Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ У МОЛОДЕЖИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПО РЕШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЕЖИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харченко Андрей Олегович

В статье рассмотрены решения психологических проблем у людей молодого возраста от 18 до 24 лет по средствам физического воспитания. Показаны причины отклоняющегося поведения молодых людей, задачи профилактической работы с людьми, рассмотрены средства и методы по решению психологических проблем у молодых людей в условиях спорта, а также приведены формы спортивной деятельности. Актуальность. В работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с решение психологических проблем молодежи по средствам физического воспитания. Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что в настоящее время достаточно большое количество молодых людей и подростков испытывают проблемы, связанные с психологическим здоровьем. Цель работы - рассмотреть решения психологических проблем у молодежи по средствам физической культуры и спорта. Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили работы З.В. Кузнецовой, Г.В. Федотова, А.И. Федосова, С.А. Мельников, А.В. Служителев, С.А. Печерский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харченко Андрей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF YOUTH BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The article considers solutions to psychological problems in young people from 18 to 24 years of age by means of physical education. The reasons for the deviant behavior of young people, the tasks of preventive work with people are shown, the means and methods for solving psychological problems in young people in sports conditions are considered, as well as the forms of sports activity are given. Relevance. The paper considers topical issues related to the solution of psychological problems of youth by means of physical education Materials and Methods of research. The research materials were the works of Z.V. Kuznetsova, G.V. Fedotov, A.I. Fedosov, S.A. Melnikov, A.V. Servitelev, S.A. Pechersky. Problem, goal, tasks. The problem is that currently quite a large number of young people and adolescents are experiencing problems related to psychological health. The purpose of the work is to consider solutions to psychological problems among young people by means of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Шсшштгш ащрввш

P§pck<B)k)gp ®ffspirits

УДК: 796.085; 797.12

РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЁЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Харченко А.О.

Кубанский государственный университет им И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия. ORCID ID: 0000-0003-2218-4413, E-mail: kharchenkoandru@gmail.com

f Аннотация. В статье рассмотрены решения психологических проблем у людей молодого возраста от 18 до 24 лет по средствам физического воспитания. Показаны причины отклоняющегося поведения молодых людей, задачи профилактической работы с людьми, рассмотрены средства и методы по решению психологических проблем у молодых людей в условиях спорта, а также приведены формы спортивной деятельности.

f Актуальность. В работе рассмотрены актуальные вопросы, связанные с решение психологических проблем молодежи по средствам физического воспитания. Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что в настоящее время достаточно большое количество молодых людей и подростков испытывают проблемы, связанные с психологическим здоровьем. Цель работы - рассмотреть решения психологических проблем у молодежи по средствам физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования послужили работы З.В. Кузнецовой, Г.В. Федотова, А.И. Федосова, С.А. Мельников, А.В. Служителев, С.А. Печерский.

Ключевые слова: Проблемы психологии у молодежи, физическое воспитание, методы и средства по решению психологических проблем у молодежи, профилактические работы по решению психологических проблем у молодых людей

Введение

В последнее время увеличилось число молодых людей, которые не способны самостоятельно адаптироваться к социальной среде, а также имеют множество других проблем психологического характера, зачастую это проявляется в странном поведении в обществе или вне его. Эту проблему можно с уверенностью отнести к разряду психологических проблем. Большая важность этой неурядицы обусловлена тем, что сегодня наблюдается нерачительное и дерзкое поведение при нездоровом отношении к окружающим людям. Это может проявляться по-разному: в агрессивном или наоборот в чрезмерно скрытном поведении. Таким людям особо нужен индивидуальный подход и внимание к различным видам деятельности, которые вы-

зывают интерес к ним и напрягают все силы. Есть такой термин как психокоррекция - комплекс мер, которые направлены на устранение нарушений психики и поведения человека при помощи специальных психологических средств. Систематическое занятие физической деятельностью также можно отнести к таким мероприятиям, ведь именно благодаря физической активности у человека развиваются как личностные, так и коммуникативные качества, а именно они являются основой физического здоровья человека.

Результаты и их обсуждение

В работе, направленной на профилактику психологических проблем у молодежи главное, как говорят сами специалисты в области работы с молодежью - это вовлечь их в интересный для них вид деятельности.

К таким занятиям можно отнести: спортивные игры, единоборства, плавание, легкая атлетика. Именно спорт - это очень хорошее средство для решения психологических задач. С учетом определенного интереса этой группы людей к спорту и физкультуре, содержание данной работы должно рассматриваться как единство трёх взаимосвязанных элементов [1].

Федосова Л.П. и Горбачёва О.А. едины в этом мнении и говорят, что первый элемент - это подбор средств и методов, способствующих вовлечению молодежи в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематическим занятиям. Не ждите поначалу отличного результата, что человек, например, сразу заинтересуется спортом и начнет заниматься физкультурой. [5] Первый этап уделяется корректировке негативных качеств личности, а затем воспитанию положительных качеств: трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формированию интереса к избранному виду спортивной деятельности, а также, к этому этапу можно отнести повышение общей физической подготовленности [2; 5].

Второй элемент - это комплексная коррекция психических и физиологических состояний. Данный элемент отвечает за то, что по плану у человека появляется интерес к занятиям спортом и требуется работа со специалистом в этом направлении. Зачастую это тренер, который направляет молодого человека, составляет для него план занятий и так далее. Следствие этого является повышение физической активности у человека [5].

Третий элемент - освоение молодыми людьми методов, приемов физической подготовки и выполнение тренировочных программ в выбранных спортивных дисциплинах. Третий этап включает в себя развитие, совершенствование навыков самообразования, контроля над основными видами деятельности [5].

При создании методов и методик, направленных на помощь людям с психологическими проблемами одно из главных мест - это теория. Теоретические занятия с молодыми людьми могут проводиться в различных формах, а именно: проведение

индивидуальных бесед с психологами, групповые встречи с деятелями спорта, разного рода лекции и так далее.

Стрельникова И.В. утверждает, что участие семьи очень важно, и без него невозможно добиться успеха. Первое социальное окружение для каждого человека - это близкие люди. Они играют важное и в значительной степени решающее значение в детском воспитании. В семье человек осознает основные нормы и правила поведения, развивает стереотипы относительно окружающего мира. Проблемы семьи отражаются на семейных проблемах на детях. Молодые люди, выросшие в семьях с нездоровой обстановкой, чаще, чем их сверстники, имеют психические проблемы и отклонения [6].

Физическая культура, как никакой другой вид деятельности, является действенным средством против многих психических отклонений. Поэтому на протяжении всего тренировочного процесса следует использовать набор приемов:

1. Метод постепенного, но постоянного усложнения упражнений. С увеличением нагрузки у человека развиваются такие качества, как решительность, стойкость и уверенность в своих силах. Эти качества помогут человеку избавиться от множества комплексов, которые активно навязываются в современном обществе.

2. Использование метода вознаграждения. Когда, даже если задача неудачна, это помогает преодолеть неуверенность, страх. Поощрение даже за минимальный успех воспитывает трудолюбие, целеустремленность.

3. Смена деятельности. Эта техника влияет на снижение умственного напряжения.

4. Нарочное создание жизненных моментов, с которыми молодые люди, имеющие проблемы с психикой, смогли бы справиться. Этот прием поможет поднять чувство уверенности у человека.

5. В моменты, когда необходимо привести эмоции в состояние покоя молодым людям следует отводить ведущую роль в разучивании новых упражнений, проведении эстафет, тестировании; создавать ситуации, в которых у агрессивных спортс-

менов могут быть неудачи; временно отстранять их от занятий, но с обязательным посещением; участие в соревнованиях как внутри группы, так и вне ее; честное разрешение конфликтных ситуаций; проведение групповых бесед, нужно демонстрировать положительное влияние спорта на жизнь человека, взяв за основу, к примеру, известных спортсменов. Спортивное совершенствование молодого человека в выбранном им виде спорта при умелой тренерской работе следует рассматривать как наиболее эффективное средство воспитания физических и нравственных качеств, которые нужно воспитывать в молодых людях.

Формы спортивной деятельности

К формам спортивной деятельности относятся: спортивные клубы, спортивные школы и школы олимпийского резерва. Самыми распространенными, конечно, являются спортивные секции. Для студентов вы можете найти секцию в университете, колледже или другом учебном заведении.

Основной упор спортивных секций делается на то, чтобы постоянно заниматься спортом для совершенствования в том виде спорта, который выбрал человек, и в будущем прогресс будет оцениваться на соревнованиях.

Например, можно рассмотреть такой вид спорта, как плавание. С психологической точки зрения плавание невероятно полезно. Это позволяет человеку побыть наедине со своим разумом и отделяет нас от повседневных проблем и забот. Это позволяет развить в себе положительные качества, такие как настойчивость и настойчивость. Депрессию, тревогу, обсес-сивно-компульсивные расстройства можно, по крайней мере, облегчить плаванием. Вода вносит гармонию в организм, ритмические и весьма тяжелые действия позволяют фиксировать внимание на теле. Мозг отвлекается от болезни и таким образом вырабатывает дополнительный ресурс, чтобы исцелить. Кроме того, при занятиях этим видом спорта происходит выброс эн-дорфинов и нейромедиаторов, таких как серотонин. после первого урока молодой человек сможет отметить, как улучшилось его настроение [4].

Для того чтобы спорт оправдал надлежащие ожидания, учителя и тренеры по физкультуре должны своевременно принимать соответствующие меры в отношении этой группы детей, чтобы скорректировать их мировоззрение и поведение.

Стрельникова И.В. говорит, что специалисты должны попытаться повлиять на социальное окружение студента: попытаться привлечь всю компанию к активным занятиям спортом, а если это не удастся, то отвлечь человека от компании, создав более сильные мотивы, связанные со спортом. Для этого нужно знать, какие ценностные ориентации управляют поведением молодого человека, что для него наиболее важно и престижно [6].

Главная задача тренера - найти разумную и общественно полезную причину для реализации этого стремления у молодого человека.

Не всегда усилия тренера приносят положительный результат - некоторые проблемные молодые люди прекращают занятие спортом или уходят из спортивных групп. Например, в секции может не быть подходящего вида спорта, или человеку не подходит его тренер и ему нужно обратиться к другому специалисту.

Тренер, конечно, должен быть обязан принимать непосредственное участие в физическом воспитании, жизни и наставлении человека с проблемами на правильный путь. Однако ни в коем случае нельзя действовать против воли молодого человека, потому что это может нанести еще больший вред человеку и вся работа психологов и тренеров будет напрасной.

Заключение

В итоге всех вышеперечисленных фактов можно заключить следующее: физическая культура и спорт - обязательная часть работы с юными людьми с проблемами психического здоровья, а также важнейшее условие ее успеха. Влияние семейного образа жизни и его режима двигательного действия существенно сказывается на образе жизни семьи в целом, а также на формировании у человека осознанного потребления активной моторной деятельности.

Необходимо овладевать навыками самоисцеления, повышать потребность людей в приобретении новых знаний путем самостоятельного поиска, использования инновационных технологий, повышения интереса к физическому воспитанию, кроме того, формирование творческой активности и самостоятельности, принимая как ожидаемые результаты деятельности родителей или образовательных организаций (школы, университет и так далее) [3].

Вовлечение молодежи в физическую культуру и другую спортивную деятельность приводит к позитивным изменениям большинства элементов личностной характеристики, способствует уменьшению негативных личностных проявлений и помогает избавиться от трудностей в общении с другими людьми, а также решить большинство других проблем с психическим здоровьем.

^jWt Литература

!Щ|гх5 1. Кузнецова З.В. Влияние реализации учебных программ по физической культуре на умственную деятельность студентов / З.В. Кузнецова, Н.В. Славинский // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: материалы национальной научно-практической конференции. 2021. С. 297-301.

2. Федосова Л.П. Сравнительный анализ методов физической культуры направленных на развитие выносливости и силы в контексте здоровья / Л.П. Федосова, З.В. Кузнецова, Г.В. Федотова, Л.У. Удовицкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 448-450.

3. Клименко А.А. Построение процесса обучения двигательным действиям на основе теории деятельности / А.А. Клименко, З.В. Кузнецова, А.В. Служителев // XLVI международные научные чтения (памяти Ф.А. Блинова): сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 125-127.

4. Удовицкая Л.У. Инновационный метод обучения плаванию студентов в вузе / Л.У. Удовицкая, З.В. Кузнецова // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. 2020. С. 963-969

5. Горбачёва О.А. Предупреждение и коррекция наркомании путём вовлечения подростков к занятиям спортом. - 2019 // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292632

6. Стрельникова И.В. Психолого-педагогические особенности воспитания трудных подростков средствами физической культуры. 2010 // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15245769

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Харченко А.О. Решение психологических проблем молодёжи средствами физического воспитания / Харченко А.О. // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 6. С. 27-32.

Сведения об авторе

Харченко Андрей Олегович, студент Кубанского государственного аграрного университета им И.Т. Трубилина, Краснодар, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2218-4413, Email: kharchenkoandru@gmail.com

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

2022, vol. 3, no. 6, pp. 27-32.

SOLVING PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF YOUTH BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

Kharchenko A.O.

Kuban State University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia. ORCID ID: 0000-00032218-4413, E-mail: kharchenkoandru@gmail.com

ill Abstract. The article considers solutions to psychological problems in young people from 18 to 24 years of age by means of physical education. The reasons for the deviant behavior of young people, the tasks of preventive work with people are shown, the means and methods for solving psychological problems in young people in sports conditions are considered, as well as the forms of sports activity are given.

Relevance. The paper considers topical issues related to the solution of psychological problems of youth by means of physical education

Materials and Methods of research. The research materials were the works of Z.V. Kuznetsova, G.V. Fedotov, A.I. Fedosov, S.A. Melnikov, A.V. Servitelev, S.A. Pechersky. Problem, goal, tasks. The problem is that currently quite a large number of young people and adolescents are experiencing problems related to psychological health. The purpose of the work is to consider solutions to psychological problems among young people by means of physical culture and sports.

Keywords: Problems of psychology among young people, physical education, methods and

means to solve psychological problems among young people, preventive work to solve psychological problems among young people

f References

1. Kuznetsova Z.V. The impact of the implementation of educational programs in physical culture on the mental activity of students / Z.V. Kuznetsova, N.V. Slavinsky // Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: materials of the national scientific and practical conference. - 2021. - pp. 297-301.

2. Fedosova L.P. Comparative analysis of physical culture methods aimed at developing endurance and strength in the context of health / L.P. Fedosova, Z.V. Kuznetsova, G.V. Fedotova, L.U. Udovitskaya // Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgaft. - 2021. - № 3 (193). -Pp. 448-450.

3. Klimenko A.A. Building the process of learning motor actions based on the theory of activity / A.A. Klimenko, Z.V. Kuznetsova, A.V. Servitelev // XLVI international scientific readings (in memory of F.A. Blinov): collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - 2019. - pp. 125-127.

4. Udovitskaya L.U. Innovative method of teaching swimming to students at the university / L.U. Udovitskaya, Z.V. Kuznetsov

Information about the author

Kharchenko Andrey Olegovich, student of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-2218-4413, E-mail: kharchen-koandru@gmail.com

Поступила в редакцию 03.06.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 10.06.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.