УДК 347.736.6
И. К. Пархоменко
О концепции правового положения арбитражного управляющего и его роли на стадии конкурсного производства при банкротстве юридического лица
В статье рассматриваются особенности правового положения арбитражного управляющего на стадии конкурсного производства. Эта стадия является завершающей процедурой банкротства и приводит к ликвидации предприятия-должника, поэтому от конкурсного управляющего зависит, каким образом будут удовлетворены требования кредиторов, а реализация им своих полномочий должна быть четко регламентирована.
The article deals with the peculiarities of the legal status of the insolvency officer: at the bankruptcy proceedings stage. This is the final stage of the bankruptcy procedure and it leads to the liquidation of the enterprise - debtor, therefore the manner how the creditors' claims are to be satisfied depends on the insolvency officer and the implementation of his powers must be clearly regulated.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, арбитражный управляющий, конкурсное производство, конкурсная масса, конкурсный управляющий.
Key words: insolvency, bankruptcy, the insolvency officer, bankruptcy proceedings, bankruptcy assets, bankruptcy manager.
Арбитражный управляющий - важнейший субъект, от которого во многом зависит проведение процедур несостоятельности (банкротства). В зависимости от того, как проходит процедура банкротства, роль арбитражного управляющего меняется. На каждой стадии на него возлагаются новые функции и полномочия, в связи с выполнением которых меняется и его правовой статус. Безусловно, последняя стадия - конкурсное производство существенным образом отличается от всего процесса, который ей предшествовал, поскольку на данном этапе все мероприятия приводят к ликвидации должника -банкрота. В этой связи рассмотрение статуса конкурсного управляющего является достаточно актуальным, поскольку на нем лежит особая ответственность, так как кульминация процесса зависит исключительно от его грамотных действий и четкости выполняемых функций.
© Пархоменко И. К., 2017
По статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ количество дел, по которым арбитражными судами в Российской Федерации была введена процедура конкурсного производства, за 1 полугодие 2016 г. составило 7011 [2]. Согласно статистике примерно 40 % дел заканчивается конкурсным производством.
Поскольку конкурсное производство представляет собой завершающую стадию процедуры банкротства юридического лица, то совокупность прав арбитражного убавляющего в рамках данной процедуры, направлена на то, чтобы выполнить обязанности по обеспечению безопасности активов компании и, что немаловажно, наиболее полным образом удовлетворить требования кредиторов.
Назначение конкурсного управляющего относится к функциям арбитражного суда и является одним из его важнейших действий, поскольку конкурсный управляющий - это первостепенная фигура при проведении данной процедуры. Это связано с тем, что ему переходят полномочия руководителя и иных органов управления должника. В этой связи к арбитражным управляющим предъявляется большое количество требований. Требования выдвигаются законодателем, причем некоторые из них включают оценочные конструкции, [3, с. 692] и другими заинтересованными лицами.
Особого внимания заслуживает процедура порядка внесения информации о специалисте в области конкурсного управления в реестр арбитражных управляющих. Такое решение об утверждении конкурсного управляющего в качестве члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих должно быть оформлено соответствующим протоколом и, как следствие, информация должна быть внесена в реестр членов данной организации. Правила ведения такого рода реестров требуют, чтобы необходимая запись была внесена в этот информационный ресурс не позднее, чем через 3 дня с момента оформления соответствующего протокола. С момента утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, порядке и на условиях, которые установлены настоящим федеральным законом.
Кандидатура на пост управляющего порой вызывает ожесточённые споры. Это вызвано тем, что разные управляющие могут провести одно и то же предприятие различными путями банкротства и редко когда выбранный путь устраивает абсолютно всех [1, с. 40].
131
При реализации своих полномочий, предусмотренных правовым статусом и являющихся следствием реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), [5] в обязанности управляющего входит:
• принятие имущества, осуществление его инвентаризации;
• оценка имущества должника (производится оценщиком, если иное не предусмотрено законом о банкротстве);
• обеспечение сохранности имущества;
• формирование конкурсной массы и реализация имущества должника в целях обращения его в денежные средства;
• выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению, и соразмерное удовлетворение этих требований в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.
Поскольку данная стадия приводит к ликвидации должника, то на первое место выходит процесс формирования конкурсной массы.
Законодатель в ст. 131 Закона о банкротстве говорит о том, что под конкурсной массой понимается все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В этой связи все счета должника в кредитных организациях, известные на момент открытия конкурсного производства, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Конкурсный управляющий обязан использовать только один счёт должника в кредитной организации, так называемый основной счет должника. Если основной счет должника отсутствует, то арбитражный управляющий обязан открыть такой счет в ходе конкурсного производства, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 133 Закона о банкротстве.
Формирование конкурсной массы и составление реестра требований кредиторов происходит одновременно по мере выявления арбитражным управляющим требования кредиторов, подлежащих удовлетворению. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения их требований (ст. 16, 134-138 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий в целях выполнения стоящих перед ним задач должен совершить действия, соответствующие следующему алгоритму. При формировании конкурсной массы составляется промежуточный ликвидационный баланс, который согласовывается с регистрирующим органом;
осуществляется производство выплат кредиторам согласно установленной очередности и, наконец, составляется отчет по результатам проведенной деятельности. Остановимся на каждом этапе немного подробнее.
Первоначально конкурсному управляющему необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором производится корректировка данных актива и пассива баланса с целью приведения стоимости имущества и обязательств к их реальной стоимости путем переоценки. Затем с основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в очередности, предусмотренной ст. 142 Закон о банкротстве. Реализация конкурсной массы (имущества должника) с последующим максимальным удовлетворением требований кредиторов проводится в соответствии с принципами очередности и соразмерности пропорциональности. Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит выплаты кредиторам согласно установленной очередности. Значимость фигуры конкурсного управляющего подкрепляется тем, что он единолично управляет предприятием-должником, и от его действий напрямую зависит результат всего процесса, а именно, кто из кредиторов и сколько денег получит. Денежная сумма, которую получат кредиторы в рамках причитающихся им выплат на данной стадии, по большому счету зависит от расторопности самих кредиторов, от профессионализма управляющего и от конкретных действий судей, но главным образом от того, в каком состоянии и с какими активами предприятие подошло к банкротству.
Составление отчета по результатам проведенной деятельности связано с составлением ликвидационного баланса. Особого внимания в структуре окончательного ликвидационного баланса заслуживает его пассив, где отражается задолженность, которую невозможно погасить в связи с недостаточностью имущества должника, в размере, признанном арбитражным судом, и непокрытые убытки организации, сформированные до и после открытия конкурсного производства.
Безусловно, из-за важности процедур, проводимых арбитражным управляющим, его деятельность должна носить открытый характер и быть прозрачной. В этой связи следует отметить, что законодательно не регламентировано, какие документы должны быть включены в бухгалтерскую ликвидационную отчетность. По своей сути окончательный ликвидационный баланс организации отражает лишь конечный результат конкурсного производства. В Гражданском кодексе содержатся лишь указания о составлении промежуточного и ликвидационного балансов. Отсутствие других форм бух-
галтерской отчетности может привести к невозможности формирования полного и достоверного представления о финансовом положении предприятия-должника, его доходах и расходах.
В сложившейся ситуации конкурсные управляющие самостоятельно принимают решения о составе ликвидационной отчетности. Принимая во внимание, что более полная отчетность достовернее сможет отразить и донести информацию о предприятии должнике. Целесообразным было бы чтобы окончательному ликвидационному балансу имел приложение к бухгалтерскому балансу. Наличие дополнительного бухгалтерского баланса позволит арбитражному суду, кредиторам проанализировать деятельность конкурсного управляющего за весь период конкурсного производства.
И в завершение всей процедуры конкурсный управляющий должен предоставить отчет об использовании денежных средств должника, который должен содержать: а) реквизиты основного счета должника; б) сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; в) информацию о каждом платеже (с его обоснованием) и об общем размере использованных денежных средств должника.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения [4].
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что, безусловно, фигура конкурсного управляющего является ключевой при проведении последней процедуры несостоятельности (банкротства) - конкурсного управления. Отсюда и целый ряд особенностей, которые можно отметить в статусе арбитражного управляющего. Из- за важности задач, стоящих перед конкурсным управляющим, деятельность его должна быть полностью открытой. Эта прозрачность может быть достигнута исключительно полной регламентацией того, какие необходимо составлять документы, какая информация должна в них содержаться и акцент здесь должен быть сделан на бухгалтерской отчетности (бухгалтерском балансе). Это позволит в полном объеме и достоверно оценить реальное состояние предприятия-должника и проанализировать, анализ насколько квалифицированно конкурсный управляющий выполнил свои задачи.
Список литературы
1. Гаврилова Н.В. Банкротство как бизнес в условиях экономического кризиса (как предотвратить превращение банкротства в формальную процедуру списания долгов?) // Имущественные отношения в РФ №7(94). - 2009. - С. 38-47.
2. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ [электронный ресурс]. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3579 (дата обращения 06.02.2017).
3. Пархоменко И.К. Некоторые аспекты применения норм с оценочными формулировками в гражданском законодательстве РФ // Науч. тр. Рос. акад. юрид. наук. - М., 2015. - С. 690-699.
4. Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего: постановление Правительства РФ от 22 мая 2003 г. № 299 // СЗ РФ. - 26 мая 2003. - № 21. - Ст. 2015.
5. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 2 июля 2013 г. № 127-ФЗ // СЗ РФ. - 28 окт. 2002. - № 43. - Ст. 4190.
УДК 347.4:656.7:061.5
А. В. Прозванченков, Р. А. Шахбазов
Сущность и источники правового регулирования договорной работы в авиакомпании
В статье рассматриваются правовые нормы, научные взгляды и доктринальные положения по вопросу понимания сущности института договорной работы. На примере положений гражданского права основное внимание уделяется анализу источников правового регулирования договорной работы в авиакомпании.
The article contains analysis of legal standards, scientific views and doctrinal issues, on the issue of understanding the essence of the Institute of contractual work. On the example of the civil law authors focus on analysis of the sources of legal regulation of contractual work in the airline.
Ключевые слова: договор, договорная работа, принципы, содержание и этапы заключения договора, локальные акты авиакомпании.
Key words: contract, contract work, principles, contents and steps of contract formation, local acts of the airline.
Дефиниция договорной работы во многом отражает правовую сущность и содержание этой деятельности, так как указывает на специфическую правовую деятельность субъектов гражданского права, направленную на заключение и организацию исполнения гражданско-правовых договоров [7, с. 3]. Под договорной работой следует понимать систему последовательных взаимосогласованных действий, направленных на установление, изменение или прекращение договорных связей (заключение договоров), контроль исполнения договоров, а также защиту прав и законных интересов стороны договора в случае нарушения последнего [3, с. 204].
В повседневной работе термин «договор» рассматривается, как правило, в довольно узком смысле - как документ, определяющий условия взаимодействия сторон, хотя такая трактовка не охватывает все многообразие возможных форм существования договорных отношений. Договорные обязательства могут быть облечены в форму различных и по сути, и по названию документов [2, с. 3-5].
© Прозванченков А. В., Шахбазов Р. А., 2017
136