Научная статья на тему 'Ресурсные группы и их роль в консолидации российского общества'

Ресурсные группы и их роль в консолидации российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
379
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орехова И. М.

В статье идёт речь о различных возможностях работника адаптироваться в сложных экономических условиях. Мы остановились на двух из них: рыночном характере полученной профессии (менеджеры); высоком образовательном уровне (не ниже среднего специального образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсные группы и их роль в консолидации российского общества»

№ 2(23), 2011 г.

ОРЕХОВА И. М.

РЕСУРСНЫЕ ГРУППЫ И ИХ РОЛЬ В КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА1

Аннотация: В статье идёт речь о различных возможностях работника адаптироваться в сложных экономических условиях. Мы остановились на двух из них: рыночном характере полученной профессии (менеджеры); высоком образовательном уровне (не ниже среднего специального образования).

Ключевые слова: социальная структура, рынок труда, уровень образования, адаптация, социальная группа.

Существуют различные возможности работника адаптироваться в сложных экономических условиях. Мы остановимся на двух из них: во-первых, рыночном характере полученной профессии; во-вторых, высоком образовательном уровне.

Иначе говоря, речь пойдет о социальных группах, которые могут быть определены как адекватные по отношению к нынешним экономическим реалиям.

Рынок труда в настоящее время можно разделить на две профессиональные группы: в первую входят профессии, которые обслуживают отношения частной собственности; во вторую - профессии, обслуживающие государственную собственность. Спрос на специалистов в этих группах различен. В первой группе спрос на профессии рыночного типа высок, но круг их ограничен, поскольку институт частной собственности в России охватывает далеко не все сферы экономики. Во второй группе специализация востребованных профессий много шире, но эта сфера деятельности часто не устраивает самих специалистов в силу ряда причин, в основном, конечно, материальных. В сложившейся докризисной экономической ситуации существовали профессии, пользующиеся постоянным и устойчивым спросом в обоих секторах экономики. Одной из таких профессий была профессия «менеджер».

В литературе существуют различные точки зрения относительно определения понятия «менеджер». На первый план в этих определениях выдвигаются разные критерии: отношение к власти, контроль производственного процесса, управление людьми и т.п. Общим в этих определениях является то, что менеджеры - это наемные работники [1]. Здесь менеджеры рассматриваются именно с этой точки зрения. «Менеджеры» - профессия, безусловно, рыночного типа. Ее обладатели не испытывали затруднений при устройстве на работу. Более того, они могли себе позволить выбирать место работы. Можно предположить, что именно рыночный характер приобретенной профессии в значительной степени определил существенные отличия представителей этой профессиональной группы в профессиональной деятельности, материальном и общественном положении.

Чтобы сравнить различные аспекты профессиональной деятельности менеджеров и представителей других профессиональных групп в исследовании РОМИР мониторинг (проект 240910) менеджеры были выделены в одну профессиональную группу, а остальные респонденты составили другую. Анализ материалов исследования позволил сделать вывод о том, что группа «менеджеры» отличается от другой профессиональной группы прежде всего своим экономическим поведением: они занимают ярко выраженную активную позицию не только в профессиональном отношении, но и в решении всех насущных жизненных проблем.

Основу профессиональной группы менеджеров составляют люди в возрасте от 18 до 44 лет (74,5%), имеющие высокий уровень образования (56,2% - высшее; 28,7% - среднее специальное). Т.е. они с полным правом могут считаться профессионалами достаточно высокого уровня. В этой профессиональной группе наблюдается преемственность в области образования - две трети родителей опрошенных менеджеров (65,7% отцов и 62,9% матерей) также имели высокий уровень образования. Поэтому можно предположить, что хорошее образование для данной группы респондентов является определенной жизненной ценностью и осознанным выбором.

В первую очередь именно уровнем образования менеджеры отличаются от представителей другой профессиональной группы. В этой группе в два раза меньше тех, кто имеет среднее специальное образование, и в три раза тех, кто имеет высшее. Анализ данных показал: если есть возможность выбора места работы, профессионалы, как правило, выбирают частное предприятие. Менеджеры не стали исключением: 73,3% из них работают в частном секторе и лишь 19,9% - в государственном.

Статус профессии рыночного типа дает менеджерам определенные преимущества, но при этом налагает и некоторые ограничения, поскольку, как было отмечено выше, институт частной собственности в России

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 11-03-00231а.

79

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

охватывает далеко не все сферы экономики. Поэтому деятельность менеджеров сосредоточена в наибольшей степени в торговле (31,9%), промышленности (13,1%), средствах массовой информации (7,6%). Можно также отметить транспорт (4,8%) и строительство (4,0%). Другие отрасли экономики представлены совсем незначительно.

Однако, как показывает анализ данных исследования, определенное ограничение поля деятельности менеджеров не делает для них приобретенную профессию менее привлекательной и не препятствует полноценному использованию их высокого квалификационного и образовательного потенциала для успешного профессионального и должностного роста.

Большинство опрошенных менеджеров высоко оценивают престижность своей профессии - средний балл 7 по десятибалльной шкале - и считают, что она дает им возможность занять достаточно высокое место в социальной иерархии общества. 72,1% отнесли себя к среднему слою, 12,4% - к слою выше среднего. К низшим слоям общества не причислил себя практически никто.

Безусловно, такой оценке своего социального статуса способствует то, что большинство менеджеров занимают хорошее служебное положение, имеют возможность для карьерного роста и могут при желании достаточно легко поменять место работы без потери квалификационного уровня и без служебного понижения. Отметим, прежде всего, что почти 60% опрошенных менеджеров (59,4%) имеют в своем подчинении других работников. В числовом отношении распределение таково: имеют в подчинении от 1-го до 5-ти человек -31,9%; от 6-ти до 10-ти - 13,5%; от 11-ти до 20-ти - 5,2%; от 21-го до 50-ти - 4,4%; более 50-ти - 4,4%.

Хотя руководство людьми, как правило, входит в круг обязанностей большинства менеджеров, наличие или отсутствие подчиненных, а также их количество - объективная характеристика достигнутого служебного положения. В данном случае эта объективная характеристика, на наш взгляд, указывает в целом на средний должностной уровень. Этот вывод подтверждают и субъективные оценки опрошенных. Считают, что достигли высокого служебного уровня и не нуждаются в дальнейшем росте 7,2% менеджеров. Однако с точки зрения служебного роста и повышения должностного уровня исследуемая профессиональная группа по оценкам опрошенных менеджеров очень перспективна. 50,6% из них высоко оценивают перспективы своего служебного продвижения, и 24,3% считают их средними. Вообще у подавляющего большинства менеджеров такие перспективы - лучшие или худшие - есть. И лишь у 5,2% перспектив нет и не может быть из-за характера самой работы.

Приобретенная профессия дает менеджерам уверенность в будущем и в случае потери работы. 86,1% уверены, что смогут найти новую работу достаточно легко и быстро.

Представители другой профессиональной группы значительно менее успешны в производственной деятельности. В отличие от менеджеров они в основном работают в государственном секторе (52,4%). Они не считают свою профессию достаточно престижной - средний балл 4,9 по десятибалльной шкале. А главное не видят особых перспектив служебного роста (54,8%), причем в 28,1% случаев продвижению по служебной лестнице мешает именно характер работы (т.е. в 5,5 раза больше, чем у менеджеров). Несмотря на видимое недовольство своей работой большинство представителей этой профессиональной группы (62,2%) менять ее не собираются, поскольку не надеются найти новую работу достаточно быстро.

Представители другой профессиональной группы ставят себя на гораздо менее высокую ступень в социальной иерархии. Достаточно отметить, что в отличие от менеджеров почти 40% респондентов из этой профессиональной группы причисляют себя к слоям ниже среднего.

Данные исследования позволяют сделать вывод, что те менеджеры, которые относятся к своей работе как к возможности реализовать свои способности (41,3%) или достичь успехов в будущем (31,0%), в значительной степени оправдали свои ожидания. Наряду с этим, большинство респондентов видят в работе возможность достойного заработка (54,1%) и источник достойного существования для своей семьи (35,9%). На наш взгляд, однозначно ответить на вопрос, оправдались ли эти ожидания, данные исследования не позволяют в силу того, например, что в исследовании не предусмотрено прямого вопроса об удовлетворенности заработной платой или своим материальным положением.

Материальное положение менеджеров в основном характеризуется следующими параметрами: хватает денег на еду и одежду, но трудно купить бытовую технику (41,0%); хватает на покупку крупной бытовой техники, но не автомашины (39,9%); хватает на все, за исключением дачи или квартиры (9,6%). Т.е. в этом диапазоне сосредоточены почти все опрошенные менеджеры - 86,5%. Крайние положения (не хватает даже на еду - нет финансовых проблем) практически не представлены.

Оценку изменений, которые уже произошли в материальном положении менеджеров или произойдут в ближайшем будущем, можно охарактеризовать как достаточно оптимистичную. Количество тех, кто считает, что их материальное положение за год улучшилось (45,0%), на пять процентных пункта превышает количество

80

№ 2(23), 2011 г.

тех, кто считает, что оно осталось без изменений (40,2%), в 3 раза - тех, кто считает, что оно ухудшилось (13,2%). Те же параметры характеризуют ожидания изменений в материальном положении: в течение ближайшего года оно улучшится (42,6%) - останется без изменений (33,5%) - ухудшится (6,4%).

Представители другой профессиональной группы имеют менее высокий и стабильный материальный достаток, хотя для представителей этой группы очень большое значение имеет материальная составляющая их работы. 54,5% отметили, что главное для них в работе - обеспечить свою семью; 53,9% - хороший заработок. Однако большинство приобретенных ими профессий не способны обеспечить им работу, отвечающую таким требованиям. Материальные возможности большинства из них ограничиваются следующими пределами: денег хватает только на еду, а покупка одежды вызывает серьезные затруднения (34,5%); денег хватает на одежду, но нет возможности купить бытовую технику (39,6%). 7,8% отметили, что денег им не хватает даже на еду. Практически одинаковое количество респондентов считают, что их материальное положение за последний год улучшилось и ухудшилось (27,2% и 25,2% соответственно). И меньше двадцати процентов ждут улучшения своего материального положения в будущем.

Менеджеры декларируют активную жизненную позицию. Судя по их оценкам, представленных в исследовании суждений, менеджеров отличает деятельное отношение к жизни и неприятие чрезмерной опеки со стороны государства. Эта позиция значительно отличается от позиции представителей других профессиональных групп. Более трети респондентов из этих групп охарактеризовали свое отношение к жизни утверждением «просто живу, как живется». Менеджеров, согласных с этим утверждением, в 2,5 раза меньше. Для менеджеров характерны совершенно другие утверждения (здесь отмечены те высказывания, которые поддерживают большинство опрошенных менеджеров): они приветствуют перемены в своей жизни, любят рисковать, им нравится вести людей за собой и нести большую ответственность. Кроме того, их устойчивое социально-экономическое положение позволяет им не чувствовать себя зависимыми от государства.

Итак, именно принадлежность профессии к одной из двух категорий - рыночного или не рыночного типа - дает ее обладателю ту или иную возможность выбора на рынке труда. И именно профессиональное неравенство, как показал анализ данных исследования, обусловило значительные различия между профессиональной группой менеджеров и представителями другой профессиональной группы в экономическом, материальном и социальном отношениях.

Однако существуют факторы, способные в некоторой степени сгладить это профессиональное неравенство. Прежде всего, это уровень базового образования. Достаточно высокий уровень базового образования способен обеспечить его обладателю высокую профессиональную мобильность, возможность без особого труда изменить не слишком нужную и востребованную специализацию. Задача профессионального образования в этой ситуации - обеспечить получившим или получающим его наибольшую возможность выбора на рынке труда. Возможность получения такого профессионального образования зависит от многих факторов. В сегодняшней ситуации - в первую очередь от материального положения семьи. Но не в последнюю - и от региона проживания. Методика, используемая в исследовании Института социологии РАН (г. Новосибирск, Новосибирская область, выборка 520 единиц, территориальная, многоступенчатая, с применением квотного метода, опрошено занятое городское и сельское население), позволила выделить группу молодых людей в возрасте до 30 лет, имеющих высокий уровень профессионального образования - молодых профессионалов. Эта группа - наглядный пример того, как высокий уровень базового профессионального образования позволяет сгладить проблемы, связанные с профессиональным неравенством на рынке труда.

Молодые профессионалы Новосибирска могут позволить себе выбор места работы. Значительная их часть - до 70% - предпочла работу на негосударственном предприятии, которая кажется им привлекательней работы на государственном предприятии в основном с производственной и экономической точек зрения. Они считают, что здесь лучшая организация труда (60,1%), более высокая оплата (58,8%), лучшие возможности квалификационного и должностного повышения (53,3%). Практически никто из них не был безработным, хотя около 30,0% считают, что такая перспектива возможна.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда, позволила большинству молодых профессионалов начать свою трудовую деятельность по специальности, полученной ими в учебном заведении, и впоследствии ее не менять. Необходимости в смене профессии не было как по объективным, так и по субъективным причинам. С объективной стороны - молодые профессионалы обладают достаточно востребованной профессией, поскольку, как было отмечено выше, практически никто из них никогда не сталкивался с безработицей. С субъективной - удовлетворенность профессией среди этой группы работников очень высока: соотношение неудовлетворенных и удовлетворенных профессией составляет один к трем. В очень большой степени молодые профессионалы удовлетворены также возможностями получить хорошее образование и хорошую работу в регионе (85,9% и 78,6% соответственно).

81

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Оценки и мнения молодых профессионалов Новосибирска по многим проблемам - экономическим, социальным, общественно-политическим - отличаются большой самостоятельностью. Молодые профессионалы считают, что возможность обеспечить себе достойное место в жизни в большой степени зависит от них самих - их желания напряженно работать, учиться и повышать квалификацию. По мнению большинства из них, бедность часто бывает вызвана собственной пассивностью и ленью (соотношение несогласных с этим утверждением и согласных с ним молодых профессионалов составляет один к трем); нежеланием работать, ленью (соотношение 1 к 3); нежеланием учиться и повышать квалификацию (соотношение 1 к 2,5); отсутствием у людей стремления к успеху и продвижению в жизни (соотношение 1 к 2,5). Вообще две трети молодых профессионалов (75,4%) считают, что успех в работе и жизни основан на личной инициативе человека и его старании.

В связи с этим можно предположить, что среди молодежи с высоким уровнем профессионального образования начинают исчезать иждивенческие настроения, характерные для людей более пожилых возрастов. Эти молодые люди предпочитают сами обеспечивать себе достойное существование, а не надеяться на государственные учреждения. Работу этих учреждений и в целом политику властей в экономической и социальной сферах респонденты этой группы оценивают очень низко. 66,0% молодых профессионалов считают, что эта работа направлена в основном на обогащения одних и разорение других. На помощь государства в решении своих насущных проблем не рассчитывает практически никто. В этих вопросах молодые люди с высоким профессиональным образованием рассчитывают либо на себя, либо на своих родных и близких. И идентифицируют они себя чаще всего со своей семьей и близкими родственниками, своим поколением, коллегами по работе. Политические взгляды, национальность, вероисповедание при этом практически не имеют значения.

Необходимо отметить, что молодые профессионалы - люди, уверенные в своем будущем. Методика исследований позволила выявить, что они профессионально уверены, т.е. очень высоко оценивают возможность найти работу именно по своей специальности (средний балл оценки - 3,5 по пятибалльной шкале), а также уверены в реализации всех своих жизненных планов (средний балл - 2 по трехбалльной шкале).

Социально-экономическое развитие региона в большой степени сказывается в практической области -при профессиональной реализации и трудоустройстве. В одних регионах достаточно легко получить востребованную рыночную профессию. Еще несколько лет назад главным при приеме на работу было требование наличия опыта работы. Сейчас все больше внимания обращают на то, какое учебное заведение окончил претендент. Наличие в регионе престижного вуза дает его выпускникам достаточную свободу выбора места работы по специальности не только в своем регионе, но и в стране в целом.

На наш взгляд, вышеприведенные данные исследования позволяют сделать вывод о формировании группы профессионалов, которая включает в себя как менеджеров, так и молодых людей, имеющих высокий уровень профессионального образования. По отношению ко многим проблемам современного российского общества - экономическим, социальным, общественно-политическим - эта группа профессионалов в большой степени однородна.

Регион проживания (в отличие от высокого уровня базового профессионального образования, который минимизирует профессиональное неравенство на рынке труда) может быть как сглаживающим, так и усугубляющим это неравенство фактором. В большой степени это зависит от образовательной ситуации в регионе, развития его экономики, наконец, просто материального положения его населения.

Для профессиональной ситуации на рынке труда сглаживающими условиями являются возможность получения в регионе востребованной профессии, желательно рыночного типа; наличие престижного вуза (или вузов) общероссийского значения, учеба в котором позволила бы его выпускникам в дальнейшем выбирать место работы не только в своем регионе, но и в стране в целом. Развитие экономики, в частности, ее рыночного сектора, также повышает возможности выбора на рынке труда. От материального положения родителей во многом зависит возможность их детей получить необходимое образование за пределами региона.

Итак, в докризисной ситуации представители профессиональных групп рыночного типа были более успешны в производственном, социальном и материальном отношениях. Но в условиях кризиса они в значительной степени утрачивают эти свои преимущества, поскольку угроза увольнения и безработицы для них столь же реальна, как и для всех остальных. Представители проанализированной здесь группы менеджеров столкнулись с этими проблемами в очень большой степени. По данным Росстата, в настоящее время менеджеры - одна из наиболее сокращаемых профессий.

На наш взгляд, в сложившейся в настоящее время экономической ситуации именно уровень профессионального образования становится одним из наиболее значимых адаптационных факторов: он дает

82

№ 2(23), 2011 г.

работнику возможности и умение переучиваться, получать новые профессиональные навыки, менять место работы и профессию.

Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, проанализируем особенности трудовой занятости работников, имеющих высокий профессионально-образовательный уровень. Это работники в основном исполнительского умственного труда, осуществляемого на основе высшего или среднего специального образования (анализ проводится по данным исследования в г. Краснодаре). В количественном отношении это представительная группа лиц с высоким профессионально-образовательным потенциалом. Мы разделили данную группу высококвалифицированных работников на две: работники со средним специальным образованием (первая группа - 31,0%) и работники с высшим образованием (вторая группа - 60,0%), чтобы посмотреть, является ли уровень профессионального образования достаточным адаптационным фактором в кризисных условиях, влияет ли этот уровень на их трудовую деятельность, социальный статус, их возможности в социально-профессиональной сфере.

В обеих профессиональных группах преобладают лица достаточно молодого возраста: имеют возраст до 40 лет 59,0% респондентов со средним специальным образованием и 58,9% - с высшим (от 41 до 50 лет -24,8% и 27,4% соответственно). Поэтому можно сделать вывод о том, что большинство респондентов в обеих образовательных группах начали свою трудовую деятельность после начала рыночных преобразований в экономике страны. При анализе данных исследования мы будем исходить именно из этого положения.

Большое значение имеет также то, что значительная часть респондентов в обеих профессиональных группах успела побывать безработными и, следовательно, уже сталкивалась с кризисной ситуацией. Среди респондентов со средним специальным образованием безработными были 58,9%; среди респондентов с высшим образованием - 38,9%.

Принято считать, что молодые работники, особенно имеющие высокий уровень профессионального образования, предпочитают службу на частных предприятиях. В какой-то степени данное исследование подтверждает эту тенденцию только для респондентов со средним специальным образованием. В этой группе работу на государственном предприятии предпочли 35,7%; 45,0 работают в частном секторе; 18,6% занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. В группе имеющих высшее образование между частным и государственным сектором респонденты распределились практически поровну: 45,3% из них работают на государственных предприятиях и 46,2% - на частных.

По нашему мнению, такое распределение по секторам экономики респондентов двух анализируемых групп связано с рыночными изменениями в стране. Частные отношения наиболее характерны для определенных отраслей народного хозяйства, среди которых преобладают торговля и общественное питание. Именно в этих отраслях работает треть (31,0%) респондентов со средним специальным образованием (против 20,5% - с высшим).

Большинство респондентов в обеих образовательных группах работают в секторах экономики со значительной долей государственной собственности. Так, в реальном секторе экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство) работают 44,2% имеющих среднее специальное и 28,6% - высшее образование. Респонденты, имеющие высшее образование, в достаточной степени представлены также в отраслях «экономика (финансы) и право» - 13,7% и «управление» - 10,7%, в которых респондентов со средним специальным образованием практически нет. И обе группы достаточно значимо представлены в здравоохранении - 10,3% и 7,8% соответственно.

На протяжении многих лет социологические исследования, затрагивающие профессиональную сферу, констатируют - по специальности, полученной во время учебы, работают далеко не все. Такие результаты исследователи получали даже при плановой экономике и жестком распределении на работу после окончания профессионального учебного заведения. Но, как правило, по приобретенной специальности работали значительно больше половины респондентов исследований. В настоящем исследовании это число значительно меньше. По приобретенной специальности работают 41,9% респондентов со средним специальным и 46,3% - с высшим образованием. По нашему мнению, в настоящей экономической ситуации такое положение вещей во многом объясняется изменениями на рынке труда: здесь достаточно быстро меняются профессиональные потребности. Кроме того, определенную роль сыграло и то, что, как было отмечено выше, значительная часть респондентов в обеих образовательных группах уже сталкивалась с безработицей. В этой ситуации успех в поисках работы не в последнюю очередь зависит от способности и желания работника учиться и переучиваться, чтобы получить новую специальность, востребованную в данное время на рынке труда. Респонденты в обеих профессиональных группах такое желание и такие способности в достаточной степени проявили. При устройстве на работу они руководствовались, в первую очередь, текущей экономической ситуацией и профессиональными потребностями на рынке труда. Такой вывод позволяют

83

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

сделать следующие данные исследования. Респондентов спросили о том, какую работу они будут искать, если станут безработными. Только 27,9% респондентов со средним специальным образованием и 36,6% респондентов с высшим образованием ответили, что будут искать работу именно по своей специальности и никакую другую.

В данной ситуации имеются и положительные, и отрицательные стороны. Гибкая позиция по отношению к полученной специальности позволяет чувствовать себя достаточно уверенно на рынке труда в поисках работы. С другой стороны, хотя как правило, высокий уровень образования позволяет найти работу по новой специальности, он не гарантирует, что в этом случае полученная во время обучения квалификация будет соответствовать требованиям выполняемой работы. Действительно, по данным нашего исследования, полученная квалификация соответствует требованиям выполняемой работы у 49,6% респондентов со средним специальным и у 57,7% - с высшим образованием и не соответствует у 28,7% и 21,7% респондентов в обеих группах. Причем в данном случае дисфункциональность полученного образования усугубляется тем, что у 21,7% и 22,2% респондентов в обеих образовательных группах полученная квалификация выше, чем требуется для работы. Эти результаты, на наш взгляд, отражают тенденцию последних лет на рынке труда: большим спросом здесь пользуются профессии с более низким образовательным уровнем. В этой ситуации даже работники, имеющие невысокий уровень образования, вынуждены браться за еще более низко квалифицированный труд. А часть среднего класса «ушла» в рабочие. Даже если работники имеют профессии рыночного типа, востребованные на рынке труда, они имеют ограниченную возможность выбора, поскольку институт частной собственности в России, как было отмечено выше, охватывает не все сферы экономики. Но и в этом случае работники с более высоким уровнем образования имеют определенное преимущество, поскольку их квалификация соответствует требованиям новой работы в большем числе случаев (в нашем исследовании у работников с высшим образованием такое преимущество составляет 8 процентных пунктов).

Сами же респонденты, независимо от уровня образования, оценивают свою профессиональную состоятельность очень высоко. Смена специальности и достаточно большое несоответствие квалификации и требований выполняемой работы практически не повлияли на степень удовлетворенности респондентами своей профессией, должностью и работой в целом. Она высока в обеих образовательных группах. По пятибалльной шкале средний балл удовлетворенности профессией 3,5 и 3,6 балла соответственно; должностью 3,4 и 3,6 соответственно и работой в целом - 3,5 балла в обеих группах.

Чтобы в какой-то мере объяснить вышеприведенные оценки респондентов, обратимся к их характеристикам своих служебных возможностей и своей работы в целом.

При некоторой разнице в оценке возможностей своего служебного продвижения респондентами двух групп сама эта оценка выше средней по пятибалльной шкале. В первой образовательной группе респонденты оценивают возможности повышения квалификации в 2,9 балла; возможности повышения в должности - в 2,7 балла и возможности повышения оклада - в 3,4 балла. Во второй образовательной группе эти оценки составляют 3,5 балла, 3,0 балла и 3,2 балла соответственно.

Различия наблюдаются и при определении респондентами обеих групп признаков своей работы, но они значительнее. По мнению респондентов с высшим профессиональным образованием, в наибольшей степени их работа характеризуется признаками, требующими высокого образовательного уровня: она умственно напряженная (60,6% считают, что их работа обладает этим признаком в очень большой степени), ответственная (63,3%) и требующая новых знаний (73,4%). Эта работа позволяет им занять определенное место в обществе, поскольку она престижная (64,0%) и повысить свой общественный статус, поскольку имеет перспективу роста. Работа дает чувство стабильности, потому что она гарантированная (61,3%).

Респонденты со средним специальным образованием также считают, что их работа достаточно ответственная (63,7%), умственно напряженная (54,2%), требующая новых знаний (50,7%). Но, по их мнению, это никак не отражается на общественном признании, поскольку престижной свою работу считают лишь 24,3% респондентов, и не способствует повышению их общественного статуса, поскольку перспективой роста их работа обладает в небольшой степени (33,3%). Степень гарантированности своей работы респонденты этой группы оценивают также достаточно высоко - 55,7% из них считают, что их работа обладает этим признаком в очень большой степени. Респонденты обеих групп невысоко оценивают свою работу с точки зрения оплаты труда. Хорошо оплачиваемой ее считают 33,5% респондентов со средним специальным и 43,3% с высшим образованием.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что профессиональная состоятельность для респондентов двух анализируемых групп - понятие различное.

Для респондентов с высшим образованием - это прежде всего реализация их образовательного потенциала; общественный статус профессии, работы и должности и стабильность такого положения. Для респондентов

84

№ 2(23), 2011 г.

со средним специальным образованием на первое место выходит гарантированность их работы. Это качество для них тем более ценно, т.к. более половины из них (58,9%) уже были безработными. А нынешняя их работа практически исключает повторение подобного положения. Лишь 14,0% респондентов этой группы считают, что сейчас у них есть возможность оказаться безработными.

На наш взгляд, для обеих групп респондентов также очень важна материальная составляющая их работы. Несмотря на то, что оплату своего труда в настоящее время они считают недостаточно высокой, респонденты очень высоко оценивают перспективы ее повышения.

В целом же материальное положение респондентов обеих групп за последний год на момент опроса в основном характеризуется следующими параметрами: «живу от зарплаты до зарплаты, покупая самое необходимое» (24,8% и 14,6% соответственно в обеих образовательных группах); «на повседневные расходы денег достаточно, но покупка одежды вызывает затруднение» (20,2% и 24,4% соответственно); «денег в основном хватает, но для покупки дорогих товаров пользуюсь кредитом или беру в долг» (32,6% и 36,6% соответственно). В этом диапазоне сосредоточены почти все опрошенные - 77,6% и 75,6% соответственно в обеих группах. Крайние положения («денег до зарплаты не хватает даже на самые необходимые продукты» - «в настоящее время могу почти ни в чем себе не отказывать») представлены в незначительной степени, то есть большинство респондентов в обеих образовательных группах нельзя отнести даже к среднеобеспеченным. Хотя перспектива роста заработной платы имеется - как уже было отмечено, респонденты обеих групп оценивают ее достаточно высоко.

Безусловно, представители обеих образовательных групп являются потенциальной составляющей формирующегося в нашем обществе среднего класса. Большинство респондентов в обеих образовательных группах (58,1% и 55,1% соответственно) уже сейчас отнесли себя к среднему слою. В отношении респондентов с высшим образованием с такой оценкой ими своего социального положения в какой-то мере можно согласиться. Достаточно высокое место в социальной иерархии общества, по нашему мнению, им позволяет занять уровень их образования, престижность и значимость в обществе (по их оценкам) их профессии, значительные перспективы должностного роста. В пользу отнесения себя к среднему слою респондентами со средним специальным образованием говорит лишь их достаточно высокий образовательный уровень. Престижность и значимость своего должностного и профессионального положения они сами оценивают не высоко. Свое материальное положение при отнесении себя к среднему слою респонденты обеих образовательных групп, по-видимому, вообще не брали в расчет, поскольку оно характерно для более низких слоев общества. По нашему мнению, это говорит о том, что в нашем обществе в настоящее время нет четкого понимания того, что такое средний класс. Даже среди людей с таким высоким образовательным уровнем, каковыми являются респонденты анализируемого исследовании. Более того, нет и определенного однозначного термина. Считается, что термины «средний класс» и «средний слой» обозначают одно и то же понятие. На наш взгляд, эти понятия далеко не равнозначные. На бытовом же уровне, относя себя к среднему слою, люди часто руководствуются мнением, что «средний - значит такой, как большинство других, не лучше, но и не хуже». Респонденты обеих образовательных групп, опрошенные в нашем исследовании, считают, что в наибольшей степени деление людей на различные социальные группы определяют власть (85,4% и 79,3% соответственно); деньги (80,8% и 79,4% соответственно); владение частной собственностью (51,3% и 45,2% соответственно). Образование в этой иерархии занимает одно из последних мест (31,1% и 18,6% соответственно). Поэтому вывод о том, что понятие «средний слой» для них означает «такой, как большинство окружающих», на наш взгляд, является достаточно обоснованным.

Респонденты обеих образовательных групп декларируют достаточно активную жизненную позицию. Судя по оценкам представленных в исследовании суждений их отличает деятельное отношение к жизни и неприятие чрезмерной опеки со стороны государства. Это касается как их профессиональной деятельности, так и жизненных планов вообще. Большинство респондентов обеих профессиональных групп считают, что успех в работе основан на личной инициативе человека и его старании - 72,9% и 86,4% соответственно. В решении насущных проблем они рассчитывают в основном на себя (50,4% и 63,4% соответственно) и могут прибегнуть к помощи родных, близких или друзей (47,3% и 29,3% соответственно). В государственные органы при возникновении каких-либо проблем не собирается обращаться никто. При этом значительная часть опрошенных в обеих образовательных группах уверены, что смогут реализовать свои жизненные планы (62,8% и 69,7% соответственно). В исследованиях последних лет фиксируются аналогичные результаты: респонденты предпочитают решать появляющиеся проблемы самостоятельно, в крайнем случае, с помощью родных и близких, но не государства. Особенно это характерно для достаточно молодых людей с высоким уровнем профессионального образования, работающих в основном в частном секторе экономики. В анализируемом исследовании, как было отмечено выше, респонденты обеих

85

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

образовательных групп отвечают двум первым критериям - они достаточно молоды и имеют высокий уровень профессионального образования, но между частным и государственным сектором экономики они распределились практически поровну. Т.е. тенденция последних лет, когда среди определенной части населения изживается иждивенческое отношение к жизни, стала распространяться и на профессиональных работников государственного сектора экономики.

Изменения, продолжающиеся в экономике России, на рынке труда, остро ставят проблему адаптации различных социально-профессиональных групп к новым условиям. На наш взгляд, исследуемые здесь профессионально-образовательные группы решают эту проблему достаточно успешно. Об этом говорит большая удовлетворенность профессиональной деятельностью, ее стабильностью и гарантированностью. Это характерно для респондентов обеих образовательных групп, расхождения здесь минимальные. Наибольшие различия наблюдаются в оценках разных сторон своей профессиональной деятельности: респонденты со средним специальным образованием оценивают общественную значимость и престижность своей профессии значительно ниже, чем респонденты с высшим образованием. Основное же различие между этими образовательными группами, на наш взгляд, заключается в том, что они оценивают свои профессионально-трудовые адаптационные возможности с совершенно разных позиций. Респонденты со средним специальным образованием слишком занижают свои требования - для них главным является по сути лишь гарантированность и стабильность своего положения. Тогда как для респондентов с высшим образованием важна и творческая составляющая их профессии, и ее общественная значимость, и престиж.

Анализ материального положения респондентов говорит о том, что в этой области различий практически нет. Респонденты обеих образовательных групп не могут быть отнесены даже к средне доходному сектору. Хотя перспективы улучшения материального положения, по мнению самих опрошенных, у них достаточно хорошие.

Оценки своего социального положения респонденты обеих групп делают, исходя из общечеловеческих представлений, а не реальных фактов. Отнесение себя к среднему слою абсолютно не соответствует существующим реалиям, особенно в отношении респондентов со средним специальным образованием. В этой связи, по нашему мнению, как потенциальную составляющую среднего класса с большим основанием можно рассматривать респондентов с высшим профессиональным образованием.

Респонденты обеих образовательных групп декларируют достаточно активную жизненную позицию, их отличает деятельное отношение к жизни и неприятие чрезмерной опеки со стороны государства. Это касается как их профессиональной деятельности, так и жизненных планов вообще - значительная часть опрошенных в обеих образовательных группах уверены, что смогут реализовать свои жизненные планы.

Исследования, данные которых проанализированы здесь, проводились в докризисной ситуации на рынке труда. Тогда проблемы социально-профессиональной адаптации наиболее успешно решали работники, обладающие профессиями рыночного типа. Они могли себе позволить выбор места работы в различных секторах экономики - частном или государственном. Ограничением в этом случае являлось по сути лишь одно: институт частной собственности в стране охватывает далеко не все сферы экономики. Как правило, обладающие востребованной рыночной профессией выбирали в качестве места работы частные предприятия, которые устраивали их в значительно большей степени, чем государственные. Это касалось как производственной, так и материальной стороны. Социальные гарантии в этом случае имели гораздо меньшее значение.

Преимущество в анализируемый период имели также профессионалы (работники с высоким образовательным потенциалом) независимо от рыночной принадлежности их профессии. Именно высокий профессионально-образовательный уровень работников является наиболее значимым адаптационным фактором на рынке труда в условиях нестабильной экономической ситуации. Как показали приведенные выше данные исследований, он дает им наибольшие возможности в случае потери работы приобрести новую, востребованную на данный момент специальность. Причем, согласно тем же данным, состояние рынка труда в регионе имеет меньшее значение, чем возможность получить здесь качественное образование достаточно высокого уровня. Исследования были проведены в Новосибирске и Краснодаре, т.е. в тех городах, которые имеют рейтинговые профессиональные учебные заведения. Полученное здесь образование дает его обладателям достаточно широкие возможности профессионального маневра, в том числе и в масштабах всей страны, а не только отдельно взятого региона. Характер полученного образования также не имеет особого значения, если оно качественное и получено в профессиональном учебном заведении, имеющем достаточно высокий рейтинг.

86

№ 2(23), 2011 г.

Отрицательной стороной смены специальности можно считать несоответствие полученной квалификации требованиям новой работы. Особенно, если квалификация выше требований выполняемой в настоящее время работы. Но и в этом случае более высокий уровень профессионального образования дает его обладателям некоторое преимущество перед работниками с менее низким уровнем образования. Как показывают данные проведенных исследований, у работников с высшим образованием квалификация соответствует требованиям выполняемой новой работы в большем числе случаев.

Проанализированные в настоящем материале группы работников с высоким уровнем профессионального образования вне зависимости от того, имеют они или не имеют профессию рыночного типа, безусловно, можно отнести к профессионалам достаточно высокого уровня. Эта группа работников на рынке труда отличается от других групп, прежде всего своим экономическим поведением. Они занимают ярко выраженную активную позицию не только в профессиональном отношении, но и в решении всех насущных жизненных проблем.

В профессиональном отношении при выборе места работы при прочих равных условиях профессионалы предпочитают частный сектор экономики. Работа здесь устраивает их в экономическом и материальном отношениях. Они считают, что здесь они более профессионально свободны, и их дальнейшая профессиональная судьба (продвижение по службе, квалификационный рост) в значительной степени зависит именно от них самих. В большинстве случаев профессионалов устраивает полученная ими в профессиональном учебном заведении специальность, и они после его окончания ищут работу, как правило, по этой специальности. В то же время их отличает достаточно гибкая позиция по отношению к полученной профессии, а высокий образовательный уровень позволяет без больших потерь получить новую специальность, наиболее востребованную в данный момент. Способность профессионалов успешно учиться и переучиваться является, пожалуй, наиболее востребованной в настоящей экономической ситуации, и именно она позволяет этой группе работников чувствовать себя достаточно уверенно на рынке труда в поисках работы. Деятельное отношение к жизни - отличительная черта этой профессиональной группы.

1. Р. А. Абрамова. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М. КомКнига. 2005. Социальный профиль российского менеджера. Сборник статей под ред. С. Литовченко. М. Ассоциация менеджеров. 2004. О. И. Шкаратан, С. А. Инясевский. Социальноэкономическое положение профессионалов и менеджеров. Социологические исследования. М. Наука. 2006.

ЧЕРЕВКО Ю. В.

МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ В РЕГИОНЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 1

Аннотация: Самочувствие двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткризисных условиях - основная проблема, рассматриваемая в данной статье.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, сфера занятости, самозанятость.

Проблема трудоустройства встает перед каждым молодым человеком еще в подростковом возрасте, когда решается вопрос о поступлении после окончания школы на работу или в вуз. Причем молодой человек решает при этом множество мелких проблем, используя накопленный им самим и его близкими жизненный опыт, ценностные ориентации и прочие нематериальные субстанции. Что немаловажно, многие выбирают для себя высшее образование, тем самым усугубляя и так сложную ситуацию на рынке труда. В последнее время все чаще говорят об избыточности числа специалистов с высшим образованием, о безработице среди выпускников вузов и дефиците квалифицированных рабочих кадров. Попытки исправить ситуацию

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-03-00079а

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.