Научная статья на тему 'Республика Беларусь в интеграционных процессах: СНГ и ЕЭП'

Республика Беларусь в интеграционных процессах: СНГ и ЕЭП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмарловская Г. А.

Рассмотрен процесс либерализации внешнеторгового регулирования в условиях интеграции в постсоветских государствах на примере Содружества Независимых Государств и Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь - Единого экономического пространства. Показаны подходы к модификации инструментов и методов тарифного, таможенного и нетарифного регулирования в рамках зоны свободной торговли стран Содружества Независимых Государств, а также в процессе формирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь и Единого экономического пространства. Отражено согласование мер в зоне свободной торговли с учетом созданного Таможенного союза. Показаны особенности развития внутрирегиональной торговли в данных интеграционных группировках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF BELARUS IN INTEGRATION PROCESSES: CIS AND CES

The process of liberalization of foreign trade regulation in terms of integration in the post-Soviet states on the example of the Commonwealth of Independent States and the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus - the Common Economic Space. Showing approaches to modify the tools and techniques of the tariff, customs and tariff regulation under the Free Trade Area of the Commonwealth of Independent States, as well as in the formation of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus and the Common Economic Space. Reflected in the harmonization of the FT A with the account created Customs Union. The features of the development of intra-regional trade in data integration groupings.

Текст научной работы на тему «Республика Беларусь в интеграционных процессах: СНГ и ЕЭП»

В современном мире важнейшим условием повышения конкурентоспособности субъектов экономики всех уровней хозяйствования, расширения круга деловых партнеров, привлечения инвестиций выступают эффективно работающие интеграционные процессы. В рамках межгосударственного взаимодействия целью экономической интеграции является более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, проведение согласованной межгосударственной экономической политики, использование преимуществ международного разделения труда и специализации производства для достижения общих стратегических интересов сторон.

УДК 339.5

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ: СНГ и ЕЭП

д-р экон. наук, проф. Г. А. ШМАРЛОВСКАЯ (Белорусский государственный экономический университет, Минск)

Рассмотрен процесс либерализации внешнеторгового регулирования в условиях интеграции в постсоветских государствах на примере Содружества Независимых Государств и Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь - Единого экономического пространства. Показаны подходы к модификации инструментов и методов тарифного, таможенного и нетарифного регулирования в рамках зоны свободной торговли стран Содружества Независимых Государств, а также в процессе формирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь и Единого экономического пространства. Отражено согласование мер в зоне свободной торговли с учетом созданного Таможенного союза. Показаны особенности развития внутрирегиональной торговли в данных интеграционных группировках.

Во второй половине XX века одной из ведущих тенденций развития мировой экономики явилась международная экономическая региональная интеграция, которая в настоящее время рассматривается как один из инструментов, позволяющих усилить либерализацию экономики, расширить сферы сотрудничества стран-членов. Такого вида интеграция, как обосновано в теории и подтверждено на практике, предполагает последовательное прохождение определенных этапов, среди которых: этап зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран; этап Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой общей таможенной и внешнеторговой политики; этап общего (единого) рынка (экономического пространства), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри общего рынка; этап экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом.

Республика Беларусь как малая открытая экономика заинтересована в развитии интеграционных процессов и является участником ряда интеграционных организаций, возникших среди постсоветских государств на основе подписания соответствующих документов, среди которых: Соглашение о создании Союза Независимых Государств (СНГ) (Россия, Беларусь, Украина, 1991); Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Россией (1995); Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (1996); Договор о Союзе Беларуси и России (1997); Договор о создании Союзного государства между Беларусью и Россией (1999); Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России (1999); Заявление и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000), к которому присоединились Узбекистан (2006), а в качестве наблюдателей - Украина и Молдова (2002), Армения (2003); Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003), Таможенного союза России, Беларуси, Казахстана (2009), Единого экономического пространства (ЕЭП с 01.01.2012); Договор о Евразийском экономическом союзе (с 01.01.2015).

Как видно, Республика Беларусь в рамках данных интеграционных организаций проходит различные этапы интеграции - зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз.

Углубление интеграционных процессов имеет многообразные предпосылки и цели. Среди них, прежде всего, расширение торгово-экономических связей, повышение конкурентоспособности. В связи с этим совместно принимаемые решения направлены на либерализацию внешнеторговых отношений между странами-участницами. Правомерно утверждать, что в настоящее время вследствие вовлеченности постосоветских стран одновременно в различные интеграционные образования меры по либерализации торговли дополняют друг друга. Данное положение подтверждается на примерах мероприятий, принятых в рамках зоны свободной торговли, образованной государствами СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина, Республика Узбекистан), а также Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь - Единого экономического пространства (ТС - ЕЭП).

В историческом плане Соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ было подписано 15 апреля 1994 года. Соглашение предусматривало установление режима свободной торговли на многосторонней основе и предполагало взаимодействие государств в решении конкретных задач, направленных на отмену таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, и количественных ограничений; устранение других препятствий свободному движению товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям; координацию торговой политики в отношении государств, не являющихся участниками данного Соглашения; сотрудничество в проведении торгово-экономической политики для достижения целей настоящего Соглашения в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, а также в развитии добросовестной конкуренции и т.д.; содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству; гармонизацию и/или унификацию законодательства государств в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли [1; 2].

В развитие Соглашения 2 апреля 1999 года был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение (более 70 согласованных дополнений и изменений, уточняющих и расширяющих многие его положения). Соглашение также было дополнено положениями, уточняющими порядок применения косвенных налогов, введения мер государственного регулирования торговли, специальных торговых мер, предоставления субсидий, недопущения устранения конкуренции в предпринимательской деятельности, порядок разрешения споров и др. В 2008 году российской стороной был разработан и внесен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в рамках Содружества проект нового Договора о зоне свободной торговли. Однако с 1 января 2010 года в связи с созданием Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации полномочия по принятию решений в области таможенно-тарифного регулирования и введению Единого таможенного тарифа ТС были переданы Комиссии Таможенного союза. В связи с этим возникла необходимость проработки вопроса организации взаимодействия между государствами-участниками ТС и не входящими в него государствами-участниками СНГ при решении проблем таможенно-тарифного регулирования и формирования зоны свободной торговли в рамках СНГ [3; 4]. В итоге 18 октября 2011 года главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины был подписан Договор о зоне свободной торговли, который, базируясь на принципах и соглашениях ГАТТ и ВТО, направлен на обеспечение свободной торговли между государствами-участниками Договора [5].

В принятых ранее документах в СНГ были определены сферы, на которые распространяется внешнеторговое регулирование, - это таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; взаимная торговля услугами и инвестиции.

Договор о зоне свободной торговли в соответствии с данными сферами углубил развитие процесса либерализации торгового законодательства стран-участников СНГ [5] и определил принятие следующих мер: по исключению во взаимной торговле таможенных пошлин в отношении экспорта и импорта товаров, кроме оговоренных случаев; определению конкретных сроков отмены импортных пошлин; недопущению во взаимной торговле применения запретов и количественных ограничений; предоставлению друг другу национального режима; применению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товаров, происходящих с территории другой Стороны.

В течение прошедших лет реализованы мероприятия по соблюдению национального режима, применению таможенных пошлин, отмене количественных ограничений, применению антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер во взаимной торговле. В соответствии с этими решениями участники Договора скорректировали национальные законодательства. Например, они не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, за исключением изъятий, предусмотренных Договором. При этом ставки импортных таможенных пошлин государств-членов Таможенного союза опреде-

ляются вступившим в силу с 1 сентября 2012 года Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54. Вместе с тем сохраняются таможенные пошлины, применяемые во взаимной торговле, а именно пошлины при импорте на водку, табачные изделия и сахар. Пошлины при экспорте распространяются в основном на товары топливно-энергетического комплекса, отходы и лом металлов, минеральное сырье, удобрения, кожсырье, семена сельскохозяйственных культур, живой скот и ряд других.

В Республике Беларусь действует единое для государств-членов Таможенного союза изъятие по импортным пошлинам в части украинского сахара. В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 2010 года экспортные пошлины взимаются при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Кроме того, указами Президента Республики Беларусь установлены ставки экспортных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории государств-членов ЕврАзЭС товаров, указанных в приложении Договора.

Положительно, что в соответствии с положениями статей 8 и 9 Договора государства-участники имеют право применять меры по защите национальных производителей в форме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом в странах Таможенного союза в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются на единой таможенной территории Таможенного союза. Единые защитные и антидемпинговые меры применяются в отношении таких товаров, как крепежные изделия, столовые приборы, стальные трубы, карамель, угли активированные, зероноуборочные комбайны. Проводятся расследования в отношении импорта на территорию Таможенного союза легких коммерческих автомобилей, кухонной посуды, тканей из химических волокон, ряда других товаров. Льготы по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин не применяются. В количественном выражении в 2011 году данные меры применялись в отношении 25 товарных позиций, в 2012 году - 22 позиций, в том числе государствами-членами Таможенного союза -11, Украиной - 11 позиций.

Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 октября 2012 г. № 173 установлена специальная пошлина в отношении углей активированных при ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза. По результатам повторного специального защитного расследования в отношении карамели, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, Коллегией 24 апреля 2013 года принято решение о либерализации действующей специальной защитной меры в отношении карамели. Начаты специальные защитные расследования в отношении тканей из химических волокон и нитей и холоднодеформиро-ванных бесшовных труб из нержавеющей стали. По результатам повторного расследования в отношении труб нержавеющих Евразийской экономической комиссией принято решение продлить действие специальной защитной меры в форме импортной квоты (уведомление от 30 августа 2012 г.). После проведенного расследования решением Коллегии Евразийской экономической комиссии 29 сентября 2013 года введена специальная пошлина на посуду столовую и кухонную из фарфора сроком на три года. Размер специальной пошлины на каждый последующий год уменьшается на 30 % первоначального размера специальной пошлины.

В Сторонах Договора меры по защите внутреннего рынка применяют государства-члены Таможенного союза, Кыргызская Республика и Украина. Так, в Республике Беларусь 3 февраля 2013 года закончилось действие специальной пошлины в отношении сетки стеклянной, которая применялась в течение трех лет на территории Республики Беларусь, при ввозе из всех государств-участников СНГ. В Республике Казахстан действуют, помимо общих для государств-членов Таможенного союза мер, специальные защитные меры в отношении ввоза ваты и изделий из нее, а также некоторых видов кондитерских изделий. Предполагаемая дата их отмены - 25 сентября 2014 года. В Кыргызской Республике с 22 июля 2013 года сроком на четыре месяца до завершения процедуры расследования введены временные специальные защитные пошлины в отношении импорта муки пшеничной. В соответствии с Договором Стороны не применяют во взаимной торговле запретов и ограничений, кроме разрешенных Статьей XI ГАТТ 1994 года. Запреты и ограничения, действовавшие на момент вступления в силу Договора, должны быть отменены согласно предусмотренному в нем графику. При этом Стороны Договора, за исключением Кыргызской Республики, зафиксировали отсутствие запретов и количественных ограничений импорта/экспорта. Так, Республикой Беларусь установлено исключительное право на импорт алкогольной продукции, табачного сырья и табачных изделий, происходящих из государств-участников СНГ. Вместе с тем в последнее время в Беларуси принят ряд мер, направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности в этой сфере. Отменено исключительное право на импорт рыбной продукции на территорию Республики Беларусь, расширен перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства. В связи с истечением срока действия не применяется временный запрет на вывоз семян льна дробленых или недробленых, семян рапса или кользы дробленых или недробленых, масла рапсового (из рапса или кользы) или горчичного, нелетучих растительных масел жидких, смешанных, пригодных для употребления в пищу смесей или готовых продуктов, запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота, сроки действия которых закончились в определенные даты 2012 года.

В Республике Казахстан в связи с истечением срока действия не применяется запрет на вывоз с территории растительных масел. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134 введен запрет на вывоз с таможенной территории Таможенного союза лесоматериалов и регенерируемой бумаги, происходящих из Республики Казахстан. При ввозе и вывозе из Республики Казахстан (за исключением государств-членов Таможенного союза) действуют запреты на импорт и экспорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза. В Республике Казахстан осуществляется выдача лицензий на экспорт и импорт ряда товаров, в том числе на продукцию, подлежащую экспортному контролю.

В Российской Федерации при ввозе и вывозе (за исключением государств-членов Таможенного союза) действуют запреты на импорт и экспорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 134. Исключительное право на экспорт природного газа предоставлено ОАО «Газпром».

По налоговому регулированию согласно статье 5 Договора Стороны договорились предоставлять друг другу национальный режим в соответствии со статьей III ГАТТ 1994 года - ввозимые товары не должны облагаться внутренними налогами и сборами, превышающими налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения. В торговых отношениях между государствами-участниками СНГ взимание НДС осуществляется по принципу страны назначения. При импорте товаров косвенные налоги (НДС, акцизы) уплачиваются в стране импорта этих товаров по ставкам, установленным национальным законодательством. При экспорте товаров государства-участники СНГ применяют нулевую ставку НДС, что предоставляет его плательщику право на зачет или возмещение из бюджета сумм «входного» НДС. Акцизы применяются всеми государствами-участниками СНГ в соответствии с национальным законодательством. Также применяются технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, санитарные и фитосанитарные меры, которые определены с учетом правил и принципов ВТО. При этом оговорено, что применяемые меры не должны являться инструментом дискриминации торговых партнеров и создавать излишние препятствия во взаимной торговле.

В целом государствами-участниками Договора о зоне свободной торговли выполняются положения, направленные на углубление процесса либерализации внешнеторгового законодательства. В результате обеспечивается неприменение таможенных пошлин во взаимной торговле, за исключением перечня товаров, указанных в приложении 1 к Договору; соблюдаются сроки отмены изъятий таможенных пошлин на импорт товаров в соответствии с разделом 1 приложения 1 к Договору (количество товарных позиций (изъятий), к которым применяются таможенные пошлины при импорте, сократилось с 61 до 5 позиций (по первым 4-м знакам товарной номенклатуры ВЭД)); уменьшаются случаи применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.

Целью образования в 2009 году Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации явилось создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на территориях трех государств, отмена таможенных границ между странами и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу союза.

Так, в Таможенном союзе полностью, без каких-либо изъятий, обеспечена свобода передвижения товаров, во взаимной торговле запрещены тарифные и нетарифные барьеры; действуют единые правила доступа товаров из третьих стран на общий рынок, сформировано единое правовое поле в области таможенно-тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. В том числе в рамках трех государств осуществлена гармонизация таможенно-тарифного законодательства. Это явилось результатом проведенных мероприятий в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и Таможенного союза от 6 октября 2007 года, в котором было предусмотрено установление и применение: единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами; в отношениях с третьими странами единого торгового режима; порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие; единых правил определения страны происхождения товаров; единых правил определения таможенной стоимости товаров; единой методологии статистики внешней и взаимной торговли; унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; учреждение и функционирование органов Таможенного союза, осуществляющих свою деятельность в пределах полномочий, наделенных сторонами [6].

К настоящему времени реализованы мероприятия по формированию нормативно-правовой базы Таможенного союза, Единого таможенного тарифа, единой системы внешнеторгового и таможенного регулирования, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, институциональной структуры Таможенного союза. Особое значение имеет то, что единая система мер регулирования внешней торговли, созданная в рамках Таможенного союза, органично встроена в национальные системы управления экономикой и позволяет реализовывать торгово-экономические интересы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Документы, составляющие нормативно-правовую базу Тамо-

женного союза (соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, решения Евразийской экономической комиссии), являются частью действующих на территории государств-членов законодательства и подлежат непосредственному применению. Нормы национального законодательства применяются только в части, не противоречащей или не установленной международными договорами.

Государства-члены Таможенного союза в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года проводят согласованную политику в области технического регулирования. Это достигается путем принятия единых технических регламентов Таможенного союза. Они разрабатываются на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Единые технические регламенты утверждаются решением Комиссии Таможенного союза (в настоящее время - решением Евразийской экономической комиссии) и имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза. При этом не допускается установление в законодательстве государств-членов Таможенного союза обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень.

В рамках стран-участниц Таможенного союза с 1 января 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, состоящее из территорий Сторон (Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Казахстан). Оно создано на основе подписания 18 ноября 2011 года президентами трех стран документов, означающих начало следующего этапа интеграции, в том числе: Декларации о Евразийской экономической интеграции, Договора о Евразийской экономической комиссии, Регламента работы Евразийской экономической комиссии. Так, в Декларации о Евразийской экономической интеграции определен переход к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах ВТО, открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. А в итоге - созданию к 2015 году Евразийского экономического союза.

Цель Единого экономического пространства - создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения, что предполагает дальнейшую либерализацию внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами, в том числе: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации [7].

Основными принципами функционирования ЕЭП, как определено в Концепции Единого экономического пространства, являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Так, принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Также оговорено, что механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер заменяются едиными правилами в области конкуренции и субсидий. Это означает, что на территории Единого экономического пространства формируются и функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, учитывающих международные договора и решения органов ЕЭП, которое в полной мере начало свое функционирование, когда вступили в силу 17 базовых соглашений, подписанных тремя странами.

Одна из главных причин развития интеграционных процессов - увеличение внутрирегиональной торговли. Статистические данные свидетельствуют о следующем. В государствах-членах СНГ взаимный товарооборот стабильно растет. В 2008 году внешнеторговый оборот составил 1146,2 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2007 годом на 39 %, в том числе экспорт - 692,4 млрд. долл. (42,7 %), импорт -453,8 млрд. долл. (33,3 %). В 2009 году произошел спад, однако с 2010 года рост торговли был возобновлен. Соответственно 31,3 % (934 млрд. долл.), 31,9 и 30,4 % [1 с. ПО]. В 2011 году внешнеторговый оборот составил 12443,3 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 32,8 %, в том числе экспорт - 746,8 млрд. долл. (33,1 %), импорт - 497,6 млрд. долл. (32,4 %) [8]. Несмотря на рост, товарооборот внутри СНГ очень низок. Например, у России на внутриотраслевой оборот приходится только 15 % ее торговли с государствами СНГ, у Беларуси - 44 %, Казахстана - 16 %, Украины - 34 %. При этом особенностью географической направленности товарообмена в рамках Содружества является локальное ограничение торговых связей двумя-тремя соседними странами.

К числу государств, наиболее интегрированных в систему внешнеторговых отношений на постсоветском пространстве, относятся Беларусь, у которой на страны Содружества в последние годы приходилось

порядка 44 % всего национального экспорта и 66 % импорта, Кыргызстан (51 и 54 %), Украина (35 и 43 %), Молдова (43 и 37 %). Несколько в меньшей степени вовлечены во взаимную торговлю Азербайджан (14 и 35 %) и Казахстан (12 и 46 %) [8].

Среди тенденций развития внутрирегиональной торговли в государствах-членах СНГ является то, что Россия является основным источником импорта и главным экспортным рынком. В 2003 году почти 90 % экспорта в СНГ Беларуси, 72 % Молдовы, Украины и Армении и от 35 до 50 % других стран региона направлялось в Россию. В свою очередь удельный вес России в импорте Беларуси из стран СНГ составлял 94 %, в импорте Узбекистана - 84 %, Украины - 75 %. В то же время торговля между странами СНГ (без учета России) последовательно сокращалась. Такая географическая структура торговых потоков и зависимость от одного рынка в рамках СНГ делает страны данного региона зависимыми от экономической ситуации, которая складывается в России [9, с. 595].

Тенденцией и одновременно причиной, сдерживающей внутрирегиональную торговлю, является высокая товарная концентрация экспорта и импорта, состоящего преимущественно из сырья и полуфабрикатов, подвергшихся относительно небольшой переработке. В эту группу товаров входят минеральные энергоносители (сырая нефть и нефтепродукты, природный газ и др.), электроэнергия, руды, черные и цветные металлы, хлопок волокно и некоторые другие товары. В среднем по СНГ эти товары составляют 65 % всего товарного экспорта; в пяти странах СНГ их доля в экспорте превышает 75 %, и в восьми странах она больше 50 %; во всех странах, кроме Молдовы, эта доля выше 25 %. В России экспорт в страны СНГ на 64,8 % состоит из данных товаров, Казахстана - на 78 %, Украины - 63,2 %, Таджикистана - 67,3 %. В частности, у Азербайджана сырая нефть и нефтепродукты, природный газ - это 94 % экспорта, в Таджикистане - алюминий (60-70 %) и хлопок, в Туркменистане - природный газ (более 90 %). В то же время доля машин, оборудования и транспортных средств во внутрирегиональном экспорте и импорте сократилась [9, с. 596]. Такая структура товарооборота уменьшает взаимодополняемость экономик стран-членов СНГ, снижает их экономический интерес друг к другу, а порой даже делает их соперниками в борьбе за один и тот же рынок.

В Таможенном союзе - ЕЭП с 2010 по 2013 год объем взаимной торговли возрос с 47,1 до 64,1 млрд. долл. США (36,1 %). При этом удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству в целом в 2011-2013 годах колебался от 12 до 12,7 % внешнеторгового оборота (табл. 1). По государствам-членам соответственно: Республика Беларусь - 46,4 %, 48,4 и 50,7 %; Республика Казахстан - 18,2 %, 18,0 и 18,4 %; Российская Федерация - 7,5 %, 8,0 и 7,5 %. Это свидетельствует о том, что Республика Беларусь в большей степени сориентирована на внутрирегиональный рынок. В то же время распределение объема взаимной торговли по государствам-членам Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2011-2013 годах (табл. 2) показывает, что доли государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства во взаимной торговле не равноценны. Преобладает доля Российской Федерации, которая составляет в 2011 году - 64,6 %, в 2012 - 65,6 %, в 2013 - 63,3 %, в то время как доля Республики Казахстан соответственно 11,3 %, 9,2 и 9,1 %; доля Республики Беларусь - 24,1 %, 25,2 и 27,6 %.

Таблица 1

Удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству в 2011-2013 годах, млрд долл. США

Годы ТС и ЕЭП Республика Беларусь Республика Казахстан Российская Федерация

2011 12,0 46,4 18,2 7,5

2012 12,7 48,4 18,0 8,0

2013 12,1 50,7 18,4 7,5

Источник: собственная разработка на основе данных [10] за 2011, 2012, 2013 годы.

Таблица 2

Доля государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства во взаимной торговле в 2011-2013 годах, %

Годы Республика Беларусь Российская Федерация Республика Казахстан

2011 24,1 64,6 11,3

2012 25,2 65,6 9,2

2013 27,6 63,3 9Д

Источник: собственная разработка на основе данных [10] за 2011, 2012, 2013 годы.

В товарной структуре взаимной торговли государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства преобладают минеральные продукты (2011 год - 41,1 %, 2012 год - 37,4 %;

2013 год - 33,0 % чистого объема взаимной торговли), из которых более 80 % на рынок Таможенного союза поставляет Российская Федерация. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет соответственно 19,0 %, 21,0 и 20,4 % чистого объема взаимной торговли, из которых около половины приходится на Российскую Федерацию и 45 % на Республику Беларусь. Поставки металлов и изделий из них: 12,7 %, 11,9 и 12,9 % чистого объема взаимной торговли; продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья: 9,3 %, 10,4 и 12,8 % чистого объема взаимной торговли. Наибольший объем металлов и изделий из них (более 60 %) продает на общем рынке Российская Федерация, по группе продовольственных товаров лидирует Республика Беларусь (59,1 % , 58,8 и 59,1 % чистого объема взаимной торговли) [11].

Заключение. В рамках СНГ и ТС во внутрирегиональной торговле не использованы все возможности, которые созданы на законодательном уровне. Главным недостатком является преобладание сырьевой направленности в торговле. Это обусловливает необходимость принятия мер прежде всего по развитию реального сектора экономик данных стран.

Определенные перспективы возникают в связи с созданием к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза - экономического союза Беларуси, России и Казахстана, поскольку подписанный президентами трех стран договор предусматривает дальнейшую либерализацию и обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а также проведение скоординированной экономической политики, в том числе согласование политики в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апр. 1994 г. (Совет глав государств СНГ, 2 апреля 1999 года, Москва) // Содружество: информ. вестн. Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ / Исполн. Секретариат СНГ. - Минск, 1999.-№1(31).-С. 51.

2. Соглашение о создании зоны свободной торговли (Совет глав государств и Совет глав правительств СНГ, 15 апреля 1994 года, Москва) // Содружество: информ. вестн. Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ / Исполн. Секретариат СНГ. - Минск, 1994. - № 1(14). - С. 114.

3. Шумский, Н.Н. Зона свободной торговли в СНГ: формирование и перспективы развития / Н.Н. Шум-ский// Общество и экономика. - 2011. -№ 10. - С. 111-124.

4. Шумский, Н.Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции / Н.Н. Шумский. - Минск: Беларус. навука, 2010. - 323 с.

5. Договор о зоне свободной торговли [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/ /reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3183. - Дата доступа: 11.03.2014.

6. Договор о создании единой таможенной территории и Таможенного союза от 6 окт. 2007 г. [Электронный ресурс]. - 2014. -Режим доступа: http://www.evrazes.com/customunion/eepr. - Дата доступа: 15.03.2014.

7. Единое экономическое пространство (ЕЭП) [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www. evrazes.com/customunion/eepr. - Дата доступа: 20.03.2014.

8. Кондратов, Д. Эксперт: Взаимная торговля стран СНГ - один из наиболее эффективных инструментов для модернизации их экономик / Д. Кондратов [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http: //www. fcinfo.ru/themesAasic/materials-document.asp?folder=1446&matID=325472. - Дата доступа: 09.12.2013.

9. Могилевский, Р. Внешняя торговля стран СНГ / Р. Могилевский, И. Точицкая // ЭКОВЕСТ, Ин-т приватизации и менеджмента. - 2004. - № 4. - С. 593-613.

10. Взаимная торговля товарами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2013 год: стат. бюл. [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://www.evrazes.com/ customunion/eepr. - Дата доступа: 20.03.2014.

11. Об итогах взаимной торговли государств-членов Таможенного союза в 2013 году [Электронный ресурс]. -Режим дocтyпa:http://www.tsouz.ru/db/stat/Analitycs trade/Documents/Analytics 2013.pdf. - Дата доступа: 15.03.2014.

Поступила 03.04.2014

REPUBLIC OF BELARUS IN INTEGRATION PROCESSES: CIS AND CES

H. SHMARLOUSKA YA

The process of liberalization of foreign trade regulation in terms of integration in the post-Soviet states on the example of the Commonwealth of Independent States and the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus - the Common Economic Space. Showing approaches to modify the tools and techniques of the tariff, customs and tariff regulation under the Free Trade Area of the Commonwealth of Independent States, as well as in the formation of the Customs Union of Russia, Kazakhstan and Belarus and the Common Economic Space. Reflected in the harmonization of the FT A with the account created Customs Union. The features of the development of intra-regional trade in data integration groupings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.