Научная статья на тему 'Решения и предписания антимонопольного органа как меры пресечения нарушения законодательства о рекламе'

Решения и предписания антимонопольного органа как меры пресечения нарушения законодательства о рекламе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1475
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ADVERTIZING / РЕШЕНИЕ / DECISION / ПРЕДПИСАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН / ANTIMONOPOLY AUTHORITY / ПРЕСЕЧЕНИЕ / НАДЗОР / SUPERVISION / INSTRUCTION / RESTRAINT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елканова Дарья Ироновна

В статье исследуются понятия «решение», «предписание» как меры пресечения нарушения законодательства о рекламе; содержится регламентированный порядок осуществления Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальных органов функций в сфере пресечения распространения ненадлежащей рекламы и принятия соответствующих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISIONS AND INSTRUCTIONS OF ANTIMONOPOLY AUTHORITY AS MEASURES OF RESTRAINT OFF A VIOLATION OF THE LAW ABOUT ADVERTIZING

The article is devoted to research of the concepts «decision», «instruction» as measures of restraint of a violation of the law about advertizing. The article contains the regulated procedure of FAS Russia and its territorial bodies of functions in the sphere of suppression of distribution of inadequate advertizing and adoption of the relevant decisions.

Текст научной работы на тему «Решения и предписания антимонопольного органа как меры пресечения нарушения законодательства о рекламе»

Д.И. Елканова

РЕШЕНИЯ И ПРЕДПИСАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА КАК МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

В статье исследуются понятия «решение», «предписание» как меры пресечения нарушения законодательства о рекламе; содержится регламентированный порядок осуществления Федеральной антимонопольной службой России и ее территориальных органов функций в сфере пресечения распространения ненадлежащей рекламы и принятия соответствующих решений.

Ключевые слова: реклама; решение; предписание; антимонопольный орган; пресечение; надзор.

D.I. Elkanova

DECISIONS AND INSTRUCTIONS OF ANTIMONOPOLY AUTHORITY AS MEASURES OF RESTRAINT OFF A VIOLATION OF THE LAW ABOUT ADVERTIZING

The article is devoted to research of the concepts «decision», «instruction» as measures of restraint of a violation of the law about advertizing. The article contains the regulated procedure of FAS Russia and its territorial bodies of functions in the sphere of suppression of distribution of inadequate advertizing and adoption of the relevant decisions.

Keywords: advertizing; decision; instruction; antimonopoly authority; restraint; supervi-

Ненадлежащей признается та реклама, в которой допущено отступление от предписания нормы закона. Понятие ненадлежащей рекламы относится к разряду юридических понятий, содержание которых по общему правилу должно быть конкретизировано правоприменительными органами. Это означает передачу решения вопроса о противоправности государственным органам, на которые возлагается надзор за соблюдением установленных законом требований к содержанию, времени, месту и способу распространения рекламы1.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за соблюдением законодательства РФ о рекламе2.

Нормативным правовым актом, регламентирующим процедуру и порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства РФ о рекламе, являются Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденным по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе3.

Согласно ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе»4 выделяют следующие основания для возбуждения и рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе:

обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения законодательства РФ о рекламе в процессе надзорной деятельности;

sion.

© Елканова Дарья Ироновна, 2015

Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия), юрисконсульт филиала ФГУП «НПЦАП» - «ПО «Корпус»; e-mail:creater25@mail.ru

поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе;

заявление физического или юридического лица.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, реализуя свои полномочия в сфере пресечения распространения ненадлежащей рекламы, в пределах своей компетенции принимают и направляют хозяйствующим субъектам следующие правовые акты, обязательные для исполнения:

решения, в которых устанавливается факт нарушения законодательства РФ о рекламе либо несоответствие акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ, акта органа местного самоуправления законодательству РФ о рекламе;

предписания, устанавливающие обязательное для исполнения хозяйствующим субъектом письменное требование антимонопольного органа прекратить нарушение закона или совершить действия по устранению причин нарушения.

Решение является индивидуально-конкретным процессуальным актом, принятым антимонопольным органом на основе действующего законодательства в результате рассмотрения дела о нарушении законодательства РФ о рекламе в письменной форме, носящий государственно-властный и обязательный характер.

По каждому делу о нарушении законодательства РФ о рекламе выносится одно решение Комиссии антимонопольного органа. Поскольку решение Комиссии антимонопольного органа завершает рассмотрение дела, то значение решения связано с теми задачами, которые Федеральный закон «О рекламе» ставит перед антимонопольным органом5. Целями настоящего Закона являются в т.ч. предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Кроме того, Закон обязывает антимонопольный орган своевременно и правильно рассматривать дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

Следовательно, решение — это официальный, индивидуально-конкретный акт, носящий государственно-властный характер и принимаемый антимонопольным органом в письменном виде. Решение содержит в себе выводы о наличии (отсутствии) признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях конкретного хозяйствующего субъекта и необходимость (или отсутствие таковой) передачи дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Вынесенное в соответствии с действующим законодательством решение должно быть законным и базироваться на нормах материального права.

На основании мотивированного решения, принятого по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия антимонопольного органа выдает предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Изначально предписание представляет собой юридический документ, требующий от физического или юридического лица, государственных органов и их должностных лиц присутствия в конкретном месте или выполнения определенных действий. Неисполнение требований влечет за собой соответствующее наказание, предусмотренное действующим законодательством.

На основании решения антимонопольный орган выдает предписание. Статья 36 Федерального закона «О рекламе» предусматривает два вида предписаний:

1) предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

2) предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления.

Предписание о прекращении законодательства РФ о рекламе является способом пресечения распространения ненадлежащей рекламы и выдается антимонопольным органом на основании мотивированного решения, вынесенного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. В предписании содержится указание на прекращение распространения ненадлежащей рекламы, срок исполнения и порядок его обжалования.

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному лицу, а также заинтересованным лицам, которые причастны к распространению рекламы и могут прекратить ее распространение.

Об исполнении предписания вышеуказанные лица должны уведомить антимонопольный орган с приложением соответствующих доказательств. В качестве доказательств виновное лицо может предоставить фотографию рекламного щита или вывески, выпуск печатного издания или видеозапись рекламного ролика. То есть представленные доказательства должны свидетельствовать об устранении виновным лицом допущенных нарушений законодательства РФ о рекламе.

В случае если виновное лицо добровольно устранило нарушение, антимонопольный орган может не выдавать предписание о прекращении нарушения за-й конодательства РФ о рекламе.

д В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального «О рекламе» предписание о пре-

™ кращении нарушения законодательства РФ о рекламе подлежит исполнению

| в срок, указанный в предписании. Такой срок не может составлять менее пяти

| дней со дня получения предписания. Однако в конкретных случаях он может

| быть увеличен, при этом антимонопольным органом принимаются во внимание

° следующие обстоятельства: способ распространения рекламы, конкретные обо

| стоятельства ее распространения и возможность в отведенный срок совершить | действия по прекращению ее размещения.

Например, дело об оспаривании ООО «Первый Чешско-Российский Банк» | (далее — ООО ПЧРБ, Общество) решения и предписания Московского УФАС | России о признании Общества нарушившим ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст. 28 Федерального | закона «О рекламе»6.

! Поводом для возбуждения дела послужил результат проводимого Управления

§ мониторинга наружной рекламы, в ходе которого было установлено размещение § рекламы. Объектом рекламирования явились банковские услуги ООО ПЧРБ. | Реклама банковских услуг «ВКЛАД «Пражский Подарок» 11,2%» содержит | информацию о максимальной процентной ставке «11,2%», которая выделена цветом и шрифтом большого размера. Информация об иных существенных условиях рекламируемого вклада «ВКЛАД «Пражский Подарок», таких как срок вклада, сумма вклада, процентная ставка, периодичность выплаты процентов, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, представлена мелким, трудночитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю 192 прочесть и воспринять указанную информацию.

Решением Московского Управления антимонопольной федеральной службы (далее — УФАС) России указанная наружная реклама банковских услуг признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Предписанием Московского УФАС России ООО ПЧРБ предписано в 30-дневный срок со дня получения настоящего предписания, прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно прекратить распространение вышеприведенной рекламы.

Общество оспорило решение и предписания Московского УФАС России в судебном порядке. Однако суды, отказывая в удовлетворении требований, правильно исходили из того, что объектом рекламирования являются банковские услуги ООО ПЧРБ, а также согласились с выводами Управления о содержании в действиях Общества нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Кроме этого, вышеуказанная реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о вкладе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Таким образом, установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что распространенная заявителем реклама противоречит требованиям ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст.28 Федерального закона «О рекламе». е Согласно ст. 36 приведенного Закона на основании решения антимонопольного и органа о признании рекламы ненадлежащей выдается предписание о прекра- ¡?

Т5

щении нарушения законодательства о рекламе. о

Положением Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуж- §

й

денных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, установлено, а что предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе выдается | при установлении факта нарушения законодательства РФ о рекламе в целях е

прекращения дальнейшего его нарушения. °

й

В данном случае, как правильно указали суды, оспариваемое предписание р

антимонопольного органа об устранении нарушений законодательства о рекла- Ч ме выдано законно и направлено на превенцию нарушений и необходимость |

восстановления законности в регулируемой сфере правоотношений, правовые к

основания к невыдаче предписания у антимонопольного органа отсутствовали. м

Таким образом, решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 декабря 2012 г. и и

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2013 г. по ¡§

со

делу № А40-124009/12-130-1194 были оставлены без изменения постановлением 00 Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2013 г. по делу ^ А40-124009/12-130-1194. 5

1. Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству РФ о рекламе. В предписании об изменении противоречащего законодательству РФ о рекламе акта федерального органа исполнительной 193

власти, акта органа исполнительной власти субъекта РФ или акта органа местного самоуправления должны быть указаны изменения, которые следует внести в такой акт для приведения его в соответствие с законодательством РФ о рекламе.

Приведенный вид предписания подлежит исполнению в срок, который в нем указан. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

С теоретической точки зрения, предписание — это реакция антимонопольного органа на соответствующее нарушение, требующее от нарушителя прекратить противозаконное поведение, а также устранить его последствия и при этом по общему правилу не влечет каких-либо дополнительных неблагоприятных последствий для нарушителя. Обязательный характер требований, который содержится в предписании, прямо установлен Федеральным законом «О рекламе» и подтверждается административной ответственностью за их неисполнение.

Приведенные признаки предписания позволяют отнести его к восстановительным мерам, основная цель которых заключается в требовании нарушителя прекратить противозаконное поведение и устранить (при необходимости) его последствия путем восстановления нарушенного права в первоначальное состояние. Иными словами, содержание и смысл предписания заключаются в полном запрете распространения ненадлежащей рекламы.

Следует учесть, что выдача нарушителю предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе не является мерой ответственности и не содержит в себе обязанности по применению к нарушителю соответствующих санкций7.

Таким образом, предписание как индивидуальный, правоприменительный акт характеризуется следующими признаками: во-первых, принимается уполномоченным субъектов управления — антимонопольным органом; во-вторых — принимается по вопросам, относящимся к его компетенции — защита антимонопольными органами публичных интересов; в-четвертых, предписание — это юридически властное волеизъявление антимонопольного органа как органа публичной власти, обладающего властными полномочиями; в-пятых, предписание антимонопольного органа влечет юридические последствия, поскольку является юридическим фактом, который порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения; в-шестых, предписание носит характер императивного акта, так как обязателен для всех, кому адресован; в-седьмых, указанный акт принимается антимонопольным органом в одностороннем порядке без учета согласия других объектов управления; в-восьмых, антимонопольный орган выдает предписание только в письменной форме.

Однако неисполнение предписания, под которым понимается продолжение распространения рекламы по истечении срока исполнения предписания, влечет за собой ответственность согласно ч. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как отмечает С.Б. Аникин, «в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. КоАП РФ в Особенной части в качестве родовых объектов административных правонарушений закрепляет порядок управления и общественный порядок.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ ст. 1.3 КоАП РФ относит к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях установление административной от-

А.Г. Шевченко • Основы сочетания отраслевого и территориального принципов в государственном управлении

ветственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ»8.

Таким образом, правоприменительная деятельность антимонопольных органов обладает определенными характерными признаками: она осуществляется специально уполномоченным государством органом исполнительной власти — антимонопольным органом в рамках обозначенной компетенции; обладает государственно-властным характером; протекает с соблюдением официально установленных процедур; осуществляется на основании и во исполнение закона; результатом деятельности антимонопольного органа является вынесение правоприменительных актов, обладающих индивидуально-конкретным характером9.

1 См.: Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе». М., 2012.

2 См.: Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 (в ред. от 2 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3259; 2015. № 10, ст. 1543.

3 См.: Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 (в ред. от 20 декабря 2014 г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 35, ст. 3758; 2015. № 2, ст. 228.

4 О рекламе: Федеральный закон РФ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12, ст. 1232; 2015. № 10, ст. 1420.

5 См.: КайльА.Н. «Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (постатейный). 2007. URL: www. consultant. ru (дата обращения: 04.02.2014).

6 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2013 г. по делу А40-124009/12-130-1194. URL: www. consultant. ru (дата обращения: 15.12.2014).

7 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 1999 г. № 83/99 по делу № А40-10273/98-33-99. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 26.09.2014).

8Аникин С.Б. Административно-правовое регулирование совместного ведения России и ее субъектов: понятие и предмет / под ред. В.М. Манохина. Саратов, 2010. С. 77.

9 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 1999 г. № 83/99 по делу № А40-10273/98-33-99. URL: www. consultant. ru (дата обращения 04.02.2014).

А.Г. Шевченко

ОСНОВЫ СОЧЕТАНИЯ ОТРАСЛЕВОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПРИНЦИПОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи отраслевого и территориального принципов. Большое внимание уделяется определению основ их взаимоотношений, в соответствии с которыми выделяются два их главных типа: горизонтальный и вертикальный.

Ключевые слова: сочетание, отраслевой принцип, территориальный принцип, горизонтальный и вертикальный типы.

© Шевченко Артем Георгиевич, 2015

Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: a.gshevchenko@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.