китай превосходит США в 3,5 раза [15].
Итак, заметно, что лидером по объемам продаж в интернете по статистике является Китай. В Китае расположены ряд ведущих компаний электронной коммерции, такие как Alibaba Group, которая управляет такими великанами интернет-магазинами, как AliExpress, Taobao, Pinduoduo и JD.com.
Если рассматривать развитие мировой электронной коммерции по мировым регионам, то Азиатско-Тихоокеанский регион впечатляет своими темпами и масштабами (рис. 6).
Китай и Южная Корея - это ведущие рынки электронной коммерции в Азиатско-Тихоокеанский регионе и мире. На них приходится значительная доля общего объема розничных онлайн-продаж в мире. Япония - еще один активный рынок электронной коммерции данного региона, где 71 % страны осуществляют покупки онлайн [16].
В последние годы электронная торговля приобрела популярность и в Юго-Восточной Азии. По прогнозам Statista, рынок электронной коммерции в Юго-Восточной Азии в период 2019-2025 гг. возрастет в 4 раза. Ожидается, что в 2023 г. в Азии будет общий доход от розничной электронной коммерции -более 2 трлн долл.
Второй по величине доход от онлайн-магазинов будет получен в Америке, примерно 1,1 трлн долл. Доход от электронной коммерции в Африке останется самым маленьким в мире - около 40 млрд долл. ЮНСИТРАЛ высказы-
020202020202020202020202020202020202020202020202020202020223910202020202020202020202020202
вает мнение о том, что только в рамках развития правовых основ возможно развитие международной электронной торговли [17].
Азия
Америка
Европа
Австапия и Океания
I 2055
1 1137
1 722,4
| 49
| 40,2
О
500
1000
1500
2000
2500
Рис. 6. Мировой доход от розничной электронной коммерции в 2023 г. по мировым регионам, млрд долл.
В 2022 г., по данным Activate Consulting, крупнейшими игроками рынка электронной коммерции в мире стали Alibaba (24 %), Amazon (13 %), JD.com (10 %), Pinduoduo (7 %), eBay (2 %) и др.
Российский рынок электронной коммерции старается идти в том же векторе, что и лидеры. С разработки ГОСТа для маркетплейсов и в рамках Закона «О защите прав потребителей», количество продавцов на маркетплейсах в России на конец декабря 2023 г. увеличилось [18]. Основным лидером по количеству новых продавцов стал маркетплейс «Мегамаркет», далее идут «Яндекс Маркет», Ozon, Wildberries. Аутсайдерами стали маркетплейсы KazanExpress и AliExpress, где число новых продавцов стало меньше на 7 и 27 % соответственно. При этом наибольший рост количества активных пользователей зафиксирован в Чеченской Республике (за 5 лет рост составил 121 %). Не отстают Дагестанская Республика, Ленинградская область и Ульяновская область. Возраст участников электронной коммерции - 35-59 лет [19, 20].
Таким образом, электронная коммерция является чрезвычайно актуальной в современном мире, где интернет играет важную роль в экономической и социальной жизни людей, в региональной и мировой экономике.
Во-первых, электронная коммерция обеспечивает удобный и доступный способ покупки и продажи товаров и услуг в режиме онлайн, что позволяет предпринимателям заниматься бизнесом без географических ограничений,
а клиентам - совершать покупки в любое время и из любого места с доступом в интернет [21, с. 68; 22, с. 16].
Во-вторых, электронная коммерция меняет условия труда людей, а также их производительность.
В-третьих, открывает новые возможности для предпринимателей и потребителей - открытый доступ к большому ассортименту и количеству товаров, услуг.
В-четвертых, предоставляет возможность сравнения цен и качественных характеристик товаров, услуг, возможность совершения покупок с любой точки мира, а также возможность получения персонализированной рекламы и предложений.
В-пятых, быстрый рост электронной коммерции можно объяснить многими причинами, а главным толчком стал COVID-19.
Доказательным преимуществом развития электронной коммерции является тот факт, что в 2022 г. на электронную коммерцию приходилось 20 % мировых розничных продаж, в то время как пять лет назад этот показатель составлял лишь 12 %. Другими словами, пространство электронной коммерции становится все более массовым [23, 24]. Пока передовые места в развитии электронной коммерции принадлежат Китаю, так как именно его маркетплейсы являются самыми известными во всем мире [25, с. 25]. Самыми большими маркетплейсами на мировом рынке электронной коммерции в региональном разрезе является именно китайские онлайн-платформы Alibaba, JD.com, Pinduoduo. В 2022 г. их суммарная доля составила 41 %. Значительно меньшая доля (18 %) приходится на американские онлайн-платформы, однако они также занимают значимое место и делают некий вклад в развитие мировой е-коммерции.
Безусловно, есть достаточное количество проблем, связанных с развитием рынков электронной коммерции, однако получаемый высокий доход и удобство для участников затмевают возникающие проблемы, которые решаются опять же с помощью цифровых технологий.
Список литературы
1. Нескороженная, Л. Л. К вопросу определения понятий «электронный бизнес», «электронная коммерция», «электронная торговля» / Л.Л. Нескороженная // Научные заметки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - 2023. - № 5. - С. 17-21.
2. Шкригун, Ю.А. «Электронный бизнес», «электронная коммерция» и «электронная торговля»: отличия и особенности / Ю.А. Шкригун // Управление экономикой: теория и практика. - 2022. - № 12. - С. 312-325.
3. Козье, Д. Электронная коммерция: пер. с англ. / Д. Козье. - М.: Русская редакция, 1999.- 288 с.
4. Гаврилов, Л.П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов / Л.П. Гаврилов. - М.: Юрайт, 2023. - 579 с.
5. Стукалова, И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы [Электронный ресурс] / И.Б. Стукалова // Теоретическая и прикладная экономика. - 2021. - № 4. - С. 29-40. - URL: https://nbpublish.com/ li-brary_read_article.php?id=36909 (дата обращения: 09.01.2024).
6. Медведева, М.А. Электронный бизнес. Часть 1: учеб. пособие / М.А. Медведева, М.А. Медведев; Урал. федер. ун-т, ЭБС АСВ. - Екатеринбург, 2016. - 108 c.
7. Засенко, А.Ю. Предпосылки и перспективы Интеграции России в мировой рынок электронной коммерции [Электронный ресурс] / А.Ю. Засенко // Причерноморские экономические студии. - 2021. - № 20. - С.5-9. - URL: http://bses.in.ru/journals/2021/20_2021/3.pdf (дата обращения: 30.11.2023).
8. Activate Tech & Media Outlook 2023. Activate Consulting. - URL: https://www.visualcapitalist.com/wp-content/uploads/2022/11/Activate-Technology-and-Media-0utlook-2023.pdf (accessed 04 December 2023).
9. Saeed, Fayyaz. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products / Fayyaz Saeed // Paper prepared for the 16th Conference of IAOS OECD Headquarters, Paris, France, 19-21 September 2018: Globalization: Country case studies. - URL: https:// www.oecd.org/iaos2018/ programme/IAOS-OECD2018 _Fayyaz.pdf (accessed 12 December 2023).
10. Digital 2022: another year of bumper growth. We Are Social. - URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (accessed 01 December 2023).
11. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655/ (дата обращения: 06.01.2024).
12. DIGITAL 2023: глобальный обзорный отчет [Электронный ресурс]. -URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (дата обращения: 06.01.2024).
13. Электронная коммерция в мире-статистика и факты [Электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com/ (дата обращения: 02.12.2023).
14. Интернет-торговля. Рынок России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru /index.php/ (дата обращения: 06.01.2024).
15. Интернет-торговля в России 2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://datainsight.ru /sites/default/files/DI_eCommerce_Russia_2022_0.pdf (дата обращения: 06.01.2024).
16. Страны с наибольшими возможностями онлайн-продаж в 2022 году [Электронный ресурс]. - URL: https://blog.saleslayer.com/countries-with-most-opportunities-for-online-sales#asia (дата обращения: 03.12.2023).
17. Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Новости [Электронный ресурс]. - URL: https://uncitral.un.org/en (дата обращения: 01.12.2023).
18. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021). - URL: http://www.consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 23.04.2023).
19. Интернет-доступ. Рынок России и СНГ [Электронный ресурс]. - URL: https://www. tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 03.12.2023).
20. Официальный сайт Национальной ассоциации дистанционной торговли. - URL: http://ecomrussia.ru/dlya-biznesa/ issledovaniya/ (дата обращения: 01.12.2023).
21. Кащенко, Е.Г. Онлайн-торговля как современный способ продаж / Е.Г. Кащенко, С.А. Мельникова // Вестник магистратуры. - 2015. - № 7(46). -
C. 67-70.
22. Бурдинский, А. Перспективы развития рынка финансовых Интернет-услуг / А. Бурдинский // Мир электронной коммерции. - 2010. - № 3. - С. 16-23.
23. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. - М.: Финансы, учет, аудит, 2013. - 225 с.
24. Тяпухин, А.П. Логистика: учеб. / А.П. Тяпухин. - М.: Юрайт, 2013. -568 с.
25. Digital infrastructures and urban governance / S. Barns, E. Cosgrave, M. Acuto,
D. Mcneill // Urban Policy and Research. - 2017. - Vol. 35, no. 1. - P. 20-31.
References
1. Neskorozhennaia L.L. K voprosu opredeleniia poniatii "elektronnyi biznes", "elektronnaia kommertsiia", "elektronnaia torgovlia" [On the issue of defining the concepts "electronic business", "electronic commerce", "electronic commerce"]. Nauchnye zametki Instituta zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii, 2023, no. 5, pp. 17-21.
2. Shkrigun Iu.A. "Elektronnyi biznes", "elektronnaia kommertsiia" i "elektronnaia torgovlia": otlichiia i osobennosti ["E-business", "e-commerce" and "e-trading": Differences and features]. Upravlenie ekonomikoi: teoriia i praktika,
2022, no.12, pp.312-325.
3. Kozier D. Electronic commerce (Russ. ed.: Koz'e D. Elektronnaia kommertsiia. Moscow, Russkaia redaktsiia, 1999, 288 p.).
4. Gavrilov L.P. Elektronnaia kommertsiia [E-commerce]. Moscow, Iurait,
2023, 579 p.
5. Stukalova I.B. Perspektivy razvitiia elektronnoi torgovli: vozmozhnosti i ugrozy [Prospects for the development of e-commerce: Opportunities and risks]. Teoreticheskaia i prikladnaia ekonomika, 2021, no. 4, pp. 29-40, available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36909 (accessed 09.01.2024).
6. Medvedeva M.A., Medvedev M.A. Elektronnyi biznes. Chast' 1 [Electronic business. Part 1]. Yekaterinburg, 2016, UrFu, EBS ASV, 108 p.
7. Zasenko A.Iu. Predposylki i perspektivy Integratsii Rossii v mirovoi rynok elektronnoi kommertsii [Prerequisites and prospects for Russia's integration into the global e-commerce market]. Prichernomorskie ekonomicheskie studii, 2021, no. 20, pp. 5-9, available at: http://bses.in.ru/journals/2021/20_2021/3.pdf (accessed 30.11.2023).
8. Activate tech & Media outlook 2023. Activate Consulting. Available at: https://www.visualcapitalist.com/wp-content/uploads/2022/11/Activate-Technology-and-Media-0utlook-2023.pdf (accessed 04.12.2023).
9. Saeed Fayyaz. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. Globalization: Country case studies. Proc. of 6th IAOS OECD Headquarters Conf. France (Paris, Sep. 19-21, 2018), available at: https://www.oecd.org/iaos2018/programme/IA0S-0ECD2018_Fayyaz.pdf (accessed 12.12.2023).
10. Digital 2022: Another year of bumper growth. We are social. Available at: https://wearesocial.com/uk/blog/2022/01/digital-2022-another-year-of-bumper-growth-2/ (accessed 01.12.2023).
11. GOST R 51303-2013. Torgovlia. Terminy i opredeleniia [GOST R 513032013. Trade. Terms and definitions]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_167655/ (accessed 06.01.2024).
12. DIGITAL 2023: global'nyi obzornyi otchet [DIGITAL 2023: Global overview report]. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (accessed 06.01.2024).
13. Elektronnaia kommertsiia v mire-statistika i fakty [E-commerce in the world of statistics and facts]. Available at: https://www.statista.com/ (accessed 02.12.2023).
14. Internet-torgovlia. Rynok Rossii [Internet trading. Russian market]. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/ (accessed 06.01.2024).
15. Internet-torgovlia v Rossii 2022 [Online trading in Russia 2022]. Available at: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce_Russia_2022_0.pdf (accessed 06.01.2024).
16. Strany s naibol'shimi vozmozhnostiami onlain-prodazh v 2022 godu [Countries with the greatest online sales opportunities in 2022]. Available at: https://blog.saleslayer.com/countries-with-most-opportunities-for-online-sales#asia (accessed 03.12.2023).
17. The United Nations Commission on International Trade Law. News. Available at: https://uncitral.un.org/en (accessed 01.12.2023).
18. O zashchite prav potrebitelei [On consumer protection]. Federal Law dated 07.02.1992 No. 2300-1 (rev. 11.06.2021), available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_305/ (accessed 23.04.2023).
19. Internet-dostup. Rynok Rossii i SNG [Internet access. Market of Russia and CIS]. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/ (accessed 03.12.2023).
20. Ofitsial'nyi sait Natsional'noi assotsiatsii distantsionnoi torgovli [Official website of the National Distance Trade Association]. Available at: http://ecom-russia.ru/dlya-biznesa/issledovaniya/ (accessed 01.12.2023).
21. Kashchenko E.G., Mel'nikova S.A. Onlain-torgovlia kak sovremennyi sposob prodazh [Online trading as a modern way of sales]. Vestnik magistratury, 2015, no. 7 (46), pp. 67-70.
22. Burdinskii A. Perspektivy razvitiia rynka finansovykh Internet-uslug [Development prospects financial Internet services market]. Mir elektronnoi kommertsii, 2010, no. 3, pp.16-23.
23. Durovich A.P. Marketing v predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Marketing in business]. Moscow, Finansy, uchet, audit, 2013, 225 p.
24. Tiapukhin A.P. Logistika [Logistics]. Moscow, Iurait, 2013, 568 p.
25. Barns S., Cosgrave E., Acuto M., Mcneill D. Digital infrastructures and urban governance. Urban Policy and Research, 2017, vol. 35, no. 1, pp. 20-31.
Оригинальность 94 %
Поступила 25.01.2024 Одобрена 19.02.2024 Принята к публикации 27.05.2024
N.P. Pazdnikova, A.S. Malukhin
GLOBAL AND REGIONAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE UNDER DIGITALIZATION
The digital transformation of the economy in recent years has presented entirely new opportunities for both global and regional economies. This article aims to explore trends and future opportunities for the development of e-commerce within the context of business digitalization. To conduct a logical and coherent study, various approaches to defining electronic commerce and digitalization were examined. The authors define electronic commerce as a method of trade conducted using information systems, and digitalization as the process of transforming traditional business practices through the adoption of the latest digital technologies. Statistics of the past five years related to global and regional e-commerce economies were reviewed and analyzed based on key indicators: population, number of Internet users, share of online transactions in total sales, volume of electronic retail sales, share of e-commerce in retail sales, retail e-commerce income of major players, and key marketplaces. The main trends affecting online stores, businesses, buyers, and other participants in the e-commerce market were identified. Key trends include:
- the constant increase in competition among global players, countries, and regions,
- the rapid development and digitalization of technologies,
- changes in ever-growing consumer demand and the demand for various sectors of online transactions,
- China's leadership in online sales volumes.
The authors summarized these trends and outlined the primary tendencies of the modern digitalized e-commerce market. They also mapped and characterized the global and regional dynamics of e-commerce over the past five years.
Keywords: e-commerce, digitalization, global and regional economy, retail, online platform, marketplace.
Natalia P. Pazdnikova - Doctor of Economics, Professor, Department of Public Administration and History, Perm National Research Polytechnic University; Professor, Department of Entrepreneurship and Economic Security, Perm State National Research University, Perm, e-mail: [email protected].
Aleksei S. Malukhin - Undergraduate Student, Department of Entrepreneurship and Economic Security, Perm State National Research University, e-mail: [email protected].
Received 25.01.2024 Accepted 19.02.2024 Published 27.05.2024
Финансирование. Исследования выполнены при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (проект № Р8КМ-2024-0005).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов равноценен.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Паздникова, Н.П. Тенденции развития электронной коммерции в условиях диджита-лизации: тренды региональной и мировой экономики / Н.П. Паздникова, А.С. Малухин // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 216-228.
Please cite this article in English as:
Pazdnikova N.P., Malukhin А^. Global and regional trends in the development of e-commerce under digitalization. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 216-228 {In Russ).