Научная статья на тему 'Restructuring of a physical person''s debt in bankruptcy case: features of the procedure'

Restructuring of a physical person''s debt in bankruptcy case: features of the procedure Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ПЛАН РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ / BANKRUPTCY / PHYSICAL PERSON / DEBT RESTRUCTURING / RESTRUCTURING PLAN / FINANCIAL MANAGER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Kondratieva K.S., Groysberg A.I.

Introduction: the article considers features of carrying out a procedure of restructuring a debt of a citizen who is not an individual entrepreneur in bankruptcy case. Purpose: to study the rehabilitation nature of the structuring procedure based on distinguishing its stages. Methods: analytical and system methods, comparative and legal, technical and legal methods are used. Results: legal consequences of introducing the procedure of restructuring a debtor 's debt allow him to stabilize his financial position and to save his property to meet creditors ' requirements. Actions of a financial manager, first of all, are aimed at providing creditors with a right to take part in the case of the debtor's bankruptcy. In their turn, creditors are recommended to act with due care and discretion to keep an opportunity to participate in settling the debtor's legal destiny. The law has additional provisions protecting rights of creditors of the first and second order, and also creditors' rights referring to the current liabilities, the debt to which shall be repaid before the approval of the debt restructuring plan. Conclusions: having introduced the institute of citizens' debts restructuring, the Russian legislation legally enables debtors to pay debts during a long term and to keep their property at the same time. Giving an opportunity to choose a bankruptcy procedure applied to debtors-consumers depending on their liabilities, income and size of debts, the legislator purposes to protect the debtor from loss ofproperty and from psychological stress, thereby strengthening social and economic infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Restructuring of a physical person''s debt in bankruptcy case: features of the procedure»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

2016 PERM UNIVERSITY HERALD. JURIDICAL SCIENCES Выпуск 34

Информация для цитирования:

Кондратьева К. С., Гройсберг А. И. Особенности проведения процедуры реструктуризации задолженности физического лица в деле о банкротстве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. Вып. 34. C. 418-425. DOI: 10.17072/1995-4190-2016-34-418-425.

Kondratieva K. S., Groysberg A. I. Osobennosti provedeniya protsedury restrukturizatsii zadolzhennosti fizi-cheskogo litsa v dele o bankrotstve [Restructuring of a Physical Person's Debt in Bankruptcy Case: Features of the Procedure]. Vestnik Permskogo Universiteta. Juridicheskie Nauki - Perm University Herald. Juridical Sciences. 2016. Issue 34. Pp. 418-425. (In Russ.). DOI: 10.17072/1995-4190-2016-34-418-425.

УДК 343.535

DOI: 10.17072/1995-4190-2016-34-418-425

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ

К. С. Кондратьева

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Пермь)

614070, Россия, г. Пермь, ул. Студенческая, 38

ORCID: 0000-0002-3925-5911

ResearcherID: G-8872-2015

Статьи в БД «Scopus» / «Web of Science»:

DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-68-77

e-mail: kcenua-9@mail.ru

А. И. Гройсберг

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Пермь)

614070, Россия, г. Пермь, ул. Студенческая, 38

ORCID: 0000-0001-8041-5369

ResearcherID: M-5851-2015

Статьи в БД «Scopus» / «Web of Science»:

DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-68-77

e-mail: anna-groisberg@yandex.ru

Введение: статья посвящена рассмотрению особенностей проведения процедуры реструктуризации задолженности гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в деле о банкротстве. Цель: на основе выделения этапов проведения процедуры реструктуризации изучить ее реабилитационный характер. Методы: использованы аналитический и системный методы, сравнительно-правовой, технико-юридический. Результаты: юридические последствия введения процедуры реструктуризации задолженности должника позволяют стабилизировать его финансовое положение, обеспечить сохранность имущества должника в целях удовлетворения требований кредиторов. Действия финансового управляющего прежде всего направлены на обеспечение права кредиторов принять участие в деле о банкротстве должника. В свою очередь, кредиторам рекомендуется действовать с должной заботливостью и осмотрительностью с тем, чтобы сохранить возможность участвовать в определении правовой судьбы должника. Законом дополнительно защищаются права кредиторов первой и второй очереди, а также права кредиторов по текущим обязательствам, задолженность перед которыми должна быть погашена до утверждения плана реструктуризации долгов. Выводы: с введением института реструктуризации задолженности гражданина российское законодательство предоставило должникам легальную возможность в течение длительного срока осуществлять погашение имеющихся долгов и одновременно сохранять свое имущество. За-

© Кондратьева К. С., Гройсберг А. И., 2016

конодатель, предоставляя возможность выбора процедуры банкротства, применяемой к должникам-потребителям в зависимости от их обязательств, дохода и размера долгов, ставит целью защитить должника от имущественного краха, психологического потрясения, тем самым укрепляя социально-экономическую инфраструктуру.

Ключевые слова: банкротство; физическое лицо; реструктуризация задолженности; план реструктуризации; финансовый управляющий

RESTRUCTURING OF A PHYSICAL PERSON'S DEBT IN BANKRUPTCY CASE: FEATURES OF THE PROCEDURE

K. S. Kondratieva

Higher School of Economics (Perm branch) 38, Studencheskaya st., Perm, 614070, Russia ORCID: 0000-0002-3925-5911 ResearcherlD: G-8872-2015 Articles in DB «Scopus» / «Web of Science»: DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-68-77 e-mail: kcenua-9@mail.ru

A. I. Groysberg

Higher School of Economics (Perm branch) 38, Studencheskaya st., Perm, 614070, Russia ORCID: 0000-0001-8041-5369 ResearcherID: M-5851-2015 Articles in DB «Scopus» / «Web of Science»: DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-68-77 e-mail: anna-groisberg@yandex.ru

Introduction: the article considers features of carrying out a procedure of restructuring a debt of a citizen who is not an individual entrepreneur in bankruptcy case. Purpose: to study the rehabilitation nature of the structuring procedure based on distinguishing its stages. Methods: analytical and system methods, comparative and legal, technical and legal methods are used. Results: legal consequences of introducing the procedure of restructuring a debtor 's debt allow him to stabilize his financial position and to save his property to meet creditors ' requirements. Actions of a financial manager, first of all, are aimed at providing creditors with a right to take part in the case of the debtor's bankruptcy. In their turn, creditors are recommended to act with due care and discretion to keep an opportunity to participate in settling the debtor's legal destiny. The law has additional provisions protecting rights of creditors of the first and second order, and also creditors' rights referring to the current liabilities, the debt to which shall be repaid before the approval of the debt restructuring plan. Conclusions: having introduced the institute of citizens' debts restructuring, the Russian legislation legally enables debtors to pay debts during a long term and to keep their property at the same time. Giving an opportunity to choose a bankruptcy procedure applied to debtors-consumers depending on their liabilities, income and size of debts, the legislator purposes to protect the debtor from loss ofproperty and from psychological stress, thereby strengthening social and economic infrastructure.

Keywords: bankruptcy; physical person; debt restructuring; restructuring plan; financial manager

Введение

В мире приобретают популярность так называемые процедуры, предупреждающие признание должника банкротом, а именно предоставляющие должнику возможность в рамках закона получить освобождение от долгов, не допуская при этом полной реализации принадлежащего ему имущества, в основном за счет изъятия будущих доходов в течение определенного времени [1, с. 162].

Впервые восстановление в правах как тип банкротства появилось в 30-х гг. XX в., и только в 1979 г. приобрело популярность. В настоящее время в США действует правовой этический постулат несомненной очевидности: каждый после экономической неудачи должен иметь возможность начать заново так называемый «свежий старт» должника [3, р. 549].

Так, в США гражданину, попавшему в тяжелое финансовое положение, законодатель предлагает разработать план регулирования долгов с целью сохранения своего имущества (гл. 13 Bankruptcy Code)1, что, по мнению большинства зарубежных исследователей банкротства частных должников, является наиболее выгодной процедурой для должника [2; 3; 4; 5].

В России нормы по признанию гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, несостоятельным (банкротом) вступили в силу с 1 октября 2015 г.

Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее - Закон о банкротстве) на основании Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ3.

13 октября 2015 г. Пленум Верховного суда РФ дал официальные разъяснения указанных положений в постановлении № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»4 (далее -Постановление № 45).

1 U.S. Code: Title 11 - Bankruptcy (Current through 114-93 not 92) // Pub. L. 95-598, title I, § 101, Nov. 6, 1978, 92 Stat. 2549.

2 О несостоятельности (банкротстве): Федер. закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации от 28 окт. 2002 г. № 43, ст. 4190.

3 О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника: Федер. закон от 29 дек. 2014 г. № 476-ФЗ (в ред. Федер. закона от 29.06.2015. № 154-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 1, ч. 1, ст. 29.

4 О некоторых вопросах, связанных с введением в дей-

ствие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан: постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 13 окт. 2015 г. № 45 // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2015. № 12.

Так, статистические данные свидетельствуют о том, что банкротство граждан-потребителей в России становится все более востребованным институтом.

Самый высокий показатель банкротств физических лиц с начала работы этого института в октябре 2015 г. зафиксирован в июне 2016 г. В мае вынесено 1771 решение о признании гражданина банкротом, что следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ). Возросло также количество определений об обоснованности заявлений о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации его долгов. В июне количество таких определений достигло 742 (максимум с начала работы). С начала года количество подобных решений увеличилось более чем в два раза - с 300 в январе до 677 и 622 в апреле и мае соответственно5.

Основное содержание

Российский законодатель предусмотрел возможность применения к гражданину-должнику трех процедур банкротства: реструктуризация задолженности гражданина, реализация имущества и мировое соглашение.

Реструктуризация задолженности гражданина является реабилитационной процедурой и предусматривает частичное изменение условий, порядка и срока погашения задолженности, являясь аналогом плана регулирования долгов в американском законодательстве.

Представляется, что указанная процедура предоставляет определенные преимущества как для должника, так и для его кредиторов. Должники могут восстановить платежеспособность, постепенно возвратить имеющуюся задолженность и сохранить при этом свое имущество, а кредиторы, в свою очередь, получают правовые гарантии удовлетворения их требований.

При этом Закон о банкротстве, устанавливая в п. 2 ст. 213.14 срок реализации плана реструктуризации, фактически предусматривает рассрочку для выплаты долга до трех лет. Для сравнения - юридические лица вправе восстанавливать платежеспособность в процедуре внешнего управления не более двух лет (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).

Предлагаем на основе выделения этапов проведения процедуры изучить ее реабилитационный характер, направленный на восстановление платежеспособности гражданина-должника и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

5 Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. URL: http://bankrotfedresurs.ra/NewsCard.aspx?ro=772 (дата обращения: 20.09.2016).

Основные этапы процедуры реструктуризации задолженности гражданина

Назовем основные этапы в процедуре реструктуризации задолженности гражданина:

- введение процедуры реструктуризации судом;

- публикация сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры;

- направление уведомлений о введении процедуры;

- составление проекта плана реструктуризации задолженности и направления последнего заинтересованным лицам;

- одобрение плана реструктуризации задолженности на первом собрании кредиторов;

- утверждение плана реструктуризации задолженности судом;

- исполнение утвержденного плана реструктуризации задолженности;

- подготовка отчета и завершение реструктуризации задолженности.

Перейдем к более детальному рассмотрению этапов процедуры реструктуризации задолженности физического лица.

Решение о введении процедуры реструктуризации

Решение о введении процедуры реструктуризации принимает арбитражный суд.

С момента вынесения соответствующего определения о введении реструктуризации для гражданина наступают определенные последствия (ст. 213.11 Закона о банкротстве), а именно:

- запрещается удовлетворять денежные требования кредиторов. Другими словами, вводится мораторий по аналогии с мораторием на удовлетворение требований кредиторов в процедуре внешнего управления (ст. 95 Закона о банкротстве);

- считается наступившим срок исполнения денежных обязательств, возникших до принятия судом заявления о признании гражданина банкротом;

- не начисляются неустойки и другие финансовые санкции на должника, а также проценты по обязательствам. Таким образом, задолженность не будет увеличиваться на сумму пеней и других финансовых санкций, за исключением текущих платежей и обязательств, которые возникли после принятия заявления о банкротстве;

- приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам;

- суд оставляет без рассмотрения иски, которые предъявлены вне рамок дела о банкрот-

стве и не рассмотрены судом до введения реструктуризации;

- гражданин не может распоряжаться своим имуществом и финансами (например, вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи), совершать безвозмездные сделки, самостоятельно заключать некоторые договоры, открывать и закрывать счета в банках и др.).

Устанавливаются ограничения относительно внесения своего имущества в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретения доли (акции, паи), совершения безвозмездных сделок, самостоятельного заключения некоторых договоров, открытия и закрытия счетов в банках и совершения иных юридически значимых действий.

Так, в ходе реструктуризации только с письменного согласия финансового управляющего должник может:

- приобретать и отчуждать имущество стоимостью более 50000 руб., а также любое недвижимое имущество, ценные бумаги, доли в уставном капитале и транспортные средства;

- получать и выдавать займы (кредиты), выдавать поручительства и гарантии;

- уступать права требования, переводить долг, учреждать доверительное управление имуществом;

- передавать имущество в залог.

Иные последствия, возникающие после введения процедуры реструктуризации долгов гражданина, установлены в ст. 213.11 Закона о банкротстве.

В случае возникновения разногласий между гражданином-должником и финансовым управляющим по поводу совершения указанных сделок последние подлежат разрешению арбитражным судом (абз. 5 п. 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

Сделки, совершенные должником без согласия финансового управляющего, могут быть признаны недействительными по требованию финансового управляющего, конкурсного кредитора или уполномоченного органа (п. 1 ст. 173.1 Гражданского кодекса РФ, п. 37 Постановления № 45).

Кроме того, статьей 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ1 установлена административная ответственность в виде административного штрафа от 4000 до

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1.

5000 руб. в случае совершения гражданином крупной покупки или продажи части своего имущества без согласования с финансовым управляющим.

Публикация сообщения о признании

обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации

Вторым этапом проведения процедуры реструктуризации можно назвать публикацию сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении данной процедуры.

После того как суд вводит реструктуризацию задолженности, финансовый управляющий публикует сообщение о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации его долгов.

Публикация осуществляется в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также в газете «Коммерсантъ» - официальном издании, которое публикует сведения, предусмотренные Законом о банкротстве (ст. 213.7 Закона о банкротстве, распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"»1).

Кредиторы и любые третьи лица считаются извещенными об опубликовании сведений по истечении пяти рабочих дней со дня их включения в ЕФРСБ.

Порядок включения сведений в ЕФРСБ определяет приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве»2.

Публикация сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, производится за счет денежных средств гражданина.

1 Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 1049-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 30, ч. 2, ст. 3674.

2 Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: приказ Минэкономразвития России от 5 апр. 2013 г. № 178 // Рос. газета. 2013. 7 авг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направление уведомлений о введении процедуры реструктуризации

Финансовый управляющий направляет всем известным ему кредиторам уведомление о введении процедуры реструктуризации долгов. При этом направление уведомления является обязанностью, а не правом финансового управляющего.

Уведомление должно быть направлено не позднее 15 дней с даты, когда суд признал обоснованным заявление о признании гражданина банкротом и введении процедуры реструктуризации.

Согласно п. 3 ст. 213.8 Закона о банкротстве в уведомлении финансовый управляющий предлагает кредиторам заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняет порядок их заявления.

Предъявление кредиторами требований к должнику

Предъявление кредиторами своих требований к должнику является четвертым этапом процедуры.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 1 Постановления № 45, при возбуждении дел о банкротстве учитываются также требования, которые возникли до 1 октября 2015 г.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, который рассматривает их в порядке, установленном ст. 71, 100 Закона о банкротстве.

Заявленные требования, которые арбитражный суд признал обоснованными, финансовый управляющий включает в реестр требований кредиторов, а заявившие их лица получают право участвовать в собраниях кредиторов соразмерно сумме включенных в реестр требований.

Срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к должнику, составляет два месяца с даты, когда финансовый управляющий опубликовал сообщение о введении процедуры реструктуризации (п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве).

Особенностью является то, что, в отличие от процедуры банкротства юридических лиц, в деле о банкротстве гражданина суд может восстановить срок на предъявление требований, если причины пропуска срока будут признаны уважительными (п. 2 ст. 213.8, п. 4 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

В свою очередь должник может заявлять возражения против требований кредиторов (п. 2 ст. 47, п. 6 ст. 213.5 Закона о банкротстве). При этом, чтобы не допустить злоупотребления правом, суд вправе отклонить возражения должника, которые были сделаны в целях затягивания введения процедуры банкротства. Например,

должник признает долг и период просрочки, но возражает против возбуждения дела о банкротстве (п. 14 Постановления № 45).

Кредиторы, которые предъявили требования к должнику, также вправе представлять в суд возражения против требований других кредиторов (п. 2 ст. 71, абз. 2 п. 2 ст. 213.8 Закона о банкротстве). Такие возражения можно представить в течение 15 дней со дня, когда истечет срок для предъявления требований кредиторов. Это особо актуально в том случае, когда должник пытается включить в реестр требований кредиторов искусственно созданную задолженность, чтобы впоследствии влиять на решения, принимаемые собранием кредиторов.

Хотелось бы отметить, что как можно более раннее и своевременное предъявление кредитором своих требований к должнику предоставляет последнему больше возможностей для определения дальнейшей судьбы должника. Так, участвуя в первом собрании кредиторов, можно обозначить свою позицию при принятии ряда важных решений. Например, об одобрении плана реструктуризации или введения процедуры реализации имущества должника.

Составление проекта плана реструктуризации задолженности и направление его заинтересованным лицам

Думается, что одним из определяющих этапов процедуры становится составление проекта плана реструктуризации задолженности и направление его заинтересованным лицам.

В соответствии со ст. 213.14 Закона о банкротстве в содержание плана входят сроки и порядок пропорционального погашения требований и процентов на сумму требований кредиторов, а также размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

Должник, его кредиторы и уполномоченный орган имеют право на составление проектов плана. Указанные лица направляют готовые проекты плана финансовому управляющему, всем известным кредиторам, в уполномоченный орган и должнику (ст. 213.12 Закона о банкротстве).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления № 45, если план направляют кредиторы или уполномоченный орган, то к нему нужно приложить заявление должника об одобрении плана или его возражении против плана.

Проект плана нужно направить не позднее чем в течение 10 дней с даты истечения двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов.

При этом, как указано в п. 28 Постановления № 45, пропуск срока направления проекта плана реструктуризации долгов не является основанием для отказа от его рассмотрения первым собранием кредиторов при условии, что проект получен до дня проведения собрания с учетом времени, которое необходимо, чтобы заинтересованные лица ознакомились с планом и подготовили возражения и предложения по нему.

Закон о банкротстве предъявляет особые требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации.

В частности, у гражданина должен быть хотя бы один источник дохода.

Кроме того, у него не должно быть (п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве):

- неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления;

- административных наказаний за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, фиктивного или преднамеренного банкротства, срок которых не истек на момент принятия заявления о банкротстве;

- признания банкротом в течение пяти предыдущих лет до представления плана реструктуризации;

- утвержденного плана реструктуризации в течение восьми лет до представления текущего плана.

Наличие перечисленных обстоятельств является основанием для признания гражданина банкротом без завершения процедуры реструктуризации.

Кроме того, закон требует, чтобы гражданин уведомлял кредиторов:

- о фактах привлечения к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство;

- об известных ему уголовных и административных делах в отношении его, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;

- о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.

Указанные обстоятельства указывают в плане реструктуризации задолженности (п. 2 ст. 213.13 Закона о банкротстве).

Одобрение плана реструктуризации

Следующим этапом процедуры является одобрение плана реструктуризации на первом собрании кредиторов.

Пунктом 5 ст. 213.12 Закона о банкротстве предусмотрена обязанность финансового управляющего провести первое собрание кредиторов не ранее чем через 20 дней с даты, когда проект плана реструктуризации долгов был направлен кредиторам, но не позднее чем в течение 60 дней со дня, когда истек срок для предъявления требований к должнику.

Для этого он направляет кредиторам и в уполномоченный орган уведомление о проведении собрания кредиторов. Это уведомление включается в ЕФРСБ не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов (п. 5 ст. 213.8 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов проводится по правилам статьи 213.8 Закона о банкротстве.

Решение об одобрении проекта плана реструктуризации принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований (ст. 213.16 Закона о банкротстве). Если одобрения не будет, то суд по ходатайству заинтересованного лица вправе дать дополнительный срок на доработку плана. Однако такой срок не может превышать двух месяцев.

Гражданин или его представитель вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса. Неявка гражданина не препятствует проведению собрания кредиторов и не является основанием для его переноса (п. 1 ст. 213.8 Закона о банкротстве).

В случае отсутствия проекта плана реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий представляет на рассмотрение собранию кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и о реализации его имущества (п. 4 ст. 213.12 Закона о банкротстве).

В случае одобрения собранием кредиторов предложенного плана реструктуризации арбитражный суд может принять одно из следующих решений (п. 3 ст. 213.17 Закона о банкротстве):

- об утверждении плана;

- об отложении рассмотрения этого вопроса;

- об отказе в утверждении плана, признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации его имущества.

При этом арбитражный суд утверждает план реструктуризации только после того, как гражданин удовлетворит требования по текущим обязательствам и погасит долги перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований.

Решение собрания кредиторов об одобрении плана является достаточным основанием для рассмотрения судом вопроса о его утверждении. То есть не требуется отдельного хода-

тайства участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации (п. 29 Постановления № 45).

В случае отсутствия одобрения плана реструктуризации долгов со стороны должника арбитражный суд может одобрить последний, если в судебном заседании будет доказано, что несогласие должника с планом является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ1). Например, гражданин имеет активы, стабильный и высокий источник дохода и при этом настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов (п. 30 Постановления № 45).

После того, как арбитражный суд утвердит план реструктуризации долгов, наступают последствия, предусмотренные в ст. 213.19 Закона о банкротстве.

План реструктуризации вводится на срок до трех лет со дня утверждения его судом, в течение которых гражданин погашает свою задолженность перед кредиторами в соответствии с предусмотренными в плане условиями.

При этом в п. 3 ст. 213.19 Закона о банкротстве установлено специальное последствие для гражданина. В течение всего срока действия плана и даже пяти лет после его завершения последний не вправе скрывать факт осуществления им плана, если он обращается за получением кредита или приобретает товары (работы, услуги) в рассрочку.

Подготовка отчета финансового управляющего и завершение реструктуризации

Завершающим этапом проведения процедуры является подготовка отчета финансового управляющего и завершение реструктуризации.

Финансовый управляющий не позднее чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации готовит отчет по итогам его исполнения и направляет кредиторам, в уполномоченный орган и в суд. К отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают погашение требований кредиторов (ст. 213.22 Закона о банкротстве).

Рассмотрев полученный отчет, собрание кредиторов вправе обратиться в суд с ходатайством об отмене плана и о признании гражданина банкротом, если должник не смог удовлетворить требования, которые включены в план, либо финансовый управляющий не представил отчет в срок.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации.1994. № 32, ст. 3301.

Арбитражный суд в свою очередь вправе завершить реструктуризацию (если задолженность, предусмотренная планом, погашена и жалобы кредиторов признаны необоснованными) либо отменить план и признать гражданина банкротом.

Следует помнить о том, что правила о реструктуризации задолженности гражданина применяются в отношении банкротства индивидуальных предпринимателей (ст. 214.1 Закона о банкротстве) с учетом особенностей, предусмотренных § 2 гл. X и п. 4 ст. 213.1 Закона о банкротстве, независимо от того, связаны ли обязательства, неисполнением которых обусловлено возбуждение дела о банкротстве, с осуществлением предпринимательской деятельности либо нет (п. 2 Постановления № 45).

При этом, когда гражданин является предпринимателем, возбуждение двух дел о его банкротстве - как гражданина и как предпринимателя - не допускается. Суд рассматривает все вопросы банкротства такого лица в рамках одного дела (абз. 3 п. 2 Постановления № 45).

Выводы

Юридические последствия введения процедуры реструктуризации задолженности должника (мораторий на удовлетворение требований кредиторов, фиксация размера задолженности, совершение ряда сделок только с согласия финансового управляющего и др.) позволяют стабилизировать финансовое положение должника, обеспечить сохранность его имущества в целях удовлетворения требований кредиторов. Действия финансового управляющего прежде всего направлены на обеспечение права кредиторов принять участие в деле о банкротстве должника. В свою очередь, кредиторам рекомендуется действовать с должной заботливостью и осмотрительностью с тем, чтобы сохранить возможность участвовать в определении правовой судьбы должника. Законом дополнительно защищаются права кредиторов первой и второй очереди, а также права кредиторов по текущим обязательствам, задолженность перед которым должна быть погашена до утверждения плана реструктуризации долгов.

Рассмотрев некоторые особенности проведения процедуры реструктуризации задолженности гражданина, можно говорить о предоставленной законодателем возможности для гражданина в течение длительного срока осуществлять погашение задолженности с учетом введения моратория на удовлетворениея требо-

ваний кредиторов и сохранения имущества должника.

Законодатель, предоставляя возможность выбора процедуры банкротства, применяемой к должникам-потребителям в зависимости от их обязательств, дохода и размера долгов, ставит целью защитить должника от имущественного краха, психологического потрясения, тем самым укрепляя социально-экономическую инфраструктуру.

Библиографический список

1. Жукова Т. М., Кондратьева К. С. Судебные мероприятия по восстановлению платежеспособности граждан в России и за рубежом // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. Вып. 4. С. 162-169.

2. Balz M. Insolvenzverfahren für Verbraucher? // Ztschr. Für Rechtspolitik. Frankfurt a. M., 1986. Jg. 19. H. 1. S. 12-20.

3. Boshkoff D. G. Fresh Start, False Start, or Heard Start? // Indiana Law Journal. Bloomington. 1995. Vol. 70, № 2. Pp. 549-568.

4. Markell B. A. Bankruptcy, lenity, and the statutory interpretation of cognate civil and criminal statutes // Indiana Law Journal. Bloomington, 1994. Vol. 69, № 2. Pp. 335-374.

5. Warren E. Hearing on Bankruptcy Code and individual debtors // The Bankruptcy Code and individual debtors. Wash, 1992. Pp. 63-77.

References

1. Zhukova T. M., Kondrat'eva K. S. Sudebnye meropriyatiya po vosstanovleniyu plate-zhesposobnosti grazhdan v Rossii i za rubezhom [Judicial Actions for Restoration of Solvency of Citizens in Russia and Abroad]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki -Perm University Herald. Juridical Sciences. 2013. Issue 4(22). Pp. 162-169. (In Russ.).

2. Balz M. Insolvenzverfahren fur Verbraucher? Ztschr. Fur Rechtspolitik. Frankfurt a.M. 1986. Jg. 19. H. 1. Pp. 12-20. (In Ger.).

3. Boshkoff D. G. Fresh Start, False Start, or Heard Start? Indiana Law Journal. Blooming-ton. 1995. Vol. 70, №2. Pp. 549-568. (In Ger.).

4. Markell B.A. Bankruptcy, Lenity, and the Statutory Interpretation of Cognate Civil and Criminal Statutes. Indiana Law Journal. Bloomington. 1994. Vol. 69, № 2. Pp. 335-374. (In Eng.).

5. Warren E. Hearing on Bankruptcy Code and Individual Debtors. The Bankruptcy Code and Individual Debtors. Wash. 1992. Pp. 63-77. (In Eng.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.