Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ МЕТОДОМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ'

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ МЕТОДОМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHOD / PROPORTIONALITY / SOLUTION / PHYSICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчинникова Ирина Владимировна

Метод. Использование. Результат. Вывод

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOLUTION OF PROBLEMS IN PHYSICS BY THE METHOD OF PROPORTIONALITY

Method. Use. Result. Conclusion

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ МЕТОДОМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ»

организуется таким образом, что создается своего рода своеобразное пространство, где правила и нормы поведения заимствованы из иностранной культуры, где поведение детей наполняется правилами этикета страны изучаемого языка и т.д. Изучение иностранного языка способствует созданию своеобразной игровой модели мира, которую создают сами дошкольники совместно с педагогом, усваивая нормы, ценности, правила поведения принятые в стране изучаемого языка.

Пробуждая интерес к иностранному языку, у дошкольников формируется положительное отношение к иностранному языку, элементарные навыки и умения речевого общения на уровне, доступном данному возрасту. Дети, посещающие группы развития и занимающиеся иностранным языком, более восприимчивы к нему, легче вступают в коммуникацию, более открыты и лучше работают в парах, в дальнейшем готовы к коллективной работе. Такие дети более развиты, вежливы и эрудированны, проявляют успехи в овладении фонетическими особенностями иностранного языка, не испытывают тревоги и страха на уроках.

Проблема формирования основ иноязычной культуры у детей дошкольного возраста заключается в поиске необходимых условий организации этого процесса, максимально используя возможности данного возраста, независимо от способностейребенка, предоставляя равные возможности для участия в творческом процессе. Различные коллективные театрализованные мини-постановки, разыгрывание тематических ситуаций с дошколятами на иностранном языке развивают коммуникативные способности, и также способствуют снятию напряженности,

волнения, скованности и страха. Использование песни на иностранном языке, ее аутентичность, соответствие возрасту создает благоприятную креативную атмосферу среди дошколят, стимулирует их воображение.

Одновременно развивается личность ребенка: происходит обогащение его внутреннего мира впечатлениями, формируется творческая активность и доброжелательное отношение. Такие дети более подготовлены к школе, у них формируются навыки общения, они способны адекватно реагировать на вопросы.

Педагогу, работающему с маленькими детьми, необходимо создать методику и технологии эффективной социализации дошкольников, которые имели бы научную основу, учитывали все особенности дошкольного возраста в целом и отражали феноменологию иноязычной культуры в вопросе социализации детей.

Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта остается семья, где ребенок учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье.

Литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ МЕТОДОМ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Овчинникова Ирина Владимировна

кандидат пед. наук, доцент Самарский Государственный Аэрокосмический университет имени ак. С.П.Королева (национальный исследовательский университет),

г. Самара

THE SOLUTION OF PROBLEMS IN PHYSICS BY THE METHOD OF PROPORTIONALITY Ovchinnikova Irina Vladimirovna,Candidate of Science, assistant professor of Samara Airspace University, Samara АННОТАЦИЯ

Метод. Использование. Результат. Вывод. ABSTRACT

Method. Use. Result. Conclusion.

Ключевые слова: метод; пропорциональность; решение; физика. Keywords: method; proportionality; solution; Physics.

В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение, и им отводится значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представления об их характерных особенностях и границах применения. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

Существуют разные методы решения задач по физике (как и разные виды самих задач). В

данной статье хотелось бы остановиться на методе пропорциональности. Интересно, что данный метод активно используется в математике (например, в теме «Дроби») и реже в физике. При этом метод пропорциональности очень удобен при решении большого класса задач из большинства разделов физики. Конечно, его не всегда можно применить. Остановимся подробнее на плюсах и минусах метода.

К плюсам можно отнести следующее: - Быстрота решения (это очень важно при решении тестовых заданий, задач ЕГЭ, ОГЭ).

- Не требует проверки размерности и не задействует единицы измерения величин.

- Дает точный числовой или функциональный ответ (в зависимости от поставленного вопроса).

- Позволяет решать как вычислительные, качественные, так и графические задачи.

- Длярешениядостаточнознатьфункциональные зависимости величин без знаний численных значений констант, входящих в формулу.

- Предполагает упрощенную запись данных задачи.

Минусы следующие:

- В процессе решения может произойти потеря важных функциональных связей, таким образом, ответ будет неправильным.

- Не может быть применен в случае требования полного решения задачи со всеми математическими преобразованиями.

Приведем примеры использования этого метода для решения задач по физике [1].

1) С сортировочной горки скатывается два вагона: один груженный, другой порожний. Какой из вагонов откатится дальше по прямолинейному участку пути? Сопротивлением воздуха пренебречь.

В данной задаче необходимо установить наличие или отсутствие пропорциональной зависимости тормозного пути на прямолинейном участке от массы вагона. Используя формулы кинематики и динамики, приходим к выводу, что такая зависимость отсутствует L=(902)/2^g^L£L(m), следовательно, оба вагона при заданных условиях откатятся на одно расстояние.

2) Как изменилось давление идеального газа, если в данном объеме скорость каждой молекулы газа увеличилась в 2 раза, а концентрация молекул осталась неизменной?

«Дано» можно записать так: V=const, n=const, раза.

Используем подходящую формулу МКТ: p=1/3nm092. Мы наблюдаем пропорциональную зависимость давления от концентрации, массы молекулы и ее скорости. Используя данные, а также понимая, что масса молекулы также постоянная (так как не изменился газ), получаем p~92. Таким образом, увеличение скорости в 2 раза приводит к увеличению давления в 4 раза (9|2р.^р|4р.).

Задачу можно решить со всеми математическими преобразованиями, если искать отношение давлений в первом и втором случаях. На это потребуется больше времени. Также зачастую учащиеся допускают математические ошибки при составлении отношений и последующем сокращении величин.

3) На рисунке 1 приведен график зависимости температур трех тел от сообщенного им количества теплоты. В каком соотношении находятся удельные теплоемкости этих тел, если массы этих тел одинаковы?

L ft 1 2 Q

U Q=const

Рис.1

По условию задачи m=const. Используем формулу, которая содержит все интересующие нас величины: массу, количество теплоты, температуру и удельную теплоемкость Q=mcДt или Q~cДt. Таким образом, в формуле наблюдаем функциональную зависимость оставшихся изменяющихся величин. Зафиксируем еще одну величину (одну из тех, которые есть на графике, например, количество теплоты). Для этого проводим прямую Q=const, то есть в нашем случае вертикальную прямую. Эта прямая пересекает наши графики. Проводим линии на ось температур. Далее понимаем, что с~1Ш ,и из графика Д^>Д^>Д1^с.<с2<с3.

4) В конденсатор, подключенный к сети, внесли диэлектрическую пластину с диэлектрической проницаемостью е=4, заполнившую все его пространство. Как при этом изменились заряд на пластинах конденсатора, емкость конденсатора, напряженность и энергия поля конденсатора, напряжение между пластинами.

Дано: размер конденсатора не изменился, то есть S=const, d=const. Конденсатор подключен к сети, то есть U=const. Чем больше найдем и выпишем постоянных величин, тем лучше для установления пропорциональных зависимостей. е|4 р.

Найти: изменение С, q, Е, W. Для напряжения ответ получился автоматически.

Решение: воспользуемся походящими формулами. Прежде всего, изменилась емкость конденсатора, так как именно она зависит от наличия диэлектрика в конденсаторе. с=(ее^)^ ^С~е^С|4р.

Далее q=CU^qt4р. Е=и/й^Е=сопэ^ Для энергии подходящая формула М=(Си2)/2^М|4р. как и емкость конденсатора.

Даже если бы в задаче были числовые данные, например, емкость была 20пФ, такой метод дает возможность быстро получить числовой ответ -емкость станет равна 80пФ.

Метод пропорциональности прост в применении, но использовать его для решения задач можно при правильном понимании функциональных зависимостей между физическими величинами. Также необходимо знать соответствующие физические формулы.

Список литературы:

1. Физика: учебное пособие для подготовки к тестированию. Н.М.Рогачев. Самар. гос. аэрокосм. унт. Самара, 2001. 270с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.