Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ОПТИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI в.'

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ОПТИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI в. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

530
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Молдова / государственноконфессиональные отношения / реформы / демократия / религия / политика / православие / ценности / идентичность / Republic of Moldova / state-religious relations / reforms / democracy / religion / politics / Orthodoxy / values / identity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ольга Константиновна Шиманская

Статья посвящена становлению государственноцерковных отношений в Республике Молдова после обретения ею независимости и провозглашения внутриполитического курса на демократические преобразования, принятия Конституции 1994 г. и Закона «О свободе совести, мысли и вероисповедания » 2007 г. Раскрывается роль доминирующего в стране православия в политическом процессе, предпринимается анализ причин раскола православного клира и паствы между Русской православной церковью и Румынской православной церковью, приведшего к появлению Бессарабской митрополии. Молдова — одна из самых религиозных стран не только постсоветского пространства, но и мира в целом. Глубина и приверженность русскому православию у населения, политических элит и партий объясняется тем, что оно выступало и продолжает оставаться символом национально-культурного возрождения региона, ядром системообразующих ценностей молдавского народа, его уникальной идентичностью. Все политические игроки в Молдове апеллировали и продолжают обращаться в своих программных установках к православию. Высокий авторитет православия во многом способствует сохранению пророссийской ориентации молдован и руководства страны, несмотря на мощное влияние Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF MOLDOVA: RELIGION AND POLITICS IN THE OPTICS OF DEMOCRATIC REFORMS OF THE LATE 20th — EARLY 21st с.

The article is devoted to the establishment of state and church relations in the Republic of Moldova after gaining independence and proclaiming the internal political course on democratic transformations, adoption of the Constitution of 1994 and the Law “On Freedom of Conscience, Thought and Belief” of 2007. The role of the dominant Orthodoxy in the country in the political process is revealed, the analysis of the reasons for the split of the Orthodox clergy and the flock between the Russian Orthodox Church and the Romanian Orthodox Church, which led to the appearance of the Bessarabian Metropolitanate, is undertaken. Moldova is one of the most religious countries not only in the post-Soviet space, but also in the world in general. The depth and adherence to Russian Orthodoxy among the population, political elites and parties is explained by the fact that it has been and continues to be a symbol of national and cultural revival of the region, the core of the system-forming values of the Moldovan people, its unique identity. All political players in Moldova have appealed and continue to appeal to Orthodoxy in their programming. The high prestige of Orthodoxy contributes greatly to the preservation of the pro-Russian orientation of the Moldovans and the country’s leadership, despite the strong influence of the European Union.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ОПТИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ КОНЦА XX — НАЧАЛА XXI в.»

УДК 323.11; 327.83

DOI 10.24411/9999-056А-2020-10033

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ОПТИКЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI в.

Ольга Константиновна Шиманская,

кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт Европы РАН, г. Москва. E-mail: shimansk@mail.ru

Статья посвящена становлению государственно-церковных отношений в Республике Молдова после обретения ею независимости и провозглашения внутриполитического курса на демократические преобразования, принятия Конституции 1994 г. и Закона «О свободе совести, мысли и вероисповедания» 2007 г. Раскрывается роль доминирующего в стране православия в политическом процессе, предпринимается анализ причин раскола православного клира и паствы между Русской православной церковью и Румынской православной церковью, приведшего к появлению Бессарабской митрополии. Молдова — одна из самых религиозных стран не только постсоветского пространства, но и мира в целом. Глубина и приверженность русскому православию у населения, политических элит и партий объясняется тем, что оно выступало и продолжает оставаться символом национально-культурного возрождения региона, ядром системообразующих ценностей молдавского народа, его уникальной идентичностью. Все политические игроки в Молдове апеллировали и продолжают обращаться в своих программных установках к православию. Высокий авторитет православия во многом способствует сохранению пророссийской ориентации молдован и руководства страны, несмотря на мощное влияние Евросоюза.

Ключевые слова: Республика Молдова, государственно-конфессиональные отношения, реформы, демократия, религия, политика, православие, ценности, идентичность.

REPUBLIC OF MOLDOVA: RELIGION AND POLITICS IN THE OPTICS OF DEMOCRATIC REFORMS OF THE LATE 20th - EARLY 21st с.

Olga Shimanskaya, Institute of Europe RAS. Moscow, Russia. E-mail: shimansk@mail.ru

The article is devoted to the establishment of state and church relations in the Republic of Moldova after gaining independence and proclaiming the internal

political course on democratic transformations, adoption of the Constitution of 1994 and the Law "On Freedom of Conscience, Thought and Belief" of 2007. The role of the dominant Orthodoxy in the country in the political process is revealed, the analysis of the reasons for the split of the Orthodox clergy and the flock between the Russian Orthodox Church and the Romanian Orthodox Church, which led to the appearance of the Bessarabian Metropolitanate, is undertaken. Moldova is one of the most religious countries not only in the post-Soviet space, but also in the world in general. The depth and adherence to Russian Orthodoxy among the population, political elites and parties is explained by the fact that it has been and continues to be a symbol of national and cultural revival of the region, the core of the system-forming values of the Moldovan people, its unique identity. All political players in Moldova have appealed and continue to appeal to Orthodoxy in their programming. The high prestige of Orthodoxy contributes greatly to the preservation of the pro-Russian orientation of the Moldovans and the country's leadership, despite the strong influence of the European Union. Keywords: Republic of Moldova, state-religious relations, reforms, democracy, religion, politics, Orthodoxy, values, identity.

Постановка проблемы. Религиозный фактор, стремительно возродившийся в политической жизни стран Центральной и Восточной Европы после распада СССР в 1991 г., сегодня становится значимым и для стран Европейского Союза. Это связано с новыми реалиями и вызовами актуальной современности. Первый из них — это миграционный кризис, вызвавший упрочение ислама и появление других религий и религиозных общин на европейском континенте, который исторически связан с западным христианством (католицизмом и протестантизмом). Второй — внешний катастрофический удар коронавируса, порождающий страхи, эсхатологические настроения и сомнения в дееспособности современных государств, политической системы, секулярных теорий и веры в несокрушимость научно-технического прогресса. Третий — это растущая критика механистических теорий секуляризма и секуляризации общественного сознания, недооценивающих нелинейный и неравномерный характер общественных процессов, а также глубину и важность запросов человека на высшие ценности и смыслы. Всё это возвращает людей и общества к новому осознанию идентичности личности, локальных и региональных обществ, вновь обращает взоры к традиционным культурным ценностям, в основании которых лежит религия. Она выступает «якорем», стабилизатором общественного и личного сознания в периоды потрясений и вызванных ими реформ даже в тех регионах, которые инициировали и были в авангарде процессов секуляризации

и дехристианизации. В постсоветских странах массовое обращение к религии стало общим местом для населения, лидеров политических партий и движений, глав всех ветвей власти.

На рубеже XX—XXI вв. религия сыграла значимую роль в развитии политических процессов, проведении и легитимизации рыночных реформ и изменения политических систем на всём постсоветском пространстве. В бывших советских республиках, как и в СССР в целом, религия рассматривалась как умирающее ретроградное антинаучное мировоззрение. С переходом на путь демократизации общественно-политической жизни в массовом сознании граждан этих стран религиозные лидеры, религиозные организации и религиозное мировосприятие уже ассоциируется с противостоянием советской командно-административной системе. Религия воспринимается как хранитель подлинных гуманистических ценностей, система взглядов, отвечающая запросам времени. По сути дела, религия в разных её направлениях и вероучительных традициях превратилась в наиболее понятную массовой аудитории духовную альтернативу идеологии тоталитарного режима. Лидеры религиозных конфессий в постсоветских странах внезапно, в условиях кризиса идеологии советизма, приобрели небывалый не только нравственный, но и политический авторитет, просто по факту своего существования и месту в церковной иерархии. Это дало им возможность непосредственно и опосредованно влиять на политический процесс. Принадлежность к традиционному вероисповеданию, активно манифестируемая массами людей и вождями различных политических течений, превратилась в постсоветских странах в символ единения демократических сил общества против тоталитаризма. В этой связи реформирование системы государственно-конфессиональных отношений было важной и обязательной частью пакета либеральных реформ на всём постсоветском пространстве.

Цели данной статьи — рассмотреть эту проблему на примере территориально самой небольшой постсоветской страны — Республики Молдова (далее РМ), проследить, как шло формирование государственно-конфессиональных отношений в условиях постсоветского транзита и демократических реформ. Выявить основные особенности взаимодействия и взаимовлияния религии и политики в условиях системных рыночных реформ, роль религии и православия в стране.

Источниковая база исследования. Нормативно-правовые источники: Конституция Республики Молдова от 1994 г., Закон Республики Молдова от 11 мая 2007 г. № 125 -XVI «О свободе совести, мысли и вероисповедания». Статистические данные Национального бюро статистики РМ. Официальные документы и заявления Русской православной церкви. Выступления Президента РМ. Контент-анализ средств массовой информации. Материалы полевых исследований в регионе.

Методология, избранная автором для настоящего исследования, включает в себя компаративный анализ, предполагающий выделение наиболее существенных проблем, стоящих перед структурами вновь образованного независимого государства в разработке новой вероисповедной политики в 1990-е гг., причин увеличения веса православной религиозной традиции в Молдове, влияния Русской православной церкви на политические процессы в стране, причин раскола в православной среде и выделения из состава РПЦ части клириков и мирян, воссоздавших Бессарабскую митрополию в составе Румынской православной церкви. Системный анализ проходивших в условиях реформ религиозно-политических процессов. Цивилиза-ционный подход в изучении проблем молдавской идентичности, вплоть до причин отказа от неё со стороны унионистов.

В своё время, оценивая выступления и действия политического истэблишмента РМ в 1990-е и нулевые годы по отношению к религии как таковой и православию как доминирующему в стране по количеству верующих, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН А.А. Красиков писал: «Относительно меньше других головной боли доставила Москве Молдавия» [7, с. 71], хотя позиция молдавского руководства и действующего митрополита корректируется множеством внутренних и внешних обстоятельств. Так, в 1992 г., сразу после провозглашения суверенной и независимой РМ, решением Священного Синода РПЦ Молдавская православная церковь получила статус самоуправляемой, что было определённой превентивной мерой по сдерживанию центробежных тенденций, уже обозначившихся в это время в ряде постсоветских республик у епископата, близкого к руководству своих государств. С этого времени Молдавская православная церковь осуществляет свою деятельность на основе томоса Патриарха Алексия II от 2 декабря 1994 г. [11]. Согласно Уставу РПЦ, органами церковной власти и управления Молдавской православной церкви выступают Собор и Синод, возглавляемые её Предстоятелем — им с 1989 г. и по настоящее время является митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (Н.В. Кантарян, 1952 г.р.). Это авторитетный архиерей не только в Молдове, но и в православии в целом, с 2000 г. избран постоянным членом Синода РПЦ. На сегодняшний день в составе автономной Молдавской православной церкви после общецерковной реформы епархиального управления 2011 г. числятся шесть епархий: Кишинёвская, Кагульская и Комратская, Унгенская и Ниспоренская, Бельцкая и Фэлешт-ская, Тираспольская и Дубоссарская, Единецкая и Бричанская. Основным богослужебным языком здесь является молдавский, в ряде приходов также используется церковно-славянский и гагаузский.

Особое отношение государства к Православной Церкви, укоренившееся в молдавской политике во время становления суверенного государства,

вызвано комплексом причин. Демократические реформы конца XX в. в Молдове облеклись в форму движения за национально-культурное возрождение региона, возвращение к традициями и вере предков, укоренённой в народной культуре. И православие имело для этого движения ключевую роль. Оно, не стремясь к этому целенаправленно, стало знаменем национально-освободительного движения в стране, было включено в идейный арсенал всех политических объединений страны (которых насчитывалось около 30), включая Партию коммунистов. 1990-е годы вошли в историю государственно-церковных отношений как время кардинальных перемен, приведших к изменению публично-правового статуса Церкви, её усиливающемуся влиянию на политические и духовные процессы, выдвижению православия если не де-юре, то де-факто на роль официальной государственной идеологии.

Интерес власти к Православной Церкви во многом был обусловлен высоким доверием к ней молдавского общества. Социологические опросы показывали, что ей доверяют около 80% населения страны, в то время как правительству — лишь порядка 30%, Парламенту — не больше 25%, политическим партиям — менее 15%, а Президенту — чуть более 30% [16]. В независимой Молдове часто и радикально менялся политический курс, стремительно появлялись и исчезали политики, а Церковь оставалась неизменной и незыблемой, упрочивала доверие населения, уставшего от постоянной турбулентности экономики, политической системы, внутри- и внешнеполитического курса. Отсюда обращение к православию — сильный аргумент в политических баталиях, особенно в ходе избирательного процесса и легитимации власти. По мнению молдавских учёных Л. Брага и Г. Роговой, эти тенденции «существенным образом изменили положение религии и в жизни нашей страны... в связи с предельной политизацией религиозного вопроса» [2], выдвинули религию на роль индикатора качества демократии, глубины перемен и ценностей. Религия в эпоху реформ оказалась в центре политической жизни страны.

С одной стороны, по Конституции 1994 г. РМ — это светское государство, признающее главенство международного права над национальным в области прав и свобод человека, где «свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются» [8]. В Конституции ст. 10 подчёркивает право граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности, ст. 31 гарантирует свободу совести, дух терпимости и взаимного уважения в отношениях между религиозными организациями (в молдавской трактовке — «религиозными культами»), запрещаются любые проявления вражды. Религиозные культы отделены от государства, однако в государственно-конфессиональных отношениях

конституционно закреплено социальное партнёрство для взаимодействия в армии, тюремном, больничном и сиротском служении. Закон РМ от 2007 г. «О свободе совести, мысли и вероисповедания» [5] при раскрытии общих положений постулирует допустимую терминологию в области свободы совести и вероисповеданий: религиозный культ, религиозная община, религиозное учреждение, религиозные убеждения, религиозная деятельность, верующий, руководитель религиозного культа, служитель религиозного культа, культовое сооружение, культовые предметы, богослужение и, наконец, чрезмерный прозелитизм.

Принципами отношения государства и религиозных культов выступают апробированные в большинстве стран Евросоюза: отделение, паритет, невмешательство, нейтральность и толерантность [9, с. 24—27]. Эти фундаментальные принципы накладывают тождественные обязательства и на деятельность религиозных культов в отношении политического процесса. Так, ст. 15 «Государство и религиозные культы» гласит: «Религиозные культы и их составные части должны воздерживаться от публичного высказывания или проявления своих политических предпочтений и покровительства какой-либо политической партии или общественно-политической организации» [5]. Нейтральность в то же время не предполагает полной сепарации религии, поскольку признаётся особая значимость Молдавской православной церкви в жизни, истории и культуре народа РМ.

Особая значимость православия прослеживается по данным официальных источников. По последней переписи населения 2014 г. количественные показатели по вопросу о свободе совести и религиозной принадлежности у граждан РМ таковы: из 2804,8 тыс. чел., участвовавших в переписи, 2611,8 тыс. дали ответ о своей мировоззренческой ориентации и 193 тыс. (6,9% всего населения) не ответили на этот вопрос, к агностикам себя причислили 427 чел., к атеистам — 5515. По религиозной принадлежности: православные — 2528,2 тыс. (96,8%), старообрядцы (поповцы — Русская православная старообрядческая церковь и беспоповцы — Древле-православная поморская церковь) — 2535католики — 2745, евангельские христиане — 2291, евангельские христиане-баптисты — 25 380, христиане веры евангельской — 4812, адвентисты седьмого дня — 9063, пятидесятники — 4393, Свидетели Иеговы — 17 341, представители иудаизма — 584, мусульмане — 2009, другие религиозные группы — 856 [10]. Число православных, по сравнению с переписью 2004 г., возросло в 1,3 раза.

1 Многие старообрядцы традиционно уклоняются от переписи населения. По мнению заведующей археографической лабораторией МГУ им. М.В. Ломоносова Н.В. Литви-ной, число их, по меньшей мере, вдвое больше, чем указано в переписи.

Самая крупная в пределах одного государства на постсоветском пространстве православная паства в организационном отношении расколота между двумя церковными юрисдикциями — Русской православной церковью и Румынской православной церковью. Наряду с Молдавской православной церковью на территории РМ с 2002 г. зарегистрирована Бессарабская митрополия Румынской православной церкви под руководством митрополита Петра (Пэдурару), история её образования уходит в межвоенный период. Раскол в православной среде Молдовы вызван распадом СССР. В 1992 г. группа священников и политиков от Христианской народно-демократической партии Молдовы (ХДНП) провозгласила задачу слияния Молдовы с Румынией, первым шагом к этому стало возобновление деятельности Митрополии Бессарабии под юрисдикцией Румынской православной церкви. Это действие Митрополией Молдовы, находящейся под юрисдикцией Русской православной церкви, было сочтено неканоническим и раскольничьим.

Политическое руководство РМ, выступавшее против унионистских политических установок ХДНП, 10 лет отказывало Митрополии Бессарабии в официальной регистрации, что вело к захвату приходов унионистами, конфликтам между православными верующими даже в храмах. Сторонники ХДНП видели в присоединении Молдовы к Румынии единственный путь к национально-культурному возрождению и утверждению христианско-демократических ценностей. Главный рупор этого политического объединения — газета «Literatura si arta» — в 2001 г. писала, что для утверждения демократии в РМ «нам оставлено проверенное веками духовное наследство — христианская доктрина. Это единственная реальная и прочная альтернатива, необходимая обществу. Только она дарует нам возможность реабилитации Бессарабии перед лицом международного сообщества. Только она позволит создать новое общество гармонии и единения, дать новый импульс национальному движению, которое развенчает все политические утопии, включая коммунистическую» [17]. Христианская риторика ХДНП при этом не несла призыва к миру и вселенскому универсализму, а, напротив, была изоляционистский, унионистский с интолерантным характером, что вызывало отторжение и минимизировало социальную базу сторонников движения.

Весной 2002 г. в Кишинёве прошли антиправительственные демонстрации, инициированные ХДНП и вызвавшие политический кризис в стране. Ситуация была разрешена только после вмешательства Совета Европы. По рекомендации Европарламента, вердикта ЕСПЧ и специальной рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы исполнительная власть РМ пошла на компромисс с оппозицией, выполнив некоторые её требования, среди которых была официальная регистрация Министерством юстиции

Митрополии Бессарабии, несмотря на протест Митрополии Молдовы. Патриарх Алексий II и Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир настаивали на том, что этот вопрос является компетенцией Церквей и должен решаться на высшем уровне между Русской и Румынской Православными Церквами в ходе двусторонних консультаций Патриархатов на основе церковных канонов. Справедливо мнение Т. Битковой о том, что призыв иерархов Русской православной церкви к соблюдению канонического права был в это время требованием невмешательства светских властей в церковные дела [3]. Однако решение церковного конфликта, возникшего в условиях политической нестабильности, было достигнуто вмешательством светских европейских институтов. В настоящее время Митрополия Бессарабии насчитывает 150 приходов, 10 монастырей и 79 строящихся храмов, что составляет пятую часть от приходов Митрополии Молдовы. Результатом раскола стало размежевание ранее единых православных верующих в Молдове по национальному признаку, что не соответствует духу Евангелия.

Современный союз молдавской власти и Молдавской православной церкви рассматривается как социальное партнёрство во имя мира, процветания и социального блага. Ведь, как известно, большая часть православных Молдовы — это паства Молдавской православной церкви (86%), Бессарабской митрополии принадлежат 11% верующих [15]. Выбор той или иной Церкви для верующих в Молдове — это определение социально-политических позиций общин, ценностных приоритетов прихожан, вопрос в выборе перспектив развития для страны, её геополитического самоопределения между крупнейшими региональными политическими игроками, Европой и Россией, между ориентацией на культуру и традиции «русского мира» или прорумынскую, унионистскую позицию, основанную на стремлении к объединению РМ и Румынии. Религиозно-политический вопрос важен ещё и потому, что Молдова входит в число шести наиболее религиозных стран мира, наряду с Македонией, Сербией, Румынией, Пакистаном и Малайзией, где продолжается рост уровня религиозности населения [14]. Это подтверждается масштабным исследованием 2017 г., которое провёл Pew Research Center, когда 92% опрошенных в Молдове назвали себя православными, 13% посещающими церковь еженедельно (в России — 6%), 63% утверждают важность православия для осознания собственной национальной идентичности [13]. Роль религии в общественно-политической и культурной жизни РМ неоспорима, так как цифры приверженного православию населения республики, по мнению О.А. Бабенко, руководителя Бюро межэтнических отношений2,

2 О.А. Бабенко возглавлял Бюро межэтнических отношений Республики Молдова с 2015 г. по август 2019 г., д-р филос., проф., ректор Славянского университета.

сопрягаются с уровнем его воцерковлённости, участием в воскресных литургиях и жизни приходов, ежедневным чтением молитв, знанием праздников, соблюдением постов, финансовой поддержкой духовенства и т.д. [6].

Религиозный традиционализм в Молдове связан с тем, что антирелигиозные гонения обошли республику стороной, большая её часть вошла в состав СССР в 1940 г., а население, преимущественно аграрное, постоянно воспроизводило высокий уровень народно-бытовой традиционной религиозной культуры.

Республика Молдова — уникальная страна на постсоветском пространстве, здесь респонденты при сравнении значения религии в позднесовет-ский и современные периоды полагают, что её уровень в 1970—1980 гг. был выше, чем сейчас, на 10%, а в настоящее время он размыт урбанизацией и экспансией европейских либеральных ценностей. Принадлежность к православию у 50% интервьюированных в РМ связана с сопричастностью национальной культуре, убеждённостью в незыблемости связи, симфонии национальной Церкви и государства. А поскольку национальные элиты временами демонстрируют стремление к отказу от национальной идентичности в пользу румынской, то гарантом её сохранения и противовесом Западу у 61% населения республики выступает Россия. Это убеждение сограждан разделяет и ныне действующий глава государства, подчёркивающий роль православия как системообразующего ядра ценностей молдавского этноса, его культуры и политического самоопределения, основанного на единстве православного мира, гарантом которого выступает Русская православная церковь.

После избрания в 2017 г. президентом РМ И. Додон на встрече с Патриархом Кириллом, сказал: «Я считаю, что без православной веры, без наших традиций у Молдовы нет будущего. Молдова нуждается в партнёрстве с Россией, Молдова, безусловно, нуждается в сохранении и укреплении нашей Православной Церкви» [1]. Православная церковь, по мнению главы исполнительной власти РМ, может способствовать диалогу с Приднестровьем и единству страны. Во время второй встречи в Москве в январе 2019 г. И. Додона с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. Матвиенко были услышаны заверения, что народ Молдовы навсегда сохранит единство с РПЦ, вновь была озвучена инициатива о проведении Собора Православных Церквей на территории Молдовы [12]. В марте 2019 г. И. Додон писал в социальных сетях: «Убеждён, что наша православная вера — это одна из основ государственности Республики Молдова и залог процветания нашей страны; это сокровище, доставшееся нам в наследство от предков» [4]. Объединяющий и миротворческий потенциал русского православия имеет

большое значение для высшего политического руководства РМ, находя поддержку у многоэтничного молдавского электората.

Выводы. Реформирование государственно-конфессиональных отношений в РМ в условиях постсоветского транзита носило вполне определённый характер, было ориентировано на воплощение и реализацию международных норм и стандартов в области прав и свобод человека, в частности права на свободу совести или убеждений, толерантность и недискриминацию. В этом отношении направленность реформ государственно-церковных отношений была схожей с Российской Федерацией. Доминирующее самопозиционирование основной массы населения как приверженцев русского православия было продиктовано не столько их политическими пристрастиями, сколько ретроспективными романтическими, культурологическими и патриотическими соображениями. Православие, значимое для подавляющего большинства граждан Молдовы, выступает консолидирующим и стабилизирующим фактором в дискурсе реформ и социально-политических трансформаций, опасных расколом общества и обострением противостояний.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Без православной веры у Молдовы нет будущего, — Игорь Додон. URL: https:// foma.ru/bez-pravoslavnoy-veryi-u-moldovyi-net-budushhego-igor-dodon.html (дата обращения: 30.11.19).

2. Брага Л., Роговая Г. Религия и политика в контексте демократических преобразований в Республике Молдова. URL: https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения: 12.05.2020).

3. Церковь в Румынии // Религия и церковь в Центрально-Восточной Европе в начале XXI в. М.: ИНИОН РАН, 2006. С. 42—72.

4. Додон: Православная вера — сокровище, доставшееся нам в наследство от предков. URL: http://aif.md/dodon-pravoslavnaja-vera-sokrovishhe-dostavsheesja-nam-v-nasledstvo-ot-predkov (дата обращения: 30.11.19).

5. Закон Республики Молдова от 11 мая 2007 года № 125-XVI «О свободе совести, мысли и вероисповедания». URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=22043 (дата обращения: 23.09.19).

6. Интервью с Бабенко О.А., Кишинёв, 11.08.2019 // Личный архив автора.

7. Красиков A.A. Глобализация и православие // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова, М.: РОССПЭН, 2009. С. 28—91.

8. Конституция Республики Молдова от 29.07.1994. URL: http://www.parlament.md/ CadrulLegal/ Constitution/tabid/151/language/ru-RU/Default.aspx (дата обращения: 09.10.2019).

9. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.: ИЕ РАН, 2007. 181 с.

10. Население по религии, полу и возрастным группам в 2014 г. Перепись населения и жилищ в Республике Молдова, 12—25 мая 2014 г. Национальное бюро статистики Республики Молдова. URL: http://statistica.gov.md (дата обращения: 17.11.2019).

11. Православная Церковь Молдовы. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 08.05.2020).

12. Президент Молдовы — Патриарху Кириллу: «Наш народ навсегда сохранит единство с Русской Православной Церковью». URL: https://www.kp.md/ daily/26936.4/3987085/ (дата обращения: 29.11.19).

13. Религия и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе. URL: https://www.pewresearch.org/wp-content/uploads/sitesZ7/2017/05/CEUP-Overview-Russian-FOR-WEB.pdf (дата обращения: 26.11.2019).

14. Синелина Ю.Ю. Религия в современном мире. URL: http://www.isprras.ru/pics/ File/tochka_zrenia/ Sinelina%20Religion%20in%20a%20modern%20world1.pdf. (дата обращения: 10.03.2015).

15. Спрынчанэ В. Бог в «зонах пограничья». URL: https://carnegieendowment.org/ files/PeC_59_45-58.pdf (дата обращения: 30.11.19).

16. Barometrul de opinie publicr Republicii Moldova. Martie-Aprilie, 2008.

17. Literatura si arta. 2001. 22 martie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.