Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ'

ТЕОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
416
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЕСТАВРАЦИЯ / ТЕОРИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / АКСИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Макарова Анастасия Сергеевна

В статье приводится краткий обзор и анализ сформировавшихся представлений о развитии теории реставрации культурных ценностей. Автор статьи отмечает, что традиционно эволюция теории реставрации представляется как движение от поновления к научной реставрации. При этом эти два основополагающих подхода сосуществуют как в исторической перспективе, так и в актуальной практике. Вероятно, отчасти снять это противоречие возможно, рассмотрев теорию реставрации в свете аксиологической концепции культуры, которая позволяет представить культуру как совокупность ценностных ориентиров. Целью реставрационных работ в этом случае можно назвать актуализацию ценностных критериев объекта реставрации, а задачами - поиск методов ее достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF CONSERVATION OF CULTURAL VALUES: TO THE PROBLEM OF CONTRADICTIONS INTERPRETATION

The article provides a brief overview and analysis of the theory of restoration of cultural values. The author notes that traditionally evolution of the theory of conservation is presented as a movement from renovation to scientific restoration. Moreover, these two fundamental approaches coexist both in a historical perspective and in actual practice. Probably, it is possible to partially remove this contradiction by viewing the theory of conservation in the light of the axiological theory of culture, which allows us to present culture as a set of value orientations. The goal of conservation in this case can be in actualization of the value criteria of the object, and the tasks in the search for methods of achieving it.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ»

RAR

УДК 7.025.3 ББК 79.0

10.34685/HI.2021.32.1.003

ТЕОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Макарова Анастасия Сергеевна,

художник-реставратор, ФГБНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации»,

ул. Гастелло, 44 стр. 1, г. Москва, Россия,107014;

e-mail: aanpilogova@mail.ru

Аннотация

В статье приводится краткий обзор и анализ сформировавшихся представлений о развитии теории реставрации культурных ценностей. Автор статьи отмечает, что традиционно эволюция теории реставрации представляется как движение от поновления к научной реставрации. При этом эти два основополагающих подхода сосуществуют как в исторической перспективе, так и в актуальной практике. Вероятно, отчасти снять это противоречие возможно, рассмотрев теорию реставрации в свете аксиологической концепции культуры, которая позволяет представить культуру как совокупность ценностных ориентиров. Целью реставрационных работ в этом случае можно назвать актуализацию ценностных критериев объекта реставрации, а задачами - поиск методов ее достижения.

Ключевые слова

Культура, реставрация, теория, эволюция, аксиология культуры.

Развитие теории и практики реставрации культурных ценностей вне зависимости от материала и техники исполнения принято представлять в виде движения от поновления к максимальному сохранению аутентичности произведения1. Недаром один из основополагающих трудов по истории реставрации, монография В.В. Зверева, озаглавлена «От поновления к научной реставрации»2. Под поновлением понимают воссоздание художественного облика произведения, часто с

1 Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М., 2017. С. 11-48.

2 Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М.,

1999. 100 с.

ориентацией на представления о его первоначальном, авторским решении3. Поновле-ние может выполняться без сохранения оригинальных фрагментов произведения и без включения их в канву воссоздаваемого образа. Второе направление, ориентированное на приоритет оригинальности или достоверности произведения, называют «научной» или «археологической» реставрацией4. Движение от поновления к научной реставрации представляется развитием теории реставрации. Вместе с тем одновременное существование обоих подходов наблюдается как в исторической

3 Бобров Ю.Г. Там же. С. 15.

4 Зверев В.В. Там же. С. 11.

перспективе, так и в современной практике. Отчасти снизить остроту этого противоречия, вероятно, может рассмотрение теории реставрации в свете аксиологии культуры. В рамках этого подхода усилия по сохранению культурного наследия могут быть представлены с точки зрения эволюции культурных доминант, вслед за которыми происходило развитие технических приемов реставрации.

В общих чертах развитие теории реставрации традиционно представляют следующим образом. Предпосылки деятельности, которую можно назвать реставрационной, усматривают уже в глубокой древности и трактуют как практику, тесно связанную с бытовым ремонтом вещей и религиозными обрядами5. Так, чтобы отдать дань уважения богам и суверенитету империи, Вавилонский царь Набо-нид распорядился восстановить наполовину утраченную голову скульптуры Саргона Аккадского6. Примеры целенаправленного сохранения древностей как объектов, имеющих ценность, выявляют в эпоху Древнего Рима7, и особенно - в эпоху Возрождения8. Во многом с помощью методов, которые сегодня представляются реставрационными, мастера эпохи Возрождения осваивают художественный язык античных произведений. Среди выдающихся скульпторов, практиковавших реставрацию как вид деятельности, - Донателло, Вероккьо, Ми-келанджело и другие9. Методика реставрации носила в этот период поновительский характер. Сложение так называемого научного подхода в реставрации древностей относят к XVIII в. и связывают с трудами И.И. Винкельмана10. Благодаря предложенным им методам исторического анализа реставрация, как и изучение произведений искусства в целом, получает научное

5 Бобров Ю.Г. Там же. С. 12.

6 Podany Jerry. Lessons from the past. // History of restoration of ancient stone sculpture. Getty Publications, 2003. P. 26.

7 Chris Caple. Preventive Conservation in Museums. Routledge. 2012. P. 10.

8 Зверев В.В. С. 10.

9 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 2008. 1278 с.

10 Винкельман И.И. История искусства древности. СПб.,

2000. 770 с. Зверев В.В. Там же. С. 11.

обоснование. К реставрационным вмешательствам начинает предъявляется новое требование научной обоснованности. При этом целью работ все еще остается возвращение памятнику первоначального облика. Следующим течением, повлиявшим на развитие теории реставрации, представляют романтизм. Ярчайшей фигурой этого периода стал французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, идеи которого воплотились в «стилистическом» подходе к реставрации. Данный подход предполагал глубокое знание истории и технологии строительства, на основе которых реставратор, подобно актеру, вживался в образ древнего мастера, стремясь возвратить обветшавшему произведению всю красоту его утраченного облика. Дальнейшее развитие теории и практики реставрации в XIX-XX вв. характеризуется как междисциплинарное, в результате чего реставрация становится самостоятельной прикладной дисциплиной, находящейся на стыке нескольких наук. К проблемам сохранения наследия все чаще привлекаются архитекторы, инженеры, химики и прочие специалисты из различных областей научного знания. Объектом реставрации становится все более широкий круг предметов искусства, ремесла и быта, науки и техники11. В реставрационной практике общепринятым становится научный подход, предполагающий приоритет сохранения аутентичности произведения.

Таким образом, главным мотивом развития теории реставрации кажется противостояние двух идей: воссоздания первоначального облика произведения и максимальное сохранение его аутентичности. Складывается впечатление, что могут быть прослежены волнообразные всплески популярности одной из двух концепций. Так, в XVI-XVII в., вероятно, доминирует идея воссоздания художественной выразительности, в XVIII в., наоборот, приоритет отдается исторической достоверности и научной обоснованности вмешательств, в XIX в. вновь приоритетной оказывается художественная выразительность облика, и, наконец, в современной теории и практике торжествует идея научной реставрации. Научный подход представляется сегодня базовым

11 Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. С. 44.

и единственно возможным для любого специалиста. Дань сформировавшимся представлениям о развитии теории реставрации отдается путем следования нескольким этическим принципам: «отличимости» доделок, «обратимости» материалов, наименьшего вмешательства и т.д. Крылатой фразой стала цитата из 9 статьи Венецианской хартии, гласящая, что «Реставрация

12

прекращается там, где начинается гипотеза»12. Однако в актуальной реставрационной практике мы обнаруживаем одновременное присутствие обеих тенденций. Несмотря на то, что большинство специалистов придерживается изложенной концепции научного подхода, приоритетной целью реставрационных работ становится придание памятнику «экспозиционности», которую можно трактовать как эстетическую привлекательность. Приветствуется приведение памятника в экспозиционный вид путем научно обоснованной реконструкции первоначального облика. Особенно остро проявляется данная проблема в связи с повторной реставрацией произведений искусства, для которых характерен сложившийся художественный образ, сформированный в том числе благодаря предыдущим реставрациям. Ярким примером может служить реставрация статуи Виктория Кальватоне из собрания Государственного Эрмитажа, выполненная в 20152019 гг. Иконография этой античной бронзовой скульптуры была существенно изменена реставрацией XIX века. Первоначально скульптура, вероятно, изображала богиню охоты Диану, а после реставрации получила облик богини победы Виктории13. Памятник был дополнен парой крыльев, были воссозданы левая рука с пальмовой ветвью, левая нога14. Несмотря на убедительные доказательства существенной переработки произведения, реставраторами Эр-

12 Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (венецианская хартия) от 31 мая 1964 года. URL: http://docs.cntd. ru/document/901756982.

13 Малкиель И.К. К вопросу о "новой берлинской реставрации античной скульптуры Виктории Кальватоне». Материалы последних исследований. URL: https://www. gosniir.ru/about/news-archive/gosniir-news/conf-2020-programm.aspx.

14 Там же.

митажа было принято решение сохранить ставший привычным облик скульптуры. Интересно, что крылья скульптуры, появившиеся в результате предыдущей реставрации и наносившие конструктивные повреждения памятнику, были заменены облегченными копиями с целью сохранения сложившегося облика. Таким образом, несмотря на научно обоснованную новую атрибуцию и выявление областей позднейших вмешательств, выбор концепции реставрации был сделан в пользу сохранения хорошо известного выразительного облика памятника.

Снять кажущееся противоречие между приоритетом научного подхода и стремлением к «экспозиционности» может, на наш взгляд, аксиологический подход к изучению культу-ры15. Развитие теории реставрации, рассмотренное в свете аксиологической концепции культуры, может быть представлено в зависимости от смены ценностных ориентаций. Так, для ранних примеров реставрации доминирующей представляется религиозная и, вероятно, эксплуатационно-бытовая ценность предмета. Начиная с XVI в. по настоящее время приоритетной, вероятно, становится художественная ценность произведения. По мере увеличения разнообразия музейных фондов меняется подход к интерпретации их ценности. Понятие художественной ценности дополняется представлениями об исторической, мемориальной, инженерно-технической и прочих составляющих культурной ценности. Вслед за развитием представлений о ценности исторических предметов изменяются задачи реставрации, которые можно представить как представления о средствах возвращения памятнику его ценностных критериев, искаженных или утраченных за время бытования. Целью же реставрационных работ остается выявление наиболее значимых и актуальных контекстов культурной ценности того или иного произведения искусства. Понятие художественной ценности во многом связано с представлением о физической целостности предмета. Именно поэтому долгое время в практической реставрации господствует метод творческого воспроизведения (поновления). Возвращение произведению

15 М.С. Каган. Философская теория ценности. СПб, 1997. 204 с.

целостности художественного облика остается одной из главных задач в реставрации и сегодня. Так, в реставрации произведений масляной живописи принято выполнять тонировки практически в тон авторской живописи, а в реставрации фарфора - восстанавливать утраченные детали, делая их практически не отличимыми. Приведенные примеры, на наш взгляд, не должны восприниматься как отступление от общепринятых представлений об этике реставрационных работ. Наоборот, они свидетельствуют о том, что развитие теории реставрации происходит нелинейно. Задачи реставрации в широком контексте вопросов сохранения наследия могут рассматриваться под различным углом в зависимости от проблем актуализации социокультурной ценности тех или иных предметов.

Список литературы

1. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (венецианская хартия) от 31 мая 1964 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756982 (дата обращения: 06.12.2020).

2. Бобров Ю.Г. Философия современной консервации-реставрации. М.: ИД «Художественная школа», 2017. - 288 с., илл.

3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе / Пер. с итал. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008. 1278 с.

4. Винкельман И.И. История искусства древности = Geschichte der kunst des altertuns; Малые сочинения = Kleine schriften. Подгот. И.Е. Баба-нов; Гос. Эрмитаж. - СПб.: Алетейя, 2000. 770 с.

5. Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М-во культуры Рос. Федерации. Гос. науч.-исслед. ин-т реставрации. М. : ГосНИИР, 1999. 99 с.

6. Каган М.С. Философская теория ценности / М. С. Каган; С.-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманитар. наук. СПб. : Петрополис, 1997. 204.

7. Малкиель И.К. К вопросу о "новой берлинской реставрации античной скульптуры Виктории Кальватоне». Материалы последних исследований. URL: https://www.gosniir.ru/about/news-archive/gosniir-news/conf-2020-programm.aspx (дата обращения: 06.12.2020).

8. Jerry Podany. Lessons from the past. // History of restoration of ancient stone sculpture. Getty Publications, 2003. P. 13-25.

9. Chris Caple. Preventive Conservation in Museums. Routledge. 2012. 588 p.

THEORY OF CONSERVATION OF CULTURAL VALUES: TO THE PROBLEM OF CONTRADICTIONS

INTERPRETATION

Makarova Anasatsiia Segreevna,

conservator, the "State Research Institute for Conservation";

Gastello Str., 44 b. 1, 107014, Moscow, Russia, e-mail: aanpilogova@mail.ru

Аbstract

The article provides a brief overview and analysis of the theory of restoration of cultural values. The author notes that traditionally evolution of the theory of conservation is presented as a movement from renovation to scientific restoration. Moreover, these two fundamental approaches coexist both in a historical perspective and in actual practice. Probably, it is possible to partially remove this contradiction by viewing the theory of conservation in the light of the axiological theory of culture, which allows us to present culture as a set of value orientations. The goal of conservation in this case can be in actualization of the value criteria of the object, and the tasks in the search for methods of achieving it.

Keywords

Culture, conservation, theory, evolution, axiology of culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.