Мартьянова К.Ю.
Аспирант кафедры культурологии и библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва», г. Саранск.
Реставрация объектов культурного наследия в контексте диалогизма*
Аннотация. В статье приводится анализ теории реставрации культурных ценностей в контексте диалога, исследовано воздействие человека на сохранение культурного наследия. Автор опирается на концепцию диалогизма М.М. Бахтина, проводя параллели между реставрационными процессами и понятиями внешнего и внутреннего диалога, молчания, умирания, воскресения.
Ключевые слова: философия культуры, теория реставрации, поновление, диалог культур, диалогизм, М.М. Бахтин.
Martyanova K.Y.
Postgraduate student of the Department of Cultural Studies and Library and Information Resources. Ogarev Mordovian State University.
Restoration of cultural heritage objects in the context of dialogism
Abstract. The article analyzes the theory of restoration of cultural values in the context of dialogue, examines the human impact on the preservation of cultural heritage. The author relies on M.M. Bakhtin's concept of dialogism, drawing parallels between restoration processes and the concepts of external and internal dialogue, silence, dying, resurrection.
Key words: philosophy of culture, theory of restoration, renovation, dialogue of cultures, dia-logism, M.M. Bakhtin.
Теория реставрации памятников культуры, как правило, рассматривается сквозь призму историко-сравнитель-ного анализа, когда история развития движется от поновления к максимальному сохранению аутентичности произведения1 и с точки зрения форми-
1 Бобров Ю.Г. Философия современной
консервации-реставрации. - М.: Художественная
шкот, 2017. С. 11.
рования и изучения методологии и различных техник. В иных случаях теория реставрации изучается в свете аксиологической концепции культуры и феноменологии.
Поновление понимают как совокупность приемов, нацеленных на воссоздание художественного облика произведения, часто с опорой на пред-
* © Мартьянова К.Ю., 2022.
Реставрация объектов культурного наследия в контексте диалогизма
ставления о его первоначальном, авторским решении. Поновление представляется как реставрация в старом ее понимании, методы и техники которой использовались до периода формирования научного обоснования реставрационного дела и были направлены на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведений, а также на полное восстановление утраченных частей. В качестве примера можем привести удаление разрушающегося грунта вместе с находящейся на нем живописью и замена их новыми; удаление с поверхности произведения загрязнений, а также покровного слоя олифы и лака иногда вместе с верхними слоями живописи2. Второе направление, сформированное на основе понятия понов-ления, но ориентированное на приоритет оригинальности или достоверности произведения, называют «научной» или «археологической» реставрацией3. Каждому реставрационному действию должно предшествовать всестороннее научное исследование объекта. Выбор конкретного реставрационного метода должен зависеть от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации. Однако одновременное существование поновления и научного подхода наблюдается по ходу истории развития и в современной практике.4 Мы предполагаем, что для понимания парадокса между двумя подходами необходимо рассматривать
2 Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. инта, 1997. С. 180.
3 Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М-во культуры Рос. Федерации. Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации. - М.: ГосНИИР, 1999. С. 11.
4 Макарова А.С. Теория реставрации культурных ценностей: к проблеме интерпретации противоречий // Культурное наследие России. 2021. № 1 (32). С. 17.
теорию реставрации в контексте диа-логизма. С этой точки зрения реставрацию объектов культурного наследия можно представить как диалог человека и культуры, аутентичного начала и нового, современного вещества.
Диалогизм - философское направление первой половины XX в., ставившее целью создание нового типа рефлексии на основе диалога - в качестве отношения к Другому как к «Ты»5. Теорию диалогизма сформировали и развивали такие исследователи как: М.М. Бахтин, М. Бубер, С. Розенцвейг, О. Розен-шток-Хюсси, Ф. Эбнер. Мы рассмотрим диалогизм как метод изучения развития теории реставрации. В нашем исследовании наиболее интересен подход к реставрации в рамках системы воззрений М.М. Бахтина. В его концепции диалог выступает как универсальный способ человеческого бытия, двойственно-двуединая природа которого заключается в нераздельности Я и Другого, а также в органичной взаимосвязи и взаимодополнении «внешней и внутренней ин-тенциональности, внешнего и внутреннего диалога»6. В работах М.М. Бахтина в качестве основы существуют проблемы культуры и личности, которые сопрягаются через идею диалога. Диалог раскрывается в основных понятиях, таких как «полифония», «карнавал», «смех», «умирание», «воскресение». Необходимо упомянуть высказывание ученого, содержащееся в книге «Проблемы поэтики Достоевского»: «быть - значит общаться диалогически»7.
5 Новейший философский словарь / А.А. Грицанов: сайт. - Электрон. дан. - Минск: Книжный Дом, 1999. // URL: https://rus-new-philosophy. slovaronline.com/402-ДИАЛОГИЗМ.
6 Дьяконов Г.В. Концепция диалога М.М. Бахтина - основа экзистенциально-онтологической психологии // Сощальна психолопя. 2006. № 5 (19), С. 47.
7 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Советская Рос-сия,1979. С. 38.
Бытность объекта культурного наследия находится в прямой зависимости от воздействия человека. Для предмета это утверждение Бахтина также может относиться: существование культуры приводит человека к диалогу с ней. Он исследует ее, изучает, анализирует, становится создателем. В данном случае в диалоге с человеком выступают культурные артефакты, символы, тексты и знаки, которые концентрируются в материальные культурные ценности. Неотъемлемый фактор реставрационных процессов - разрушение, уничтожение аутентичности объекта культуры - мы можем сопоставить с понятием умирания у Бахтина. Воздействия человека на объект также можно назвать диалогическими, обладающими негативным и даже фатальным эффектом. К полной потере и уничтожению той или иной культурной ценности могут привести и неподобающие условия хранения (высокая влажность, загрязнения), и отсутствие консервационно-реставрацион-ных мероприятий, так и неправильные, ошибочные действия реставраторов. Соответственно ассоциативно с бахтин-ским понятием воскресения соотносим успешное проведение реставрационных работ, то есть «умирающий» объект культуры при восстановлении словно «воскресает», чтобы служить музею, человеку и вступать в диалогическую связь с обществом. Успешно восстановлены и приведены в экспозиционный вид в 1980-х гг. предметы коллекции мебели и часов конца XVIII - XIX вв. в Республиканском краеведческом музее г. Саранск (МРОКМ им. И.Д. Воронина), проведены соответствующие кон-сервационные меры хранения.
М.М. Бахтин развивает мысль об открытости прошлого, концентрируясь на проблеме «большого времени» культуры: культурные ценности (осо-
бенно, великие произведения) живут на протяжении сотен лет более глубоко и интенсивно, чем во времени создания. Отсюда следует, что более ценные для истории и культуры объекты, обладающие высоким значимым статусом, вовлечены в более активный и частый диалог с человеком и, соответственно, с реставратором8. Например, значительная профессиональная реставрационная работа была проведена в доме купца Н. Игумнова в Москве - памятнике, выполненный в русском стиле в 1895 г. по проекту архитектора Николая Поз-деева. И в сравнении с этим объектом в г. Саранск в отношении маленького дома купца К.Х. Бараблина были проведены ремонтно-восстановительные работы, удерживающие разрушительные процессы, но не восстановившие оригинальность в полной мере. Здание хоть и построено ненамного позднее (1905 г.), но его внешний облик намного скромнее, строение имеет менее значимую культурно-историческую ценность. М.М. Бахтин утверждает отсутствие границ у культурных явлений, которые не имеют внутреннюю территорию. Реставрация предстает как культурная область, культурное явление. сопоставляя с его концепцией теорию реставрации, то мы можем предположить, что внутренняя территория отсутствует у реставрационных работ, но они находятся на границах.
Так как мы говорим о диалогическом воздействии в отношении реставрационных процессов, то необходимо упомянуть и об отсутствии диалога. когда
8 Бобров Ю.Г. Проблемы и философия
современной реставрации памятников культуры:
иллюзии и реальность // Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация: Мат-лы
II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума, СПб. 1-3 декабря 2016 г. / Сост. Ю.Г. Бобров. - СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 2018. С. 5.
культурный объект «молчит». Здесь мы можем провести ассоциацию с выводами философа М.В. Логиновой: «Молчание означает: слова нет. Но молчание же означает: слово оживает в индивиде, сливается с его существом. Тогда смысл слова сопоставим со смыслом существования индивида»9. Если объект культурного наследия вступает в стадию молчания, то это приводит к его скорому «умиранию». Человек забыл об этом памятнике, он вследствие своей ненужности разрушается под воздействием естественных факторов. Отсутствие значимости предмета означает отсутствие консервационно-реставра-ционных работ. Смысл реставрационных действий сопоставляется со смыслом существования объекта культуры.
Проанализируем с точки зрения ди-алогизма записи из реставрационного паспорта научно-реставрационной мастерской МРОКМ им. И.Д. Воронина в саранске. Паспорт также является предметом диалога исследователя и истории культуры. В период с 1 августа по 30 октября 1984 г. специалист Юрий Григорьевич Козлов провел успешную реставрацию настенных часов с пружинным заводом и боем первой половины XIX в. фирмы Л. Хмелевского в Лодзи. К деталям из оригинальных материалов (сосна, береза, шпон ореха, латунь, железо) внесли из таких же материалов, но уже новых, части карниза, фронтона и отделки часов. Здесь произошло совмещение аутентичных материалов и современных. Этот процесс можно назвать внутренним диалогом культурного явления, так как смешиваются вещества, материалы, в результате
9 Логинова М.В. Молчание как поступок: экзистенциальный опыт прочтения М.М. Бахтина // М. М. Бахтин в современном мире. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2016. С. 294.
чего преобразуется структура предмета. Специалист придерживался первоначального вида и стиля барокко. Предварительный анализ показал, что часы были широко распространены среди купечества и зажиточных горожан. Механизм вероятнее всего был сделан во Франции, о чем говорит надпись на циферблате и монограмма на маятнике. В результате реставрации, композиционно-стилевая характеристика предмета приблизилась к оригинальной: был полностью переклеен деревянный корпус часов прямоугольной формы в виде башенки, фанерованный ореховым шпоном. Воссозданы по бокам дверцы резные полуколонки, опирающиеся на базы с каннелюрами, карниз в виде профилированного каблучка. Часы очищены от загрязнений, поздних наслоений, заново полированы и покрыты лаком10.
Реставратор по ходу работы вступал в активный «диалог» с предметом: изучал с историко-культурной, химико-физической, эмпирической и методологической точек зрения.
В нашем исследовании рассуждения о существовании культурного наследия и консервационно-реставрационных мероприятий в контексте диалога не претендуют на отступление от общепринятой теории реставрационных работ. нашим исследованием мы хотим показать, что развитие теории реставрации происходит нелинейно. Цели консервации и реставрации в широком осмыслении вопросов сохранения наследия могут интерпретироваться по-разному в зависимости от проблемы возникновения диалога человека и культурных ценностей.
10 Реставрационный паспорт изделия декоративно-прикладного искусства. Инв. № ОФ 4338-1 / Сост. П. М. Елистратов, А.А. Аверьянов. - Саранск: Торбеевская типография, 1984.
References
[1] Bakhtin M.M. Problems of Dostoevsky's Poetics / M.M. Bakhtin. - M.: Soviet Russia, 1979. 320 p.
[2] Bobrov Yu.G. Philosophy of modern conservation-restoration / Yu. G. Bobrov. - M.: Art School, 2017. 288 p.
[3] Bobrov Yu. G. Problems and philosophy of modern restoration of cultural monuments: illusions and reality // Preservation of cultural heritage. Research and restoration: Materials of the II Intern. conf. in the framework of the V International Cultural Forum, St. Petersburg. December 1-3, 2016 / comp. SOUTH. Bobrov. - St. Petersburg: Institute named after I.E. Repin, 2018. P. 5-21.
[4] Dyakonov G.V. The concept of dialogue M.M. Bakhtin - the basis of existential-onto-logical psychology // Social Psychology. 2006. № 5 (19). P. 45-55.
[5] Zverev V.V. From renovation to scientific restoration. Ministry of Culture Ros. Federation. State. scientific research Institute of Restoration / V.V. Zverev. - M.: GosNIIR, 1999. 99 p.
[6] Loginova M.V. Silence as an act: an existential ex-
perience of reading M.M. Bakhtin // M.M. Bakh-tin in the modern world. - Saransk: Mordovian University Publishing House, 2016. Р. 292-297.
[7] Makarova A.S. Theory of restoration of cultural values: to the problem of interpretation of contradictions // Cultural Heritage of Russia. 2021. № 1 (32). Р. 16-20
[8] The latest philosophical dictionary / A.A. Gritsa-
nov: site. - Electron. Dan. - Minsk: Book House, 1999. // URL: https://rus-new-philosophy.slo-varonline.com/402-ДИАЛОГИЗМ
[9] Isograph Dictionary / V.V. Filatov. - M.: Pravo-
slav Publishing House. Saint Tikhon. theologian. in-ta, 1997. 287 p.
[10] Restoration passport of a piece of arts and crafts. Inv. No. OF 4338-1 / Comp. P.M. Elistra-tov, A.A. Averyanov. - Saransk: Torbeev printing house, 1984.
Список литературы
[1] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского
/ М.М. Бахтин. - М.: Советская Россия,1979. 320 с.
[2] Бобров Ю.Г. Философия современной консер-
вации-реставрации / Ю. Г. Бобров. - М.: Художественная школа, 2017. 288 с.
[3] Бобров Ю.Г. Проблемы и философия современной реставрации памятников культуры: иллюзии и реальность // Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация: Мат-лы II Междунар. конф. в рамках V Международного культурного форума, СПб. 1-3 декабря 2016 г. / Сост. Ю.Г. Бобров. - СПб.: Институт имени И.Е. Репи-на,2018. С. 5-21.
[4] Дьяконов Г.В. Концепция диалога М.М. Бахтина - основа экзистенциально-онтологической психологии // Сощальна психолопя. 2006. № 5 (19). С. 45-55.
[5] Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М-во культуры Рос. Федерации. Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации / В.В. Зверев. - М.: ГосНИИР, 1999. 99 с.
[6] Логинова М.В. Молчание как поступок: экзи-
стенциальный опыт прочтения М.М. Бахтина // М.М. Бахтин в современном мире. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2016. С. 292-297.
[7] Макарова А.С. Теория реставрации культурных ценностей: к проблеме интерпретации противоречий // Культурное наследие России. 2021. № 1 (32). С. 16-20
[8] Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / А.А. Грицанов : сайт. - Электрон. дан. - Минск: Книжный Дом, 1999. // URL: https://rus-new-philosophy.slovaronline. com/402-ДиАЛОГИЗМ
[9] Словарь изографа / В.В. филатов. - М.: изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. 287 с.
[10] Реставрационный паспорт изделия декоративно-прикладного искусства. Инв. № ОФ 4338-1 / Сост. П.М. Елистратов, А.А. Аверьянов. -Саранск: Торбеевская типография, 1984.