Благоприятные макроэкономические условия последних нескольких лет способствовали интенсивному развитию российского банковского сектора. Однако недостаток капитальной базы банков является одной из основных причин, сдерживающих дальнейшее экономическое развитие страны. В статье обсуждаются вопросы расширения ресурсной базы российских банков. Представленные в ней материалы могут заинтересовать специалистов в области банковского дела, финансов и кредита.
Ресурсная база российских банков
Э. Ф. АРСЛАНОВ,
главный специалист ЗАО «Финансбанк», Москва
Есть ли в банках капитал
У банковской системы России в первое десятилетие работы был достаточно ограниченный спектр операций, от которых она получала свои основные доходы. По сути дела, банковская система не выполняла свою главную задачу по стимулированию экономического роста - не трансформировала национальные сбережения в инвестиции. Последние поступали в экономику из других источников, в частности, от крупных промышленных предприятий.
Кроме того, средства юридических и физических лиц составляют основной объем ресурсной базы наших банков (рисунок). Из внешних источников пополнения ресурсной базы российских банков отметим внутренние заимствования (облигации, векселя, межбанковский рынок), внешние заимствования (еврооблигации, синдицированные кредиты) и депозиты (частных лиц и корпоративных клиентов).
Проведенный анализ показывает, что в последнее время рост кредитных портфелей банков вызван главным образом высокими темпами роста валового внутреннего продукта (таблица). Это ставит под сомнение способность банковской системы быть источником экономического роста в стра-
© ЭКО 2007 г.
154 ЭКО
Структура ресурсной базы российских банков на 1 января 2005 г., %
Средства на счетах физических лиц 28%
Средства юридических лиц ^31%
Выпущенные
долговые обязательства 9%
/
Прочие Формы пассивы и прибыль 6% банков 14%
Привлеченные средства, полученные от Банка России 0,3%
Межбанковские
кредиты, депозиты и иные привлеченные средства
Счета банков 2%
Источник: Информационно-аналитические материалы Ассоциации региональных банков России.
Кредиты, предоставленные российскими банками за десять месяцев 2006 г., млрд руб. на первый день месяца
^е-дит Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь
В рублях 4220 4237 4362 4556 4693 4791 5084 5253 5462 5699
В иностранной валюте 1779 1803 1815 1834 1890 1899 1970 2014 2055 2132
Источник: Банк России.
не в случае падения цен на сырье, и сырьевой кризис может создать для банков серьезные проблемы. Кроме того, развитие российской банковской системы сдерживает ряд факторов. Среди них прежде всего следует назвать следующие:
■ ограниченность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков;
■ недостаточное развитие системы рефинансирования;
■ высокие риски кредитования;
■ слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов;
■ высокая цена банковских услуг для значительной части населения и предприятий.
Несмотря на эти препятствия, инвестиционная деятельность, кредитование экономики постепенно становятся все более важными для банков России. На долю ссудной задолженности приходится более 78% всех активов банковского сектора1. Российские банки создают заграничные инвестиционно-банковские филиалы и дочерние компании, выходят на международный рынок ценных бумаг.
Вместе с тем анализ показывает, что возможности расширения операций банков на фондовом рынке сдерживаются, несмотря на прирост в последние годы, недостаточной капитальной базой. Да и распределен капитал банков крайне неравномерно. Так, на долю 30 крупнейших банков (включая Сбербанк России) приходилось 85% всех депозитов банковской системы страны, в которой около 1300 банков. На долю 1000 банков приходится менее 10% агрегированных активов банковской системы2.
Все это указывает на то, что российский банковский капитал неадекватен активно развивающейся экономике. Активы банковской системы растут быстрее совокупного капитала. При этом темп прироста капитала отстает от темпа прироста вкладов физических лиц и от темпа прироста кредитов нефинансовому сектору. При сохранении таких соотношений российская банковская система подойдет к пределам своего роста и уровню достаточности капитала, определенному Банком России. В настоящее время норматив достаточности капитала, установленный Банком России, составляет 10% для банков с капиталом более 5 млн евро и 11% - для банков, чей капитал ниже этой суммы. Данный норматив является для банков одним из ключевых требований, предъявляемых Банком России.
По данным ЦБ РФ, за 2005 г. уровень достаточности капитала в стране снизился с 17 до 16%. При этом у 30 круп-
1 По данным Банка России на 01.08.2006 г.
Политика Банка России направлена на укрупнение банков. В результате ее проведения количество банков в стране может сократиться, а оставшиеся стать крупнее.
2 Всего в России на 1 ноября 2006 г. было зарегистрировано 1306 банков, из них 1156 - действующие.
нейших российских банков средний показатель достаточности капитала3 был 15,07%.
Несмотря на то, что собственные средства банков увеличились с 76,5 млрд руб. на 1 января 1999 г. до 1 трлн 241,8 млрд руб. на 1 января 2006 г., динамика достаточности капитала российских банков свидетельствует, что уровень достаточности капитала все больше ограничивает дальнейшее развитие банковской деятельности.
Уровень достаточности собственного капитала следует соотносить с размерами активов, имеющих наивысший уровень риска. В настоящее время более 30% общего объема предоставленных кредитов получено российскими предприятиями от иностранных кредиторов. Если добавить кредиты, ранее предоставленные российским банкам их иностранными партнерами4, данная цифра увеличивается до 51%. При этом темпы роста кредитных портфелей превышают темп роста капитала банков. Недокапитализация стимулирует консолидацию и укрупнение банков. В силу данных причин увеличивается разрыв между крупными и мелкими банками, обостряется конкуренция как следствие динамики развития рынка в целом и более жесткой конкурентной борьбы среди существующих банков.
Для ликвидации отставания российской банковской системы по показателю уровня достаточности капитала российским банкам необходимо, по имеющимся оценкам, вложить 20-25 млрд дол. В решении данной проблемы банкам, за исключением, может быть, ограниченного круга государственных, не стоит в сложившейся ситуации надеяться на государство.
В настоящее время основным источником капитализации у наших банков служит их собственная прибыль. Она имеет естественные ограничения, которые не позволяют существенно увеличить ее размеры. В качестве источника капитализации можно использовать и средства акционеров банков, однако не многие из них имеют возможность вкла-
3 По состоянию на 1 января 2006 г.
4 Доля иностранных банков в активах банковской системы России составляет порядка 10%, в 2000 г. было 5%.
дывать собственные средства в увеличение капитала банка. Повышение капитализации возможно также путем вхождения в капитал российских банков международных финансовых институтов и частных зарубежных инвесторов, но для этого нужны прозрачная отчетность за несколько лет, позитивная история аудита. Необходимые деньги можно привлечь от внешних инвесторов и, в первую очередь, с помощью IPO5.
Пути увеличения капитала ищут не только крупнейшие российские банки Москвы и Санкт-Петербурга, но и региональные банки. Объединились «Нова Банк» и «Самарский кредит», создав Первый Объединенный банк. «Сибакадем-банк» привлек иностранный капитал и активно развивает банковскую группу, он вошел в число 40 крупнейших банков и объединился с «Уралбанком».
Эти примеры, в частности, показывают, что поиски дополнительного капитала, стремление расширить сферы бизнеса, привести его в соответствие с потребностями клиентуры, способствуют развитию таких процессов, как слияния, поглощения, создание холдингов в банковском секторе России. Данные процессы проходят в форме:
S слияния и поглощения крупными банками небольших кредитных организаций;
S открытия московскими банками своих филиалов в регионах;
S экспансии в Россию иностранного банковского капитала.
Привлечению средств инвесторов и консолидации ресурсов российской банковской системы способствует также развитие в банках корпоративного управления. Оно включает:
□ формирование эффективных процедур контроля рисков банковской деятельности;
□ приведение масштабов деятельности и структуры банка в соответствие с основными ресурсными, функциональными и региональными потребностями, а также потребностями акционеров и клиентов;
□ оптимизацию издержек внутрибанковской деятельности;
□ совершенствование функционально-стоимостного анализа прибыльности для оценки новых продуктов и услуг;
□ переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
5 IPO (англ. Initial Public Offering) - первичное публичное предложение акций.
IPO нам поможет
Новый импульс поиску решения проблемы достаточности капитала задал Банк России, выдвинув в апреле 2006 г. 12 предложений по внесению изменений в законодательство и собственные нормативные акты, пригласив к обсуждению и внесению предложений все заинтересованные стороны. Эти «двенадцать апрельских тезисов» отражают новые приоритеты в работе ЦБ РФ. Если ранее его действия были направлены на предотвращение «раздувания» капитала банков, решение других проблем, то на сейчас эти задачи отходят на второй план, и активно продвигается идея размещения банковских акций. Банк России предлагает ввести ряд мер, способствующих повышению капитализации банковской системы, в том числе путем упрощения размещения акций российских банков (проведения IPO).
ЦБ РФ, запретивший иностранным кредитным организациям открывать свои филиалы в России, планирует упростить вхождение иностранцев в капитал российских банков, смягчая условия участия нерезидентов в уставных капиталах и ужесточая требования к достаточности капитала российских банков. Ужесточение данных параметров, которое ЦБ планирует реализовать, идет в соответствии с глобальной тенденцией по ужесточению требований к капитализации банков. Напомним, что при подписании двустороннего протокола с США о вступлении России в ВТО Россия оставляет за собой право ограничивать новые прямые иностранные инвестиции в банковский сектор, если они превысят 50% всех инвестиций в сектор. Тем не менее Россия обязалась вернуться к обсуждению вопроса допуска филиалов иностранных банков в будущем в связи со вступлением в Организацию экономического сотрудничества и развития, переговоры по вступлению в которую планируется начать уже в 2007 г.
Использование механизмов IPO может стать одним из элементов формирующегося комплекса мер по развитию и укреплению капитальной базы банков. Помимо того, что банки получат возможность увеличения капитала, фондовый рынок приобретет новый инструмент - ценные бумаги кредитных организаций. Публичный рынок акций банков
позволяет оперативно оценивать происходящие в банках процессы и способствует повышению степени доверия к российской банковской системе.
Идея проведения банковских IPO обусловлена благоприятной ситуацией в банковском секторе, связанной с началом работы системы страхования вкладов, ростом объемов розничного бизнеса и многими другими факторами. Растет интерес инвесторов к банковскому рынку, который воспринимается ими как стабильный и многообещающий сектор.
Отметим, что превращение банка в публичную компанию и публичное размещение акций требуют финансовых расходов и серьезной предварительной подготовки, с учетом требований законодательства, торговых площадок, предпочтений инвесторов. Необходимо учитывать как формальные требования торговых площадок, так и ожидания инвестиционного сообщества, оценивающего качество корпоративного управления и обеспечение информационной открытости эмитентов.
Заинтересованность банков в проведении IPO зависит во многом от специфики структуры собственности и нежелания собственников потерять некоторую долю контроля над своим имуществом. Многие банки начинали свое развитие в рамках узкой кэптивной модели обслуживания отдельных бизнес-групп, и некоторые из них до сих пор занимают эту рыночную нишу.
Проведению размещений и активной торговле акциями российских банков на вторичном рынке препятствуют и чисто технические ограничения, которые существуют в законодательстве. Для их преодоления и упрощения процедуры первичного размещения акций кредитных организаций необходимы совместные усилия законодательной власти и Центробанка. Для активизации рынка банковских акций надо также существенно улучшить надзор за деятельностью банков и работой с акциями.
Не все банки поддерживают идею трансформации в публичную компанию и проведения публичного размещения акций, полагая, что если крупнейшие банки обяжут преобразовываться в акционерные общества и становиться пуб-
личными компаниями через размещение акций, последствия могут оказаться опасными для всей банковской системы.
Публичные банки в случае возникновения кризиса принимают решения менее оперативно и хуже справляются с управлением краткосрочной ликвидностью в проблемных ситуациях. Так, летом 2004 г. «Альфа-банк» сумел в короткие сроки справиться с недостатком ликвидности, благодаря владельцам, предоставившим свои финансовые ресурсы, а в публичном банке решение вопроса заняло бы больше времени, и его трудности могли быть гораздо серьезнее.
Интересы миноритарных акционеров могут существенно отличаться от интересов основных акционеров, что может привести к дополнительным конфликтам. Миноритарные акционеры далеко не всегда представляют ценность для банка, так как их заинтересованность в максимизации дивидендов может привести к тому, что придется жертвовать долгосрочными интересами в пользу краткосрочных - получения дивидендов акционерами. К тому же вряд ли мелкие или средние держатели акций в состоянии поддержать банк в кризисной ситуации.
Необходимо также учитывать, что публичный статус банков ставит их в зависимость от ситуации на фондовом рынке, а это может негативно отразиться на их положении.
Повысить капитализацию банков можно и через формирование рыночных механизмов оценки их стоимости, увеличение прозрачности собственности, внутрикорпоративных процедур и практики управления для неограниченного круга кредиторов, инвесторов. Необходимо также учитывать, что для собственников кредитных организаций более интересными могут быть сделки со стратегическими инвесторами, нежели привлечение финансирования на рынке ценных бумаг.
Центральный вопрос, связанный с инициативой Банка России, заключается в обязательности проведения банками IPO. Необходимо создавать все условия для того, чтобы банки проводили IPO, но чрезмерно форсировать данный процесс не надо. Решение о проведении публичного размещения должно быть прерогативой акционеров банка, в то же время правильно, если ЦБ РФ будет содействовать выходу банков на IPO.
ИНСТИТУТЫ РЫНКА
6 ЭКО № 2, 2007
Крупные многофилиальные банки, способные бороться за клиента на всей территории страны, конкурируют как между собой, так и с небольшими банками. Между крупными национальными банками зачастую наблюдается более высокая конкуренция, чем между небольшими по размерам кредитными организациями. Возможно, это объясняется тем, что небольшие банки работают преимущественно на узких участках рынка банковских услуг, и их интересы не пересекаются с другими небольшими банками, действующими в иных регионах.
Процесс консолидации в банковском секторе российской экономики протекает медленно. Так, за последние 10 лет произошло только 12 крупных (на сумму свыше 1 млн дол.) поглощений кредитных организаций и ни одного крупного слияния. В России к числу по-настоящему крупных кредитных организаций можно отнести не более 15-20, а к средним по размеру банкам - не более 100-150. Это существенно ослабляет отечественную банковскую систему, делает ее неконкурентоспособной на мировом рынке. На международном рынке в 1998-2005 гг. было осуществлено более 50 крупных (свыше 10 млрд дол.) сделок поглощения банков.
В совместных материалах правительства РФ и Банка России6 намечен план мероприятий по увеличению капитализации банковской системы и повышению уровня концентрации банковского капитала. Государство может существенно активизировать процессы консолидации в банковском секторе экономики путем осуществления целенаправленных правовых и финансовых мер. Вместе с тем представители исполнительной власти отмечают, что «от государства банковской системе не нужно ждать какой-то серьезной финансовой помощи. Оно не будет расширять свое участие в российском банковском секторе, а будет постепенно снижать его, рассчитывая на то, что параллельно с этим процессом будет повышаться капитализация банковского сектора за счет привлечения новых инвесторов, нового частного капитала»7.
6 Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации. Ред. 2005 г.
7 Ресурсная база российских банков: пути укрепления инвестиционного потенциала // Банковское дело. 23.05.2005 г.
Участие государства в российской банковской системе можно характеризовать долей госбанков в активах последней. Сейчас она составляет примерно 40%. В 2000 г. было 30%.
В заключение отметим, что необходимо предоставить банкам время, чтобы определиться и пересмотреть стратегию развития и повышения капитализации. Последняя может идти разными способами, включая проведение первичных размещений акций. При этом наращивание ресурсной базы не должно быть самоцелью для коммерческих банков. Главная задача заключается в трансформации ресурсов в инвестиции.
«ЭКО»-информ
По данным статистического обследования, проведенного Новоси-бирскстатом, в январе-сентябре 2006 г. на территории Новосибирской области осуществляли деятельность 120 предприятий (организаций) с участием иностранного капитала (без субъектов малого предпринимательства) - это 14% оборота всех организаций области.
Их оборот вырос по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 37,4% и составил 62,8 млрд руб. (без НДС и акцизов). Наибольшая доля оборота приходится на обрабатывающие производства - 31,8%, оптовую и розничную торговлю - 31,6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 23%.
Инвестиции в основной капитал использованы в объеме 2,9 млрд руб. (на 31,2% больше соответствующего уровня 2005 г.) -это 10,9% от объема инвестиций в основной капитал всех предприятий области. Основная часть инвестиций направлена в обрабатывающие производства - 61,6%, производство, распределение электроэнергии, газа и воды - 16%, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых - 5,5%, охоту и лесное хозяйство - 5%.
На предприятиях и в организациях с участием иностранного капитала было занято 35,7 тыс. работников списочного состава (4% от общего показателя области). Кроме того, 203 - внешних совместителя и 492 человека выполняли работы по договорам гражданско-правового характера.
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника составила 14716 руб., что превышает средний уровень заработной платы по области в 1,7 раза. Темп роста заработной платы по отношению к январю-сентябрю 2005 г. - 121,9% (темп роста реальной заработной платы - 110,7%).
Источник: данные Новосибирскстата E-mail: [email protected]
ИНСТИТУТЫ РЫНКА 6*