Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение инновационной деятельности (на примере ООО «Фармос»)'

Ресурсное обеспечение инновационной деятельности (на примере ООО «Фармос») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1086
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION / RESOURCE SUPPLY SYSTEM / RESOURCES OF INNOVATION / INNOVATION MANAGEMENT / RESOURCE-BASED VIEW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривцов Константин Сергеевич

В статье рассматривается проблема ресурсного обеспечения инновационной деятельности на уровне предприятия. Автор определяет теоретическую основу ресурсного обеспечения инновационного процесса, рассматривает специфику ресурсов инновационной деятельности и эффективного управления данными ресурсами. В качестве примера исследуется компания производитель чистящих средств и средств гигиены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The recourse supporting of the innovational activity (taking Farmos as an example)

The problem of resource support of innovation activity at the firm-level is examined in this article. The author defines the theoretical basis of resource support of innovation process, investigates the specific of innovation resources and effective management of such resources. As an example, the company-manufacturer of cleaning and hygiene products is researched.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение инновационной деятельности (на примере ООО «Фармос»)»

К. С. КРИВЦОВ

Константин Сергеевич Кривцов — аспирант СПбГУЭФ.

В 2006 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — инновационный менеджмент. ^ ^ ^

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ФАРМОС»)*

Одной из основных задач современной экономики, как на уровне государства, так и на уровне отдельной фирмы, является обеспечение устойчивого экономического роста, основу которого составляют систематические целенаправленные инновации. Решающим фактором роста становится повышение эффективности использования и развития ресурсов инновационной деятельности.

В качестве теоретической основы ресурсного обеспечения деятельности предприятия следует выделить ставший уже классическим в теории стратегического управления ресурсный подход к фирме. Интеллектуальные корни ресурсной концепции обнаруживаются в классических работах по экономической теории прибыли и конкуренции (Д. Рикардо, Й. Шумпетер, Э. Пенроуз), управлению организациями (Ф. Селзник) и стратегии фирм (А. Чандлер, К. Эндрюс). Из классиков ресурсной концепции можно выделить таких авторов, как Б. Вернерфельт, К.К. Прахалад, Г. Хэмел, Дж. Барни. В 1990-х годах ресурсный подход к стратегическому менеджменту окончательно оформился и получил мощный импульс в работах Р. Гранта, Д. Коллиза, М. Петерафа, Р. Рамелта, Д. Тиса и др.

Центральное место в ресурсном обеспечении инновационной деятельности занимают ресурсы инноваций (понятие, сущность, классификация и т. д.) и умение эффективно управлять данными ресурсами. Среди классификаций ресурсов в рамках ресурсной концепции следует выделить классификацию Р. Гранта, согласно которой ресурсы делятся на материальные (физические активы и финансовые ресурсы), нематериальные (бренды, торговые марки, репутация и т. д.), человеческие (производительные услуги, которые люди предлагают фирме в форме своих навыков, знаний, способностей) [3, с. 154].

Материальные ресурсы легче всего оценить, зачастую они представляют собой единственные ресурсы, которые отражаются в бухгалтерском балансе фирмы, и включают в себя две категории: физические ресурсы и финансовые ресурсы. Физические ресурсы представляют собой здания, сооружения, сырье и т. д. Они ограничивают набор производственных и исследовательских возможностей фирмы и влияют на структуру издержек. Финансовые ресурсы обладают универсальным свойством: не участвуя непосредственно в процессе создания инновации, они могут быть трансформированы в зависимости от потребности в любой другой вид ресурса: человеческий, нематериальный, физический.

Совокупность способов, методов и источников финансирования инновационной деятельности составляет механизм финансового обеспечения, уникальный для каждой фирмы ввиду технологических и экономических особенностей, связанных с характером осуществляемого инновационного проекта или проектов: степени новизны, риска потери инвестиций, длительности омертвления ресурсов, объема ресурсов, вовлеченных в проект, объема необходимых узкоспециализированных активов и т. д.

Можно выделить три основных источника финансирования инновационной деятельности: собственные, привлеченные или заемные средства. Использование собственных средств выгодно с точки зрения легкости, доступности и быстроты мобилизации финансовых средств, снижения риска неплатежеспособности и банкротства и т. д. Однако данный источник финансов ограничен в объемах и доступен в основном только крупным предприятиям. К привлекаемым средствам относятся эмиссия ценных бумаг, венчурное финансирование и т. д. Эффективность данного источника финансовых ресурсов напрямую зависит от уровня развития фондового рынка.

«Нематериальные», или «интеллектуальные», ресурсы организации — термин многогранный и в некоторых случаях может пересекаться с информационными и человеческими ресурсами. С юридической точки зрения под интеллектуальными ресурсами можно понимать интеллектуальную собственность как совокупность прав на результаты инновационной деятельности (изобретение, полезная модель или промышленный образец), средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания и т. д.), секрет производства (ноу-хау) [2].

С точки зрения бухгалтерского учета и отражения имущества предприятия интеллектуальные ресурсы тождественны интеллектуальным (нематериальными) активам — приобретенным или созданным

ГРНТИ 06.81.25 © К. С. Кривцов, 2010 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, проф. В. П. Воробьева.

результатам интеллектуальной деятельности и иным объектам интеллектуальной собственности на балансе компании.

Все чаще в отношении интеллектуальных ресурсов используется термин «интеллектуальный капитал», в котором выделяются три основных элемента: человеческий капитал (знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей), организационный капитал (процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение и т. д.), клиентский капитал (связи и устойчивые отношения с клиентами). Рыночная стоимость многих высокотехнологичных наукоемких фирм превышает балансовую стоимость в десятки и даже сотни раз. Чем выше роль и вклад интеллектуального капитала в создание конечного продукта, тем больше становится разница в стоимости. Огромную величину разницы в стоимости компаний может продемонстрировать, в частности, стоимость брендов крупнейших компаний мира: Google — 100 039 млн долл., Microsoft — 76 249 млн долл., Coca-Cola — 67 625 млн долл. [7].

Необходимо отметить усиление роли знаний в рамках интеллектуальных ресурсов как самостоятельного ресурса фирмы. Долгое время производство и управление знаниями как часть инновационного процесса рассматривались в основном как феномен, имеющий отношение лишь к тем отраслям и производствам, для которых характерны так называемые высокие технологии, изготовление новых образцов продукции непосредственно на базе конкретных научных исследований и технических разработок. Однако практика опровергла такой узкий подход к эффективному управлению, доказав, что не может быть отраслей, производств и компаний, которые не используют интеллектуальный капитал в изготовлении продукции, оказании услуг и в самих методах управления [4, с. 32].

Неотделимость знаний от людей, обладающих данными знаниями, означает, что человеческие ресурсы составляют основу не только кадрового, но и интеллектуального потенциала фирмы.

Человеческие (кадровые) ресурсы определяются количеством и квалификацией персонала, творческими способностями, опытом, эрудицией, знанием прогрессивных технологий, стремлением к повышению квалификации, готовностью к разработке и внедрению нового и восприимчивостью к нововведениям, приходящим в организацию извне [1, с. 37].

С одной стороны, менеджмент любого предприятия должен быть инновационно ориентированным. С другой стороны, кадры в инновационной деятельности должны обеспечить, как минимум, управление конкретными инновационными программами и проектами на этапах от выявления необходимости инновационной деятельности до момента получения желаемого эффекта.

На человеческие ресурсы в инновационной сфере возложены специфические обязанности: планирование и организация инновационной деятельности, разработка и выведение инновационного продукта на рынок, взаимодействие с партнерами и потребителями на рынке нового продукта, охрана и защита интеллектуальной собственности, сбор и анализ патентно-правовой и коммерческой информации, продвижение нового продукта на рынке, исследование рынка и маркетинг нового продукта и т. д.

Проблемы кадрового обеспечения инновационной деятельности активно обсуждаются на различных уровнях. Например, на мероприятия по подготовке и переподготовке инновационных кадров в Санкт-Петербурге на период 2008-2011 гг. заложено государственное финансирование в объеме 219,5 млн руб. [6].

Совокупность ресурсов, а также процедур, методов, структур управления ресурсами инновационной деятельности формирует систему ресурсного обеспечения инновационной деятельности, уникальную для каждого предприятия. Своей уникальностью обладает и система ресурсного обеспечения компании «Фармос», требующая определенных преобразований в современных экономических условиях.

«Фармос» — одно из ведущих предприятий Финляндии с 56-летней успешной историей в области производства средств гигиены, таких, как жидкие и порошкообразные моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, химические реагенты и т. д. С организационной точки зрения «Фармос» — это группа компаний, представленных в Финляндии, странах Прибалтики, России с производственными мощностями в Финляндии (Турку, Эспоо) и заводом в г. Сертолово Ленинградской области, который был введен в эксплуатацию в 2003 г. для производства жидких моющих средств.

«Фармос» обладает всеми необходимыми ресурсами для инновационного развития. К настоящему моменту компания разработала 7 основных брендов. Базой для проведения исследований и разработок является завод в г. Турку. Число сотрудников, занятых в НИОКР, — около 20 человек. Они работают в тесном взаимодействии с исследовательскими центрами, университетами, организациями по охране здоровья, поставщиками сырья и т. д. Расходы «Фармос» на НИОКР составляют около 1,2 млн евро, или 3 % от выручки, что соответствует уровню расходов крупных игроков данного рынка в относительном выражении, но незначительно в абсолютных цифрах (по сравнению с Procter & Gamble — 2 млрд долл., Unilever — 927 млн евро, Henkel — 377 млн евро).

Конкурировать с транснациональными корпорациями позволяет уникальность «Фармос» как производителя профессиональных чистящих средств класса «премиум» с использованием стратегии фокусирования. Однако дальнейшее увеличение присутствия на российском рынке возможно только за счет перераспределения ресурсов инновационной деятельности в Россию. Формирование адекватной системы ресурсного обеспечения в данном случае начинается с оценки имеющихся ресурсов. Постановка целей, стратегии и тактики развития инновационной деятельности на территории России позволит выявить недостаток в определенных ресурсах и наметить план мероприятий по мобилизации и перераспределению ресурсов из других филиалов компании «Фармос».

В заключение необходимо отметить, что растущее значение инноваций для российских предприятий предопределяет актуальность темы ресурсного обеспечения инновационной деятельности и требует ее дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев В.П., Платонов В.В., Рогова Е.М. Инновационный менеджмент. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005. 115 с.

2. Гражданский кодекс РФ (Часть четвертая). ФЗ от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006 г.).

3. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер, 2008. 560 с.

4. ЗиновВ.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. М.: Дело, 2005. 496 с.

5. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // Вестник СПбГУ. Сер. 8. 2003. Вып. 3. № 24. С. 11.

6. Приложение к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 г. № 42 «О Комплексной программе мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг.».

7. URL: http://www.brandz.com/output/brandz-top-100.aspx (дата обращения: 17.11.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.