Европе, например, по вопросам национальных меньшинств и коренного населения, что не одно и то же. По этому направлению можно было бы создать программу, включающую языкознание, историю, фольклор и культурологию. Следует составить такую программу, в которую можно включить разные научные области (юридические, языковедческие, культурологические и т. д.). Таким образом, можно подготовить специалистов, которые впоследствии могут быть не только учеными, но и политиками, работающими как в России, так и за рубежом. Таким специалистам можно будет подключаться к международным проектам политической и научной направленности. Все проекты можно осуществить именно в рамках ассоциации финно-угорских университетов.
З. И. Акимова,
директор МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска, кандидат педагогических наук
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В 2006 г. в МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска открыт Республиканский межшкольный центр национальных культур (далее — центр). Основной его целью является интеграция педагогических, интеллектуальных, материально-технических и информационных возможностей образовательных учреждений для повышения эффективности воспитания личности созидательного и творческого типа с ориентацией на ценности национальных культур в системе гуманитарно-гуманистического мировосприятия.
В рамках деятельности центра проводятся фестивали культуры, выставки народного творчества, научно-практические конференции, обучающие семинары и мастер-классы, экспедиции и экскурсии, связанные с изучением культурных достопримечательностей и исторических памятников родного края, а также литературные вечера, посвященные выдающимся деятелям литературы и искусства русского, мордовского, татарского и других народов. Проведены два федеральных эксперимента: федеральный — по теме «Республиканский межшкольный центр национальных культур
164
Круглый стол
как фактор формирования поликультурной личности», республиканский — по теме «Республиканский межшкольный центр национальных культур как фактор успешной социализации поликультурной личности». Реализованы социальные проекты «Масторава — тириньава», «Я гражданин своей республики», «Сохраним красоту родного края» и др. Проходит республиканский эксперимент по теме «Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе».
Ежегодно, с 2006 г., проводится Всероссийская научно-практическая конференция для педагогических работников «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», на которой обсуждаются актуальные вопросы сохранения единства образовательного пространства в полиэтнической России, создания условий для развития родных языков и культур, удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей в рамках национально-регионального компонента. В работе конференции принимают участие работники системы среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также ученые из Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии, Татарстана, Кабардино-Балкарии, Башкортостана, Пензенской области и других регионов России.
Традиционно, с 2007 г., проводится Всероссийская научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Живая культура: традиции и современность». В ее работе принимают участие школьники из разных регионов России: Мордовии, Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Пензенской и Самарской областей и др.
Для учащихся гимназии и образовательных учреждений Республики Мордовия в центре систематически проводятся классные часы, направленные на изучение истории и культуры родного края, декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, произведений литературы и искусства. Проведены совместные мероприятия с Республиканским краеведческим музеем им. И. Д. Воронина: «Мордовский женский национальный костюм из коллекции М. Е. Евсевь-ева», «Осенины», «Как училась бабушка Алдунья» и др.
Центр часто посещают гости из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Экскурсоводы школы «Истоки» знакомят гостей с экспозициями центра: костюмами народов,
проживающих на территории Мордовии, материалами по истории и культуре родного края.
На базе центра ежегодно работает летний учебно-оздоровительный лагерь этнокультурного направления «Лих-тибря», основными задачами которого являются развитие интереса школьников к творческой и исследовательской работе, воспитание у подростков бережного отношения к общечеловеческим ценностям (историческому, культурному и природному наследию). В рамках лагеря работают этнографическая, этноэкологическая и литературно-краеведческая секции, в ходе которых учащиеся проводят исследования по разным аспектам национальной культуры.
Центр играет важную роль в формировании межэтнических отношений посредством межкультурного сотрудничества, поддержания чувства национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; осознании особой ответственности за судьбу России. Все это является основой духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.
Е. Н. Ломшина,
заведующая Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук, доцент
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
В финно-угорском мире активизируются интеграционные процессы в сфере культуры, искусства, образования и науки. Много внимания уделяется развитию международных отношений и культурных связей между финно-угорскими народами. В 2012 г. будет праздноваться 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства.
Одними из приоритетных направлений являются организация
*
Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке Минобр-науки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».