Научная статья на тему 'Республика Алтай: территория мультиатрибутивного туризма'

Республика Алтай: территория мультиатрибутивного туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1195
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / МУЛЬТИАТРИБУТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бойко А. Е.

Статья посвящена внутреннему туризму в России. Выявлена и обоснована необходимость использования модели мультиатрибутивного туристского продукта как инструмента развития туризма, раскрыты основные аспекты данного подхода. Проанализированы туристские ресурсы Республики Алтай, которые могут стать базой для развития туризма в исследуемом регионе. На основе проведенного автором исследования предлагается определять перспективные виды туризма в Республике Алтай на основе классификации целей туристских поездок. Доказывается, что уникальность имеющихся ресурсов Республики Алтай, их многообразие при использовании мультатрибутивного подхода позволит производить и реализовывать конкурентоспособные туристские продукты, увеличивать вклад этого вида деятельности в экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бойко А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted domestic tourism in Russia, which in the current economic environment requires new approaches to understanding and development. Revealed and substantiated the necessity of using the model multiattributive tourism product as a tool for tourism development, the main aspects of this approach are disclosed. The author has analyzed touristic resources, Altai Republic, it will be base of tourism development in region. On the base of conducted research the author offers identify of perspective types of tourism in Altai Republic as classification of purposes of tourism trips. The author draws conclusions, that the uniqueness of the available resources of the Altai Republic and their variety, will help to produce and sell competitive tourism products, to increase the contribution of this type of activity in the economy of the region, when using multiattributive approach.

Текст научной работы на тему «Республика Алтай: территория мультиатрибутивного туризма»

УДК 338.486

А. Е. Бойко

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ: ТЕРРИТОРИЯ МУЛЬТИАТРИБУТИВНОГО ТУРИЗМА

Статья посвящена внутреннему туризму в России. Выявлена и обоснована необходимость использования модели мультиатрибутивного туристского продукта как инструмента развития туризма, раскрыты основные аспекты данного подхода. Проанализированы туристские ресурсы Республики Алтай, которые могут стать базой для развития туризма в исследуемом регионе. На основе проведенного автором исследования предлагается определять перспективные виды туризма в Республике Алтай на основе классификации целей туристских поездок. Доказывается, что уникальность имеющихся ресурсов Республики Алтай, их многообразие при использовании мультатрибутивного подхода позволит производить и реализовывать конкурентоспособные туристские продукты, увеличивать вклад этого вида деятельности в экономику региона.

Ключевые слова: туризм, туристский продукт, мультиатрибутивная модель, туристские ресурсы Республики Алтай, развитие туризма.

Туристская индустрия — крупная составляющая сектора услуг, отличающаяся высокой доходностью и положительной динамикой. Основой ее развития стал постоянно растущий спрос на туристские услуги. Туризм называют в числе тех видов экономической деятельности, которые будут определять развитие экономики многих стран. Развитие туризма позволяет реализовать широкий спектр важнейших социально-экономических задач, к которым относится решение проблем расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, увеличения занятости населения, роста благосостояния и улучшения качества жизни общества, обеспечения социокультурного развития населения.

Российский туризм активно поддерживается государством — действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011— 2018 годы)» с общим объемом финансирования около 10 млрд долларов, на основе которой многие российские регионы приняли собственные программы поддержки туристской сферы1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р утверждена «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Стратегия). Стратегия разработана в целях повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. По мнению председателя Правительства РФ Д. А. Мед-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2016. № 1 (4). © А. Е. Бойко, 2016

1 См.: Зиганшин И. И., Овчаров А. О., РысаеваМ. А. Влияние экономических санкций на развитие российского туриз-

ма // Актуал. проблемы экономики и права. 2015. N° 1 (33). С. 18.

ведева, «развитая туристская отрасль, услугами которой часто и с удовольствием пользуются наши граждане, — это не просто норма постиндустриального общества, экономики постиндустриальной, а фактически один из показателей качества жизни в стране, и мы обязаны создать условия для развития этой отрасли»2.

Стоит отметить, что позитивные тенденции развития туризма в России всегда сопровождались проблемами, связанными с неразвитостью региональной туристской инфраструктуры, низкой конкурентоспособностью средств размещения, постоянным увеличением стоимости туристских продуктов, применением устаревших технологий производства и оказания туристских услуг, ограниченным и нерациональным использованием потенциала туристских ресурсов. Примененные к России экономические санкции должны сыграть положительную роль для экономики и дать сильнейший стимул для ее развития, поиска путей создания более самодостаточной экономики, аккумулировать внимание на интенсивных факторах экономического развития. А такие факторы, как девальвация рубля, резкое падение спроса на выездные туры, снижение покупательской способности национальной валюты в целом, многолетний демпинг ведущих игроков туристского рынка, банкротство ряда туроператоров, высокое напряжение на рынке организованного туризма, обусловливают необходимость осуществления конкретных мер, способных изменить положение во внутреннем туризме и создать достойную альтернативу выездному туризму для россиян.

2 Заседание правительства РФ от 5 января 2016 г. URL: http://government.ru/news/21363/ (дата обращения: 15.01.2016).

Согласно Стратегии отдельно выделяется территория Сибирского федерального округа, располагающая мощными рекреационными ресурсами, уникальными природными комплексами1, богатейшими природными и туристскими ресурсами. В документе также выделены регионы Западной Сибири как благоприятные для экономического развития. Основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития сибирских регионов определены в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года»2. Одним из приоритетов в устойчивом повышении уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа выступают высококачественные услуги туристско-рекреационной сферы. Среди задач в области развития сектора услуг выделяется развитие туристской инфраструктуры до уровня, соответствующего мировым стандартам. При этом особо остро в настоящее время стоит вопрос о том, какой именно продукт и кому предлагать

3

в качестве туристского товара .

Анализ нормативно-правовых актов в области туризма Западной Сибири показал, что особая роль отводится развитию этой отрасли на территории Республики Алтай. Алтай является одним из ключевых туристских центров России, обладающих благоприятным объемом природных, культурно-исторических, социально-экономических, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, что позволяет развивать индустрию туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации Республики Алтай. В соответствии с Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 г. № 83-Р3 «Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года»4, наличие уникальных ресурсов и экологически чистая территория признаны ключевыми факторами, определяющими приоритетный целевой сценарий развития Республики Алтай как одного из основных туристских регионов России.

При этом стоит отметить присутствие ряда негативных факторов, препятствующих успешному развитию туризма в регионе:

1. Долгий информационный вакуум, сложившийся из-за отдаленности Алтая от центральной части России.

1 На территории Сибирского федерального округа расположены 21 государственный природный заповедник, 7 национальных парков и 18 государственных природных заказников федерального значения.

2 URL: www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php (дата обращения: 15.01.2016).

3 См.: Бойко А. Е. Формирование и реализация модели мультиатрибутивного туристского продукта // Науч. труды SWorld. 2008. Т. 4. № 2. С. 75.

4 Стратегия социально-экономического развития Рес-

публики Алтай на период до 2028 года. URL:

/awsrf.ru/region/documents/2504218/

2. Ярко выраженная сезонность туризма. Устойчивые стереотипы, связанные со ссылкой, суровостью, непригодными для туризма климатическими условиями.

3. Узкоспециализированное понимание роли туристской индустрии и соответствующее ему развитие: не использованы резервы для развития таких видов туризма, как научный, медицинский, культурно-познавательный, этнический.

4. Отсутствие четкого позиционирования региона в российском и международном информационном пространстве.

К вышеизложенному перечню факторов можно отнести разобщенность усилий органов управления и бизнеса по развитию внутреннего туризма; перераспределение доходов от туризма в пользу теневой экономики; недостаток квалифицированных туристских кадров. Данное отношение способствует устойчивому общественному мнению о туризме как об узкой сфере отдыха людей. Решение указанных проблем на территории Республики Алтай невозможно без внедрения эффективных современных механизмов модернизации индустрии туризма. Автором предлагается применение модели мультиатрибутивного туристского продукта как инструмента развития туризма на территории Республики Алтай.

Концепция мультиатрибутивного товара позволяет наглядно представить процесс выявления доминирующих атрибутов на основе анализа объективных характеристик товара и исследований значимых выгод для потребителя5. При выборе и покупке туристской услуги потребитель учитывает тот или иной ее атрибут. Здесь необходимо иметь в виду специфику и отличительные особенности туризма, так как в таком виде товара основная услуга разная и зависит в первую очередь от цели поездки, которую перед собой ставит турист6.

Цели поездки, как атрибуты, позволяют отличать турпродукты друг от друга, при этом цена необязательно окажется детерминирующим критерием выбора, так как туры могут продаваться по одной цене, но быть направлены на удовлетворение различных потребностей. Атрибут как свойство товара, являющееся определенной выгодой, полезностью в глазах определенной категории (сегмента) потребителей, имеет различную значимость для них.

Мультиатрибутивная модель услуги позволяет выявлять направления дифференциации, т. е. то, как придавать услуге отличительные свойства, по которым потребитель будет ее выделять среди других.

В обобщенном виде модель мультиатрибу-тивного товара можно представить как многоуровневую систему. Выделяют следующие уровни: ядро услуги; основные характеристики услу-

5 См.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива : пер. с фр. СПб., 1996.

6 Подробнее см.: Бойко А. Е. Формирование и реализация модели мультиатрибутивного туристского продукта. С. 75.

РАЗДЕЛ 4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

ги; добавленные характеристики услуги; эмоциональные характеристики услуги.

Первый уровень определяется как «ядерная услуга», которая означает функциональную полезность товара, т. е. основное предназначение услуги, ту выгоду, пользу, ценность, которую она принесет клиенту. Второй и последующие уровни представляются как периферийные услуги, обеспечивающие целый ряд дополнительных полез-ностей, или услуг, являющиеся вторичными по сравнению с «ядерной услугой». Периферийные услуги также представляют собой атрибуты, обеспечивающие удовлетворение покупателя.

Для того чтобы построить мультиатрибутив-ную модель туристского продукта, необходимо определить его основные объективные характеристики и перечень соответствующих атрибутов.

Можно сделать вывод, что развитию туристской сферы должно способствовать углубление специализации территории на основе выявления наиболее значимых атрибутов туристского продукта, перспективных и потенциальных видов туризма. Стоит отметить, что туризм, как любой объект управления, имеет определенную структуру, на основании которой можно утверждать не только о его существовании и функционировании, но и об успешности туристской деятельности территории.

Рассматривая туристский продукт как совокупность туристских услуг, работ и товаров туристского назначения со своими интегрирующими базовыми свойствами, мы можем дать ему оценку. Турист воспринимает туристскую услугу как набор атрибутов, соответствующих искомым выгодам. Потребители при выборе того или иного туристского продукта должны обозначить для себя его важные преимущества — либо приоритетные конкретно для него, либо отсутствующие у конкурентов.

Для построения модели мультиатрибутивно-го туристского продукта Республики Алтай необходимо определить «атрибуты» территории, распределив их по трем категориям:

— природные объекты;

— культурно-исторические объекты;

— социально-экономические объекты.

К категории природных объектов Республики Алтай можно отнести следующие атрибутивные единицы:

— реки (Обь, Бия, Катунь, Чулышман, Ча-рыш, Алей, Кулунда, Чумыш);

— озера (Телецкое, Манжерокское, Теньгин-ское, Аккемское, Кучерлинское, Тайменское, Са-дринское, Каракольские, Мультинские, Туюкские (всего 7 тыс. озер));

— водные источники (Аржан-Суу, Черем-шанский, Челушманский, Чаган-Узунский, Бугу-зинский, Кадринский, Курловские дачи, Святой ключ, Кара Кебек, Большой Яломанский, Джума-линский, Манжерокский);

— водопады (Корбу, Текелю, Камышла);

— природные лечебные источники (Радоновые воды и гидрокарбонатно-кальциево-магни-

евые воды, среднезольные кремнеземистые са-пропели, лечебные глины);

— горы (Белуха, Иконостас, Белый Камень, Комсомольская (более 1000 единиц));

— ледники;

— пещеры (Международный научно-туристский комплекс «Денисова пещера», глубочайшая пещера Сибири и Дальнего Востока «Шахта Алтайская», более 400 пещер);

— ландшафтные участки (Усть-Семинский перевал, Горно-Алтайский ботанический сад «Шишкулар-Катаил-Чистый Луг», Челушман-ский, Майминский рыхлый вал, Улалинский рыхлый вал);

— памятники природы (Колыванско-Змеи-ногорский горнорудный комплекс, государственные природные биологические заказники Су-мультинский и Шавлинский, природные парки «Зона покоя Укок», «Уч-Энмек», «Ак Чолушпа» и «Белуха»);

— фауна представлена 80 видами млекопитающих, 300 видами птиц (из которых около 250 гнездящихся), 44 видами рыб, 7 видами пресмыкающихся, 2 видами земноводных и большой группой беспозвоночных животных, многие из которых занесены в Красную книгу (снежный барс, хорь-перевязка, кот манул, белка телеутка, журавль красавка);

— флора (произрастает более 2 тысяч видов растений, из них 200 видов растений-эндемиков (встречаются только в горах Алтая), свыше 40 видов плодово-ягодных растений, среди кустарников лесного пояса выделяются маральник даурский, можжевельник, рябина, крыжовник, малина, смородина, жимолость, голубика, ежевика, брусника, около 100 видов лекарственных растений (маралий и золотой корень, бадан толстолистый, валериана, марьин корень, адонис весенний), около 17 видов реликтовых растений (многие реликтовые растения и растения-эндемики занесены в Красную Книгу)).

Приведенные атрибуты показывают, что в регионе присутствуют уникальные природные территории: Алтайский и Катунский заповедники, Телецкое озеро, гора Белуха и плато Укок, которые составляют Алтае-Саянский экорегион, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории РА находятся 36 государственных природных заказников, 141 памятник природы. Это уникальнейший уголок планеты. «Золотые горы Алтая» входят в систему Саянских гор, состоящих из Западных и Восточных Саян, Кузнецкого Алатау, — такое расположение обеспечивает возможность предоставления туристских маршрутов разной направленности по всему хребту, как по территории России, так и по территории сопредельных государств.

К категории культурно-исторических объектов относятся следующие атрибуты:

— музеи (Краеведческий музей им. Н. К. Рериха, Республиканский краеведческий музей им. А. В. Анохина, Музей старообрядчества, Му-

зей алтайской культуры (Чойский район, с. Сайдыс), Дом-усадьба Г. И. Чорос-Гуркина);

— археологические и этнографические памятники (археологические и этнографические памятники истории и культуры, в том числе стоянка древнего человека, наскальные рисунки Калбак-Таш (Онгудайский район), петроглифический комплекс «Елангаш» (Кош-Агачский район), комплекс памятных изваяний «Тюргунда» (Усть-Коксинский район), бурханистский культовый комплекс «Кайырлык» (Онгудайский район), «Каракольская галерея» (с. Туекта));

— святые места и места паломничества (православные церкви (с. Онгудай, Турачакский район, с. Кебезень, с. Чемал, с. Балыктуюль), мечеть с. Кош-Агач, шаманы, легенды, мифы, перевалы и минеральные источники Республики, места поклонения местного населения, например, гора Уч-Сумер (Онгудайский район, с. Боочи));

— национальные праздники и фестивали (Эл-Ойын, Чага-Байрам, Дыылгаяк, Курултай сказителей);

— театры (Республиканский национальный драматический театр, Горно-Алтайская республиканская государственная филармония, около 30 фольклорных коллективов).

В группу социально-экономических объектов входят такие атрибуты, как:

— имиджевые объекты (особая экономическая зона «Алтайская Долина», Чемальская ГЭС);

— горнолыжные комплексы (горнолыжный комплекс «Манжерок», горнолыжные трассы (г. Горно-Алтайск, Чойский район));

— выставочный и развлекательный бизнес (выставки народного творчества);

— спортивные объекты (детско-юношеские спортивные школы, клубы физической подготовки, учебно-тренировочная базы «Семинский перевал» и «Динамо», спортивно-охотничьи клубы, сплавы, альпинизм).

Продуманная компиляция представленных объектов будет способствовать формированию конкурентоспособных мультиатрибутивных туристских продуктов, способных привлекать туристов в регион круглогодично.

Итак, приведенные перечни атрибутов показывают, что для Республики Алтай рынок туристских услуг наиболее открыт и перспективен. Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Алтай являются: выгодное положение, географическая близость к регионам нового освоения и активного инвестиционного роста; богатый природно-ре-сурсный и уникальный туристско-рекреационный потенциалы. Основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики являются развитие туризма, рекреации и спорта, реорганизация туристского и санаторно-курортного бизнеса, медицинских и санаторных услуг. Согласно одному из сценариев развития предполагается формирование в Республике центра Алтае-Саянского туристского экореги-

она, который будет заниматься управлением базовыми и поддерживающими отраслями в туризме (подготовка кадров, разработка стандартов и т. п.).

Исходя из авторской классификации форм туризма в зависимости от цели поездки («ядерной услуги»)1, основными целями туристских поездок в регион являются:

— рекреационный и лечебно-оздоровительный туризм;

— горнолыжный туризм;

— экстремальный туризм;

— этнотуризм;

— паломничество;

— эвент-туризм.

При этом на всей территории региона присутствует развитая розничная торговля продуктами местного производства и сувенирами. Доходы от этого вида деятельности остаются на территории и способствуют увеличению местного бюджета, а это, в свою очередь, залог всестороннего удовлетворения потребностей туристов, местного населения и успешного функционирования туристского комплекса в целом.

Такое многообразие предложений подтолкнет туриста к выбору того туристского продукта, который будет учитывать его наиболее значимые атрибуты. Потребитель принимает решение, основываясь на ценности и полезности каждого атрибута предлагаемых услуг. Важным здесь является то, что какую бы программу отдыха ни выбрал потребитель, он все равно приобретет больше, чем предполагал. Например, если турист прибывает из другого региона России, чтобы побывать у подножья горы Белуха, то в любом случае его путь до места будет проходить через Горно-Алтайск, по Чуйскому тракту, через Семин-ский перевал, далее до поселка Тюнгур и Кучерла и до Аккемского озера, где он будет иметь возможность познакомиться не только с природой алтайских гор, но и с историей, культурой, религией, обычаями местного населения, а также пройти лечебные курсы пантовых ванн и прибрести уникальные местные товары (мед, бальзамы, настойки, сыры, рыбу).

Таким образом, рассмотрение туристских продуктов Республики Алтай с точки зрения мультиатрибутивного подхода является обоснованным. Более того, туристский продукт может быть только мультиатрибутивным, и это является базой развития туризма. Предлагаемый подход способствует решению существующих проблем региона, посредством расширения специализации туризма.

1 Бойко А. Е. Системный подход к пониманию туризма как вида экономической деятельности // Известия ИГЭА. 2010. №> 3 (71). С. 83.

PA3AEH 4. nEPCnEKTHBHblE nPOEKTM OOJHAmHO-3KOHOMHqECKOro PA3BHTHM TEPPHTOPHH

А. У. Boyko

ALTAI REPUBLIC: TERRITORY OF MULTIATTRIBUTIVE TOURISM

This article is devoted domestic tourism in Russia, which in the current economic environment requires new approaches to understanding and development. Revealed and substantiated the necessity of using the model multiattributive tourism product as a tool for tourism development, the main aspects of this approach are disclosed. The author has analyzed touristic resources, Altai Republic, it will be base of tourism development in region. On the base of conducted research the author offers identify of perspective types of tourism in Altai Republic as classification of purposes of tourism trips. The author draws conclusions, that the uniqueness of the available resources of the Altai Republic and their variety, will help to produce and sell competitive tourism products, to increase the contribution of this type of activity in the economy of the region, when using multiattributive approach.

Keywords: tourism, touristic product, multiattributive model, touristic resources, Altai Republic, tourism development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.