Научная статья на тему 'Решение сложных проблем на основе ТРИЗ'

Решение сложных проблем на основе ТРИЗ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
326
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / SYSTEM ANALYSIS / ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ / SYSTEM STUDIES/RESEARCH / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Курганская Галина Сергеевна

В статье рассматриваются средства и возможности методологии ТРИЗ для решения сложных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Курганская Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIPS Method for Tackling Complex Problems

The article is on the TIPS (Theory of inventive problem solving) methodology for handling complex problems.

Текст научной работы на тему «Решение сложных проблем на основе ТРИЗ»

УДК 001.894

РЕШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ НА ОСНОВЕ ТРИЗ © Курганская Г. С., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье рассматриваются средства и возможности методологии ТРИЗ для решения сложных проблем. Ключевые слова: системный анализ, исследование систем, диалектика, инновации.

Главная цель бизнес-образования на современном этапе — подготовить специалистов, способных решать сложные проблемы в непростых, постоянно меняющихся экономических условиях. И здесь недостаточно передать знания, привить навыки, освоить технологии решения пусть непростых, но классических задач управления компанией. Насущным становится требование обладать творческим подходом, предлагать неожиданные, смелые решения проблем не только в области инноваций, но и в сфере традиционного управления персоналом, финансового менеджмента, маркетинга, логистики, использования ИТ и т. д. Несомненно, любые решения необходимо принимать на основе глубокого анализа, но далеко не всегда в результате можно получить ответ на вопрос: «Что делать дальше?».

Конечно, известны и популярны за рубежом и в России методы, которые широко применяются в этих случаях, например, метод мозгового штурма в разных модификациях. Но, к сожалению, его эффективность целиком зависит от интуиции и знаний членов команды. Более того, огромный диапазон возможных решений может быть упущен, просто потому, что они вне опыта участников мозгового штурма. Поэтому уже с 70 годов за рубежом стал активно продвигаться и использоваться методология ТРИЗ решения проблем на основе логики, а не только и не столько интуиции. Причем важно, что этот метод

отвергает и перебор, который присущ другому объективному подходу решения проблем — морфологическому.

Предпосылкой метода стала гипотеза, что существуют универсальные принципы творчества, которые являются основой для творчества и инноваций, создания передовых технологий.

1. Проблемы и решения повторяются в различных отраслях экономики, науки, творчества, образования. Модели эволюции, как правило, повторяется в природных и искусственных системах.

2. Творческие инновации часто используют научные методы и инструменты за пределами области, где они были разработаны.

Идея ТРИЗ заключалась в том, что если эти общие модели и методы идентифицировать и формализовать, они могут использоваться в техническом творчестве, чтобы сделать процесс изобретений более предсказуемым. Авторами ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) была группа советских ученых-инженеров во главе с Генрихом Сауловичем Альтшуллером, которая работала в середине прошлого века.

Для выявления закономерностей и ключевых моментов творческого процесса ими были проанализированы 40 тысяч патентов, и в результате была действительно разработана теория решения изобретательских задач. В рамках этого подхода ключевым моментом является формулировка проблемы и выяв-

78 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 1 • 2015

ление основного противоречия.

Формулировка проблемы должна отражать ее суть и отсекать ненужные, не эффективные решения, здесь главный принцип: «Ничего лишнего». Конечно, выполнить эту работу можно только на основе системного подходя, выявив все компоненты объекта, элементы окружающей среды, выявить все связи в системе. Затем нужно отбросить все ненужное, максимально обобщить проблему, не теряя ее сути, а затем Альтшулер предложил сформулировать ее с позиций «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие» [1]. Для такого подхода авторы предложили использовать понятие «Идеальный конечный результат». Вероятнее всего, он недостижим, но задает верное направление для дальнейшей работы.

На следующем этапе необходимо сформулировать так называемую мини-задачу: «...всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появится новое, полезное качество» [2]. Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.

Таким образом, мы получаем ответы на вопросы:

• Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют между собой и внешней средой?

• Какие связи являются вредными или ненужными, и, какие — нейтральными, и какие — полезными?

• Какие компоненты объекта являются ненужными, а какие необходимыми?

• Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?

• Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?

Понятно, что пытаясь внести изменения в систему, мы неизбежно получим новые противоречия вдобавок к существующим.

ТРИЗ признает два типа противоречий:

1. Системные (технические). Они присущи структуре объекта: когда что-то становится лучше, что-то еще автоматически становится хуже.

• Объект становится прочнее, но увеличивается вес.

• Служба настраивается для каждого клиента, но при этом процесс обслуживания усложняется.

2. Внутренние (физические, имманентные). Противоречия в требованиях к основным свойствам или качеству объекта.

• Обучение в школе должно быть качественным по каждой дисциплине, это требует много времени, но ученик не может заниматься в день больше санитарной нормы.

• Чай должен быть очень горячим по требованию клиента, но не очень горячим для его безопасности.

Чтобы снять противоречия, и, следовательно, решить проблему, в методологии ТРИЗ предлагаются 40 стандартных приемов, которые в сочетании с ал-

горитмом решения творческих задач стали ядром ТРИЗ [3]. Рассмотрим наиболее, на наш взгляд из них существенные.

Детализация (дробление)

• Разделить объект на независимые компоненты.

• Рассмотреть компоненты как самостоятельные объекты.

• Увеличить степень детализации объекта.

Выделение (вынесение)

• Отделить от объекта негативный компонент, свойство.

• Выделить полезную часть, свойство.

Гетерогенность (разнородность, локальность

качества)

• Перейти от однородной структуры объекта, внешней среды, связей к неоднородной.

• Компоненты объекта должны иметь разные функции.

Асимметрия

• Стремиться к асимметрии в структуре и свойствах.

• Увеличить степень асимметрии.

Объединение

• Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты.

• Объединить во времени однородные или смежные операции.

Универсальность

• Объект выполняет максимальное возможное количество функции.

Иерархия («матрешка»)

• Один объект является компонентом другого.

Инверсия эффекта («обратить вред в пользу»)

• Использовать вредные факторы для получения положительного эффекта.

• Взаимно уничтожать вредные свойства.

• Усилить вредное свойство до степени собственного отрицания.

Инверсия объекта («наоборот»)

• Вместо требуемого действия осуществить обратное.

• Изменить динамику на статику и наоборот.

• Перевернуть иерархию.

• Вывернуть объект, инвертировать внутренность и наружность.

Таким образом, мы видим, что фундаментом методологии ТРИЗ является диалектика Гегеля:

• Принцип всеобщей связи.

• Принцип постоянного развития.

• Закон единства и борьбы противоположностей.

• Закон перехода количественных изменений в качественные.

• Закон «отрицание отрицания».

Приведем пример, иллюстрирующий результативность методологии ТРИЗ. При токарной обработке обычно выполняют путем контроля за размером изделия. Если же отслеживать в процессе изготовления расстояние между изделием и резцом, то можно отказаться лишних действий и гарантировать абсо-

№ 1 • 2015

Би знес-образование в экономике знаний 79

лютно точное изготовление деталей. Этот принцип лег в основу новых прецизионных токарных станков, созданных в Швейцарии. При обработке на них изделий с припуском 20-30 микрон не требуется последующее шлифование [4].

В целом можно представить основные этапы решения творческих сложных задач в ТРИЗ в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Основные этапы решения творческих сложных задач

Примером последовательного применения принципов ТРИЗ может метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций [5]. С помощью этой методики «изобретаются» для данной системы аварийные ситуации и нежелательные явления, рассматривается вероятность их появления. При этом проводится анализ существующей ситуации и тенденции ее изменения, формулируются и разрешаются противоречия, возникающие при решении проблемы. Кроме того, генерируются и анализируются способы предупреждения и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время методология ТРИЗ развивается в ряде научных школ, преимущественно за рубежом [6, 7, 8]. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ остаётся практически неизменным, но активно разрабатываются методики, позволяющие использовать эти подходы в современном бизнесе, творчестве, обучении, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество. Существенным достоинством ТИЗ является постоянное накопление «интеллектуального капитала», в том числе в базах задач и решений ТРИЗ. К сожалению, сейчас этот процесс идет изолированно на каждом сайте, но есть надежда, что ученики Альтшуллера будут следовать

его принципам, в том числе второму закону диалектики «Переход количественных изменений в качественные». Для этого нужно объединить свои ресурсы на основе современных облачных технологий, чтобы получить новый качественный уровень решения сложных творческих проблем во всех сферах нашей деятельности. ■

1.URL: http://www.triz-journal.eom/archives/1997/07/b/ index.html.

2.Там же.

3.Там же.

4.URL: http://www.trizminsk.org/e/24700902.htm.

5.Там же.

6.Злотый Б. Л. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений / Б. JI. Злотин, А. В. Зусман. — Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1991,—22 с.

7.URL: http://www.aitriz.org/.

8.URL: http://www3.sympatico.ca/karasik/.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Злотин Б. Л. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений / Б. JT. Злотин, А. В. Зусман. — Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1991. — 22 с.

URL: http://www.aitriz.org/.

URL: http ://www3. sympatico .ca/karasik/.

URL: http://www.triz-journal.com/archives/1997/07/ Ы index.html.

URL: http://www.trizminsk.Org/e/24700902.htm.

TIPS Method for Tackling Complex Problems

© Kurganskaya G., 2015

The article is on the TIPS (Theory of inventive problem solving) methodology for handling complex problems.

Keywords: system analysis, system studies / research, dialectics, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.