Научная статья на тему 'Республиканский музей истории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова'

Республиканский музей истории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Республиканский музей истории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова»

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МУЗ

Илья Эдуардович Васильев,

научный сотрудник Института туманит арных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, музеевед

Возникновение и становление любого исторического музея определяется развитием окружающей его общественной мысли. Этот сложнейший процесс можно охарактеризовать как поиск, утверждение и реализацию идей, способных стать основой, определяющей преемственность поколений в историческом развитии общества. Эти идеи формируются и осуществляются различными информационными, политическими и иными общественными институтами, а также отдельными выдающимися личностями. Сложность, противоречивость и преемственность данного процесса отражают музеи, играя тем самым особую роль в развитии общественной мысли.

Музей истории государственности Республики Саха (Якутия) им. М.К. Аммосова в с. Хатырык Нам-ского улуса имеет более чем полувековую историю. Одно из центральных мест в его экспозиции занимает большой деревянный крест Надпись на нем гласит: «Сей крест сооружен гражданином Намского улуса Тюбятского

И. Э. Васильев

наслега Егором Исидоровым Аммо-совым и женой его Ольгой Ионовным на память Учреждения Якутской Автономии 1923 года 2 июля. Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Твое воскрешение поем и славим». Так встретило якутское общество создание в свое время Якутской автономной социалистической республики в составе РСФСР

Возведение якутами креста в честь какого-либо значимого события является традицией. Недавно, например, фонд музея пополнился еще одним крестом, установленным на территории Тюбятского наслега в далеком 1852 г. Этот крест в 2009 г был смыт водами весеннего паводка и отнесен течением, но его нашел один из местных охотников. Сегодня этот уникальный предмет находится в плачевном состоянии. По мнению специалистов, его реставрацию осуществить крайне сложно. Сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН А.Г. Леонтьев (уроженец этих мест) успел в 2006 г.

На фото вверху - здание Музея истории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова. Построено в 1997 г. по проекту архитектора Ф.И. Шишигина. Фасад здания выполнен в форме развевающегося флага.

Крест-сэргэ, поставленный Слепцовым в 1852 г. Фот о А.Г.

сфотографировать крест на его исконном месте. По этим фотографиям удалось прочитать верхнюю (основную) надпись: «Сей крест поставлен по желанию Прокопия Слепцова 1852 года Ию 9 дня. Молебствовал священник Иона Винокуров». По легенде, бытующей у местных жителей, крест был установлен в честь приезда архиерея на большом ысыахе. Выяснение истории этого памятника - дело будущих исследователей, но несомненно одно: местная легенда об обстоятельствах возведения креста, подпись и датировка на нем указывают на его прямую связь с подвижнической деятельностью якутских православных миссионеров середины XIX в. В 1852 г Якутская область была отнесена к Камчатской епархии (ранее она относилась к Иркутской). Одновременно в Якутск были переведены архиепископская кафедра и духовная семинария. Это событие значительно подняло статус г. Якутска, ставшего с этого времени официальным центром духов-

Прокопием Леонтьева.

ной жизни всего Северо-Востока России и Русской Америки. Якутск и Якутская область на долгие годы стали новым местом жительства и разносторонней деятельности инициатора создания Камчатской епархии -архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского Иннокентия. Именно он заложил основы будущей государственности Якутии, создав якутскую письменность и введя преподавание якутского языка в духовных учебных заведениях (в светских школах Якутской области якутский язык не преподавался вплоть до 1917 г.). Он впервые провел 19 июля 1859 г. торжественную литургию на якутском языке в Троицком кафедральном соборе. По воспоминаниям современников, «...якутов до т ого т ронуло эт о событие, чт о родоначальники их, от лица всех своих собратий предст авили Владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чт обы 19 июля навсегда было днем праздничным, потому что в эт от день они первый раз услышали Божественное слово во храме на своем родном языке» [1]. Последовательно отстаивая необходимость создания самостоятельной якутской епархии, он еще в 1855 г. писал: «Якутская область есть свой отдельный мир... Это неоспоримо: в ней свой язык, свои обычаи, своеобразие жизни, даже свои особые законы...» [2, с. 60]. В результате многолетних стараний архиепископа Иннокентия 7 июля 1869 г. была создана Якутская епархия.

Найденный крест при условии его успешной реставрации в дальнейшем может стать уникальным раритетом Музея истории государственности Республики Саха (Якутия) им. М.К. Аммосова.

Максим Кирович Аммосов (1897 - 1938 гг.) - человек удивительной судьбы, один из инициаторов создания якутской государственности в форме автономной советской социалистической республики, общепризнанный политический лидер Якутии 20-х годов прошлого века, уроженец Хатарыкского наслега Намского улуса.

Дореволюционный период представлен в музее ст ендами: «Освоение Ленского края», «В составе российского государства», «Административное устройство Якут ской области», «Якут ская ст епная дума - первый орган местного самоуправления», «Общественно-политическая жизнь Якутии начала ХХ века».

Фот опортрет М.К. Аммосова (1937г.).

История комплектования материалов хатырыкского музея началась с фотографии Максима Кировича Аммосова. Его старшая сестра, Наталья Кировна, передала эту фотографию в 1956 г своей дочери - Марии Алексеевне Охлопковой - будущей основательнице мемориального музея М.К. Аммосова в с. Хатырык. В этот день Наталья Кировна получила письмо с известием о том, что ее брат Максим, арестованный и репрессированный в 1937 г., реабилитирован коллегией Верховного Суда СССР Вместе с документами об отмене обвинительного приговора родные М.К. Аммосова в 1956 г. получили документы о том, что он был расстрелян в 1938 г. [3]. Все эти годы они ждали его возвращения...

Начиная с 1955 г., М.А. Охлопкова собирала материалы об М.К. Аммосове и о событиях того времени, чтобы восстановить доброе имя своего дяди и его сподвижников по установлению Советской власти в Намском улусе. В 1960 г. она возглавила в Хатырыкской школе политический кружок «История якутского комсомола», практические занятия в котором и явились началом создания музея. В школе был создан комсомольский уголок, где выставлялись материалы о знаменитом земляке и его соратниках, об ударниках труда колхоза им. М.К. Ам-мосова. Кружковцы установили связь и вели переписку с Раисой Израилевной Цугель-Аммосовой, В.И. Аржа-ковой, М. Потаповой, Якутским краеведческим музеем им. Е. Ярославского, собирали материалы по всему Намскому району.

В 1962 г. администрация школы выделила кружку половину двухквартирного дома, где были размещены первые экспозиции музея. В 1970 г. силами сельчан для музея было построено отдельное здание.

Первыми экспонатами музея стали семейные реликвии семьи Аммосовых - личные вещи Максима Кировича: нож для резки бумаги и портсигар, подаренные киргизскими рабочими; книги; браслет от наручных часов; электрический чайник, подаренный коллективом УралГЭС; рубашка-косоворотка; дорожный редикюль...

В 1983 г. Историко-революционному музею им. М.К. Аммосова Министерством культуры РСФСР «за большую работу в сохранении, пропаганде памятников истории и культуры и коммунистическом воспитании трудящихся» было присвоено почетное звание «народный музей».

В 1997 г. было проведено торжественное открытие нового здания музея. 27 апреля 2002 г. указом Президента Республики Саха (Якутия) музей был преобразован в ГУ «Республиканский музей истории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова». В 2005 г. Хатырык-ский музей стал филиалом Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, что значительно расширило возможности его научно-фондовой и экспозиционной работы.

Сегодня экспозиции музея представлены такими разделами, как «Установление советской власти», «Образование Якутской АССР», «М.К. Аммосов - выдающийся сын народа саха», «Социалистическое строительство», «Промышленное и транспортное освоение

Мария Алексеевна Охлопкова (1931 -1998 гг.), племянница М.К. Аммосова, заслуженный работник культ уры ЯАССР, почетный гражданин Намского улуса, основат ель Хатырыкского мемориального дома-музея им. М.К. Аммосова.

Н.И. Румянцев, С.А. Сюльский, О.В. Тарасов, Н.С. Тимофеев, А.А. Федоров, А.В. Шестопа-лов. В 2010 г. попечительский совет планирует оказать музею значительную помощь, в том числе по разработке его концепции, укреплению информационной и технической базы. Такое широкое заинтересованное участие органов исполнительной, законодательной власти республики и муниципалитетов в жизни музея, несомненно, радует. Безусловно, это вселяет надежду на то, что музей им. М.К. Аммосова будет не только отражать прошлое и настоящее якутской государственности, но и активно участвовать в формировании образа будущего нашей республики.

'[V Автор благодарит за предоставленные материалы и ценные советы директора Хатарыкско-го музея А.В. Кириллина, сотрудников М.Н. Попову и С.И. Попову, а также Е.С. Шишигина -директора Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (г. Якутск).

Якутии 1930-1990 гг.», «Государственноестроительство 1940 - 1990 гг.», «Государственность на новом этапе 1990 - 2002 гг.», «Укрепление государственности и развитие органов местного само управления». Отдельные стенды посвящены И.Е. Винокурову, Ю.Н. Прокопьеву, В.П. Ларионову, РИ. Цугель-Аммосовой. Работают тематические выставки, посвященные М.К. Аммосову, И.Н. Прядезникову, М.Е. Николаеву, Г.И. Попову, В.Н. Попову-Бочоох, С.П. Сидоровой, М.Д. Нар-таховой, А.Я. Овчинниковой, Е.Н. Гороховой, Л.Н. Григорьевой.

В 2006 г. постановлением Президента РС(Я) учрежден попечительский совет музея, который в настоящее время возглавляет председатель Госу дарственного Собрания (Ил Тумэн) В.Н. Басыгы-сов. В состав попечительского совета входят: О.В. Макиенко, А.И. Ильин, Н.А. Алексеев, Л.М. Аммосова, Н.М. Зайкова, Г.С. Куркутов, А.С. Миронов, А.Т. Никифоров, А.М. Пинигин,

Литература

1. Шишигин Е.С. Митрополит Московский и Коломенский св. Иннокентий (Вениаминов) -просветитель народов Аляски и северо-вос-т ока Азии // http://www.bpdsmn.orthodoxy.rw.

2. Пет ров П.П. Градо-Якут ские православные храмы. - Якут ск, 2000. - С. 60.

3. Дьегуер Тубэ. Талланчык, дорообо -ЧаБылБан... - Якут ск, 2001. - С. 83-84.

Сотрудники музея с членами попечит ельского совета (6 апреля 2010 г.).

Один из разделов музея.

Высшее руководство республики в Музее ист ории государственности РС(Я) им. М.К. Аммосова. С докладом выступает президент республики В.А. Штыров (27 апреля 2008 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.