Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе'

Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе Текст научной статьи по специальности «Социология»

815
74
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Абрамов Константин Валерьевич

Социальные трансформации, как процессы радикального изменения российского общества, кардинальным образом влияют на все сферы жизнедеятельности представителей различных социальных страт. В подобных социально-экономических условиях возникает такой феномен, как социально-психологическая адаптация, т.е. приспособление человека к существованию в изменившемся обществе в соответствии с требованиями этого общества и исходя из собственных потребностей, мотивов и интересов. Смысл социальной адаптации заключается в освоении норм, ценностей, образа жизни, новых стратегий социального взаимодействия.

Specifics of socio-psychological adaptation of youth in conditions of society in transient state

Social transformations, as processes of radical change in Russian society, are affecting dramatically all life spheres of representatives of various social layers. Such socio-economic conditions cause a phenomenon of socio-psychological adaptation, i.e. adjustment of human being (as a person) to existence in the changed environment according to requirements of this society and to his own needs, motives and interests. The meaning of social adaptation lies in mastering the norms, values, lifestyles, new strategies of social interaction.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе»

К.В. АБРАМОВ, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ

Особенности социальнопсихологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе

Социальные трансформации, как процессы радикального изменения российского общества, кардинальным образом влияют на все сферы жизнедеятельности представителей различных социальных страт. В подобных социально-экономических условиях возникает такой феномен, как социально-психологическая адаптация, т.е. приспособление человека к существованию в изменившемся обществе в соответствии с требованиями этого общества и исходя из собственных потребностей, мотивов и интересов. Смысл социальной адаптации заключается в освоении норм, ценностей, образа жизни, новых стратегий социального взаимодействия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, молодежь, качество жизни, социальное самочувствие, удовлетворенность жизнью.

Конец ХХ в. ознаменован для России радикальными политическими и социальноэкономическими преобразованиями. Большая часть населения России была вынуждена менять образ жизни, перестраивать свою систему ценностей, поведенческих стереотипов, менять профессии. Через двадцать лет после начала реформ произошел мировой финансово-экономический кризис, который существенным образом отразился на политической и социальной жизни страны.

Специфика современной ситуации в России характеризуется значительным снижением уровня и качества жизни, что порождает негативное социальное самочувствие людей, ведет к росту психосоматических нарушений и другим разрушительным последствиям. Особенно неоднозначно последствия этих социально-экономических, культуральных и духовных трансформаций отражаются на молодежи. Уже целое поколение молодежи выросло в нестабильных социальных условиях, что весьма существенно отразилось на формировании его жизненных позиций. Возникает необходимость в разработке стратегий конструктивной социально-психологической адаптации людей к социально-экономическим изменениям в стране.

Под социально-психологической адаптацией в литературе понимается «процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, и нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной стратегии для деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой (своими интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой » [1, с. 159].

Исходя из данного определения, мы можем утверждать, что в качестве основного регулятора процесса адаптации в изменяющихся социальных, культурных, техногенных и природных условиях выступает сама личность. То есть специфика личностных свойств определяет характер течения адаптационного процесса, и эти особенности формируют его индивидуальный стиль. К ним относят: направленность личности, ведущие стратегии поведения в конфликтах, локус-контроль, уровень тревожности, особенности рефлексии, специфику мотивационной и эмоциональная сферы.

Определенный интерес для целей нашего исследования представляет классификация С.Т. Посоховой, предложившей выделять два доминирующих вида стратегий адапта-

Социология образования

139

ции: стратегию самораскрытия личности и стратегию самосохранения личности. Суть первой стратегии заключается в том, что при изменении привычных внешних и внутренних условий существования личность отказывается от устаревших стереотипов взаимодействия с обществом, культурой, предметами, природой и самим собой. В основе этого вида стратегий лежит реалистическое отношение к жизни. Суть стратегии самосохранения заключается в использовании такого способа взаимодействия с изменяющейся окружающей реальностью, которая обеспечивает личности прежде всего сохранение себя как биологической единицы [2].

Если учесть тот факт, что российское государство практически два десятилетия находится в постоянной реорганизации, в непрекращающемся процессе отмирания прежних социальных норм, ломки устоявшихся стереотипов и создания новых, то молодому поколению приходится непрерывно искать идеалы, образцы для подражания, соответствующие времени. Такая перманентная адаптация к новым условиям формирует весьма своеобразные поведенческие особенности и систему социальных ценностей.

Согласно данным ВЦИОМа за 2009 г., около половины молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет являются учащимися (студентами), остальные либо работают (временно или постоянно), либо не работают. Основными сферами профессиональной деятельности работающей молодежи являются торговля (18%), промышленность (13%), строительство (12%) и транспорт (9%).

Следует отметить достаточно низкую степень самостоятельного участия молодежи в сфере бизнеса (всего 5%) и высокий процент работающей молодежи, которая не стремится менять существующую работу (73%). Подобные факты, скорее всего, свидетельствуют об определенной профессиональной незрелости, нежелании брать на себя ответственность за более динамич-

ное и конструктивное построение своего жизненного пути.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С проявлениями социального инфантилизма мы столкнулись, оценив готовность молодежи к участию в общественно-политической деятельности. 40% молодых людей безразлично относятся к возможности лично участвовать в подобной деятельности; 10% отрицают такую возможность; 22% молодых людей допускают эту возможность и только 4% респондентов считают личное участие в общественно-политической деятельности необходимым.

Молодые люди, рожденные в 80-90-е годы, хотя и имеют различные условия формирования своих личностных качеств, жизненных ценностей, но уже на собственном опыте ощутили тяжесть ответственности за принимаемые решения, трудность самостоятельного устройства своей жизни и т.д. В силу своих возрастных и психических особенностей эта категория эффективнее приспосабливается к системе рыночных отношений, быстрее включается в нее, чувствует себя увереннее и благодаря этому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт. Но такой вариант идентификации имеет и негативную сторону: отсутствие жизненного опыта, обостренного чувства самосохранения приводят к тому, что многие молодые люди не могут правильно оценивать возникающие ситуации и определять перспективу, неоправданно идут на риск, вступают на путь преступности, становятся жертвами чужой воли, политики, безграмотного или корыстного управления.

Произошедший распад советской культуры породил множество субкультур, особенно в молодежной среде, которые можно считать средством поиска наиболее подходящих путей адаптации молодых людей к новым условиям существования.

Согласно некоторым исследованиям, по жизненным планам, целям, нормам поведения, ценностным ориентациям и т.д. молодежная субкультура может быть представлена следующими группами:

■ молодые люди, стремящиеся сделать карьеру в бизнесе, науке, политике, спорте, художественном творчестве и т.д. Они стараются получить в престижных вузах хорошее образование в избранном направлении своей будущей трудовой деятельности, найти работу, соответствующую жизненным планам, следить за здоровьем, создать необходимый имидж. Как правило, молодые люди этой группы начинают работать над собой с подросткового возраста. В этом им помогают родители, родственники и друзья;

■ молодые люди, желающие жить на среднем уровне. Как правило, они не стремятся к высоким результатам в учебе, карьерному росту. Они предпочитают найти стабильную работу, обеспечить себе хороший заработок, благополучие, достаток, иметь время на реализацию своих увлечений;

■ молодежные группы с девиантным и делинквентным поведением. Их характеризует низкий образовательный и культурный уровень, они не проявляют особого интереса к своему будущему, среди них много алкоголиков, наркоманов. В этой группе возникает и экстремизм, который в поведении молодых людей проявляется в виде их «суперсовременного», «оригинального», «альтернативного» и «агрессивного» жизненного стиля, с характерным для него противоречивым смыслом жизни, изощренно-злобным подчеркиванием своей индивидуальности.

На одном из этапов проведенного нами эмпирического исследования респонденты

- молодые люди в возрасте 18-30 лет - осуществляли шкалирование системы показа-

телей своей социально-психологической адаптации (социальное самочувствие, материальное благополучие, социальная защищенность, социальный статус, толерантность к политической и социально-экономической обстановке в стране, семейное благополучие и т.п.).

Кроме того, нами проводилась интегральная оценка качества жизни молодежи по 13 показателям: «социально-личностное качество жизни », «социально-экономическое качество жизни», «качество семьи», «социально-психологическое качество жизни», «качество общества» (социальной среды), «качество эпохи», «качество самореализации», «качество свободы и жизнен-ныхограничений», «качество досуга», «качество жизненных ценностей и предпочтений», «качество потребностной сферы», «качество жизненных перспектив и их реализации».

Интерпретация результатов включала в себя сравнительный анализ полученных данных в подгруппах всей выборки по возрастным категориям (18-21, 22-25, 26-30 лет) и по гендерному признаку. Приведем некоторую обобщенную характеристику отдельных показателей социально-психологической адаптации респондентов, разделенных по гендерному критерию и проживающих в Москве.

В табл. 1 представлены показатели наиболее тревожащих проблем двух групп респондентов, оцененные по пятибалльной шкале в порядке уменьшения значимости.

Оценка респондентами «социально-личностного качества жизни» продемонстрировала следующее. Респонденты-юноши в

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели наиболее тревожащих проблем двух групп респондентов

Юноши Девушки

1 Безденежье 1 Насилие и агрессивность в обществе

2 Кризис морали 2 Безденежье

3 Незащищенность 3 Кризис морали

4 Т рудоустройство по специальности 4 Ослабленное здоровье

5 Насилие и агрессивность в обществе 5 Незащищенность

6 Ослабленное здоровье 6 Отсутствие возможностей для саморазвития

7 Отсутствие возможностей для саморазвития 7 Трудоустройство по специальности

Социология образования

141

основном оценивают качество своей жизни как удовлетворительное. Они считают, что в ближайшее время жизнь более или менее наладится, в своей жизни ценят более всего здоровье, любовь к родителям, общение с друзьями. Они менее всего испытывают желание помогать другим и занимать лидерские позиции. Наиболее важными социальными ценностями считают социальную защищенность, хорошие жилищные условия, гарантированность работы, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне, крепость семьи. Респонденты-девушки также в основном удовлетворены качеством жизни. Их приоритетными социальными ценностями являются здоровье, возможность иметь друзей, с которыми приятно проводить время, любовь к родителям, благополучие, уверенность в завтрашнем дне,крепость семьи,интерес к жизни.

Оценивая «качество общества », большинство респондентов обеих групп считают экономическое положение России средним. Морально-нравственная обстановка в стране большинству респондентов-юношей видится как напряженная, а большинству респондентов-девушек - как неспокойная.

Оценка респондентами «качества эпохи » показала, что в настоящее время большинство молодых людей стремятся посвятить жизнь себе, своей семье. Основное количество респондентов полагают, что не стоит тратить свои усилия и время на создание капитала и на служение своей стране (подобные данные не могут не вызывать тревогу). Респондентов-юношей в большей мере беспокоит материальное положение (деньги дают им возможность удовлетворять свои нужды и чувствовать себя в безопасности); респондентов-девушек - царящие в обществе насилие и агрессивность.

Оценка «качества свободы и жизненных ограничений» продемонстрировала следующее. Степень свободы респонден-тов-юношей ограничивается в основном такими факторами, как безденежье и социальная незащищенность. Большинству из них ощущение личной свободы дает воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можность быть хозяином своей жизни. Жизненными ограничениями для респон-дентов-девушек являются в большей мере насилие и агрессивность в обществе, а также низкие доходы, алкоголизация и наркотизация молодежи, незащищенность и малая ценность жизни. Чувство личной свободы и возможность быть хозяином собственной жизни респонденты-девушки ценят значительно больше респондентов-юношей.

Можно констатировать, что молодые люди, опрошенные по выборке ВЦИОМ, в той или иной степени удовлетворены своей жизнью. Многие из них рассчитывают на «потепление » социально-экономической ситуации в стране, ожидают позитивных перемен. Но при этом следует отметить доминирование своего рода «потребительской » позиции. В частности, основной контингент молодых людей рассчитывает на социальную поддержку государства, а не на собственную жизненную активность, считая при этом, что у них отсутствуют условия для реализации лидерских способностей. Большинство из них полагают, что деньги способны решить практически все их проблемы. Юношей гораздо меньше, чем девушек, интересует создание возможностей для саморазвития. Главными социальными ценностями молодежи выступают «стабильность», «семья», «достаток», «безопасность ». В качестве основных потребностей названы любовь и общение (реализации которых опять же мешает отсутствие достаточных материальных средств).

В целом можно предположить, что молодым людям в настоящее время более свойственна адаптационная стратегия самосохранения, нежели адаптационная стратегия самораскрытия личности.

Литература

1. Психология адаптации и социальная среда:

современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев.

М.: Институт психологии РАН, 2007.

2. Посохова С.Т. Индивидуальные стратегии ные подходы, проблемы, перспективы /

личностной адаптации // Психология Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.:

адаптации и социальная среда: современ- Институт психологии РАН, 2007.

ABRAMOV K. SPECIFICS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF SOCIETY IN TRANSIENT STATE

Social transformations, as processes of radical change in Russian society, are affecting dramatically all life spheres of representatives of various social layers. Such socio-economic conditions cause a phenomenon ofsocio-psychological adaptation, i.e. adjustment of human being (as a person) to existence in the changed environment according to requirements of this society and to his own needs, motives and interests. The meaning of social adaptation lies in mastering the norms, values, lifestyles, new strategies of social interaction.

Keywords: socio-psychological adaptation, youth, life quality, social wellbeing, satisfaction with life.

Е.П. ИЛЯСОВ, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана

Управленческие инструменты деятельности центров содействия занятости выпускников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются проблемы занятости выпускников учреждений профессионального образования (УПО), а также пути решения этих проблем. Отмечается, что создание специализированных центров (служб) в учреждениях профессионального образования - это одно из направлений снижения напряженности на рынке труда.

Особое внимание уделено концепции формирования и функционирования общероссийской системы содействия трудоустройству выпускников УПО, а также внедрению и техническому сопровождению уже созданной новой автоматизированной информационной системы содействия трудоустройству выпускников УПО (АИСТ).

Ключевые слова: система содействия трудоустройству выпускников УПО, информационная система, центры (службы), концепция, учреждения профессионального образования.

В процессе формирования в стране рыночной экономики произошли значительные сдвиги в структурах занятости населения, в спросе на различные категории работников. Система возникающих рынков часто является несогласованной и требует определенных механизмов по её регулированию и приведению к сопоставимости спроса и предложения.

В настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресурсов России

- интеллектуального потенциала - остается критической. Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения информационной обратной связи. Экономика регионов не получает

необходимых специалистов, выпускники образовательных учреждений вынуждены заново переучиваться под потребности рынка труда, в то время как образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом. Бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого профессионала по конкретной специальности, в таком случае оказываются потраченными с крайне низкой эффективностью.

Проблемы безработицы среди молодежи определяются рядом факторов: низкой конкурентоспособностью на рынке труда, неподготовленностью к новым экономическим отношениям, несоответствием профессио-