Научная статья на тему 'Происхождение Намского улуса (на основе фольклорных материалов)'

Происхождение Намского улуса (на основе фольклорных материалов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1592
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ЭТНОГЕНЕЗ / НАМСКИЙ УЛУС / THE YAKUT FOLKLORE / HISTORICAL TRADITIONS / ETHNIC HISTORY / ETHNOGENESIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Айталина Ахметовна

В статье рассматривается происхождение одного из якутских улусов Намского. На основе преданий выявлены предки, родоначальники, роды (намский, хатырыкский, маймагинский, модутский, одейский, атамайский и бетюнские), этнокультурные контакты с неякутскими племенами данных улусов. Предки намских якутов в основном имели монгольские корни и этнокультурные связи с тунгусами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the origin of one of the Yakut uluses Namsky. On the basis of the legends revealed ancestors, the clans (Nam, Khatyryk, Maimaga, Modut, Odei, Atamai and Betyung), ethniccultural contacts with non-yakut tribes data regions. The ancestors of the namsky Yakuts were mostly of a Mongolian roots and ethno-cultural communication with tunguses.

Текст научной работы на тему «Происхождение Намского улуса (на основе фольклорных материалов)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282).

Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 63-65.

А. А. Дмитриева

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАМСКОГО УЛУСА (на основе фольклорных материалов)

В статье рассматривается происхождение одного из якутских улусов - Намского. На основе преданий выявлены предки, родоначальники, роды (намский, хатырыкский, маймагинский, мо-дутский, одейский, атамайский и бетюнские), этнокультурные контакты с неякутскими племенами данных улусов. Предки намских якутов в основном имели монгольские корни и этнокультурные связи с тунгусами.

Ключевые слова: якутский фольклор, исторические предания, этническая история, этногенез, Намский улус.

Фольклорные материалы, в особенности предания, являются одним из важных источников изучения этнической истории якутов. Исторические предания - произведения устного народного творчества, «максимально объективно отражающие подлинные события, при этом доминирующая установка на достоверность сочетается с отдельными эпизодическими элементами мифологического»1. Достоверность якутских исторических преданий и родословий подтверждается путем сравнения их с архивными источниками. Так, фольклорист Г. У. Эргис отмечает, что «начиная с середины XVII в. якутские предания и родословия часто совпадают с данными архивных документов, с донесением казаков, списками плательщиков ясака и «ревизскими сказками» и с показаниями переписей населения»2.

История возникновения Намского улуса была рассмотрена в трудах Я. И. Линденау, В. Л. Серошевского, Г. П. Башарина, И. Г. Березкина, А. А. Борисова, Б. О. Долгих,

В. Н. Иванова, С. А. Токарева, Ф. Ф. Васильева, А. С. Парниковой. Исторические предания намских якутов вышли в сборниках Г. В. Ксенофонтова, С. И. Боло, Г. У. Эргиса. Историографический обзор литературы показывает отсутствие исследований монографического характера. Следует отметить, что предания выступают почти единственным источником изучения этнической истории намских якутов до прихода русских.

Источником исследования послужили исторические предания, записанные В. Л. Серошевским3, С. И. Боло4, Г. В. Ксенофонтовым5, членами диалектологической экспедиции 1954 г. под руководством Н. К. Антонова6, а также фольклорные материалы, изданные в сборниках Г. У. Эргиса7, в

книгах о Намском улусе8, и собранные самим автором сведения в археологической экспедиции в Усть-Алданском улусе (2011 г.).

Историки, основываясь на письменных источниках (ясачные, челобитные документы), выявили, что в XVII в. Намский улус был одним из крупнейших улусов Якутии. Первопредком Намского улуса считают Омогой Баая. Яков Линденау, побывавший в Якутии в XVIII в., полагал, что Омогон из рода Батулу является предком намских якутов: «Его род носил имя по имени женщины - Engasali, но, было ли это имя жены OmogonX неизвестно. Она же имела сына по имени Bulgudjalgu. От него произошел род Namskoi, в то время когда сын Bulgudjalgu -Deksidar Chan - был предводителем»9.

Известный собиратель якутского фольклора С. И. Боло писал, что основная часть намских якутов происходил от шамана Аан Эрэсэ - сына Омогой Баая, некоторая часть -от Хатанг Хатамаллая - сына Эллэй Боотура и от Улуу (Великого) Хоро10. Сыном шамана Аан Эрэсэ является Нам - родоначальник нам-цев. От намского рода произошли Хатынг-Аринский, Хатырыкский, Хамагаттинский, Кусаган-Ыалский наслеги. При этом Сэсэн Боло утверждал, что Омогой Баай имел монгольские корни. Сами информаторы также считали Омогой Баая «брааскай омук», т. е. бурятом. Багдарыын Сюлбэ придерживается мнения С. И. Боло, а также утверждает, что буряты почитают лебедя, который является для намских якутов тотемом11. Некоторые ранние исследователи полагали, что прародительницей намских якутов являлась внучка или правнучка сына Эллэя Санаалаах Намылга - девица Нам12. В «Исторических преданиях и рассказах якутов» Г. У. Эргиса указано, что Намский улус происходил от Дьуон Дьангы, сына

64

А. А. Дмитриева

Эллэя. Таким образом, исследователи монголоязычного Омогой Баая считают, в основном, предком намских якутов.

В преданиях Намского улуса отражены жизнь легендарных родоначальников, предков, отношения между родами и племенами, погребальные и свадебные обряды. В памяти нам-ских якутов сохранились предания о тунгусах, которые раньше проживали на их территории.

Во времена междоусобиц (кыргыс уйэтэ) отношения между клановыми объединениями были напряженными. Кангаласский род претендовал на главенство и для распространения своей власти периодически совершал военные походы на соседние непокоренные кланы и племена. Особенно излюбленной темой нам-ских информаторов является предания о бо-гатырях-одиночках или братьях, которые превосходили Тыгына и его людей в силе и меткости. Записано четыре предания о Чорбогор Баатыре и два предания о Кюсэнгэй Баатыре с крепким луком. Также имеется почти аналогичное предание о сыне Кусаган Эмээхсин (Злой Старухи) Ханае. Во всех этих фольклорных записях встречается типический мотив исчезновения Тыгына, который оставлял целой только половину урасы.

Развивая тему о Тыгыне, намские знатоки старины рассказали о Нача Хосууне - брате Тыгына, о столкновении тыгыновцев (кан-галасцев) и бетюнцев, о взаимоотношениях Тыгына с русскими.

По преданиям мы узнали, что Намский улус имели тесные связи с соседним Усть-Алданским (Борогонским и Дюпсюнским) улусом. Намские информаторы рассказывали предания о борогонском герое Бэрт-Хара, о конфликтах с борогонцами из-за земель.

Большой интерес представляют также предания о погребальных и свадебных обрядах, показывающие культ коня. Так, В. Н. Попов-Бочоох из села Хатырык рассказал о том, как один человек по имени Хайдыык (от него произошли Охлопковы) отказался принять крещение и начал сажать картофель. Он похоронил своего брата, соблюдая старинные обряды: на правой стороне могилы положили одежду, вещи, посуду мертвого и живьем закопали белую лошадь; хотели закопать живого человека (предка Кутуковых) в качестве сопровождающего раба, но тот человек выскочил из могилы и убежал13. Здесь описан грунтовый способ погребения коня. Известно, что на территории Якутии в период с XV по XX вв. обнаружены

25 погребений коней, из них 14 - грунтовые. В погребальных обрядах якутов также обнаруживают захоронения с рабом15.

Генеалогических преданий о родах и родоначальниках записано мало. Тем не менее, основываясь на трудах историков и краеведов, выявили намский, хатырыкский, маймагин-ский, модутский, одейский, атамайский и бе-тюнские роды. С. И. Боло выделил следующие роды и родоначальников:

1) род Нам - Кусаган Эмээхсин;

2) род Хатырык - Кюсэнгэй Баатыр, Ньыыкан Бёгё;

3) род Бетюнг - Чакы Чуураан Тэгээни Баай, Чоохоро, Ымырдай;

4) род хомустахский Атамай - Кёдёгёй Огонньор (старик), Муоган Эмээхсин (старуха);

5) род Атамай - Ала Огонньор;

6) род Юёдэй - Бырдьа16.

Обнаружено четыре предания намских якутов о контактах с тунгусами. Предания о других автохтонных племенах (хара сагыл, тыал буолбуттар, туматтар, хотохооннор и др.) не записаны. Например, С. И. Боло в 1934 г. записал у жителя Кобяконского наслега Егора Потапова предание о том, что озеро Тарагана раньше была местом жительства тунгусов. До прихода якутов жил тунгус по имени Тарага, который держал оленей и занимался охотой. Однажды приехали многочисленные якуты и прогнали его. Тунгусы переехали на север, переправились через реку Алдан и образовали Ламуханский род тунгусов (сейчас находится в Кобяйском улусе). По имени тунгуса назвали озеро Тарагана, вокруг которого сейчас расположены наслеги Арбын, Тюбэ, Бётюн и Кобякон.

Таким образом, предки намских якутов в основном имели монгольские корни, что подтверждается языковыми («акающая» группа говора), фольклорными материалами. Обнаружены много монголизмов в именах родоначальников, родов и местности (Нам, Модут, Хоро, Юёдэй, Омогой, Энгсиэли). Намские якуты имели этнокультурные связи с тунгусами. После прихода русских некоторая часть намских якутов переселилась на другие улусы (вилюйские, Амгинский, Верхоянский).

Примечания

1 Никифоров, В. М. Якутские народные предания: художественные особенности и исто-

рическое развитие жанра. Новосибирск : ВО «Наука». Сибирская изд. фирма, 1994. С. 10-11.

2 Эргис, Г. У. Исторические предания и рассказы якутов : в 2 ч. Ч. 1. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1960.С. 15.

3 Серошевский, В. Л. Якуты: опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 736 с.

4 Боло, С. И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: по преданиям якутов бывшего Якутского округа. Якутск : Бичик, 1994. 352 с.

5 Ксенофонтов, Г. В. Эллэйада. Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М. : Наука, 1977. 248 с.

6 Эргис, Г. У. Исторические предания ... С. 15.

7 Материалы диалектологической экспедиции Антонова Н. К. в Намский район в 1954 г. (записи фольклора) // Архив ЯНЦ СО РАН. Фонд 5. Опись 6. Дело 181. (на 270 листах).

8 Намский улус: история, культура, фольклор. Якутск : Бичик, 2010. 496 с.; Первый Хомустах: Намский улус / [сост. Л. В. Алексеева, Н. В. Константинова, Н. Д. Жиркова]. Якутск : Бичик, 2005. 512 с. (на якут. яз.)

9 Линденау, Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан, 1983. С. 18.

10 Боло, С. И. Прошлое якутов... С. 103.

11 Багдарыын Сюлбэ. Начиная с предков. Якутск : Бичик, 2011. С. 130. (на якут. яз.)

12 Носов, М. М. Предки якутов по преданиям потомком // Сб. тр. исследовательского общества «Саха кэскилэ». Вып. III. Якутск : Якут. гос. тип., 1926. С. 30.

13 Намский улус ... С. 420.

14 Попов, В. В., Бравина, Р. И. Ритуальные комплексы с конем в Якутии (XV-XX вв.). Якутск : Бичик, 2009. С. 12-14.

15 Бравина. Р. И., Попов В. В. Погребальнономинальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). Новосибирск : Наука, 2008. 296 с.

16 Боло, С. И. Прошлое якутов... С. 105-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.