УДК 001.894
РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ НА ОСНОВЕ ТРИЗ © Курганская Г. С., 2015
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье рассматриваются средства и возможности методологии ТРИЗ для решения сложных проблем. Ключевые слова: системный анализ, исследование систем, диалектика, инновации.
Главная цель бизнес-образования на современном этапе — подготовить специалистов, способных решать сложные проблемы в непростых, постоянно меняющихся экономических условиях. И здесь недостаточно передать знания, привить навыки, освоить технологии решения пусть непростых, но классических задач управления компанией. Насущным становится требование обладать творческим подходом, предлагать неожиданные, смелые решения проблем не только в области инноваций, но и в сфере традиционного управления персоналом, финансового менеджмента, маркетинга, логистики, использования ИТ и т. д. Несомненно, любые решения необходимо принимать на основе глубокого анализа, но далеко не всегда в результате можно получить ответ на вопрос: «Что делать дальше?».
Конечно, известны и популярны за рубежом и в России методы, которые широко применяются в этих случаях, например, метод мозгового штурма в разных модификациях. Но, к сожалению, его эффективность целиком зависит от интуиции и знаний членов команды. Более того, огромный диапазон возможных решений может быть упущен, просто потому, что они вне опыта участников мозгового штурма. Поэтому уже с 70 годов за рубежом стал активно продвигаться и использоваться методология ТРИЗ решения проблем на основе логики, а не только и не столько интуиции. Причем важно, что этот метод
отвергает и перебор, который присущ другому объективному подходу решения проблем — морфологическому.
Предпосылкой метода стала гипотеза, что существуют универсальные принципы творчества, которые являются основой для творчества и инноваций, создания передовых технологий.
1. Проблемы и решения повторяются в различных отраслях экономики, науки, творчества, образования. Модели эволюции, как правило, повторяется в природных и искусственных системах.
2. Творческие инновации часто используют научные методы и инструменты за пределами области, где они были разработаны.
Идея ТРИЗ заключалась в том, что если эти общие модели и методы идентифицировать и формализовать, они могут использоваться в техническом творчестве, чтобы сделать процесс изобретений более предсказуемым. Авторами ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) была группа советских ученых-инженеров во главе с Генрихом Сауловичем Альтшуллером, которая работала в середине прошлого века.
Для выявления закономерностей и ключевых моментов творческого процесса ими были проанализированы 40 тысяч патентов, и в результате была действительно разработана теория решения изобретательских задач. В рамках этого подхода ключевым моментом является формулировка проблемы и выяв-
78 Бизнес-образование в экономике знаний
№ 1 • 2015
ление основного противоречия.
Формулировка проблемы должна отражать ее суть и отсекать ненужные, не эффективные решения, здесь главный принцип: «Ничего лишнего». Конечно, выполнить эту работу можно только на основе системного подходя, выявив все компоненты объекта, элементы окружающей среды, выявить все связи в системе. Затем нужно отбросить все ненужное, максимально обобщить проблему, не теряя ее сути, а затем Альтшулер предложил сформулировать ее с позиций «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие» [1]. Для такого подхода авторы предложили использовать понятие «Идеальный конечный результат». Вероятнее всего, он недостижим, но задает верное направление для дальнейшей работы.
На следующем этапе необходимо сформулировать так называемую мини-задачу: «...всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появится новое, полезное качество» [2]. Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.
Таким образом, мы получаем ответы на вопросы:
• Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют между собой и внешней средой?
• Какие связи являются вредными или ненужными, и, какие — нейтральными, и какие — полезными?
• Какие компоненты объекта являются ненужными, а какие необходимыми?
• Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?
• Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?
Понятно, что пытаясь внести изменения в систему, мы неизбежно получим новые противоречия вдобавок к существующим.
ТРИЗ признает два типа противоречий:
1. Системные (технические). Они присущи структуре объекта: когда что-то становится лучше, что-то еще автоматически становится хуже.
• Объект становится прочнее, но увеличивается вес.
• Служба настраивается для каждого клиента, но при этом процесс обслуживания усложняется.
2. Внутренние (физические, имманентные). Противоречия в требованиях к основным свойствам или качеству объекта.
• Обучение в школе должно быть качественным по каждой дисциплине, это требует много времени, но ученик не может заниматься в день больше санитарной нормы.
• Чай должен быть очень горячим по требованию клиента, но не очень горячим для его безопасности.
Чтобы снять противоречия, и, следовательно, решить проблему, в методологии ТРИЗ предлагаются 40 стандартных приемов, которые в сочетании с ал-
горитмом решения творческих задач стали ядром ТРИЗ [3]. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд из них существенные.
Детализация (дробление)
• Разделить объект на независимые компоненты.
• Рассмотреть компоненты как самостоятельные объекты.
• Увеличить степень детализации объекта.
Выделение (вынесение)
• Отделить от объекта негативный компонент, свойство.
• Выделить полезную часть, свойство.
Гетерогенность (разнородность, локальность
качества)
• Перейти от однородной структуры объекта, внешней среды, связей к неоднородной.
• Компоненты объекта должны иметь разные функции.
Асимметрия
• Стремиться к асимметрии в структуре и свойствах.
• Увеличить степень асимметрии.
Объединение
• Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты.
• Объединить во времени однородные или смежные операции.
Универсальность
• Объект выполняет максимальное возможное количество функции.
Иерархия («матрешка»)
• Один объект является компонентом другого.
Инверсия эффекта («обратить вред в пользу»)
• Использовать вредные факторы для получения положительного эффекта.
• Взаимно уничтожать вредные свойства.
• Усилить вредное свойство до степени собственного отрицания.
Инверсия объекта («наоборот»)
• Вместо требуемого действия осуществить обратное.
• Изменить динамику на статику и наоборот.
• Перевернуть иерархию.
• Вывернуть объект, инвертировать внутренность и наружность.
Таким образом, мы видим, что фундаментом методологии ТРИЗ является диалектика Гегеля:
• Принцип всеобщей связи.
• Принцип постоянного развития.
• Закон единства и борьбы противоположностей.
• Закон перехода количественных изменений в качественные.
• Закон «отрицание отрицания».
Приведем пример, иллюстрирующий результативность методологии ТРИЗ. При токарной обработке обычно выполняют путем контроля за размером изделия. Если же отслеживать в процессе изготовления расстояние между изделием и резцом, то можно отказаться лишних действий и гарантировать абсо-
№ 1 • 2015
Би знес-образование в экономике знаний 79
лютно точное изготовление деталей. Этот принцип лег в основу новых прецизионных токарных станков, созданных в Швейцарии. При обработке на них изделий с припуском 20-30 микрон не требуется последующее шлифование [4].
В целом можно представить основные этапы решения творческих сложных задач в ТРИЗ в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Основные этапы решения творческих сложных задач
Примером последовательного применения принципов ТРИЗ может метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций [5]. С помощью этой методики «изобретаются» для данной системы аварийные ситуации и нежелательные явления, рассматривается вероятность их появления. При этом проводится анализ существующей ситуации и тенденции ее изменения, формулируются и разрешаются противоречия, возникающие при решении проблемы. Кроме того, генерируются и анализируются способы предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время методология ТРИЗ развивается в ряде научных школ, преимущественно за рубежом [6, 7, 8]. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ остаётся практически неизменным, но активно разрабатываются методики, позволяющие использовать эти подходы в современном бизнесе, творчестве, обучении, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество. Существенным достоинством ТИЗ является постоянное накопление «интеллектуального капитала», в том числе в базах задач и решений ТРИЗ. К сожалению, сейчас этот процесс идет изолированно на каждом сайте, но есть надежда, что ученики Альтшуллера будут следовать
его принципам, в том числе второму закону диалектики «Переход количественных изменений в качественные». Для этого нужно объединить свои ресурсы на основе современных облачных технологий, чтобы получить новый качественный уровень решения сложных творческих проблем во всех сферах нашей деятельности. ■
1.URL: http://www.triz-journal.eom/archives/1997/07/b/ index.html.
2.Там же.
3.Там же.
4.URL: http://www.trizminsk.org/e/24700902.htm.
5.Там же.
6.Злотый Б. Л. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений / Б. JI. Злотин, А. В. Зусман. — Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1991,—22 с.
7.URL: http://www.aitriz.org/.
8.URL: http://www3.sympatico.ca/karasik/.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Злотин Б. Л. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений / Б. JT. Злотин, А. В. Зусман. — Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1991. — 22 с.
URL: http://www.aitriz.org/.
URL: http ://www3. sympatico .ca/karasik/.
URL: http://www.triz-journal.com/archives/1997/07/ Ы index.html.
URL: http://www.trizminsk.Org/e/24700902.htm.
TIPS Method for Tackling Complex Problems
© Kurganskaya G., 2015
The article is on the TIPS (Theory of inventive problem solving) methodology for handling complex problems.
Keywords: system analysis, system studies / research, dialectics, innovation.