Научная статья на тему 'РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ОТ КРЕАТИВНОЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ОТ КРЕАТИВНОЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1783
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / национальная инновационная система / креативность / цифровизация и цифровые технологии / креативный класс / культурная индустрия / innovation / national innovation system / creativity / digitalization and digital technologies / creative class / cultural industry
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ОТ КРЕАТИВНОЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Андрианов В.Д.

д.э.н., академик РАЕН, заслуженный экономист России, профессор МГУ

[email protected]

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ОТ КРЕАТИВНОЙ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: инновации, национальная инновационная система, креативность, цифровизация и цифровые технологии, креативный класс, культурная индустрия.

Keywords: innovation, national innovation system, creativity, digitalization and digital technologies, creative class, cultural industry.

Термин креативность, в том числе и в словосочетании «креативная экономика» все чаще встречается в научной экономической литературе, в средствах массовой информации, активно используется в лексиконе бизнесменов и представителей органов исполнительной власти.

Креативность в широком понимании этого термина означает творчество, важное качество имманентно присущее человеческой натуре. От природы человек наделен воображением, абстрактным мышлением, творческим потенциалом и желанием использовать эти качества для формирования наиболее благоприятной, комфортной и красивой среды обитания.

Эти человеческие качества стали проявляться на заре развития мировой цивилизации примерно 30-40 тысяч лет назад, когда первобытные люди в процессе эволюции своего бытия стали украшать пещеры, где они жили наскальными рисунками, свое тело татуировками, создавали различными украшения, одежду и предметы быта делали так, чтобы они отвечали не только сугубо функциональным, но и эстетическим потребностям.

Пожалуй, самым креативным периодом в развитии мировой цивилизации была эпоха Возрождения или, как еще это время называют, период Ренессанса (Rinascimento - итал., Renaissance - франц.)1.

Даже те, кто не особо интересуются искусством, знакомы с термином «Ренессанс» и слышали имена великих итальянцев - Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Джорджоне. Их нетленные творения включены в золотой фонд всех знаменитых и известных музеев мира.

Уникальная по своему значению культурно-историческая эпоха, охватила почти три века с начала XIV до конца XVI века и ознаменовалась масштабным раскрытием творческого потенциала человека в форме расцвета живописи, скульптуры, литературы, архитектуры и других видов искусств.

В этот период практически каждый европейский правитель покровительствовал развитию искусства, старалась не отставать в этой поддержке и национальная элита, и аристократия.

Значение Ренессанса измеряется не только количеством замечательных произведений и их творцов. В эпоху Возрождения произошли качественные изменения во всех областях культуры. Каноны Средневековья уступили место новому искусству - реалистичному, гуманистическому, антропоцентрическому, светскому.

Эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.

Креативная экономика

В современном мире эффективным механизмом раскрытия творческого потенциала человека кроме сферы искусства, становится новое направление в экономической теории и практике, которое получило название креативная экономика.

По сути - это новая экономическая концепция, в основе которой лежит признание творчества, научных знаний и доступности информации как важных движителей устойчивого экономического развития и структурной социально-экономической модернизации общества.

Реализация этой новой модели развития способствует формированию интеллектуальной, новаторской среды в сфере бизнеса и основных стратах общества, становится драйвером инновационной трансформации.

Исходя из этого, креативную экономику можно определить как особую сферу хозяйственной, научной и культурной деятельности, где индивидуальное и коллективное творчество становятся основными элементами в процессе создания новых стоимостей и способствуют социально-экономическому прогрессу2.

1 В научный оборот этот термин был введён французским историком и публицистом, представителем романтической историографии XIX века Жюлем Мишле (1798-1874). - https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/renessans-epoxa-velikix-imyon

2 В научный оборот термин креативная экономика ввел английский ученый Джон Хокинс (John Anthony Howkins), профессор Университета Линкольна, опубликовавший в 2001 г. книгу «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги». The Creative Economy: How People Make Money from Ideas / Penguin Global. 2002. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1532328

Фактически речь идет об особом секторе экономики, основанном, прежде всего, на различных видах творческого и интеллектуального труда.

В современной экономической науке и в деловом сообществе понятие «креативная экономика» нередко отождествляется с понятием «экономика знаний». На наш взгляд эти два понятия при достаточной сущностной близости, не тождественны в практической реализации, в частности при формулировании и реализации экономической политики государств.

Предприниматели и чиновники признают, что важную роль в устойчивом развитии современного общества играют различные формы индивидуального или коллективного творческого самовыражения. К таким формам можно отнести в первую очередь инновации - разработку принципиально новых идей, научных открытий, нововведений в экономике и социальной сфере и их последующую коммерциализацию.

Несколько иное толкование в сам термин креативная экономика привнес американский профессор, экономист, географ и социолог Ричард Флорида. В основу определения специфики креативной экономики им был положен принцип выделения определенных сфер и отраслей экономики, где доминирующем элементом деятельности является творчество. К таким сферам можно отнести живопись, архитектуру, кинематографию, ремесленничество, радио, прессу и электронные масс-медиа, телевидение, в том числе создание интерактивных развлекательных программ, музыку, исполнительное искусство и шоу-бизнес, различные сферы дизайна, высокую моду, в том числе создание модельной одежды от кутюр, разработку программного обеспечения, интеллектуального контента в Интернете и др.

Креативность, по Р. Флориде, «создание на базе знания практических новых форм», а основа развития креативной экономики - это «принцип 3-х «Т»: технология, талант и толерантность»1. Наиболее динамичным и прогрессивным ядром современного общества американский ученый признает креативный класс, или представителей творческих профессий. Под креативным классом Р. Флорида понимает людей, которые реально меняют будущее. Именно этот класс, проповедующий ценности творчества, основанные на национальных и культурных особенностях стран, способен внести существенный вклад в социально-экономическое развитие общества.

Креативную экономику можно считать новой научной парадигмой. По сути, это исходная концептуальная схема, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм представляет собой научную революцию2. Новые научные парадигмы являются движителем системного развития общества. Поскольку познание человек постоянно расширяется в нашем быстро меняющемся мире, то очевидно, что через некоторое время любая парадигма будет или модифицирована, скорректирована или появится новая. Это касается и парадигмы креативного социально-экономического развития.

По мере становления креативной экономики как новой научной парадигмы возникает реальная потребность в разработке новых теоретических, методологических и практических подходов.

Активизация рационального и эффективного использования креативно-интеллектуального потенциала человека становится важной производительной силой в постиндустриальном обществе. Само общество постепенно начинает реально ценить креативность. Как показывает практика, часто всего одна креативная идея может обеспечить рост значительный рост бизнеса компании, при этом доход от креативности может быть весьма существенным.

Креативная экономика в Республике Корея

В текущем столетии в Республике Корея (РК) создание креативной экономики стало приоритетом в экономической стратегии. Следует отметить, что реализация нынешней стратегии по развитию экономики знаний и креативной экономики в Республике Корея имеет глубокие национальные исторические корни.

Исторические корни творческого потенциала корейцев

Особо следует сказать о конфуцианских традициях в корейском обществе, поддерживающих стремление к повышению образовательного уровня, трудолюбие, стремление к жизненному успеху и преданность нации.

Так еще в древнем корейском государстве в период правления династий Силла, Корё и Чосон в среде прогрессивно настроенных чиновников и ученых под влиянием буддизма и конфуцианства зародилось и получило широкое распространение движение сирхак, то есть «реальные науки».

Наиболее яркие представители этого направления способствовали развитию точных и гуманитарных наук и на практике применяли научные знания для совершенствования ремесел, сельского хозяйства, государственного управления, строительства, медицины, военного дела, искусства и др.

Такая политика дала свои плоды - в Древней Корее были созданы уникальные творения в сфере ремесел, науки и культуры, которые вошли в историю развития мировой цивилизации, где занимают достойное место.

1 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Классика-XXI, 2011. - 430 с.

2 Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый в научный оборот американским философом, историком науки Томасом Куном (1922-1996) в монографии «Структура научных революций» (1962). Ученый полагал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством постоянно возникающих научных революций. Научное понятие и его критерии имеют смысл только в рамках определённой парадигмы - исторически сложившейся системы воззрений. В свою очередь научная революция есть смена научным сообществом ранее существовавших парадигм.

Известно, что технология производства бумаги была изобретена в Китае1, однако более качественные сорта бумаги из тутового дерева изготавливались в Древней Корее. Корейская бумага благодаря своей прочности и гладкости пользовалась повышенным спросом в самом Китае, которую они называли - «бумагой, подобной коже, и бумагой гладкой как зеркало»2. В качестве сырья для изготовления такой бумаги корейские ремесленники использовали кору тутового дерева (шелковицы), сосновую хвою и солому.

Кроме производства качественной бумаги древние корейцы прославились развитием ксилографии - первой, древней технологи книгопечатания. Первоначально текст или изображение вырезались мастерами на деревянной доске, а затем с использованием красок тексты и рисунки переносились на другую поверхность - бумагу, пергамент или ткань. По мнению историков и специалистов самая древняя в мире печатная книга была обнаружена именно на территории Кореи. Это религиозный буддийский трактат под названием «Мугу чонгвандэ таранигён» (Сутра, приносящая счастье). Найденный древний манускрипт представляет собой свиток, который получил название «Свиток Дхарани»3. По оценкам историков и специалистов книга была напечатана примерно в 700-750 гг. в период расцвета раннефеодального корейского государства Силла (57 г. до н.э. - 935 г. н.э.). По мнению многих историков, этот свиток является самым древним из мировых ксилографических памятников, в частности аналогичная старейшая японская сутра «Та-ранигён» из храма Хорюдзи была напечатана позднее - в 770 г.

Несмотря на то, что ксилографическая печать была достаточно трудоемкой технологией, в период существования государства Силла и Корё она развивалась достаточно стремительными темпами в силу потребности в печатании буддийских священных книг.

В частности, в начале правления династии Корё (918-1392) было отпечатано 6 тыс. экземпляров свода священных текстов известного буддийского философского трактата «Трипитака» (Тэджангён) и 4700 экземпляров его продолжения (Сокчангён). Как пишут историки, на их изготовление было потрачено 460 стоп бумаги.

Позднее в Древней Корее был изобретен первый в мире металлический наборный подвижной шрифт для печатания книг. Отливкой металлических шрифтов в то время занималось управление Чуджон тогам, ведавшее также чеканкой медных монет.

Согласно историческим данным, в период правления короля Коджона с 1234 по 1241 гг. по новой прогрессивной технологии в Корее было отпечатано 28 экземпляров трактата «Седжон когымне» (Установление древних и современных обрядов) в 50 томах. К сожалению, этот артефакт не сохранился до наших дней.

В настоящее время древнейшей в мире книгой, напечатанной с помощью подвижного металлического шрифта, считается корейский философский трактат «Чикчи симчхе ёджоль» (Главное в прямом высказывании идей), вышедший в свет в 1377 г. в монастыре Хындокса, города Чхонджу. В настоящее время этот древний корейский манускрипт хранится в одном из музеев Франции.

В 1392 г. в Корее был создана особая государственная типография по изготовлению шрифтов и печатанию книг (Соджогвон), что дало толчок развитию книгопечатания в период правления династии Чосон. В то время в типографии работало 146 мастеров по 8 специальностям4.

Следует отметить, что подвижной шрифт был изобретен в Древней Корее на 200 лет раньше появления аналогичной технологии в Европе. Первое печатное произведение с использованием металлических шрифтов на территории Европы увидело свет в 1454 год. Это была библия, которую напечатал в Майнце Иоганн Гуттенберг, которого считают изобретателем первого печатного станка.

Еще одной креативной культурной сферой, где корейцы достигли мирового уровня, было производство фаянсовых и фарфоровых керамических изделий, покрытых особым слоем селадоновой глазури5. Самые прекрасные изделия из селадоновой керамики были созданы в период с середины до конца XI века корейскими ремесленниками, имена которых, к сожалению, не сохранились. Производство и торговля корейским селадоном достигли своего расцвета примерно в XII - начале XIII веков. Производство этих изделий было налажено в 325 районах страны, наибольшим спросом пользовались изделия из города Кванжу провинции Кёнги и города Корён провинции Кёнсан. Ценность и популярность селадоновых изделий подтверждает факт их обнаружения археологами в королевских гробницах древних династий как корейских правителей, так и китайских императоров.

Среди других мировых креативных достижений корейцев в средние века следует отметить изобретение и строительство первых в мире боевых кораблей, обшитых металлическими листами. Такие морские суда называли ко-буксоны - корабли-черепахи. Эти боевые корабли корейские воины успешно использовали в первой войне с Японией (1455-1598). На корабли-черепахи устанавливались качественные с высокой боевой мощью корейские пороховые

1 Исторической датой появления бумаги в Китае считается 105 г. новой эры. В этом году китайский чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о разработке и возможности использования технологии производства бумаги.

2 Хан Ёнъгу. История Кореи: новый взгляд / Пер. с корейского под ред. М.Н. Пака. - М.: Восточная литература, 2010. -

С. 230.

3 «Свиток Дхарани» состоит из 12 оттисков, которые были склеены между собой и намотаны на палочку из бамбука. Общая длина этого свитка 630 см, а высота 6 см. Сами оттиски были выполнены ксилографическим способом на корейской бумаге. Свиток был обнаружен в 1966 г. при археологических раскопках в храме Пульгукса в г. Кванджу древней столицы государства Силла. Сегодня это первое печатное произведение находится в Йонсейском университете на территории Республики Корея.

4 Хан Ёнъгу. История Кореи: новый взгляд / Пер. с корейского под ред. М.Н. Пака. - М.: Восточная литература, 2010. -

С. 193.

5 Эта гончарная технология с использованием селадоновой глазури была изобретена в древнем Китае, в частности, в провинции Чжэцзян. Впервые такие изделия появились в период правления династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Классические образцы таких керамических изделий относятся к эпохе Сун (960-1279).

пушки (хвапхо и хватхон). Пушки и порох изготовлялись в Корее по собственным технологиям, под контролем специального ведомства - Пушечного управления (Хватхон тогам). Качество корейского огнестрельного оружия было очень высоким, это подтверждает тот факт, что послы многих иностранных государств неоднократно обращались к правителям Чосона с просьбой обучить мастеров их стран искусству изготовления такого оружия1.

Расцвет корейской научной креативной школы сирхак пришёлся на период правления короля Чончжо (17781800 гг.). В этот период многие корейские ученые, писатели, поэты создают выдающиеся научные труды, произведения культуры, и ремесленные шедевры. В этот период была создана национальная королевская библиотека для хранения исторических летописей, произведений литературы, научных и философских трудов, королевских указов.

Креативная экономика в современной Республике Корея

Для понимания основных стимулов, которые обеспечили появление и развитие южнокорейского экономического чуда инновационной и креативной экономики страны необходимо вновь обратиться к конфуцианским традициям.

В основе южнокорейского общества традиционно доминируют семья и клановые взаимоотношения. Конфуцианские традиции определили модели взаимоотношений между государством и частным бизнесом, в период интенсивной индустриализации страны, создания ее научно-технического потенциала.

Именно конфуцианские традиции сыграли положительную роль в процессе экономической модернизации и последующей за ней политической либерализации корейского общества, создав институциональные основы развития инновационной и креативной экономики.

Официальный старт нового креативного этапа инновационного развития Республики Кореи был дан 25 февраля 2013 г в инаугурационной речи президента Пак Кын Хе (2013-2017). В частности, она заявила, что для дальнейшего развития страны и сохранения ее конкурентоспособности на мировом рынке необходим переход на приоритетное развитие креативной экономики. Сочетание креативных идей, изобретательности, информационных и компьютерных технологий будут стимулировать развитие новых инновационных производств. Для координации деятельности государства в этой сфере и поиска новых источников экономического роста в структуре исполнительной власти было создано специальное ведомство - Министерство науки, информационных технологий и планирования будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее - MSIP). Если перевести название этого правительственного органа непосредственно с корейского языка, то получится «Министерство будущего творчества и науки».

Базовый план по развитию науки и технологий (2013-2017 гг.).

В июле 2013 г. под руководством нового министерства MSIP был разработан и обнародован план по развитию креативной экономики, нацеленный на реализацию новой экономической стратегии, названный «Базовым планом по развитию науки и технологий» (2013-2017 гг.). Этот план стал логическим продолжение предыдущих планов и программ инновационного развития страны - «Первого пятилетнего плана научных и технологических инноваций» (1997-2002), программы «Вездесущая Корея», «Интеллектуальная (смарт) Корея», «Гига Корея» и др.

В плане правительством были поставлены две главные задачи - превращение Республики Корея в мирового лидера в области инноваций и формирование креативного класса, для которого основными приоритетами будет творческое мышление и интеллектуальная деятельность.

Для реализации этих весьма амбиционных задач в плане были обозначены основные цели и определены целевые показатели:

• повышение уровня дохода на душу населения к 2017 г. до 30 тыс. долл. Это потребует поддержания ежегодных темпов роста национальной экономики на уровне не менее 4% в год. Такой темп экономического роста может быть достигнут в результате увеличения производительности труда, обеспеченного за счёт разработки и использования собственных инноваций и активного взаимодействия с инновационными компаниями и организациями зарубежных стран.

• повышение качества жизни граждан РК за счет разработки и внедрения современных инновационных идей и технологий, в том числе в медицине, здравоохранении, социальной сфере и др.

• в сфере развития научных исследований и научно-технических разработок необходимо осуществить переход на модель опережающего развития.

Для решения поставленных задач и достижения стратегических целей, выполнения целевых показателей в Республике Корея была необходима масштабная модернизация научной и научно-технической базы инновационного развития. Модернизацию отрасли планировалось осуществить за счет увеличения инвестиций в фундаментальную науку, создания новых рабочих мест в наукоемких и креативных отраслях, активизации международного научного обмена. Особое внимание и значительная государственная поддержка уделялись малому и среднему бизнесу (МСП), венчурному бизнесу и структурам, связанным с коммерциализацией инноваций и интеллектуальной собственности.

Основная часть финансирования плана развития креативной экономики осуществлялась из государственного бюджета. Ассигнования направлялись в определенные государством 30 приоритетных отраслей и направлений инновационного развития и в развитие и внедрение 120 новых, стратегически важных технологий.

1 Хан Ёнъгу. История Кореи: новый взгляд / Пер. с корейского под ред. М.Н. Пака. - М.: Восточная литература, 2010. -С. 211, 259.

Среди приоритетных отраслей правительство Республики Корея выделило - авиационную и аэрокосмическую промышленность, атомную и возобновляемую энергетику, сталелитейную промышленность, судостроение, развитие портового хозяйства и создание транспортных логистических центров, точное машиностроение и робототехнику, приборостроение, микроэлектронику, включая производство полупроводников и светодиодов, отрасли, связанные с разработкой IT и цифровых технологий и др.

Правительство Республики Корея совместно с учеными и специалистами определили наиболее перспективные и стратегически важные технологии, среди них:

• мобильные технологии в том числе сотовая связь нового поколения стандарта 5G;

• Интернет вещей;

• распределенные реестры;

• технологии блокчейн;

• криптовалюты;

• национальные цифровые валюты;

• Big Data (большие данные) и анализ данных;

• 3D печать;

• искусственный интеллект и машинное обучение;

• автоматизация и роботизация;

• биометрические системы;

• облачные сервисы.

Государственные ассигнования на развитие НИОКР в период с 2013 по 2017 гг. предусматривались в размере 92,4 трлн. вон (около 100 млрд. долл.), в результате общие расходы на НИОКР в Республике Корея к 2017 г. должны были увеличиться до 4,36% от ВВП.

В 2015 г. была проведена налоговая реформа, направленная на стимулирование национальной экономики, развитие малого и среднего бизнеса и оптимизации налоговой системы в целом.

Специально для запуска программы по реализации креативной экономики была проработана система налоговых льгот, система финансирования новых проектов, система государственной поддержки и гарантий и другие финансовые инструменты.

Для финансирования национальных инновационных проектов был образован специальный Глобальный партнерский фонд с первоначальным капиталом 72,3 млн. долл. Основными учредителями фонда стали Корейский банк развития (Korea Development Bank) и Промышленный Банк Кореи (Industrial Bank of Korea). Фонд привлекал зарубежный венчурный капитал и стал стратегическим инвестором для реализации инновационных проектов в рамках программы креативной экономики.

Для запуска и финансирования небольших проектов малых и средних предприятий была создана «краудфан-динговая» система, которая работала на онлайн платформе.

При поддержке государства был создан специальный фонд развития малых и средних предприятий «Фонд Создания Будущего» размером в 480 млн. долл. из них 220 млн. долл. предназначались для инвестиций в новые проекты и 260 млн. долл. для финансирования процессов слияния и поглощения.

План по реализации креативной экономики предполагал тесное сотрудничество и взаимодействие государства с крупными национальными компаниями - «чеболями», которые стали крупными инвесторами в реализацию целевых программ, в том числе программы развития технопарков, инновационных кластеров и региональных специализированных центров креативной экономики и инноваций.

Финансовые возможности и опыт международной деятельности «чеболей» позволял им внести существенный вклад в создание необходимой инфраструктуры развития инноваций в стране, новых высококвалифицированных рабочих мест и использование своих научно-технических разработок для модернизации традиционных промышленных отраслей.

Важной задачей для разработчиков плана стало формирование у занятого населения культуры креативной экономики, которое подразумевало продвижение и популяризацию идей креативной экономики среди широких масс путем открытия образовательных Интернет-порталов, проведение выставок креативной экономики и др.

Программа «Производство инноваций 3.0»

В процессе реализации концепции креативной экономики в октябре 2015 г. MSIP совместно с учеными и бизнес-сообществом разработало и представило дорожную карту и профильную программу «Производство инноваций 3.0». В программе предусматривалось коренная модернизация промышленности на основе новых современных, инновационных цифровых технологий. В частности, планировалось к 2020 г. создать 10 000 умных производств, для конвергенции инновационных технологий аппаратного и программного обеспечения. На эти цели из государственного бюджета Республики Корея были предусмотрены ассигнования в размере 900 млн. долл. В программе были представлены 13 масштабных национальных проектов, которые должны были стать драйверами экономического роста РК.

Одним из приоритетов программы «Производство инноваций 3.0» было развитие сотовой связи нового поколения стандарта 5G. Развитие инфраструктуры 5G имеет решающее значение для использования огромных объёмов данных и скорости обработки, необходимой для реализации всего потенциала больших данных и искусственного интеллекта (ИИ). Для этих целей правительство страны выделило дополнительно 660 млрд. вон (541 млн. дол. США) на содействие промышленной конвергенции между технологиями 5G и ИИ и 50 млрд. вон (41 млн. долл. США) на создание инфраструктуры 5G и облачных вычислений для правительства страны.

Разработчики сотовой связи нового поколения стандарта 5G провели тестирование ее практического применения в период проведения Олимпийских игр в Республики Корея в Пхенчхане в 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первые услуги сотовой связи пятого поколения начали оказываться в столице страны в г. Сеуле 5 апреля 2019 г. В результате РК стала первой страной в Азии, запустившей новый стандарт сотовой связи. Широкомасштабная коммерциализация предоставления услуг связи в стандарте 5G началась в 2020 г. и к концу года обеспечивала 17% корейского рынка сотовой связи.

Крупнейшая южнокорейская компания Samsung является одним из ведущих мировых производителей оборудования для системы связи 5G. Корейская фирма разработала первый в мире модем 5G для мобильных сетей полностью соответствующим принятым спецификациям.

Вторым важным приоритетом программы «Производство инноваций 3.0» является развитие Интернет вещей, которое предполагает использование умных предметов, оснащенных цифровыми технологиями для взаимодействия друг с другом и способных выполнять часть операций без участия человека1. Правительство планирует развивать данную технологию и адаптировать ее, создавая устройства для автоматизированных машин и других товаров массового производства.

Весьма перспективной в Республики Корея считается технология распределённого реестра, которая представляет собой базу данных, распределенных между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами. Распределенные реестры - это фактически новая технологическая парадигма в сфере сбора, обработки, и передачи информации во многих сферах экономики. Важной характерной особенностью распределенного реестра является отсутствие единого центра управления. Каждый узел получает данные от других участников системы и хранит полную копию реестра. Обновление информации в узлах происходит по определенным алгоритмам независимо друг от друга. Объем мирового рынка распределенных технологий в 2021 г. оценивался в 10 млрд. долл. и, по нашим оценкам, уже в 2025 г. может вырасти до 80-100 млрд. Одним из наиболее известных видов распределенных реестров является технология блокчейн2. Эта технология первоначально была разработана для внедрения цифровой валюты - биткойна и других криптовалют и несколько отличается от других видов распределенных реестров.

Именно на базе технологии блокчейн в Республики Корея реализуется масштабный инновационный проект по созданию национальной цифровой валюты.

Возможность создания и введения цифровой валюты начала изучаться специалистами Банка Кореи еще в 2018 г. В октябре 2019 г. официальные представители Банка Кореи заявляли, что в развитых экономиках цифровые национальные валюты не нужны и что Банк Кореи не будет участвовать в разработке таких проектов. Такое решение регулятора обосновывалось тем, что создание виртуальной воны могло снизить роль коммерческих банков в сфере финансов. При этом могла сократиться популярность основных банковских инструментов - депозитов и кредитов. В свою очередь, это могло привести к финансовой и экономической нестабильности. Кроме того, считалось что интеграция цифровой валюты в качестве легального платежного средства может создать ряд проблем, в первую очередь связанных с необходимостью собирать персональные данные о ежедневных транзакциях. Также указывалось на отсутствие достаточно надежной правовой базы для введения национальной цифровой валюты в официальный денежный оборот.

Однако в апреле 2020 г. позиция руководства Банка Кореи кардинально изменилась, и началась практическая работа по введению в финансовые транзакции цифровой воны. В этой связи в октябре 2020 г. Национальным Собранием Республики Корея был организован специальный семинар по обсуждению «Закона о виртуальных бизнес-активах». В обсуждении принимали активное участие представители Банка Кореи и руководители крупнейших коммерческих банков страны.

В феврале 2021 г. Банк Кореи впервые признал, что национальная цифровая валюта будет являться фиатными деньгами, в отличие от виртуальных активов, к которым относятся криптовалюты. Выпуск цифровой валюты на территории Республики Корея будет контролировать Центральный Банк. Разработанный банком план по введению национальной цифровой валюты предполагает, что к концу 2021 г. должно начаться практическое тестирование использования цифровой воны в банковской сфере3. Также, Банк также призвал внести изменения в существующее законодательство, касающееся выпуска цифровой валюты Центрального банка, так как нынешний закон позволяет Центральному Банку выпускать лишь бумажные деньги и монеты.

Банк Кореи готовит законодательную базу для налаживания циркуляции на территории страны иностранных цифровых валют, которые также находятся в активной разработке4.

1 Пример использования Интернета вещей - это умный дом, то есть помещение с автоматизированным освещением, отоплением, системами кондиционирования, безопасности, видеонаблюдения. В систему могут быть интегрированы умные бытовые приборы - к примеру, холодильники, которые способны отслеживать наличие продуктов и при необходимости заказывать их в Интернете, а также следить за собственной исправностью и др.

2 Дословно Blockchain - это цепочка блоков (Block - блок, chain - цепочка). Блокчейн - это универсальный инструмент для построения различных баз информационных данных. По своей сути это выстроенная по определённым правилам непрерывная строгая последовательная цепочка файлов, содержащих значительный объем информации.

3 Bank of Korea launches legal advisory panel for digital currency // The Korea Times. 2020 - 15 June.

4 В настоящее время изучение возможностей разработки и внедрения цифровых валют ведут центральные банки 40 стран мира. В частности, в Европе это - Швеция, Швейцария, Франция, Великобритания, Италия, Дания, Нидерланды, Украине, в Азии -Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Сингапур, Таиланд, Камбоджа, Кроме того, эти вопросы изучаются и активно прорабатываются в Австралии, Уругвае, на Багамских островах, в России, в Европейском центральном банке (ЕЦБ), в Федеральной резервной системе США и др. Дальше всех в этом направлении продвинулся Китай, Республика Корея и Швеция.

По словам представителей банка, когда прогресс в разработке цифровой валюты дойдет до этапа реального выпуска и дистрибуции, Центральному банку потребуется посредник, чтобы способствовать дистрибуции валюты и продвигать использование новой валюты.

В марте 2021 года один из ведущих корейских банков Shinhan Bank объявил о запуске в тестовом формате новой платформы для цифровой валюты, основанной на технологии блокчейн. Платформа разрабатывается как посредник между Центральным банком и отдельными коммерческими банками, такими как Shinhan Bank, которые будут содействовать созданию и распространению электронной валюты. Стоит отметить, что это не первый вклад Shinhan Bank в развитие цифровой валюты и криптовалют в целом. Банк регулярно инвестирует в разработку новых решений в области криптовалют и поддерживает соответствующие стартапы.

Однако правительство Республики Кореи все еще решает, осуществлять ли распространение нового вида валюты напрямую или через посредников в лице банков и иных институтов.

Очевидно, что новая корейская национальная цифровая валюта будут совмещать элементы фиатных денег и частных криптовалют. Как и частные криптовалюты, цифровая вона будет эмитироваться в цифре, а её транзакции будут фиксироваться в расчетных системах Банка Кореи на базе технологий блокчейна.

Уже сейчас на стадии разработки становится очевидным, что цифровые деньги суверенных государств в ближайшей перспективе будут иметь ряд существенных преимуществ как перед фиатными национальными валютами, так и перед частными цифровыми криптовалютами. Новая государственная криптовалюта может стать серьезным конкурентом другим существующим в настоящее время международным и национальным расчетным и платежным средствам. Прежде всего, эмиссия цифровых денег для государства будет значительно дешевле выпуска бумажных или полимерных национальных валют.

По оценкам экспертов, цифровую валюту практически невозможно будет подделать или похитить при правильном использовании современных цифровых технологий и прежде всего технологии блокчейна, при условии обеспечения их надежной защитой от кибермошенников.

В цифровом формате значительно снижается стоимость денежных переводов, что в свою очередь уменьшает стоимость финансовых транзакций. Появляется реальная возможность валютных операций, минуя систему валютных расчетов SWIFT, которую контролируют США. Появляется реальный механизм противодействия экономическим санкциям США и их союзников.

У национальных денежных властей появляется надежный механизм централизованного контроля над национальной валютой, в лице Центрального банка, что в свою очередь повышает возможность эффективного контроля со стороны правительства над денежной эмиссией и расходованием бюджетных средств.

Когда все валютные транзакции будут записаны в блокчейне, центральным банкам намного проще будет следить за состоянием финансовых рынков и влиять на их стабильность и устойчивость. Намного легче будет отслеживать подозрительные транзакции, переводы денег, нецелевые расходы средств государственного бюджета. Может отпасть надобность в такой финансовой структуре как казначейство.

Внедрение цифровых валют поможет избежать такого негативного явления как «ловушка ликвидности»1, когда у ЦБ исчерпаны монетарные инструменты, и он не может стимулировать экономический рост.

В случае если цифровая валюта центральных банков будет использоваться в общедоступных депозитах и кредитах непосредственно от ЦБ, то кардинально может измениться национальный финансовый рынок, а впоследствии и глобальный финансовый рынок.

* * *

Анализируя итоги выполнения плана по построения корейской креативной экономики следует отметить, что две главные задачи, поставленные правительством - превращение Республики Корея в мирового лидера в области инноваций и формирование креативного класса были успешно выполнены.

Как и планировало руководство Республики Корея, реализация программы креативной экономики позволила ей стать ведущей инновационной державой мира. В частности, в рейтинге ведущих инновационных экономик мира, который ежегодно публикует авторитетное международное агентство Блумберг в период с 2014 по 2019 гг. РК занимала первое место в мире, в 2020 г. - второе место в мире и в 2021 г. - опять первое место в мире2.

1 В известной кейнсианской экономической теории под понятием «ловушка ликвидности» понимается экономическая ситуация, при которой денежные власти не имеют монетарных инструментов, или используемые инструменты не эффективны в борьбе с колебаниями экономических показателей и уже не способны стимулировать экономический рост. То есть, проводимая монетарная политика не влияет на инвестиционную активность реального сектора экономики, не ведет к росту потребительского спроса и соответственно увеличению расходов населения.

2 Bloomberg Innovation Index - 2014-2021. Индекс рассчитывается на базе анализа и сравнения 7 показателей, публикуемых Всемирным банком и МВФ:

расходы на НИОКР (в % от ВВП); производительность труда;

вклад наукоёмких отраслей в создание ВВП (в % от ВВП); наличие высокотехнологичных компаний; эффективность высшего образования;

количество научных исследователей на один миллион жителей (в %); количество выданных международных патентов (в % от общемирового количества).

Известная корейская компания Самсунг в последние годы входит в десятку ведущих инновационных компаний мира. По данным консалтингового агентства The Boston Consulting Group (BCG)1, в рейтинге самых инновационных компаний мира в 2021 г. компания Самсунг занимала 6 место.

Что касается второй задачи по формированию креативного класса, то следует отметить, что это достаточно сложный и долгосрочный проект. Тем не менее, и на этом направлении правительству удалось достичь значительного прогресса. Речь идет об изменении менталитета целой нации - комплексе мер, направленных на создание креативного мышления, совмещение конфуцианских ценностей корейского общества с цифровой культурой, конвергенции в экономике традиционных и высоких инновационных технологий.

Правительство реформировала систему образования, были приняты меры по смягчению акцента на научную базовую подготовку в пользу формирования у обучаемых новой культуры, предполагающей поощрение и уважительное отношение к индивидуальному творчеству. В этой связи, можно отметить общенациональный проект «Да Винчи», который в экспериментальном порядке осуществлялся в ряде начальных и средних школ для создания учебного класса нового типа, где поощряется использование учащимися своего воображения, творческого потенциала и креативности на основе практических занятий и опыта.

Таким образом, формирующееся новое поколение рабочих, служащих, рабочих и предпринимателей, становится все более уверено в своей уникальности, уникальности своей культуры, они готовы и способны к модернизации общества на основе креативности и инноваций.

В результате реализации плана по созданию креативной экономики в РК в настоящее время сформировалась целостная национальная инновационная система.

Динамичное инновационное развитие привело к модернизации высокотехнологичных секторов экономики и повышению мировой конкурентоспособности страны в целом. В стране было создано 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций. За развитие каждого центра отвечает крупная корейская компания «чеболь», способствующая малым и средним компаниям выводить на рынок продукцию, созданную на основе новых инновационных разработок. Основная цель инновационных центров - поддержка и финансирование новых инновационных разработок, креативных идей, запуск стартапов коммерциализации и вывод на рынок новых товаров и услуг.

Была реформирована государственная система управления развитием инноваций. Для улучшения координации между министерствами и государственными агентствами правительство провело реформу государственной системы и структуры управления и развития инновациями. При этом правительство поддерживало творческую активность молодежи, необходимую для развития национального потенциала в области инноваций. Особое внимание уделялось культурной индустрии, где взаимодействие инноваций с традиционной культурой способствовало созданию конкурентоспособного культурного продукта. Подтверждают это мировые достижения корейцев в культурных сферах, в том числе в сфере музыкального искусства, шоу-бизнеса, кинематографа и др.

В этой связи следует отметить такой феномен как «Корейская волна» или по корейский «Халлю» - это одно из направлений современной южнокорейской культуры, которое нашло свою реализацию в индустрии музыкальных развлечений и стало очень популярным не только в соседних азиатских странах, но и во всем мире. В настоящее время «Корейская волна» распространилась более чем на 60 стран мира. Быстрорастущая популярность этого направления является поводом для национальной гордости для многих корейцев.

Неотъемлемой частью корейской Халлю является новый музыкальный жанр, получивший название K-pop (Korean pop), соединивший в себе элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза. Красивые и легко запоминающиеся мелодичные мотивы, яркие и мощные выступления, а также хорошо продуманный визуальный образ артистов позволили K-popу занять прочное место в современной культуре. Со временем K-pop превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодежи не только в самой Корее, но и за рубежом.

Наиболее известным и ярким представителем этого музыкального направления стала поп-группа Bangtan Boys (ВВ)2. Создателем и агентом группы является компания Big Hit Entertainment. Музыкальная карьера группы развивалась стремительно, дебют группы состоялся в 2013 г. В июле 2017 г. группа сменила официальный логотип и расшифровку их названия на английском языке, в результате чего они стали называться Beyond The Scene (ВТС). В начале 2019 г. было объявлено, что общий годовой доход BTS составлял более 60 млн. долл. Акции компании продюсера группы имеют устойчивую тенденцию к росту. В настоящее время это один из популярнейших и крупнейших бойбен-дов в мире. В 2021 г. музыканты стали первой южнокорейской группой, завоевавшей первое место в британском хитпараде. В том же году в июне ВТС стали первым музыкальным ансамблем из Республики Корея, выступившим на знаменитом стадионе Уэмбли. В 2021 г. южнокорейская группа завоевала первое место в американских чартах со своим альбомом Love Yourself и выиграла второй год подряд престижную премию Mnet Asian Music Awards в номинации «артист года». Песни BTS лидируют по числу скачиваний на музыкальном канале iTunes более чем в 73 странах мира, что является абсолютным рекордом среди корейских артистов. С момента дебюта продажи альбомов группы BTS превысили 5 миллионов по всему миру и по этому показателю стали самыми продаваемыми в истории Южной Кореи.

1 Агентство The Boston Consulting Group (BCG), начиная с 2006 г. в течение 15 лет ежегодно публикует список самых инновационных компаний мира. Для составления рейтинга специалисты компании проводят опросы руководителей компаний, выявляя их нацеленность на инновации и готовность инвестировать в новые технологии.

2 Первоначально творческий коллектив BTS состоял из семи молодых ребят в возрасте от 16 лет до 21 года. Это - лидер группы Рэп-монстр - RM (Ким Нам Джун - 1994 г.), Чин (Ким Сокчин - 1992 г.), Сюга (Мин Юнги - 1993 г.), Джей-Хоуп (Чон Хосок - 1994 г.), Чимин (Пак Чимин - 1995 г.), Ви (Ким Тхэхён - 1995 г.) и Чонгук (Чон Джонгук 1997 г.).

Синглы группы под названием «DNA» и «MIC Drop» удостоились золотых сертификаций от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (Recording Industry Association of America, RIAA), что также сделало BTS первым корейским ансамблем, имеющим подобную международную сертификацию. Международная федерация производителей фонограмм 4 марта 2021 г. официально признала музыкальные альбомы группы BTS самыми продаваемыми в 2020 г. Корейская группа стала первой среди азиатских артистов, возглавившими данный рейтинг.

Фанаты со всего мира очарованы талантливыми и харизматичными корейскими поп-артистами, их вокальными и танцевальными данными. Участники группы кроме непосредственно креативной, творческой деятельности, начали публичную компанию по позиционированию себя как социально-ориентированной группы. Участники BTS запустили совместно с ЮНИСЕФ международную кампанию под названием «Останови насилие». В сентябре 2021 г. на одном из заседаний в штаб-квартире ООН они выступили с речью о важности любви в жизни, в том числе к самому себе. Они стали первыми южнокорейскими артистами, выступавшими с трибуны этой авторитетной международной организации.

Но еще более феноменальный успех в мировой киноиндустрии в 2021 г. получил южнокорейский киносериал «Игра в кальмара». Фильм вышел на канале американской развлекательной компании Netflix 17 сентября 2021 г., но уже через месяц сериал стал хитом как в самой Корее, так и в десятках других стран мира. Фильм лидирует в просмотрах в 80 странах мира. По сюжету и, по сути, это сверхжёсткая смесь социальной драмы и популярного жанра баттл-рояля, повествующая о смертельных состязаниях за бешеные деньги. Смесь оказалась поистине гремучей. Популярности кровавому сериалу добавила захватившая массовую культуру мода на антикапитализм. «Игра в кальмара» уже стала популярнейшей корейской дорамой в США и, по-видимому, будет претендовать на звание главного мирового хита медиа-компании Netflix. Успех сериала стал продолжением корейских побед в мировой киноиндустрии после присуждения сразу несколько Оскаров фильму «Паразиты» известного южнокорейского режиссера Пона Джун-хо.

Нельзя не отметить еще одного креативного достижения корейцев в живописи. Корейские художники стали изобретателями принципиально новой техники живописи, которая получила название «Чосон Босокхва». Слово «Чо-сон» означает корейский, слово «босок» - драгоценный камень и слово «хва» - живопись. Речь идет о картинах, написанных растертыми природными цветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Эта весьма сложная и трудоёмкая технология. Используя вместо красок растертые камни, художники при помощи распыления на клеевую основу наносят слой за слоем «каменные краски», создавая реалистичные по своей художественной образности картины. Картины пишут порошками из агата, нефрита, яшмы, оникса, мрамора, гранита и многих других камней. За счет особых свойств камней достигается необыкновенная яркость красок и эффект внутреннего света и мерцания. Тематика представленных картин очень разнообразна - от традиционных исторических сюжетов и пейзажей, до портретов и натюрмортов.

Работы, выполненные в данной технике, несут в себе удивительный позитивный заряд за счет объединения в одном произведении природной красоты камней и человеческого таланта. Картины корейских художников, выполненных такой техникой за время своего существования, завоевали множество наград на престижных международных выставках и получили признание во многих странах мира.

В целом можно констатировать, что создание основ креативной экономики в Республики Корея способствовало значительному роста авторитета страны на международной арене как в сфере науки и высоких технологий, так и в культурной индустрии.

Генеральный план цифровой трансформации экономики Республики Корея

Новый этап развития инновационной экономики Республики Корея связан с принятием в июне 2020 г. Генерального плана цифровой трансформации экономики. Данный план был объявлен правительством инструментом по-стковидного восстановления экономики и стратегией построения цифровой экономики. План имеет три составляющие.

Новый цифровой курс (Digital New Deal), непосредственно связан с цифровой трансформацией общества, с акцентом на дальнейшее развитие цифровых технологий и их внедрения в экономику страны.

Зеленый новый курс (Green New Deal) направлен на превращение экономики Республики Кореи в экономику с нулевым выбросом или, как говорят, с нулевым карбоновым следом.

Надежная система социальной защиты (Stronger Safety Net) - модернизация и построение более эффективных систем социальной защиты населения, формирование инклюзивного общества.

Структурно план состоит из 4 разделов, в которых сформулированы 12 национальных целей цифровой трансформации общества, среди них основными являются:

• дальнейшее развитие и интеграция цифровых технологий больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), формирование на их базе экосистем и их внедрение в экономику;

• применение сетей сотовой связи пятого поколения формата 5G и ИИ во всех секторах промышленности от первичных до третичных, формирование нового рынка современной связи;

• внедрение технология связи 5G и ИИ в работу государственного сектора;

• модернизация систем цифровой безопасности;

• совершенствование инфраструктуры цифрового образования для начальной, средней и высших школ;

• повышение качества онлайн-образования в университетах и создание центров профориентации и тренинг-центров по всей стране;

• формирование цифровой платформы интегрированного онлайн-офлайн обучения на всех этапах образовательного процесса;

• поддержка развития инфраструктуры удаленной занятости в среде малого и среднего бизнеса (МСП), расширение онлайн-активности и продвижение удаленной занятости в этом сегменте;

• внедрение цифровых инноваций в городское и индустриальное пространство, за счет расширения «умных» городов, «умных» фабрик, «умного» здравоохранения, с целью повысить безопасность и качество жизни, конкурентоспособность бизнеса;

• создание системы и инфраструктуры цифрового менеджмента в четырех секторах экономики - автомобильные дороги, железные дороги, порты и портовое хозяйство в сфере предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• формирование цифровой системы «умной» логистики на базе инновационных технологий для повышения качества сервисных услуг и конкурентоспособности отрасли.

• построение более эффективных систем социальной защиты населения1.

Реализация плана рассчитана на пять лет до 2025 г. и разбита на три этапа: первый - 2020 г.; второй - 20212022 гг.; и третий - 2023-2025 гг. На каждом из этапов предусматриваются значительные инвестиции, в том числе государственные ассигнования из бюджета Республики Корея. Общий объем инвестиций на реализацию плана цифровой трансформации в период 2020-2025 запланирован в объёме 160, 0 трлн. вон, в том числе государственные ассигнования составят 114,1 трлн. вон.

Почти половина всех инвестиций в размере 73,4 трлн. вон (в том числе 42,2 трлн. вон из бюджета страны) выделена по направлению Зеленый новый курс, 58,2 трлн. вон (в том числе 44,8 трлн. вон из бюджета страны) по направлению Новый цифровой курс и 28,4 трлн. вон (в том числе 26,6 трлн. вон из бюджета страны) по направлению Надежная система социальной защиты.

Всего в период до 2025 г. правительство Республики Корея планирует реализовать 28 национальных проекта, в том числе 12 проектов по направлению Новый цифровой курс, 8 проектов по направлению Зеленый новый курс и 8 проектов по направлению Надежная система социальной защиты.

Один из крупнейших национальных проектов связан с развитием нового поколения сотовой связи в формате 5в. В настоящее время Республика Корея является одним из мировых лидером по развитию и распространению сетей пятого поколения.

Согласно новому плану в период до 2025 г. планируется применение сетей сотового формата 5в во всех секторах промышленности от первичных до третичных, внедрение технология связи 5в в работу государственного сектора, модернизация систем цифровой безопасности.

Планом предусмотрено формирование нового рынка современной связи пятого поколения, объем которого увеличится с 16,8 трлн. вон в 2020 г. до 30 трлн. вон в 2022 г. и до 43 трлн. вон в 2025 г. Если новым стандартом связи в 2020 г. было обеспечено 14,3% потребителей, то к 2022 г. этот показатель возрастет до 45% и к 2025 г. увеличится до 70%. Количество операторов сотовой связи нового поколения в формате 5в 5 увеличится с 56 в 2020 г. до 100 в 2022 г. и до 150 в 2025 г.

Согласно плану инвестиции в развитие сотовой связи пятого поколения в период до 2022 г. составят 8,5 трлн. вон (в том числе 7,1 трлн. вон из государственного бюджета), что позволит создать 207 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест. До 2025 г. будет инвестировано еще 18,1 трлн. вон (в том числе 15,5 трлн. вон из государственного бюджета), что позволит создать 389 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест,

По оценкам специалистов к 2035 г. объем мирового рынка связи нового поколения 5в сетей может вырасти до 3.6 трлн. долл., а уровень занятости в отрасли увеличится до 22,3 миллиона человек.

Как показывает мировой опыт, новое поколение сетей сотовой связи рождается эволюционным путем из сетей связи предыдущих поколений. Следующее - шестое поколение сотовой связи 6в может появиться в Республике Корея примерно в 2030-2035 году.

По мнению ученых, основное отличие сетей шестого поколения от формата 5в — значительное расширение услуг связи, повышение ее скорости и надежности, рост количества абонентов сотовой связи. Научная концепция 6в базируется на новом подходе к архитектуре сотовой сети, предполагающего более тесную интеграцию наземного и спутникового сегментов связи. Также в сетях будущего поколения будут использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для определения оптимального местоположения базовых станций, снижения энергопотребления, обнаружения и устранения аномальных сбоев в работе сетей и т.д.

Прогнозируется, что в сотовых сетях формата 6в могут появиться принципиально новые сервисы, такие как:

• голографическая связь - цифровая передача трехмерных реалистичных изображений самого человека и его движений в реальном времени;

• тактильный интернет - передача данных на уровне ощущений, что может быть востребовано, например, для дистанционной хирургии или удаленного управления различными механизмами;

• цифровые «двойники» - воспроизведение виртуальных копий физических объектов, включая людей, устройств, объектов, систем и местности.

В таких отраслях и сферах жизни как здравоохранение, наука и образование, промышленность, индустрия развлечений и межличностном общении в формате 6в можно будет использовать иммерсионную расширенную реаль-

1 https://thediplomat.com/2020/06/south-koreas-digital-new-deal/

https://www1.undp.org/content/seoul_policy_center/en/home/presscenter/articles/2019/Collection_of_Examples_from_the_Republic of_Korea/korean-new-deal-for-the-post-covid-19-era.html

ность (XR), которая совмещает виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную реальность (MR).

Внедрение нового стандарта связи ознаменует наступление эпохи так называемого Интернета всего (Internet of Everything, IoE). В отличие от Интернета вещей управление в Интернете всего будет осуществляться с помощью ИИ с целью объединения в одну цифровую систему людей, информацию, процессов и физических объектов. Такое взаимодействие в первую очередь может осуществляться по мере развития умных автомобилей, умных дронов, умного дома и умного здоровья.

Прогнозируя технические характеристики нового поколения связи 6G, эксперты считают, что максимальная скорость передачи данных в сетях может превышать 1 Тбит/с, задержка для приложений пользователя окажется в 40 раз меньше, чем в формате 5G, а плотность подключения абонентов на квадратный километр станет в 10 раз больше.

Для сверхвысоких скоростей передачи данных придется перейти на новые полосы частот. В качестве основного для систем 6G рассматривается диапазон от 100 ГГц до 1 ТГц. Первоначально будут использоваться, вероятно, частоты в диапазоне 140-350 ГГц.

По оценкам ведущих операторов сотовой связи и производителей оборудования пилотные сети для ограниченного круга пользователей в формате 6G могут появиться в Республики Корея примерно в 2026-2030 гг.

Опытная эксплуатация сетей связи формата 6G может начаться примерно в 2028-2029 годов. Серийное производство телекоммуникационного оборудования нового поколения ожидается на рубеже 2030 г. Начало полномасштабного коммерческого использования сотовых сетей связи нового поколения в формате 6G в Республики Корея прогнозируется на 2035 г.

В период реализации плана по цифровой трансформации экономики Республики Корея предполагается увеличить занятость и создать к 2025 г. в экономике 1,9 млн. новых высококвалифицированных рабочих мест, в том числе по направлению Новый цифровой курс - 903 тыс., по направлению Зеленый новый курс - 659 тыс. и по направлению Надежная система социальной защиты - 339 тыс. человек.

Очевидно, что весьма амбициозные цели и задачи, поставленные в Генеральном плане цифровой трансформации экономики Республики Корея (2020-2025) в случае их успешной реализации позволят стране не только сохранить статус ведущей мировой инновационной державы, но и достичь новых высот в развитии цифровой экономики и формировании креативного класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.