Научная статья на тему 'Реставрация темперной живописи Беларуси'

Реставрация темперной живописи Беларуси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
570
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горовец Татьяна

Статья посвящена истории реставрации белорусских икон из коллекции Национального художественного музея и музея древнебелорусской культуры (Центр белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of the Belarusian tempera painting

The article considers the restoration history of Belarusian icons from the collection of the National Art Museum and the Museum of Ancient Belarusian Culture (Centre of Belarusian Culture, Language and Literature Studies, NAS of Belarus).

Текст научной работы на тему «Реставрация темперной живописи Беларуси»

Реставрация темперной живописи Беларуси

Татьяна Горовец,

художник-реставратор 1 категории, искусствовед

Икона как памятник древ-небелорусского искусства занимает особое место в коллекциях музеев. Самые большие собрания иконописи находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь (НХМ БССР) и Музее древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (МДБК). Экспонаты привозились из многочисленных научных послевоенных экспедиций: для НХМ - в период с 1946 по 1978 г., для МДБК -с 1970 по 1987 г.

Состояние сохранности икон требовало срочных консервационно-реставра-ционных мероприятий, необходимых для их дальнейшего хранения, экспонирования, исследования и публикации. В Государственном художественном музее БССР на тот период работали три

художника-живописца, которые были первыми реставраторами не только в музее, но, пожалуй, и в Беларуси.

Российский мастер Б.В. Дмитриев начал свою деятельность в музее в 1957 г. по рекомендации художника-реставратора темперной живописи высшей категории, заслуженного деятеля искусств РФ В.В. Филатова. За семь лет работы подготовил двух последователей - В.С. Хоронеко и Н.Н. Куйчика, который занимался произведениями масляной живописи.

В.С. Хоронеко (служил в музее с 1959 по 1980 г.) при реставрации икон придерживался принципа минимального вмешательства в их структуру: восполнял утраты способом штриховки. Это можно увидеть на иконе «Успение» (1730-е гг.) из Национального исторического музея Республики Беларусь (рис. 1).

Решить проблему сохранности произведений иконописи силами отечественных реставраторов было невозможно, поэтому руководство музея приняло решение пригласить российских специалистов из Государственных центральных художественных мастерских Москвы (ЦГХМ), которые были созданы

в 1924 г. на базе Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи.

Основные научные принципы реставрации были сформулированы в 1921 г. на первой Всероссийской музейной конференции. Главный подход сводился к необходимости консервации и укрепления грунтов и красочного слоя,

Рис. 1.

Икона «Успение»

(1730-е гг.),

Национальный

исторический

музей

Республики

Беларусь

удаления поверхностных загрязнений и поздних записей.

Однако некоторые реставраторы московской школы послевоенного периода придерживались принципа реконструкции рисунка. Эта тенденция специалистов ЦГХМ прослеживается в первый период работы с древнебелорусской живописью ГХМ БССР: 19541957 гг. В каталоге «Темперная живопись Белоруссии конца XV - XVIII веков» [2] Н.Ф. Высоцкая указывает на применение такой техники поновления: «Уточнить характер реставрации произведений 50-60 гг. XX в., когда многие реставраторы придерживались принципа реконструкции рисунка, восполнения утрат, позволили

подробные реставрационные паспорта». Согласно им, реконструкция рисунка сделана на следующих иконах: «Параскева» (середина-вторая половина XVI в.), «Богоматерь Одигитрия Неувядаемый цвет» (первая половина XVII в.), «Вознесение» (середина XVII в.), «Апостол Павел» (последняя четверть XVII в.), «Богоматерь Живоносный источник» (конец XVII - начало XVIII в.), «Апостолы Петр и Варфоломей» (около 1700 г.), «Авраамий и Меркурий Смоленские» (начало XVI в.). Реставрация выполнялась В.В. Филатовым, Н.А. Барановым, Н.А. Богословским, И.П. Гориным, А.Н. Ряби-ниной, И.М. Громовой и Ф.А. Мотодоровым.

Абсолютно противоположным был подход Н.А. Баранова к реставрации иконы «Троица» (последняя четверть XVII в.) (рис. 2). Можно предположить, что причиной этому стали значительные площади утрат левкаса и красочного слоя.

В 1974 г. ЦГХМ переросли во Всероссийские художественные научно-реставрационные мастерские имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРМ) с филиалами в Архангельске, Костроме, Вологде и Иркутске. Они стали еще и научно-методической базой.

Принципы научной реставрации, которые проходят красной нитью в профессиональной деятельности всех специалистов ВХНРЦ, отчетливо выражены в статье реставратора из Вологодского филиала О.А. Соколовой [3]. Она пишет, что при реставрации иконы «Господь Вседержитель» XVIII века из Успенского собора Великого Устюга, несмотря на большое количество утрат авторской живописи и основных элементов иконы, вопрос о реконструкции и воссоздании даже не стоял на повестке дня.

Второй этап реставрации памятников древнебело-русской живописи из коллекции ГХМ относится к периоду 1972-1983 гг. Работы проводили сотрудники Государственного Русского музея (ГРМ) -представители ленинградской школы реставрации в составе И.В. Ярыгиной, С.И. Голубе-ва, М.Г. Малкина, А.Т. Дендня-кова. Ими было восстановлено 25 произведений иконописи.

Подход к реставрации сотрудников ГРМ разительно отличается от методов и решений их московских коллег. Примером тому может

служить работа над иконой «Богоматерь Одигитрия» (конец XV - начало XVI в.; рис. 3). Конечно, прошло почти 20 лет, но все же сохранились традиции, которые ведут свой отсчет с 1906 г. Именно в этом году сотрудник музея А.Я. Бо-равский составил знаменитый Проект основания реставрационной мастерской при Русском музее императора Александра III. Был поставлен вопрос не только об углублении практики поновления, но и о переориентации на консервацию.

Хотя в 1906 г. проект не был осуществлен, его идеи легли в основу реставрационной деятельности мастерской при ГРМ. Те же позиции сохранил в 20-е гг. XX в. первый заведующий отделом реставрации музея Н.А. Околович. Он считал, что в отношении фрагмента памятника важно ничего не прибавлять, не убавлять, не приписывать, а стараться лишь прекратить дальнейшее его разрушение. Сегодня этот фундаментальный принцип сформулирован зарубежными реставраторами как «превентивная консервация». Поэтому главным для ленинградских реставраторов при проведении реставрационных работ икон из собрания ГХМ было укрепление и удаление загрязнений, а также фрагментарное раскрытие поздних записей.

При выполнении одного из процессов в реставрации иконописи (укрепления) С.И. Голубев столкнулся с нетрадиционным составом грунтов на белорусских иконах. Они не поддавались обычным методам консервации, требовали новых решений. Как именно реставратор справился с этой проблемой, станет известно после того, как исследователи получат для прочтения

реставрационные паспорта произведений. Накопленный С.И. Голубевым [1] опыт укрепления «нестандартных» белорусских икон пригодился ему в 1977 г. при особо сложной работе с иконой «Богоматерь Владимирская» из частного собрания В.А. Прохорова, принадлежащей кругу Андрея Рублева.

Третий этап реставрации белорусской иконы из коллекции ГХМ связан с созданием в 1969 г. в БССР Специальных научно-производственных реставрационных мастерских при Министерстве культуры БССР (СНРПМ). Наряду с основной деятельностью (исследованием, проектированием и реставрацией архитектурных объектов) в мастерских проводилась реставрация керамики, лепнины, позолоты, полихромной скульптуры, темперной, монументальной и масляной живописи. В основе восстановления произведений искусства и их физико-химических исследований лежал опыт московских реставраторов и научных сотрудников из Всесоюзного научно-исследовательского института консервации и реставрации в Москве (ВНИИКР). Разработанные ими методики и новые реставрационные материалы стали опорой для белорусских специалистов. К тому же они получили возможность обучиться профессии реставратора методом стажировок и консультаций в ВНИИКР и «Росре-ставрации». Химики СНРПМ М.М. Цейтлина, Г.П. Ермоленко, Н.М. Кожух совместно с сотрудниками «Росреставра-ции» занимались исследованием красочных слоев, грунтов и связующих на белорусских иконах. Результаты этих

работ были важны для атрибуции икон и технико-технологических особенностей их письма.

В 1985 г. произошла реорганизация СНРПМ в «Белрестав-рацию». После ряда преобразований в 1991 г. была выделена реставрационная структура «Минскреставрация». Она стала ведущей в Беларуси по реставрации движимых памятников культуры, а также оказалась монополистом и в области реставрации темперной живописи. Заказы, как правило, поступали из Государственного художественного музея.

Долговременные профессиональные отношения в вопросах реставрации икон из фондов ГХМ и СНРПМ длились с 1978 по 2004 г. Музей был вынужден отказаться от услуг специалистов «Минскреставрации» из-за высокой стоимости работ. В реставрации икон самыми дорогими операциями

Рис. 3. Икона

«Богоматерь Одигитрия» (конец XV -начало XVI в.)

были раскрытие живописи под микроскопом, тонировки и реконструкция утраченных фрагментов живописи. Сотрудники «Минскрестав-рации» шли по пути выполнения восстановления утраченных фрагментов рисунка на иконах. Эти второстепенные для сохранности икон процессы, к сожалению, стали основополагающими в оценке качественного уровня реставрации.

Ведущими специалистами по реставрации древнебело-русской живописи в то время были П. Журбей и А. Шпунт -художники-реставраторы высшей квалификации по полихромной скульптуре, В. Никитин - реставратор высшей категории по станковой масляной живописи, А. Тарасик - реставратор первой категории по станковой темперной живописи и поли-хромной скульптуре, Л. Бра-гилевская - реставратор второй категории по станковой темперной живописи и др.

Реконструкция на иконах, выполненная представителями «Минскреставрации», встречается и в коллекции МДБК. В 1977 г. Президиум Академии наук БССР принял решение о создании Музея древнебелорусской культуры. Развернулась большая работа по реставрации икон и скульптуры, на которой выросло целое поколение белорусских реставраторов. Тогда еще молодые специалисты П. Жур-бей, А. Шпунт, В. Никитин, А. Путинцев провели реставрацию полихромной скульптуры и икон для открывшегося в 1979 г. музея. При необходимости его руководство обращалось за консультацией и помощью к специалистам из ВНИИКР.

Научные экспедиции по регионам Беларуси продолжались и после открытия музея. Привозились памятники искусства, которые нуждались в срочной консервации. Однако денег, выделяемых из бюджета АН БССР, не хватало. В 1995 г. сотрудники МДБК обратились в Белорусский фонд Сороса с просьбой о финансовой поддержке проекта «Реставрация, изучение и пропаганда памятников древнебе-лорусского искусства». Он был принят, а за счет выделенных средств силами отечественных мастеров отреставрировано более 50 икон.

В реставрации и консервации сакральной живописи также принимали участие представители творческой группы «Басталия» - В. Ракиц-кий, Н. Золотуха и бригада Ю. Малиновского. Интеллектуальный и профессиональный уровень этой группы настолько высок, что они могли бы стать флагманом отечественной реставрации. В своей реставрационной деятельности группа «Басталия» всегда придерживалась принципа минимального вмешательства в структуру памятника.

Поэтому можно сказать, что на иконах из коллекции Музея древнебелорус-ской культуры отражена работа с кардинально противоположным видением задач реставрации.

Сегодня, на наш взгляд, проблема реконструкции древнебелорусской живописи стоит очень остро и требует решения. В республике не написано ни одного учебно-методического пособия по реставрации, способного отразить многолетний практический и исследовательский опыт. Необходимо положить

начало исследованию состояния сохранности икон до и после проведения работ на протяжении их хранения и экспонирования, чтобы создать базу данных для дальнейшего совершенствования методов реставрации.

6 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. В дополнение к ней был разработан «тест на подлинность» памятника. В него включены четыре параметра: подлинность материала («субстанции»), подлинность мастерства исполнения, подлинность первоначального замысла (то есть подлинность «формы») и подлинность окружения. Эти четыре позиции понимания значения подлинности и должны играть главную роль в вопросах реставрации произведений древнебелорусской живописи и сохранения культурного наследия вообще.

Основной урок, который преподносит нам прошлое,-помнить о достижениях и изучать, анализировать ошибки. Для реставрации также важно коллегиальное обсуждение, широкая гласность и постоянный контроль исполнения. Только в этом случае мы сможем выполнить свою миссию перед теми, кто будет жить после нас. СИ

[5 See: http://innosfera.by/ 2016/07/Restoration

Литература

1. Голубева О.В., Соловьева И.Д. Сергей Иванович Голубев и реставрация памятников древнерусской живописи в Русском музее.- СПб., 2014.

2. Высоцкая Н.Ф.Темперная живопись Белоруссии конца XV - XVIII веков.- Мн., 1986.

3. Соколова О.А. Реставрация иконы «Господь Вседержитель» («Царь царем») XVIII века // Вестник ВХНРЦ «Реставрация музейных ценностей». 2/2002-1/2003 (№8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.