Научная статья на тему 'Музеи и этнотуризм в популяризации этнокультуры народов социального пространства Арктики и Севера: к постановке проблемы через опыт исследований мордовской диаспоры в Сибири и Центральной части России'

Музеи и этнотуризм в популяризации этнокультуры народов социального пространства Арктики и Севера: к постановке проблемы через опыт исследований мордовской диаспоры в Сибири и Центральной части России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОТУРИЗМ / МУЗЕИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АРКТИКА / СЕВЕР / МОРДВА / ДИАСПОРА / СИБИРЬ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РОССИИ / ETHNO TOURISM / MUSEUMS / SOCIAL SPACE / ARCTIC / NORTH MORDOVIANS / DIASPORAS / SIBERIA / AND CENTRAL RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимова Зинаида Ивановна, Никонова Людмила Ивановна

В этнотуризме большая роль принадлежит музеям как одним из центров сохранения этнокультур народов РФ. Во время экспедиций в Пермский край, Владимирскую и Московскую области мы изучали их с целью сбора материала по мордве. Согласно переписи 2002 года, мордвы в Архангельской области числилось 944 человека, в Мурманской области – 2 479 человек. Надеемся, что совместно с этнографами учебных учреждений и музеев северного края сможем начать работу по изучению мордовской диаспоры в социальном пространстве Арктики и Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Акимова Зинаида Ивановна, Никонова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums and ethno tourism in the promoting the ethno culture of the Arctic inhabitants in the social space of the North: to the problem through the research experience of Mordovia Diaspora in Siberia and the central part of Russia

A major part of the museum as a center of preservation of ethnic cultures of the peoples of Russia belongs in ethno tourism. During the expeditions to the Permskiy region, Vladimir and Moscow regions, we studied them in order to collect materials about Mordovians. According to the 2002 census, the number of Mordovians in the Arkhangelsk region was 944 persons in the Murmansk region – was 2 479 people. We hope that together with ethnographers' educational institutions and museums of the northern region, we can begin to study the Mordovian diaspora in the social space of the Arctic and North.

Текст научной работы на тему «Музеи и этнотуризм в популяризации этнокультуры народов социального пространства Арктики и Севера: к постановке проблемы через опыт исследований мордовской диаспоры в Сибири и Центральной части России»

Социологические науки

УДК 069:338.48:39(=56)

Музеи и этнотуризм в популяризации этнокультуры народов социального пространства Арктики и Севера: к постановке проблемы через опыт исследований мордовской диаспоры в Сибири и Центральной части России1

©Акимова Зинаида Ивановна, кандидат педагогических наук, директор МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска. E-mail: saransk.19 @mail.ru.

© Никонова Людмила Ивановна, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующая отделом этнографии и этнологии государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». E-mail: [email protected]. В этнотуризме большая роль принадлежит музеям как одним из центров сохранения этнокультур народов РФ. Во время экспедиций в Пермский край, Владимирскую и Московскую области мы изучали их с целью сбора материала по мордве. Согласно переписи 2002 года, мордвы в Архангельской области числилось 944 человека, в Мурманской области - 2 479 человек. Надеемся, что совместно с этнографами учебных учреждений и музеев северного края сможем начать работу по изучению мордовской диаспоры в социальном пространстве Арктики и Севера.

Ключевые слова: этнотуризм, музеи, социальное пространство, Арктика, Север, мордва, диаспора, Сибирь, Центральная часть России.

Museums and ethno tourism in the promoting the ethno culture of the Arctic inhabitants in the social space of the North: to the problem through the research experience of Mordovia Diaspora in Siberia and the central part of Russia

© Akimova Zinaida Ivanovna, Ph. D. in Pedagogy, director of the Municipal Educational Institution 'Gymnasium № 19' of Saransk. E-mail: [email protected].

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Грант «Переселенческое движение мордвы в Центральную часть России в XIX-XX вв. (историко-этнографический аспект)» № И-12-11 136001 е/в.

© Nikonova Ludmila Ivanovna, Doctor of History, Professor, Chief Scientific Officer, Head of the department of Ethnography and Ethnology of state fiscal institutions in the Republic of Mordovia 'Scientific and Research Institute of Humanities at the Government of the Republic of Mordovia'. Email: [email protected]. Abstract

A major part of the museum as a center of preservation of ethnic cultures of the peoples of Russia belongs in ethno tourism. During the expeditions to the Permskiy region, Vladimir and Moscow regions, we studied them in order to collect materials about Mordovians. According to the 2002 census, the number of Mordovians in the Arkhangelsk region was 944 persons in the Murmansk region - was 2 479 people. We hope that together with ethnographers' educational institutions and museums of the northern region, we can begin to study the Mordovian diaspora in the social space of the Arctic and North.

Keywords: ethno tourism, museums, social space, Arctic, North Mordovians, Diasporas, Siberia, and Central Russia.

Человеческое общество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте современных тенденций общественного развития чрезвычайно важно учитывать культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания [14, c. 7]. Если исходить из того, что этнический социум представляет собой единство устойчивых этнических константных компонентов и вариативных параметров, то исследовать его следует с учетом принципа единства константности и вариативности бытия этноса [39, с. 7].

В настоящее время все большее распространение получают идеи поликультурного образования [17], при котором основополагающими принципами являются: принцип диалога и взаимодействия культур; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей [10, 18]. Таким образом, поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая: усвоению учащимися знаний о культуре, традициях, образе жизни, духовных ценностях других народов; воспита-

нию молодежи в духе уважения к инокультурным системам; повышению этнической идентичности будущего поколения.

Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей [14, ^ 21].

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики, и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия [39]. При разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ как правило учитываются национальные особенности культуры, традиции принимающего региона. В связи с этим необходимо содействовать развитию этнотуризма как фактора сохранения самобытности многочисленных этносов, и в этом большая роль принадлежит музеям как одним из центров пропагандирующих сохранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры народов России.

Основные направления гимназии № 19 города Саранска РМ и ее директора, кандидата педагогических наук З. И. Акимовой:

-I- педагогическая деятельность по этнокультурному образованию финно-угорских и других народов РМ и Поволжского региона;

-I- исследования традиционной материальной и духовной культуры мордовского народа, проживающего как на территории РМ, так и за ее пределами.

При гимназии проводятся региональные, всероссийские конференции по темам: «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», «Живая культура: традиции и современность», а также проходят круглые столы, семинары, мастер-классы по вопросам межкультурной коммуникации, диалога культур народов, проживающих в Мордовии и других регионах РФ. Особое значение придается вопросам традиционной культуры мордвы, изучению финно-угорских языков (мордовских (мокша, эрзя), финского), мордовской литературы, традициям и обычаям мордовского народа. З. И. Акимова - автор многих публикаций по этому направлению [2, 3, 4, 5].

Государственное казенное учреждение РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» имеет колоссальный опыт исследовательской работы (ему уже 80 лет). Пристальное внимание уделяется изучению этно-культуры народов, проживающих в республике (согласно официальным данным 2002 года, в республике проживают народы 92 национальностей), миграционных процессов, экспедициям по изучению мордовской диаспоры в России и т. д. Экспедиции проходят по всей России

- с востока на запад. К примеру, с 2001 года организованы и проведены научные этнографические экспедиции (под руководством и непосредственным участием доктора исторических наук, профессора Л. И. Никоновой) в более чем 25 регионах России и в более чем 200 населенных пунктах РФ - местах компактного проживания мордовской диаспоры (Хабаровский и Приморский края, Красноярский, Сахалинская и Камчатская области (2001-2005), Магаданская, Амурская области и Республика Саха (Якутия) (2001-2011), Свердловская, Челябинская и Курганская области (2010-2011), Центральная часть России (города Владимир, Муром, Суздаль, Москва и Московская область (2011-2012)) и др. Результаты этих экспедиций позволили открыть новую серию научных монографий «Мордва России» [18, 19, 20, 21, 22]. Эта серия уникальна по полученным новым фундаментальным научным данным и позволяет работать многим поколениям ученых. Изданные и апробированные в результате проведенных экспедиций вопросники, анкеты [26, 27, 33] и другие материалы являются методическими пособиями для проведения экспедиций российскими учеными, преподавателями школ, вузов, занимающихся этнографией и этнологией. В НИИ при правительстве РМ сложилась научная школа, которая занимается вопросами миграции и этнокультурной адаптации народов в условиях иного этнического окружения, и опубликованы впечатляющие фундаментальные научные труды, раскрывающие роль культурных различий в процессе адаптации мигрантов [25, 28, 29, 31, 32]. В печати объемная коллективная монография «Этнокультурный мир Республики Мордовия: историко-этнографическое исследование», в которой впервые отражена культура народов, проживающих в республике: русских, мордвы, татар, украинцев, чувашей, таджиков, узбеков, казахов, азербайджанцев, грузин, армян и др.

Во время проведения этнографических экспедиций в Пермский край, Владимирскую область, Москву и Московскую область мы старались посетить всевозможные музеи с целью сбора этнографического материала и выявить роль музеев в этнокультурном образовании, изучения традиционной культуры этносов, в частности мордовской диаспоры, проживающей в исследуемых территориях. С этой целью нами исследовались материалы, хранящиеся в фондах музеев, касающиеся истории миграции переселенцев, статистические сведения, артефакты по материальной и духовной культуре и т. п. Вот некоторые сведения этого направления.

В ходе экспедиции было выявлено, что мордовское население переселилось в этот край из современных районов РМ. Так, в город Краснокамск мордва переехала из сел Мордовские Сыреси, Дюрки и Челпаново Атяшевского района РМ; в деревню Никитино - из сел Кученяево и Чукалы Ардатовского района республики; в село Бусырята - из села Пиксяси

Ардатовского района РМ и села Дюрки Атяшевского района РМ; в село Брагино - из сел Дюрки, Алово Атяшевского района РМ и села Кельвядни Ардатовского района Мордовии. Мордовские переселенцы селились в Краснокамском районе в довоенные (с 1939 года) и послевоенные годы в связи с неурожаями и нехваткой продовольствия. В результате опроса населения удалось выяснить, что переселения были добровольными. Характерными особенностями было то, что мордва переселялась по несколько семей. Разнообразие природной среды, удобство водных и сухопутных путей издавна привлекали на Урал народы, потомки которых продолжают жить здесь и в наши дни. Проложенные через Урал дороги активно использовались для миграций с европейской территории на сибирские просторы. Разные ландшафтные зоны оказывали влияние как на характер расселения, так и на этнические процессы [40, с. 123].

Пермский край или, как его еще называют, Пермское Прикамье - регион уникальный в этнокультурном отношении. На протяжении всей истории он складывался как полиэтнич-ный: его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы, в результате чего был сформирован один из интереснейших этнокультурных комплексов, не имеющий прямых аналогов в других регионах России. При этом межэтнические взаимоотношения в крае всегда носили мирный характер [41, с. 3]. Причин миграций было множество. Так, например, в 1920-е годы в связи с голодом в Поволжье наблюдалась массовая миграция в Пермскую область; раскулачивание и репрессии 1930-х годов привели к переселению в Прикамье; на промышленные стройки Прикамья в 1950-1980-е годы ехали со всего Советского Союза. Поэтому на территории Пермского края представлены почти все народы, населявшие Россию [41, с. 4].

По данным переписей в Пермской области проживает более 120 национальностей [23, с. 3]. Численность мордовского населения Пермской области за межпереписной период заметно снизилась, что обуславливается действием трех факторов: естественным движением населения; процессами во внешней миграции, сложившимися под влиянием распада СССР; процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений [23, с. 4]. В городе Краснокамске Пермской области и в подчиненных ему населенных пунктах по данным Всероссийской переписи населения 1979 года мордвы насчитывалось 389 человек (0,5 % от общей численности населения), в 1989 году - 305 человек (0,4 % от общей численности населения), в 2002 году - 217 человек (0,3 % от общей численности населения), из них 107 мужского пола и 110 - женского [23, с. 51].

В ходе экспедиции, как уже отмечалось, сбор материала производился не только от информаторов, но и в районных, сельских музеях, библиотеках, школах. В городе Красно-камске работает муниципальное учреждение культуры «Пермский краеведческий музей», который обслуживает все население и гостей района [7]. В его фондах содержатся материалы, рассказывающие об истории края, первых днях жизни переселенцев. Выставлены экспонаты материальной культуры: обувь, одежда, утварь, орудия труда, вещи из интерьера жилища, в том числе чемоданы и посуда прибывших поселенцев и другие экспонаты [7], а также сумка избача, макеты жилищ поселенцев; плакаты, призывы того времени; патефон, первая продукция целлюлозно-бумажного Краснокамского комбината, где работали поселенцы, в том числе атрибутика завода и т. д. Все это поселенцы, а теперь уже старожилы села, сами приносили в музей, рассказывали о своей жизни или через воспоминания восстанавливали жизнь своих родителей, поделились историей воссоздания музея О. Б. Курочкина (ныне исполняющая обязанности директора муниципального учреждения культуры «Пермский краеведческий музей» города Кранокамска) [16]. «К нам часто приходят школьники и мы с удовольствием рассказываем им о нашем замечательном крае», - говорит Н. В. Бойко (ныне старший научный сотрудник музея) [9].

Согласно Всероссийской переписи 2002 года, общая численность мордвы во Владимирской области составляет 3 570 человек, из них большинство проживают в городской местности (города Владимир, Суздаль, Муром), остальные проживают в сельской местности (Суздольский, Муромский, Судогодский районы). Если обратится к вопросу заселения Мордвы по Владимирской области, то основная масса прибыла на постоянное место жительства с 1960 по 1980 год. Основная причина переезда экономическая, как говорят опрошенные «за лучшей жизнью», именно в эти года наблюдается экономический спад в Мордовской АССР. Владимирская область же благодаря своему территориальному расположению климатически и экономически была более привлекательна для жизни. Тем более что в конце 60-х годов начинается промышленный подъем Владимирской области: строятся заводы, предприятия, требуется рабочая сила, и трудолюбивая мордва, едет за «лучшей жизнью». На заводах мордву обеспечивают не только рабочими местами, но и служебным жильем, то есть наступала «лучшая жизнь», о которой они мечтали.

С 25 сентября по 4 октября 2011 года состоялась этнографическая экспедиция во Владимирскую область по изучению мордовской диаспоры. Участники экспедиции: профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий отделом этнографии государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский

институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» Л. И. Никонова (руководитель экспедиций), кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Т. В. Аксенова, старший научный сотрудник Т. Н. Охотина, младший научный сотрудник М. М. Фадеева и аспирантка отдела этнографии и этнологии Е. Г. Чибирева. Во Владимирской области были исследованы 4 района (Судогодский, Суздальский, Собинский, Петушинский) и в них 12 населенных пунктов, а также 4 города (Владимир, Гусь Хрустальный, Муром, Суздаль). Выяснено, что география выезда во Владимирскую область следующая: в Судогодский район деревни Новое Полхово мордва выехала из села Лесное Ардашево Теньгушевского района; в поселок Тюрмеровка - из села Ежовка Ковылкинского района; в деревню Бурлыгино - из сел Новая Пичеморга и Малышево Торбеевского района; в деревню Турово - из села Новая Пи-чеморга Торбеевского района; в Суздальский район: в город Суздаль - из села Печи Лукоя-новского района Нижегородской области и села Шокша Теньгушевского района; в село Куту-ково - из села Шокша Теньгушевского и Инсарский районов; в село Ново-Александрово - из села Широмасово Теньгушевского района; в село Сновицы - из села Широмасово Теньгушевского района и села Шокша Теньгушевского района; в село Суромна - из села Поводимо-во Дубенского района; в Собинский район: в село Бабаево - из села Сакаево Теньгушевского района; в Петушинский район: в деревню Головино - из села Ежовка Ковылкинского района и села Старое Акшино Старошайговского района; в поселок Вольгинский - из села Андреевка Большеигнатовского района; в город Владимир - из села Жабино (ныне поселок Инелей) Ичалковского района; в микрорайон Энергетик - из деревни Духонкино Атюрьевского района, сел Курташки и Атюрьево Атюрьевского района, деревни Сакаевский Майдан Теньгушевского района, села Вармазейка Большеигнатовского района, села Турдаки Ардатовского района, сел Колопино и Морд. Парки Краснослободского района; в город Гусь Хрустальный -из села Шокша Теньгушевского района; в город Муром - из поселка Ташкино Ичалковского района.

Во время экспедиции по Владимирской области мы посетили несколько музеев, в том числе Головинскую сельскую библиотеку-филиал в селе Головино Петушинского района. Ее заведующая М. И. Соломайкина [37] с удовольствием нам рассказала о музее при библиотеке. Музей занимает две комнаты. Нас поразило большое количество экспонатов. Здесь представлена утварь, вышивка, аппликации из ниток, ткани, орудия труда, обустройство интерьера жилища, ключи, утюги, сундуки, весы и гири, прялка и пр. Кроме того, здесь же оформлены стенды, где наглядно и доступно для чтения расположены документальные данные из истории села Головино, информация о школе, Доме Культуры, представлены фото

«Из старого альбома», а также ученические поделки, награждения членов коллектива и коллектива школы, музея [6].

В селе Ново-Александровске Суздальского района Владимирской области музей открыт в школе, правильное название которой «Школа Ново-Александровского поселения Суздальского района». Музей работает благодаря коллективу школы, но особенный труд в него вложили директор И. В. Григоренко, учитель истории, заведующая школьной библиотекой школы Г. В. Мизирёва, [13, 17], учитель математики и руководитель школьного краеведческого музея МОУ Ново-Александровской основной общеобразовательной школы В. М. Гаврилова [11]. Музей расположен на втором этаже здания, имеет одну комнату, где в одной ее части расположены этнографические экспонаты и интерьер крестьянской избы (вышивка, вязанная крючком скатерть - оформлен передний угол деревенского дома), вещи (фуфайка, шушпан, обувь, в том числе лапти, горшки, чугуны, коромысло и ухваты, полотенце, валек для стирки белья и т. п.), печь, а в другой - собраны документы из истории села, церкви, школы и другие разные сведения из печатных и рукописных источников [6].

В городе Владимире Н. В. Балькин - председатель Владимирской региональной общественной организации финно-угорских народов «Кидекша», инициативную часть которого составляют переселенцы из Мордовии. Он же директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» города Владимира [8]. При школе работает школьная библиотека. Всего только несколько лет в ней работает заведующая школьной библиотекой Т. Н. Телятникова [38]. В библиотеке оформлены выставки с литературой о жизни и культуре мордвы этого края, а также проживающей в РМ; размещены разнообразные книги, печатные издания и публикации, газеты и журналы. Всё это, по словам Тамары Николаевны, является воспитательным моментом в жизни каждого ученика. Ибо любовь к народной культуре не исчезает, а, наоборот, в последняя время развивается, поэтому в школах чаще стали открываться небольшие музеи, идет сбор изданий о народной культуре, проводятся диспуты, круглые столы и организуются выставки. К примеру, у нас больше месяца проходит выставка «Край родной»: дети читают свои стихи, озвучивается история села, ведется подборка литературы из домашних библиотек и т. д. [38].

Различие этносов (одно из основных понятий исторической этнологии) есть различие культур, являющееся основным механизмом, посредством которого человеческие коллективы адаптируются к окружающей среде. Этнические процессы по своей сути адаптивны, и такой подход приемлем к мордовской диаспоре в Московской области, до сих пор не имевшей пристального изучения ученых.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года, мордвы в муниципальных образованиях Московской области числится: в Дмитровске - 786, в Долгопрудном -148, в Домодедовском муниципальном районе - 324, в Егорьевском муниципальном районе - 198, в Железнодорожном муниципальном районе - 262, в Каширском муниципальном районе - 265, в Климовске - 83, в Климовском муниципальном районе - 512, в Коломенском муниципальном районе - 430, в Коломне - 504, в Котельниках - 56, в Красноармейске - 27, в Лобня - 126, в Лотошинском муниципальном районе - 134, в Луховицком муниципальном районе - 903, в Наро-Фоминском муниципальном районе - 624, в Озерском муниципальном районе - 408, в Павлово-Посадском муниципальном районе - 124, в Серпухове - 191, в Солнечногорском муниципальном районе - 780, в Талдомском муниципальном районе - 301, в Троицке - 64, в Химках - 331, в Черноголовке - 24, в Чеховском муниципальном районе -743, в Шатурском муниципальном районе - 174, в Щелковском муниципальном районе -380, в Щербинке - 26, в Электрогорске - 61, в Электростали - 239, в Юбилейном - 53 человека. Исходя из этих данных можно сказать, что из 72 муниципальных образований мордва числится в 32 муниципальных образованиях, причем в некоторых из них ее достаточно много: к примеру, в Дмитровске - 786, в Домодедовском муниципальном районе - 324, в Егорьевском муниципальном районе - 198, в Железнодорожном муниципальном районе - 262, в Каширском муниципальном районе - 265, в Климовском муниципальном районе - 512, в Коломенском муниципальном районе - 430, в Коломне - 504, в Луховицком муниципальном районе - 903, в Наро-Фоминский муниципальном районе - 624, в Озерский муниципальном районе - 408, в Солнечногорском муниципальном районе - 780, в Талдомском муниципальном районе - 301, в Химках - 331, в Чеховский муниципальном районе - 743, в Щелковском муниципальном районе - 380, в Электростали - 239 человек [30, ^ 139-147]. В связи с этим в марте 2012 года профессором, доктором исторических наук, главным научным сотрудником, заведующей отделом этнографии государственного казенного учреждения РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» Л. И. Никоновой (руководитель экспедиций), кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Т. В. Аксёновой, старшим научным сотрудником Т. Н. Охотиной, младшим научным сотрудником М. М. Фадеевой была совершена этнографическая экспедиция в Москву и Московскую область. В ходе этнографической экспедиции выяснилось, что мордва этого региона имеет множество авторских музеев, которые богаты коллекциями одежды, утвари, письменными сведениями (документы, рукописи, печатные источники и др.), фотоматериалами и пр. В семье Кувезёнковых, Чумбаевых, Букиных и других имеются более 30

комплектов традиционной одежды, более 20 утвари и др. [44]. Их дети с удовольствием выступают с песенным репертуаром на школьных праздниках в Москве, а также на телевидении, публичных праздниках в Москве. Мордву Москвы и Московской области отличает сплоченность, множество разнообразных творческих коллективов, участие в проведении публичных мероприятий (День мордовской улицы в Москве, конференции Межрегиональной общественной организации «Мордовское землячество» и др.). Авторские музеи имеют огромное воспитательное значение для подрастающего поколения, в том числе в укрепление любви к прошлому своих предков, а в целом - патриотическое воспитания к своей родине.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, составила 1 227 626 человек [34], среди них: русских - 95,6 %, украинцев - 1,4 %, ненцев - 0,6 %, белорусов - 0,5 %, коми - 0,4 %, татар - 0,2 %, других национальностей - 1,3 % [34]. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, мордвы в Архангельской области числилось 944 чел, в Мурманской - 2 479 человек [24].

В силу своего пограничного положения Мурманская область является этноконтактной зоной. К тому же население, находящееся под воздействием интенсивных миграций, сформировалось как полиэтническое. При этом в регионе существует значительный опыт длительного относительно бесконфликтного сосуществования различных этнических групп, обусловленного особенностями процесса освоения и заселения края, высоким процентом мигрантов и городского населения, полиэтничностью и др.

В Мурманской области проживают представители более 120 этнических групп (по данным 2002 года). Основную долю населения составляли и составляют русские - 85,2 %, украинцы и белорусы — 6,4 и 2,3 % соответственно. К коренному населению относятся саамы, к старожильческому — русские поморы, к более позднему — ижемские коми, а также дисперсно расселенные представители иных этнокультурных групп. Согласно Всероссийской переписи 2002 года, в Мурманской области мордвы числится - 2,5. тыс. человек [42]. Однако мордовское население Архангельской, Мурманской и в целом районов Севера не были изучены, поэтому надеемся, что совместно с этнографами учебных учреждений и музеев мы сможем начать эту работу.

В настоящее время в мире существует свыше 12 тыс. музеев [43], и если исходить из определения, что музей - (от греч. - храм муз) научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и по-

пуляризацию памятников естественной истории, материальной или духовной культуры, то с уверенностью можно отметить, что музеи окажут содействие в популяризации этнокультуры народов социального пространстве Арктики и Севера. Мы же, ученые-этнографы из РМ, через опыт исследований мордовской диаспоры в Сибири и Центральной части России будем стремиться к организации исследований по мордве, проживающей в этом регионе. Ибо через особенности культуры народов этнотуризм может выступить как фактор сохранения самобытности многочисленных этносов, где в этом велика роль музеев как одних из центров, пропагандирующих сохранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры народов России. Литература

1. Акимова З. И. Этнокультурное образование школьника - это залог успеха в формировании гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства // Вестник образования России. 2008. № 16. С. 59-73.

2. Акимова З. И. Инновационная методическая работа как условие развития современной гимназии // Известия высших учебных заведений Поволжского региона. Гуманитарные науки. 2008. № 3. С. 116-124.

3. Акимова З. И. Формирование национальных ценностей личности в семье // Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Саранск, 2008. С. 54-57.

4. Акимова З. И. Формирование толерантной поликультурной личности на основе традиционного уклада жизни народов, проживающих в Республике Мордовия: к степени изученности вопроса. Этнокультурное образование: опыт и перспективы // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 ноября 2010 года, г. Саранск: в 2-х ч. Ч. 2 / Сост.: Т. В. Самсонова; МО РМ, МРИО. Саранск, 2011. С. 3-12.

5. Акимова З. И. Этнокультурное образование школьника - это залог успеха в формировании гуманной развитой личности современного и будущего общества нашего государства // Вестник образования России. 2008. № 16. С. 59-73.

6. Архив Головинской сельской библиотеки-филиала, с. Головино Петушинского района Владимирской обл., запись 2011 г.

7. Архив Муниципального учреждения культуры «Пермский краеведческий музей». г. Красно-камск. 2011.

8. Балькин Н. В., 1959 г. р., директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Владимира, запись 2011 г.

9. Бойко Н. В. - старший научный сотрудник музея и участники этнографической экспедиции, запись 2011 г.

10. Вербицкий А. А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. С. 5-17.

11. Гаврилова В. М., 1954 г. р., учитель математики и руководитель школьного краеведческого музея МОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа» г. Ново-Александровска Суздальского района Владимирской обл., запись 2011 г.

12. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995; Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики. Л., 1989.

13. Григоренко И. В., 1972 г. р., директор МОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа» г. Ново-Александровска Суздальского района Владимирской обл., запись 2011 г.

14. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М., 2003.

15. Какие виды музеев бывают? URL: http://smexota.net/all/05-2011/0f273f6b3e.php (дата обращения: 15.06.2012).

16. Курочкина О. Б., и. о. директора муниципального учреждения культуры «Пермский краеведческий музей» г. Краснокамска, запись 2011 г.

17. Мизирёва Г. В., 1960 г. р., учитель истории и заведующий школьной библиотекой МОУ «НовоАлександровская основная общеобразовательная школа» г. Ново-Александровска Суздальского района Владимирской обл., запись 2011 г.

18. Мордва Дальнего Востока / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина, Н. Н. Авдошкина, В. П. Савка. Саранск, 2010. 312 с.

19. Мордва циркумбайкальского региона и Республики Хакасия / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина, Т. В. Гармаева. Саранск, 2010. 268 с.

20. Мордва Западной Сибири (монография).: в 2 ч. Часть 1. Село Калиновка: сибирская история и мордовские традиции / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина, Ж. В. Шерстобитова; под ред. д-ра ист. наук, проф. В. А. Юрченкова. Саранск, 2009. 112 с. + 84 л. илл.

21. Мордва Саратовской области (монография).: в 2 ч. Часть 1. Петровский район / Л. И. Никонова, Л. Н. Щанкина, Т. Н. Охотина, С. А. Махалов; под ред. д-ра ист. наук, проф. В. А. Юрченко-ва. Саранск, 2009. 200 с. + 60 л. илл.

22. Мордва юга Сибири / Л. И. Никонова [и др.]. Саранск, 2007. 312 с.

23. Национальный состав населения Пермской области. По данным 1970, 1979, 1989, 2002 гг. Федеральная служба государственной статистики России. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по пермскому краю. Пермь, 2006.

24. Национальный состав населения Республики Мордовия. Статистический сборник № 932. Саранск, 2005. 96 с.

25. Никонова Л. И. Диалог культур в процессе адаптации мигрантов из Центральной Азии в Республике Мордовия / Л. И. Никонова, Т. В. Гармаева, А. Ф. Мельник. Саранск, 2007. 168 с.

26. Никонова Л. И. Миграция, этнокультурный, социальный, региональный аспекты: план-проспект, вопросы и анкеты историко-этнографического исследования / Л. И. Никонова, М. Н. Романова, А. А. Шевцова. Москва - Саранск, 2011. 32 с.

27. Никонова Л. И. Обращение к истокам: методика историко-этнографического исследования региона / Л. И. Никонова и др. Москва - Саранск, 2011. 60 с.

28. Никонова Л. И. Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия / Л. И. Никонова, А. А. Шевцова. Саранск, 2011. 224 с.

29. Никонова Л. И. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия (на примере азербайджанской диаспоры) / Л. И. Никонова, А. Ф. Мельник; [отв. ред. В. А. Юрчен-ков]. Саранск, 2007. 176 с. + цв. вкл.

30. Никонова Л. И. Диаспора мордовская: к истории переселения мордвы в РФ // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / [сост. С. С. Маркова]; под общ. ред. Н. П. Макаркина. 2 изд., доп. и перераб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. С. 139-147.

31. Никонова Л. И. Зерна граната : о традиционной культуре азербайджанских и грузинских мигрантов в полиэтническом пространстве Республики Мордовия / Л. И. Никонова, А. Ф. Мельник, А. А. Шевцова, Саранск, 2011. 260 с.

32. Никонова Л. И. Традиционная культура армян в поликультурном пространстве Республики Мордовия / Л. И. Никонова, А. А. Шевцова; под ред. д-ра ист. наук, проф. В. А. Юрченкова, д-ра ист. наук, проф. Л. И. Никоновой; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2011. 224 с. + 72 л. илл.

33. Никонова Л. И. Этнокультурный мир Республики Мордовия: историко-культурное исследование региона: вопросы и анкеты / Л. И. Никонова, А. Ф. Мельник. Саранск, 2005. 40 с.

34. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года в Архангельской области. URL: http: //www.arhangelskstat.ru/surveys/ vpn2010/DocLib1/ Информационные%20материалы%20о% 20предварительных%20итогах%20Всероссийской%

20переписи%20населения%202010%20года/Итоги.^т (дата обращения: 15.06.2012).

35. Основные виды деятельности музеев. URL: http://seonext.ru/node/680 (дата обращения: 15.06.2012).

36. Поликультурное образование. URL: http://www.pedpro.ru/termins/160.htm (дата обращения: 28.12.2011).

37. Соломайкина М. И., 1966 г. р., заведующая Головинской сельской библиотекой-филиалом, с. Головино Петушинского района Владимирской обл. 2011 г.

38. Телятникова Т. Н., 1947 г. р., заведующая школьной библиотекой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Владимира. 2011 г.

39. Филиппов Ю. В. Этнопедагогические проблемы этнической социализации: дис. ... д-ра пед. Наук. Н. Новгород, 2006. 395 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/179967.html (дата обращения: 17.11.2011).

40. Чагин Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии. Пермь, 2002.

41. Черных А. В. Народы Пермского края [Текст]: История и этнография / А. В. Черных. Пермь: Пушка, 2007.

42. Этнические процессы. Кольская энциклопедия. URL: http://kolaenc.gov-murman.ru/demography/ethnic/ (дата обращения: 20.04.2012).

43. Что такое Музей? Значение и толкование слова muzej, определение термина. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/rn/muzej.html (дата обращения: 17.11.2011).

44. Полевой материал: Букин А. А., 1968 г. р.; Букин А. В., 1940 г. р.; Букина А., 2004 г. р.; Букина Е. В., 1970 г. р.; Букина П. В., 1940 г. р., Марьино Ленинского района г. Москвы; Кувезёнкова Н. Т., 1969 г. р., Федина О. П., 1964 г. р.; Чумбаева Т. Т., 1961 г. р, г. Москва, записи 2012 года.

Рецензент - Дрегало Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.