Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКИХ (ПОСТ)ДОБЫВАЮЩИХ ГОРОДАХ РОССИИ'

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКИХ (ПОСТ)ДОБЫВАЮЩИХ ГОРОДАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
АРКТИКА / МОЛОДЕЖЬ / (ПОСТ)ДОБЫВАЮЩИЕ ГОРОДА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ARCTIC / YOUTH / (POST) MINING CITIES / MUNICIPALITIES / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оглезнева Татьяна Николаевна

Актуальность исследования определяется чрезвычайной важностью для коренных национальных интересов Российской Федерации освоения арктических территорий. Цель: изучение состояния и перспектив реализации направлений государственной молодежной политики в арктических (пост)добывающих городах России. В работе дан сравнительный анализ организации и осуществления мероприятий по работе с молодежью, прежде всего, муниципальных программ, органов муниципальных образований городов Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)), Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ), Апатиты и Кировск (Мурманская область). В результате исследования сделан вывод, что в целом муниципальная власть имеет здесь очень незначительные возможности для маневров в силу недостаточно финансовых средств, и что только значительные финансовые вливания позволяют сдержать отток населения из этих мест. Но при этом оценить эффективность этих инвестиций, их долговременный эффект пока невозможно. Помимо приобретения социальных и материальных благ, благоустройства, благоприятных условий жизни молодежь должна чувствовать себя и своих детей на своем месте, на своей родине, что является значительно более сложной задачей будущего. Трудно ожидать существенных положительных сдвигов реализации задач молодежной политики на муниципальном уровне, прежде всего, в вопросах трудоустройства и получения востребованной профессии. На наш взгляд, перспектива здесь только в развитии различных форм государственно-частного партнерства с градообразующими предприятиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Оглезнева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOLUTION OF ISSUES OF IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE ARCTIC (POST) PRODUCING CITIES OF RUSSIA

The relevance of the study is determined by the critical importance for the development of the Arctic territories for the fundamental national interests of the Russian Federation. Purpose: to study the status and prospects of implementing the directions of state youth policy in the Arctic (post) mining cities of Russia. The paper provides a comparative analysis of the organization and implementation of activities for working with young people, primarily municipal programs, municipal bodies of the cities of Neryungri (Republic of Sakha (Yakutia)), Novy Urengoy (Yamalo-Nenets Autonomous District), Apatity and Kirovsk (Murmansk Region). As a result of the study, it was concluded that, on the whole, the municipal government has very little room for maneuver due to insufficient financial resources, and that only significant financial injections help curb the outflow of the population from these places. But at the same time, it is still impossible to evaluate the effectiveness of these investments, their long-term effect. In addition to acquiring social and material benefits, improvement, and favorable living conditions, young people should feel themselves and their children in their place, in their homeland, which is a much more difficult task for the future. It is difficult to expect significant positive changes in the implementation of the tasks of youth policy at the municipal level, primarily in matters of employment and obtaining a sought-after profession. In our opinion, the prospect here is only in the development of various forms of public-private partnership with city-forming enterprises

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКИХ (ПОСТ)ДОБЫВАЮЩИХ ГОРОДАХ РОССИИ»

ОГЛЕЗНЕВА Татьяна Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

e-mail: tail.oglezneva@mail.ru

РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АРКТИЧЕСКИХ (ПОСТ)ДОБЫВАЮЩИХ ГОРОДАХ РОССИИ

Аннотация. Актуальность исследования определяется чрезвычайной важностью для коренных национальных интересов Российской Федерации освоения арктических территорий. Цель: изучение состояния и перспектив реализации направлений государственной молодежной политики в арктических (пост)добывающих городах России. В работе дан сравнительный анализ организации и осуществления мероприятий по работе с молодежью, прежде всего, муниципальных программ, органов муниципальных образований городов Не-рюнгри (Республика Саха (Якутия)), Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ), Апатиты и Кировск (Мурманская область). В результате исследования сделан вывод, что в целом муниципальная власть имеет здесь очень незначительные возможности для маневров в силу недостаточно финансовых средств, и что только значительные финансовые вливания позволяют сдержать отток населения из этих мест. Но при этом оценить эффективность этих инвестиций, их долговременный эффект пока невозможно. Помимо приобретения социальных и материальных благ, благоустройства, благоприятных условий жизни молодежь должна чувствовать себя и своих детей на своем месте, на своей родине, что является значительно более сложной задачей будущего. Трудно ожидать существенных положительных сдвигов реализации задач молодежной политики на муниципальном уровне, прежде всего, в вопросах трудоустройства и получения востребованной профессии. На наш взгляд, перспектива здесь только в развитии различных форм государственно-частного партнерства с градообразующими предприятиями.

Ключевые слова: Арктика, молодежь, (пост)добывающие города, муниципальные образования, государственная молодежная политика.

OGLEZNEVA Tatyana Yikolaevna,

Phd in Histori, Associate Professor, Associate Professor Department of civil law and process FGAOU VO «North-Eastern Federal University. M. K. Ammosov»

RESOLUTION OF ISSUES OF IMPLEMENTATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE ARCTIC (POST) PRODUCING CITIES OF RUSSIA

Annotation. The relevance of the study is determined by the critical importance for the development of the Arctic territories for the fundamental national interests of the Russian Federation. Purpose: to study the status and prospects of implementing the directions of state youth policy in the Arctic (post) mining cities of Russia. The paper provides a comparative analysis of the organization and implementation of activities for working with young people, primarily municipal programs, municipal bodies of the cities of Neryungri (Republic of Sakha (Yakutia)), Novy Urengoy (Yamalo-Nenets Autonomous District), Apatity and Kirovsk (Murmansk Region).

As a result of the study, it was concluded that, on the whole, the municipal government has very little room for maneuver due to insufficient financial resources, and that only significant financial injections help curb the outflow of the population from these places. But at the same time, it is still impossible to evaluate the effectiveness of these investments, their long-term effect. In addition to acquiring social and material benefits, improvement, and favorable living conditions, young people should feel themselves and their children in their place, in their homeland, which is a much more difficult task for the future. It is difficult to expect significant positive changes in the implementation of the tasks of youth policy at the municipal level, primarily in matters of employment and obtaining a

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

sought-after profession. In our opinion, the prospect here is only in the development of various forms of public-private partnership with city-forming enterprises.

Key words: Arctic, youth, (post) mining cities, municipalities, state youth policy.

Источник финансирования: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ в рамках научного проекта № 18-59-11001.

Освоение Арктики невозможно без молодежи, наиболее активной части общества, которая способна находить ответы на вызовы современного мира. Регионы Арктики имеют свои резервы для реализации политики привлечения и закрепления молодежи на этих территориях на основе сбалансированного сочетания материальных и моральных стимулов. К ним можно отнести достаточно развитую систему расселения, наличие городов и крупных городских поселений, сохранившуюся еще с советского периода освоения Севера. Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью относятся к ведению муниципальных образований [10].

На органы местного самоуправления (пост) добывающих арктических городов ложится дополнительная нагрузка по закреплению и привлечению активной и целеустремленной молодежи. Реализация этого направления осуществляется с разной степенью эффективности. В рамках научного проекта «Жить? Работать? Или Уехать? Благополучие молодежи и жизнеспособность (пост) добывающих арктических промышленных городов России и Финляндии», поддержанного РФФИ, нами был изучен опыт четырех городов арктических регионов: Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)), Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий автономный округ), Апатиты и Кировск (Мурманская область).

Так, в Нерюнгринском районе действует муниципальная программа «Реализация муниципальной молодежной политики на 2017-2021 годы», направленная на создание всего комплекса условий и гарантий экономического и социального благополучия молодежи и использования ее значительного потенциала, мобильности, инициативности, восприимчивости к инновациям, честолюбивых устремлений. Для города Нерюнгри, впрочем, как и для подавляющего большинства северных и арктических территорий остро стоит проблема оттока населения (так, например, на начало 2019 года число жителей арктических районов Республики Саха (Якутия) составляло 68 тыс. человек (7% от общей численности населения республики). При том, что живут они на территории, занимающей 52,2% площади Якутии, и в советские годы, в пик промышленного освоения там жили 150 тыс. человек). С 2010 по 2019 год численность населения

города уменьшилась с 61747 человек до 56888 человек. При этом всегда достаточно велика (до 30%) доля молодежи. Программа состоит из трех подпрограмма: «Поддержка молодёжных инициатив и оказание социально-психологической поддержки», «Патриотическое воспитание молодёжи», «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». Ресурсное обеспечение программы составляет 11 539,10 тыс. рублей (9 818 тыс. рублей из бюджета Нерюнгрин-ского района, 1 712,10 тыс. рублей из бюджета Республики Саха (Якутия)) [5]. В иерархии жизненных ценностей молодежи одно из наиболее значимых мест занимает стремление к достижению экономической самостоятельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей материального положения. Залогом этого молодые люди считают получение хорошего образования, востребованной и хорошо оплачиваемой профессии, гарантии последующего трудоустройства.

Нерюнгринская районная администрация реализует муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей Нерюнгринского района на 2017-2021 годы». Программа финансируется из средств федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных средств. Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, влияет на улучшение демографической ситуации в районе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. По состоянию на начало 2016 года было зарегистрировано 25 молодых семей. На 2017-2021 гг. финансирование составляет 5519,9 тыс. рублей из федерального, 2442,7 тыс. рублей из республиканского, 12598,2 тыс. рублей из местного бюджета и 13863,9 тыс. рублей внебюджетных средств [8].

Кроме того, обучающимся и студентам из малообеспеченных (в том числе многодетных семей) с 2016 года в Нерюнгринском районе действует дополнительная мера поддержки в виде компенсационной выплаты на оплату стоимости проезда к месту обучения по маршрутам пригородного и междугороднего транспорта в город

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

Нерюнгри из поселений Нерюнгринского района и обратно в рамках реализации муниципальной программы «Реализация отдельных направлений социальной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 гг.» [7] на основании Постановления Нерюнгринской районной администрации от 14.12. 2016 года № 1805 [6].

Как видно, муниципальная власть имеет очень незначительные возможности для маневров в силу недостаточно финансовых средств и трудно ожидать существенных положительных сдвигов реализации задач молодежной политики, прежде всего, вопросов трудоустройства и получения востребованной профессии.

На наш взгляд, перспектива здесь только в развитии различных форм государственно-частного партнерства с градообразующими предприятиями. АО ХК «Якутуголь» активно включился в реализацию республиканской программы «Местные кадры в промышленность» Налажено тесное сотрудничество с администрациями и центрами занятости населения улусов. На профориентаци-онных встречах с жителями улусов людям рассказывают об условиях труда, требованиях к соискателям, уровне заработной платы и социальных гарантиях, возможностях профессиональной самореализации. В АО ХК «Якутуголь» есть учебно-курсовой комбинат, где обучают почти 200 профессиям, востребованным на промышленных предприятиях. Много лет АО ХК «Якутуголь» -площадка, где студенты Южно-Якутского технологического колледжа, а также обучающиеся в Учебном центре города Нерюнгри проходят производственную практику. Впоследствии многие из них становятся сотрудниками компании. На площадке реализуются вопросы внедрения практико-ориен-тированной (дуальной) модели обучения. Для решения этой задачи активно ведется работа по максимальному приближению условий обучения к реальным производственным путем реализации до 50-70% учебного времени на предприятии, в том числе формирования практических навыков непосредственно на рабочих местах через институт наставничества.

Новый Уренгой-один из основных добывающих городов Ямало-Ненецкого автономного округа, неофициальная «газовая» столица России, с населением 116 938 человек (за последние три года рост населения составил 3684 человека, наибольшая численность была зафиксирована в 2009 году - 118 659 человек). Успешное решение задач социально-экономического развития города Новый Уренгой невозможно без активного участия молодежи. Анализ ситуации в молодежной среде в целом по Ямало-Ненецкому автономному округу показывает, что, несмотря на позитивные изменения последних лет, наблюдается тревожная тен-

денция концентрации устремлений молодежи исключительно на росте материального благосостояния, что напоминает возврат к существовавшей в советский период чрезвычайно вредной психологии «временщиков», когда люди ехали на Север только за «длинным рублем», не собираясь связывать свою судьбу и судьбу своих детей с этими местами.

Постановление Администрации города Новый Уренгой от 01.11.2013 года № 366 (в редакции Постановления от 17.07.2017 года № 184) утвердило муниципальную программу «Дети и молодежь. Развитие гражданского общества» [9], реализуемую в 2014-2020 гг. и направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных общественных объединений в целях повышения социального благополучия молодежи. Общий объем финансирования составляет 1 098 473,0 тыс. рублей (в том числе 1 074 422,0 тыс. руб. из средств муниципального и 24 051, 0 тыс. руб. из окружного бюджета) [4].

Для достижения целей и решения поставленных задач Программы предусмотрена реализация подпрограмм «Социальное и личностное развитие молодежи, отдых детей в каникулярное время», «Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций», Обеспечивающей подпрограммы (включает кадровое и финансовое обеспечение).

Ответственным исполнителем Программы является Управление по работе с молодежью и общественностью Администрации города Новый Уренгой. На наш взгляд, заслуживает внимания деятельность подведомственных Управлению учреждений: муниципального бюджетного учреждения «Молодежный бюджетный центр»; муниципального автономного учреждения молодежный центр «Норд»; муниципального автономного учреждения Молодежный центр «Молодежный».

В целях подготовки молодых местных кадров ПАО «Газпром» учредил частное профессиональное образовательное учреждение «Газпром техникум Новый Уренгой», где готовят специалистов по 7 направлениям. Комплексная программа развития техникума на 2016-2020 гг. включает создание Учебного полигона для практико-ориентиро-ванного обучения. Градообразующие предприятия Нового Уренгоя ООО «Газпром добыча Новый Уренгой», ООО «Газпром добыча Ямбург» и другие оказывают постоянную финансовую поддержку техникуму, оснащая учебный процесс по последнему слову техники; другим учебным заведениям и муниципалитету. ООО «Газпром добыча Ямбург» осуществляет свою деятельность на основе принципов социальной ответственности и ориентируется на положительные изменения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

жизни населения в регионе присутствия. Адресатами благотворительной помощи в Новом Уренгое являются учащиеся четырех подшефных школ и Дома детского творчества, одаренные воспитанники школ искусств, юные спортсмены.

В другом арктическом субъекте России -Мурманской области - было изучено состояние решения задач молодежной политики в городах Кировск и Апатиты.

Муниципальное образование Кировск входит в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Население Кировска постоянно сокращается с 43 526 человек в 1989 году до 26 206 человек в 2019 году. В 2016 году Постановлением Администрации города Кировска № 1567 была утверждена Муниципальная программа «Развитие образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта города Кировска на 2017-2019 годы» [3] , продленная до 2021 года включительно, прогнозируемые социальные и экономические результаты которой составляют достижение более высокого материального, организационного и морального уровней состояния уровней социальной сферы в городе Кировске; повышение уровня удовлетворенности населения города Кировска качеством предоставляемых муниципальных услуг социальной сферы; увеличение доступных объектов социальной инфраструктуры доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения; создание дополнительных условий для самореализации и адаптации молодых людей в обществе. Но из общего бюджета программы 968 083 755,22 руб. на реализацию непосредственно молодежной политики, в частности, молодежных инициатив и проектов на первые три года выделялось, например, всего 674 000 рублей. В ходе встреч с молодежью Кировска было выяснено, что молодежный сегмент крайне мало присутствует в реализации городских проектов. Отсутствие молодежных центров, мест проведения досуга, благоустройства города, поддержки молодежного предпринимательства, мест для трудоустройства приводит к преобладанию среди молодежи настроений выезда в большие города.

Население города Апатиты также постоянно сокращается с 88 026 человек в 1989 году до 55 201 человек в 2019 году. Постановление Администрации города Апатиты от 25.11.2016 г. № 1562 утвердило муниципальную программу «Развитие культуры и молодежной политики, сохранение культурного наследия города» на 2017-2020 гг. Подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику» предусматривает финансирование в размере 14 040 тыс. рублей [2]. Целью подпрограммы является совершенствование социаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

но-экономических и организационных условий для успешной интеграции молодежи в общество, для достижения которой предложено решение трех задач: вовлечение молодежи в общественную деятельность; содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи; содействие развитию творческого потенциала молодежи (выплата премий одаренным детям) [1]. Исполнитель подпрограммы - Отдел по культуре и делам молодежи города Апатиты. Деятельное участие в реализации подпрограммы принимает муниципальное бюджетное учреждение молодежной политики г. Апатиты «Молодежный социальный центр». Молодежные советы городов Апатитах и Кировск организуют участие как участников, так и в качестве организаторов, в том числе в конкурсах на получение грантов для осуществления молодежных проектов различного уровня.

Градообразующим предприятием Кировска и Апатитов является АО «Апатит», входящий в состав компании «Фосагро». Социальная направленность АО «Апатит» в основном осуществляется в отношении молодых работников предприятия (активное участие в организации жизни молодежи принимает Молодежный совет ОПО Кировского филиала АО «Апатит») и крайне недостаточно представлена в целом в регионе присутствия. В состав Кировской местной молодежной организации АО «Апатит» входит всего 350 человек. В качестве полезного начинания следует указать на поддержку образования в Кировске и Апатитах, где открыты пять «ФосАгро-клас-сов», выпускники которых смогут продолжить образование в ведущих технических вузах станы и построить карьеру в компании. В ходе полевых исследований в Мурманской области в августе 2019 года был изучен полезный опыт государственно-частного партнерства в подготовке кадров среднего профессионального уровня. Так, эффективно работает Комплексная программа взаимодействия Кировского филиала АО «Апатит» и филиала Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске. В филиале осуществляется обучение по двенадцати специальностям, востребованным как в горнодобывающей отрасли, так и для развития городской среды г. Кировска. Филиал обладает замечательной материальной базой: 37 учебных кабинетов и лабораторий, спортивный и тренажерный залы, лыжная база, актовый и конференц-залы, 4 компьютерных класса, электромонтажная и слесар-но-механическая учебные мастерские. Кабинеты и лаборатории оснащены стендами и установками, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, новейшим оборудованием, симуляционными кабинетами (полностью воссоздан производственный процесс обогащения руды;

смена в шахте и т.д.). Основной площадкой для проведения производственных и преддипломных практик студентов филиала является Кировский филиал АО «Апатит». Созданные условия способствуют высокому уровню подготовки студентов. Наставниками молодежи и руководителями производственных практик являются наиболее опытные и квалифицированные работники Кировского филиала АО «Апатит».

Анализ состояния реализации государственной молодежной политики в (пост) добывающих городов российской Арктики позволяет сделать вывод, что только значительные финансовые вливания позволяют сдержать отток населения из этих мест. Так, в городе Новый Уренгой, вкладывающего миллиард рублей в молодежную программу, в последние три года наблюдается значительный рост численности населения. Но при этом оценить эффективность этих инвестиций, их долговременный эффект пока невозможно. Помимо приобретения социальных и материальных благ, благоустройства, благоприятных условий жизни молодежь должна чувствовать себя и своих детей на своем месте, на своей Родине, что является значительно более сложной задачей будущего.

Список литературы:

[1] Постановление Администрации города Апатиты от 20.10.2017 № 1344 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на присуждение премий Администрации города Апатиты одаренным детям» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: 2https://apatity.gov-murman.ru/regulatory/ пра/230553 /?sphrase_id=1759437 (дата обращения: 27.10.2019).

[2] Постановление Администрации города Апатиты от 05.09.2019 № 1251 «О продлении срока реализации и внесении изменений в муниципальную программу города Апатиты «Развитие культуры и молодежной политики, сохранение культурного наследия города», утвержденную постановлением Администрации города Апатиты от 25.11.2016 № 1562»

[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://apatity.gov-murman. ги/геди^огу/ пра/315988/(дата обращения 25.09.2019).

[3] Постановление администрации города Кировска от 23.12.2016 № 1567 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта города Кировска на 2017-2021 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://kiгovsk. гu/npa/npa_adm/2019/post_551_2019/ (дата обращения: 25.09.2019).

[4] Постановление Администрации города Новый Уренгой от 07.06.2017 № 184 «О внесении изменения в постановление Администрации города Новый Уренгой от 01.11.2016 № 366» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. newurengoy.ru/docs/11806-o-vnesenii-izmeneniya-v-postanovlenie-administracii-goroda-novyy-urengoy-ot-01112013-366.html (дата обращения: 26.09.2019).

[5] Постановление Нерюнгринской районной администрации от 07.11.2016 № 1503 «Об утверждении муниципальной программы «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюн-гринском районе на 2017-2021 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.neruadmin.ru/elib/ aktOMS/normprav/2018/1225_21.08.2018N.pdf (дата обращения: 26.09.2019).

[6] Постановление Нерюнгринской районной администрации от 25.01.2018 № 91 «О внесении изменений в приложение к постановлению Нерюнгринской администрации от 14.12.2016 № 1805 « Об утверждении Порядка оказания дополнительных мер социальной поддержки обучающимся и студентам из малообеспеченных семей» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www. neruadmin.ru/elib/aktOMS/

normprav/2018/91_25.01.2018n.pdf (дата обращения: 27.09.2019)

[7] Постановление Нерюнгринской районной администрации от 24.08.2018 № 1235 «О внесении изменений в приложение к постановлению Нерюнгринской районной администрации от 07.11.2016 № 1502 «Об утверждении муниципальной программы «Реализация отдельных направлений социальной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 годы» [ Электронный ресурс ]/ Режим доступа: http://www.neruadmin.ru/elib/ aktOMS/normprav/2018/1235_24.08.2018%20N.pdf (дата обращения: 28.09.2019).

[8] Постановление Нерюнгринской районной администрации от 07.11.2018 № 1620 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей Нерюн-гринского района на 2017-2021 года», утвержденную постановлением Нерюнгринской районной администрации от 14.09.2016 № 1121» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.neruadmin. ru/elib/aktOMS/normprav/2018/1620_07.11.2018N. pdf (дата обращения: 27.09.2019).

[9] Презентация муниципальной программы «Дети и молодежь. Развитие гражданского обше-ства» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.newurengoy.ru/pages/prezentaziy_ molodez.html (дата обращения: 25.10.2019).

[10] Федеральный закон от 16.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019 г.) [Электронный ресурс]/ http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 24.09.2019).

Spisok literatury:

[1] Postanovlenie Administracii goroda Apatity ot 20.10.2017 № 1344 «Ob utverzhdenii Polozheniya o provedenii konkursa na prisuzhdenie premij Administracii goroda Apatity odarennym detyam» [Elektron-nyj resurs]/ Rezhim dostupa: 2https://apatity.gov-mur-man.ru/regulatory/npa/230553 /?sphrase_ id=1759437 (data obrashcheniya: 27.10.2019).

[2] Postanovlenie Administracii goroda Apatity ot 05.09.2019 № 1251 «O prodlenii sroka realizacii i vnesenii izmenenij v municipal'nuyu programmu goroda Apatity «Razvitie kul'tury i molodezhnoj poli-tiki, sohranenie kul'turnogo naslediya goroda», utver-zhdennuyu postanovleniem Administracii goroda Apatity ot 25.11.2016 № 1562»

[Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https:// apatity.gov-murman.ru/regulatory/npa/315988/(data obrashcheniya 25.09.2019).

[3] Postanovlenie administracii goroda Kirovska ot 23.12.2016 № 1567 «Ob utverzhdenii munici-pal'noj programmy «Razvitie obrazovaniya, kul'tury, molodezhnoj politiki, fizicheskoj kul'tury i sporta goroda Kirovska na 2017-2021 gody» (c izmeneni-yami i dopolneniyami) [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https://kirovsk.ru/npa/npa_adm/2019/ post_551_2019/ (data obrashcheniya: 25.09.2019).

[4] Postanovlenie Administracii goroda Novyj Urengoj ot 07.06.2017 № 184 «O vnesenii izme-neniya v postanovlenie Administracii goroda Novyj Urengoj ot 01.11.2016 № 366» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.newurengoy.ru/ docs/11806-o-vnesenii-izmeneniya-v-postanovle-nie-administracii-goroda-novyy-uren-goy-ot-01112013-366.html (data obrashcheniya: 26.09.2019).

[5] Postanovlenie Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 07.11.2016 № 1503 «Ob utverzhdenii municipal'noj programmy «Realizaciya municipal'noj molodezhnoj politiki v Neryungrinskom rajone na 2017-2021 gody» (s izmeneniyami i dopolneniyami)

[Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http://www. neruadmin.ru/elib/aktOMS/

normprav/2018/1225_21.08.2018N.pdf (data obrashcheniya: 26.09.2019).

[6] Postanovlenie Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 25.01.2018 № 91 «O vnesenii izmenenij v prilozhenie k postanovleniyu Neryungrinskoj administracii ot 14.12.2016 № 1805 « Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya dopolnitel'nyh mer social'noj podderzhki obuchayushchimsya i studentam iz maloobespechennyh semej» [Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http://www.neruadmin.ru/elib/ akt0MS/normprav/2018/91_25.01.2018n.pdf (data obrashcheniya: 27.09.2019)

[7] Postanovlenie Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 24.08.2018 № 1235 «O vnesenii izmenenij v prilozhenie k postanovleniyu Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 07.11.2016 № 1502 «Ob utverzhdenii municipal'noj programmy «Realizaciya otdel'nyh napravlenij social'noj politiki v Neryungrinskom rajone na 2017-2021 gody» [ Elektronnyj resurs ]/ Rezhim dostupa: http://www.neruadmin. ru/elib/aktOMS/normprav/2018/1235_24.08.2018%2 0N.pdf (data obrashcheniya: 28.09.2019).

[8] Postanovlenie Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 07.11.2018 № 1620 «O vnesenii izmenenij v municipal'nuyu programmu «Obespech-enie zhil'em molodyh semej Neryungrinskogo rajona na 2017-2021 goda», utverzhdennuyu postanovleniem Neryungrinskoj rajonnoj administracii ot 14.09.2016 № 1121» [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.neruadmin.ru/elib/aktOMS/ normprav/2018/1620_07.11.2018N.pdf (data obrashcheniya: 27.09.2019).

[9] Prezentaciya municipal'noj programmy «Deti i molodezh'. Razvitie grazhdanskogo obsh-estva» [Elektronnyj resurs]/ Rezhim dostupa: http:// www.newurengoy.ru/pages/prezentaziy_molodez. html (data obrashcheniya: 25.10.2019).

[10] Federal'nyj zakon ot 16.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 02.08.2019) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2019 g.) [Elektronnyj resurs]/ http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_44571/ (data obrashcheniya 24.09.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.