Научная статья на тему 'Реставрация историко-архитектурного наследия: восстановление облика православной храмовой архитектуры Башкортостана (из архитектурного наследия Магнитогорского зодчего В. Н. Богуна)'

Реставрация историко-архитектурного наследия: восстановление облика православной храмовой архитектуры Башкортостана (из архитектурного наследия Магнитогорского зодчего В. Н. Богуна) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
550
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / СОХРАНЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / БАЗИЛИКА / ЧАСОВНЯ / ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО / TEMPLE ARCHITECTURE / PRESERVATION / RESTORATION / CHURCH ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL HERITAGE / BASILICA / CHAPEL / DECORATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмова Н.А.

Третья статья о творчестве В.Н. Богуна посвящена истории храма Казанской иконы Божией Матери в селе Верхний Авзян республики Башкортостан, Белорецкого района, в облике которой отражены особенности классической архитектуры второй половины XIX века и ее восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The restoration of historical and architectural legacy: the reconstruction of the guise of Bashkortostan orthodox temple architecture (from the architectural heritage of a magnitogorsk architect V.N. Bohun)

The third article about the work of V.N. Bohun is devoted to the history of Our Lady of Kazan Orthodox Cathedral in the village of Verhniy Avzyan in the Republic of Bashkortostan, Beloretsk district, the guise of which reflects the characteristics of the classical architecture of the second half of the XIXth century and its restoration.

Текст научной работы на тему «Реставрация историко-архитектурного наследия: восстановление облика православной храмовой архитектуры Башкортостана (из архитектурного наследия Магнитогорского зодчего В. Н. Богуна)»

УДК 72С

ББК 85.113(2Р36-6Б)

Н.А. Каюмова

РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЛИКА ПРАВОСЛАВНОЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ БАШКОРТОСТАНА (ИЗ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАГНИТОГОРСКОГО ЗОДЧЕГО В. Н. БОГУНА)

Третья статья о творчестве В.Н. Богуна посвящена истории храма Казанской иконы Божи-ей Матери в селе Верхний Авзян республики Башкортостан, Белорецкого района, в облике которой отражены особенности классической архитектуры второй половины XIX века и ее восстановления.

Ключевые слова: Храмовая архитектура, сохранение, реставрация, культовое зодчество, архитектурное наследие, базилика, часовня, декоративное убранство.

N.A. Kayumova

THE RESTORATION OF HISTORICAL AND ARCHITECTURAL LEGACY: THE RECONSTRUCTION OF THE GUISE OF BASHKORTOSTAN ORTHODOX TEMPLE ARCHITECTURE (FROM THE ARCHITECTURAL HERITAGE OF A MAGNITOGORSK ARCHITECT V.N. BOHUN)

The third article about the work of V.N. Bohun is devoted to the history of Our Lady of Kazan Orthodox Cathedral in the village of Verhniy Avzyan in the Republic of Bashkortostan, Beloretsk district , the guise of which reflects the characteristics of the classical architecture of the second half of the XIXth century and its restoration.

Key words: Temple architecture, preservation, restoration, church architecture, architectural heritage, basilica, chapel, decoration.

В число реставрированных В.Н. Бо-гуном православных храмов входит восстановленная по его проекту церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанско-Богородская) в селе Верхний Авзян Белорецкого района республики Башкортостан, которой более 135 лет и которая исторически, наряду с пятнадцатью другими церквями горных заводов Белоречья, входила в пятнадцатый округ Оренбургской епархии, по своим границам практически полностью совпадавший с границами современного Бе-лорецкого района [3]. В статье «Судьба

СО ГО

о I £ ^

gua

'I! ^

m m

<0 о с; i-о Ф о т

со ч

го о о. п

го

£ о 0)

о

О

о о

I-

го

архитектора» Вилий Николаевич говорил: «В Башкирии я восстановил старую русско-православную церковь <...> (в селе Верхний Авзян), которая была разрушена в советское время.» [6]. Сегодня эта церковь представляет интерес с точки зрения истории культового зодчества епархии и рассматривается как местный памятник архитектуры.

Согласно документальным данным, церковь в Верхнем Авзяне была построена в 1877 году заводовладельцем дворянином Дмитрием Егоровичем Бенарда-ки. Проектировал церковь заводской ар-

ф i

го _ I- ч

О Ф

о с;

0 о со го

1 е

чо ф i

^ О.

о ® ? *

9-го

ф ^

£ « S-2

го S3 ° £

0 го

1 3

ГО

СО ф ГО I-

ф Q.

CL го

хитектор Николай Захаров. В постройке храма принимали участие итальянские мастера [3].

Издревле русские зодчие при строительстве храмов умело использовали природные и рельефные особенности местности. Согласно канонам православного храмового зодчества, церковь должна стоять на самом высоком месте берегового рельефа. Это в полной мере относится к местоположению церкви в честь Казанской

иконы Божией Матери: она стоит на самом высоком месте села Верхний Авзян -на горном массиве над рекой Большая Авзян, благодаря чему ее хорошо видно со всех сторон (рис. 1). Архитектура церкви - это пример каменного храмострое-ния. Церковь трёхпрестольная (рис. 2), главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, боковые -во имя святителя Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.

го со

0

2

го <

1

Рис. 1. Церковь Казанской иконы Божией Матери, п. Верхний Авзян, Белорецкий р-он, респ. Башкортостан.

Фото с натуры

Однако на судьбе церкви Казанской иконы Божией Матери, как и на многих других памятниках архитектуры, отразились драматические события отечественной истории российского государства. Так, после 50-летнего существования в 1929 году представители советской власти попытались закрыть Казанско-Богородскую церковь, но селяне не позволили сделать это. Несмотря на сопротивление жителей, в следующем 1930 году церковь была закрыта. Об этом событии свидетельствует запись в протоколе заседания церковного совета Авзяно-Петровского прихода, который хранится в архиве у нынешнего настоятеля храма - иерея Бориса Стоцкого. Согласно этому «протоколу», служители церкви, якобы, сами высказались за закрытие церкви и передачу церковно-

Рис. 2. Церковь Казанской иконы Божией Матери. План 2014 год

го имущества сельсовету, но под «протоколом» нет ни одной подписи членов церковного совета, поскольку этот «документ» был сфабрикован самими же властями для того, чтобы придать факту закрытия церкви и грабежа церковного имущества «законный» характер [3]. После закрытия оставшееся строение было перепрофилировано в клуб, о чем свидетельствует запись в протоколе заседания церковного совета Авзяно-Петровского прихода и надпись на архитраве «ДК им. В. И. Ленина» (рис. 3, 4).

Будучи клубом, здание храма неоднократно перестраивалось. Как пишет А. Слякаева, «главная часть храма была отдана под танцплощадку и кинозал, в котором вплоть до 1990-х годов демонстрировались фильмы. Кощунственнее всего было осквернение алтаря. Самое святое

Рис. 3. ДК им. В.и. ленина (Церковь Казанской иконы Божией Матери), (иллюстрация из кн. «Православные храмы Башкирии: история и архитектура», Уфа 1995 г., автор А.Р. Ширгазин)

место в храме было отдано под кабинет директора клуба. Казалось, что православная вера в этом селе была полностью искоренена» [7].

В феврале 1992 года, в связи с изменением отношения государства к Церкви, в Верхнем Авзяне состоялось первое приходское собрание, а 26 февраля 1992 года церковь получила регистрацию. Однако в результате закрытия церковь понесла значительные утраты: практически не сохранились фрески, были уничтожены иконы, снесены вертикальные завершения (купол и колокольня) (рис. 10), что изменило внешний облик храма. На основе сравнительного анализа плана церкви, представленного в работе А.Р. Ширгазина «Православные храмы Башкирии: История и архитектура», и нашего визуально-натурного изучения строения храма (2014 год) мы выявили, что ранее алтарная апсида, выходящая на обрывистый берег реки, была оформлена четырехколонным портиком. Как считает А.Р. Ширгазин, этот прием, встречающийся в архитектуре стиля

Рис. 4. ДК им. В.и. ленина (Церковь Казанской иконы Божией Матери) (фрагмент).

Башкортостан, Белорецкий район, с. В. Авзян. Западный вход.

Фото с натуры. сентябрь 1996 г. (личный архив В.н. Богуна)

классицизма, использован в данном случае для придания большей характерности восточному фасаду, имеющему удаленные точки восприятия [8]. В настоящее время восточный портик отсутствует, поэтому можно предположить, что портик либо был разрушен в результате неоднократных перестроек клуба, либо это гипотеза А.Р. Ширгазина.

В настоящее время план здания храма, ориентированного в направлении «запад-восток», представляет форму правильного латинского креста, состоящего из четырех частей: алтаря, основной части, трапезной, основания колокольни и двух небольших притворов. К основной части церкви примыкают с трех сторон одинаковые по габаритам два боковых (северный и южный) придела и алтарная апсида (с восточной стороны) (рис. 4, 5, 6). Особенности горного рельефа диктовали необходимость проектирования постройки с постепенно нарастающим по высоте цоколем восточного фасада, выходящего на обрывистый берег реки (рис. 6).

СО ГО

О I 5 ¡^

ГС о р

> ^ X о ^

ш 00 ГО о с; ¡г о Ф о т ш

го о

О. 00

с о

ГО о ^ °

Ю о ° £

11

¡1

СО 2 ° §

ГС ^

I- ^

сЗ ф

О с;

0 о со го

1 2

с; с^ о ^ го II ^ ^ ш

2 £ ? *

о-го ь «

ш ^ £

го {3 о 2

о го

гс р -

СО а) ГО I-

Й X

Ф с^ 0_ ГО

Рис. 5. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Юго-западный фасад. Респ. Башкортостан. Белорецкий район, п. В. Авзян. Фото с натуры. Современный вид. Июль 2014 г.

Рис. 6. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Апсида. Восточный фасад. Фото с натуры. Июль 2014 г.

Несмотря на утрату купола и колокольни в 1950-е годы, Казанско-Богородская церковь поныне сохраняет узнаваемые черты русского классицизма (рис. 3, 4), для которого, с точки зрения архитекторов и искусствоведов, «характерны <.>: применение в разработке общей композиции здания греческих ордерных систем в виде колоннад, портиков, фронтонов; признание законов симметрии, как основы для разработки архитектурной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

композиции храмов, дворцовых и других типов построек; применение строгих прямоугольных очертаний планов и фасадов построек всех типов.» [2]. Практически все эти черты мы находим в архитектурно-художественном облике данного храма (рис. 5, 6).

На начальном этапе работы над проектом реставрации церкви в честь иконы Божией Матери Казанской В.Н. Богун провел исторический и архитектурный

Рис. 7. Проект реставрации церкви Казанской иконы Божией Матери. Западный фасад. П. Верхний Авзян, р. Башкортостан. Арх. В.Н. Богун

Рис. 8. Макет церкви Казанской иконы Божией Матери. Северо-западная сторона. Арх. В.Н. Богун (личный архив)

Рис. 9. Макет церкви Казанской иконы Божией Матери. юго-восточная сторона. Арх. В.Н. Богун (личный архив)

анализ православного храмостроения, что позволило ему составить программу восстановления первоначального облика храма и на основе сохранившегося основного пространства храма разработать проект и макет реставрации церкви (рис. 7-9). Основной целью работы архитектора было восстановление главы и колокольни храма, до разрушения достигавшей 40-метровой высоты.

Разрабатывая проект восстановления храма, В.Н. Богун стремился в максимальной степени воссоздать его первоначальный вид в границах его историко-архитектурно-художественного облика, о чем свидетельствуют проект фасада и макет храма (рис. 7-9). На первом этапе был создан эскизный проект, а на втором - рабочий и чертежи. Следует отметить, что, как и при реставрации Свято-Никольского храма г. Магнитогорска, колокольня и глава церкви Казанской иконы Божией Матери возводились из современных материалов, поэтому эту работу архитектора можно назвать реставрацией-гипотезой, нежели воссозданием исторически достоверного облика данных завершений храма.

В данное время церковь Казанской иконы Божией Матери (рис. 4, 5, 6) представляет собой одноэтажное однокупольное строение с двускатной кровлей и двухъярусной колокольней. Объемно-планировочную композицию церкви определяют характерные для стиля классицизма черты: строгие очертания плана, симметричное расположение структурных элементов относительно продольной оси, геометрическая четкость формы фасадов и сдержанный декор. В экстерьере западный фасад, северный и южный приделы оформлены четырехколонными портиками римско-дорического ордера. Западный портик находится на платформе (стилобате), северный и южный - на стереобате и стилобате. Фусты колонн без канелюр находятся между базой и капителью и внизу опираются на валообразную базу, покоящуюся на четырёхугольном плинте. Фуст в верхней части опоясывает выпуклое кольцо, затем следуют шейка, ободок (профиль-ремешок), эхин, абака и на ней

надстройка в форме карниза. Антаблемент неполный (без фриза) представляет архитрав и карниз. По средней линии архитрав делится на две горизонтали выступающим профилем и завершается нависающим карнизом. Выше антаблемента - треугольный фронтон, ограниченный двускатным покрытием (крышей) из кровельного железа.

Анализируя особенности фасадов церкви, мы установили, что они оформлены применяемым еще в римской архитектуре раскрепованным ордером (пилястрами) и полуколоннами. В углах апсиды и притворов применены квадратные в сечении столбы-пилястры. Они состоят из трех частей: пьедестала (нижняя часть), колонны (средняя часть), антаблемента (верхняя часть) и выполнены в стиле римско-дорического ордера. Таким образом, пилястры служат для вертикального членения стен и выполняют одновременно две функции: декоративного элемента и конструктивного - для усиления стен. Фасадное убранство церкви лишено нарочитой роскоши - оно просто, строго и лаконично. Вертикальные пилястры на северном и южном фасадах отражают внутреннее членение постройки на трапезную и притворы.

Во времена, когда храм Казанской иконы Божией Матери функционировал как клуб, печальная участь разрушения постигла не только главу и колокольню, но и уникальную систему отопления церкви и подвергшиеся переделке оконные проемы: в стенах трапезной в двух рядах были прорезаны по три окна разной высоты без наличников и декора, а в стенах притвора - два ряда по одному окну в ряду. Квадратные окна верхнего ряда - это световые окна, а под окнами первого ряда - неглубокие подоконные ниши. В алтаре и приделах оконные проемы с полукруглыми завершениями (проемы-арки) обрамлены выделяющими их из плоскости стены архивольтами и заполнены остекленными металлическими переплетами (оконницами) с полукруглыми фигурными завершениями. Над западным входом находится полукруглое застекленное окно-люнетта.

СО (О О I

Е сГ

а

йиа

'I! ^

т 00

<0 о

о <¡3

о т

ш ч

го о

о со С Р

ГО

£ о

О)

о о

е

о

I-

ф Е

51 - I

О Ф

о с;

0 о со го

1 2

чо ф I ш а.

0 ^ го н

1 *

I

Р I-

т X £

Ё § ф ^

Ё £ го 53

21

0 го

1 3

го Р

ей ф ГО I-

ф О.

О- го

го ш о

2

го <

±

По проекту В.Н. Богуна архитектурная композиция церкви должна завершаться трехъярусной колокольней с высоким шпилем и крестом, благодаря чему вертикальная ось колокольни уравновешивала бы некоторую «приземленность» основного объема церкви и боковых приделов (рис. 8, 9). Однако в процессе строительства произошло отступление от проекта, чему послужили как объективные причины (ограниченное финансирование и прочее), так и субъективные. В результате возведены выложенные из кирпича двух цветов (красного и белого) новоделы - двухъярусная колокольня с открытыми полуциркульными арками с замковым камнем, и пилястрами на углах, и глава (рис. 5).

По периметру членение колокольни на ярусы подчеркивается мноступенча-тым карнизом. Для пластического обогащения фасадов «поле» над арками раскреповано и декорировано тремя рельефными поясами выступающей кирпичной кладки. Карнизы второго яруса колокольни с четырех сторон завершаются сандриками. На импосты опираются пяты арок, обрамленных архивольтами и рельефной кирпичной кладкой. Венчается колокольня полусферическим куполом, шпилем, подкрестным яблоком и крестом. На световом барабане расставлены декоративные пилястры, в пряслах между которыми высокие арочные окна. Верх барабана по периметру оформлен раскрепованным поясом. Барабан перекрыт куполом, в центре которого находится маленький восьмигранный барабан; «шея» также имеет арочные окна и обрамлена карнизом. Завершается глава полусферическим куполом, подкрест-ным шаром и восьмиконечным крестом. Покрыты купола оцинкованным кровельным железом. В настоящее время барабан и колокольня церкви пока остаются неоштукатуренными и не беленными.

Стены церкви сложены из кирпича, который делали еще XIX веке на небольшом заводике, находившемся между Нижним и Верхним Авзяном. Снаружи строение оштукатурено и побелено по кирпичной кладке (рис. 5, 6). С восточной стороны храма рядом с оградой на-

ходится памятный крест, посвященный репрессированному в 1930-е году настоятелю храма Матфею Федорову. На кресте памятная доска с надписью «Настоятелю храма Отцу Матфею Федорову. Прах его в сырой земле Беломорканала. Вечная память - на отчей земле».

Завершая описание церкви Казанской иконы Божией Матери, следует отметить, что она относится к храмовым постройкам русского провинциального классицизма; компоновка здания выполнена по проекту распространенного тогда архитектурного типа «храм-корабль». Сдержанное убранство и хорошие пропорции создают облик неброского и, вместе с тем, выразительного памятника, в чем, возможно, и состоит ее обаяние. Однако огорчает то, что сегодня все службы проходят в притворе - небольшом помещении, где установлен временный алтарь, поскольку остальная часть здания вот уже двадцать лет закрыта на реконструкцию. Фасады находятся в плачевном состоянии - по углам и стенам протечки, с колонн и стен осыпается штукатурка, обнажая кирпичную кладку (рис. 11). Особенно сильные разрушения претерпели портики и цоколь. В ложной арке апсиды установлена дверь, в северном и южном портиках между приделом и колоннами - пристройки (рис. 6). Возможно, их соорудили во времена неоднократных перестроек клуба. Все это уродует исторический облик храма.

Столбы церковной ограды, выложенные из кирпича, разрушаются. В таком виде церковь находится в настоящее время (июль 2014 года). Молодой настоятель храма иерей Борис Стоцкий полагает, что храм Казанской иконы Божи-ей Матери должен быть восстановлен в историческом виде: «На данный момент необходимы работы архитектора, инженеров. <...> Однако дело тормозит отсутствие финансирования. <...> Храм пока восстанавливается на пожертвования прихожан» [3].

И все же, несмотря на трудности, важно, что храм возвращен Уфимской епархии Русской Православной Церкви, в нем проводятся службы. 21 июля

Рис. 10. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фрагмент фрески (интерьер)

LI

р ш

Рис. 11. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фрагмент экстерьера

2013 года, в день явления Казанской иконы Божией Матери и 259-летия со дня основания села Верхний Авзян, церковь обрела после реставрации свою святыню - икону Богородицы Казанской. Благодаря проекту талантливого архитектора Вилия Николаевича Богу-на, церкви возвращена жизнь: сегодня снова на колокольне звонит колокол, призывая прихожан к молитве и снова церковь играет важную роль в возрождении духовной жизни православных христиан села Верхний Авзян.

Автор данной работы выражает признательность и благодарность жене В.Н. Богуна Зинаиде Васильевне за любезно предоставленные материалы из архива Вилия Николаевича: эскизы, личные записи, макеты, фотографии; студентке кафедры архитектуры ФГБОУ

ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» Ю. Евсти-фейкиной за помощь в съемке построек: церкви Казанской иконы Божией Матери и часовни в с. Агаповке.

К сожалению, в рамках даже трех-частной работы невозможно показать все достижения творческой мысли Ви-лия Николаевича. Приходится сожалеть о том, что многие эскизы, зарисовки проектов не имеют подписей и дат их разработки, а многие из них так и остались только в виде рабочих материалов, не воплотившихся в жизнь. Так, остались в макетах, эскизах, рабочих чертежах проекты благоустройства (ограждения) родника (близ г. Белорецка, республики Башкортостан, 2000 г.), храма «Введения» Введенского прихода (р/ц Баймака, республики Башкортостан 2001-2002 гг.) и многие другие.

m го

о х ^ >

го 1

а

Библиографический список

1. Алексеев, Ю.В. История архитектуры, градостроительства и дизайна: курс лекций [Текст] / Ю.В. Алексеев, В.В. Бондарь, В.П. Казачинский. - М.: Изд-во АСВ, 2004. - 448 с.

2. Архитектура, строительство, дизайн [Текст]: учеб. для студ. высш. архитектурно-строительных учеб. завед. / В.И. Бореев, А.Г. Лазарев, М.А. Квартенко и др.; под ред. А.Г. Лазарева. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 320 с.

3. Зимина, Н. Храм Казанской иконы Божией Матери - история села [Электроный ресурс] / Н. Зимина // Инф. портал. - Режим доступа: http://avzan.prihod.ru

4. Лазарев, А.Г. Справочник архитектора [Текст] / А.Г. Лазарев, А.А. Лазарев, Е.О. Кудинова. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 352 с.

5. МДС 31-9.2003 Православные храмы. Т. 2 // Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству к СП 31-103-99 [Электрон. ресурс] // Инф. портал. - Режим доступа: http://www.gosthelp.ru

6. Соболева, И. Судьба архитектора [Текст] / И. Соболеваа / / Магнитогорские вести. - 2000. -25 нояб.

о-1-

ËS m

го о

о аЗ о т m ч го о о. m i= о S о

и <§ 2

8 I ^

§ 1

° i го 5-

kcï о с; о о m го

Ï 2 чо а; х ц о.

0 ^ ГО I— X ^

1 s

I *

m

^ s ф ^

Se £

8.™ го Б о ° Z Ё.

£ 3 о го SL0

5 z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Œ

>

J

ГО ^ О.^ m Ф го н н s о X <и Si

CL ГО

7. Слякаева, А. В республике появилось новое место паломничества для православных верующих. Вести Бошкортостан (Белорецкий р-он) 22.07.13 [Электрон. ресурс] // Инф. портал. - Режим доступа :http://ufa.rfn.ru

8. Ширгазин, А. Р. Православные храмы Башкирии: история и архитектура [Текст] / А.Р. Шир-газин. - Уфа, 1995.

References

1. Alekseev V. History of architecture, urban planning and design: lectures. Moscow: Izd-vo ASV, 2004, P. 448. [in Russian].

2. Architecture, Building Design. Rostov-n/D.: Feniks, 2005. P. 320. [in Russian].

3. Zymina N. Lady of Kazan Orthodox Cathedral - village history. Available at: http://avzan.prihod.ru. [in Russian].

4. Lazarev A.G. Directory Architecture reference book. Rostov-n/D.: Feniks, 2005 P. 352. [in Russian].

5. MDS 31-9.2003 Orthodox temples. Volume 2. Pravoslavnye hramy i kompleksy: posobiepo proektirovaniyu i stroitelstvuk SP31-103-99. Available at: http://www.gosthelp.ru. [in Russian].

6. Soboleva I. The fate of the architect. I. Soboleva. Magnitogorskie vesti, 2000. [in Russian].

7. Slyakaeva A.A New place of pilgrimage for orthodox believers appeared in the Republic. Vesti Bashkortostan (Beloretskiy r-on). 22.07.13. Available at: http://ufa.rfn.ru. [in Russian].

8. Shirgazin A.R. Orthodox temples of Bashkortostan: History and architecture. Ufa, 1995. [in Russian].

Сведения об авторе: Каюмова Наиля Ахметгалеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра архитектуры, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск.

Information about the author: Kayumova Naila Ahmetgaleevna,

Candidate of Sciences (Education) Associate professor, The Department of Architecture Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk

ro m

0 S 2

го <

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.