ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 353
Атаева Таибат Амирахмедовна
старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции
Дагестанского государственного университета народного хозяйства
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Ataeva Taibat Amirakhmedovna
Senior Lecturer, Marketing and Commerce Department, Dagestan State Institute of National Economy
RESTRUCTURING OF THE REGIONAL ECONOMY
Аннотация:
В последние годы усиливается внимание со стороны экономической науки и практики управления к региональной экономике и проблемам ее регулирования. Развитие экономики регионов требует принятия оптимальных решений органами местного самоуправления во избежание кризисных ситуаций в социально-экономическом развитии региона. В этих условиях многие хозяйствующие субъекты прибегают к методам антикризисного регулирования, одним из которых является реструктуризация экономических субъектов в регионе, речь о которой будет вестись в статье.
Ключевые слова:
антикризисное управление, реструктуризация, экономика региона, информационная экономика, промышленный кластер, кризис, конкурентоспособность, институт банкротства.
Summary:
Over recent years the attention of economic science and practice of management to regional economy and problems of its regulation amplifies. Development of regions' economy demands adoption of optimum decisions by local governments in order to avoid crisis situations in social and economic development of a region. In these conditions many economic entities apply methods of anti-recessionary regulation, one of which is restructuring of economic subjects in the region described in detail in the article.
Keywords:
crisis management, restructuring, region economy, information economy, industrial cluster, crisis, competitiveness, institution of bankruptcy.
Переход к рынку предъявляет новые требования к экономике региона, при этом первостепенным требованием становится адаптивность регионов к изменяющимся условиям внешней среды. Выполнение данного требования обеспечивает бескризисную деятельность субъектов экономики в регионе. Одним из инструментов регулирования кризисных процессов в регионе становится государственное управление кризисными процессами, наблюдающимися в экономике региона. Механизмом антикризисного управления является реструктуризация объектов хозяйствования, которая основывается на кардинальной перестройке всех субъектов экономики в регионе и четком формулировании стратегии и миссии развития предприятий региона [1]. Однако в реструктуризации нуждаются и успешно развивающиеся предприятия, так как данный процесс позволил бы им избежать первых признаков кризиса.
Последствия кризиса определяются его характером и эффективностью антикризисного управления, которое способно привести как к финансовому оздоровлению, так и к банкротству, возникновению новых кризисов, наслаиванию одного на другой, что обусловило социальную напряженность в целом ряде регионов.
Проблема антикризисного управления и реструктуризации предприятий региона постоянно отслеживается специалистами с целью выявления наиболее перспективных и конкурентоспособных из них. Конкурентные отношения обусловливают необходимость развития предприятий различных отраслей и сфер деятельности, указывая тем самым выход из сложившихся кризисных ситуаций. Именно конкурентоспособность является тем показателем, который выявляет возможные материальные и финансовые ресурсы дальнейшего развития предприятия и региона в целом.
При переходе к информационной экономике рынок продавца сменяется рынком покупателя, который получает возможность выбора способа удовлетворения своих потребностей [2]. Основным в такой экономике становится промышленный кластер - явление для экономики регионов новое, но эффективное для выхода из кризисных ситуаций целых секторов промышленности и экономики в целом. Многие авторитетные эксперты в области экономики связывают большие надежды на качественные изменения в сфере малого бизнеса и в экономике регионов именно с созданием промышленных кластеров.
Переход российской экономики к рынку поставил в сложное социально-экономическое положение регионы России. В связи с этим правительства регионов вынуждены сокращать ранее утвержденные бюджеты и для составления новых планировать бюджет на пару лет вперед, учитывая возможные негативные последствия кризиса. В первую очередь их интересуют: количество безработных, занятых, лиц с доходами ниже прожиточного уровня, трудовых мигрантов.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 18)
Сегодня в Дагестане происходит поэтапная трансформация экономической системы, которая сопровождается ускоренным развитием новых форм хозяйствования. Поэтому кардинальная переделка экономической системы Республики Дагестан является одним из главных условий выживания и приспособления предприятий к изменяющимся условиям внешней бизнес-среды.
Еще одной причиной реструктуризации экономики является развитие института банкротства, который связан с реформированием регионального законодательства о банкротстве и ростом числа предприятий с низкой финансовой стабильностью.
В современных условиях кризисного положения страны, в связи с санкциями со стороны многих стран, особую актуальность приобретает развитие среднего и малого предпринимательства. Однако в сложившейся ситуации отечественные предприниматели нуждаются в поддержке со стороны государства.
Любые макроэкономические изменения оказывают влияние на все хозяйствующие субъекты, в первую очередь наиболее уязвимыми к этим изменениям становятся субъекты малого и среднего бизнеса. Любой кризис несет в себе опасность, создавая условия для банкротства многих предприятий. И то, насколько успешно предприятие справится с возникшим кризисом, зависит от эффективной антикризисной стратегии предприятия, уделяющей особое внимание конкурентоспособности предприятия в возникших условиях хозяйствования.
Действительно успешной структурой может быть признано то предприятие, которое не раз сталкивалось с экономическими трудностями и находило выход из этих ситуаций.
За последнее десятилетие многие предприятия столкнулись с экономическими и политическими кризисами, каждый из которых оказал сильное воздействие на социально-экономическое положение ряда стран. Закрывались финансовые учреждения, крупные промышленные и коммерческие предприятия, постоянно снижался курс на мировых биржах. При этом сильнее всего пострадал персонал предприятий из-за вынужденных сокращений штата.
То же самое происходит сейчас на российском рынке из-за введения санкций европейскими странами. Однако правительство страны, стремясь защитить российский бизнес, предприняло ответные меры, позволив тем самым развиваться и расширяться отечественным производителям.
Кризис - это явление временное, однако имеющее очень негативные последствия. В таких ситуациях вырабатывается критическое мышление у руководителей предприятий, которым открываются новые возможности для ведения бизнеса, и тут главное - удержать ту долю рынка, которую удастся занять.
Конечно, кризисные ситуации требуют внедрения эффективного механизма выхода из них, разработки и реализации эффективной и грамотной стратегии антикризисного управления. Основная задача в такой ситуации - оставаться «на плаву», поддерживать конкурентоспособность своей продукции. Создание новых методов ведения бизнеса, освоение новых видов деятельности для российской экономики, внедрение новых технологий в производство составляют залог успеха выхода из кризисной ситуации.
В условиях кризиса очень сложно сохранить конкурентоспособность не только продукции предприятия, но и самого предприятия в целом. Предприятия могут начать выпуск новых видов продукции, выйти на новые для них рынки (основа стратегии И. Ансоффа «продукт - рынок»), стимулировать сбыт, отвлечь внимание потребителей от кризиса, с которым столкнулось предприятие. Здесь немалую роль играет инновационная стратегия предприятия. Для нейтрализации или минимизации возможных будущих кризисных явлений необходимо постоянно обновлять и расширять ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Также немаловажен и корпоративный менеджмент, который должен развиваться с учетом требований рынка, находить новые пути стратегических партнерств [3].
Как уже было сказано, сейчас экономика Дагестана нуждается в кардинальной реструктуризации. Исходя из вышеприведенного, необходимо как на региональном, так и государственном уровне разработать комплексную программу реструктуризации экономики Республики Дагестан на долговременную перспективу и создать предпосылки для ее эффективного воплощения в жизнь. Это будет способствовать ускоренному развитию народного хозяйства региона, росту экономического потенциала РД и удовлетворению потребностей населения.
Ссылки:
1. Региональная экономика / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М., 2007.
2. Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. 2005. № 3.
3. Юрьева Т.В., Цин Ч. Эффективная антикризисная стратегия // Экономика, статистика и информатика. 2009. № 1-2.
С. 31-34.