Научная статья на тему 'Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства'

Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN TRADE / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS DUTIES / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ / CUSTOMS TARIFF AND NON-TARIFF REGULATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Килин Виктор Валентинович

В статье анализируются некоторые аспекты проблемы, даль- нейшие перспективы и возможности совершенствования внешнеторговой деятельности России, с учетом накопленного опыта, в условиях создания Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Обосновываются преимущества применения на тамо- женной территории ТС и ЕЭП единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами и актуальность развития системы единого таможенно- го пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Автором выработаны рекомендации, предложены комплексные меры по формированию направлений и приоритетов в сфере внешнеэконо- мической деятельности России и взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Foreign Trade within the framework of Common Economic Space of Eurasian Economic Community

The article analyses - on the basis of already accumulated experience - current issues, prospects, and options to improve Russian foreign trade within the Customs Union (CU) while shaping the Common Economic Space (CES) of EurAsEC. It demonstrates advantages of implementing unifi ed system of foreign trade regulation with third countries as well as importance of developing a common customs space for Belarus, Kazakhstan, and Russia. The author works out specifi c recommendations, suggests taking complex actions to shape trends and priorities both of foreign trade of Russia and of mutual trade between members of CU and CES.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства»



В.В. Килин

Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства

Russian Foreign Trade within the framework of Common Economic Space of Eurasian Economic Community

Килин Виктор Валентинович

Екатеринбург, Российская Федерация Заместитель руководителя Управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Уральскому району, доцент Уральского государственного экономического университета, аспирант Уральского государственного экономического университета kilvic@yandex.ru

Kilin Victor Valentinovich

Yekaterinburg,

the Russian Federation

Deputy Head of the Ministry of

Industry and Trade

of the Russian Federation in the Ural

region,

Associate professor of the Ural State Economic University, Postgraduate of the Ural State Economic University kilvic@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты проблемы, дальнейшие перспективы и возможности совершенствования внешнеторговой деятельности России, с учетом накопленного опыта, в условиях создания Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. Обосновываются преимущества применения на таможенной территории ТС и ЕЭП единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами и актуальность развития системы единого таможенного пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Автором выработаны рекомендации, предложены комплексные меры по формированию направлений и приоритетов в сфере внешнеэкономической деятельности России и взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП.

Summary: The article analyses - on the basis of already accumulated experience - current issues, prospects, and options to improve Russian foreign trade within the Customs Union (CU) while shaping the Common Economic Space (CES) of EurAsEC. It demonstrates advantages of implementing unified system of foreign trade regulation with third countries as well as importance of developing a common customs space for Belarus, Kazakhstan, and Russia. The author works out specific recommendations, suggests taking complex actions to shape trends and priorities both of foreign trade of Russia and of mutual trade between members of CU and CES.

Ключевые слова: Внешнеторговая деятельность; таможенные платежи; таможенно-тарифные и нетарифные методы; экономическая интеграция. Keywords: Foreign trade; customs duties; customs tariff and non-tariff regulation; economic integration.

Глобальные изменения геополитической картины мира в начале 1990-х годов привели к формированию кардинально новой ситуации на постсоветском пространстве и, в первую очередь, в Центрально-Азиатском регионе. Путь к новым рубежам взаимодействия был долгим и непростым. Постсоветские государства стояли перед необходимостью выстраивать с нулевой точки систему политических и экономических связей со своими ближайшими соседями, а также внешнеторговую политику. В международном плане вступление в XXI век отмечено непрерывным развитием процессов многополярности мира и экономической глобализации, ежедневным обострени-

ем различных форм политической борьбы и экономической конкуренции, возникновением новых угроз и вызовов. Чтобы противостоять опасностям и рискам, страны региона увидели реальный выход в ускорении регионального сотрудничества и соединении общих усилий для достижения политического и экономического могущества [3, с.7].

Автор статьи ставит цель исследовать проблемы, возникающие при активизации внешней торговли России в условиях Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО), а также новые возможности и перспективы совершенствования и развития внешнеторговой деятельности нашей страны.

В 2010 г. был создан в рамках Евразийского экономического сообщества Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС). Вступила в силу Единая товарная номенклатура, Единый таможенный тариф и Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза, то есть фактически осуществлен переход на единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли в странах-участницах ТС. С 1 января 2012 года вступили в силу 17 соглашений, формирующих основу Единого экономического пространства ЕврАзЭС.

Прорывным этапом региональной экономической интеграции на евразийском пространстве может стать Евразийский экономический союз. В Декларации «О Евразийской экономической интеграции» от 18 ноября 2011 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП заявили о стремлении завершить к началу 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз [2].

Европейский тип региональной экономической интеграции и накопленный ЕС опыт в определенной степени был применим к России и другим странам-членам Содружества независимых государств (СНГ).

В силу достаточно короткого срока функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства, в сравнении, например, с длительным периодом становления Европейского союза (ЕС), государства-члены ТС и ЕЭП сталкиваются с различного рода проблемами, вызовами при активизации внешнеторговой деятельности и поэтапным увеличением объемов взаимной торговли.

Сравнительная характеристика основных этапов и сроков международной экономической интеграции Европейского Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС в качестве примера представлена в Таблице 1.

Эффективное развитие Единого экономического пространства ЕврАзЭС требует координации подходов государств-членов ТС и ЕЭП к функционированию в рамках системы многостороннего регулирования международной торговли.

В течение последних лет Россия в условиях Единого экономического пространства ЕврАзЭС ведет интенсивную работу по выработке нормативных правовых документов, в том числе в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

В результате переговоров по присоединению в 2012 г. к Всемирной торговой организации (ВТО) Россия приняла на себя обязательства по изменению импортного таможенного тарифа. Результаты договоренностей России в рамках ВТО по снижению ставок импортных таможенных пошлин в сравнении с действующим Единым таможенным тарифом Таможенного союза ЕврАзЭС приведены в Таблице 2 [6, с. 51].

Принимая во внимание изложенное выше, можно сделать вывод, что перед Рос-

Таблица 1

Этапы интеграционных процессов ЕС и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС

Даты Основные этапы экономической интеграции Европейского Союза Даты Основные этапы экономической интеграции Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС

25 марта 1957 года Подписание Римского Договора об образовании Европейского экономического сообщества (6 стран). Формирование таможенного союза и единого внутреннего рынка 8 декабря 1991 года Подписание Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (3 страны, в н/в 11 стран)

8 апреля 1965 года Учреждение национальных органов -Совета и Комиссии ЕС (6 стран) 10 октября 2000 года Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (5 стран)

1 июля 1968 года Завершение формирования Таможенного союза (6 стран) 19 сентября 2003 года Заключение Соглашения о формировании Единого экономического пространства (4 страны)

29 июня 1985 года, 17 февраля 1986 года Публикация «Белой книги» (План завершения формирования единого внутреннего рынка - 279 мер). Подписание «Единого Европейского Акта» (12 стран). Установление срока перехода к единому внутреннему рынку 6 октября 2007 года Принятие Решения о создании Таможенного союза, учреждение наднационального органа - Комиссии таможенного союза (3 страны)

5 февраля 1992 года Подписание Маастрихтского Договора о Европейском Союзе (15 стран). Создание экономического и валютного союза 1 января 2010 года Начало функционирования Таможенного союза. Вступление в силу Единого таможенного тарифа Таможенного союза и Соглашения в области единого нетарифного регулирования (3 страны)

1 января 2002 года Завершение формирования экономического и валютного союза (15 стран). Введение в наличное обращение единой валюты - евро 6 июля 2010 года Продолжение этапа формирования, развития Таможенного союза. Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и ключевых международных соглашений

2002 - 2010 годы Подъем интеграционного строительства, реформирование, расширение Европейского Союза (в н/в 27 стран). Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества от 13.12.2007 9декабря 2010 года Подписание международных соглашений (документов) по формированию Единого экономического пространства (17 документов)

2011 год -н/в Европейский Союз в условиях глобализации. Преодоление кризиса, расширение ЕС. В декабре 2011 года подписан договор с Хорватией о вступлении в ЕС (в 2013 году после ратификации договора Хорватия станет 28 членом Европейского Союза) 1 июля 2011 года Завершение формирования Таможенного союза (3 страны). Перенос таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза

1 января 2012 года Начало формирования Единого экономического пространства. Учреждение наднационального органа - Евразийской экономической комиссии (3 страны)

2012 год -н/в Обеспечение полноформатного развития Единого экономического пространства. Разработка и подписание 55 документов, реализация свыше 70 мероприятий правительствами государств (3 страны)

2015 год Вступление в силу Договора (Декларации) о создании Евразийского экономического союза. Утверждение сроков и этапов формирования экономического и валютного союза

Источник: составлено автором по документам Европейского Союза, Евразийского экономического сообщества - http://www.rusEU.org; http://www.evrazes.com

Таблица 2

Основные параметры (показатели) договоренностей России по ставкам ввозных таможенных пошлин в сравнении с действующим тарифом (%)

№ Наименование Единый таможенный ВТО: средневзвешенная ставка пошлины

п/п тариф Таможенного Начальный уровень Конечный уровень

союза ЕврАзЭС: ставок пошлин, ставок пошлин,

средне-взвешенная применяемых с даты применяемых

ставка пошлины присоединения России к ВТО по истечении переходных периодов

1 Вся ввозимая продукция 10,293 11,850 7,147

2 Сельскохозяйственные товары и продовольствие 15,634 15,178 11,275

3 Промышленные товары 9,387 11,256 6,410

сией стоит непростая задача формирования эффективной нетарифной ограничительной системы, отвечающей национальным интересам в современных условиях развития ТС и ЕЭП ЕврАзЭС.

В соответствии с Соглашением от 25.01.2008г., Решением от 29.11.2009 г. № 132 и нормативно-правовыми актами государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС к основным мерам нетарифного регулирования относятся: количественное ограничение экспорта и импорта; лицензирование в сфере внешней торговли товарами; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые в действие исходя из национальных интересов; наблюдение за экспортом и импортом товаров; особые виды запретов и ограничений внешней торговли; предоставление исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров [5].

Необходимо отметить, что для активного продвижения национальных товаров на внешние рынки и защиты отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции России и странам-партнерам по ТС и ЕЭП целесообразно шире использовать в практической деятельности мировой опыт и международные стандарты, нормы, правила.

Вместе с тем, на современном этапе в международной торговле отсутствует обще-

признанное определение нетарифных мер (барьеров), их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для внешней торговли. Наиболее известными являются системы классификаций, разработанные Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организацией (ГАТТ -ВТО), которые представлены в Таблице 3.

К завершению очередного этапа формирования единой таможенной территории ТС в рамках ЕврАзЭС России совместно с Беларусью и Казахстаном удалось в определенной мере гармонизировать и унифицировать свои законодательства, в том числе и в отдельных областях таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (количественные ограничения импорта и экспорта: лицензирование и квотирование; техническое регулирование; санитарно-эпидемиологические и гигиенические меры; ветеринарный и фи-тосанитарный контроль; временные меры, не носящие экономического характера) [7, с. 228].

В целях приведения перечня оснований для введения результативных мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с международными стандартами и правилами, в рамках мероприятий по имплементации принятых Россией обязательств перед ВТО, предусмотрены подготовка и внесение изменений в

Таблица 3

Международная классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли

Группы мер По классификации ЮНКТАД По классификации ГАТТ - ВТО

1. Автоматическое лицензирование Количественные и специфические ограничения аналогичного характера

2. Количественные ограничения Ограничения, заложенные в механизме платежей

3. Меры финансового контроля Таможенные процедуры и административные формальности

4. Меры ценового контроля Технические барьеры в торговле

5. Монопольные меры Участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера

6. Прочие меры в отношении чувствительных товаров

7. Технические меры

Источник: составлено автором по официальным данным ЮНКТАД и ВТО -http://unctad.org; кНр://ч>ч>ч>.wto.ru

Таблица 4

Основные показатели внешней торговли России за период с 2008 по 2012 годы (с учетом взаимной торговли с Белоруссией и Казахстаном), млрд. долл. США

Наименование показателей 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Изменение 2012 г к 2008 г, %

Внешнеторговый оборот 734,7 469,1 625,9 822,4 835,5 113,7

Экспорт 467,6 301,7 397,1 516,7 524,7 112,2

Импорт 267,1 167,4 228,8 305,7 310,8 116,3

Сальдо торгового баланса 200,5 134,3 168,3 211,0 213,9 -

Источник: составлено автором по материалам таможенной статистики внешней торговли Федеральной

таможенной службы РФ - http://www.customs.ru

Соглашения Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС, касающихся нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Основной движущей силой интеграционных процессов является развитие инновационного, конкурентоспособного промышленного производства и расширение внешнеэкономических связей.

Одним из важных показателей, отражающим в определенной мере уровень эффективности отечественного бизнеса и национальной экономики в целом, можно назвать активное развитие внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

В условиях развития Таможенного союза и формирования Единого экономического

пространства в рамках ЕврАзЭС наблюдается в целом поступательное развитие внешней торговли России за последние пять лет и позитивная динамика показателей по итогам 2008-2012 гг. (за исключением снижения результатов в 2009 г. и незначительного роста в 2010 г. в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса). Данные, полученные по результатам проведенного анализа, приведены в Таблице 4.

Полученные в процессе исследования результаты (см. Табл. 4) свидетельствуют о некоторой стабилизации внешнеторговой деятельности России в последние годы, в том числе в условиях ТС и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС. Так, внешнеторговый оборот в 2012 г. отмечается темпом роста 113,7% по

Таблица 5

Показатели перечисления в Федеральный бюджет России таможенных платежей -

доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, и учтенных по доходным статьям Бюджета от внешнеэкономической деятельности за период с 2008 по 2012 годы, млрд. рублей

Наименование 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год Темпы роста

показателей 2012 г в % к 2008 г.

Прогнозное задание 4611,71 3472,04 4097,31 5826,51 6557,51 142,19

Фактическое 4694,52 3483,21 4115,46 5950,53 6581,04 140,19

поступление

Изменение факта к 82,81 11,17 18,15 124,02 23,53 28,41

плану, млрд. рублей

Уровень выполнения, % 101,79 100,32 100,44 102,13 100,36 -

Источник: составлено автором по данным таможенной статистики внешней торговли Федеральной таможенной службы РФ - http://www.customs.ru

сравнению с 2008 годом, и достиг уровня 101,6% по отношению к 2011 году. При этом, наблюдалось определенное снижение показателей внешней торговли в 2009-2010 гг., обусловленное достаточно объективными причинами, и в первую очередь сокращением производства, падением спроса и потребления в связи с мировыми кризисными явлениями.

Одной из основных задач повышения эффективности внешнеторговой деятельности остается наполнение доходной части Федерального бюджета России. Основные данные о поступлении таможенных платежей в Федеральный бюджет за последние пять лет (по итогам 2008-2012 гг.) представлены в Таблице 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного анализа (см. Табл. 5) подтверждают, что за время функционирования единой таможенной территории государств-членов ТС и ЕЭП отмечается определенный рост поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет России в период 2011-2012 годов, лишь при определенном снижении объемов доходов в 2009-2010 годах. Так, например, в 2012 г. было обеспечено поступление в Федеральный бюджет РФ таможенных и иных платежей в объеме, превышающем 50% его доходной части. Сум-

ма платежей, учтенная по доходным статьям Федерального бюджета России, составила 6581,04 млрд. рублей (это 100,4% от прогноза). В том числе: при импорте товаров - на сумму 2310,34 млрд. рублей, при экспорте - на сумму 4099,74 млрд. рублей (из них 4053,43 млрд рублей - нефтегазовые доходы), иные платежи - 170,96 млрд. рублей. При этом, за десять лет с 2002 по 2012 гг. объем платежей, взимаемых таможенными органами России, вырос на порядок более чем в 11 раз (с 588 млрд. рублей до 6581 млрд. рублей) [1, с. 2].

В качестве примера следует также указать, что по оценкам экспертов Министерства финансов Российской Федерации благоприятные условия для развития конкурентоспособного промышленного производства, эффективной внешнеторговой деятельности и взаимной торговли, созданные благодаря Таможенному союзу и Единому экономическому пространству ЕврАзЭС, позволят уже к 2015 г. увеличить совокупный ВВП трех стран-участниц на 400 млрд. долл. США только за счет снижения ограничений внутренней таможенной территории

[4].

Принимая во внимание результаты исследования, можно дать в целом положительную оценку уровню региональных экономи-

ческих интеграционных процессов, отметив при этом, что функционирование Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС стало важным фактором повышения эффективности внешнеторговой деятельности России и взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП, обеспечения экономической стабильности и устойчивого, прогрессивного развития на Евразийском экономическом пространстве.

Резюмируя изложенное выше можно констатировать, что эффективное, поступательное развитие Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС позволяет обеспечить, как формирование на более высоком уровне сбалансированной системы взаимной торговли России с Беларусью и Казахстаном, так и дальнейшую активизацию, совершенствование внешнеторговой деятельности нашей страны с третьими странами.

Использованная литература:

1. Данилкин А.И. Ориентир - экономическая безопасность // Таможня. 2013. № 7 (318). С. 2-3.

2. Декларация от 18.11.2011 «О Евразийской экономической интеграции». URL: http://президент.рф/ref_notes (дата обращения - 16.04.2013).

3. Капустина Л.М. Экономическое сотрудничество России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества / Л.М. Капустина, Г. Ся; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во УрГЭУ, 2009. - 122 с.

4. Карелин А. А. Руководитель ФТС России выступил с докладом в Совете Федерации ФС РФ. URL: http://www.customs.ru/index. php?option= com_ content&view=article&id= 17427 (дата обращения -17.04.2013).

5. Нетарифное регулирование внешней торговли. URL: http://www.tsouz.ru/db/entr/Pages/default.aspx (дата обращения - 26.08.2013).

6. Портанский А. А. Россия - член ВТО // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 2. -С. 49-55.

7. Правовые вопросы Евразийского таможенного союза - Rechtsfragen der Eurasischen Zollunion; пер. с немец. / [В. Бергманн, пред., сост.]; [Т. Яковлева, общ. науч. ред.]. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. - 368 с.

В условиях развития Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС наблюдается в целом поступательное развитие внешней торговли России за последние пять лет и позитивная динамика показателей по итогам 2008 - 2012 гг. (за исключением снижения результатов в 2009 г. и незначительного роста в 2010 г. в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.